Классификация групп
Проблема группы является одной из важнейших не только для социальной психологии, но и для многих общественных наук. В настоящее время в мире насчитывается около 20 миллионов различных формальных и неформальных групп. В группах реально представлены общественные отношения, которые проявляются в ходе взаимодействия их членов между собой и с представителями других групп. Что же такое группа? Ответ на такой внешне простой вопрос требует различения двух аспектов в понимании группы: социологического и социально-психологического.
В первом случае под группой понимается любое множество людей, объединенных по различным (произвольным) основаниям. Такой подход, назовем его объективным, характерен, в первую очередь, для социологии. Здесь для выделения той или иной группы важно наличие объективного критерия, позволяющего дифференцировать людей по тем или иным основаниям для определения их принадлежности к определенной группе (например, мужчины и женщины, учителя, врачи и т.п.).
Во втором случае под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология.
Для социально-психологического подхода крайне важно установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Группа здесь выступает как реальная социальная ячейка общества, как фактор формирования личности. Причем влияние разных групп на одного и того же человека неодинаково. Поэтому при рассмотрении проблемы группы нужно учитывать не только формальную принадлежность человека к определенной категории людей, но и степень психологического принятия и причисления им себя к этой категории.
Назовем основные характеристики, отличающие группу от случайного скопления людей:
— относительно длительное существование группы;
— наличие общих целей, мотивов, норм, ценностей;
— наличие и развитие групповой структуры;
— осознание принадлежности к группе, наличие «мы-чувства» у ее членов;
— наличие определенного качества взаимодействия между людьми, составляющими группу.
Таким образом, социальная группа – устойчивая организованная общность, объединенная общими интересами, социально значимыми целями, совместной деятельностью и соответствующей внутригрупповой организацией, обеспечивающей достижение этих целей.
Классификация групп в социальной психологии может производиться по различным основаниям. В качестве данных оснований могут выступать: уровень культурного развития; тип структуры; задачи и функции группы; преобладающий тип контактов в группе; время существования группы; принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней; количество членов группы; уровень развития межличностных отношений и многие другие. Один из вариантов классификации групп, изучаемых в социальной психологии, приведен на рис. 2.
Рис. 2. Классификация групп
Как мы видим, классификация групп здесь задана в дихотомической шкале, предполагающей выделение групп по нескольким, различающимся между собой основаниям.
1. По наличию взаимоотношений между членами группы: условные – реальные группы.
Условные группы – это искусственно выделяемые исследователем объединения людей по какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило, не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой.
Реальные группы – действительно существующие объединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.
2. Лабораторные – естественные группы.
Лабораторные группы – специально создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверки научных гипотез.
Естественные группы – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образование которых происходит независимо от желания экспериментатора.
3. По количеству членов группы: большие – малые группы.
Большие группы – количественно неограниченные общности людей, выделяемые на основе различных социальных признаков (демографических, классовых, национальных, партийных). По отношению к неорганизованным, стихийно возникшимгруппам сам термин «группа» весьма условен. К организованным, длительно существующим группам относятся нации, партии, общественные движения, клубы и т.п.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М. Андреева).
Промежуточное положение между большими и малыми группами занимают, т.н. средние группы. Обладая некоторыми признаками больших групп, средние группы отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив завода, предприятия, вуза и т.п.).
4. По уровню развития: становящиеся – высокоразвитые группы.
Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова.
Высокоразвитые группы – это группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.
Выделяются следующие группы по уровню их развития (Петровский А.В.):
— диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, т.е. их не объединяет совместная деятельность;
— ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели);
— кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;
— корпорация – это группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма;
— коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.
5. По характеру взаимодействия: первичные – вторичные группы.
Впервые выделение первичных групп было предложено Ч. Кули, который причислял к ним такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп — непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Если признак малых групп — их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, например), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так как только они удовлетворяют критерию малой группы.
6. По форме организации: формальные и неформальные группы.
Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.
Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их, как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений.
Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп: люди, случайно объединившиеся для игр в футбол, волейбол где-нибудь на пляже или во дворе дома. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.
В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структуры формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий «группа» и «организация» (хотя достаточно четкого различения этих понятий не существует, так как всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации).
7. По степени психологического принятия со стороны личности: группы членства и референтные группы.
Данная классификация была введена Г. Хайменом, которому принадлежит открытие самого феномена «референтной группы». В экспериментах Хаймена было показано, что часть членов определенных малых групп (в данном случае это были студенческие группы) разделяет нормы поведения, принятые отнюдь не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами.
Дж. Келли выделил две функции референтной группы:
— сравнительная функция – состоит в том, что принятые в группе стандарты поведения, ценности выступают для личности в качестве своеобразных «систем отсчета», на которые она ориентируется в своих решениях и оценках;
— нормативная функция – позволяет человеку выяснить, в какой мере ее поведение соответствует нормам группы.
В настоящее время под референтной группой понимается группа людей, в чем-то значимых для индивида, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хотел бы стать, выступающая для него как групповой эталон индивидуальных ценностей, суждений, поступков, норм и правил поведения.
Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной, может совпадать или не совпадать с группой членства.
Группа членства – это группа, реальным участником которой является данная личность. Группа членства может иметь в большей или меньшей степени свойства референтности для ее членов.
Источник
Социальные группы и их классификация. Виды и характеристики социальных групп
Содержание:
Социальная группа – устойчивая форма взаимоотношений, в которой совокупность людей объединена по нескольким чертам, разделяющие ожидание друг друга. Впервые социальную группу выделил Гоббс, назвав её объединением людей, согласно общим интересам, целям и задачам.
В отличии от массовых сообществ социальные группы отделяет: взаимодействие на постоянной основе, приводящее к стабильности и прочности группы; наличие определённых черт, присущих каждому члену группы; создание структурных организаций в обществе.
Характеристики социальных групп и общностей:
- По демографическому признаку (половозрастная структура);
- По этническому происхождению (представители определённой нации, племени);
- По расовому критерию (монголоидная, европеоидная или негроидная раса);
- По территориальному размещению;
- По профессиональной деятельности;
- По уровню образования, измеряемого в годах;
- По вероисповеданию;
- По классовому признаку (низший, средний и высший);
- По политическим взглядам.
Классификация социальных групп
Разновидность социальных групп
1) Характер взаимодействия:
- Первичная группа – взаимодействие индивидов характеризуется эмоциональной стороной, межличностным характером общения. К примеру: семья, близкий круг общения.
- Вторичная группа – совокупность индивидов, где взаимодействие обусловлено формальным общением и достижением общих целей и задач без эмоциональной окраски. Главная задача индивида – выполнение поставленных задач. Примерами выступают производства, организации.
2) Способ организации и регуляции действий:
- Формальная группа – юридически закреплённая совокупность людей, в которой взаимоотношения диктуются формализованными правилами, законами. Такие группы направлены на достижение поставленных целей. В группе чётко закреплённая иерархия и уставной порядок действий (организации, предприятия).
- Неформальная группа – совокупность индивидов на основе межличностных отношений и общих взглядов и целей. Группа не обладает юридическим статусом. Глава группы представлен неформальным лидером. К примеру: дружеские компании, фанатские сообщества.
3) Принадлежность индивидов к группе:
- Ингруппа – индивид ощущает свою принадлежность к группе, считая её «своей» (семья, компания).
- Аутгруппа – индивид, не принадлежащий к группе, и оценивающий её как чужую (другая семья, конфессия, класс).
- Референтная группа – реально существующая или мнимая группа, в которой главенствует присущая ей система ценностей и правил, которые служат индивиду идеалом. В обществе референтная группа выполняет следующие функции: нормативная – даёт индивиду систему норм, оценок и ценностей, сравнительная – позволяет человеку определить своё место в социальной системе общества, путём сравнения себя и других индивидов.
4) Количество индивидов и форма взаимоотношений:
Малая группа – объединение людей для совместной деятельности, отличающихся межличностным характером общения. Черты малой группы:
- малый количественный состав (2-30 человек);
- межличностные отношения и близость индивидов;
- длительное время существования;
- наличие общих целей и задач;
- наличие общевыполняемых правил, целей, норм;
- высокий уровень информативности каждого члена;
- наличие лидера;
- разделение социальных ролей;
- эмоциональное общение индивидов;
Большая группа – совокупность людей, собранная для достижения определённых целей и получения результатов, носит опосредованный тип (трудовой коллектив)
Виды и характеристика больших социальных групп
Целевые группы – созданные с определённой целью и деятельность. К примеру: студенты высших учебных заведений.
Территориальные группы – обрезывается путём взаимоотношений индивидов на определённой местности. Важной формой выступает этнос – совокупность людей по национальным признакам (язык, религия, культура, традиции), связанных особым отношением.
Общество – самая большая социальная группа.
В больших социальных группах также выделяют: интеллигенцию, военных, представителей физической или интеллектуальной трудовой деятельности.
Коллектив – вид социальной группы, где взаимоотношение индивидов опосредовано путём общих целей. Черты коллектива:
- общность личностных и общественных интересов;
- общность задач, целей и ценностей.
- предметная – достижение поставленных задач;
- социально-воспитательная – формирование ценностей и норм в обществе.
5) Социально-значимые признаки:
Реальные группы – группы, объединённые по демографическим признакам, этносу, уровню дохода, конфессии и т.д.
Номинальные группы – группы, объединённые для проведения социологического исследования.
Квазигруппа – группа, не имеющая устойчивости, структуры и собственной системы ценностей и норм. Взаимоотношение индивидов безэмоциональное и кратковременное. Примерами квазигруппы служат: лекционная группа, толпа, профессиональные круги.
Субъектами внутригруппового поведения выступают публика и масса.
- Публика – группа, носящая кратковременные интересы, но связанные эмоциональной окраской (митинги, демонстрации, выставки).
- Масса – объединение людей, не имеющее общие интересы и опосредованные контакты. Масса оказывает формирующее воздействие в моде, субкультуре, вкусах.
Функции социальной группы:
- первичная и вторичная социализация;
- ознакомление и принятие ценностей и правил в обществе;
- даёт ощущение принадлежности к социальной общности.
Также, выделяют группу маргиналов. Маргиналы – индивид или группа индивидов, отличающиеся выходящими за рамки правилами и ценностями, которые приняты в обществе. При позитивном варианте маргиналы приобщаются к иной социальной группы и перенимают характерные ей черты Негативный вариант заключается в закреплении отклоняющегося поведения, в результате чего маргиналы несут деклассированное и паразитическое общение.
Источник