- Ночной дожор. Какие эмоции и чем мы заедаем
- Что заставляет нас думать о еде
- О чем думать по пути к холодильнику
- Что делать с эмоциями
- Как перестать «заедать» тревогу
- Чем накормить обиду
- Как исключить из меню чувство вины
- Как не кормить стыд
- Почему не стоит поощрять детей одними сладостями
- Серотонин, анорексия и булимия. Пищевые зависимости
- Каких веществ нам не хватает, если хочется
- Ощущения, чувства, эмоции
Ночной дожор. Какие эмоции и чем мы заедаем
Что вызывает в нас чувство голода и как отличить настоящий голод от желания заглушить эмоции и успокоиться. Когда нам хочется соленого или сладкого и почему нельзя поощрять детей одними конфетами. Об этом мы поговорили с тремя психологами и психотерапевтами и собрали несколько полезных лайфхаков.
Фото: Портал «Москва 24″/Михаил Сипко
Что заставляет нас думать о еде
Порой чувство голода возникает совершенно неожиданно, хотя человек не так давно встал из-за стола. Он даже может не чувствовать голода, но все равно тянется к еде. Желание перекусить могут спровоцировать негативные эмоции, усталость или нехватка удовольствия, которые мы даже не всегда осознаем. Если не глушить их поглощением третьего куска торта, можно разобраться, что именно вызвало тягу к вкусняшкам. Может оказаться, что человека чем-то задели в недавнем разговоре или что-то заставило его волноваться.
Мы заедаем только негативные эмоции и во многом потому, что их не принято осознавать и проявлять.
«В нашей культуре не очень принято обозначать, какие эмоции испытывает человек, хотя их испытывают абсолютно все. Нет плохих и хороших эмоций, все они зачем-то даны человеку от природы: страх, гнев (злость), печаль, радость, интерес и некоторые еще говорят об отвращении», – объясняет психолог и психотерапевт, специалист по эмоциональному профессиональному выгоранию Ольга Батуева.
О чем думать по пути к холодильнику
Фото: Andrey Popov/depositphotos
«Первое – нужно задать себе вопрос: я голоден или мне сейчас плохо? И если плохо, нужно через тренировку осознанности выводить в сознание свое самочувствие. Нужно понять, что именно плохо. Например, человек устал, и тогда ему нужно отдохнуть и выспаться», – поясняет Батуева.
При этом совсем лишать себя вкусного нельзя, иначе тело и психика взбунтуются и может начаться обжорство, поясняет психолог. Для начала можно уменьшить порции. «Если вы заедаете эмоции, скажите себе: да, сегодня у меня был трудный день и сейчас я могу порадовать себя только шоколадкой», – добавляет специалист.
Как отмечает детский и семейный психолог Олеся Покусаева, еда помогает снять стресс, но проблему не решает. «Многие просто не понимают, какие у них эмоции. Им плохо, а они не хотят разбираться, почему им плохо, – проще заесть это состояние и снять его. Но оно же никуда не уходит, а остается внутри. Один из способов – не заедать, а разбираться», – поясняет она.
Что делать с эмоциями
Чтобы совладать со своими эмоциями, в первую очередь нужно принять их как данность и осознать, что вы живой человек и можете их испытывать, советуют психологи. Второй шаг – попытаться отделить эмоции от самого себя, понять, что между нами и нашими эмоциями нет знака равенства. Дело в том, что когда нам грустно или тревожно и хочется есть, мы таким образом пытаемся снизить градус переживаний. Однако силу негативных эмоций можно регулировать и без большого куска торта.
Психологи советуют расслабиться, закрыть глаза и сосредоточиться на своем переживании. При этом не нужно пытаться его подавить, а просто наблюдать за ним. В любом переживании есть пики – самые болезненные моменты и спады, когда нам значительно легче с ним справляться. Эти острые моменты, как правило, длятся недолго, а периоды спада мы можем пережить и без помощи шоколада. Но есть и другие способы.
Как перестать «заедать» тревогу
Как бы парадоксально это ни звучало, но, чтобы справиться с этой привычкой, нужно ее разрешить – проговорить про себя, что еда помогает справиться со стрессом. При этом стоит спросить себя: зачем нужна эта тревога и как она возникла. Затем нужно сконцентрироваться на этом состоянии, не пытаясь подавить тревогу, и понять, что в этот момент происходит в теле. Можно спросить себя, в каких частях тела «живет» тревога и даже – какого она цвета, размера, какая на ощупь и вкус.
«Многие страхи идут из детства. Можно попытаться вспомнить какие-то ситуации и найти причины страха, – советует психотерапевт Зоя Богданова. – Можно нарисовать свой страх на листе бумаги и разорвать ее на мелкие кусочки – как бы отдать свой страх бумаге. Еще хорошо помогает диктофонная терапия: нужно наговорить на диктофон, чего вы боитесь и что чувствуете, а потом послушать себя. После этого многих отпускает».
Чем накормить обиду
Если человек чувствует обиду на кого-то, но не может высказать свои доводы обидчику в лицо (например, начальнику), сделать это можно в другой форме, советует психолог Олеся Покусаева. «Например, взять фотографию обидчика и проговорить свое возмущение вслух или написать письмо (но не отправлять). Когда уйдет первый эмоциональный фон, можно приступать к анализу. Особенно полезно записать свои мысли. Например, человек напишет, что его 10 лет не ценят на работе. Прочитав это, он подумает: может, ему самому нужно что-то поменять или работа его не устраивает», – советует психолог.
Как исключить из меню чувство вины
Фото: портал «Москва 24″/Михаил Сипко
Нередко люди, заедающие эмоции, склонны часто испытывать чувство вины. Зачастую оно перемежается с тревогой и требует все больше шоколада – со временем эти тягостные мысли приходят все чаще. И тут тоже кроется парадокс: чувство вины мы порождаем в себе сами. Если замечаете, что вина провоцирует тягу к сладкому, сначала стоит разобраться, здоровое это чувство или нет. Для этого нужно проанализировать, действительно ли вы виноваты в том, за что себя обвиняете.
Если да, стоит исправить ошибку, сделать выводы, а потом обязательно простить самого себя. Ложная вина появляется из-за того, что вы сделали что-то для себя и отказали в просьбе другому. В этом случае винить себя не в чем, люди вправе заботиться о собственных потребностях.
Как не кормить стыд
Еще один провокатор, ведущий нас к тарелке с печеньем, – стыд. Если чувствуете, что вам за что-то стыдно и вы собираетесь заесть этот негатив, – включайте голову. Психологи объясняют, что стыд часто навязывается нам еще в детстве. Порой родители обвиняют детей в неряшливости, плохих оценках или т.д., но на самом деле боятся, что окружающие, глядя на детей, будут оценивать их самих.
И, наконец, сладости часто заменяют нам другие источники положительных эмоций.
Почему не стоит поощрять детей одними сладостями
Немалую роль в заедании негатива играют привычки с детства. Родители нередко дают детям сладости в качестве поощрения, например, за пятерки в школе или хорошее поведение. Поход в супермаркет тоже может ассоциироваться у ребенка с потреблением бургеров и сладкой газировки.
Если ребенка хвалить за большие съеденные порции, у него вырабатывается установка, что чем больше он съест, тем больше одобрения старших заслужит. И, наконец, во время ссор ребенка могут и вовсе лишить пищи. Все это ведет к тому, что пища теряет свои первоначальные функции и становится слишком значимой.
Фото: портал «Москва 24″/Игорь Иванко
«Особенно раньше мамы и бабушки часто говорили плачущим детям: ну что ты так расстроился, давай я тебе конфетку дам. Ребенку не говорят: что ты сейчас чувствуешь, что с тобой? Не у всех детей большой словарный запас, поэтому ребенка можно спросить: ты сейчас злишься или ты расстроился? Сначала эту эмоцию нужно проговорить, обозначить ее и признать. А вместо этого мы вознаграждаем себя и детей едой», – объясняет Ольга Батуева.
Серотонин, анорексия и булимия. Пищевые зависимости
Есть несколько видов пищевой зависимости. Люди могут зависеть от вкуса еды (большинство выбирают продукты с серотонином – шоколад, бананы и т.д.).
Более серьезный случай – когда человек не может определить необходимый ему объем пищи. Крайний случай – булимия, сопровождающаяся вспышками голода и поглощением большого объема пищи, иногда с последующей рвотой. Людям, больным противоположным заболеванием – анорексией, кажется, что у них есть лишний вес даже при его явном недостатке.
Нарушение пищевого поведения также может сопровождать психические расстройства: иногда реальность кажется больным иллюзорной, и еда – единственная сфера, которую они могут контролировать.
Серьезные зависимости можно лечить только с помощью специалистов, но сбавить темпы поедания конфет можно и самостоятельно. Для этого можно составить схему питания с указанием разрешенных продуктов и их количества. Однако не стоит ожидать, что все новые правила будут соблюдаться. В первое время можно позволять себе сладости и чипсы, но уже в меньшем объеме.
Каких веществ нам не хватает, если хочется
Фото: m24.ru/Игорь Иванко
Кофе . Почитателям этого бодрящего напитка на самом деле зачастую не хватает серы. Восполнить дефицит поможет клюква, хрен, брокколи, белокачанная и листовая капуста. К тому же эти продукты богаты пектинами, полезными сахарами, клетчаткой и фолиевой кислотой.
Мясо . «Мясом заедают агрессию. Если у человека резко выросло потребление мяса, значит, у него внутренняя подавленная агрессия, особенно если он ест мясо кусками. Когда у человека снижается агрессивность, то снижается и потребление мяса», – отмечает психолог Олеся Покусаева.
Мучное . Если мучные изделия в больших количествах – неотъемлемый компонент рациона, вам может не хватать азота. Восполнить нехватку помогут продукты с высоким содержанием белка (мясо, рыба, орехи и бобовые).
Сладкое . Если постоянно хочется сладкого, организму может не хватать углерода. Это исправит регулярное потребление свежих фруктов.
Соленое . На соленое может «тянуть» из-за нехватки хлоридов. Справиться поможет некипяченое козье молоко, рыба или морская соль в салатах.
Кислое . Если часто хочется кислой пищи, это может говорить о недостатке магния. Он содержится в орехах, семечках, фруктах, бобовых и стручковых.
Жирное . Если налягаете на сало или жирные кремы, организму может не хватать кальция. Стоит обратить внимание на творог, сыр, кунжут, грецкие орехи, стручковые и бобовые.
Источник
Ощущения, чувства, эмоции
«Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя». И. Польстер.
Люди часто путают ощущения с чувствами, а чувства с эмоциями. Спросите знакомых: «Как правильно сказать: я чувствую голод или ощущаю голод? Что такое обида: чувство или эмоция? А радость?«. Задав эти, казалось бы, простые вопросы, вы получите разнообразные и противоречивые ответы.
К сожалению, и в психологической литературе эти понятия часто смешивают. К моему большому удивлению, прочитав десятки книг классиков и современников, сотни журнальных статей, я так и не встретил целостной системы, чётко разграничивающей чувства, ощущения и эмоции и дающей ответы на их смысловые различия! Казалось бы, ничего страшного в этом нет, и не стоит цепляться к словам. Вроде бы нет насущной необходимости проводить чёткие и жёсткие границы между смыслами родственных слов. Но это только на первый взгляд. Ясное понимание смысла этих слов и их различий актуально для работы с чувственной сферой человека во всех видах психотерапии и крайне важно в таких направлениях, как гештальт, психосинтез и телесноориентированная психология.
Разграничение этих понятий и умение их дифференцировать позволяет определить место нарушения во взаимоотношении человека с собой и миром и целенаправленно с этим работать.
Пытаясь переосмыслить, ассимилировать и хоть как-то структурировать весь этот хаос из чужих идей, мнений и предположений, я увидел, что у этих феноменов есть определённый смысл, явные границы и очевидная взаимосвязь, если посмотреть на них под другим углом. В этой статье я хочу поделиться с вами тем, что у меня из этого получилось.
Ощущения — это процесс получения информации о свойствах предметов, явлений и о внутренних состояниях организма. Информация поступает к нам через зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный аппарат и кинестетику (сенсорная информация из мышц, сухожилий и связок). Можно сравнить ощущения с панелью приборов и датчиков в кабине пилота, которые показывают параметры полёта: высоту, скорость, температуру воздуха, уровень топлива, направление и силу ветра, наклон фюзеляжа, расстояние до других объектов и многое другое. Когда у меня болит горло, я ощущаю жар, недомогание и тяжесть в голове, и эти признаки говорят мне о том, что я заболеваю. Если человека лишить ощущений, то он не сможет ориентироваться в происходящем и ничего не сможет делать целенаправленно.
У чувств совсем другая функция. Если мы сравнивали ощущения с панелью приборов, показывающей параметры полёта, то чувства можно сравнить с личностной оценкой пилотом этих показаний. Хорошо помню, что заболевание накануне встречи с любимой девушкой вызывало у меня совсем другие чувства, чем тоже заболевание накануне контрольной по физике. Чувства — это процесс личностной оценки ситуации, который выполняет как сигнальную, так и организационно-направляющую функции. Они говорят об отношении человека к происходящему, показывают хорошо ему от этого или плохо. Таким образом, чувства играют двойную роль: это система сигналов благополучия или неблагополучия с одной стороны, и регулятор наших желаний и устремлений с другой. А если говорить языком гештальта, то чувство — это целостный сигнал об отношениях потребности человека и среды. Чувства могут нести в себе огромный энергетический потенциал, но даже в этом случае не стоит путать их с эмоциями. Эмоции — это внешнее выражение наших чувств, предъявление их окружающему миру. Это невербальный язык общения, который появился у наших далёких предков ещё много сотен тысяч лет назад. Он помогал понимать друг друга и успешно взаимодействовать ещё до появления членораздельной речи и вербальных коммуникаций. Даже высшие животные способны различать наши эмоциональные послания по тону голоса и выражению лица.
Таким образом, несмотря на то, что чувства несут в себе эмоциональную окраску и энергию, они превращаются в эмоции только тогда, когда человек начинает предъявлять их миру и людям. Как писал Лоуэн: «Чтобы избежать смешения этих понятий, надо отметить, что слово emotion предполагает деятельность (motion — движение и предлог e-наружу, вовне)». (А. Лоуэн. Психология тела) Если же из-за силы переживания или неумения замечать свои чувства человек проскакивает сразу в область эмоций, не сумев осознать свои чувства, тогда говорят: «Нет чувств — одни эмоции»!
Резюмируя, можно сказать, что:
- ощущения — это информация;
- чувства — как я к этому отношусь (моя оценка);
- эмоции — как на это реагирую, и что я этим выражаю (мои реакции и послания миру).
Взглянув на эти понятия с точки зрения выполняемых ими функций, легко увидеть их место на кривой цикла контакта. Их информационную, оценочную и контактинговую роль в процессе удовлетворения потребности трудно переоценить. Помню, как много лет назад, на одном из психологических тренингов меня поразил вопрос ведущего к одной из участниц группы, которую звали Настя: «Кому ты плачешь, и чего ты от этого хочешь?». И её удивлённый ответ: «Никому и ничего, просто плачу и всё, я так часто делаю«. Позже удалось понять и её чувства, и адрес её эмоций, и то, какую потребность она пытается этим разрешить. Меня поразило, что эмоции — не бесконтрольная стихия, а наш выбор действия и разрешения потребности, что у эмоций есть адресат и конкретная цель. Осознает ли это плачущий человек — это уже другой вопрос.
Рассмотрим последовательность возникновения и проявления аффективной волны «ощущения — чувства — эмоции» на примере цикла удовлетворения потребности Б. Резника и Т. Барли:
I. Этап недифференцированности.
II. Этап формирования фигуры.
III. Этап фокусировки фигуры.
IV. Этап сканирования поля.
V. Этап разрешения потребности.
VI. Этап ассимиляции.
VII. Этап недифференцированности».
Возникновение ощущений, нарастание их интенсивности и формирование смутной фигуры потребности соответствует уровню ощущений. Фокусировка фигуры, идентификация ощущений и их оценка рождает чувства, сопровождающиеся сканированием поля на предмет удовлетворения потребности — уровень чувств. Выбор способа действия и разрешение потребности соответствует уровню эмоций. Затем следует вторая, контрольная волна — уровень приятных ощущений — этап разрешения. Отход и ассимиляция — уровень чувств (удовлетворения) и завершающих эмоций. Далее — временное затишье, когда поле не дифференцировано. К сожалению, так происходит далеко не всегда.
Часто нарушение цикла удовлетворения происходят из-за искажения восприятия ощущений, неправильной идентификации чувств и неосознанном предъявлении своих эмоциональных реакций. Ситуацию осложняют речевые шаблоны языка, как русского, так и языков романской группы. Возможно, по-другому обстоят дела на Востоке, но с уверенностью утверждать не могу. Мы говорим «органы чувств» вместо того, чтобы сказать: «органы ощущений»; мы говорим — «он выражает свои эмоции» — вместо того, чтобы сказать: «он выражает свои чувства», а о человеке с небогатой эмоциональной экспрессией мы говорим, что «у него мало чувств». Получается, мы изначально не понимаем роль ощущений, на их место ставим чувства, а на место чувств ставим эмоции.
Хочу повторить хорошо известное высказывание Польстера: «Люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение связи между ощущениями и поведением — свидетельство отчуждения от самого себя». (И. Польстер, М. Польстер. Интегративная гештальт-терапия)
Если искажения на уровне ощущений приводят к таким последствиям, что же происходит, когда идут искажения также на уровне чувств и эмоций? Ощущение голода и чувство одиночества, ощущение сексуального влечения и эмоция гнева. Научившись разграничивать эти понятия, клиент уже не спутает тревогу и голод, усталость и депрессию, влечение и любовь, уверенность и агрессию. Этот список можно продолжать до бесконечности, и вы можете сами вспомнить несколько наиболее ярких примеров из своей практики.
Для решения этих и подобных вопросов, как мне кажется, необходимо иметь:
- Навык дифференцирования ощущений, чувств и эмоций на основе их критериев.
- Ощущения передают информацию о ситуации внутри и снаружи.
- Чувства — это внутренние оценки, реакции и переживания.
- Эмоции — это предъявление реакций и оценок миру.
- Навык замечания — осознавания моментов перехода ощущений в чувства, а чувств в эмоции, и наоборот.
Предлагаю несколько интересных упражнений, помогающих получить практические навыки осознания и дифференцирования.
Составьте максимально большой список чувств, эмоций и ощущений. Не нужно стремиться сделать это за один раз. Лучше выполнять это упражнение в течение нескольких дней — пока не получится внушительный список, включающий 50–100 или даже более наименований.
Разбейте его на две-три колонки. Я намеренно не говорю, что их должно быть две или три. Это зависит от того, будут ли чувства и эмоции включены вами в один список, когда одно слово в зависимости от контекста может иметь разные значения, или же есть строго детерминированные слова. Например, куда бы вы отнесли негодование? Панику? А удовлетворение?
Примерьте на себя каждое слово из списка — ощутив, прочувствовав или выразив его. Отметьте, что вам давалось легче, а что тяжелее. Есть ли в списке какие-то наименования, которые совсем не удалось представить и пережить? Ещё в течение дня полезно остановиться на минуту-другую и «поймать за хвост» проживаемую эмоцию, чувство или ощущение, осознав и идентифицировав «пойманного зверя». Определяйте силу и чёткость переживаемого, по 10-ти бальной, 100% или какой-либо иной удобной вам шкале.
Прислушайтесь к себе и осознайте ваше актуальное чувство в данный момент. Оставайтесь с ним некоторое время, а затем уйдите в область ощущений, связанных с этим чувством, замечая и осознавая место, силу, чёткость и другие параметры. Вернитесь в область чувств и посмотрите, какие новые оттенки возникли у чувства, или же оно изменилось совсем. А затем, оттолкнувшись от этого чувства, уйдите в область эмоций, замечая как вы их выражаете в движениях, жестах, мимике и интонации. Через некоторое время вернитесь снова в область чувств и осознайте, что вы чувствуете теперь, что изменилось и что появилось.
- «Зона беспокойства».
Когда человека волнует какая-то проблема, вокруг неё возникает зона беспокойства из чувств, ощущений и эмоций. С одной стороны, в этой области все переживания сильнее и острее, а с другой — они менее ясные и устойчивые. Это напоминает комнату кривых зеркал, в которых человек искажается так, что выглядит то тощим гигантом, то широким карликом, то идущим вверх ногами, то растягивающимся вперёд как жевательная резинка. Ежедневно замечая — осознавая силу и определённость чувств, ощущений и эмоций в этой проблемной зоне, вы сможете отслеживать положительную динамику изменений как самой зоны, так и проблемы, которая её порождает. Работе со сферой, в которой улучшения идут медленнее, стоит уделить больше времени и сил.
Подводя итоги, отмечу, что понимание роли и места этих феноменов, а также умение их дифференцировать является важным условием для осознавания — замечания истинных чувств, ощущений и эмоций, которые помогут клиенту увидеть и восстановить нарушения контакта с актуальной потребностью. Они являются самым надёжным индикатором энергетических процессов, идущих в человеке при «возмущении» поля «организм — внешняя среда». Процессов с момента возникновения первых смутных ощущений до момента удовлетворения потребности и растворения её в окружающем фоне. Выражу уверенность, что, пока человек существует, любое нарушение в системе «Self» обязательно сопровождается большими или меньшими изменениями в чувственной сфере как через функцию «Id», так и через функцию «Personality». Если же убегать от распознавания и осознания, ожидая, что всё наладится автоматически, само по себе, то это приведёт к потере функции «Ego» как механизму оценки ситуации, выбору и принятию адаптивных решений.
Как писал Перлз: «Стремиться к максимально автоматическому функционированию и минимальной осведомлённости — осознаванию — это значит стремиться к смерти, прежде, чем она пришла» (Ф. Перлз, П.Гудмен, Р.Хефферлин. Практикум по гештальт-терапии).
Источник