- Группа может быть чувства
- Как работает музыка?
- Эксперименты
- Карта эмоций
- Почему музыка вызывает у нас эмоциональную реакцию
- Анна Веселко
- Пока что никто не может сказать наверняка, почему музыка так сильно влияет на наши эмоции: заставляет танцевать от радости, чувствовать моральный подъем или грусть, даже если ничто, кажется, не предвещало упаднических настроений. И тем не менее ряд недавних исследований, возможно, вот-вот приоткроет завесу тайны над феноменом влияния музыки над человеком и предложит несколько интригующих ответов на поставленный вопрос. Разбираемся в механизмах, благодаря которым мы эмоционально реагируем на звуки музыки.
- ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Общая психология
- НАСТРОЙКИ.
- СОДЕРЖАНИЕ.
- СОДЕРЖАНИЕ
Группа может быть чувства
Ученые ищут ответ на вопрос, как работает музыка, и даже создали интерактивную карту эмоционального опыта
В СберЗвуке теперь можно подбирать музыку руководствуясь эмоциями. Совсем не обязательно знать артистов или искать знакомые песни. Достаточно выбрать подходящие под настроение эмоджи и умный алгоритм подберет точный плейлист под запрос. Взаимодействием между эмоциями и музыкой давно интересуются ученые из различных областей. И недавно, ученые из Беркли собрали дополнительную информацию, пытаясь найти ответ на вопрос «Как работает музыка?»
Как работает музыка?
Веселье, грусть, чувственность, эстетическое наслаждение, радость, расслабленность, мечтательность, торжество, тревога, страх, раздражение, неповиновение и энтузиазм — вот какие эмоции способна вызывать музыка. По крайней мере так установили Алан Коуэн и Дачер Келтнер, ученые Калифорнийского университета в Беркли, при участии Ша Фэн из Йоркского университета и Дисы Саутер из Амстердамского университета. Их исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Для науки до сих пор загадка, как музыка способна вызывать столько эмоций и как люди ее понимают. Ученые попытались создать словарь эмоционального языка музыки. Полученные ими данные могут быть полезны при проведении дальнейших исследований, начиная от изучения происхождения аффективных расстройств и заканчивая неврологическими основами эмоций.
Эксперименты
«Представьте, что вы собираете массовую эклектичную музыкальную библиотеку, распределяете ее по эмоциям и фиксируете комбинацию чувств, связанных с каждым треком», — резюмировал Коуэн. Сперва они привлекли 1591 участника из США и 1258 участников из Китая.
Затем 111 участник из США предложил пятисекундный музыкальный пример, соответствующий широкому спектру из 28 субъективных переживаний: «забавный», «сердитый», «раздражающий», «тревожный / напряженный», «внушающий трепет / удивительный», «красивый», «горько-сладкий», «спокойный / расслабляющий / безмятежный», «сострадательный / сочувствующий», «мечтательный», «жуткий / загадочный», «возбуждающий / накачивающий», «очаровывающий», «эротичный / страстный», «эйфорический / экстатический», «возбуждающий», «вызывающий мурашки по коже», «возмущенный / вызывающий», «радостный / веселый», «тошнотворный / отвратительный», «болезненный», «гордый / сильный», «романтичный / любящий», «грустный / депрессивный», «пугающий», «нежный / страстный», «трансцендентный / мистический» и «торжествующий / героический».
Ученые собрали музыкальную библиотеку из 1841 музыкального примера в разных жанрах и из разных страх. После этого участников разделили на две группы. Первая — 1011 участников из США и 895 участников из Китая — выбрала из указанных 28 категорий эмоции, которые у них вызвал каждый музыкальный образец.
Вторая группа участников оценила силу эмоционального воздействия музыкальных примеров по 11 шкалам, измеряющим «широкие аффективные характеристики». Эти шкалы — вовлечение, внимание, уверенность, приверженность, доминирование, удовольствие, знакомо или нет, идентичность, препятствование, безопасность, а также валентность (например, радость имеет положительную валентность, а гнев — отрицательную).
Всего было вынесено 375 230 оценок всех музыкальных примеров. Дальнейшие эксперименты итоге привели исследователей к выявлению 13 эмоций, связанных с музыкой.
Чтобы убедиться, что участники из разных культур действительно испытывают одни и те же эмоции при прослушивании разной музыки, исследователи провели еще один эксперимент. Они собрали еще 327 музыкальных примеров традиционных инструментальных треков из западной и китайской культур. Ответы участников подтвердили полученные результаты: слушатели как из США, так и из Китая сообщали, что эти треки вызвали схожие эмоции.
Карта эмоций
Результаты оформили в интерактивную карту «измерений эмоционального опыта». На ней можно слушать треки и смотреть, какие переживания и с какой силой воздействия они вызывали у слушателей.
Реакции достаточно похожи и предсказуемы. Например, музыка из «Челюстей» всем кажется страшной. Джаз — чувственный. Канон Пахельбеля — красивый. EDM заряжает энергией, метал связан с чувством неповиновения. При этом интересно, что люди из разных культур могли соглашаться с тем, что песня вызывает у них агрессию, но разойтись в том, положительное это для них чувство или отрицательное.
Источник
Почему музыка вызывает у нас эмоциональную реакцию
Анна Веселко
Пока что никто не может сказать наверняка, почему музыка так сильно влияет на наши эмоции: заставляет танцевать от радости, чувствовать моральный подъем или грусть, даже если ничто, кажется, не предвещало упаднических настроений. И тем не менее ряд недавних исследований, возможно, вот-вот приоткроет завесу тайны над феноменом влияния музыки над человеком и предложит несколько интригующих ответов на поставленный вопрос. Разбираемся в механизмах, благодаря которым мы эмоционально реагируем на звуки музыки.
Почему мы любим музыку? Как и в случае с большинством хороших вопросов, единственного ответа не существует: музыка «работает» и воздействует на нас в нескольких пластах и на разных уровнях. Если говорить в целом, нам нравится музыка, потому что она заставляет нас чувствовать себя хорошо, причем не важно, о каком жанре идет речь . Каждый человек выбирает что-то свое, то, что работает только для него. Но почему нам хорошо от рока, джаза или классики?
В 2001 году нейробиологи Энн Блад и Роберт Заторре из Университета Макгилла в Монреале, кажется, сумели найти ответ на этот вопрос. Используя магнитно-резонансную томографию, они показали, что у людей, слушающих музыку, которая им приятна, активны участки мозга, называемые лимбической и паралимбической областями, которые связаны с эйфорическими реакциями вознаграждения. А это, к слову, те же самые реакции, которые человек испытывает от хорошего секса, вкусной еды и, к сожалению, наркотиков. Ощущение приятного «мозгового» вознаграждения исходит от потока нейромедиатора, называемого дофамином. Так что выражение «музыка — это наркотик» не так далеко от истины, как кажется на первый взгляд.
Но почему музыка вызывает такую реакцию? В целом достаточно легко понять, почему секс и еда вознаграждаются приливом дофамина: он заставляет нас хотеть большего и таким образом способствует выживанию и размножению (некоторые лекарства, кстати, подрывают этот инстинкт выживания, стимулируя высвобождение дофамина под ложным предлогом). Но почему последовательность звуков, у которой нет очевидной ценности с точки зрения выживания человека как вида, может делать то же самое?
Точного ответа у нас пока что нет, зато есть пара возможных ключей к разгадке тайны о том, почему музыка вызывает у людей сильные эмоции. На данный момент самая любимая теория ученых, изучающих вопрос того, как мы мысленно обрабатываем музыку, восходит к 1956 году. Именно тогда философ и композитор Леонард Мейер предположил, что эмоции в музыке выстраиваются исключительно вокруг наших ожиданий . Мейер опирался на более ранние психологические теории эмоций, в которых предполагалось, что они возникают тогда, когда мы не можем удовлетворить какую-то свою потребность, что, как можно догадаться, вызывает разочарование или гнев. Но стоит нам найти что-то, что восстанавливает эмоциональный баланс, будь то чувство привязанности или чашка ароматного кофе, как в окружающий мир тут же возвращаются все яркие краски.
И, по утверждению Мейера, музыка как раз и работает как та самая чашка кофе или любовь. Она формирует некоторые звуковые паттерны и закономерности, которые побуждают нас делать бессознательные предсказания о том, что будет дальше. И если мы правы, мозг дает себе небольшую награду — выброс дофамина. Таким образом, постоянное лавирование мозга между музыкальным ожиданием и результатом оживляет его приятной игрой эмоций.
Но почему нас так заботит то, оправдаются ли наши музыкальные ожидания или нет? Не похоже, что новый альбом Билли Айлиш или кого-либо еще — это нечто, от чего зависит наша жизнь. Однако, по мнению музыковеда Дэвида Гурона из Университета штата Огайо, возможно, что однажды дело обстояло именно так. Прогнозы о нашей окружающей среде (то есть интерпретация того, что мы видим и слышим, сформированная на основе частичной информации) когда-то могли иметь важное значение для выживания. Более того — они остаются таковыми и в некоторых ситуациях в современной жизни, например когда мы переходим дорогу и слышим шум едущей машины или звуковой сигнал светофора.
Обходя логический мозг и сокращая путь к примитивным лимбическим цепям, контролирующим эмоции, мысленная обработка звука может вызвать выброс адреналина, внутреннюю реакцию, которая сигнализирует о потенциальной опасности еще до того, как мы ее реально осознаем
Так что музыка, действительно, имеет прямую связь с эмоциями: слезы наворачиваются на глаза, когда в ключевой момент в сентиментальном фильме мы слышим пронзительные душевные звуки, даже если весь наш логический мозг выступает против, заявляя, что все это просто циничная манипуляция режиссера. Мы не можем отключить названный инстинкт ожидания или его связь с эмоциями, даже если уверены, что в сонате Моцарта нет ничего опасного для жизни .
Идея о том, что музыкальные эмоции возникают из-за небольших нарушений и манипуляций с нашими ожиданиями, кажется наиболее многообещающей, но ее очень трудно проверить, поскольку не совсем понятно, что именно мы должны измерять и сравнивать. Мы ожидаем, что набирающая обороты мелодия будет продолжать усиливать свой накал, но вряд ли это будет происходить бесконечно. Мы ожидаем приятных гармоний, а не резкого диссонанса, но то, что звучит приятно сегодня, двести лет назад могло казаться какофонией. Мы ожидаем, что ритм мелодии будет регулярным, а затем вдруг слышим резкое переключение темпа. Музыкальное ожидание — это сложное, постоянно меняющееся взаимодействие произведения , которое мы слышим в данный момент, с нашим опытом слушания аналогичных произведений ранее и нашими знаниями о музыкальных стилях.
Одно из следствий теории Мейера состоит в том, что восприятие и формирование эмоций от музыки в первую очередь зависят от культуры . Чтобы иметь какие-либо ожидания, нужно знать правила в целом и иметь представление о том, что нормально, а оно, в свою очередь, варьируется от культуры к культуре. Западные европейцы думают, что простые ритмы, такие как у вальса, «естественны», но восточные европейцы с удовольствием танцуют под метры, которые кажутся необычайно сложными для других. У всех нас развивается сильное подсознательное чувство того, какие ноты звучат «правильно», но поскольку в разных культурах используются разные гаммы — например, гаммы Индии и Индонезии приведут в замешательство настройки вашего западного фортепиано, — в наших музыкальных ожиданиях нет ничего универсального. Веселое произведение индонезийской музыки может быть истолковано жителями Запада как «грустное» просто потому, что оно звучит близко к традиционно «грустной» минорной гамме.
Все это в совокупности также подразумевает, что музыка — это не только хорошие вибрации, она может вызывать и другие чувства вроде беспокойства, скуки и даже гнева. Композиторы и исполнители ходят по тонкому льду, подстраиваясь под ожидания аудитории
Все это может объяснить, почему мы испытываем эмоции от определенных музыкальных мелодий и перформансов. Совсем недавно идеи Мейера получили дальнейшую поддержку в исследовании Заторре и его коллег по сканированию мозга, которое показало, что награды, стимулируемые музыкой, услышанной впервые, особенно зависят от связи между эмоциональными и логическими цепями в мозге. Наша эмоциональная реакция на мелодии также может быть обусловлена множеством других факторов — например, реакции разные, когда мы слушаем музыку одни или в компании или когда связываем определенную песню с прошлым опытом, хорошим или плохим.
За всеми этими идеями скрывается тот факт, что мы даже не можем быть до конца уверены, о каких эмоциях говорим . Мы можем распознать грустную музыку, не чувствуя грусти, а некоторые мелодии, например музыка Баха, могут вызывать сильные эмоции, даже если мы не можем выразить словами, что это за эмоции. И именно поэтому мы, возможно, никогда не поймем, почему музыка стимулирует в нас эмоциональную реакцию — по крайней мере до тех пор, пока у нас не будет более четкого представления о том, как на самом деле устроен наш эмоциональный внутренний мир.
Источник
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Общая психология
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
Предлагаемая вниманию читателя книга написана в соответствии с учебной программой курса «Общая психология». Автор не ставил перед собой задачи дать переоценку системы психологических взглядов, а ориентировался на наиболее объективное и максимально доступное изложение учебных вопросов с общепризнанных позиций. Представленные в этом учебнике материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов и соответствуют требованиям Государственного стандарта подготовки специалистов.
Основой учебника являются работы классиков отечественной психологии:
С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, Б. М. Теплова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова и многих других известных российских ученых. Но психология пополняется все новыми и новыми знаниями, в связи с чем пересматриваются отдельные теоретические положения этой научной дисциплины. Поэтому существует необходимость периодически обновлять классический учебный материал. При создании данной книги был осуществлен анализ значительного количества учебников и учебных пособий, в том числе таких авторов, как Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. С. Немов, А. А. Реан, Е. И. Рогов и др. Проанализированы позиции и взгляды представителей двух ведущих российских психологических школ — московской и петербургской.
Выход в свет этого учебника был бы невозможен без помощи многих людей. Автор выражает искреннюю благодарность за содействие и поддержку в работе декану факультета психологии и педагогики Ленинградского государственного областного университета В. Л. Ситникову, а также профессору А. А. Реану, взявшему на себя труд по рецензированию книги. Особую признательность автор выражает сотрудникам издательства «Питер», принимавшим непосредственное участие в подготовке книги к печати.
Часть 1 Введение в общую психологию
• Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
• Глава 2. Психология в структуре современных наук
• Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции
• Глава 4. Происхождение и развитие сознания человека
• Глава 5. Психологическая теория деятельности
• Глава 6. Неосознаваемые психические процессы
Глава 1. Предмет психологии, ее задачи и методы
Краткое содержание
Методологические основы изучения человека. Общие принципы познания мира. Подход Б. Г. Ананьева к изучению человека как биосоциального существа. Понятия «индивид», «субъект деятельности», «личность». Первичные и вторичные свойства человека как индивида. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия «сознание» и «деятельность».
Науки о человеке и человечестве. Исследования человека как биологического вида, труды К. Линнея. Общее представление об антропологии. Психологические аспекты исследования человека как биологического вида: сравнительная психология, зоопсихология, общая психология. Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Науки, изучающие социогенез человека. Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза.
Психология как наука. Психология как гуманитарная наука. Житейские и научные психологические знания. Значение термина «психология». Психология как паука о психике и психических явлениях. Предмет психологии. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как характеристика общего состояния психики. Основные характеристики психических состояний: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер.
Основные методы психологических исследований. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблюдение, опрос (письменный, устный, свободный). Субъективные методы количественной оценки психических явлений. Основные чины психологических тестов. История создания тестов. Проективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный). Общее представление о методах моделирования.
1.1. Методологические основы изучения человека
Как понять поведение другого человека? Почему люди обладают разными способностями? Что такое «душа» и какова ее природа? Эти и другие вопросы всегда занимали умы людей, причем со временем интерес к человеку и его поведению постоянно возрастал.
Рациональный подход к познанию мира основывается на том, что окружающая нас действительность существует независимо от нашего сознания, может быть исследована опытным путем, а наблюдаемые явления вполне объяснимы с научных позиций. Для реализации такого подхода необходимо иметь общее представление о предмете исследования. В различных направлениях науки ученые не-
ИменаАнаньев Борис Герасимович (1907–1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968–1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке. однократно предпринимали попытки сформулировать целостное представление о человеке. Конечно, такое представление существует и в психологии.
Ананьев Борис Герасимович (1907–1972) — выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968–1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке.
Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Оценивая значение деятельности Ананьева для отечественной науки, в первую очередь необходимо подчеркнуть, что им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека. Говоря об
Источник