- Школьное чтиво
- 11.02.2021
- Маршак С. «Дождь» («Гроза днём»)
- Самуил Яковлевич Маршак стр. 110 — 111
- Стихотворение «Гроза днём»
- 1. Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? Произнеси их. Обрати внимание на повторяющиеся в словах звуки.
- 2. Прочитай стихотворение выразительно. Какое настроение ты передашь при чтении? Объясни.
- Стихотворение «В лесу над росистой поляной…»
- 1. Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик, от имени которого написано стихотворение?
- 2. Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»? Какие чувства вызывает у тебя «стеклянный» голос кукушки: радость, печаль, удивление?
- 3. Как бы ты озаглавил это произведение? Почему?
- 4. Оживи свои воспоминания о лете и прочитай выразительно стихотворение. Какие слова ты выделишь голосом при чтении?
- Какое настроение передается во время чтения стихотворения «Гроза днем»?
- Литературное чтение. 3 класс
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
11.02.2021
Маршак С. «Дождь» («Гроза днём»)
Читайте анализ других стихотворений Самуила Маршака:
Главные герои стихотворения «Дождь» и их характеристика
- Дети. Спрятались от грозы.
План пересказа стихотворения «Дождь»
- Грохот грома.
- Листья и крыши.
- Цветники и скамейки.
- Вёдра и лейки.
- Дождь стучит.
Главная мысль стихотворения «Дождь»
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение 3 класс 2 часть» Климанова к стихотворению «Гроза днём» можно прочитать, перейдя по ссылке.
Чему учит стихотворение «Дождь»
Учит любить природу, радоваться дождю и грозе. Учит быть готовыми к любым неожиданностям.
Отзыв на стихотворение «Дождь»
Мне понравилось то радостное ощущение лета, которое сумел передать поэт.
Анализ стихотворения «Дождь»
Стихотворный размер ямб.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Дождь»
Эпитеты: небу голубому, пролётный дождь.
Метафоры: проехал грохот, дождь стучит.
Олицетворения: весело дождь стучит.
Пословицы к стихотворению «Дождь»
Когда слышишь гром, не спеши выливать воду.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Дождь»
Но спустя мгновение по листьям, крышам, цветникам, скамейкам, вёдрам и лейкам застучал дождь.
Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Дождь»
Источник
Самуил Яковлевич Маршак стр. 110 — 111
Стихотворение «Гроза днём»
1. Какие слова находит поэт, чтобы передать звуки грома? Произнеси их. Обрати внимание на повторяющиеся в словах звуки.
Автор стихотворения использует выражение «проехал грохот».
Оно сразу рисует в воображении эти сильные и пугающие звуки.
После слова «грохот» идёт слово «гром».
Начинаются слова со звонких, твёрдых звуков [г] и [р].
Они тоже передают характер этого природного явления и подчёркивают его силу.
2. Прочитай стихотворение выразительно. Какое настроение ты передашь при чтении? Объясни.
Я читаю это стихотворение с поднесённым, радостным настроением.
Сначала мой тон сообщающий, а темп чтения нормальный.
Но со слов «весело и быстро» я ускоряю темп и читаю в более радостном и весёлом тоне.
Автор как будто подталкивает к этому.
К тому же в последних четырёх строках идёт перечисление, что также влияет на мой темп чтения.
Стихотворение «В лесу над росистой поляной…»
1. Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик, от имени которого написано стихотворение?
Мальчик хочет забрать с собой воспоминания о летнем туманном рассвете, о кукушке, которая с ним играла, о лагере в лесу.
Такое желание появилось из-за того, что он и зимой хочет помнить о прекрасных летних моментах.
2. Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»? Какие чувства вызывает у тебя «стеклянный» голос кукушки: радость, печаль, удивление?
Песни кукушки довольно необычны, они непохожи на пение других птиц.
Я думаю, многие даже задавали кукушке вопросы о жизненном возрасте и «считали её ответ».
Её кукование обрывистое и твёрдое, как будто стуки по стеклу.
Скорее всего, поэтому поэт назвал его стеклянным.
А следующее выражение, думаю, связано с поверьем спрашивать у этой птицы, сколько лет ты проживёшь.
Хотя, возможно, она может ответить и на другие вопросы.
Песни кукушки таинственны и по-особому волшебны.
Они вызывают у меня печаль.
Так как не хочется, чтоб птица замолкала, но в определённый момент она всё равно это делает.
А также стихотворение наполнено тоской по уходящему лету.
Это подчёркивает грусть от кукования птицы.
3. Как бы ты озаглавил это произведение? Почему?
«Печальное пение», «Последние звуки лета», «Кукушка», «Символ уходящего лета», «Летние воспоминания», «Память о лете».
Для меня это произведение наполнено лёгкой тоской и грустью по уходящей поре.
Предложенные мною названия объединяют слова поэта и дают им общую оценку.
Они подчёркивают главную мысль, эмоции и настроение мальчика.
4. Оживи свои воспоминания о лете и прочитай выразительно стихотворение. Какие слова ты выделишь голосом при чтении?
Я читаю произведение в нормальном темпе, со спокойным, сообщающим и поднесённым тоном.
В первых строках я выделяю слова «росистой», «стеклянный».
Затем подчёркиваю голосом слова «память», «о лете».
В последних строках главными для меня являются слова «лагерь, палатки», «птицу».
Непарные строки я читаю более поднесено и медленно, а в парных делаю акцент на сообщающий тон и слегка ускоряю темп.
Источник
Какое настроение передается во время чтения стихотворения «Гроза днем»?
Задание по литературе для 3 класса Прочитай стихотворение выразительно. Какое настроение ты передашь при чтении. Объясни.
В стихотворении Маршака «Гроза днем» автор описывает неожиданно налетевшую грозу, которая быстро отшумела и сменилась веселым дождем.
Первые строчки стихотворение немного тревожные,они полны рокочущих звуков — так автор передает звуки грозы, гром. А вот дальше все на минуту стихает и вдруг начинается веселый дождь. Именно так его определяет автор и именно веселое настроение мы должны передать при чтении этого стихотворения.
Ведь летняя гроза не угроза. Это радостное и веселое явление природы, от которой оживают деревья, которому радуются люди. Перечисление предметов, по которым стучит дождь подчеркивает его торопливость, красоту.
Самуил Маршак в своем стихотворении «Гроза днем» старался передать настроение веселое и даже озорное. Он конечно уделил внимание рокоту грома, но при этом подчеркнул и голубое небо и веселые звуки дождя. Следовательно и чтение этого стихотворение должно быть умеренно быстрым, азартным, даже веселым.
Ответы на вопросы в рабочей тетради по литературе для 3 класса можно посмотреть на нескольких сайтах вот лучшие из них :
Домашние задания рекомендуется делать самостоятельно .
Ответы на задания в печатных тетрадях не гарантируют правильного ответа и не являются уникальными . Любой преподаватель сможет распознать ответ списанный в интернете .
В своем стихотворении «Дед Мазай и зайцы» Некрасов описывает историю, которая произошла со старым охотником дедом Мазаем.
Однажды в половодье он плыл на лодке и вдруг увидел островок, на котором спасались от подступающей воды зайцы. Мазай взял их с с собой, потом стал подбирать зайцев дальше по реке. Наконец он увидел огромное бревно, на котором плыли десяток зайцев и сокрушался, что не может взять их в лодку — боялся, что такое количество зайцев лодка не вытянет — потонет.
Мазай очень ласково обращался к зайцам, призывает их слушаться, называет горемыками, дурой, и прочими ласковыми прозвищами.
А когда выпускает говорит зайцам: «С богом!».
Поэт Иван Бунин назвал свое стихотворение «Детство» потому, что в нем он словно переносится в прошлое и прижавшись к старому дереву вновь ощущает себя маленьким мальчиком. Казалось бы он давно сложившийся и успешный творческий человек, но по настоящему счастливыми для него оказываются минуты такого вот единения с детством.
Конечно о самом детстве писателя мы из этого стихотворения узнаем не много, оно больше описывает природу, которая произвела такое впечатление на маленького Ваню Бунина. Поэтому это стихотворение можно было назвать иначе, например «Запах детства» или «Воспоминания в сосновом бору».
Природа не сопротивляется морозу в стихотворении Некрасова, она покорна суровому воеводе. А тот довольный обходит свои новые обширные владения, следя за тем, чтобы все было по его разумению. Он шутливо стучит палицей по веткам, шагает по деревьям, по застывшим рекам, трещит, осматривает снега и узоры. Все это описания того, как покоряется природа появлению Мороза.
А Мороз не останавливается на достигнутом, он хочет идти дальше, добраться до океана, построить ледяные дворцы и мосты.
Что же это за мосты? Это просто скованные от берега до берега реки. Это ледяной панцирь, который укрылась бегущая вода и по которому легко перейти реку как по мосту.
А последние две строчки сравнивают ледяное и снежное царство Мороза с богатыми хоромами, где сверкают алмазы и жемчуг льдинок.
Сделаем словесное описание картины, которую нарисовал в своем стихотворении «Густой зеленый ельник» поэт Иван Бунин.
Еловый лес стоит присыпанный белым снегом. На этом снегу, как на открытой страницы книги мы видим следы того, что происходило.
Вот след оленя, который пробирался сквозь ельник и кое-где останавливался, чтобы почесать об стволы деревьев рога и попробовать на зуб кору дерева. В этих местах снег утоптан глубже, а с деревьев осыпалась хвоя.
Но вот олень услышал лай собак и сразу перешел на быстрый бег. Он совершает длинные прыжки, он полон силы и собакам конечно не угнаться за гордым и красивым зверем.
Источник
Литературное чтение. 3 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс
Урок 50. С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной».
научиться анализировать стихотворения С.Я. Маршака.
находить в тексте выразительные средства.
совершенствовать выразительность чтения.
об особенностях стихотворений С.Я. Маршака.
выразительно читать стихи.
находить в них выразительные средства.
Большинству читателей Маршак известен как детский поэт, но в этих произведениях Маршак открывается нам с «другой» стороны – как великолепный мастер художественного пейзажа.
Подобно художнику, он с помощью выразительных средств запечатлевает яркие мгновения окружающей жизни, чтобы читатель мог увидеть, услышать и прочувствовать все радостное и красивое, что происходит в природе.
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.
Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.
Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.
Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.
Стихотворение; литературный прием; звукопись; олицетворение; сравнение; эпитет; рифма.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 2 / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 110-111.
- Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 73.
- Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
- Б. Галанов. С.Я. Маршак. Жизнь и творчество. – М.: Детская литература, 1965. – 312 с.
На уроке мы узнаем об особенностях стихотворений С.Я. Маршака.
Научимся выразительно читать стихотворения «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».
Сможем находить в произведениях литературные приемы: звукопись, олицетворения, эпитеты, сравнения.
Основное содержание урока
Третьеклассники Аня и Володя отправляются в библиотеку – на праздник Самуила Яковлевича Маршака.
Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на нашем празднике. Его мы устраиваем ежегодно 3 ноября. 3 ноября 1887 года родился Самуил Яковлевич Маршак, замечательный поэт, драматург и переводчик, автор детских книг, известных в каждой семье в нашей стране. В 2017 году мы отмечали юбилей – 130 лет со дня рождения Маршака.
В.: На уроках литературе в школе мы изучаем стихи Маршака, и хотим узнать больше о его творчестве. В учебнике литературного чтения есть стихи поэта «Гроза днем» и «Голос в лесу». Они совсем не похожи на детские стихи Маршака, которые мы знаем с детства, такие, как «Кошкин дом», «Детки в клетке», «Рассеянный с улицы Бассейной», «Багаж», «Кот и лодыри», «Пожар», «Почта». Это какой-то другой Маршак…
Б.: Большинству читателей Маршак известен прежде всего, как детский поэт, веселый, озорной, любящий детей. Но в этих стихах Маршак – другой. Давайте разбираться – какой? Возможно, в ходе анализа мы откроем некоторые секреты поэзии.
Стихотворение «Гроза днем» впервые было опубликовано в сборнике «Избранные стихи» в 1949 году. Из его названия понятно, что оно о грозе. Давайте вслушаемся в его звуки, попытаемся представить картины грозы.
Чтение стихотворения библиотекарем.
А.: Я очень ярко представила себе эту картину летней грозы и даже услышала раскаты грома? Интересно, как это удалось автору?
Б.: В этом стихотворении поэт использует художественный прием, который называется звукопись, то есть он рисует картину звуками. Вслушайтесь в первые строки. Какие звуки здесь повторяются?
Здесь повторяются звуки [г] и [р] в сочетании с гласным [о] – «голубому», «проехал», «грохот», «грома». Даже сами слова «грохот» и «гром» похожи, в них ударение идет на гласную О, а начинаются они с сочетание «гр». Благодаря этому нам слышится, как будто гром грохочет в небе.
Б: А что происходит со звуками в следующих строках?
А.: Я услышала много согласных звуков [с], [тс] и [к] («весело», «быстро», «листьям», «цветникам», «скамейкам», «лейкам»), с их помощью легко представить, как отскакивают от различных предметов бойкие капли дождя.
Б.: Молодцы, ребята! Вы очень внимательные слушатели стихов. Благодаря этому вы открыли важный секрет поэзии: стихи – это прежде всего звучащая речь, и поэт особенно внимателен к звуковому строю стиха.
А теперь давайте разберемся, как написано стихотворение. В этом стихотворении строфы очень необычны, и к ним стоит приглядеться, чтобы разгадать их смысл.
В учебнике 10 строк стихотворения разбиты на 2 строфы по 5 строчек. Действительно, стихотворение состоит из двух строф, но в оригинале строки в них расположены неравномерно. Первая строфа представляет собой трехстишие. Вторая строфа – состоит из семи строчек.
Как вы думаете, случайно ли автор так расположил строки?
А.: Я думаю, что такие неравномерные строки не случайны. В первой, короткой, строфе изображен гром, его сильный, но короткий грохот.
В.: Аня здорово догадалась, и теперь и мне понятно! После трехстишия автор делает паузу, а затем поэт изображает, как начинается дождь – и он идет, идет, идет всё сильнее и сильнее – поэтому и строчек больше, их уже 5!
Б.: Вот вы и открыли еще один секрет поэзии – настоящий поэт вкладывает смысл даже в расположение и количество строк стиха, и с их помощью он помогает нам вообразить картину мира.
А на какие слова этого стихотворения вы обратили особое внимание?
А.: Я обратила внимание на олицетворение «проехал грохот грома». Этим глаголом передается движение грозы, она как живая. И еще мне понравился эпитет «по небу голубому». Значит, это летняя, недолгая гроза.
В.: А я обратил внимание на то, что несколько строк подряд открываются одним и тем же предлогом.
Этот прием называется повтором, и благодаря ему создается впечатление, будто барабанят капли, а дождь усиливается…
В.: А вот я всё не могу понять: у нас в учебнике последняя строка стихотворения «Стеклянный дождь стучит», а в вашем варианте «Пролетный дождь стучит». Разные эпитеты!
Б.: Давай разбираться! Самуил Яковлевич был очень требовательным по отношению к себе поэтом, в каждом издании в поисках более точного эпитета он менял слова в тексте стихотворения. Так в первой публикации дождь оказывается «незримым», затем «нежданным», и только потом становится «пролетным». Почему автор выбрал эпитет «пролетный»?
В.: Мне понятно – автор хотел подчеркнуть, что дождь быстрый, легкий – быстро начался и быстро закончится – он пролетел.
Б.: А какой образ помогает создать эпитет «стеклянный»?
А.: С его помощью больше внимания уделено образу дождевых капель, капельки стучат как будто по стеклу, они прозрачные, как стекло…
Б.: Вот мы открыли еще один важный секрет поэзии – для поэта важно каждое слово в стихотворении.
Б.: Что, друзья, продолжим путешествие по пейзажным стихам не привычного для нас Маршака? Второе стихотворение тоже о лете, о природе. Давайте послушаем его и представим образные картины.
Чтение стихотворения библиотекарем.
А.: Я очень ярко представила себе эту картину: лето, рассвет, детский лагерь в лесу… Я этим летом отдыхала в летнем лагере, поэтому все очень ясно себе представила.
В.: Я обратил внимание на кукушку, которая играет в прятки с героем. Когда услышишь голос кукушки, то нужно задать вопрос: Сколько лет осталось жить?
Б.: Да, поэтому автор пишет, что голос кукушки «звучит как вопрос и ответ». Перечитайте стихотворение – какие эпитеты использует автор.
А.: Поляна – росистая. Голос кукушки – стеклянный.
Б.: Почему автор описывает голос кукушки как стеклянный?
А.: Мне кажется, что ранним утром, на рассвете, голос кукушки кажется отрывистым, как острый удар по какой-то твердой поверхности, кажется, что кукушка словно бы стучит по стеклу.
Б.: Сравните эти 2 стихотворения Маршака. Что их объединяет?
А.: Оба стихотворения о природе, а также об одном времени года – о лете. Оба стихотворения наполнены радостным настроением.
В.: Автор использует разные приемы: звукопись, эпитеты, олицетворения.
Б.: Молодцы! А чем различаются эти стихотворения Маршака?
А.: Описываются разное время суток: в 1 стихотворении описывается летний день, а во 2 – летний рассвет. И еще разное место действия – в 1 стихотворении описывается дача, а во 2 – лес.
В.: Описываются разные явления природы: в 1 стихотворении описывается гроза, дождь, а во 2 – росистая поляна. В 1 стихотворении нет животных, а во 2 – описывается кукушка.
Б.: Вы очень внимательные читатели! Так что же нового вы узнали о стихах С.Я. Маршака?
А.: Эти стихотворения С.Я. Маршака отличаются от знакомых нам детских стихов поэта, таких как «Кошкин дом» или «Пожар».
В.: В этих стихах автор описывает природу, лес, дачу, грозу, кукушку.
Б.: Да, в этих произведениях Маршак открывается нам с «другой» стороны, он предстает как великолепный мастер художественного пейзажа. Подобно художнику, он с помощью литературных приемов запечатлевает яркие мгновения окружающей жизни, чтобы читатель мог увидеть, услышать и прочувствовать все радостное и красивое, что происходит в природе.
Разбор типового тренировочного задания
1. Составьте пары
Текст вопроса: Образуйте пары из строк стихотворения Самуил Яковлевич Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».
Правильный ответ: Над росистой поляной, в рассветном тумане, голос стеклянный, грохот грома, по небу голубому.
Разбор типового контрольного задания
Дополните текст стихотворения.
Текст вопроса: Вставьте пропущенные слова в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака.
В лесу над ______________ поляной
Кукушка встречает _____________.
В ____________ ее голос _________
Звучит, как ____________ и ответ.
Слова для вставки: рассвет, росистой, вопрос, стеклянный, тиши.
А миг спустя мы ____________,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным _______________,
По цветникам, __________________,
По ведрам и по __________________
___________ дождь стучит.
Слова для вставки: лейкам, крышам, слышим, стеклянный, скамейкам.
Источник