Глупым радость от безумья

Афоризмы и изречения

«Любовь без сердца – ночь в чужих руках».

«Мужчина не меняется, он просто становится старше».

«Если женщина не нужна себе, то не нужна никому».

«Когда вам кого-то жалко, вспоминайте своих детей».

«Чем больше мы стареем, тем больше мы становимся детьми».

«Вещь стоит столько, сколько за неё дают, а не сколько за неё хотят».

«Цветов, как и денег, много не бывает».

«Нет ничего более глупого, чем радоваться смерти своего врага».

«Лучше не создавать, а пользоваться».

«Не надо быть лучше всех, надо быть счастливее всех».

«Не надо быть умнее, полезнее быть хитрее».

«Прошлым гордится тот, у кого нет настоящего».

«Задуматься не значит думать».

«Если проступок совершил богатый, это чудачество, если бедный – это преступление».

«Молодость ужасно глупа, если достаётся дураку».

«Писать песни – это ремесло. Писать стихи – это искусство. А всё вместе – это божественно».

«Правда — это то, что ты видел, все остальное подвергается сомнению».

«Иллюзия — это непридуманная мечта».

«За счастьем наблюдают сотни глаз несчастья».

«Время неподвластно сну».

«Брак – осмысленное рабство».

«Когда входит женщина – встаёт Бог».

«Гениальность – это безумие, превращенное в реальность».

«Компромисс – это равенство при прочих».

«Мудрость рожает слёзы».

«Наши дети остаются в нас. А мы остаемся в наших детях».

«Проигрыш – первый шаг к победе».

«То, что есть при нас – есть у всех. А деньги – не у всех».

«Гений — это свет и тьма в двух лицах».

«Побеждает не тот, кто бежал, а тот, кто добежал».

«Возраст счастью не помеха».

«Чем общество богаче, тем оно безбожнее».

«По мере взросления человека взрослеет и его бессовестность».

«Искусство управлять — это «нет», «да», «нет».. И опять «да» до следующего «нет».

«Человек — это «я» и «мое». А потом все остальное».

«Расизм и национализм очень похожи, только по-разному. Один вблизи, другой — подальше».

«Страх искажает реальность».

«Пандемия — это когда каждый надеется, что другой — дурак».

«Россия – это разноцветное лоскутное одеяло. Всем тепло, но ощущения разные».

«Любовь сметает все: веру, богатство, национальность, границы, возраст. И даже смерть».

«Внешность ничего не значит».

«Деньги – мерило труда».

«Под маской красоты душа уродство прячет».

«Люди придумали языки, чтобы созидать, а не разрушать».

«Отец прав настолько, насколько неправа мать. Но оба правы по-своему по отношению к детям».

«Гордыня – это высшая степень отрицания».

«Семья – это вместе по-разному».

«Любая болезнь – это испытание».

«Любое испытание – это пытка воли».

«Солнце настолько приелось, что перестало быть удивительным».

«Россия – это территория, которая меняется «от» и «до» с каждым новым правителем».

«Узнать – это значит разочароваться. Не знать – это значит быть счастливым».

«Старость — это конец начала».

«Одиночество – это продолжение величия. Величие — это продолжение одиночества».

«Великим бывает тот, кто об этом не догадывается».

«Глупость – это большое счастье».

«Агрессивность труслива в случае неудачи».

«Гений – это когда профессионалы не понимают, как это сделано».

«Самый короткий путь к бедности – скромность».

«Человек умирает тогда, когда умирает память о нём».

«Хочешь войти в доверие – стань дураком».

«Люди один раз в жизни говорят правду, в которой можно не сомневаться. Они говорят: наступит день, когда я умру. И это – правда».

«Женщиной можно владеть. Невозможно понять».

«Настойчивость равнодушна в случае удачи».

«Раскаяние – крайняя точка бессилия».

«Юность – это ощущение, что ничего нет, но завтра обязательно будет».

«Деньги – самый верный и надежный друг».

«Память побеждает смерть».

«Талант – это когда ты делаешь лучше, чем другие».

«Подлость – вершина эгоизма».

«Вопрос какому народу принадлежит земля, можно решить по эпитафиям на местных кладбищах».

«Гордыня – корона хамства».

«Родители – это незваная реальность».

«Слава – наивысшая точка падения».

«Самый эффективный метод поднятия экономики – война».

«Поэзия – это высшая форма описания осязаемого и ощущаемого словами».

«Дружба – это когда двоим друг от друга что-то надо».

«Юность – это прыщавые надежды».

«Музыка – это крайний тест на одиночество».

«Правда – наивысшая форма цинизма».

«Делать то, что ты не хочешь намного полезнее того, что ты хочешь».

«Безразличие – последний этап развития ума».

«Самый короткий путь к богатству – настойчивость».

«Гордость – начало умственного развития».

«Власть – это самая легкая форма обогащения».

«Страх рожает ложь».

«Хочешь дорого продаться – претендуй на большее».

«Ненависть – это предтеча насилия».

«Ум — это самое большое несчастье».

«Нет более демократичного места в мире, чем кладбище».

«Удар спереди получают от того, кто стоит сзади».

«Деньги никогда не предают».

«Абсолютная правда, которую я слышал о себе, это то, что я когда–то умру».

«Верить тому, что ты слышишь – это тоже самое, что верить тому, что не видишь».

«Ничего нет важнее времени».

«Я знал то, что я видел, и видел то, что я знал».

«Усердие – это стремление».

«Желание – это путь к мечте».

«Если кто-то стал богаче, значит кто-то стал беднее».

«Лучше грешить с королём, чем спать с дураком».

Источник

Афоризмы и цитаты

Афоризмы, цитаты, высказывания.

А. С. Грибоедов цитаты, афоризмы, высказывания.

Александр Сергеевич Грибоедов (4 [15] января 1795, Москва — 30 января [11 февраля] 1829, Тегеран) — русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Статский советник.
Грибоедов известен прежде всего благодаря пьесе в стихах «Горе от ума» (1824), которую до сих пор часто ставят в театрах России. Она послужила источником многочисленных крылатых фраз.
Александр Грибоедов был дипломатом и лингвистом, историком и экономистом, музыкантом и композитором. Но главным делом своей жизни он считал литературу. «Поэзия! Люблю ее без памяти страстно, но любовь достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава?» — писал в дневнике Александр Грибоедов.
В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками.

Читайте также:  Что означает рекуррентная депрессия

Судьба — проказница шалунья, о зле,
Определила так сама:
Всем глупым счастье от безумья,
Всем умным горе от ума.

Служить бы рад, прислуживаться — тошно.

Да умный человек не может быть не плутом.

Улыбочка и пара слов,
И кто влюблен — на все готов.

Чиновные и должностные все ей друзья и все родные.

— Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож…

Злые языки страшнее пистолета.

К военным людям так и льнут,
А потому, что патриотки.

Легко мы всем изумлены,
Но угодить на нас не можно.

Счастливые часов не наблюдают.

Не повредила бы нам откровенность эта…

Там, где нет взаимности, рождается остуда.

Чины людьми даются,
А люди могут обмануться.

И дым Отечества нам сладок и приятен!

Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.

Что мне молва? Кто хочет, так и судит.

Послушай! Ври, да знай же меру.

Шёл в комнату, попал в другую.

Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.

Я правду об тебе порасскажу такую,
Что хуже всякой лжи.

Бывают странны сны, а наяву страннее.

Помилуйте, мы с вами не ребяты;
Зачем же мнения чужие только святы?

И в многолюдстве я потерян, сам не свой.

Согреют, оживят, мне отдохнуть дадут
Воспоминания о том, что невозвратно!

— Жалели вас.
— Напрасный труд.

Так! отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой — и спала пелена.

Судьба нас будто берегла;
Ни беспокойства, ни сомненья…
А горе ждёт из-за угла.

Когда в делах – я от веселий прячусь,
Когда дурачиться – дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа.

Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.

В глазах темно, и замерла душа;
Грех не беда, молва не хороша.

Нельзя ли для прогулок
Подальше выбрать закоулок?

Да хоть кого смутят
Вопросы быстрые и любопытный взгляд…

Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож;
Молчалин, например…

Он слова умного не выговорил сроду, —
Мне всё равно, что за него, что в воду.

О! если б кто в людей проник:
Что хуже в них? Душа или язык?

Ей все равно, другой ли, я ли,
Никем по совести она не дорожит.

Мне весело, когда смешных встречаю,
А чаще с ними я скучаю.

Окроме честности, есть множество отрад:
Ругают здесь, а там благодарят.

Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!
Так можно только ощущать,
Когда лишаешься единственного друга.

Не подличайте, встаньте…
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ждать! Не стоите вы их!

Как платья, волосы, так и умы коротки.

Фото портретов Грибоедова А. С.

Добавить комментарий Отмена

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Всем умным безумья от ума, а глупым горя от счасть

Однажды Игорь Андреевич задумался о том,
Что он,
Должен начать самосовершенствоваться
Ведь если подумать
Каждый достоин, хотя бы видимого счастья,личного усовершенствования и отсутствия ненастья

В голове его витали примерно такие мысли:
«Почему мои руки обвисли
И кое что еще обвисло
Почему песен птиц мне уже не слышно
А слышно только противное щебетание
И вообще, что это за мания?
Как мне стать счастливым и престать убиваться?
Как мне стать великим и перестать упиваться?
Как дойти до магазина?
Если вчера, уже продавщица Зина
Не слишком вежливо попросила не приходить
Как открыть двери и что взять попить

А вот и она та самая Зина
Смотрит так как будто, вчера я тут разбил, все вина
Что ж это не моя вина,думаю если брать водки,
то нужно еще и пива,два
Почему ключ не попадает в дверь
Это руки трясуться или весь сквер?
С чего же начать,с водки или пива?
И куда наливать,ведь вчера я разбил не только все вина
Ну что же начнем,между первой и второй
А за ней и третей и шестой.
Буду пить пока не пойму, что надо делать
Все таки, так куда лучше понятно,
что от проблем не нужно бежать
Их нужно решать
И странная дилемма, вдруг встала опять
Водка вроде была одна,а теперь их снова пять.
Может стоит начать корчить из себя высокодуховного сноба
Что читает достоевского или любую другую занозу
И тогда вполне какая нибудь особа
Могла бы полюбить меня
Ну если задуматься снова
К лицу ль мне эти лица
Ведь от русских книг мне больно спится
Ох, как бы тут не спиться»

И вдруг пред ним явился один, а делит оба лица.
В одном, молчаливый, псевдоскромный секретарь
В другом страдалец жизни,гость из за границы

«Вот это дело,
В одном лице смешался, секретарь у барского стола и гость из за границы
Да как так можно,тебе нормально,брат?
Нормально и мне тоже
Послушай
и свет и грусть
Как быстры ночи
Счастливые часов не наблюдают
Не наблюдайте ваша власть
Но мне что же за напасть,
Одна минута подобно часу
И сразу,мелькнет
Часов так пять
А бутылок снова 25,опять

Я так тебе скажу, гостю из за границы
Сочувствую я больше,чем этой пестрой птице
****утому секретарю
Но ,пожалуй, коль рассматривать логично
Не гость я и не секретарь
А простой петрушка, слуга и пономарь

Читайте также:  Каково чувствовать себя мужчиной

Стыд, о чем ты?
Его давно я не питаю
атрофировалось, опало
Потерялось и даже, коли испыталось,
О нем я быстро забываю

Ну что согласен,может быть нельзя иначе
я должен был понять ее желанья,чувства, стоны
Но ,брат, я не отгадчик снов
Я верю собственным глазам

Да, согласен,возможно стоит и уехать
Возможно стоит убежать.
Но не стоит обманываться и врать
Ведь когда пространствуешь пол века
Воротишься домой
И дым отечества нам сладок и приятен

Тогда, увы, прямой был век
Покорности и страха
Все под личиной усердия к царю
К сожаленью,все осталось также, краха
не испытает царь,пока бьют лбом старухи о землю»

И так Игорь Андреевич достиг своей цели
Написал мемуары,что бы каждый
Мог знать что,что бы стать счастливым не нужно продираться, через ели
Нужно всего лишь сходить в магазин

Источник

Урок-диалог «Всем глупым счастье от безделья, всем умным горе от ума»

Класс: 9

“Все это поражает, завлекает, приковывает внимание. ”. Так писал о “Горе от ума” А.С.Грибоедова А.А.Бестужев. Запрещенная к печати и постановке на сцене театра, комедия или, по определению самого автора, сценическая поэма пользовалась бешеной популярностью. Текст неоднократно переписывался от руки, заучивался наизусть, А.С.Грибоедова приглашали “на вечер” для чтения своего шедевра. Критики спорили о нем, восхищались, осуждали, хвалили, критиковали…Популярность “сценической поэмы” вполне объяснима: идеи декабризма в русском обществе, противостояние “века нынешнего и века минувшего”, отличная от классицизма система персонажей..Но как порой бывает сложно объяснить сегодняшним школьникам, в чем же именно состоит горе персонажей комедии и почему это горе берет свои истоки от ума. Но попытаться все же стоит. Итак, Горе от ума или “Всем глупым – счастье от безумья, всем умным – горе от ума”.

Первое на что обращаем внимание школьников – это название произведения. Само название комедии “Горе от ума” уже указывает на то, что герои комедии терпят горе от своего ума. Однако первоначально Грибоедов назвал свое произведение “Горе уму”. В чем смысл данного изменения? Выслушаем ответы детей и, по возможности, приведем их к “общему знаменателю”. Первоначальный вариант названия давал понять, что горе только у умных людей. Горя может и не быть, если нет ума. Итоговый вариант названия комедии акцентирует внимание читателя на сильных героях с понятием ума, но претерпевающих горе т. к. они не могут должным образом распорядиться своим умом.

Грибоедов в письме П.А.Катенину указывал: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека”. Кого имел в виду Грибоедов? Вроде бы ответ очевиден: Чацкого. Следовательно, другие герои пьесы — глупцы. Но так ли это на самом деле? Здравомыслие и ум проявляются в поступках человека. Обратимся к поступкам героев.

Чацкий – отсутствовал три года, не писал писем, вдруг примчался в дом Фамусова с признанием в любви Софьи (обратим внимание на возраст героини); не делает официального предложения, конфликтует с Фамусовым (отцом Софьи), ревнует к Скалозубу и Молчалину, упрекает Софью в холодности; убедившись, что ему предпочли Молчалина, начинает критиковать и высмеивать гостей Фамусова на балу, где сам Чацкий лишь гость; случайно став свидетелем признаний Молчалина к Лизе, не щадит чувства Софьи (любимой), уезжает оскорбленный. Так какой же умный поступок совершил герой? Никакой! Но следует ли Чацкому отказать в уме? Разумеется, нет. Ведь он – человек образованный, мыслящий по передовому и прогрессивно для своего времени, просто он молод, горяч, влюблен, обижен. Отсюда и нелепость поступков, и нелогичность действий, и странность поведения.

Хотя Пушкин отказывал Чацкому в уме, считая его поведение неприемлемым для умного человека, ведь умный человек не “станет метать бисер перед свиньями”, не поставит сам себя в смешное и глупое положение.

Фамусов – влиятельный вельможа, сановник, уважаемый человек в обществе; почитает нормы и правила поведения в обществе, растил Чацкого, когда тот остался без родителей, помогал ему налаживать нужные связи, учил жизни, наставлял. Вернувшемуся Чацкому дает толковые и дельные советы, как лучше устроиться в этой жизни; дорожит своим реноме успешного и безупречного человека. Так разве перед нами глупец? Нет. Но поступки.… Не видит, что творится под самым его носом (связь Софьи и Молчалина), не понимает опасности исходящей от Чацкого, позволяет семейному скандалу стать достоянием общества. Почему же умный человек ведет себя, как мальчишка?

Софья – “сильная натура, живой ум, страстность и женская мягкость” по словам И.А.Гончарова. Для девушки начала XIX века она очень прогрессивна и умна. Она сама выбирает себе возлюбленного, и это не “золотой мешок” Скалозуб, а неприметный и далеко небогатый Молчалин (секретарь Фамусова); Софья не стыдится своего выбора, почти не скрывает его, ради личного счастья она готова пойти до конца: не позволить вмешаться Чацкому и решить ее судьбу Фамусову. По сути дела Софья бунтует, бунтует против норм и законов московского общества, и хотя ее бунт ограничивается лишь личностно-семейной сферой, это все же бунт. Но умная и верная Софья ошибается в самом главном: в выборе возлюбленного. Приспособленчество Молчалина она принимает за уважение к людям, его желание угождать – за самоотверженность, подхалимство – за глубину и тонкость чувств, и даже бедность и зависимое положение Молчалина только украшают его в глазах Софьи. Разочарование ее будет болезненным. Оно усугубится предательством Молчалина (любовное признание Лизе).

Молчалин – “вот он на цыпочках и не богат словами” по определению Чацкого, бесправный секретарь Фамусова, мечтающий выбиться в люди. А для этого все средства хороши. Чацкий откровенно издевается и над самим Молчалиным, и над его жизненной позицией (угождать всем людям без остатка; находить покровителей). Но издеваться-то легко: сам Чацкий – человек довольно состоятельный, нужными связями его обеспечил Фамусов, а вот Молчалину надеяться и опереться не на кого. Ему придется всего добиваться своими силами, он без поддержки борется за богатство, силу и власть. Но кого можно упрекнуть за желание “дойти до степеней известных”? Для умного и хитрого Молчалина все средства хороши. И он уже близок к своей первой цели: стать незаменимым для Фамусова, “обрасти” покровителями, стать полноправным членом фамусовского общества, благодаря женитьбе на Софье. А уж остальное – “дело техники”. И как глупо сам Молчалин разрушает все, что с таким трудом достиг. Не совладав со своими чувствами и эмоциями, признается в любви Лизе. И разве умный человек поставит на карту любовной страсти все свои старания?! Теперь для него потеряны и Софья, и дом Фамусова, и честолюбивые мечты и планы.

Читайте также:  Открытки с позитивным днем настроением отличным

Лиза – на первый взгляд лишь служанка Софьи, помогающая своей госпоже в любовных тайнах. Но если посмотреть по внимательнее, то Лиза из простой служанки превращается в доверенное лицо и подругу Софьи. Она не банальная субретка, а скорее “Дубль-Героиня”. Предусмотрительная Лиза связывает свое будущее не с Фамусовым (“минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь”), не с красавцем Молчалиным, а именно с Софьей. Именно от Софьи Лиза рассчитывает получить определенные блага, потому служит верно и осмотрительно. Но и лизин рационализм не приводит ее к цели. Она становится “жертвой” глупостей и ошибок других.

Получается, что основные герои комедии – умные люди, у каждого свой ум, и свое понимание ума. Можно сделать выводы. Данные определения предложили сами учащиеся.

  • Фамусов – властно-поучительный ум;
  • Чацкий – общественно-просвещенный ум;
  • Софья – целеустремленный, решительный ум;
  • Молчалин – честолюбивый ум;
  • Лиза – рациональный, рассудительный ум.

Беда лишь в том, что умные герои в силу разных обстоятельств совершают отнюдь не умные поступки и в финале пьесы остаются ни с чем.

Так что же у нас получается? Все носители 5 ведущих типов ума (по определению школьников) терпят крах, их ум им не помогает добиться поставленной цели и обрести счастье. Выходит, целью Грибоедова было стремление развенчать ум как основу счастья. Но тогда должно быть то, что противопоставляется уму. Однако никакого “противопоставления” нет! Можно, конечно, предположить, что Грибоедов хотел развенчать либо “старый”, либо “новый” типы ума, но в сюжете комедии оба типа ума терпят крах.

Чтобы в этом разобраться, давайте решим, что лежит в основе конфликта пьесы. Ученики дают ответы, которые парирует учитель.

столкновение двух идейных позиций: декабризма (Чацкий) и старого дворянства (фамусовское общество). Но где же именно столкновение? Есть нападки Чацкого и уверенность общества, что он сумасшедший.

любовная драма Софьи. Но это слишком мелко для данной комедии, к тому же Софью не получает никто, конфликт остается не разрешенным.

— проблема человеческого счастья и его отношение с миром. Каждый из носителей того или иного типа ума стремится к счастью, понимает его по-своему и не обретает его.

Почему? Это и есть главный вопрос нашего разговора. И ответ на этот вопрос дает сам Чацкий, и его формула подходит для каждого центрального героя. “Ум с сердцем не в ладу”. И если главная проблема комедии — проблема обретения счастья, то становиться понятно, почему ум не помогает героям, почему от ума лишь горе. Потому, что этот ум не в ладу с сердцем. Следовательно, по мнению Грибоедова для достижения счастья ума недостаточно, как и недостаточно сердца, главное — привести в состояние гармонии разум и сердце. Гармония ума и сердца – главное условие для достижения счастья.

Сноска 1 — авторство приписывают Полежаеву А.И., Вяземскому П.А. и самому А.С. Грибоедову.

Список использованных документов

1. Грибоедов А.С. Горе от ума: Пьесы. — М.: Художественная литература, 1974. – 829 с.- (Библиотека всемирной литературы).

2.Агапова И.А.О комедии Грибоедова и её главном герое.// Агапова И.А. Тематические игры и праздники по литературе. — М.- 2004. — с.6-14.

3.Петриева Л. И., Пранцова Г.В.Грибоедов А.С. Изучение в школе: Учеб.- мет. пос. — М.: Флинта, 2001. — 2146с. : ил.

4.Грибоедов А.С.: Творчество. Биография. Традиции. — Л.: Наука, 1977. –292с.

5.Грибоедов А.С.: Жизнь и творчество. — М.: Русская книга, 1994. — 162 с.: ил.

6.Смольников И.Ф. Комедия “Горе от ума”. — М.: Просвещение,1986 -112с.

7.Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Новые подходы к изучению в школе. // Библиотечка “Первого сентября” Литература ,2005 № 1- 30с.

8.Скабичевский А. Жизнь Грибоедова. Грибоедов А.С. Горе от ума. // Путеводная звезда -2004,№ 2 — 92с.

9.Зубков Н.Особенности грибоедовской комедии. // Русский язык – 2005,№4 – с. 3-4.

10. А.И.Писарев в полемике о комедии «Горе от ума». // Литература 2005, № 18 – с.37-47.

11. Максимова С. Интеллектуальная игра «Умники и умницы» по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». //Литература -2005, №18 – с.48-50.

12.Алпатова Т. «Магия слова» в художественном мире «Горя от ума» А.С. Грибоедова. // Литература в школе – 2004,№8 — с. 2-7.

13.Тодоров Л.В. Драматургический стих Грибоедова. //Литература в школе – 2007, №9 — с.7- 11.

14.Гапоненко П.А. Урок-спор по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». // Литература в школе — 2007, №9. – с.27-30.

15.Чернышева И. Тренировочные задания к пьесе «Горе от ума». : 9 класс.// Литература — 2007, №22. — с.18-19.

16.Куннарёв А.А. Кого пригрел Фамусов// Литература в школе, 2011, №2 -с.13-15.

17. Халфин Ю. Поэт Александр Грибоедов и его поэтическая пьеса. // Литература, 2008, №5 — с.15-19.

18. Кунарёв А.А. «Не надо называть. Узнаешь по портрету. //Литература в школе, 2011, № 9 с.14 – 18.

19. Пенская Е.Н. Миф Чацкого. // Литература -2013, № 2. – с.15 — 17.

20. Лебедев Ю.В. Самонадеянный ум и самовлюблённое сердце в комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова // Литература в школе – 2013, №9 — с. 2 – 7.

21. Мезенцева Л.Г., Штильман С. Л., Менделеева Д.С. Комедия Грибоедова А.С. Горе от ума. Герой без любви. //Литература,2005, № 1 — с.30.

Источник

Оцените статью