Гордость чувство собственного достоинства самоуважение

Гордость или чувство собственного достоинства? (Видео)

Как отличить гордость и чувство собственного достоинства, и когда надо это чувство отстаивать, а когда смириться, чтобы не возгордиться? На эти вопросы отвечает духовник Московской епархии протоиерей Георгий Бреев.

Ценность непреходящая

Чувство собственного достоинства Богом заложено в нашу природу, потому что природа человека Божественная, Бог создал человека по образу и подобию Своему. И это чувство, когда Господь из небытия в бытие приводил все творения Свои, в Библии подчеркивается, что был День Первый, день Третий, и в конце «зело добро все сотворено» (Быт. 1,31).

И полнота этого добра, славы Божественной (потому что человек был создан царем над всеми творениями), и это достоинство никогда не уничтожимо до конца в человеке. Душа-то бессмертна!

Почему Христос сказал: «Царствие Божие внутри вас есть»? (Лк. 17, 21). Потому что не только достоинство, а слава Божия в нас есть.

В одной из притч, она мне нравится, один человек узнал, что на некоем поле зарыто сокровище. Это поле бесхозное, но чтобы стать его обладателем, это поле надо купить. И этот человек продает все свое имение, все свои одежды, набирает денег и покупает это поле. Потом он открывает сокровище, которое делает его очень богатым. И вот это достоинство, внутри сокрытое богатство, в нас есть, мы его интуитивно чувствуем.

Когда открывается период разумной жизни, когда человек удивляется миру, удивляется родителям, удивляется солнцу, радуется жизни, это достоинство в нем чудно раскрывается. Открываются самые высокие качества души, которые, если человек поймет их ценность непреходящую, он может через всю жизнь пронести.

Но это редко. Вступая в жизнь, мы тут же вступаем в какие-то противоречия, в сложные отношения друг с другом, и энергия и ум переключаются на чисто банальные вещи: кто прав, кто виноват, кто лучше, кто хуже?

Обладать чужой душой

Часто человеку не хватает благодушия, он переносит внимание на другую область и начинает в ней застревать. И на этой почве теряется сфера благодатности, доброты, полноты, и человек начинает позволять себе всякие мыслишки, ошибочные оценочные выводы, и в нем потихоньку происходит сдвиг в другую сторону.

Но так как до конца человек не потерял чувство собственного достоинства – ух, какой я ! – это, может быть, первый отпечаток, который в душе его сохранился, он начинает его ставить во главу своей жизни.

Отсюда рождается самодовольство: я собой доволен, я безошибочно сужу, мой ум острее и совершеннее, чем у другого человека, я получил образование, и пошло-пошло… много качеств, которых у других нет, рядом не такой, он не поспевает, — и от этого рождается гордыня.

Гордыня – это борьба за то, чтобы мне не потерять это первенство, быть всегда первым. Гордость – это что? Это попытка обладать тем, что фактически никогда не будет достижимо – обладать такой же бессмертной душой такого же достойного равноценного человека.

Гордость и рождается от чувства превосходства, от чувства, что я сам себе ореол создаю, что я действительно должен быть начальником, я должен командовать, я не должен подчиняться, мои суждения безупречны. И пошла гордыня, которая отравляет человека изнутри. Она утеряет ведение, понимание, что такое человек, ведь все, что у меня есть, у него тоже есть: то же достоинство, то же богатство души, тот же Дух Святой, который дает основу бытийности, – это все тоже есть в нем.

Гордость ослепляет, «гордому Бог противится» (1Петр.5,5). Гордый переступает законы любви Божией, потому что Бог открыт для всех, открывает Себя, являет Себя, а гордый сокрывает в себе эту страсть, он ищет только то, чтобы обладать другими людьми.

И он может доходить до сумасшествия, до маниакального состояния. Даже медики говорят, что гордость, которая с силой развивается в человеке, приобретает форму шизофрении – манию величия, когда человек мнит себя царем, королем, президентом. А началось-то с малого…

Читайте также:  Как себя чувствуешь перед приступом эпилепсии

Подвиг всей жизни

Гордость – самый тяжелый порок, который свойственен всем нам в какой-то степени, но в то же время, смысл жизни – преодолеть в себе начало гордости. И человек никогда не мог бы себя смирить, если бы не было для нас примера Божественного, который явил нам единородный Сын Божий Христос. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин. 6:38).

От всех, кто желает служить Богу, Евангелие прежде всего требует: Отвергнись себя. Отвергнись от ложного мнения о себе, ложного представления, ложной мании величия о себе. И тогда «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16. 24). И ты будешь оправдан Богом.

Гордость – такое существенное состояние души, которое труднее всего преодолеть, потому что достоинство-то есть, а оно уже раздуто нашим поверхностным отношением. Поэтому как его преодолеть – это подвиг всей жизни.

Начинается работа с проверки своих мыслей. Пришла мысль: «Я особый. Я достоин внимания. Я достоин любви. А почему я должен кого-то любить? Меня все должны любить!» И все! И пошло…

Или, например, фарисей был в своих глазах праведный, потому что он закон выполнял, положенную десятую часть и жертву приносил, — «да я не такой как все, как этот человек!»

Гордость трудно увидеть, узнать. В книге «Добротолюбие» отцы-подвижники, аскеты целые трактаты писали о гордости. Гордый, что бы ни сделал, всему придает абсолютное значение, особое свое положение. Даже пример такой: если гордый будет не поспевать, он даже заболеет и в болезни скажет: «Вот видите, какой я терпеливец!» То есть любое свое действие человек всегда с какой-то высшей переоценкой преподносит.

Подготовила Тамара Амелина

Источник

Гордость и гордыня: смысловая ловушка (+ВИДЕО)

Для христианина гордыня – однозначно грех. Однако в понимании большинства людей испытывать гордость за что-либо не всегда плохо: принято, например, гордиться своей страной, воинским подвигом предков, успехами детей. Психологи так вообще наперебой утверждают, что нужно уметь объективно оценивать свои собственные достижения и гордиться ими и что такая гордость, если при этом не сравнивать себя с другими, не вредит христианскому благочестию. Так может ли гордость быть добродетелью? Об этом рассуждает настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов).

Есть ли разница?

Да, действительно приходится встречаться с мнением, что гордость как здравое чувство собственного достоинства и греховная гордыня – отнюдь не одно и то же. Но сразу скажу: на мой взгляд, какого-то существенного различия нет. Гордость – это страсть, а гордыня – это, наверное, некое проявление этой страсти в конкретном человеке. Вот и вся разница.

В чем тут ловушка? В том, как воспринимаем те или иные слова и понятия мы, люди верующие, и как воспринимаются те же самые слова, понятия и явления в жизни светской. Современный человек не всегда бережно пользуется тем уникальным инструментом, каковым является слово. Например, лозунг одного из проектов к 70-летию Победы звучал так: «Я помню, я горжусь». Верующий христианин, понимающий, что такое духовная жизнь, под этими словами никогда не подпишется. Казалось бы, разве грешно испытывать гордость за свою страну? Здесь нужно вспомнить, что гордость, или гордыня, в любом ее виде никогда не доводила ни отдельно взятых людей, ни целые народы ни до чего хорошего. Мы видим в окружающем нас мире осколки некогда великих держав, империй, жители которых сегодня могут лишь вспоминать – кто-то с гордостью, а кто-то с болью и сожалением – о былом величии, от которого не осталось никакого следа. И разве это не то, что должно каждого из нас привести, наоборот, к смиренному мнению о себе, о своих соотечественниках, о своей нации как таковой.

Читайте также:  Как помогать человеку если у него депрессия

Лучше любить

Важнее не гордиться своей Родиной, а заботиться о ней, делать то, что необходимо для ее процветания

Мне кажется, что гораздо важнее не гордиться своей Родиной, а любить ее, дорожить ею, заботиться о ней, делать то, что необходимо для того, чтобы она была сильной, успешной. А гордость – каково ее полезное наполнение? Допустим, я горжусь своей страной – и что с того? К чему это приводит? К тому, что я могу где-то встать и заявить: «Вот я – русский, и я этим горжусь»? Может быть. Но мне всегда вспоминается в таких ситуациях пример из «Отечника», когда некий брат не очень благочестивой жизни, придя в одно сообщество монашествующих, все время говорил: «А я ученик такого-то старца… а такой-то старец мой наставник», – и в конце концов кто-то из присутствующих зрелых мужей сказал ему приблизительно следующее: «Не говори об этом, потому что ты – кислый плод от истинно доброго дерева, и многие, зная это дерево как доброе, могут усомниться в нем». Поэтому лучше просто делать для своей страны то, что ее и сегодня будет прославлять. А гордость питает наше самолюбие, но не дает ничего доброго окружающим.

Для верующего человека естественно не гордиться тем, что дал ему Бог, а благодарить Его и бояться это потерять

Для верующего человека естественно не гордиться тем, что дал ему Бог, а благодарить Его и бояться это потерять, стараться делать всё от него зависящее, чтобы оправдать этот дар. Я не выбирал Отечество, не выбирал, к какому народу принадлежать, так судил Господь. Где здесь основание для гордости? Но человек в своем падшем состоянии во всем находит это основание. Ему дают какие-то богатства – он гордится тем, что богат. Он становится нищим – гордится тем, что, хотя он и нищий, он все равно лучше всех этих богатых. Он что-то умеет – гордится умением. Он ничего не умеет – гордится этим своим пребыванием в «ничего неумении» и полной невостребованности и все равно считает, что он – центр Вселенной.

Блестящий порок

Еще блаженный Августин очень точно охарактеризовал то, о чем мы говорим. Он сказал, что добродетели героев древности были блестящими пороками. Гордость, когда ее кто-то пытается представить в качестве добродетели, является как раз таким блестящим пороком. Порок может быть облечен в крайне привлекательную, яркую оболочку, и гордость также бывает внешне красивой. Практически любой идол современности – это гордый самим собой человек, а те, кто составляет толпу его почитателей, гордятся тем, что они его почитатели. Это какая-то непрерывающаяся ярмарка тщеславия.

Точно так же порой происходит и с какими-то другими вещами, которые на самом деле достойны осуждения, а иногда насмешки или горьких слез, а люди их превозносят, ими живут и думают, что это вполне правильная жизнь. Иногда подобное случается и с верующими, которые, наверное, не очень внимательно читают Евангелие.

В Интернете можно встретить бесчисленное количество публикаций социологов и психологов, которые говорят о том, что человек должен уметь по достоинству оценивать себя и свои успехи. На этом же постулате построено множество столь востребованных сегодня тренингов. И получается, на первый взгляд, такой парадокс: с одной стороны – постоянные попытки вытащить человека из-под гнета заниженной самооценки, а с другой – констатация того, что главная болезнь современного человека – это гордыня.

Заниженная самооценка – болезнь гордых людей

На самом деле никакого противоречия здесь нет. Заниженная самооценка – болезнь гордых людей. Если в человеке нет болезненной гордости, он не будет так страдать от несоответствия своим представлениям о себе. Человек, который не настолько поражен гордыней, понимает, что жизнь – это школа, в которой он является учеником; понимает, что есть какие-то стартовые условия, с которыми он в эту школу вошел, и теперь надо просто заботиться о том, чтобы стать лучше, опытнее. Человек осознает, что нужно концентрироваться не на том, каким он стал, а на том, чего ему еще не хватает, – но это не вызывает чувства ущербности, ощущения неудачности выбранного пути, потому что, как правило, такой человек имеет помимо необходимого стремления учиться еще и терпение, а оно неразрывно связано со смирением. А те, кто имеет проблемы с заниженной самооценкой, вроде и хотят быть гораздо лучше, чем они на самом деле есть, но при этом ничего не готовы для этого делать. Психологам надо бы таким людям не самооценку повышать, а объяснить, что такое жизнь и как ею жить. Однако ощутимая доля представителей этой профессии работает даже не на культ успешности, который столь развит сегодня в нашем обществе, а в большей степени на самих себя. В современном мире психолог, особенно в западной традиции, – это человек, который замыкает на себя свою клиентскую базу и становится своего рода костылями, без которых пациенты просто не могут по жизни двигаться. Хотя на самом деле психолог должен был бы помочь человеку правильно на себя взглянуть, разобраться, что у него в жизни не так, и на этой основе уже свою жизнь строить.

Читайте также:  Как чувствовать желания мужчины

Что же касается культа успешности, он является на самом деле очень мощным двигателем торговли. Нарисован некий идеальный мир, образец, к которому нужно стремиться, и человек, не задаваясь вопросом, чем в своей сущности этот мир и этот образец идеала является, желает ему соответствовать и со всех ног к нему бежит. А по дороге ему говорят: вот это надо приобрести, за это надо заплатить, без этого ты не обойдешься – и таким образом фактически моделируют его личность.

Быть успешным человеком – это значит раскрыться в том качестве, в котором тебя Господь сотворил

А ведь что значит быть успешным человеком? В истинном смысле этого слова – это значит быть самим собой и реализовать в своей жизни все те таланты, которые дал Бог. Это значит раскрыться в том качестве, в котором тебя Господь сотворил, а не пытаться стать кем-то другим. И уж тем более – не пытаться достичь чего-то внешнего, что на самом деле никогда не даст ни счастья, ни ощущения полноты жизни. Если же человек не способен здраво оценить навязываемые ему ложные цели, то он, безусловно, станет их рабом.

Христианин по определению должен иметь представление об истинных ценностях. Самая главная – собственно Господь и жизнь с Ним. Но вот тут-то, наверное, и происходит разделение на тех христиан, которые это понимают, и тех, которые этого совершенно не сознают. И это еще один повод задуматься: а христианское ли у меня мировоззрение и представление о жизни и о том, что после нее.

Не гордись, но бойся

Конечно, большинство из нас все равно в те или иные моменты ощущает гордость в каком-то ее проявлении. Возможно ли усилием воли это чувство трансформировать во что-то менее предосудительное? У апостола Павла есть очень хорошие слова: «Не гордись, но бойся» (Рим. 11: 20). То, чем ты гордишься, не твое, тебе это дали, но могут и забрать, и тогда ты останешься ни с чем. О том же говорит и апостол Иаков: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6). Когда человек понимает, что такое «Бог гордым противится», он этого начинает бояться, потому что не хочет находиться в состоянии противления Богу. Надо помнить, что какие-то неприятные, тягостные, порой даже трагические события в жизни – это то, что является следствием той самой гордости, которой противится Бог.

Как только в сознании человека все это соединится, он поймет, что гордыню в своей жизни надо как-то очень существенно потеснить, и каждый раз, когда она будет поднимать свою главу, будет прижимать ее пятой к земле.

Источник

Оцените статью