- Примеры инстинкта. Самосохранение, чувство голода, выживание
- Инстинкты и адаптивность человека
- Существует ли материнский и отцовский инстинкт?
- Типы инстинктов по Гарбузову, описание
- Самосохранение как базовый инстинкт человека
- Генофильный тип — что это?
- Инстинкт альтруизма
- Исследователь — результат воспитания или генетики человека?
- Доминантный тип
- Инстинкты и потребности
- Пищевой инстинкт и пищевое поведение
Примеры инстинкта. Самосохранение, чувство голода, выживание
Инстинкты являются важной структурой нашей личности, так как от их работы, прежде всего, зависит наша безопасность. Когда мы отдергиваем руку, хотим есть или изучаем что-то новое, мы живем, функционируем и развиваемся. Человек, рождаясь, живет инстинктами или рефлексами, которые заложены Богом в нас. Маленький ребенок еще не осознает, что он голоден, но при прикосновении к уголкам его рта малыш начинает рефлекторно искать мамину грудь для насыщения.
Именно благодаря инстинктам мы живем в младенчестве. Затем некоторые из них становятся доминирующими, являясь движущей силой в течение всей нашей жизни. Давайте разберемся, какие бывают инстинкты, и как они проявляются в нашей жизни.
Инстинкты и адаптивность человека
Существует такое понятие, как адаптированность. Оно обозначает уровни приспособления человека, его социальный статус, а также ощущение удовлетворенности или неудовлетворенности своей жизнью и самим собой. Адаптивность любого человека гарантирует с самого детства особенности натуры и личностной его направленности. Именно инстинкты считаются первой и главной частью натуры человека, которая обеспечивает адаптивность.
Существует ли материнский и отцовский инстинкт?
Над понятием инстинкта ломали голову многие ученые, проводилась огромная научная работа. Структурировал виды этого дара природы известный ученый Гарбузов. Он определил основные инстинкты, но в них не входили понятия материнского и отцовского инстинкта. Такой результат его работы некоторыми критиковался, некоторыми поддерживался. Принято считать, что эти понятия считаются условными инстинктами, так как не у всех проявляются. Также заботу о своем потомстве можно трактовать как инстинкт самосохранения или продления рода.
Немного другим явлением (и не всегда связанным с появлением малыша) считается отцовский инстинкт. Это считается более социально обусловленным явлением, которое связано с нормами современного общества, ориентирующимся на семейные ценности.
Типы инстинктов по Гарбузову, описание
Согласно концепции этого профессора, психоневролога и философа, выделяют семь основных инстинктов. К ним относятся: инстинкт продолжения рода, самосохранения, свободы, исследования, сохранения достоинства, альтруистический и доминирования.
Существует три диады, в которые группируются инстинкты. Например, диада «А» считается базовой, она обеспечивает физическое выживание особи и вида. Эта диада включает в себя два инстинкта: самосохранения и продолжения рода. А вот диада «Б», состоящая из инстинкта исследования и свободы, обеспечивает первичную социализацию человека. Последняя, третья, диада «В», включающая в себя инстинкт доминирования и сохранения достоинства, обеспечивает самоутверждение и самосохранение человека в аспекте психосоциальном. Вместе взятые все три диады гарантируют адаптацию человека в реальной жизни.
Самосохранение как базовый инстинкт человека
Любой ценой и при любых обстоятельствах люди просто до отчаяния хотят выжить. С помощью заданных природой настроек человеческого тела люди научились противостоять опасностям, которые их повсеместно подстерегают. Это выражается в том, что если горячо – человек отдергивает руку, если предоставили подозрительную пищу – отказ от неё, если человек не умеет плавать, то, естественно, он не зайдет глубоко в воду.
Животный инстинкт также можно назвать своего рода инстинктом самосохранения. Инстинкт самосохранения считается базовым потому, что при его отсутствии все другие инстинкты теряют свой смысл. И причина этому очевидна: первое, что нужно для любой особи, в том числе и человека – это заботиться о сохранении собственного существования, в противном случае он не сможет функционировать и просто быть полезным этому миру. Кстати, инстинкт самосохранения у детей развит с самого момента рождения.
Генофильный тип — что это?
При генофильном типе доминирует инстинкт продолжения рода. Если с самого детства ребенок растет в обществе, где интересы будут фиксированы только на семье, он будет спокойным только лишь тогда, когда вся семья вместе, у всех все в порядке со здоровьем и преобладает хорошее настроение. Для таких людей родной дом считается крепостью, а интересы каждого члена семьи — превыше всего. Очень часто люди такого типа готовы жертвовать собой ради своих детей и семьи. Инстинкт выживания в этом случае не срабатывает, потому что генофильный тип сосредоточен не на себе, а на своей семье. Можно наблюдать этот инстинкт на примере спасения людей из горящей комнаты. Человек с доминирующим инстинктом самосохранения вряд ли сам пойдет спасать людей во время пожара. Люди генофильного типа это сделают не задумываясь.
Инстинкт альтруизма
Исследователь — результат воспитания или генетики человека?
Доминантный тип
В этом типе главным считается инстинкт доминирования, но ещё ему присущ и колоссальный инстинкт выживания. С самого детства у таких людей проявляются способности организовывать игры, они приучены ставить цели и добиваться их. Доминантный тип умеет разбираться в людях и вести их за собой. Эти люди чувствуют усиленные потребности в том, чтобы контролировать других. Очень часто из детей доминантного типа вырастают лидеры, руководители, политики, а также организаторы.
Источник
Инстинкты и потребности
Инстинкт – сложный комплекс безусловных рефлексов, генетических программ поведения. Основные инстинкты человека: самосохранения, пищевой, познавательный, размножения, родительский, стадный, социальный инстинкт – инстинкт первенства, инстинкты агрессии и любви. Эти инстинкты направлены на выживание субъекта и продолжение человеческого рода.
Первые три инстинкта (самосохранения, пищевой и познавательный) направлены на выживание отдельного человека. Первый инстинкт позволяет человеку выжить, защитить себя, второй – удовлетворить голод, жажду и потребность в кислороде. Познавательный инстинкт связан с ориентированием в пространстве и времени, для того чтобы удовлетворить другие инстинкты.
Следующие три инстинкта являются социальными – направлены на выживание рода. Инстинкт размножения и родительский инстинкт приводят к формированию семьи – ячейки общества. Благодаря стадному инстинкту люди собираются в группы, в которых легче выжить. Инстинкт размножения (или половой инстинкт) заставляет людей разных полов вступать в близость с целью зачатия ребёнка, защищать друг друга. После появления детей начинает действовать родительский (материнский или отцовский) инстинкт, побуждающий защищать ребёнка и заботиться о нём.
В этих инстинктах можно выделить стремление защищать человеком себя, своего полового партнёра, детей, членов своего общества.
В обществе, сформированному благодаря стадному инстинкту, начинает проявляться инстинкт первенства, ранговый «голод», инстинкт власти. Каждый человек в обществе себе подобных пытается неосознанно выделиться, стать первым, лучшим в чём-то, в какой-либо деятельности, получить власть. Например, стать лучшим охотником, собирателем грибов, певцом, танцором, руководителем. Первенство может проявляться в виде стремления к власти. Если удовлетворён инстинкт первенства, то другие инстинкты удовлетворить гораздо проще.
Существует инстинкт агрессии. Агрессия необходима для внутривидовой конкуренции (в борьбе за самку, пищу, территорию и т. п.). Но она может привести к убийству членов своего вида, войнам и насилию. Поэтому для выживания вида этот инстинкт ограничивается своей противоположностью – инстинктом запрещения убийства, сдерживания агрессии, альтруизма, инстинктом любви. Инстинкты агрессии и любви конкурируют между собой. Агрессия порождает негативные черты общества, насилие, преступность, войны, а любовь – позитивные черты общества.
Вся история людей – это история войн. Агрессию лучше направить в мирное русло – в разные виды деятельности, в которых требуется агрессивность (спорт, охота, рыбалка, образование, игры, творчество и т. п.).
Инстинкт и научение сложным образом взаимосвязаны, поэтому на самом деле трудно выделить «чистые» инстинкты (возможно, они не существуют в «чистом» виде). Возможно, что существует один многогранный инстинкт – инстинкт жизни, который в зависимости от сопутствующих внешних или внутренних условий проявляется разными гранями, как инстинкты самосохранения, пищевой, познавательный, размножения, родительский, стадный, первенства, агрессии и любви. Инстинкт жизни направлен на выживание субъекта и продолжение человеческого рода.
Потребности – это то, в чём нуждается человек. Помимо разных факторов их порождают инстинкты. На них влияют фундаментальные составляющие личности человека: чувства, разум и воля. Потребности порождают желания. Желания стимулируют к действию. Желания могут переходить в мечты либо становиться целями и задачами.
Рассмотрим основные потребности людей, опираясь на иерархию потребностей Абрахама Маслоу.
1. Физиологические потребности (воздух, вода, пища, сон, сексуальное удовлетворение, потребность в удовольствиях).
2. Потребность в защищённости, безопасности (одежда, кров, здоровье и сохранение жизни, материальные блага, комфорт).
3. Потребности принадлежности к группе, в любви, в хорошем отношении, в дружбе, в общении, в благополучии своих детей.
4. Потребности в уважении, одобрении, признании окружающих людей.
5. Потребности в самовыражении, самосохранении; в познании, в обучении, в углублении видения мира.
6. Эстетические потребности. Самоактуализация, самореализация, творчество, потребность в работе, сознание или чувство собственной значимости, потребности проявить себя, стать успешным.
7. Потребность в осознании своего предназначения. Потребность в вечной жизни, которая может проявиться в потребности в жизни после смерти.
К ним ещё добавляют потребность в положительных эмоциях.
Удовлетворение всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды – полную самореализацию.
Известен закон возрастания потребностей: чем больше человек имеет, тем больше он ещё хочет получить. Но этот закон может ограничиваться.
Инстинкты влияют на формирование потребностей. А удовлетворение потребностей даёт ощущение счастья и осмысленность жизни.
Источник
Пищевой инстинкт и пищевое поведение
Психотерапевту об инстинктах приходится вспоминать не раз и не два – настолько это существенная часть нашего бессознательного. Но часто бывает так, что многие проблемы, связанные с инстинктивным поведением человека, анализируются несколько не в том направлении. Чтобы разобраться в этом, приходится рассматривать некоторые вещи более подробно: в частности, привлекая другую уважаемую науку — этологию.
На этот раз, как и было обещано в первой статье этологического цикла, давайте поговорим о пищевом инстинкте, пищевом поведении и возможных причинах его нарушения.
***
Еды с самого начала эволюции не хватало на всех, к тому же ее нужно было добывать. Живой организм в целях выживания и развития просто обязан был получать из внешней среды строительный материал и энергию, а для этого нужно было прикладывать определенные усилия. Кто не прикладывал – тот не выживал. А выжившие передавали потомству собственное активное стремление добывать и потреблять пищу, подкрепляемое определенным бессознательным удовольствием от самого процесса. Таким образом, в процессе эволюции и сформировался у человека пищевой инстинкт, заключающийся не только в том, что приятно удовлетворять голод, но еще и в том, что многим приятно ходить за пищей, покупать ее, приносить домой и держать в холодильнике существенные ее запасы.
Строго говоря, пищевой инстинкт как таковой можно разделить на три фазы:
— поиск, добыча пищи
— поедание
— переваривание.
Все три этапа требуют от организма некоторых усилий, однако третья фаза – для психики самая легкая. Она не требует особых поведенческих приемов. Как говорится, попало внутрь – значит, будет переварено. То, что на этот процесс тратится огромное количество ресурсов нашего бессознательного (той его части, которая отвечает за внутреннюю биохимию, перистальтику и прочее) – уже другая история. А сознание этим процессом в общем-то практически не загружено.
Со второй фазой уже далеко не все так просто, особенно когда у некоторых людей к этому процессу присоединяются предсознание и так называемая цензура (или, по Юнгу, – общественное бессознательное).
Более устойчивой и способной к выживанию становится та стая, в которой наличествует примат общественного над личным. Как я упоминал в статье об инстинктах – они имеют целью сохранить социум, иногда вопреки интересам отдельных особей. Однако здесь нельзя забывать и о том, что пищевому инстинкту примерно девятьсот миллионов лет, а стремление «выживать стаей, объединившись» – гораздо моложе. И что в маленькой стае всё решают клыки и когти вожака, а в большой – уже примерно более двадцати особей – появляется некоторая «внутренняя цензура», на бессознательном уровне довлеющая над каждым индивидуумом (особью) в данном социуме. И за нарушение этой цензуры применяются санкции: как наказание «вышестоящих», так и собственное, внутренне чувство вины.
При расстройствах пищевого поведения внутренняя цензура личности играет довольно большую роль. Самый яркий пример – так называемая нервная анорексия.
Когда человек (в данном случае чаще всего девочка, над которой довлеют принципы типа «красивая женщина должна быть стройной» – а на самом деле читай «запредельно худой») принимает пищу, он удовлетворяет один из древнейших и сильнейших базовых инстинктов. Который тем сильнее, чем больше человек продержался впроголодь.
А когда пища падает в желудок и накал эмоций в этом отношении ослабевает, становится слышен «социальный запрет» типа уже упомянутого «красивая женщина – тощая женщина». Обратите внимание, здесь существенно, что понятие стройности – элемента здоровья – заменяется на понятие истощенности: элемента моды. И чем больше девочка подвержена воздействию внешней цензуры, тем сильнее «социальный запрет» вызывает у нее чувство вины за съеденное. И она наказывает себя тем или иным способом: чаще всего – извините за подробности, вызывает у себя рвоту, «отнимая у себя самой» съеденную пищу.
Именно из-за насильственной ломки пищевого инстинкта нервная анорексия чаще всего является компонентом булимии (неконтролируемый волчий голод). У страдающих булимией пищевой инстинкт становится всеобъемлющим и неутолимым: человек ест всё, что подвернется под руку. Потому что того требует долго подавляемый пищевой инстинкт, наконец-то прорвавшийся наружу. А дальше – угрызения совести, чувство вины… и вся еда, снова извините за подробности, отправляется в канализацию.
Да, булимия бывает и сама по себе – без анорексии: но такое, как правило, оказывается признаком тех или иных расстройств психики. (Вообще с термином «булимия» такая же путаница, как, к примеру, с термином «депрессия»: психиатры вкладывают в термин свой смысл, журналисты – свой). А вот булимия вкупе с нервной анорексией – это как раз социальное нарушение пищевого поведения, вызванное внешней, подчас откровенно навязанной и перекошенной цензурой.
Вообще анорексию называют «болезнью отличниц» – тех девочек, которые стремятся «во всем слушаться старших, чтобы всегда получать от общества только хорошие оценки». Так они привыкли в школе, так живут и вне её. И они готовы ради «отличных оценок» – сиречь ради того, чтобы их «считали безусловно красивыми» по тем канонам, которые они для себя видят – идти даже против самого сильного своего инстинкта. Но увы, грубое насилие над природой ничем хорошим не заканчивается.
Здесь, конечно, должен отметить, что сейчас нервная анорексия нередко возникает и у молодых мужчин – там, где наряду с цензурной установкой «красивая женщина — тощая женщина» возникает и такой же лозунг относительно молодых людей. Но мужчины, как правило, в обществе менее «цензурно зависимы», и меньшую долю надежд возлагают на свою внешность. Поэтому все равно пальму первенства среди анорексиков удерживают молодые девушки, чаще всего с выражено истероидной акцентуацией.
Еще одно нарушение пищевого поведения именно на второй фазе реализации данного инстинкта – так называемое «заедание» тех или иных психологических проблем. Это явление можно поставить в один ряд с алкоголизмом, курением и наркоманией: оно так же имеет целью раздражать центр удовольствия, грубо воздействуя на него. Иными словами – это примитивное «нажимание на кнопку» в своем организме, заставляющее его принудительно испытывать как бы приятные эмоции. И желательно при этом не думая о последствиях.
Однако учитывая то, что еда, кроме доставления питательных веществ, воздействует на наш центр удовольствия (и это естественно) – избавиться от заедания проблем можно, если вы обзаведетесь иными, альтернативными и менее вредными способами доставлять себе удовольствие от жизни. Если вы социально активны, имеете массу разнообразных интересов (или одно, но серьезное хобби). А когда у человека все необходимые социальные связи потеряны (и при этом ему таковых связей не хватает), когда он потерял интерес практически ко всему вокруг – у него не находится иных источников удовольствий, кроме алкоголя, курения, наркотиков и еды. Причем старый и сильный пищевой инстинкт при таком выборе (хочется сказать даже — к счастью) побеждает чаще всего. Учитывая еще и то, что это вроде как не особо порицаемое занятие – хорошо кушать. По сравнению с тем же алкоголем и наркотиками.
Конечно, в жизни бывают ситуации, когда поступать «против пищевого инстинкта» вас заставляют чрезвычайные обстоятельства: например, то же временное безденежье. Или печально известная ленинградская блокада, давшая название распространенному пищевому нарушению. После длительного вынужденного голодания у человека практически всегда ломается механизм чувства насыщения (это чувство эволюционно более молодое, чем пищевой инстинкт, и потому менее устойчивое). Иными словами, потребность принимать пищу остается (а то и увеличивается, ибо организм после такого стресса стремится «накопить про запас»), а чувство сытости ослабевает. И если не начать регулировать насыщение при помощи головы — с человеком происходит то, что в последние годы именуется «блокадный синдром»: психологически такой человек чуть ли не постоянно хочет есть. И при этом серьезно прибавляет в весе – в том числе и за счет сломанного обмена веществ. Конечно, это еще не булимия, ибо пищевой инстинкт здесь еще не гипертрофирован настолько, чтобы «есть все, что не прибито». Но человек, страдающий подобным пищевым нарушением, практически всегда стремится съедать больше, чем ему физиологически требуется. А в отсутствие пищи начинает испытывать тревогу, депрессию, и как следствие, стремится все это заедать.
Речь, собственно, о том, что похудеть, как многие надеются, с помощью тотального голодания, увы, не получится. Можно только капитально сломать себе чувство насыщения, прийти к нарушению пищевого поведения, обрести пищевую зависимость и, как следствие, не похудеть, а наоборот, поправиться.
В любом случае, шанс получить не только пищевое, а любое невротическое расстройство чрезвычайно высок у личности, которая излишне зависит от цензуры, принятой в социуме, и от социума в целом. Да, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», но при этом к тем или иным лозунгам и правилам куда полезнее относиться с позиции логики, а не слепо им подчиняться. (Тот же Фрейд, в конце концов, писал свои работы по психоанализу — на примере человеческой сексуальности – именно тогда, когда сексуальная цензура в обществе была максимальной. Но это, как говорится, уже другая история и тема для другой статьи.)
Но самым напряженным и сложным моментом является, безусловно, первая фаза пищевого инстинкта: добыча пищи. Поиск. Предвкушение. На протяжении всех девятисот миллионов лет нашей эволюции весь животный мир, включая «человека разумного», двигался в одном направлении: удовольствие от добычи пищи тоже. У кого это удовольствие было сильнее – тот добывал больше, а в итоге был устойчивее, сильнее и в условиях дефицита пищи имел больше шансов выжить. А соответственно, оставить потомство, передавая ему удовольствие от добывания еды по наследству. Естественный отбор в итоге привел к тому, что выигрывал тот, у кого степень удовольствия от добычи еды сильнее. Сейчас это довольно сильно закреплено и в нашем бессознательном. Этот инстинкт издавна эксплуатируется в разных социальных целях – например, коллективная охота, заканчивающаяся коллективным же приемом добытой пищи, сплачивает стаю: точно так же корпоративные выезды на шашлыки в какой-то мере сплачивают коллектив, а походы в супермаркет за продуктами по выходным всей семьей – в какой-то мере сплачивают семью. Разумеется, если и то, и другое осуществляется добровольно. По крайней мере, многие подтверждают это, даже не задумываясь, откуда берет начало такое явление.
Просто опять вспомним, что пищевой инстинкт – один из самых древних и самых сильных. На пищевое подкрепление дрессируют практически всех животных. Причем если собака, принося хозяину тапочки, получает за это еду, то со временем эти тапочки включаются у собаки в так называемую «пищедобывающую цепочку», и в итоге приносить тапочки ей станет приятно само по себе. Если проводить похожую аналогию с человеком, который ходит на службу, чтобы получать за это деньги (на которые он купит себе еды и удовлетворит свой пищевой инстинкт) – то со временем может статься так, что само хождение на службу включится в его «пищедобывающую цепь» и работа может стать приятнее сама по себе.
Причем это вовсе не шутка, а обычная реальность. Но такое возможно только в социумах, где добывание пищи напрямую зависит от вложенного труда. Там, где еду распределяют по разнарядке, по талонам и т.п., деньги не становятся основным и решающим компонентом ее приобретения. И соответственно, «инстинктивного удовольствия работать» ни у кого не возникает: нет стимула и мотива «работать и зарабатывать».
Разумеется, речь вовсе не о том, что современный человек трудится только за еду и зарабатывать стремится только на пищевые удовольствия. Однако «радость от зарабатывания», так долго подавляемая советским строем, на самом деле базируется в первую очередь на примитивной пищедобывающей цепочке. И любой человек на самом деле знает, что сможет тратить на себя деньги в других направлениях только после того, как обеспечит себя питанием.
Но, так или иначе, труд (особенно креативный и созидательный, как бы ни лозунгово это звучало) может, пусть даже на основе «пищедобывающей цепи», стать приятным сам по себе. Это практически то же, что Фрейд называл сублимацией: просто сублимировать можно не только сексуальный инстинкт (о котором речь в подробностях пройдет отдельно и чуть позже), а еще и пищевой. И получение удовольствия от подобной деятельности расширяет именно наши «человеческие», а не животные возможности. Из подобных кирпичиков как раз и складывается то, что сейчас называют «качеством жизни». В том числе это и умение грамотно использовать инстинктивные оставляющие, которые на «человеческом», социальном уровне у каждой личности реализуются индивидуально. Умение разобраться со своими инстинктами так, чтобы они в жизни помогали, а не мешали. Это дело на самом деле не такое уж простое, но помочь человеку, который желает в этом разобраться и, как следствие, повысить свое качество жизни – как раз и является одним из направлений профессиональной деятельности консультативного психотерапевта, психоаналитика, коуча.
Источник