Головоломка гнев головоломка радость

Мультфильм Головоломка: Официальные описания эмоций

Радость
Главная цель Радости — чтобы Райли оставалась счастливой в любой ситуации. Она беззаботна, оптимистична, и решительно находит хорошее в любой ситуации. Радость видит в жизненных трудностях Райли возможности (научится чему-то новому, изменится к лучшему. ), она верит что все пути приводят к чему-то лучшему. Пока счастлива Райли, счастлива Радость.

Страх
Страх отвечает за безопасность Райли. Он всегда изучает обстановку на предмет потенциальных опасностей и угроз. В жизни Райли есть совсем мало занятий, которые Страх считает безопасными и не приводящими к фатальным катастрофам.

Гнев
Гнев всей душой ратует за справедливость во всем, что касается Райли. У него вспыльчивый характер и буквально может воспламеняться когда дела идут не по плану. Порой он реагирует слишком быстро и у него нет ни капли терпения.

Брезгливость
Брезгливость очень упряма, очень честна и помогает Райли избежать отравлений, как физических так и «социальных». Она держит под контролем людей, места и вещи, с которыми Райли входит в контакт — будь то брокколи в пицце или прошлогодняя мода. Брезгливость всегда действует с лучшими намерениями и держит планку своих стандартов очень высоко.

Источник

Как мультик «Головоломка» показывает, что нельзя подавлять свои эмоции?

Автор — София Мордвинкина

В 2015 году вышла «Головоломка» – мультфильм от студии Pixar, который завоевал сердца не только детей, но и взрослых. В отличие от многих других современных мультфильмов, «Головоломка» использует в качестве основы важные концепции из психологии и стремится научить зрителей понимать и принимать все свои эмоции, среди которых нет лишних и «неправильных».

Поэтому я предлагаю поговорить о том, как этот детский мультик показывает нам работу эмоций и памяти, а также обсудить, как эмоции влияют на нас и почему их нельзя подавлять.

Сюжет

«Головоломка» – мультфильм об 11-летней девочке Райли, которая проходит через тяжелый период в своей жизни: ее семья внезапно переезжает из Миннесоты, ее родного города, в Сан-Франциско.

Справляться со всеми переживаниями ей помогают пять главных эмоций: Радость, Гнев, Печаль, Страх и Брезгливость. Все они стоят у пульта управления в мозговом центре Райли, и на протяжении всего фильма мы наблюдаем, как эмоции влияют на поведение героини, ее восприятие действительности и воспоминания из прошлого.

Значимость наших эмоций

Предлагаю сначала обратиться к теории, а затем вернуться к мультфильму. Эмоции – это сложный психический процесс, который отражает значимость различных ситуаций для человека. Они влияют не только на наше отношение к людям или событиям, но и на работу нашего организма.

Эмоции являются значимой частью нашей жизни, и они отражают наше мировоззрение и ценности. Поэтому на одно и то же событие мы можем реагировать по-разному: например, при виде снега один человек начнет радоваться, а другой – злиться.

Более того, эмоции придают окраску различным событиям и непосредственно влияют на процессы запоминания и сохранения информации, ведь механизмы психики таковы, что эмоции помогают нам легче запомнить те или иные события. Как верно показано в «Головоломке», менее эмоционально окрашенные моменты в жизни стираются из нашей памяти гораздо быстрее, ведь наша психика воспринимает это как менее значимую информацию.

Читайте также:  Она меня чувствует лепс

Почему нельзя подавлять эмоции?

При подавлении эмоции никуда не уходят и продолжают влиять на человека, но уже на телесном уровне, из-за этого и формируются психосоматические заболевания.

Психосоматика – направление в медицине и психологии, которое изучает влияние стресса и психологических проблем на наше физическое состояние. Согласно этому направлению, они могут вызвать соматические заболевания, например, астму, гипертонию и даже язвы желудка. И подавление эмоций (а особенно негативных) напрямую влияет на развитие таких заболеваний.

При блокировании наших эмоций и переживаний организм все равно продолжает вырабатывать гормоны, отвечающие за те или иные эмоции. И, поскольку нет разрядки, которая произошла бы при должном реагировании на событие, гормоны по типу адреналин/норадреналин продолжают влиять на наше состояние и вызывают стресс у всего организма, что напрямую ведет к снижению иммунитета, повышенному мышечному напряжению, которое сопровождается болью, и прочим соматическим симптомам.

Поэтому, чтобы выйти из состояния хронического стресса, необходимо проработать все эмоции, которые остались подавленными. Также в избавлении от гормонов стресса может помочь релаксация и медитация.

Как в мультфильме показана важность эмоций

По сюжету у Райли есть доминирующая эмоция – Радость, которая считается самой важной, т.к. у других эмоций негативный окрас, и только Радость дает положительное восприятие реальности. Печаль стараются подавлять, поскольку ее считают ненужной эмоцией, которая лишь омрачает жизнь девочки. После переезда Печаль внезапно начинает вмешиваться в работу мозгового центра, что встречает активное сопротивление со стороны остальных членов команды.

В один момент Печаль и Радость попадают в долговременную память, где видят своими глазами, как воспоминания из прошлого меркнут и теряют свою значимость. Во время их отсутствия три оставшиеся эмоции (Брезгливость, Гнев и Страх) пытаются сами управлять жизнью Райли, что у них выходит не очень хорошо. Мы видим, что, хотя отсутствие Печали и Радости не влияет на ее физическое состояние, это вызывает не менее страшные последствия: ее личность начинает разрушаться.

После того, как все эмоции возвращаются на место, они понимают, что Радость не может одна управлять всей жизнью девочки и что другие эмоции тоже важны. Особенно Печаль, которая неслучайно начала вмешиваться в работу мозгового центра: Райли было необходимо прожить утрату своего привычного окружения, чтобы затем адаптироваться к новой жизни.

Психологи отмечают, что необходимо проживать каждую нашу эмоцию, ведь для того, чтобы справиться даже с самыми тяжелыми событиями, необходимо проработать все, даже негатив. Поэтому игнорирование подобных эмоциональных состояний, когда человек начинает резко вести праздный образ жизни, пытаясь не думать о плохом, не только не помогает, но и вредит.

В конце нам показывают трансформацию воспоминаний, которые раньше имели лишь односложную эмоциональную окраску, в сложные и многогранные, наполненные всей гаммой эмоциональных состояний Райли. Тем самым «Головоломка» показывает нам важность каждой нашей эмоции, а также то, что подавление негативных эмоций не делает нашу жизнь счастливее или ярче, поскольку важно единство всех наших эмоциональных переживаний.

«Головоломку» не стоит недооценивать, ведь, в отличие от других мультфильмов, она говорит нам о базовых вещах, которые должны понимать и взрослые, и дети: это важность наших эмоций и механизм их работы. К сожалению, не каждый взрослый сможет правильно обозначить эмоции, которые он испытывает – для этого в психологической практике даже существует специальное упражнение, которое учит прислушиваться к своим эмоциям и корректно их называть. И это еще один аргумент в пользу того, почему этот мультфильм стоит посмотреть каждому.

Читайте также:  Как выразить свои эмоции чувства

А вы уже успели посмотреть этот мультфильм? И работаете ли вы со своими эмоциями?)

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!
Android | iOS
Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт

Источник

КиноМультфильм «Головоломка»: Почему грустить — нормально

Чему мультфильм про эмоции маленькой девочки учит взрослых

На прошлой неделе состоялась премьера нового полнометражного мультфильма Pixar «Головоломка», который за первые же выходные в прокате побил все рекорды студии по сборам как в России, так и за рубежом. И дело не только в том, что Pixar лучше других умеет бить по больному и выжимать из зрителей слезы. «Головоломка» доносит вроде бы простую, но часто замалчиваемую мысль: чтобы быть счастливым, вовсе не обязательно всё время испытывать одну только радость.

Героиня «Головоломки» Райли — не принцесса и не сказочный персонаж. Райли одиннадцать, она единственный ребенок в семье, любит хоккей и своих друзей. В общем и целом счастливая девочка, которую родители стараются воспитывать в любви и оберегать от гендерных стереотипов. Проблемы начинаются, когда ей приходится переехать в Сан-Франциско, чудовищный, с точки зрения Райли, город: пицца здесь с брокколи, озёра если и найдутся, то уж точно зимой не замерзнут, а темные улочки совсем не похожи на зеленые просторы Миннесоты, к которым она привыкла. Любая радикальная перемена в подростковом возрасте воспринимается остро, и уж тем более такое событие, как переезд. Проблемы папы на работе, сложности с обустройством и новая школа делают свое дело — Райли замыкается в себе, а потом и вовсе решает сбежать.

События в жизни Райли только вершина айсберга, основное действие мультфильма происходит у нее в голове. Главные герои на самом деле эмоции девочки, символизирующие ее внутренний мир и все те психологические процессы, что таятся где-то в голове. Радость, Печаль, Гнев, Брезгливость и Страх в буквальном смысле стоят за пультом жизни девочки, периодически передавая друг другу управление в зависимости от ситуации. Режиссер и сценарист Пит Доктер говорит, что эти пять эмоций вполне репрезентативная выборка из всего эмоционального спектра человека. При написании сценария Доктер всё время консультировался с психологами, а прообразом Райли стала его собственная дочь, которая за время создания фильма успела вырасти.

Эмоции Райли учатся существовать друг
с другом на партнерских правах, ведь грустить и плакать — это нормально

Одновременно с тем, как в реальности портятся отношения Райли с родителями, в ее внутреннем мире происходит мини-катастрофа — Радость и Печаль временно оказываются далеко от своего места работы. К тому же часть веселых воспоминаний, которыми жонглирует Радость, чтобы поддержать девочку в трудную минуту, становятся грустными, когда к ним прикасается Печаль. Последней при этом как будто нет места в жизни хозяйки — Радость узурпировала управление жизнью Райли. Ни к чему хорошему это не приводит, ведь лишних эмоций не бывает и если отвергать какую-либо слишком долго, то можно нарваться на нездоровые последствия.

Как показывает мимолетный визит в головы к родителям, где тоже живут свои эмоции (а как иначе), за воображаемым пультом каждого человека одна из них всегда будет главной. Если у Райли это Радость, то у ее мамы — Печаль, а у отца — Гнев. Это не значит, что ее родители то плачут, то кричат, скорее, это метафорическое изображение темперамента человека в целом. Опираясь на это, мама девочки просит свою обычно жизнерадостную дочь поддержать семью в сложный период и не расклеиваться — улыбаться «ради папы». Даже обычно легкого на подъем человека такая обязанность будет тянуть к земле — что уж говорить об 11-летнем ребенке, на плечи которого неожиданно упал тяжелый груз. Родители Райли оказываются в ловушке, в которой до сих пор живет наша культура: улыбайся, что бы ни случилось, и тогда всё будет хорошо, а если тебе плохо, то, скорее всего, с тобой что-то в корне не так.

Читайте также:  Как рассчитать тип темперамента

Тирания Радости, к счастью, не вечна. Зрители и герои «Головоломки» постепенно начинают понимать, что для сбалансированной жизни, вне зависимости от темперамента, нужны все эмоции, даже если одна из них заставляет тебя плакать. Все мультфильмы Pixar работают на то, чтобы вызвать максимальный эмоциональный отклик у зрителя, а в «Головоломке» этому процессу и вовсе посвящена вся генеральная линия. Эмоции Райли учатся существовать друг с другом на партнерских правах, а зритель примеряет ситуацию на себя, осознавая, что грустить — это нормально.

Взрослые смотрят мультфильмы Pixar чуть ли не с большим удовольствием, чем дети, которые пока не способны оценить Эми Полер в роли Радости, момент с полной мультипликационной деконструкцией или всю комичность воображаемого бойфренда («Я умру за Райли!»). В этом умении угодить абсолютно всем кроется большой и сложно повторимый успех студии. Общая парадигма индустрии развлечений такова, что всех всё время нужно веселить, не давая отдышаться. Можно только догадываться, насколько важный урок на этом фоне преподает мультик про естественность печали. «Головоломка» позволяет почувствовать детям, что они совсем не одни на этом сложном пути.

Печаль Райли помогает ей научиться справляться с трудными событиями, не закрываться в себе, а искать поддержки у близких. Печаль учит ее больше ценить то, что она уже имеет, и подсвечивает действительно радостные моменты; она помогает ей сопереживать другим, эволюционируя в эмпатию. Обнаруженная благодаря Печали ранимость делает главную героиню ближе к своим родителям и помогает ей лучше понять собственный внутренний мир.

События «Головоломки» происходят накануне периода полового созревания Райли, так что здесь еще не идет речи о всевластных гормонах, а эмоциональный упадок героини не заходит так далеко, чтобы назвать ее состояние депрессивным. Создатели, однако, ясно дают понять: даже самые веселые люди могут загнать себя в такое положение, если никогда не будут давать себе время и пространство пережить горе и просто разрешать себе чувствовать то, что они чувствуют. Один из создателей «Головоломки» Джонас Ривьера говорит, что отчасти это фильм о том, «что тебе не может быть вечно восемь». Эмоциональное взросление неизбежно, и об этом будет не лишним напомнить и родителям, и детям. Часть такого процесса — принятие своей природы и своих эмоций. Если об этом не забывать, то, возможно, мы все будем хоть и не радостнее, но в общем смысле счастливее.

Источник

Оцените статью