- Обзор книги: “Эмоциональный интеллект”
- Для кого эта книга?
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Знайте эмоции
- Управляйте эмоциями
- Мотивировируйте самого себя
- Научитесь вдохновению
- Распознавайте эмоции других
- «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман: краткое содержание книги
- Часть первая. Эмоциональный мозг
- Часть вторая. Природа эмоционального интеллекта
- Часть третья. Эмоциональный разум в действии
- Часть четвертая. Окна возможности
- Часть пятая. Эмоциональная грамотность
Обзор книги: “Эмоциональный интеллект”
В США книга “Эмоциональный интеллект” вышла еще в 1995 году, но до сих пор остается актуальной и даже входит в Топ-100 бизнес-книг, по мнению издательства “Альпина паблишер”. Дениэл Гоулман отнюдь не первый, кто затронул тему не IQ (Intelligence Quotient, или коэффициент умственного развития), а именно EQ (Emotional intelligence, или эмоциональный интеллект). Уровень IQ в течение сотни лет был показателем эрудированности и одаренности. Однако он не учитывал тот факт, что мы совершаем поступки, исходя не только из наших знаний в каких-либо областях, но также и под воздействием эмоций.
Для кого эта книга?
“Эмоциональный интеллект” – удачная попытка популяризировать научное знание. Только в Америке книга разошлась 5 миллионным тиражом. Она написана психологом и журналистом Дэниелом Гоулманом (Daniel Goleman), проработавшем в The New York Times в течение двенадцати лет. Однако слог книги все же не столь легок и она вряд ли подойдет для легкого чтения на ночь, поскольку требует более глубинного погружения в тему. Первые несколько глав посвящены развитию мозга человека на протяжении нескольких тысяч лет, а также обзору различных теорий об Эмоциональном интеллекте (далее ЭИ). Дэниел Гоулман сделал своего рода подборку наиболее значимых научных открытий об эмоциях человека и попытался изложить их в наиболее облегченной форме.
Книга подойдет для тех, кто интересуется психологией, происхождением и развитием эмоций, для родителей и учителей, чтобы понимать, каким именно образом воспитывать и обучать детей, а также для бизнесменов, желающих научиться управлять своими эмоциями, что в предпринимательстве немаловажно.
Это не бизнес-книга в классическом понимании. Каждый совет не вынесен отдельно, все идет вкупе: теория, примеры из жизни и способы преодолеть некоторые возникающие в жизни ситуации. Наиболее полезными с точки зрения бизнеса и саморазвития будут главы со второй по восьмую, где исследуется понятие ЭИ, а также рассматриваются его составляющие, и десятая, которая говорит о применении ЭИ непосредственно на работе. В книге также есть несколько приложений, например, со списком навыков, которые помогут развить ЭИ человека.
Что такое эмоциональный интеллект?
Человек в своих решениях руководствуется либо здравой логикой и рассудком, либо сердцем. Именно на “уме сердца” и сосредоточена книга “Эмоциональный интеллект”. Как отмечает Дэниел Гоулман, понимание чего-либо “сердцем” формирует более глубокую уверенность и убежденность совсем иного порядка, чем если мы осознаем то же самое только «умом».
“Способность выработать для себя мотивацию и настойчиво стремиться к достижению цели, несмотря на провалы, сдерживать порывы и откладывать получение удовлетворения, контролировать свои настроения и не давать страданию лишить себя возможности думать, сопереживать и надеяться” – именно эти характеристики и определяют термин “эмоциональный интеллект”.
Следуя за каждым из аспектов ЭИ Гоулман объясняет читателю, почему так важно обращать внимание на эмоции и в каких случаях их нужно “преодолевать”, а в каких “следовать”.
Как говорит Дэниел Гоулман: “Упущения в эмоциональной области можно исправить: каждая из них в значительной степени представляет собой совокупность привычек и ответных реакций, которую – при подобающих усилиях – можно изменить к лучшему”. Как именно, можно узнать из уроков от автора бестселлера.
Знайте эмоции
Люди, которые более уверены в своих чувствах, чаще всего становятся лидерами в различных сферах жизни. Они меньше сомневаются в правильности принятых решений и совершенных поступков. Осознание своих эмоций – это норма, в том случае, если вы с трудом определяете свое отношение ко всему, что происходит вокруг – это отклонение. За незнанием своих эмоций следует ряд психологических проблем.
Чтобы понять, какие эмоции вы сейчас испытываете – займитесь самоосознанием, настройтесь на свои чувства и на мысли о своем настроении. Наиболее простой способ понять себя – записывать мысли в дневник в течение 5-10 минут.
Управляйте эмоциями
Управление собственными эмоциями должна быть частью повседневной жизни. В свободное от забот время мы занимаемся тем, что улучшаем настроение: смотрим телевизор, просматриваем забавные ролики в соцсетях или беседуем с кем-то из близких. По мнению психологов, именно развлечение помогает справиться с гневом. А средством от печали могут стать слезы, хотя их эффективность не столь высока, как аэробика (позитивнее всего сказывается на тех, кто обычно не занимается физическими нагрузками), а также подбадривание угощениями или достижение легкого успеха (проведение уборки, к примеру). Однако самым эффективным способом преодолеть свои эмоции является когнитивное реконструирование, когда мы пытаемся взглянуть на вещи с другой стороны и найти что-то позитивное даже не в самой благоприятной ситуации.
Навык обуздания эмоций чрезвычайно важен, поскольку наше настроение порой служит помехой при планировании и достижении какой-либо цели. Таким образом, развитие ЭИ повлияет на более плодотворное использование умственных способностей.
Мотивировируйте самого себя
Осознание эмоций и умение их контролировать необходимо для концентрации внимания и самомотивации. Подавление импульсивности, надежда и оптимизм – лежат в основе достижения успеха.
В основе оптимизма – непоколебимое ожидание, что в жизни все сложится наилучшим образом, несмотря на неудачи. Такая позитивная установка помогает удержаться от впадения в апатию и депрессивные состояния. Именно положительный настрой торгового агента является залогом продаж. Эмоциональный настрой на поражение – решающий аспект, найдет ли продавец для себя достаточно мотивов, чтобы продолжить работу.
Оптимизм базируется на качестве, которое психологи называют самоэффективностью. Это вера в то, что ты обладаешь совершенным умением справляться с событиями своей жизни и смело смотреть в лицо испытаниям.
Научитесь вдохновению
Именно тогда, когда человек наиболее сосредоточен на деле, а не на удовольствии, которое за ним последует, существует наибольшая вероятность войти в поток вдохновения. Вдохновение можно назвать состоянием позитивной озабоченности. Мы полностью поглощены решением текущей задачи, а потому напрочь забываем о других заботах. Несмотря на то, что в потоке вдохновения человек работает на пределе своих возможностей, им движет удовольствие от того, чем он непосредственно сейчас занимается.
Есть как минимум два способа войти в поток вдохновения:
- Намерено сосредоточить внимание на том, чем вы занимаетесь. Концентрация – это суть вдохновения.
- Взяться за дело из области своих компетенций с неохотой. Если требования невысоки, люди скучают. А если сроки поджимают, возникает тревога. В промежутке между скукой и тревогой наступает вдохновение.
Как замечает в скобках Дэниел Гоулман: “разгадка вдохновения в том, что оно не выходит за пределы возможностей данного человека: оно возникает там, где навыки и умения хорошо отработаны, а рефлекторные дуги действуют наиболее эффективно.
Распознавайте эмоции других
Широко известно, что более 90% информации передается невербальным путем. Как показали результаты исследования, проведенного психологом Гарвардского университета Робертом Розенталем, способность распознавать чувства по невербальной информации дает такие преимущества, как лучшая эмоциональная адаптированность, большая популярность у окружающих и большая общительность, а также большая чувствительность.
Эмоциональная настроенность на другого человека или эмпатия важна в двустороннем направлении: и когда собеседник чувствует ваши эмоции, и наоборот. В противном случае возникает ощущение потерянности.
Эмпатия требует достаточного спокойствия и восприимчивости, чтобы едва уловимые сигналы чувств, исходящие от другого человека, могли быть восприняты эмоциональным мозгом. Особенно важно понимание чувств другого в ситуации, когда вам требуется покритиковать сотрудника. Резкий, зачастую гневный, выпад не является эффективным, поскольку он резко снижает мотивацию.
Есть несколько способов, как при помощи эмпатии превратить из неблагоприятной критической ситуации в возможность выработать лучшее решение задачи:
- Конкретизируйте проблему. Подберите пример или показательный факт, чтобы проиллюстрировать ошибку, требующую переделки. Сосредоточьтесь на деталях, выделите, что работник сделал хорошо, а что требует исправлений.
- Предложите решение. Критика без указания пути решения демотивирует и приводит в состояние фрустрации.
- Присутствуйте. Критические отзывы лучше высказывать с глазу на глаз.
- Проявляйте чуткость. Ваши слова воздействуют определенным образом на собеседника. Преподносите критику, как ценную информацию о том, как лучше справиться с делом.
Источник
«Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман: краткое содержание книги
Согласно Википедии, эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Коротко об эмоциональном интеллекте вы можете узнать из этого видео:
Эмоциональный интеллект (EQ или ЭИ) – это термин, придуманный двумя исследователями, Питером Салавой и Джоном Майером, и популяризированный Дэниелем Гоулманом в его одноименной книге 1996 года.
Книга состоит из пяти частей, шестнадцати глав и шести приложений в конце. Рассмотрим каждую часть отдельно, заостряя внимание на наиболее интересном.
Часть первая. Эмоциональный мозг
В нас удивительным образом уживаются два ума – рациональный и эмоциональный. Рациональный ум представляет собой инструмент постижения, который мы способны осознавать. Он богат мыслями, более заметен по своему результату в виде знания, отражает способность ума обдумывать и размышлять.
Эмоциональный ум – другая система познания, мощная и импульсивная, порой нелогичная.
Подобный механизм познания, вероятно, сложился за миллиарды лет эволюции. Эмоции и интуиция управляли нашей мгновенной реакцией в ситуациях, когда нам грозила смертельная опасность. В то время как перерыв на раздумья нам был нужен для того, чтобы понять, чего мы хотим достичь в жизни.
В идеале должно существовать равновесие между рациональным и эмоциональным, когда эмоции питают и воодушевляют нас на действия рационального ума. И наоборот, рациональный ум облагораживает и в некоторых случаях запрещает проявление эмоций.
Все страсти человека находятся, по сути, в ведении миндалевидного тела (amygdala). Оно является большим специалистом по части эмоций. Если работа миндалевидного тела разобщается с остальным мозгом, это проявляется в поразительной неспособности оценивать эмоциональную значимость событий; это явление иногда называют «аффективной, или эмоциональной, слепотой».
Так, в состоянии аффекта человек совершает как ужасные, так и безумные поступки. Он может причинить боль другому, либо же, не задумываясь, броситься в воду или горящий дом, чтобы спасти того, кого он даже не знает. Миндалевидное тело может заставить нас резко начать действовать, тогда как чуть более медлительный, но более осведомленный неокортекс лишь «разворачивает» свой тоньше проработанный план реагирования.
Можно сказать, что главная задача разумного человека – подружить миндалевидное тело и неокортекс. Это противостояние между чувством и мыслью, сердцем и головой желательно время от времени прекращать.
Возьмем, например, способность эмоций срывать процесс мышления. Есть такое понятие «оперативная память» – объем внимания, который позволяет удерживать данные, необходимые для решения проблемы. Это могут быть задачи на логическое мышление на экзамене или затяжная дискуссия. За это отвечает предлобный кортекс. Однако сильные эмоции вроде тревоги и гнева могут создавать невральные помехи, что негативно влияет на оперативную память. Именно поэтому мы совершенно не можем мыслить во время подобных аффектов.
Часть вторая. Природа эмоционального интеллекта
Это самая большая и важная часть книги, в которой Гоулман предлагает наибольшее количество своих идей и ценных наблюдений, поэтому на ней мы остановимся подробнее.
Невозможно безошибочно предсказать успех в жизни студента с высоким коэффициентом интеллекта (IQ). Разумеется, некоторая связь существует, однако она ничего не гарантирует.
Не менее важны и другие характеристики, по большей части, именно эмоциональный интеллект. Он состоит из множества навыков, к примеру:
- Уметь сдерживать порывы, несмотря на провалы и неудачи.
- Иметь способность выработать для себя мотивацию «на ровном месте».
- Уметь откладывать получение мгновенного удовлетворения.
- Настойчиво стремиться к достижению цели.
- Не давать страданию лишить себя возможности думать.
- Контролировать свое настроение.
- Уметь отвлекаться от неприятных мыслей, чтобы сосредоточиться на главном.
- Сопереживать другим.
- Надеяться и верить в себя.
Чего может достичь человек с высоким IQ, который при этом сорит деньгами налево и направо, легко поддается негативным эмоциям, вступает в конфликты и хамит начальству? Коэффициент умственного развития почти не дает объяснения, почему у людей с примерно равными задатками, образованием и возможностями совершенно разные судьбы. На первых порах многие из них вырываются вперед, но затем почему-то идут вниз. Они несчастны, склонны к депрессии и не умеют уживаться с людьми (в том числе в супружеской жизни).
Бывает такое, что люди с коэффициентом интеллекта 160 работают на тех, у кого он 100. Почему так происходит? Скорее всего, по той причине, что академический ум в одиночку не способен подготовить человека к хаосу окружающего мира. Ему нужно прежде всего выработать характер (составная часть эмоционального интеллекта), терпение и научиться справляться с разными состояниями.
Гоулман приводит характеристики Говарда Гарднера, которые считает ключевыми для развития эмоционального (межличностного) интеллекта:
- Управление эмоциями. Люди, которым недостает этой способности, постоянно сражаются с мучительным беспокойством, тогда как люди, ею обладающие, умеют гораздо быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.
- Знание своих эмоций. Здесь крайне важно самосознание – распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений, начиная с того, за кого выйти замуж или на ком жениться, и заканчивая тем, за какое дело взяться.
- Распознавание эмоций в других. Это эмпатия, способность сопереживать, быть настроенным на социальные сигналы.
- Самомотивация. Суть этого навыка в том, чтобы научиться контролировать свои эмоции – отсрочивать удовлетворение и подавлять импульсивность. Это умение привести себя в состояние вдохновения – такие люди оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы ни взялись.
- Поддержание взаимоотношений. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения. Такие люди отлично справляются с делами, успех которых зависит от умелого взаимодействия с окружающими.
Управление эмоциями становится для нас повседневной задачей, потому что очень часто, особенно в свободное время, нам важно управляться со своим настроением. Мы испытываем боль, когда находимся в плохом настроении и при этом понимаем, что это негативно влияет на наши взаимоотношения с окружающими.
Головной мозг устроен таким образом, что мы очень часто почти или совсем не контролируем тот момент, когда нас охватывает какая-либо эмоция, и не властны над тем, какая именно эмоция это будет. Что же можно сделать? Как минимум – оказать влияние на то, как долго она будет действовать.
Когда эмоции чрезвычайно сильны и длятся дольше некоего допустимого временного предела, они постепенно переходят в мучительные крайние формы: хроническое состояние тревоги, депрессию, неукротимую ярость. Вот почему важно научиться контролировать свое состояние, пока оно не стало окончательно привычным.
Одно из самых неприятных, длительных и болезненных чувств – это беспокойство. Почему оно возникает? Мощными спусковыми механизмами являются мучительные образы в нашей голове.
Хроническое беспокойство принимает вид шаблонных закоснелых идей, а не творческих озарений, которые действительно подвигают к разрешению проблемы. Однако даже от него можно избавиться, если начать работать над собой. Самое главное, что вы должны сделать – развить самосознание, то есть уловить вызывающие беспокойство эпизоды как можно раньше. В идеале – тогда, когда мимолетный образ катастрофы только запускает цикл тревожности и беспокойства. Также нужно выявить, в каких ситуациях и местах вас посещают эти мысли и избегать/пресекать/стараться справляться с ними. И наконец, применять методы релаксации. Напряжение и тревожность – это привычки, с которыми можно справиться при помощи другой привычки – расслабляться.
Часть третья. Эмоциональный разум в действии
Эта часть посвящена, в основном, отношениям в браке. Гоулман настаивает, что корни всех проблем стоит искать в детстве.
Мальчикам и девочкам преподают совершенно разные знания о том, как контролировать эмоции, поскольку на темы, связанные с эмоциями, за исключением гнева, родители говорят чаще и больше с дочерями, а не сыновьями. Таким образом, девочки получают гораздо больше информации об эмоциях, чем мальчики.
Девочки, играя вместе, разделяются на маленькие замкнутые группы, в которых сводится к минимуму враждебность и всячески поощряется сотрудничество, тогда как мальчики для игры объединяются в большие группы, где царит дух соперничества.
Вот и получается, что уже в детстве мальчики понимают, что нужно свести к минимуму проявление эмоций, тогда как девочки преуспевают как в выражении чувств, так и считывании их у других.
Можно предсказать, будет ли брак крепким, по наличию грубой критики. В здоровом браке муж и жена открыто и спокойно выражают недовольство. Но если возникает грубая манера, это значит, что брак уже повис на волоске (хотя некоторые пары понимают это спустя несколько лет или не понимают вообще).
Если в вашем браке кто-то за невинный проступок получает клеймо «невнимательного эгоиста», вам нужно пересмотреть свои взаимоотношения. Также существует так называемый мимический знак презрения: он создается сокращением-особой мышцы, растягивающей углы рта в сторону (обычно влево), и одновременным закатыванием глаз. Когда на лице одного из супругов появляется подобная гримаса, у другого при безмолвном обмене эмоциями частота сердечных сокращений с минуту увеличивается на два-три удара. Можно сказать, что между супругами в этот момент происходит скрытый разговор – и он причиняет огромный вред. Последним гвоздем проблемы в браке является молчание.
Часть четвертая. Окна возможности
Сотни проведенных исследований показывают, что то, как родители обращаются с ребенком, серьезно и долго сказывается на его эмоциональной жизни. И лишь недавно стали появляться исследования, которые показали: если у родителей высокий эмоциональный интеллект – это огромное благо для ребенка.
Одни родители терпеливо объясняют своим детям, что так делать нельзя и указывают на ошибки, чтобы они их исправили. Другие теряют терпение и выходят из себя моментально, называя своего ребенка бестолковым, выражают явное презрение.
Наиболее распространенные негативные манеры родительского поведения:
- Занятие слишком пассивной позиции. Начитавшись книг по психологии, такие родители сделали неправильный вывод: они не вмешиваются, когда их ребенок переживает бурю эмоций. Они считают, что жизнь прекрасна в любом случае, даже если приносит страдания.
- Полное игнорирование чувств. Любые эмоции ребенка такие родители считают ерундой или дополнительным источником беспокойства для себя, чем-то несущественным. В итоге ребенок подавляет все эмоции и совершенно не умеет давать им ход и справляться с ними.
- Манера напускать на себя презрительное равнодушие, демонстрируя явное неуважение к чувствам ребенка. Такие родители могут запретить ребенку вообще обнаруживать гнев и наказывают его при малейших признаках раздражения.
Правильной манерой поведения будет следующее: при проявлении сильной эмоции следует подойти к ребенку, разъяснить ему, что это за эмоция и как с ней справиться. Используйте фразы вроде этой: «Ты рассержен из-за того, что Томми задел твое самолюбие?».
Часть пятая. Эмоциональная грамотность
Чтобы объяснить преимущества эмоциональной грамотности, нужно осознать минусы эмоциональной безграмотности:
- депрессия;
- психические травмы;
- хроническое беспокойство;
- подавленность, неверие в свои силы.
Что такое депрессия? По сути, это всего лишь состояние, в которое человек вводит сам себя. Он очень сильно старается для этого.
- Применяет мысли: «Я тупой», «Что бы я ни сделал, ничего не получится».
- Привлекает физиологию: медленно дышит, мало улыбается, сковывает свое тело.
- Плохо питается: ест жирную пищу, полуфабрикаты.
Пессимистический взгляд на жизнь делает людей (особенно детей) чрезвычайно восприимчивыми к депрессии. Дети, которые вырабатывают пессимистический взгляд на жизнь, приписывая неудачи в своей жизни какому-то ужасному недостатку в самих себе, начинают превращаться в жертвы подавленного настроения, реагируя на неудачи.
Источник