Головоломка момент с радостью

Как мультик «Головоломка» показывает, что нельзя подавлять свои эмоции?

Автор — София Мордвинкина

В 2015 году вышла «Головоломка» – мультфильм от студии Pixar, который завоевал сердца не только детей, но и взрослых. В отличие от многих других современных мультфильмов, «Головоломка» использует в качестве основы важные концепции из психологии и стремится научить зрителей понимать и принимать все свои эмоции, среди которых нет лишних и «неправильных».

Поэтому я предлагаю поговорить о том, как этот детский мультик показывает нам работу эмоций и памяти, а также обсудить, как эмоции влияют на нас и почему их нельзя подавлять.

Сюжет

«Головоломка» – мультфильм об 11-летней девочке Райли, которая проходит через тяжелый период в своей жизни: ее семья внезапно переезжает из Миннесоты, ее родного города, в Сан-Франциско.

Справляться со всеми переживаниями ей помогают пять главных эмоций: Радость, Гнев, Печаль, Страх и Брезгливость. Все они стоят у пульта управления в мозговом центре Райли, и на протяжении всего фильма мы наблюдаем, как эмоции влияют на поведение героини, ее восприятие действительности и воспоминания из прошлого.

Значимость наших эмоций

Предлагаю сначала обратиться к теории, а затем вернуться к мультфильму. Эмоции – это сложный психический процесс, который отражает значимость различных ситуаций для человека. Они влияют не только на наше отношение к людям или событиям, но и на работу нашего организма.

Эмоции являются значимой частью нашей жизни, и они отражают наше мировоззрение и ценности. Поэтому на одно и то же событие мы можем реагировать по-разному: например, при виде снега один человек начнет радоваться, а другой – злиться.

Более того, эмоции придают окраску различным событиям и непосредственно влияют на процессы запоминания и сохранения информации, ведь механизмы психики таковы, что эмоции помогают нам легче запомнить те или иные события. Как верно показано в «Головоломке», менее эмоционально окрашенные моменты в жизни стираются из нашей памяти гораздо быстрее, ведь наша психика воспринимает это как менее значимую информацию.

Почему нельзя подавлять эмоции?

При подавлении эмоции никуда не уходят и продолжают влиять на человека, но уже на телесном уровне, из-за этого и формируются психосоматические заболевания.

Психосоматика – направление в медицине и психологии, которое изучает влияние стресса и психологических проблем на наше физическое состояние. Согласно этому направлению, они могут вызвать соматические заболевания, например, астму, гипертонию и даже язвы желудка. И подавление эмоций (а особенно негативных) напрямую влияет на развитие таких заболеваний.

При блокировании наших эмоций и переживаний организм все равно продолжает вырабатывать гормоны, отвечающие за те или иные эмоции. И, поскольку нет разрядки, которая произошла бы при должном реагировании на событие, гормоны по типу адреналин/норадреналин продолжают влиять на наше состояние и вызывают стресс у всего организма, что напрямую ведет к снижению иммунитета, повышенному мышечному напряжению, которое сопровождается болью, и прочим соматическим симптомам.

Поэтому, чтобы выйти из состояния хронического стресса, необходимо проработать все эмоции, которые остались подавленными. Также в избавлении от гормонов стресса может помочь релаксация и медитация.

Как в мультфильме показана важность эмоций

По сюжету у Райли есть доминирующая эмоция – Радость, которая считается самой важной, т.к. у других эмоций негативный окрас, и только Радость дает положительное восприятие реальности. Печаль стараются подавлять, поскольку ее считают ненужной эмоцией, которая лишь омрачает жизнь девочки. После переезда Печаль внезапно начинает вмешиваться в работу мозгового центра, что встречает активное сопротивление со стороны остальных членов команды.

В один момент Печаль и Радость попадают в долговременную память, где видят своими глазами, как воспоминания из прошлого меркнут и теряют свою значимость. Во время их отсутствия три оставшиеся эмоции (Брезгливость, Гнев и Страх) пытаются сами управлять жизнью Райли, что у них выходит не очень хорошо. Мы видим, что, хотя отсутствие Печали и Радости не влияет на ее физическое состояние, это вызывает не менее страшные последствия: ее личность начинает разрушаться.

Читайте также:  Лидер генератор эмоционального настроя

После того, как все эмоции возвращаются на место, они понимают, что Радость не может одна управлять всей жизнью девочки и что другие эмоции тоже важны. Особенно Печаль, которая неслучайно начала вмешиваться в работу мозгового центра: Райли было необходимо прожить утрату своего привычного окружения, чтобы затем адаптироваться к новой жизни.

Психологи отмечают, что необходимо проживать каждую нашу эмоцию, ведь для того, чтобы справиться даже с самыми тяжелыми событиями, необходимо проработать все, даже негатив. Поэтому игнорирование подобных эмоциональных состояний, когда человек начинает резко вести праздный образ жизни, пытаясь не думать о плохом, не только не помогает, но и вредит.

В конце нам показывают трансформацию воспоминаний, которые раньше имели лишь односложную эмоциональную окраску, в сложные и многогранные, наполненные всей гаммой эмоциональных состояний Райли. Тем самым «Головоломка» показывает нам важность каждой нашей эмоции, а также то, что подавление негативных эмоций не делает нашу жизнь счастливее или ярче, поскольку важно единство всех наших эмоциональных переживаний.

«Головоломку» не стоит недооценивать, ведь, в отличие от других мультфильмов, она говорит нам о базовых вещах, которые должны понимать и взрослые, и дети: это важность наших эмоций и механизм их работы. К сожалению, не каждый взрослый сможет правильно обозначить эмоции, которые он испытывает – для этого в психологической практике даже существует специальное упражнение, которое учит прислушиваться к своим эмоциям и корректно их называть. И это еще один аргумент в пользу того, почему этот мультфильм стоит посмотреть каждому.

А вы уже успели посмотреть этот мультфильм? И работаете ли вы со своими эмоциями?)

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!
Android | iOS
Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт

Источник

Мультфильм «Головоломка»: польза для детей

Четыре урока, которые маленькие дети могут извлечь из оскароносного мультфильма «Головоломка»

С момента своего выпуска в 2015 году мультфильму «Головоломка» аплодируют критики, его обожают зрители и, более того, он удостоен премии «Оскар» в номинации за лучший анимационный полнометражный фильм. Однако самое большое его достижение заключается в том, что он заставил юных и взрослых зрителей заглянуть внутрь себя. Как вы уже, вероятно, знаете, большая часть фильма происходит в голове у одиннадцатилетней девочки по имени Райли, поведение которой определяют пять базовых эмоций: радость, печаль, страх, гнев и брезгливость.

В мультфильме природа наших чувств подвергается глубокому анализу, и это неслучайно, ведь консультантом в нем выступил Дачер Келтнер – профессор, директор-основатель научного центра университета Беркли, США, который помог добиться того, что, несмотря на некоторое очевидно свободное творческое толкование, основные посылы фильма в отношении эмоций психологически точны и согласуются с результатами научных исследований.

Эти посылы передаются с помощью изобретательного повествования и отличной анимации; они обогащают мультфильм, не перегружая его. При этом они передаются достаточно четко, чтобы обеспечить почву для обсуждения среди детей и взрослых. Некоторые из самых запоминающихся сцен мультфильма предоставляют прекрасную возможность для обучения в классе или за обеденным столом.

Хотя «Головоломка» искусно открывает путь для бесед об эмоциях человека, взрослым может быть трудно правильно вести подобные разговоры и отвечать на вопросы детей. Поэтому в этой статье представлены четыре основных вывода о сути наших эмоций, а также результаты некоторых исследований, подтверждающие их. Итак.

1. Счастье заключается не только в радости. В начале фильма короткостриженая с синими волосами эмоция «Радость» контролирует мозг Райли; ее глобальная цель состоит в том, чтобы Райли всегда была счастливой. Но к концу фильма «Радость», а также и сама Райли, да и зрители вместе с ней, – узнает о том, что счастье означает гораздо больше, чем безграничный позитив. В самом деле, в заключительной части фильма, когда «Радость» уступает контроль над мозгом другим эмоциям, в частности «Печали», Райли достигает более глубокой формы счастья.

В данном случае сюжет мультфильма согласуется с тем, как рассматривают счастье многие ведущие исследователи в области эмоций. Психолог Соня Любомирски, автор бестселлера «Психология счастья. Новый подход» (The How of Happiness), определяет счастье как «Ощущение радости, удовлетворенности или позитивного благополучия в сочетании с ощущением того, что жизнь хороша, содержательна и значима». Таким образом, хотя позитивные эмоции, такие как радость, безусловно, являются важными ингредиентами в рецепте счастья, одних их все же недостаточно.

Читайте также:  Как быть с эмоциями беседа

Более того, недавнее исследование обнаружило, что у людей, которые испытывают широкий спектр позитивных и негативных эмоций, лучше психическое здоровье. Авторы этого исследования пришли к выводу, что разнообразие определенных эмоций помогает человеку получить более подробную информацию о той или иной ситуации, что приводит к улучшению поведения и потенциально большему счастью.

Например, в поворотном моменте фильма, когда Райли хочет убежать из дома, она позволяет себе почувствовать печаль в дополнение к страху и гневу; как следствие, девочка решает не приводить свой план в исполнение. Сделав такой выбор, Райли воссоединяется со своей семьей и обретает более глубокое чувство счастья и удовлетворения от теплоты и покоя, которые она получает от своих родителей, даже несмотря на то, что эти эмоции переплетены с грустью и страхом.

В этом свете, создатели «Головоломки», в том числе режиссер Пит Доктер, сделали разумный выбор, назвав персонажа «Радостью», а не «Счастьем». В конечном итоге, радость является лишь одним из элементов счастья, которое может быть окрашено в другие эмоции, даже такие как печаль.

2. Счастье нельзя навязывать, к его переживанию нельзя принуждать. В мультфильме главная героиня чувствует знакомые всем нам огорчение и подавленность (фрустрацию), когда мать просит ее быть «счастливой девочкой», в то время как семья готовится к трудному и дальнему переезду, а у отца наступает тяжелый период на работе. Такие высказывания родителей заставляют детей сделать вывод, что если они не чувствуют себя постоянно счастливыми, значит, с ними что-то не так. Все исследования и статьи о важности счастья в последние годы подтверждают это.

Исследователь Джун Грубер и ее коллеги начали изучать нюансы счастья и его поисков, то есть стремления к нему. Результаты их исследований подвергают сомнению необходимость «быть счастливым постоянно», которую навязывали, да и навязывают, вероятно, многим из нас.

Например, их исследование предполагает, что если мы ставим счастье главной целью в жизни, это делает нас несчастными. Другие исследователи обнаружили, что чем сильнее люди стремятся к счастью, тем более высокие стандарты счастья они устанавливают и, соответственно, чувствуют себя подавленными и огорченными (фрустрированными) – и несчастливыми, – если не могут соответствовать данным стандартам постоянно.

Поэтому не удивительно, что попытки заставить чувствовать себя счастливой не помогают Райли справиться со стрессами и изменениями в ее жизни. На самом деле эта стратегия не только не приносит ей счастья, но и заставляет ее чувствовать себя отделенной от родителей и разгневанной на них и приводит девочку к решению убежать из дома.

Какой путь к счастью более эффективен для Райли (и для всех нас)? Недавние исследования доказывают важность «акцента на позитиве» – сознательного выделения достаточного количества времени в жизни на впечатления и занятия, которые доставляют нам удовольствие. Для Райли это хоккей на льду, возможность проводить время с друзьями, отдыхать и бездельничать с родителями.

Но важно также понимать, что акцент на позитиве не требует отказываться или избегать негативных эмоций или ситуаций, которые вызывают их, – не нужно целеустремленно гнаться за счастьем, ведь это неэффективно. Райли и ее семья получают важнейший эмоциональный урок в тот момент, когда девочка наконец признается в том, что она тяжело переживает по поводу переезда в Сан-Франциско, – это признание сближает ее с родителями.

3. Печаль чрезвычайно важна для благополучия человека. В начале мультфильма «Радость» говорит, что она не понимает, для чего вообще нужна «Печаль» и зачем она находится в голове у Райли. Многие из нас, как правило, в тот или иной момент задаются тем же вопросом: какой цели служит печаль в нашей жизни?

Поэтому очень хорошо, что в качестве главного героя фильма выступает «Печаль», а не «Радость». Почему? Потому что «Печаль» глубже связана с людьми, являясь важнейшим компонентом счастья, и помогает Райли ощутить эту связь на себе. Например, когда давно забытый воображаемый друг Райли розовый котослонодельфин Бинго-Бонго приходит в уныние из-за потери своего фургона, оправиться от случившегося ему помогает именно сочувствующее понимание «Печали», а не попытка «Радости» представить его потерю в положительном свете. (Интересно, что эта сцена иллюстрирует важный вывод исследования о счастье, который заключается в том, что выражение счастья должно соответствовать ситуации.)

Читайте также:  Как называется чувство когда тебе стыдно за других

Одним из величайших открытий мультфильма можно назвать то, когда «Радость» оглядывается на одно из «базовых воспоминаний» Райли (случай, когда девочка не забила решающий гол в важной хоккейной игре) и понимает, что печаль Райли впоследствии вызвала сочувствие к ней родителей и друзей, сделала их ближе друг к другу и превратила это воспоминание из ужасного в наполненное глубоким смыслом и значением.

С большой чуткостью в «Головоломке» показано, что тяжелые эмоции, такие как печаль, страх и гнев, бывают очень неприятными для людей, и именно поэтому многие из нас изо всех сил стараются избегать их. Но в фильме, как и в реальной жизни, все эти эмоции служат важной цели – они помогают нам понять собственный внутренний мир и внешнюю среду, помогают становиться ближе с окружающими, избегать опасностей и приходить в себя после потерь.

Одно предостережение: хотя очень важно научить детей принимать печаль, родители и учителя должны объяснить им, что печаль и депрессия это не одно и то же, депрессия – это серьезное расстройство, связанное с длительными и интенсивными переживаниями сниженного настроения. Важно также, чтобы взрослые создали безопасную и доверительную атмосферу для детей, в которой малыши не боялись бы просить о помощи, когда чувствуют грусть или печаль.

4. Нужно осознанно принимать, а не подавлять тяжелые эмоции. Однажды «Радость» пытается помешать влиянию «Печали» на психику Райли. Для этого она рисует мелом небольшой «круг печали» и наказывает нежелательной эмоции находиться в нем и не выходить за его границы. Забавный момент, но психологи сходятся во мнении, что такое поведение «Радости» опасно и называется оно «эмоциональным подавлением (подавлением эмоций)» – это стратегия управления эмоциями, которая, как считается, приводит к тревоге и депрессии, особенно подростков, чье понимание собственных эмоций еще недостаточно развито. И конечно, попытка сдержать печаль и отвергнуть ее в конечном итоге выходит боком и для «Радости», и для Райли.

Позже в фильме, когда Бинго-Бонго теряет свой фургон, «Радость» пытается заставить его «когнитивно переоценить» ситуацию, то есть побудить его переосмыслить значение потери и изменить свою эмоциональную реакцию на более позитивную. Когнитивная переоценка – это распространенная стратегия, которая исторически считается наиболее эффективным способом регулирования эмоций. Но даже этот метод не всегда является лучшим подходом, поскольку исследователи обнаружили, что иногда он может повышать, а не снижать уровень депрессии, в зависимости от ситуации.

Ближе к концу фильма «Радость» делает то, что некоторые исследователи теперь считают самым здоровым методом работы с эмоциями: вместо того чтобы избегать или отрицать печаль, «Радость» принимает ее такой, какая она есть, поняв, что она является важной частью эмоциональной жизни Райли.

Эксперты называют это «осознанным принятием эмоций». Что это значит? Вместо того чтобы зацикливаться на драматизме эмоциональной реакции, вдумчивый человек добродушно рассматривает и изучает эмоции, не принимая решения о том, насколько правильные или неправильные они в данной ситуации, создавая пространство для здоровой реакции и ответа. Исследование 2014 года доказало, что депрессивные подростки и молодые люди, которые приняли осознанный, вдумчивый подход к жизни, продемонстрировали более низкий уровень депрессии, тревожности и плохого отношения, а также более высокое качество жизни.

Конечно, «Головоломка» – это не первая попытка преподать детям четыре описанных урока, но вряд ли можно найти другой материал, который бы одновременно занимал такое большое количество и доставлял им удовольствие от процесса эмоционального обучения. Это яркий пример того, как можно с помощью искусства мультипликации и кинематографа изменять понимание зрителей их переживаний и ощущений – и в данном случае, надо надеяться, это изменение приведет всех нас к более глубокой и сострадательной связи с самими собой и окружающими людьми.

Источник

Оцените статью