Гражданское достоинство это гражданские чувства

Гражданское достоинство это гражданские чувства

Библиографическая ссылка на статью:
Яблокова О.О. Понятие «достоинство» в гражданском праве // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/79536 (дата обращения: 05.10.2021).

Происхождение понятия «достоинство» является сложным критерием истинной ценности человека в социальном, психологическом и историческом значении.

Формулируя понятие достоинства, законодатель исходит из того положения, что достоинство – это блага, на которые имеет неотъемлемое право каждый, независимо от того, заслуживает ли гражданин обладания этими благами или нет.

В преамбулах Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., участником которых был СССР, а в настоящее время правопреемником является Российская Федерация, провозглашено, что достоинство присуще всем членам человеческой семьи. В статье 1 Всеобщей декларации прав человека утверждается: «Все люди рождаются равными в своем достоинстве и правах».

Всемирная конференция по правам человека, проходившая в Вене, в 1993 году, подтвердила, что «все права человека проистекают из достоинства и ценности, присущих человеческой личности».

Люди бывают разные: один – достойный самого себя, второй – не уважающий достоиного, третий – не достоин уважения.

С.И.Ожегов, в словаре русского языка, дал определение понятия «достоинство» следующим образом:

«Достоинство – это 1. Положительное качество. 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе …» и т.д.

На протяжении длительного времени раскрытием содержания понятия «достоинство» занимались философы и ученые-юристы, давая различные формулировки.

Гуманист И.Кант считал, что достоинство есть внутренняя безотносительная ценность, а то, что обладает достоинством – находится выше всякой цены и не допускает никакого эквивалента. Его мысль была выражена в известной работе «Основоположения к метафизике нравов».

И. Кант утверждал: «В царстве целей все имеют или цену, или достоинство. На место того, что имеет цену, может быть поставлено также и что – нибудь другое, как эквивалент; что, напротив, выше всякой цены, следовательно, не допускает никакого эквивалента, то просто относительную ценность, то есть цену, но и внутреннюю ценность, то есть достоинство».

Рассматривая свободу, как необходимое условие сохранения и развитие человеческого достоинства, французский философ Жан-Жак Руссо писал: «Отказаться от своей свободы – это значит отказаться от всего, от человеческого достоинства, от прав человека, даже от его обязанностей»[Руссо Жан-Жак, 1969, с.8.].

Одним важнейшим аспектом достоинства является осознание индивидом своего достоинства как человека, как личности. Это означает способность человека осознавать самого себя и вместе с тем оценивать себя, относительно нравственных и общественных критериев.

Определенно, В.А. Рясенцев под достоинством понимал «… осознание лицом своих качеств, способностей, мировоззрения и общественного значения». На этом основывается уважение к себе как члену общества, личности». А.А. Ерошенко отмечает, что «… достоинство в его наиболее общем виде представляет собой совокупность положительных качеств, ценность того или иного индивида. Оно рассматривается как социальная значимость человека, обуславливаемая его общественно полезными свойствами».

Целесообразно, в понимании достоинства, отметить два аспекта: внешний (объективный) и внутренний (субъективный). Первый – объективный аспект достоинства заключается в признании человека высшей ценностью.

Второй аспект – внутренний (субъективный), в котором сторона категории достоинства связана с внутренним миром человека, его мировоззрением и убеждениями, способностью поступать в соответствии с принятыми в обществе моральными требованиями и нормами, то есть, связана с чувством и осознанием своей моральной ценности и полезности обществу. [Тюленев, И.В., 2010, c. 24.]

Следовательно, «нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, есть то, что одно только и имеет – достоинство».

Оценить себя со стороны гражданину трудно, а оценит по достоинству – еще труднее. Ведь в каждом гражданине таится неведанное данное ему самому.

Гражданина должны оценивать по его поступкам. Но не всегда гражданина оценивают по достоинству. Например, достойного человека пытаются очернить или унизить.

Проблема в том, что достоинство не определяет поступки человека.

Когда гражданин занимает должность ниже своих возможностей, то в связи с его знаниями и способностями проявляется его достоинство. В случае, когда гражданин занимает должность выше своих возможностей, то проявляются его недостатки.

Этика – это духовная красота, а человеческое достоинство является категорией этики. Следовательно, человеческое достоинство носит конкретно-исторический характер и одновременно обобщает лучшие черты человека в определенном обществе, а также способствует росту ценности определенной личности и развитию ее достоинства.

Чувство собственного достоинства – это особое чувство, которое не должно перерастать в чувство собственной безнаказанности. Самое большое и частое заблуждение – это вера в собственное достоинство [Морозов, В.Р, 2014, с. 9.]. Оценка достоинства не должна зависеть от возраста и положения гражданина в обществе. Однако, некоторые оценивающие думают иначе.

Не заслуживает уважение тот гражданин, у которого недостаток собственного достоинства. Также, не заслуживает уважения тот, у кого чрезмерность собственного достоинства.

Норма о праве на достоинство даёт возможность использовать гражданам всю совокупность субъективного права, которое составляет его достоинство.

Субъективному праву одного лица корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц, которая заключена в воздержании от посягательств на достоинство гражданина.

Так как, его нарушение может нанести существенный моральный вред, ущерб в общественном положении и в свободе действий, произвести на окружающих плохое впечатление. Государство обязано это личное неимущественное право защищать.

Российским законодательством предусмотрено, что конфликтные правоотношения, связанные с правом на достоинство возникают, только лишь при нарушении норм, устанавливающих указанное право.

Законом предусмотрено, что гражданин имеет право требовать по суду опровержения сведений, порочащих его достоинство. Тем самым закон определил участников этих отношений.

Гражданское законодательство Российской Федерации устанавливает порядок опровержения сведений, порочащих достоинство гражданина, а также предоставляет возможность защиты в суде.

Судебная практика должна установить и принять решение, что понимает ст.152 Гражданского кодекса РФ под достоинством при рассмотрении судебных дел.

В связи с изложенным можно сделать вывод, что такое нематериальное благо, как «достоинство» составляет основу социального статуса субъекта, и права на него необходимо сформулировать и закрепить на законодательном уровне, поэтому судебная практика должна определенно установить, что понимает статья 152 Гражданского кодекса Российской Федерации под достоинством гражданина.

Нами предлагается дополнить абзац 1 части 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации следующей редакцией:

« Достоинством является самооценка гражданина, независящая от его возраста и положения в обществе и обобщающая высокие моральные качества и нравственное развитие.

Достоинство гражданина должно быть совместимо с жизненными благами, которые имеет человек».

Библиографический список

  1. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948 // Российская газета. – 1995. – № 67.
  2. Морозов, В.Р. Понятие достоинства человека в социальном учении / В.Р. Морозов // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 5.
  3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 2013.
  4. Руссо Жан-Жак. Об общественном договоре/ Ж.Ж. Руссо// М.: «Наука» 1969.
  5. Тюленев, И.В. Защита чести, достоинства и деловой репутации по российскому и международному законодательству: дис. … к.ю.н.: 12.00.03: защищена 08.11.2010 / Тюленев Игорь Викторович. – М., 2010.
Читайте также:  Депрессия не могу двигаться

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
Регистрация

&copy 2021. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

Источник

Гражданское достоинство это гражданские чувства

аспирант ВСЭИ г .К иров.

Чувства и качества составляющие понятие «гражданственность».

Многими исследователями «гражданственность» рассматривается как интегративное качество личности .( О.И. Волжина , А.С. Гаязов , О.И. Золотов, О.П. Песоцкая и др.)

Понятие «качество» в свою очередь являет собой философскую категорию, «выражающую существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным».(7.с.225) Определение качества с точки зрения педагогики – это «длительно существующая черта личности, проявляющееся последовательно в широком спектре ситуаций».

Эмоции и чувства – это также личностные образования. Они характеризуют человека социально — психологически.

Если эмоции есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия, то чувства имеют предметный характер и связываются с представлением или идеей о некотором объекте.

Если эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых характеристик человека, особенность же чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Развитие чувств, как отмечают психологи, может идти в нескольких направлениях. В направлении связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. По линии повышения сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. И, наконец, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, долга, ответственности и др. Совершенствование высших чувств означает личностное развитие их обладателя.

Рассмотрим, какие же качества определяют гражданственность.

В исследовательских работах О.И. Волжиной , А.С. Гаязова , В.И. Золотова, О.И. Песоцкой к гражданским качествам относятся:

— гражданский долг – это осознанная система гражданских требований общества и личности, вызванных потребностями социальной необходимости и конкретными целями и задачами исторического этапа развития;

— гражданское достоинство – совокупность гражданских качеств человека, а также оценка этих качеств самой личностью и общественным мнением;(2,с.156)

— гражданская ответственность – свойство личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями нормами, законами, соотносить потребности с реальными возможностями, руководствуясь интересами социального прогресса;(2,с.156)

— гражданская совесть – это «не общее всем людям, а индивидуальное состояние одного человека; она не уравнивает людей, а зовет каждого отдельного к осуществлению добра, которое ему доступно, и всей справедливости, которая причитается от него другим людям. (4,с.179)

— чувство патриотизма и интернационализма – чувство любви к Родине, деятельность, направленная на служение интересам Отечества, и уважение к суверенитету и национальной гордости других народов;

— единство гражданского сознания и поведения;

— уважение к законам государства и готовность к их выполнению;

— уважение и принятие прав и обязанностей гражданина и др.;

Мы перечисли лишь те качества, которые совпадают у названных выше исследователей в определении гражданственности.

Половина перечисленных качеств (гражданский долг, гражданская ответственность, гражданское достоинство, гражданская совесть, чувство патриотизма и интернационализма) и есть те ценности и нормы, которые относятся к высшим чувствам личности. Уровень их развития говорит о нравственном состоянии личности.

Итак, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что нравственные чувства и качества взаимосвязаны. Без развитых нравственных чувств не сформируется нравственное качество, либо оно будет неустойчивым и непостоянным.

Гражданственность же без нравственных чувств и качеств лишается базиса, который побуждает личность действовать во благо не только собственных интересов и выгоды, но во благо другого человека, общества, страны.

Следовательно, гражданственность это интеграция не только качеств, но и чувств. Ибо именно наличие нравственных чувств делает гражданственность индивидуальной формой нравственности.

1.Волжина О.И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект): автореф . дис . …канд. пед . наук – М.:1991. -21с.

2.Гаязов А.С. Теория и практика гражданского воспитания молодежи на современном этапе. :д ис . … докт . пед . наук: 13.00.01: утв.31.03.98 –Бирск,1996. – 306с.- Библиогр.:284-299.

3.Золотов В.И. Политическая культура и гражданственность.- Барнаул,1989. – с.110-115.

4.Ильин И.А. Путь к очевидности: Сочинения.- М.:1998.- 912с.

5.Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш . Пед . учеб .з аведений . В 3 кн. Кн. 1.Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.:1995 – 576с.

6.Песоцкая О.П. Эффективность подготовки будущего учителя к гражданскому воспитанию старшеклассников: автореф . …канд.д. наук. – М.:1994. – 20с.

Источник

Гражданские качества личности
творческая работа учащихся на тему

Скачать:

Вложение Размер
osobaya_aktualnost_temy_grazhdanstvennosti_segodnya_zaklyuchaetsya_v_tom_0.doc 82.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Саратовской области

(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)

ГРАЖДАНСКИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

студент группы № С-314

преподаватель Герасимова Т .Е.

1. Что такое гражданские чувства и качества.

2. Базовые компоненты гражданственности.

3. Гражданские качества личности.

4. Преимущества гражданственности.

5. Проявления гражданственности в повседневной жизни.

6. Пути развития гражданственности.

7. Анализ результатов опроса студентов и обучающихся

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум».

Список используемых источников и литературы.

Особая актуальность темы гражданственности сегодня заключается в том, что Россия, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств, одновременно обеспечивая национальную безопасность. Эти процессы не могут выстраиваться без глубокого проникновения патриотических идей в сознание россиян. Патриотизм в настоящее время рассматривается как важная характеристика, предполагающая наличие чувства гражданского долга, ответственности за судьбы государства и гражданского общества,.

«Сейчас, в начале нового столетия», – говорит Президент Российской Федерации В.В.Путин, «есть хороший шанс соединить ресурсы окрепшего государства и энергию демократического общества. Наступает время, когда быть гражданином России становится престижным. Тем более что простое понятие «гражданин» всегда значило гораздо больше, чем юридически оформленная связь с государством. И потому гражданственность и патриотизм от одной лишь записи в документе не появляются».

Но в реальной жизни нас часто окружает непривлекательная действительность: СМИ и интернет переполнены сценами насилия, безработица, пьянство, наркомания, брошенные дети. А стране нужны патриоты — люди любящие свою страну и способные идти на жертвы ради Родины.

Цель моей работы – выяснить, что такое гражданские чувства и качества и насколько они развиты у современного студента СПО.

Объектом исследования является гражданственность как система ценностей и добродетелей.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

— рассмотреть основные понятия гражданственного отношения к жизни и нравственного становления личности гражданина.

— выявить модели гражданственности на основе данных анкет студентов.

1.Что такое гражданские чувства и качества?

Чтобы понять, что такое гражданские чувства, нужно вспомнить обычные человеческие чувства по отношению к другим людям: чувство долга перед нашими родителями, чувство коллективизма, сочувствие к больным и немощным и т.д.
Гражданские чувства связаны со страной, в которой мы живем: чувство любви к Родине, чувство долга защищать её, чувство уважения к символам государства, его культуре, языку, истории, гражданское достоинство. Гражданские чувства укрепляют человека в его убеждениях, нравственных принципах, личностных гражданских качествах и проявляются в его действиях и поступках. Процветание общества во многом зависит именно от того, из каких людей оно состоит. Если в стране тяжело жить, то виноваты в этом не только власть или внешние враги; в значительной степени это зависит от самих граждан этой страны, от их характеров, воли, чувств, способностей, от их гражданских качеств.
Личность – многообразное слово. Одно из значений понятия “личность” выражает сущность человека, самое главное, что присуще данному человеку, совокупность его внутренних свойств как существа общественного. Речь идет о свойственных данному конкретному человеку, свойствах разума, души, поведения, что любит, умеет, как относится к другим людям, способен ли помочь, сделать доброе дело, умеет ли твердо держать слово. Быть личностью – значит быть лично ответственным, ни на кого не перекладывать свои обязанности, не прятаться за чужую спину. Личность дает иметь твердые принципы, к ним относят моральные и гражданские качества человека – честность и порядочность, совесть, ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости.
В философии обосновывается мысль о том, что личностью не рождаются, а становятся. Личность формируется в определенных общественных условиях, постепенно усваивая опыт поколений – язык, знания, умения, право, обычаи и т. д. – все то, что делает человека человеком. У каждого человека, личности есть права и обязанности, ответственность по отношению к окружающим людям, коллективу, обществу, государству.
Для характеристики личности в смысле прав, свобод и обязанностей употребляют понятие “гражданин”. Связь человека с обществом и государством замечательно выражает гордое, старинное словосочетание “гражданин отечества”. Гражданин является участником политической и правовой жизни общества. Государство обращает свои законы к гражданину. Оно обязано защищать гражданина, а гражданин обязан быть лояльным по отношению к государству, его законам и решениям.

Развивающейся Российской Федерации нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

2. Базовые компоненты гражданственности.

В концепции гражданина базовыми являются компоненты, которые включают:

— интернализацию универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание её неприкосновенности; свобода и ответственность;

— основные сферы жизнедеятельности современного человека, гуманизирующие личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; и т.д.

Каждый индивид обладает определенным набором способностей и талантов. Долг каждого человека заключается в их развитии и применении во благо обществу. Личность должна осознавать важность ответственности. Человеку для успешной социализации необходимо использовать свою свободу так, чтобы не причинять вреда другим людям. Индивид должен обладать определенными моральными нормами, принципами, ценностями, культурой, соответствующей его окружению. Очень важна и активная жизненная позиция. То есть человек должен участвовать в различных общественных делах, быть заинтересованным в решении насущных проблем государства. Несомненно, что одной из черт, которой должен обладать гражданин, является умение правильно строить отношения с другими, людьми на основе уважения чужой точки зрения, чужих интересов и взглядов. Это воспитывает толерантность, а также умение достигать общей пели совместными усилиями, сотрудничеством. История не раз показывала нам примеры спасения Отечества в результате сплочения всего народа. Известны также примеры, когда страна достигала серьезных успехов, объединяя усилия всех граждан.

3. Гражданские качества личности.

Гражданские качества личности вырабатываются под непосредственным влиянием социума. Рассмотрим их все. Гражданственность – это осознание своей принадлежности к жителям страны, участие в жизни общества, уважение своих и чужих интересов. Идентичность – это понимание своей роли в социуме, принятие определенных правил, норм и традиций, признание единства с другими людьми. Гражданское становление – это осознание сопричастности к другим гражданам, заинтересованность в решении различных социальных проблем, осведомленность о политической жизни своей страны.

Активная гражданская позиция – осознанное участие человека в жизни общества, отражающее его сознательные реальные действия (поступки) в отношении к окружающему в личном и общественном плане, которые направлены на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов.

Компоненты активной гражданской позиции: социальная активность, гражданское самосознание и гражданские качества.

Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития.

Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.

Становление активной гражданской позиции представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение человека в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности.

Гражданская позиция – это система, состоящая из трех структурных элементов:

– эмоционально-чувственный компонент – совокупность гражданских чувств личности, к которым относятся чувства долга, чести, достоинства, осознания гражданских требований и внутренние установки в правильности выбранного поведения;

– интеллектуальный компонент – совокупность мировоззренческих гражданских взглядов личности: от простых знаний о государстве, правах и обязанностях граждан до широких морально-политических обобщений, иными словами, до становления гражданского мышления, под которым мы понимаем способность осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать сложные социально-политические явления, происходящие в России и мире, устанавливать их взаимосвязь и противоречивость;

– деятельностный компонент, характеризующий готовность использовать знания и убеждения в жизни и выражающийся в гражданской ответственности и активности личности.

Гражданские качества – это качества личности, характеризующие её способность к активному проявлению своей гражданской позиции через социально значимую, практико-ориентированную деятельность.

Гражданское образование — это система, функцией которой является воспитание и обучение членов государства и общества, любящих Родину и ориентированных на овладение личностно значимыми нравственно-правовыми и политическими знаниями, мировоззренческими и культурными ментальными ценностями, обладающих способностью и готовностью реализовать на практике права и обязанности членов демократического общества.

Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы.
Гражданственность подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно. Прежде всего гражданственность означает осознание своей причастности к Родине, ее народу, ее истокам и корням.
Гражданственность – это один из непременных нравственных ориентиров благородного человека, любящего свое Отечество.

Гражданственность – это сочетание патриотизма, моральной цельности и правовой культуры человека.

Гражданственность – это осознание человеком своих обязанностей по отношению к родной стране.

Гражданственность – это безусловное чувство собственного достоинства, ведущее человека к совершенству.

Гражданственность – это умение не забывать об общественном благе в процессе достижения блага личного.

Гражданственность – это патриотизм, отрицающий экстремизм и национальное самосознание, отрицающее национальную рознь.

4. Преимущества гражданственности.

Гражданственность даёт гордость – за свою страну, ее историю и культуру.

Гражданственность даёт уверенность – в выборе правильных целей и правовых методов их достижения.

Гражданственность даёт сопричастность – к судьбе не только своей семьи, но и страны.

Гражданственность даёт свободу – если понимать её, как осознанную необходимость.

Гражданственность даёт уважение – к законам и государственным институтам.

Гражданственность даёт силы – для проявления человеческого достоинства в любых ситуациях.

5. Проявления гражданственности в повседневной жизни

Конституция. В конституции каждой страны записаны основные права и свободы, которые гарантируются гражданам, а так же основные обязанности граждан перед государством.

Законодательство. Гражданские права и гражданственность – в числе основных правовых понятий, исходя из которых и создаются законы.

Литература. Стихотворные произведения и проза многих классиков русской литературы проникнуты гражданственностью – любовью к стране и состраданием к ее гражданам. Олицетворением гражданственности считается поэт Николай Некрасов.

Семейное воспитание. Именно родители своим примером и своей жизненной позицией воспитывают в детях гражданственность, начинающуюся с любви к семье и с интереса к людям и своей стране.

Воинская служба. Защита своей страны – одна из основных обязанностей человека и гражданина; отправляясь на военную службу человек воспитывает в себе гражданственность.

Общество. Отсутствие национальной, расовой и религиозной дискриминации в обществе – признак гражданственности его членов.

6. Пути развития гражданственности.

Образование. Гражданственность не возможна без знаний в области права, истории, культуры – чем выше образованность человека, тем ярче он осознает свою гражданственность.

Интерес к истории. Одна из составляющих гражданственности – патриотизм; изучая историю своей малой Родины и своей страны, человек воспитывает в себе патриотизм и гражданственность.

Работа над собой. Внимательное отношение к себе, сознательное культивирование уважения к закону, к правовым и моральным нормам, принятым в обществе – это работа по воспитанию в себе гражданственности.

Межличностные отношения. Воспитывая в себе уважение к людям – опосредованно человек воспитывает в себе и гражданственность.

Состоятельный человек дает деньги на ремонт детского дома для того, чтобы помочь детям-сиротам. Он не покупает себе ещё один дом, а отдает свои средства на дело, чрезвычайно важное для общества и конкретных людей. Его поступок является благородным и гражданским . Любой гражданский поступок требует от человека волевого усилия. Воля помогает человеку преодолеть такие негативные качества, как лень, трусость, несдержанность.

7. Анализ результатов опроса студентов и обучающихся ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум».

Чтобы определить какие ценности находятся в основании деятельности студентов мы использовали опросник “Ценностные ориентации”. Студентам 1-го и 2-го курсов (16-17 лет) был предложен список ценностей.

Исследованием установлено, что в иерархия ценностей-целей доминирует “Активная деятельная жизнь”. Другие ценности-цели в порядке их значимости для учащихся выстроились следующим образом: 2. Наличие хороших и верных друзей. 3. Интересная работа. 4. Материально обеспеченная жизнь. 5.Уверенность. 6.Общая хорошая обстановка в стране. 7. Свобода как независимость в поступках и действиях. 8. Самостоятельность как независимость в суждениях и поступках. 9. Любовь. 10. Общественное признание. 11. Красота природы и искусства. 12.Творчество. 13. Удовольствия. 14. Равенство. 15. Счастливая семейная жизнь.

Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что у современной молодежи преобладают коллективные ценности.

Наше исследование предполагало также выявление желания и готовности студентов участвовать в политической жизни страны. Из 82 опрошенных студентов:

64% – политика интересна;

13% – являются членами молодежных организаций (в том числе и политических);

93% – поддерживают партию «Единая Россия»;

56% – считают себя приверженцами демократических ценностей;

81% – поддерживают внешнюю политику РФ;

72% – считают интересы государства приоритетными.

75% – считают себя патриотами.

Таким образом, можно констатировать, что студенты ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум» в среднем активно интересуются политикой, информацию о политической жизни получают из телевизионных передач и Интернета. Однако политические ориентации студентов носят в основном обрывочный, не оформившийся характер. Всё же в своём большинстве студенты ориентированы на либерально-демократические ценности.

Ответы на вопросы анкеты «Качества толерантной личности» показали следующие результаты:

72%уверены, что только путём межкультурного общения можно предотвратить новые этнические конфликты;

65% согласны с тем, что грядущее столетие должно стать веком гуманности, иначе человечество уничтожит само себя:

85% – ориентируются на общечеловеческие ценности.

Подводя итог, можно констатировать, что наши студенты обладают достаточно высоким уровнем гражданской и духовной культуры.

Список используемых источников и литературы:

1. Исаева Е.А., Маклашин И.С., Соколов А.В. Региональные аспекты гражданской активности в современной России. – М.Проспект, 2015.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб. Питер, 2000.

3. Власов А.И. Политические манипуляции. М.: . М.: ЭКСМО, 2010.

Источник

Читайте также:  Как чувствует ребенок при высокой температуре
Оцените статью