ИНГРУППА
Смотреть что такое ИНГРУППА в других словарях:
ИНГРУППА
Избранная группа, в которой все члены имеют сильное чувство идентичности с группой, ощущение элитности своей группы и имеют тенденцию действовать таким образом, чтобы исключать других (аутгруппу). Обратите внимание, что у этого термина имеется коннотация сильных положительных чувств по отношению к группе, как к абстракции, и у человека не обязательно будет такая привязанность к отдельным членам группы, они фактически могут сильно не любить друг друга. Также иногда называется мы-группой. смотреть
ИНГРУППА
Ингруппа — группа, к которой индивид относит самого себя, с которой он себя идентифицирует. Противоположна аутгруппе. Автор Г. Тэджфел — . Литература. Tajfel H. Intergroup behavior, social comparison and social change. Katx — Newcomb lectures. Ann — Arbor, 1974. смотреть
ИНГРУППА
группа или социальная категория, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы как *мы*. Институт социальный исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей. смотреть
ИНГРУППА
группа или социальная категория, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы, как «мы». смотреть
ИНГРУППА
ж. см. внутренняя группа
ИНГРУППА
социальная группа, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности, выражаемое в терминах «мы», «наши».
ИНГРУППА
социальная группа, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности, выражаемое в терминах «мы», «наши».
ИНГРУППА
– социальная группа, дающая своим членам чувство достоинства и преданности.
ИНГРУППА (МЫГРУППА)
считающая себя элитарной группа лиц, имеющих сильное чувство идентичности с группой (хотя эти люди могут быть в личностном плане очень разными, испытывать сильную антипатию один к другому, а иногда сосуществовать наподобие скорпионов в банке). Например, клуб миллиардеров. Другие, не причисляемые ими к элите лица, являются для них отвергаемыми, чужими, составляющими аутгруппу. смотреть
Источник
Текст книги «Социология»
Автор книги: Евгений Бабосов
Жанр: Учебная литература, Детские книги
Текущая страница: 15 (всего у книги 25 страниц) [доступный отрывок для чтения: 9 страниц]
Основные понятия
Аудитория (собранная публика) – собранное в одном месте объединение людей со сходными установками к реагированию и принципом обособления на основе общего интереса в отношении одного и того же предмета или намерения.
Аутгруппа – группа людей, по отношению к которой индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности.
Вторичная группа – группа, социальные контакты и отношения между членами которой носят безличный характер.
Групповая динамика – совокупность процессов функционирования, изменения и развития группы, направленных на воспроизводство групповых элементов, поддержание целостности структуры и адаптацию к социальной среде.
Ингруппа – группа или социальная категория, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности.
Квазигруппа – объединение людей, для которого характерны низкий уровень внутреннего контроля, неустойчивость и однообразие взаимодействий.
Первичная группа – группа, в которой происходит первоначальная социализация индивидов и отношения носят интимный, личностный, неформальный характер.
Публика – неорганизованная совокупность людей, рассредоточенная в пространстве, члены которой имеют общие интересы и установки.
Референтная группа – социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.
Социальная группа – совокупность людей, связанных системой внутреннего контроля, упорядоченными отношениями, общими ценностями, принципом обособления и осознанием собственной принадлежности к данной общности.
Социальная общность – форма совместной жизнедеятельности, реально существующая, относительно целостная и самостоятельная совокупность людей, объединенных воспроизводимой социальной связью, общностью условий жизнедеятельности и пространственно-временной протяженностью, идентификацией и самоидентификацией членов общности, основанной на осознании принадлежности к ней.
Социальный круг – совокупность лиц, поддерживающих постоянные личные контакты с целью обмена взглядами и формирования мнений, без четкого принципа обособления и строгой внутренней организации.
Социальный слой – структурный элемент общества, образуемый на основе пересечения структур различного типа (социально-демографической, социально-профессиональной, образовательной и т. д.) и представляющий собой некоторую совокупность людей со сходным социальным положением в иерархизированной структуре общества, определяемым на основе неравенства и дистанции по социально значимым ранговым критериям.
Страта – совокупность людей со сходными социальными статусами в структуре социального неравенства по совокупности признаков: политическому (доступ к власти), экономическому (доход), образовательному (уровень образования) и профессиональному (престиж профессии) критериям.
Территориальная общность – относительно самодостаточное объединение людей, для которого характерны общность территории, отношения в контексте единства социального и физического (территориального) пространства, большая направленность не на внешние связи, а на внутренние.
Толпа – относительно кратковременное объединение в пространстве большого количества связанных непосредственными контактами людей, для которого характерны идентичность эмоций и действий, отсутствие нормативных предписаний, анонимность, внушаемость, убежденность в правильности действий, неуязвимость, осознание собственной силы и снятие ответственности.
Этническая общность – исторически сложившееся целостное социальное образование, обладающее едиными культурой, территорией и хозяйственной деятельностью, осознанием своего единства и самосознанием.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Как соотносятся понятия «социальная общность» и «социальная группа»?
2. Какие основные признаки социальной общности вам известны?
3. Назовите функции социальных общностей.
4. Какие основные виды и формы социальных общностей вы знаете?
5. Какие основные задачи в области изучения социальных общностей в современной социологии вам известны?
6. Что такое социальная группа?
7. Каковы основные черты и свойства социальных групп?
8. В чем различие первичных и вторичных социальных групп?
9. Что такое ингруппы и аутгруппы? Приведите примеры.
10. Какими элементами характеризуется групповая динамика?
Литература по теме
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М., 1996.
Асп, Э.К. Введение в социологию / Э.К. Аси. М., 2000.
Блумер, Г. Коллективное поведение / Г. Блумер // Американская социологическая мысль / сост. А.И. Кравченко; под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 90–115.
Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидденс. М., 2003. С. 41–50.
Добренькое, В.И. Социология / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. М., 2001.
Захаров, М.А. Социология / М.А. Захаров. Смоленск, 2007.
Зборовский, Г.Е. Общая социология / Г.Е. Зборовский. 3-е изд., испр. и доп. М., 2004.
Зборовский, Г.Е. Теоретические основания изучения социальной общности / Г.Е. Зборовский // Социологические исследования. 2010. № 4. С. 3–12.
Краткий словарь по социологии / сост.: Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова; под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989.
Масионис, Дж. Социология / Дж. Масионис. СПб., 2004.
Мнацаканян, М.О. Социальное поведение, социальные общности, социальная реальность (о природе предмета социологической науки) / М. Мнацаканян // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 21–28.
Новикова, С.С. Социология: история, основы, институционализация в России / С.С. Новикова. М., 2000.
Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. М., 1994.
Социология / Ю.Г. Волков [и др.]; под ред. Ю.Г. Волкова. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003.
Социология. Основы общей теории / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2003.
Социология: энциклопедия / сост.: А.А. Грицанов [и др.]. Минск, 2003.
Теннис, Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Ф. Теннис. СПб., 2002.
Терещенко, О.В. Многомерный статистический анализ в социальных науках / О.В. Терещенко, Н.В. Курилович, Е.И. Князева. Минск, 2012.
Фролов, С.С. Социология / С.С. Фролов. М., 2000.
Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. М., 1969.
Ядов, В.А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций / В.А. Ядов. СПб., 2009.
2.3. Социальные институты и социальные организации
Социальные отношения в группах всегда являются системой нормированных взаимодействий людей с целью удовлетворения тех или иных общественных и личных потребностей. Люди заинтересованы в том, чтобы во всех важных сферах общественной жизни поддерживался порядок, чтобы социальные отношения воспроизводились во времени, несмотря на изменения в персональном составе групп и перемены в условиях совместной деятельности. Чтобы поддерживать социальный порядок, гарантировать права людей, вступающих в социальные отношения, и побуждать их к исполнению своих обязанностей в группах и общностях, создается специальная система социального контроля. Важнейшим элементом этой системы выступают социальные институты. Это одно из основных понятий социологии наряду с «социальными действиями» и «социальными отношениями». М. Вебер называл социальные институты «фабриками по производству социальных связей».
Понятие «социальный институт» ввел Г. Спенсер, а сам термин – Т. Веблен. В научной литературе и обычном общении термин «институт» используется в различных значениях. Рассмотрим наиболее распространенные.
Институтами называют специальные учреждения и группы, выполняющие важные с точки зрения общества регулятивные и управленческие функции. Этим институты отличаются от других организаций и целевых групп, стремящихся к достижению собственных целей.
Термином «институт» часто обозначают совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, систему ценностей, норм, ролей, статусов и санкций, обеспечивающих координацию совместной деятельности и социальный порядок в обществе. В этом смысле мы говорим о морали, праве, религии как о социальных институтах общества.
Иногда понятие «институт» ассоциируется с некоторыми особо важными с точки зрения общества социальными ролями: монарх, президент, судья, учитель, монах и т. п. В этом случае институт отождествляется с центральной социальной ролью, определяющей социальный облик и содержание его деятельности (институт президентства, институт дворянства, институт монашества и др.).
Под институтами часто имеют в виду также материальные атрибуты и средства институциональной деятельности: здания парламентов, судов, величественные храмы, различного рода институциональные символы. Эти материальные средства и символы необходимы для выполнения институциональных функций, поэтому институты всегда озабочены презентацией собственной значимости, их внешние атрибуты должны внушать почтение, уважение или даже страх.
Необходимо различать институты как организации, в которых уполномоченные официальные лица выполняют общественные функции, и как формы кодификации и регулирования общественных отношений. Ряд важных для воспроизводства общественных отношений институтов конституируется в повседневных социальных и культурных практиках (моральные образцы, обычаи, общественное мнение, социальные привычки и др.)* Иногда их называют простыми или неформальными институтами. Реализация функций таких институтов не требует формальной организации и происходит как бы автоматически, без внешнего вмешательства, и до тех пор, пока они пользуются достаточной общественной поддержкой. Люди, например, сами требуют друг от друга соблюдать обычай гостеприимства, почитать предков, уважать старших. Неформальные институты являются важной частью повседневной культуры общества.
При определении понятия «институты» различные теоретические школы акцентируют внимание либо на функциональных аспектах деятельности институтов (Г. Спенер, Т. Парсонс), либо на их нормативной структуре (Т. Веблен). Таким образом, социальный институт – совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений; это специальные учреждения, в которых отдельные члены группы тем или иным образом (б силу традиции, выборов или другим путем) получают полномочия для выполнения определенных общественных функций, необходимых для существования и развития группы или всего общества в целом.
«Во всех группах, в которых появляются хотя бы зачатки организации, вырабатываются определенные способы действия от имени группы как целого; например, кто-то представляет группу вовне, определяет соответствующий образ поведения для членов группы, принимает решения от имени целого и т. п. Эти способы действий определены как безличные, т. е. они должны выполняться независимо от личных черт и интересов человека, который их выполняет, всегда одним и тем же образом. Индивид, выполняющий эти функции, имеет поддержку всей группы или ее решающей части. Способы выполнения этих функций определены группой как целым, и индивиды должны выполнять их в соответствии с этим определением. Таковы существенные элементы любого социального института»[77] 77
Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. С. 97.
[Закрыть] . Поскольку институты являются наиболее сложным и важным элементом социальной связи, многие социологи считают, что их исследование – центральная задача социологии.
2.3.2. Структура и социальные функции институтов
Социальными институтами являются государство, политические партии, армия, суд, семья и брак, право, мораль, религия, образование и т. д. Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании социальных отношений и социальной деятельности. Типичный институт включает:
• определенную сферу деятельности;
• группу лиц, уполномоченных для выполнения общественных функций и действующих на основе установленных правил (традиций, обычаев, уставов, инструкций, законов);
• организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель – подчиненный, преподаватель – студент и т. д.);
• материальные средства (общественные здания, оборудование, финансы и т. п.), необходимые для решения поставленных задач;
• свою цель, т. е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института.
Рассмотрим для примера структуру высшей школы как социального института. Она включает работников министерства образования, преподавательский состав, администрацию и общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-исследовательские лаборатории, библиотеки и пр.). Одна из целей (функций) высшей школы – удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей квалификации.
Существуют явные и скрытые (латентные) функции институтов. Их ввел Р. Мертон для обозначения как ожидаемых, очевидных, так и неопределенных, непредвиденных следствий институциональной деятельности. Явные функции обычно зафиксированы в официальных документах, уставах, публичных презентациях. Под них выстраивается организационная структура институтов[78] 78
Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль / сост. Е.И. Кравченко; под ред. В.И. Добренькова. М., 1994. С. 427.
[Закрыть] . Основные социальные функции институтов:
• удовлетворение различного рода общественных потребностей;
• воспроизводство общественных отношений путем создания образцов деятельности, стандартизации взаимодействия и поведения членов групп, обеспечение предсказуемости действий и устойчивости социальных отношений;
• регулирование взаимодействия в социальных группах, поощрение желаемых действий и сведение к минимуму нежелательных (регулятивная функция);
• обеспечение групповой сплоченности на основе солидарности и взаимной ответственности (интегративная функция). Институты, координируя взаимодействие, объединяют людей общими целями, ценностями и нормами;
• обеспечение стабильности социальных отношений путем поддержки безличных общественных функций;
• накопление и передача социального опыта другим группам и новым поколениям;
• производство и распространение информации, регулирование информационных потоков для обеспечения необходимой компетентности и информированности участников и тех групп, на которые направлена деятельность института (коммуникативная функция).
Функции социальных институтов многообразны, поэтому социологи разработали различные варианты классификаций. Так, С. Липсет, Д. Ландберг и ряд других ученых выделили следующие основные функции:
• воспроизводство членов общества (семья, религия, община, государство);
• социализация членов общества (семья и брак, образование, религия, армия, СМИ, право);
• производство и распределение (государство, промышленность, сельское хозяйство, торговля);
• управление и контроль (государство, право, религия).
В классификации Т. Парсонса основными функциями институтов являются:
• адаптация к окружающей среде;
• обеспечение реализации основных целей системы и мобилизация средств их осуществления;
• координация и интеграция деятельности структурных элементов системы;
• поддержка господствующего в обществе ценностного образца.
В различных классификациях функций институтов, как правило, выделяются явные и публичные функции. Но не менее важен анализ скрытых (латентных) функций. Иногда институты утрачивают способность выполнять свои заявленные функции либо общество перестает нуждаться в их деятельности, но они продолжают существовать и растрачивать общественные ресурсы. Это означает, что под видом общественно полезной деятельности институт обслуживает эгоистические интересы отдельных групп. Случается, что публично заявленные цели новых институтов просто маскируют их реальные цели. Подобные явления распространены в системе государственного управления, в политических институтах, являются источником коррупции, кумовства, злоупотребления властью. Изучение латентных функций способствует рационализации системы институтов и эффективному общественному контролю их деятельности.
Так как большинство институтов – это бюрократические организации, они подвержены своего рода «болезням». Процессы дезорганизации деятельности институтов свидетельствуют о дисфункциях, т. е. нарушениях взаимодействия института с внешней средой, обществом. Во времена революций или быстрых социальных изменений многие традиционные институты либо прекращали свою деятельность, либо адаптировались к решению новых задач. Формирование новых общественных институтов требует времени. В итоге люди сталкиваются с серьезными трудностями, вытекающими из неурегулированности возникающих социальных отношений и необходимости поддержания общественного порядка в традиционных областях жизни. Такие переходные периоды, когда общество сталкивается с дезорганизацией традиционных институтов, Э. Дюркгейм назвал аномией.
Поскольку жизнь каждого отдельного человека и деятельность социальных групп в решающей степени зависят от эффективной работы социальных институтов, социологи всегда придавали большое значение изучению этой проблемы. Я. Щепаньский выделил следующие основные условия эффективного функционирования социальных институтов:
1) четкое определение цели и круга выполняемых действий или же объема функций. Если функции института определены нечетко, он не может без конфликтов включиться в глобальную систему институтов данного общества и наталкивается на различные противодействия;
2) рациональное разделение и рациональная организация труда;
3) деперсонализация действий и объективизация функций. Предполагается, что официальные лица будут выполнять свои функции публично, в строгом соответствии с предписаниями, а не в зависимости от индивидуальных интересов и предпочтений. В противном случае институт утрачивает общественный характер, престиж и доверие со стороны общества, превращается в учреждение, зависимое от частных интересов. Конечно, ни один институт не может полностью избавиться от влияния личных интересов и вообще индивидуальных особенностей чиновников, но такое влияние должно контролироваться обществом и сводиться к минимуму. Использование ресурсов общественных институтов в эгоистических интересах работающих в них официальных лиц – очень распространенное явление, которое социологи называют бюрократизацией;
4) признание и престиж, которыми институт должен обладать в глазах всей группы или ее преобладающей части;
5) бесконфликтное включение в общую систему институтов. Невозможен, например, механический перенос политических институтов западной демократии в общество с сохраняющимися сильными родовыми или клановыми социальными связями.
Полное или частичное невыполнение указанных условий приводит к появлению дисфункций и дезорганизации институтов.
2.3.3. Виды и динамика социальных институтов
Институты напоминают живые организмы, они возникают, когда в обществе появляется соответствующая потребность, взрослеют, достигают зрелости, стареют и уходят в прошлое, иногда оказывая яростное сопротивление реформам и неизбежным переменам. Процесс возникновения институтов называют институционализацией, а выход определенных сфер общественной жизни из-под институционального контроля – деинституционализацией. Этапы институционализаци можно представить следующим образом:
«1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2) формирование общих целей;
3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5) институционализация норм и правил, процедур, т. е. их принятие, практическое применение;
6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института»[79] 79
Фролов С.С. Социология. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996. С. 166.
Деинституционализация означает расширение пространства приватной жизни людей. В целом современные общества предоставляют человеку значительно больше возможностей для свободного выбора образа и стиля жизни. Характерным примером является секуляризация – процесс уменьшения роли религии в культуре и жизни общества. Есть основания говорить о деинституционализации института семьи и брака в современном обществе. Позитивная атмосфера в семье и ее стабильность все в большей степени базируются уже не на системе прочных и ясных традиций и внешней регламентации поведения, а на системе моральных оценок, диалога, на групповой и индивидуальной интерпретации внутрисемейных ситуаций. Стабильность современной семьи в большей мере, чем в прошлом, зависит от личностной совместимости ее членов.
Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды. Институты можно классифицировать по основным функциям (видам деятельности), по масштабу деятельности (главные, которые удовлетворяют основные, базовые потребности общества, и не главные, являющиеся структурными элементами других социальных институтов), по особенностям внутренней организации, методам достижения цели и другим основаниям.
По видам деятельности обычно выделяют следующие группы институтов:
1) экономические, обеспечивающие производство, распределение и потребление материальных благ и услуг (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.);
2) политические, деятельность которых направлена на регулирование властных отношений в обществе, представительство групповых и классовых интересов (государство с его центральными и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.). Совокупность политических институтов образует политическую систему общества;
3) воспроизводства и родства, регулирующие отношения между полами, поколениями, возрастными группами и поддерживающие биологическую непрерывность общества (семья и брак, учреждения социализации молодежи, обычаи, право);
4) воспитания и культуры (семья, образовательные и культурно-воспитательные учреждения, институты социальной опеки, различные самодеятельные организации и др.). Они обеспечивают сохранение и развитие культурного потенциала общества;
5) социально-церемониальные, регулирующие повседневное взаимодействие людей и составляющие важную часть повседневной культуры (обычаи, обряды, ритуалы, неформальные объединения и др.);
6) религиозные, выполняющие во многих обществах важные мировоззренческие функции, функции целеполагания, производства смыслов и ценностей, регулирования нравственных отношений.
По характеру организации различаются формальные и неформальные институты. Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции) – это государство, суд, армия, школа. Формальные институты осуществляют управленческие и контрольные функции на основе строго установленных санкций: поощрение в виде наград, официальных званий или административное и уголовное наказание. Формальные институты чаще всего являются бюрократиями, в которых обязанности чиновников обезличены, т. е. выполняются как бы независимо от их личных качеств. Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современных обществах.
Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты, например, группа ровесников-подростков, организующих свой досуг, выбирающих лидера и устанавливающих специфические «правила игры», нормы, позволяющие разрешать возникающие конфликты. Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы в виде устава. В неформальных институтах отсутствуют четко определенные и закрепленные в официальных документах предписания, касающиеся функций, средств и методов деятельности. Но эти институты также выполняют управленческие и контрольные функции в самом широком социальном смысле, так как являются результатом социального творчества и волеизъявления граждан (различные фонды культурного и социального назначения, любительские объединения творческой самодеятельности, объединения по интересам и т. д.). Социальный контроль в таких институтах осуществляется с помощью норм, зафиксированных в общественном мнении, традициях, обычаях, на основе неформальных санкций. Часто общественное мнение, обычаи, традиции являются более эффективными средствами контроля за поведением людей, чем нормы права или другие формальные санкции. Бывает так, что люди предпочитают наказание со стороны официального руководства или представителей власти негласному осуждению своих коллег и друзей.
Институты любого общества представляют собой сложную интегрированную систему, обладающую собственной социальной инерцией. Именно поэтому глубокие институциональные реформы, как правило, сталкиваются с серьезными трудностями и часто терпят неудачу. История знает несколько примеров эффективного и безболезненного реформирования основных общественных институтов. Но чаще такие реформы завершались бурными революционными событиями. Внутренняя согласованность в деятельности институтов – необходимое условие нормального функционирования общества. Так, неопределенность в распределении полномочий законодательной и исполнительной власти стала причиной острого политического кризиса в России в октябре 1993 г., закончившегося насильственным разгоном парламента.
Интеграция социальных институтов базируется на общей структуре потребностей личности, разделении и кооперации общественного труда, на доминирующей роли отдельных базовых институтов. В первобытном обществе важнейшую роль играла семья, в феодальном базовыми являлись религиозные институты, в советском после 1917 г. интеграция всей системы обеспечивалась с помощью политических институтов, прежде всего коммунистической партии, в капиталистическом обществе особо значимыми стали экономические институты.
Для нормального функционирования общества важен баланс институтов, когда, например, прогрессивное развитие политических институтов способствует развитию экономических институтов. В истории, однако, мы часто сталкиваемся с нарушением такого баланса. Социологи обращают внимание на наличие фундаментальных институциональных конфликтов в системе современного капиталистического общества. Экономические институты, например, поглощают все человеческие ресурсы, оставляя все меньше социального пространства для существования личности в рамках других институтов, таких как семья, религия, общинная жизнь и даже политика. Корпорации превращаются в подобие монастырей, абсорбирующих личность во всех ее жизненных проявлениях. Рано или поздно современному капиталистическому обществу придется решать проблему конфликта экономических, социальных и политических институтов, особенно обострившегося в ходе современного глобального финансового и экономического кризиса.
Важной характеристикой деятельности социальных институтов является их взаимодействие с социальной средой. В случае, если институт обеспечивает эффективное решение поставленных перед ним задач, взаимодействие не вызывает существенных осложнений. Но под влиянием социальных перемен и в результате формирования новых общественных потребностей социальные институты часто перестают отвечать требованиям времени. В результате такого несоответствия в деятельности того или иного института могут возникнуть явления дисфункций, которые проявляются как в сфере формальной организации, так и в содержании деятельности институтов. С точки зрения формальной организации, например, система Советов перестала соответствовать современным демократическим формам политической организации общества, основанным на разделении законодательной, исполнительной и судебной властей.
В содержательном отношении институты образования в постсоветских обществах сегодня нуждаются в изменении самой концепции образования, должны быть переориентированы на потребности формирующихся рыночных отношений и изменения на рынке труда. Явления дисфункций в той или иной степени присущи деятельности любых общественных институтов. Институты рынка (корпорации, банки, биржи и др.) являются мощными механизмами эффективного перераспределения капиталов и стимулирования труда. Однако государство вынуждено постоянно контролировать экономические и социальные последствия их деятельности, принимая целые системы правовых актов, ограничивающих монопольный захват рынков, возможности спекулятивных операций на фондовых биржах и т. п.
Гармоничная и сбалансированная система институтов, обеспечивающих удовлетворение основных потребностей общества и эффективно регулирующих поведение людей, – важнейшее условие сохранения и развития общества как целого. Как объект социального познания социальные институты могут изучаться с позиций различных общественных наук. Социологию интересует прежде всего роль социальных институтов в общественной жизни, в воспроизводстве и развитии социальных отношений и социальных общностей.
Источник