Государственная символика чувство патриотизма

Государственная символика в воспитании патриотических чувств молодежи
статья по теме

Статья была опубликована в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Проявление патриотизма и гражданственности в молодежной среде», г.Тюмень, 2012

Скачать:

Вложение Размер
gosudarstvennaya_simvolika_v_vospitanii_patrioticheskikh_chuvstv_molodezhi.docx 17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственная символика в воспитании

патриотических чувств молодежи

Петрова Алена Ивановна

ГАОУ СПО ТО «Тюменский колледж водного транспорта»

В формировании патриотических чувств молодежи одно из ведущих мест принадлежит государственной символике. Обращение к ней в воспитательной работе с обучающимися является одним из непреложных условий формирования у них национального самосознания, основанного на сплоченности вокруг общенациональных ценностей. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795, отмечено, что одной из основных задач патриотического воспитания является «пропаганда государственной символики и государственного гимна РФ». Необходимо отметить, что делать это надо умело, методически грамотно.

Структура государственно-национальных символов страны включает три обязательных элемента: Государственные Флаг, Герб, Гимн. Все эти символы отражают определенные стороны нации и государства, давая представление об историческом пути страны и ее национальных ценностях.

Государственный Флаг Российской Федерации является символом суверенитета, цвета его полос снизу вверх означают мужество(красный), веру(синий) и свободу(белый).

Особая роль в формировании патриотического сознания принадлежит Государственному Гербу, представляющему законодательно утвержденную, геральдически оформленную эмблему государства, символизирующую его в официальных ситуациях и на международной арене. Государственный герб является неотъемлемым признаком суверенитета и международного признания.

Помимо герба и флага, высшим символом государства является Гимн – торжественное музыкальное произведение, призванное социально сплачивать и вдохновлять всю нацию, отражать ее историческое призвание и предназначение. В Государственном Гимне отражены жизнеутверждающий оптимизм, бескрайние просторы Отечества, ценности многонациональной страны.

Педагогический потенциал государственной символики в патриотическом воспитании обучающихся заключается в следующем:

  • в расширении воспитательных средств формирования гражданско-патриотического сознания, социально значимых личностных качеств и чувств молодежи путем активного использования государственной символики при проведении мероприятий образовательной. Общественно-политической и культурно-досуговой направленности, гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России (День Флага, Герба и Гимна России и др.);
  • в становлении и развитии патриотически ориентированных личностей, освоивших сущность и значение государственных символов Российской Федерации и стремящихся активно использовать их в повседневной практической деятельности.

При этом важно учитывать, что влияние государственных символов, на формирование патриотизма обучающихся, зависит от умения педагога создать соответствующий эмоциональный настрой, от уровня графического, цветового, пространственного решения условных изображений, музыкального и словесного оформления текстовой символики.

В Тюменском колледже водного транспорта накоплен определенный опыт использования педагогического потенциала государственной символики в патриотическом воспитании молодежи. Осмысление этого опыта показывает, что при вдумчивом отношении к организации воспитательной работы с использованием национальных символов у порастающего поколения формируется устойчивое чувство гордости за свою страну.

К основным формам патриотического воспитания молодежи в колледже с использованием государственной символики относятся следующие:

  1. Уроки Мужества и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 23 февраля и 9 Мая, в Дни воинской славы России.
  2. Экскурсии кадетских классов в военно-учебные заведения города, ознакомление их с ритуалами, используемыми в патриотическом воспитании, формирование уважения к Российской Армии и ее героическим традициям и гордости за них.
  3. Создание экспозиций Музея колледжа, посвященных участникам Великой Отечественной войны, участникам войн в Афганистане и Чечне.
  4. Проведение патриотических конференций с участием педагогов и обучающихся среди учреждений СПО, НПО и общеобразовательных школ нашего и соседних регионов.
  5. Тематические уроки по истории («Рождение российского флота», «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны»); по литературе («Строка, оборванная пулей», «Тема войны в малой прозе», «У войны не женское лицо»); внеклассные мероприятия по темам патриотической направленности (например, «Честь имею», «Никто не создан для войны», круглый стол «Встреча трех поколений», игровой классный час «Символы России» и др.).
  6. Использование на уроках мужества таких фильмов, как «А зори здесь тихие», «Офицеры», «9 рота», «Горячий снег», фильм-трилогия «Герб России. Флаг России. Гимн России» и т.д.);
  7. Использование краеведческого материала в ходе уроков и для проведения внеклассных мероприятий для формирования уважения и гордости за свой город, колледж;

Таким образом, использование государственных символов в патриотическом воспитании обучающихся – важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности молодежи, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества.

Источник

Влияние государственной символики на формирование патриотического сознания

Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: флаг, герб и гимн. Со времен возникновения государств флаг, гимн и герб наполнены особым смыслом и их выбор не был случайным.

Флаг – это воплощение идей и принципов многонационального и многоконфессионального народа нашей страны. Российский триколор в настоящее время известен в мире как символ новой независимой и сильной России.

В основе патриотического сознания, несомненно, лежит этнический компонент, русская культура и история народа. И именно флаг и другие государственные символы, и их история в существенной степени отражают традиции и нравственные ценности русского народа и играют важную роль в воспитании патриотизма.

К примеру, государственный флаг России всегда выступал политическим символом, сплачивающим русский народ как этническую основу современной Российской Федерации. Так, Государственный флаг воплощает идею единства российских земель, благородства, верности и мужества и в настоящее время является одной из главных составляющих патриотизма.

А государственный герб России и его центральный символ — двуглавый орел имеют давние историко-культурные, социально-политические, военные традиции и олицетворяют могущество, власть и усиление политического влияния России в мире.

История нашего государства также содержит бесчисленное количество примеров стойкости, мужества, патриотизма, самопожертвования. И в моменты опасности, и в дни славы всегда с русским народом был один из символов национальной гордости – Государственный флаг.

Военные победы, важные исторические события не обходятся без Государственного флага. В детском сознании хорошо закрепляются примеры военной истории, когда и герб, и флаг, и гимн выступали как символы победы над врагом.

Вспомните сами, какие чувства вызывали звучание нашего гимна и торжественное поднятие Российского триколора, в победную для России Олимпиаду в Сочи.

Торжественность церемоний с использованием Государственного флага и другой символики РФ оказывает действенное политико-воспитательное влияние на подрастающее поколение и вызывает чувство гордости за Отечество. Например, широкое распространение получило вручение руководителями государства, министром обороны знамен и штандартов начальникам и командирам воинских подразделений, особо отличившихся при решении боевых задач, выполнении государственных заданий. В армейских структурах живет традиция выноса знамени, при которой военнослужащие проходят торжественным маршем, равняясь на знамя.

Патриотическое сознание неразрывно связано с любовью к Родине, национальной гордостью, самоидентификацией себя как гражданина именно этой страны, стремлением защищать ее в период бед и опасностей. Безусловно, такие чувства не могут появиться стихийно, они напрямую зависят от воспитания.

Формирование таких чувств как почитание родителей, любовь к малой Родине, зарождение патриотического сознания зарождается с раннего возраста. Поэтому необходимо знакомить ребенка с историей народа и государственной символикой. В этот период дети на эмоциональном уровне воспринимают элементы национальной символики, частью души становиться русская народная музыка, фольклор, православные иконы.

Не зря в СССР, известной своим трепетным отношением к государственной символике и патриотическим чувством к родине, ученики каждой школы выстраивались для проведения мероприятий, сопровождающихся торжественным поднятием полотнища под звуки гимна. Поколение людей, жившее в период СССР, до сих пор помнит слова советского гимна и значение государственной символики. В то время, как сегодняшнее поколение не знает ни слов государственного гимна, ни значение Российского триколора и герба.

Поэтому необходимо включать государственную символику в различные формы образовательного и воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей развития личности. Необходимо знакомить молодое поколение с историей формирования национально-государственной символики нашей страны, неразрывно связанной с духовными и культурными традициями народа.

Формирование патриотического сознания — это длительный, сложный и планомерный процесс.

Сегодня патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений государственной политики и можно отметить, как постепенно меняется в лучшую сторону отношение к таким традиционным для России ценностям, как служение Отечеству, патриотизм, долг, национальная гордость.

Сейчас приходит осознание, что в XXI веке именно нравственные идеалы способны быть скрепляющей силой и дать импульс возвеличению России.

Психолог отдела координации и организационно-методического обеспечения профилактической работы

МБУЗ «Центр медицинской профилактики»

Емельянова Анна Александровна

Источник

Классный час по теме «Роль государственных символов в патриотическом воспитании молодого поколения»

Одна из главных задач современного развития России – духовное возрождение нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Патриотическое воспитание – это систематическое и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций (школы, детские сады, центры детского творчества и т. д.) по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.

Для России важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли: роль гражданина и роль патриота. Один из пунктов содержания образования – осмысление ребенком себя как части своей Родины. В настоящее время необходимо уберечь подростков от перерастания их протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Отечеству. Детям необходимо прививать интерес к истории Родины, начиная с ее символического образа на фоне других стран. Поэтому достаточно актуальным в школе стало проведение классных часов о государственной символике.

Юному гражданину очень важно хорошо знать историческую и современную символику государства. Это непременное условие его социального и личностного становления, кроме того, знакомство с символами государства приводит школьников к тому, что к существовавшим и существующим символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Формирование уважения к символам государства является составной частью Воспитания гражданина России.

Предлагаю разработку классного часа о государственных символах в начальном и среднем звене.

Классный час в форме беседы, лекции становится непопулярным, тем не менее, они нас выручают при объяснении нового материала. Отсюда, чтобы классный час для детей стал интересным и увлекательным на помощь приходит игра, которая позволяет усвоить приличный объем информации в короткий срок. Таким образом, элементы игры можно включать в лекционный материал, чтобы обучение не было столь утомляющим. Игра, дух соревнования позволяет вовлечь детей в работу, плюс, развиваются творческая и мыслительная деятельность учащихся. Такая нетрадиционная форма проведения классного часа позволит эффективнее запомнить изучаемый материал.

Форма: игра “крестики – нолики”

Тип: классный час

Цель: активизировать патриотическое воспитание подрастающего поколения через формирование уважения к символам государства.

Задачи:1.Выяснить значение терминов “символ”, “государственные символы”.

2.Выявить предметы, которые могут являться государственными символами.

3.С помощью мультемедийного материала определить государственные символы РФ и вспомнить историю их возникновения.

Оборудование: классная доска, где начерчено поле для крестиков — ноликов, наглядный материал: изображение флагов и гербов нескольких государств мира, мелодии государственных гимнов некоторых стран. Школьный словарь иностранных слов для двух команд.

Уместным будет использование (задания с изображениями гербов и флагов, а так же со значениями терминов “символ” и “государственные символы”).

Ход классного часа

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем необычный классный час.

Дается задание ученику Н. прочитать тему классного часа. Итак, тема нашего классного часа “Государственные символы Российской Федерации”.

Как настоящие патриоты своего Отечества мы, прежде всего, должны знать ее государственные символы.

Классный час будет проходить в форме игры “Крестики — нолики”, для этого вы уже разделились на две команды. Команда, выполнившая первая, и правильно задание имеет право поставить крестик или нолик.

Каждая команда должна поработать со словарем, найти значение слова символ?

На доску записывается определение символа или выводится на экран мультемедийной установки.

Cимвол — (от греческого simbolon)-это предмет или графический знак, который служит условным обозначением для чего–либо.

Что означает словосочетание Государственные символы?

Cимволы государства — это предметы, которые служат для условного обозначения этого государства в мире.

Словосочетание государственный символ так же можно вывести на экран мультемедийной установки. (см. презентацию)

Назовите, какие предметы могут являться государственными символами страны? (флаг, герб, гимн)

Итак, мы выяснили, у каждой страны, в том числе и у России есть три основных символа — герб, флаг и гимн, они неразрывно связаны с государством, с их помощью легко можно отличить одно государство от другого. Теперь мы переходим к следующему заданию.

Третье задание : (использование наглядного материала или на экран мультемедийной установки выводятся предложенные гербы различных стран)

Из предложенных вариантов выберите герб Российской Федерации. Ученики должны выбрать герб РФ и описать его.

Слово учителя: Этот герб был утвержден в декабре 2000 г. В федеральном законе “О государственном гербе РФ”. (Описание герба см. ниже.)

Обсуждаем попутно, подумайте, где помещают изображение герба? (На зданиях правительства, официальных документах, паспортах, пограничных столбах, штандарте президента и т. д.)

Четвертое задание : вновь внимание учащихся обращается на экран.

Из предложенных вариантов выберите флаг РФ?

Вот как звучит описание флага в федеральном законе “О государственном флаге РФ” от 8 декабря 2000 года. Государственный флаг РФ представляет собой полотнище из трех равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цвета.

Что означают цвета на флаге? (Задание на развитие творческого мышления, ассоциаций).

Учитель выбирает наиболее правильную ассоциацию одной из команд, комментируя ее.

Белый цвет – символ мира, частоты, правды, совершенства. Синий цвет – символ

верности, веры, постоянства. Красный цвет – символ энергии, крови, пролитой за веру царя и отечества. Все три цвета издавна использовались в народных Костюмах. Из белого и синего полотна шили рубахи, женщины носили сарафаны из белого и красного полотна.

Попутно задается вопрос, когда поднимается флаг РФ? (Под флагом солдаты идут в бой, чтобы защитить свою родину. Флаг поднимают во время спортивных соревнований, в случае победы наших спортсменов, его вывешивают на улицах и зданиях во время торжественных праздников).

Из предложенных гимнов стран мира выберите гимн РФ.

Звучит мелодии гимнов нескольких стран мира, среди них и гимн РФ.

Далее можно дать детям краткую историческую справку о возникновении Российских государственных символов. И в качестве рефлексии (т. к. она должна присутствовать на каждом Кл. часе) задать еще около трех вопросов. Игра может быть доиграна до конца.

Как называли первые флаги? (Первые флаги на Руси называли стягами. Первые упоминания появились в Повести временных лет.)

Почему на гербе РФ изображен двуглавый орел? (Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Довольно долго распространенной была версия о появлении орла из Византии, когда Иван III женился на племяннице последнего византийского императора — Софье Палеолог. У династии Палеологов изображение двуглавого орла было родовой эмблемой, женившись, Иван III заимствовал и императорский герб, но у ученых есть ряд сомнений в этой версии, т. к., кроме Византии орел был известен и в других странах. Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.

Какой символ Российского государства появился первым? (Считается, что первыми появились на Руси стяги (от древнерусского — флаги), как символ княжеской власти)

Учитель подводит итоги игры, выставляет оценки, говорит заключительное слово.

Дополнительный материал для учителя

Флаг – один из важнейших символов государства, выражающий идею единства, независимости, суверенитета. Первые флаги называли стягами, они появились как символ княжеской власти с образованием славянских княжеств с XII века. Считается, что “стяг” — военный значок на древке – мог получить это наименование от “стягания” — соединения, сбора вокруг себя воинов. В 1380году стяг Дмитрия Донского называется знамя, а с 1699 года употребляется синонимом слова знамя- флаг как отличительный знак государства. В 1693 г. Трехцветный флаг был назван флагом царя московского, т.е. государственным флагом.

Закон о государственном флаге РФ был принят 8.12.00г., одобрен Советом Федерации 21.12.00г. и подписан Президентом В.В. Путиным 25.12.2000 года. Белый цвет символизирует мир, чистоту, правду непорочность, нетленное совершенство. Цвет неба, ближе к Богу. Синий — символизирует веру и верность, постоянство. Красный символизирует энергию силу, кровь, пролитую за “веру, царя и отечество”.

Герб-это отличительный знак города или государства. Герб России – золотой двуглавый орел на фоне красного щита. На груди орла- святой воин Георгий Победоносец копьем поражает змия, при этом учитель обращает внимание детей на экран мультемедийной установки. Кратко детям рассказывается о появлении двуглавого орла при Иване III.

Изображение двуглавого орла появилось со времен Ивана III. Однозначного ответа, откуда появился двуглавый орел, нет. Священная Римская Империя, Византия, Балканы, Золотая Орда, даже Тверь – какие только версии не выдвигались! Довольно долго распространенной была версия о появлении орла из Византии, когда Иван III женился на племяннице последнего византийского императора — Софье Палеолог. У династии Палеологов изображение двуглавого орла было родовой эмблемой, женившись, Иван III заимствовал и императорский герб, но у ученых есть ряд сомнений в этой версии, т. к., кроме Византии орел был известен и в других странах. Возможно, на выбор Ивана III повлияли разные источники, но ясно одно – двуглавый орел воспринимался, в то время как символ империи, верховной власти государя, объединившего разрозненные княжества в единое целое. Московский правитель заявлял о своем новом положении, о том, что встал вровень с властителями крупнейших держав.

Двуглавый орел призван был символизировать мощь и независимость нашей страны.

Наш новый герб является наследником того герба, который имела Россия, начиная с конца XV века до 1917 года. Было время, когда в двуглавом орле видели символ Российской Империи, “проклятого царизма”. С приходом к власти большевиков в 1917 г. этот символ стали повсеместно уничтожать. Однако с распадом Советского Союза в 1991г. Двуглавый орел вернулся, для нашего поколения это знак суверенности России, который неразрывно связан с политической историей нашей страны. Изображение герба – официальная эмблема РФ, демонстрирует ее суверенитет, одна голова — смотрит на запад, другая – на восток, символизируя величие страны. Герб был утвержден в декабре 2000 года Президентом РФ.

Еще один символ государства – гимн. Он как бы музыкально – поэтическое воплощение страны и ее народа. Гимн России – это торжественная песнь о красоте, величии нашей Родины. Мы должны знать слова и музыку гимна, помнить, что — это один из символов нашей страны. При исполнении гимна мы должны вставать, мужчины – снимать головные уборы.

Впервые в России гимн появился при Петре I, их называли канты – светские гимны, исполнявшиеся на церковный манер. Торжественные звуки гимна сплачивали нацию, вселяли в нее чувства гордости за свою родину, вдохновляли народ на новые свершения. Принятию современного гимна РФ сопутствовали различные споры, но, несмотря на это, Государственный гимн Российской Федерации был утвержден Государственной думой в декабре 2000г. Текст гимна утвержден указом президента России В.В.Путина 30 декабря 2000г.

Заключительное слово учителя: все мы должны знать и почитать государственные символы России, поскольку они зримо воплощают, прежде всего, современную Россию, в которой мы живем.

1.Алексеев Ю. А., Зуев Е.М., Ковалев В.Е.

Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – Москва.,2002.

2.Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. – М.: ЦНСО,2003

3.Герб. Флаг. Гимн России. Изучение Государственных символов Российской Федерации в школе: Методические рекомендации. – М., 2003.

4.Лебедев В. Большой государственный герб России. // Родина. – 1993. — №10

5.Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: ТИД “ Русское слово — РС”,2002.

6.Серов Б.Н. Государственная символика. – М.,2004

7. Школьный словарь иностранных слов: пособие для учащихся / Одинцов, Г.П. Смолицкая, Г.А. Голанова, И.А.Василевская, под ред. В.В.Иванова.- М,1983 г.

Источник

Читайте также:  Окисление окислительный стресс антиоксиданты
Оцените статью