Как мультик «Головоломка» показывает, что нельзя подавлять свои эмоции?
Автор — София Мордвинкина
В 2015 году вышла «Головоломка» – мультфильм от студии Pixar, который завоевал сердца не только детей, но и взрослых. В отличие от многих других современных мультфильмов, «Головоломка» использует в качестве основы важные концепции из психологии и стремится научить зрителей понимать и принимать все свои эмоции, среди которых нет лишних и «неправильных».
Поэтому я предлагаю поговорить о том, как этот детский мультик показывает нам работу эмоций и памяти, а также обсудить, как эмоции влияют на нас и почему их нельзя подавлять.
Сюжет
«Головоломка» – мультфильм об 11-летней девочке Райли, которая проходит через тяжелый период в своей жизни: ее семья внезапно переезжает из Миннесоты, ее родного города, в Сан-Франциско.
Справляться со всеми переживаниями ей помогают пять главных эмоций: Радость, Гнев, Печаль, Страх и Брезгливость. Все они стоят у пульта управления в мозговом центре Райли, и на протяжении всего фильма мы наблюдаем, как эмоции влияют на поведение героини, ее восприятие действительности и воспоминания из прошлого.
Значимость наших эмоций
Предлагаю сначала обратиться к теории, а затем вернуться к мультфильму. Эмоции – это сложный психический процесс, который отражает значимость различных ситуаций для человека. Они влияют не только на наше отношение к людям или событиям, но и на работу нашего организма.
Эмоции являются значимой частью нашей жизни, и они отражают наше мировоззрение и ценности. Поэтому на одно и то же событие мы можем реагировать по-разному: например, при виде снега один человек начнет радоваться, а другой – злиться.
Более того, эмоции придают окраску различным событиям и непосредственно влияют на процессы запоминания и сохранения информации, ведь механизмы психики таковы, что эмоции помогают нам легче запомнить те или иные события. Как верно показано в «Головоломке», менее эмоционально окрашенные моменты в жизни стираются из нашей памяти гораздо быстрее, ведь наша психика воспринимает это как менее значимую информацию.
Почему нельзя подавлять эмоции?
При подавлении эмоции никуда не уходят и продолжают влиять на человека, но уже на телесном уровне, из-за этого и формируются психосоматические заболевания.
Психосоматика – направление в медицине и психологии, которое изучает влияние стресса и психологических проблем на наше физическое состояние. Согласно этому направлению, они могут вызвать соматические заболевания, например, астму, гипертонию и даже язвы желудка. И подавление эмоций (а особенно негативных) напрямую влияет на развитие таких заболеваний.
При блокировании наших эмоций и переживаний организм все равно продолжает вырабатывать гормоны, отвечающие за те или иные эмоции. И, поскольку нет разрядки, которая произошла бы при должном реагировании на событие, гормоны по типу адреналин/норадреналин продолжают влиять на наше состояние и вызывают стресс у всего организма, что напрямую ведет к снижению иммунитета, повышенному мышечному напряжению, которое сопровождается болью, и прочим соматическим симптомам.
Поэтому, чтобы выйти из состояния хронического стресса, необходимо проработать все эмоции, которые остались подавленными. Также в избавлении от гормонов стресса может помочь релаксация и медитация.
Как в мультфильме показана важность эмоций
По сюжету у Райли есть доминирующая эмоция – Радость, которая считается самой важной, т.к. у других эмоций негативный окрас, и только Радость дает положительное восприятие реальности. Печаль стараются подавлять, поскольку ее считают ненужной эмоцией, которая лишь омрачает жизнь девочки. После переезда Печаль внезапно начинает вмешиваться в работу мозгового центра, что встречает активное сопротивление со стороны остальных членов команды.
В один момент Печаль и Радость попадают в долговременную память, где видят своими глазами, как воспоминания из прошлого меркнут и теряют свою значимость. Во время их отсутствия три оставшиеся эмоции (Брезгливость, Гнев и Страх) пытаются сами управлять жизнью Райли, что у них выходит не очень хорошо. Мы видим, что, хотя отсутствие Печали и Радости не влияет на ее физическое состояние, это вызывает не менее страшные последствия: ее личность начинает разрушаться.
После того, как все эмоции возвращаются на место, они понимают, что Радость не может одна управлять всей жизнью девочки и что другие эмоции тоже важны. Особенно Печаль, которая неслучайно начала вмешиваться в работу мозгового центра: Райли было необходимо прожить утрату своего привычного окружения, чтобы затем адаптироваться к новой жизни.
Психологи отмечают, что необходимо проживать каждую нашу эмоцию, ведь для того, чтобы справиться даже с самыми тяжелыми событиями, необходимо проработать все, даже негатив. Поэтому игнорирование подобных эмоциональных состояний, когда человек начинает резко вести праздный образ жизни, пытаясь не думать о плохом, не только не помогает, но и вредит.
В конце нам показывают трансформацию воспоминаний, которые раньше имели лишь односложную эмоциональную окраску, в сложные и многогранные, наполненные всей гаммой эмоциональных состояний Райли. Тем самым «Головоломка» показывает нам важность каждой нашей эмоции, а также то, что подавление негативных эмоций не делает нашу жизнь счастливее или ярче, поскольку важно единство всех наших эмоциональных переживаний.
«Головоломку» не стоит недооценивать, ведь, в отличие от других мультфильмов, она говорит нам о базовых вещах, которые должны понимать и взрослые, и дети: это важность наших эмоций и механизм их работы. К сожалению, не каждый взрослый сможет правильно обозначить эмоции, которые он испытывает – для этого в психологической практике даже существует специальное упражнение, которое учит прислушиваться к своим эмоциям и корректно их называть. И это еще один аргумент в пользу того, почему этот мультфильм стоит посмотреть каждому.
А вы уже успели посмотреть этот мультфильм? И работаете ли вы со своими эмоциями?)
Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!
Android | iOS
Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт
Источник
ТАБЛИЦА ЧУВСТВ, КОТОРАЯ ПОМОЖЕТ РАЗОБРАТЬСЯ В СЕБЕ.
Колесо эмоций Роберта Плутчика
Мне сложно разобраться в своих чувствах — фраза, с которой сталкивался каждый из нас: в книгах, в кино, в жизни (чьей-то или своей собственной). А ведь это очень важно, уметь разбираться в своих чувствах. Некоторые считают — и возможно, они правы, что смысл жизни в чувствах. И в самом деле, в конце жизни с нами остаются только наши чувства, реальные или в воспоминаниях. Да и мерой происходящего тоже могут быть наши переживания: чем они насыщеннее, разнообразнее, ярче, тем полнее мы ощущаем жизнь.
Что такое чувства?
Самое простое определение: чувства — это то, что мы чувствуем. Это наше отношение к тем или иным вещам (объектам). Существует и более научное определение: чувства (высшие эмоции) — особые психические состояния, проявляющиеся социально обусловленными переживаниями, которые выражают длительные и устойчивые эмоциональные отношения человека к вещам.
Чем чувства отличаются от эмоций?
Ощущения — это наши переживания, которые мы испытываем через органы чувств, а их у нас пять. Ощущения бывают зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и ощущения запахов (наше обоняние). С ощущениями все просто: раздражитель — рецептор — ощущение.
В эмоции и чувства вмешивается наше сознание — наши мысли, установки, наше мышление.
Фундаментальные эмоции:
Все эмоции человека можно различать по качеству переживания. Наиболее ярко этот аспект эмоциональной жизни человека представлен в теории дифференциальных эмоций американского психолога К. Изарда.
Он выделил десять качественно различных «фундаментальных» эмоций: интерес-возбуждение, радость, удивление, горе-страдание, гнев-ярость, отвращение-омерзение, презрение-пренебрежение, страх-ужас, стыд-застенчивость, вина-раскаяние.
Первые три эмоции К. Изард относит к положительным, остальные семь — к отрицательным. Каждая из фундаментальных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности. Например, в рамках такой одномодальной эмоции как радость можно выделить радость-удовлетворение, радость-восторг, радость-ликование, радость-экстаз и другие. Из соединения фундаментальных эмоций возникают и все другие, более сложные, комплексные эмоциональные состояния. Например, тревожность может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес.
1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства.
2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.
4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.
5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.
6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.
Таблица чувств и эмоций человека:
И еще хочу показать вам сборник чувств, эмоций, состояний, которые испытывает человек в течение своей жизни — обобщенная таблица, которая не претендует на научность, но поможет лучше понять себя.
Все чувства и эмоции человека можно разделить на четыре вида. Это страх, злость, грусть и радость. К какому типу относится то или иное чувство, можно узнать из таблицы.
Страх | Грусть | Злость | Радость |
Беспокойство Встревоженность Замешательство Паника Ужас Додумывание Дискомфорт Замешательство Замкнутость Задетость Испуг Нервозность Недоверие Неопределенность Неуверенность Настороженность Отверженность Опасение Осторожность Сдержанность Смущение Стеснительность Суетливость Тревога Трусливость Сомнение Шок | Апатия Безразличие Беспомощность Депрессия Отчаяние Вина Затруднение Изнурение Истощенность Меланхолия Мрачность Неудобство Никчемность Обида Озабоченность Отвергнутость Опустошенность Одиночество Печаль Пассивность Подавленность Пессимизм Потерянность Разбитость Расстроенность Стыд Сломленность Скука Тоска Усталость Угнетенность Угрюмость Хмурость | Агрессия Брезгливость Ярость Бешенство Гнев Досада Жестокость Зависть Мстительность Недовольство Ненависть Нетерпимость Омерзение Неудовлетворение Осуждение Отвращение Безумие Оскорбление Презрение Привередливость Пренебрежительность Раздражение Ревность Резкость Сердитость Циничность Досада Язвительность | Блаженство Бодрость Возбужденность Восторг Достоинство Доверие Удовольствие Интерес Любопытство Миролюбивость Непосредственность Облегчение Оживление Оптимизм Энергичность Польщенность Покой Счастье Умиротворение Уверенность Удовлетворение Упоение Любовь Нежность Сочувствие Удача Эйфория Экстаз |
И для тех, кто дочитал статью до конца. Цель данной статьи — помочь разобраться в своих чувствах, в том, какие они бывают. Наши чувства во многом зависят от наших мыслей. Иррациональное мышление часто лежит в основе негативных эмоций. Исправив эти ошибки (поработав над мышлением) мы сможем быть счастливее и добиться большего в жизни. Предстоит интересная, но упорная и кропотливая работа над собой.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник