Грудничок не чувствует боли

Грудничок не чувствует боли

Проблемы клинической оценки боли у новорожденных детей

Сотрудники «Ивановского НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова» совместно с «Калужской областной клинической больницой», в своей статье освятили ключевые положения, касающиеся оценки боли у новорожденных детей, ее прогностического значения и инструментов для правильной оценки степени выраженности боли у ребенка.

На протяжении многих лет в неонатологии существовало ошибочное представление о том, что новорожденные дети не чувствуют боль так же остро, как взрослые, и, как следствие, лечение боли в неонатальной практике и оценка ее отдаленных исходов долгое время не получали должного внимания. При этом боль, особенно у глубоконедоношенных детей, может способствовать нарушению развития головного мозга. Данное обстоятельство было продемонстрировано в одном из исследований, посвященных боли у новорожденных детей (86 недоношенных до 32 нед гестационного возраста), в котором проводилась 3D-магнитно-резонансная спектроскопия головного мозга с определением соотношения N-ацетиласпартат/холин, лактат/холин и исследованием фракционной анизотропии 7 участков белого вещества и 4 участков подкоркового серого вещества головного мозга. Оказалось, что моторное развитие детей в 8 мес постконцептуального возраста было хуже в случае наибольшего числа эпизодов повреждения кожи как маркера боли.

Объективная оценка боли у новорожденных детей сопряжена с трудностями, связанными с возрастными особенностями и невозможностью пациентом самостоятельно указать на существующую проблему.

В качестве определения «боли» у новорожденных детей в 1979 г. Международная ассоциация по исследованию боли (International Association for the Study of Pain, IASP) рассматривала «любое неприятное сенсорное и/или эмоциональное ощущение, сопровождающееся фактическим или потенциальным повреждением тканей». Выделяют несколько типов боли у новорожденных детей: острую (включает и процедурную, и послеоперационную), длительную боль и хроническую. Острая боль должна рассматриваться как обширно и непрерывно воздействующий болевой и поведенческий процесс, который вызывается повреждением тканей в организме.

Длительная боль отличается от хронической тем, что существует явный стимул при ее возникновении, вызванный наличием определенной патологии/болезни (например, перитонит) или проводимой терапией (например, механическая вентиляция легких, интубация трахеи или установка дренажей). Длительная боль к настоящему моменту плохо изучена, но, как правило, имеет четкое время начала и ожидаемое время завершения (менее 3 мес до полного восстановления поврежденных тканей, в отличиетот хронической боли). Кроме того, данный вид боли может возникнуть после нескольких дней госпитализации новорожденного ребенка в отсутствие явной причины.

Принято выделять термины, в той или иной степени связанные с понятием боли:

– страдание – эмоциональная реакция организма на боль;

– болевое поведение – специфическое поведение субъекта (больного), позволяющее окружающим (врачу) заключить, что он испытывает боль. Боль всегда субъективна несмотря на объективность ее существования;

– демонстрация боли – если человек страдает от боли, он всегда это демонстрирует либо окружающим, либо себе;

– стресс – адаптивная физиологическая реакция организма на определенные внешние стимулы. При этом у новорожденных нет осознания наличия стресса и, следовательно, возможно, нет связанного с ним страдания;

– дистресс, не связанный с болью – реакция организма на внутренние и внешние раздражители, которая может включать дискомфорт, беспокойство и страх;

– оптимальная седация – состояние, при котором пациент находится в состоянии сонливости, реагирует на различные факторы окружающей среды, но при клиническом осмотре не испытывает беспокойства; кроме того, у него отсутствуют чрезмерные движения;

– синдром ятрогенной абстиненции – клинический синдром, проявляющийся после прекращения или отмены лекарственного вещества, которое применялось в течение длительного периода.

Причины, особенности восприятия боли и ее клинические проявления у новорожденных детей.

Крайне важно правильно понимать, какие именно обстоятельства и причины вызывают развитие болевого синдрома у новорожденного ребенка. Стоит отметить, что любая хирургическая манипуляция и послеоперационный период сопровождаются болью у новорожденных.

Причины возможного болевого синдрома/дистресса у новорожденных: искусственная вентиляция легких (ИВЛ); повторные болезненные инвазивные процедуры; малые хирургические процедуры (установка плеврального дренажа; надлобковая пункция с целью аспирации мочи; люмбальная пункция; установка вентрикуло-перитониального дренажа и др); сопутствующие инфекционные/воспалительные заболевания (некротизирующий энтероколит, остеомиелит, менингит, генерализованный сепсиc); осложнения необходимых процедур (флегмона или абсцесс от внутривенной инфузии, пролежни); послеоперационный период после обширного оперативного вмешательства; боль, вызванная проведением диагностических процедур и общего ухода; боль, вызванная агрессивными факторами окружающей среды; физиологический стресс.

Новорожденные дети чувствуют боль, но они не способны ее осознавать, имеют низкий порог боли, могут запоминать ее в виде вторичной гипералгезии (сенситизация рецепторов), часто не локализуют боль, проявляя диффузный ответ на боль. Недоношенные дети внешне демонстрируют реакцию на боль слабее, но имеют более генерализованный характер боли из-за широких рецепторных полей и их перехлеста. Внешне боль у новорожденных детей выражается психоэмоциональными (плач, мимика), физиологическими (тахикардия, тахипноэ, снижение оксигенации, потливость, гиперемия, бледность, мидриаз), нейроэндокринными (повышение уровня катехоламинов, кортизола, снижение секреции инсулина, как следствие стресса) проявлениями.

Показатели болевого синдрома/дистресса:

  1. Поведенческие реакции: слышимый крик (не применяется у детей с установленной эндотрахеальной трубкой); выражение лица (характерная выпуклость бровей, зажмуривание глаз, выраженность носогубной складки, дрожь подбородка и др.); отдергивание конечности в ответ на болевой раздражитель; изменения в положении тела (общее повышение активности, сгибание верхних и нижних конечностей, выгибание, разгибание ног, разведение пальцев или сжатие кистей в кулак); нарушения цикла сна, сопровождающиеся подергиваниями, рывками, нерегулярным дыханием, гримасами или всхлипыванием; поведение, направленное на самоуспокоение, такое как изменение положения тела, движения рук ко рту, сосание, сосредоточенность.
  2. Физиологические реакции: увеличение частоты сердечных сокращений; повышение артериального давления; изменение частоты дыхания; нарушения оксигенации; изменения цвета и температуры кожных покровов; увеличение потливости ладоней (применимо у детей с гестационным возрастом >37 нед); изменение мозгового кровотока и внутричерепного давления; желудочно-кишечные расстройства.
Читайте также:  Агрессивность как эмоциональное состояние

Шкалы оценки боли у новорожденных детей

Объективная оценка наличия и степени выраженности боли у новорожденного ребенка и своевременность действий, направленных на ее купирование, зависят в первую очередь от адекватного восприятия ситуации врачом. Так, B.J. Taylor и соавт. (2006) исследовали 250 новорожденных детей в 10 ОРИТН США, где с помощью 7 различных оценочных шкал боли в течение 72 ч анализировалась эффективность послеоперационного обезболивания (оценку проводили раз в 4–12 ч). Оценка степени тяжести болевого синдрома была документально зафиксирована медицинскими сестрами и врачами. Выявлено, что на обезболивающую терапию объективно влияла только оценка тяжести боли врачом. С целью оптимизации оценки боли у новорожденных детей профильными специалистами во всем мире было разработано более 40 доступных для клинического применения инструментов, однако ни один из них, к сожалению, в настоящее время не является «золотым стандартом». Данная ситуация связана с тем, что у обсуждаемых инструментов/шкал есть немало ограничений. Прежде всего на адекватную оценку боли влияет гестационный возраст новорожденного ребенка, так как уровень боли зависит от того, насколько успела сформироваться нервная система к моменту рождения. Уровень возбуждения ребенка в момент осмотра также играет большую роль в определении боли. Тяжесть основного заболевания, а также наличие у пациента различного рода медицинских устройств, трубок, протезов и т.д. зачастую могут скрывать специфические признаки и проявления боли. Например, у детей с установленной эндотрахеальной трубкой крик, оцениваемый во многих шкалах, слышен не будет. Наличие и фиксация эндотрахеальной трубки или устройств для неинвазивной респираторной поддержки будут изменять выражение лица пациента. «Гнездо», наличие датчиков мониторинга витальных функций, сосудистые доступы могут придавать определенное вынужденное, фиксированное положение, что ведет к ограничению движений пациента.

Оценка по шкалам боли не должна производиться у новорожденных детей с тяжелой неврологической патологией. В таких случаях ориентиром для оценки уровня боли будут служить в большей степени частота сердечных сокращений (ЧСС), уровень артериального давления, цвет, температура и влажность кожных покровов. В ряде шкал с целью оптимизации понимания выраженности боли вместе с поведенческими реакциями оцениваются объективные показатели состояния новорожденного ребенка. Перспективным методом оценки уровня боли также является изучение вариабельности ритма сердца, основанное на анализе колебаний длительности интервалов R–R на ЭКГ. Однако в рамках данной статьи мы обратим внимание лишь на клинические признаки, которые были положены в основу самых распространенноых и доступных шкал оценки боли у новорожденных детей, сочетающих в себе оценку как физиологических, так и поведенческих реакций.

Шкала PIPP (Premature Infant Pain Profile, профиль боли у недоношенных детей). С помощью данной шкалы оцениваются гестационный возраст, поведенческое состояние ребенка и изменения физиологических показателей в зависимости от воздействия болевого раздражителя. Сначала необходимо провести первичную оценку по шкале до воздействия болевого раздражителя, чтобы объективизировать изменение показателей в ответ на боль. Параметры ЧСС и уровень насыщения крови кислородом (SpO2) оцениваются за 15 с до болевого раздражителя и через 15 с после его воздействия. Зажмуривание глаз, положение бровей и выраженность носогубной складки оцениваются визуально (в течение 30 с после болевого воздействия). Для точной оценки необходимо соблюдать одинаковые временные промежутки, в течение которых ребенок будет «демонстрировать» определенные признаки. Результаты, полученные после суммирования баллов, варьируют от 0 до 21. Суммарная оценка ≤ 6 баллов указывает на отсутствие боли или минимальную боль; от 7 до 12 баллов – на умеренную боль, более 12 баллов – на сильную боль.

Шкала NPASS (Neonatal Pain, Agitation, and Sedation Scale, шкала оценки боли, возбуждения и седации). Шкала оценки боли, возбуждения и седации у новорожденных детей может быть использована для определения уровня боли как у доношенных, так и у недоношенных новорожденных, которые испытывают длительную послеоперационную боль и/или боль во время ИВЛ. В шкале оценивается пять физиологических и поведенческих показателей.

Шкала COMFORT. Детям, находящимся в критическом состоянии, как правило, проводится респираторная поддержка. Для более точной и подробной оценки уровня боли и седации у таких пациентов разработана шкала COMFORT. В исследованиях по валидации и оценке эффективности шкалы COMFORT большинство участников – дети до 4 лет, которым проводилась ИВЛ, однако данная шкала может применяться у детей вплоть до 18 лет. В данной шкале предлагается оценить 9 критериев. Каждый параметр оценивается от 1 до 5 баллов. Диапазон от 17 до 26 баллов свидетельствует об адекватной седации и обезболивании; 9–16 баллов – о передозировке седативных средств; больше 26 баллов – о недостаточной седации и обезболивании.

Практические аспекты применения шкал оценки боли у новорожденных

Инструментальные методы оценки состояния новорожденного ребенка, такие, как электроэнцефалография (ЭЭГ), амплитудно-интегрированная ЭЭГ, электрокардиография и т.д., к сожалению, полностью не заменят экспресс-тесты для измерения боли. В настоящее время только две шкалы имеют модификации с поправками на гестационный возраст пациента: профиль боли у недоношенных детей (PIPP) и шкала боли и седации у новорожденных (N-PASS).

Заключение

Таким образом, современные подходы к оказанию неонатологической медицинской помощи предполагают четкое осознание и понимание того, что новорожденные дети испытывают боль, оценку выраженности которой можно объективизировать при помощи различных методов и инструментов, основанных на внимательном, тщательном и динамическом изучении физиологических и поведенческих реакций ребенка. Перенесенная в раннем неонатальном периоде боль оставляет последствия в виде нарушений неврологического и поведенческого развития. К сожалению, до настоящего времени в неонатальной практике не разработан универсальный подход к оценке боли у новорожденных детей, поэтому необходимы дальнейшие исследования в отношении эффективности тех или иных существующих инструментов клинической оценки боли. Внедрение в клиническую работу отделений реанимации и интенсивной терапии шкал оценки боли у новорожденных в зависимости от гестационного возраста пациентов, хирургического или терапевтического профиля неонатальных отделений позволит объективизировать и минимизировать уровень боли у новорожденных детей, что, несомненно, улучшит результаты лечения и качество жизни таких пациентов.

Читайте также:  От печали до радости с добронравовым 2020

Андреев А.В., Харламова Н.В., Межинский С.С., Шилова Н.А., Карпова А.Л.,

Мостовой А.В., Песенкина А.А.

Российский вестник перинатологии и педиатрии том 65, № 4 (2020)

Источник

У маленького ребёнка что-то болит. Что мне делать?

Педиатр и детский невропатолог рассказали, как распознать и вылечить распространённые детские заболевания, на второй встрече клуба «Здоровый журналист».

В первую тысячу дней жизни ребёнок нуждается в особом внимании и уходе. Младенец рождается весом в 2,5-5 кг, без зубов и коленных чашечек, с мягкими костями и с «родничком» в черепе. К году его вес увеличивается в 2-3 раза, появляются первые зубы, «родничок» зарастает, зрение и слух становятся практически, как у взрослого человека, он начинает передвигаться самостоятельно, произносить первые осмысленные звуки и проявлять эмоции.

К двум годам рост увеличивается в 2 раза и составляет половину его «взрослого» роста (например, если при рождении рост был 53 см, в 2 года – 90 см, а в 25 лет будет 180 см). От двух до трёх лет у малыша появляются коленные чашечки, и он учится бегать, вырастают молочные зубы, а кишечник начинает переваривать твёрдую пищу. Увеличивается моторика, реакция и обучаемость.

Мамы знают, что болезни раннего периода отличаются от болезней взрослых, и даже от болезней детей постарше. А многие болезни вовсе не нуждаются в лечении – это одно из проявлений растущего организма.

До определённого периода маленький человек не может объяснить, что и как у него болит, поэтому мамам нужно учиться определять это самостоятельно или обращаться к педиатру. На первой встрече клуба «Здоровый журналист» в 2018 году, организованного компанией SANTO, педиатры рассказали о том, на что стоит обращать внимание и как вылечить простые детские заболевания. Невропатолог, директор Департамента педиатров Healthcity clinic (MBA) Константин Пушкарёв и педиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова Сауле Сарсенбаева поделились знаниями, опытом и привели примеры из своей практики.

Почему у ребёнка поднимается температура?

Повышение температуры обычно возникает при инфекционных заболеваниях. Организм борется с патогенами, в кровь поступает вещество противовирусного действия – интерферон. В крови усиливается обмен веществ и бактерицидность, чтобы эффективнее бороться с бактериями и вирусами. Поэтому врачи не рекомендуют медикаментозно понижать температуру в первый день или понижать её, если она не слишком высокая. Но малыш – это не уменьшенная копия взрослого. Многие процессы устроены иначе, в том числе и теплообмен.

«У маленьких детей проблемы с теплообменом – они быстро переохлаждаются и так же быстро перегреваются. Если с холодом обычно вопросов нет – любая мама в первую очередь пытается согреть своё чадо, то во втором случае возникает проблема – мы привыкли кутать детей. А их нельзя укутывать даже в холодную погоду. Многие воспалительные процессы быстро распространяются», – рассказала Сауле Сарсенбаева.

У малышей ярче выражены симптомы интоксикации – при высокой температуре они становятся вялые, малоподвижные, их подташнивает. Быстро наступает потеря микро- и макроэлементов, обезвоживание. Если поднимается температура, родителям нужно больше поить малышей. С другой стороны, у малышей есть преимущество – они восстанавливаются намного быстрее взрослых.

Что делать, если у малыша поднялась температура?

  1. Сначала температуру надо измерить при помощи градусника.
  2. Если температура невысокая (38 градусов для новорождённых и 39 градусов для детей старше трёх месяцев), ничего предпринимать не нужно. Нужно продолжать наблюдать, измеряя температуру каждые два часа, не забывая поить тёплой водой.
  3. Если температура выше, чем 38-39 градусов или держится долго, то нужно охладить ребёнка – в первую очередь раздеть и перенести в проветренную комнату, закрыв перед этим окна.
  4. Вы охладили ребёнка, но температура не снижается. Попробуйте обтереть малыша ватным тампоном, смоченным обычной кипячёной водой или слабым водочным раствором. Спирт быстро испаряется, забирая с собой с кожи лишнее тепло.
  5. Если всё вышеперечисленное не помогло, позвоните врачу. Скорее всего он назначит жаропонижающий сироп. Обязательно уточните дозу и частоту приёма и строго придерживайтесь схемы. Если после приёма препарата температура сразу снизилась, всё равно нужно придерживаться назначения педиатра.

Многие родители боятся детских судорог и не зря, потому что мозг запоминает эту реакцию организма на повышение температуры. При первых проявлениях судорог немедленно начинайте сбивать температуру. Константин Пушкарёв даёт совет от американских коллег: при высокой температуре искупать малыша в тёплой ванночке с температурой воды в 36,6 градуса. Нескольких минут хватит, чтобы вернуть малышу нормальную температуру тела и избежать судорог.

Ещё один момент, на который родителям стоит обратить пристальное внимание – как именно лихорадит ребёнка при повышенной температуре. Лихорадка бывает двух видов – розовая и белая. При розовой лихорадке расширяются сосуды, человеку жарко, всё горит. Это хорошая реакция на патогены, значит, организм активно избавляется от лишнего тепла. В первую очередь здесь хорошо помогают физические методы охлаждения, и зачастую до жаропонижающих препаратов дело не доходит. А вот белая лихорадка характеризуется повышенной температурой и бледной кожей. Здесь физические методы понижения температуры могут навредить. Малышу с такими симптомами может помочь только детский врач.

Читайте также:  Эмоциональное здоровье ребенка тесты

Почему ребёнку больно и что с этим делать?

Существует «луковичная» теория, которая возникла в довоенные годы, но окончательно сформировалась в 2014 году, которая говорит о том, что любая боль состоит из одинаковых компонентов:

  1. Ноцицепция – механические, тепловые, химические стимулы или генетическая предрасположенность к боли.
  2. Боль – это взаимодействие ноцицептивной системы с антиноцицептивной системой и влияние их друг на друга.
  3. Переживание – аффективный компонент, в котором играет роль лимбическая система, определяющая поведение человека. Роль играют несколько факторов. Например, генетика, пол, возраст и сфера работы.
  4. Болевое поведение, которое зависит от возраста пациента, его активности и знания этого типа боли в прошлом.
  5. Взаимоотношения с окружающими. Доказано, что доверительные отношения с окружающими людьми, коллегами, родственниками или медицинским персоналом снижают чувствительность к боли.

«Все люди – и большие и маленькие – боятся боли, – сказал Константин Пушкарёв. – Боль – это четырёхкомпонентный процесс. Она является одновременно социальной, физической, душевной и психологической».

Какая бывает боль?

Ноцицептивная вызвана повреждением тканей. Нейропатическая появляется при повреждении нервной системы. Третий вид не имеет названия, но эта боль возникает из-за неврологической дисфункции. Все три вида болевых ощущений люди испытывают по-разному. Боль бывает острая, пульсирующая, жгучая, стреляющая, ноющая, но в любом случае она приносит человеку лишь страдания, а в некоторых случаях приближает смерть. По словам Константина Пушкарёва, даже совсем маленькие дети могут испытывать фантомные боли. Например, если ребёнок испытал дискомфорт во время внутриутробного развития, эти ощущения могут повториться. Проблема с детской болью в том, что малыши почти до года не могут показать, где болит, а до двух лет не могут объяснить, как именно болит.

«Если совсем маленький ребёнок плачет, не исключено, что у него что-то болит. Первые действия мамы: взять его на руки, покачать, погладить, покормить и поговорить с ним ласковым, спокойным голосом. Родной запах мамы, успокаивающий голос, нежные объятия – всё это успокаивает малыша. В грудном молоке содержатся обезболивающие элементы. Надо помнить, что эмоциональное состояние мамы немедленно передаётся ребёнку. Если мама злится и переживает, ребёнок тоже будет плакать. Но потом придёт папа, возьмёт его на руки, погладит, поцелует и передаст ему успокоительный тестостерон. Таким образом, болевые ощущения и связанное с ними беспокойство постепенно пройдут», – рассказал Константин Пушкарёв.

Не всегда боль можно успокоить родительской любовью, и тогда в ход идут обезболивающие сиропы. Анальгетики для детей делятся на несколько категорий, и самыми безопасными и эффективными считаются парацетамол и Ибуфен ® , которые к тому же понижают температуру. У каждого из этих препаратов есть свои противопоказания и преимущества – например, до сих пор не доказано, безопасен ли парацетамол при длительном приёме, а Ибуфен ® нельзя давать детям младше трёх месяцев. Но врачи особо подчёркивают, что любой жаропонижающий и обезболивающий сироп необходимо давать ребёнку не по необходимости, а по схеме, описанной в инструкции к препарату, или по рекомендации врача. При этом малыши должны легко проглатывать лекарство, поэтому оно не должно быть в твёрдом виде. Идеальная форма – сироп. Ибуфен ® (ибупрофен) назначают детям при простудных заболеваниях, детских инфекциях, сопровождающихся повышенной температурой тела, гриппе, фарингите, при болевом синдроме: зубной боли/прорезывании зубов, головной боли, ушной боли и даже при поствакцинальных реакциях. Важно помнить про дозировку, которую легко соблюдать при помощи шприца-дозатора, и не превышать рекомендуемую норму для детей разных возрастов.

Главное, запомните: ребёнку до 15 лет ни в коем случае нельзя давать аспирин. Сауле Сарсенбаева привела пример из своей практики: родители хотели побыстрее поставить на ноги простудившуюся 8-летнюю дочку и пичкали её всем, что нашли в аптечке. В итоге привезли малышку в реанимацию с кровотечением буквально всех органов: помимо внутреннего кровотечения кровь сочилась из глаз, носа, мочеиспускательного канала. Аспирин – очень действенное лекарство против простуды, но смертельное для детей, в том числе ещё не родившихся.

Как общаться с ребёнком, которому больно?

По статистике, 70% из заболевших ОРВИ в Казахстане – младше 14 лет. Это означает, что дети – основные услугуполучатели врачей и аптек. И поэтому дальнейшая информация касается всех, кто так или иначе контактирует с заболевшими детьми – родителей, сотрудников аптеки, врачей и медсестёр.

Но проблема в том, что даже врачей раньше не учили правильно обращаться с больным ребёнком. Главное было – оказать помощь, это и есть необходимое добро, а в каком виде оно причиняется, было не важно. Но, например, в США врачи давно поняли, что доброжелательная беседа с пациентом не только успокаивает его перед неприятными процедурами лечения, но и имеет высокий терапевтический эффект.

Казахстанские врачи постепенно овладевают коммуникативными навыками, эту дисциплину уже начали преподавать в медвузах. Часто в маленьких городах и сельских поликлиниках врачи не считают нужным уделить внимание маленькому пациенту. Все вопросы задают маме, папе, бабушке – взрослому, который привёл ребёнка на приём. Ребёнка игнорируют, пока не нужно будет прослушать его дыхание холодным стетоскопом, посмотреть горло металлической лопаткой, или пощупать живот холодными руками в синих перчатках. Любая казахстанская мать сталкивалась с тем, что её ребёнка насильно держали во время инъекций и других медицинских процедур.

Любому человеку в любом возрасте необходимо внимание, тем более если он заболел и ослаблен. А детям это внимание требуется вдвойне. Поэтому врачи призывают всегда беседовать с детьми, даже если те слишком маленькие и не могут ответить. Доброжелательный настрой – огромная часть успеха в лечении любой болезни.

Источник

Оцените статью