- Мультфильм Головоломка: Официальные описания эмоций
- КиноМультфильм «Головоломка»: Почему грустить — нормально
- Эмоции Райли учатся существовать друг с другом на партнерских правах, ведь грустить и плакать — это нормально
- Чему нас учит мультфильм «Головоломка»
- Терапевтичный мульт
- Чему может научить мультфильм (вывод)
- Спойлеры
- Павел Зыгмантович
- Психолог. Делаю сложное понятным
- Как работают наши эмоции. Наглядное пособие в мультфильме «Головоломка»
- 1. РАБОТА ЭМОЦИЙ
- 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА
Мультфильм Головоломка: Официальные описания эмоций
Радость
Главная цель Радости — чтобы Райли оставалась счастливой в любой ситуации. Она беззаботна, оптимистична, и решительно находит хорошее в любой ситуации. Радость видит в жизненных трудностях Райли возможности (научится чему-то новому, изменится к лучшему. ), она верит что все пути приводят к чему-то лучшему. Пока счастлива Райли, счастлива Радость.
Страх
Страх отвечает за безопасность Райли. Он всегда изучает обстановку на предмет потенциальных опасностей и угроз. В жизни Райли есть совсем мало занятий, которые Страх считает безопасными и не приводящими к фатальным катастрофам.
Гнев
Гнев всей душой ратует за справедливость во всем, что касается Райли. У него вспыльчивый характер и буквально может воспламеняться когда дела идут не по плану. Порой он реагирует слишком быстро и у него нет ни капли терпения.
Брезгливость
Брезгливость очень упряма, очень честна и помогает Райли избежать отравлений, как физических так и «социальных». Она держит под контролем людей, места и вещи, с которыми Райли входит в контакт — будь то брокколи в пицце или прошлогодняя мода. Брезгливость всегда действует с лучшими намерениями и держит планку своих стандартов очень высоко.
Источник
КиноМультфильм «Головоломка»: Почему грустить — нормально
Чему мультфильм про эмоции маленькой девочки учит взрослых
На прошлой неделе состоялась премьера нового полнометражного мультфильма Pixar «Головоломка», который за первые же выходные в прокате побил все рекорды студии по сборам как в России, так и за рубежом. И дело не только в том, что Pixar лучше других умеет бить по больному и выжимать из зрителей слезы. «Головоломка» доносит вроде бы простую, но часто замалчиваемую мысль: чтобы быть счастливым, вовсе не обязательно всё время испытывать одну только радость.
Героиня «Головоломки» Райли — не принцесса и не сказочный персонаж. Райли одиннадцать, она единственный ребенок в семье, любит хоккей и своих друзей. В общем и целом счастливая девочка, которую родители стараются воспитывать в любви и оберегать от гендерных стереотипов. Проблемы начинаются, когда ей приходится переехать в Сан-Франциско, чудовищный, с точки зрения Райли, город: пицца здесь с брокколи, озёра если и найдутся, то уж точно зимой не замерзнут, а темные улочки совсем не похожи на зеленые просторы Миннесоты, к которым она привыкла. Любая радикальная перемена в подростковом возрасте воспринимается остро, и уж тем более такое событие, как переезд. Проблемы папы на работе, сложности с обустройством и новая школа делают свое дело — Райли замыкается в себе, а потом и вовсе решает сбежать.
События в жизни Райли только вершина айсберга, основное действие мультфильма происходит у нее в голове. Главные герои на самом деле эмоции девочки, символизирующие ее внутренний мир и все те психологические процессы, что таятся где-то в голове. Радость, Печаль, Гнев, Брезгливость и Страх в буквальном смысле стоят за пультом жизни девочки, периодически передавая друг другу управление в зависимости от ситуации. Режиссер и сценарист Пит Доктер говорит, что эти пять эмоций вполне репрезентативная выборка из всего эмоционального спектра человека. При написании сценария Доктер всё время консультировался с психологами, а прообразом Райли стала его собственная дочь, которая за время создания фильма успела вырасти.
Эмоции Райли учатся существовать друг
с другом на партнерских правах, ведь грустить и плакать — это нормально
Одновременно с тем, как в реальности портятся отношения Райли с родителями, в ее внутреннем мире происходит мини-катастрофа — Радость и Печаль временно оказываются далеко от своего места работы. К тому же часть веселых воспоминаний, которыми жонглирует Радость, чтобы поддержать девочку в трудную минуту, становятся грустными, когда к ним прикасается Печаль. Последней при этом как будто нет места в жизни хозяйки — Радость узурпировала управление жизнью Райли. Ни к чему хорошему это не приводит, ведь лишних эмоций не бывает и если отвергать какую-либо слишком долго, то можно нарваться на нездоровые последствия.
Как показывает мимолетный визит в головы к родителям, где тоже живут свои эмоции (а как иначе), за воображаемым пультом каждого человека одна из них всегда будет главной. Если у Райли это Радость, то у ее мамы — Печаль, а у отца — Гнев. Это не значит, что ее родители то плачут, то кричат, скорее, это метафорическое изображение темперамента человека в целом. Опираясь на это, мама девочки просит свою обычно жизнерадостную дочь поддержать семью в сложный период и не расклеиваться — улыбаться «ради папы». Даже обычно легкого на подъем человека такая обязанность будет тянуть к земле — что уж говорить об 11-летнем ребенке, на плечи которого неожиданно упал тяжелый груз. Родители Райли оказываются в ловушке, в которой до сих пор живет наша культура: улыбайся, что бы ни случилось, и тогда всё будет хорошо, а если тебе плохо, то, скорее всего, с тобой что-то в корне не так.
Тирания Радости, к счастью, не вечна. Зрители и герои «Головоломки» постепенно начинают понимать, что для сбалансированной жизни, вне зависимости от темперамента, нужны все эмоции, даже если одна из них заставляет тебя плакать. Все мультфильмы Pixar работают на то, чтобы вызвать максимальный эмоциональный отклик у зрителя, а в «Головоломке» этому процессу и вовсе посвящена вся генеральная линия. Эмоции Райли учатся существовать друг с другом на партнерских правах, а зритель примеряет ситуацию на себя, осознавая, что грустить — это нормально.
Взрослые смотрят мультфильмы Pixar чуть ли не с большим удовольствием, чем дети, которые пока не способны оценить Эми Полер в роли Радости, момент с полной мультипликационной деконструкцией или всю комичность воображаемого бойфренда («Я умру за Райли!»). В этом умении угодить абсолютно всем кроется большой и сложно повторимый успех студии. Общая парадигма индустрии развлечений такова, что всех всё время нужно веселить, не давая отдышаться. Можно только догадываться, насколько важный урок на этом фоне преподает мультик про естественность печали. «Головоломка» позволяет почувствовать детям, что они совсем не одни на этом сложном пути.
Печаль Райли помогает ей научиться справляться с трудными событиями, не закрываться в себе, а искать поддержки у близких. Печаль учит ее больше ценить то, что она уже имеет, и подсвечивает действительно радостные моменты; она помогает ей сопереживать другим, эволюционируя в эмпатию. Обнаруженная благодаря Печали ранимость делает главную героиню ближе к своим родителям и помогает ей лучше понять собственный внутренний мир.
События «Головоломки» происходят накануне периода полового созревания Райли, так что здесь еще не идет речи о всевластных гормонах, а эмоциональный упадок героини не заходит так далеко, чтобы назвать ее состояние депрессивным. Создатели, однако, ясно дают понять: даже самые веселые люди могут загнать себя в такое положение, если никогда не будут давать себе время и пространство пережить горе и просто разрешать себе чувствовать то, что они чувствуют. Один из создателей «Головоломки» Джонас Ривьера говорит, что отчасти это фильм о том, «что тебе не может быть вечно восемь». Эмоциональное взросление неизбежно, и об этом будет не лишним напомнить и родителям, и детям. Часть такого процесса — принятие своей природы и своих эмоций. Если об этом не забывать, то, возможно, мы все будем хоть и не радостнее, но в общем смысле счастливее.
Источник
Чему нас учит мультфильм «Головоломка»
Терапевтичный мульт
«Головоломка» (в оригинале — Inside Out) — мультфильм об эмоциях.
Радость, Гнев, Страх, Брезгливость и Печаль — главные герои мультфильма, эмоции, которые «живут» внутри психики девочки Райли. Каждый норовит управлять пультом, чтобы руководить поведением девочки. Также каждая эмоция влияет на окраску воспоминаний, которые формируют опыт и личность ребенка в целом.
По ходу мультфильма, семья Райли переезжает в другой город и все идет наперекосяк — реальность не соответствует ожиданиям ребенка. Казалось бы, ей должно быть Печально: другой дом, город, рядом нет друзей, другая школа, родители нервничают, стресса хоть куда (еще и пицца паршивая). Но Печаль не пускают к пульту. Радость, неформальный лидер эмоций, боится, что Печаль «испортит» новый жизненный опыт Райли (что она с переменным успехом и делает).
Чему может научить мультфильм (вывод)
Вывод я помещу сразу сюда. А дальше будут идти спойлеры с психологическими комментариями.
Художественное решение, в котором каждая эмоция — отдельный персонаж, можно использовать самому — просто представлять свои эмоции, как человечков (любых, не обязательно из фильма). Отличное психологическое упражнение.
Можно дать имена своим эмоциям, придумать форму, цвет, запах, вкус или звук, или все сразу (кому как удобно — спорю, что кто-то видит свои эмоции и чувства как схемы или формулы).
Такое моделирование эмоций поможет вам в их идентификации. Это отличный инструмент для людей, которые часто вообще не понимают, что они чувствуют. Что-то чувствую, а что — непонятно, объяснить не могу (этот феномен называют алекситимией).
Можно не только представить, но даже нарисовать свои эмоции. Рекомендую руководствоваться базовым списком психолога Пола Экмана:
Подозреваю, что моделирование, представление своих эмоций — незаменимая игра для детей, которым трудно справиться со своими чувствами, а еще труднее их внятно выразить (внятно — чтобы было понятно взрослым). Кстати, поэтому психологи используют в работе с детьми разного рода игры — это позволяет увидеть их актуальное состояние. Словами же лучше изъясняются уже взрослые невротики (:
Например, разозленный ребенок, может сказать, что сейчас Гнев (как персонаж из мультика) за пультом, поэтому он (ребенок) зол.
Зачем? Такая идентификация эмоций учит нас:
- чувствовать и переживать эмоции, не уходить от них;
- не задавливать свои чувства;
- осознавать свои чувства и эмоции!
Когда вы осознаете свое эмоциональное состояние, вы перестаете быть его рабом. Учитесь спонтанности и осознанности, вместо импульсивности или «эмоциональной тупости» (тут уж кто к чему склонен).
Такое вот упражнение. Пользуйтесь на здоровье.
Спойлеры
Эмоции (особенно Радость) боятся, что Печаль сделает только хуже. На деле они не дают ребенку проявить это чувство, погрустить и «выплакать» стресс. Конфликт Печали и Радости доходит до того, что они обе «выпадают» из психики Райли. Из-за этого девочка ведет себя непредсказуемо — все чаще за пультом оказывается Гнев или Брезгливость, а Страх «дежурит» во время крайне тревожных снов. Ценности рушатся (те самые падающие замки/заводы), что грозит разрушением личности окончательно.
Гнев, Страх и Брезгливость захватывают пульт и приводят девочку к нерациональному решению — сбежать от родителей.
После череды приключений Печаль дают встать за пульт управление Райли. И девочки плачет, делится с родителями своим состоянием. Вопреки переживаниям других эмоций, становится не хуже, а только лучше. Печаль выражена: она не отрицается, не задавливается и не гипертрофируется. Она является как есть, как здоровая и естественная эмоция.
В семье и в душе Райли наступает согласие.
А воспоминания и другие элементы, формирующие опыт и личность (те самые шарики) становятся разноцветными. Это означает, что чувства Райли стали сложными . Как и полагается при взрослении. Череда одноцветных шариков в начале фильма — верный признак инфантилизма, нормального в детстве, но не во взрослости. Благодаря переживанию объективного стресса и здоровому выражению своих чувств, Райли стала взрослеть и перешла на новую ступень — подростковый возраст. Жаль только, что, похоже, об этом не будет полнометражного мультфильма.
Сергей Кононенко, клинический психолог.
Источник
Павел Зыгмантович
Психолог. Делаю сложное понятным
Как работают наши эмоции. Наглядное пособие в мультфильме «Головоломка»
Мультфильм “Головоломка” только кажется незатейливым детским развлечением. На самом деле этот мультфильм только прикидывается детским.
За яркой формой здесь прячется очень много важных смыслов.
Я вижу здесь две большие темы — работу эмоций и преодоление кризиса.
Давайте рассмотрим их подробнее.
1. РАБОТА ЭМОЦИЙ
Она показана на удивление точно. Пятёрка персонажей в голове у героев мультфильма — это не эмоции. Это когнитивные схемы. Они оценивают случившееся и нажимают соответствующие кнопки на пульте — и возникает действие.
Как раз так и работает наша голова — сначала нейронный ансамбль оценивает ситуацию, потом он запускает эмоцию, которая создаёт действие.
Именно поэтому бесполезно работать непосредственно с эмоциями. Работать нужно с когнитивными схемами.
В мультфильме эта работа показана весьма неплохо. По крайней мере, механизм когнитивной переоценки там используется постоянно.
Кроме этого, авторы совершенно точно указали, что нам нужны все эмоции. И противостояние Радости и Грусти совершенно не нужно и только всё портит.
На самом деле грусть тоже очень полезна — что и продемонстрировал нам мультфильм.
2. ПРЕОДОЛЕНИЕ КРИЗИСА
Семья Райли (главной героини) переезжает — и это, разумеется, непростая ситуация. Но они совсем не умеют справляться с такими кризисами — видимо, ещё не научились. Возможно, это первый их переезд.
Из-за этого они совершают много ошибок, которых можно было бы избежать, умей родители главной героини справляться с кризисами.
Фактически мультфильм можно использовать для обучения методом «от противного». Вот так, как родители Райли, вести себя не надо. Это плохой вариант, у него самые паршивые последствия.
Лучше действовать по-другому.
Посмотрите мультфильм через эту призму и вы увидите в нём много нового.
Эти и другие темы, я разбирал на специальном показе с комментариями. Аудиозапись этих комментариев есть вот здесь .
«Головоломка» (Inside Out), США, 2015
Источник