Роль чувств в педагогической деятельности.
Оксана Викторовна Сергеева
Роль чувств в педагогической деятельности.
Актуальность темы. Интерес к личности педагога, понимание значения в деле обучения и воспитания качеств личности педагога, его чувств и эмоций своими корнями уходит еще в Древнюю Грецию В последующем многие выдающиеся педагоги и психологи уделяли большое внимание в своих трудах эмоциональной сфере педагога и ее роли в педагогической деятельности. В наши дни эта тема приобретает особую актуальность в связи с модернизацией системы образования, связанной с ее гуманизацией и демократизацией, индивидуализацией обучения, переходом на новый стиль взаимоотношений педагога с воспитанниками. Изменившиеся потребности системы образования ставят перед педагогами принципиально новые задачи и предъявляют повышенные требования к личности педагога, его профессиональному мастерству. Именно поэтому психологическое изучение профессионально-важных качеств педагога, к которым можно отнести эмоциональность и чувственность является актуальной научно-практической задачей педагогической психологии. До сих пор актуален вопрос К. Д.Ушинского: «Где же та психологическая теория чувств и страстей, на которую мог бы педагог опереться с достаточной уверенностью, что он опирается на точно исследованный факт и верно сделанный анализ?»
Цель работы выявление роли чувств в педагогической деятельности.
1. Роль чувств в педагогической деятельности
Общеизвестно положение, что процесс обучения и воспитания протекает успешнее, если педагог делает его эмоциональным. Еще Я. А. Коменский, великий чешский педагог, писал во второй половине XVII века в своей «Пампедии»: «Проблема XVI. Достичь, чтобы люди учились всему с удовольствием.Дай человеку понять: 1) что он по своей природе хочет того, стремление к чему ты ему внушаешь, — и ему сразу будет радостно хотеть этого; 2) что он от природы может иметь то, чего желает, — и он сразу обрадуется этой своей способности; 3) что он знает то, что считает себя не знающим, — и он сразу обрадуется своему незнанию».
Об этом же писали и русские просветители и педагоги. Важное значение эмоций для развития и воспитания человека подчеркивал в своих трудах К. Д.Ушинский: «…Воспитание, не придавая абсолютного значения чувствам ребенка, тем не менее в направлении их должно видеть свою главную задачу».Ушинский указывал на важность использования эмоциональных переживаний в своем высказывании: «Глубокие и обширные философские и психологические истины доступны только воспитателю, но не воспитаннику, и потому воспитатель должен руководствоваться ими, но не в убеждении воспитанника в их логической силе искать для того средств. Одним из действительнейших средств к тому являются наслаждения и страдания, которые воспитатель может по воле возбуждать в душе воспитанника и там, где они не возбуждаются сами собою как последствия поступка».
Таким образом, эмоции, включаясь в познавательную деятельность, становятся ее регулятором.
Механизм, задействованный в осуществлении эмоциями подкрепляющей функции, в современной психологии называется мотивационным обусловливанием. Для того чтобы воздействие воспитателя или педагога стало значимым для ребенка, его нужно сочетать с испытываемой ребенком в данный момент эмоцией, вызванной той или иной ситуацией. Тогда это воздействие, слова воспитателя получат у воспитуемого эмоциональную окраску, а их содержание приобретет для его будущего поведения мотивационную значимость.
Поскольку эмоционально-мотивационное обусловливание чаще всего педагогам осуществлять не удается, они вынуждены своими воздействиями не только передавать детям то или иное содержание, но и одновременно пытаются вызвать у детей путем создания образов, представлений эмоциональный отклик. Эмоциональный отклик возникает в том случае, когда словесное мотивационное воздействие задевает какие-то струны в душе ребенка, его ценности.
2. Профессиональное выгорание педагогов
Некоторые исследователи обратили внимание на довольно часто встречающееся состояние эмоционального истощения у лиц, занимающихся в различных сферах коммуникативной деятельности (педагогов, врачей, психологов). Как правило, такие специалисты на определенном этапе своей деятельности неожиданно начинали терять интерес к ней, формально относиться к своим обязанностям, конфликтовать с коллегами по непринципиальным вопросам. В дальнейшем у них обычно развивались соматические заболевания и невротические расстройства. Наблюдавшиеся изменения, как было обнаружено, вызывались длительным воздействием профессионального стресса. Появился термин «burnout», который в русскоязычной психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». В настоящее время существует единая точка зрения на сущность профессионального выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия — одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами,вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы.
Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.
Синдром профессионального выгорания включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов. Человек не может отдаваться работе как прежде, чувствует притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.
Деперсонализация — тенденция развития негативного, бездушного отношения к раздражителям. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Негативные установки, имеющие скрытый характер, могут начать проявляться во внутреннем сдерживаемом раздражении, которое входит со временем наружу в виде вспышек раздражения или конфликтных ситуаций.
Редуцирование личных (персональных) достижений – снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере.
Можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания педагога:
-на первой начальной стадии наблюдаются сбои на уровне выполнения функций,произвольного поведения: забывание каких-то моментов (например, задавался ли воспитаннику планируемый вопрос, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т. д.). Из-за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий на фоне ощущения нервно-психической напряженности;
— на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»,нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);
— третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.
Особо опасно выгорание в начале своего развития, так как «выгорающий» педагог, как правило, не осознает его симптомы и изменения в этот период легче заметить со стороны. Выгорание легче предупредить, чем лечить, поэтому важно обращать внимание на факторы, способствующих развитию этого явления.
Педагогическая деятельность накладывает определенный отпечаток на переживание эмоций разной модальности и экспрессивность человека. Это значит, что профиль эмоциональной сферы личности в обыденном поведении и при выполнении профессиональной деятельности, отличающейся повышенной эмоциогенностью, может быть разным.
Педагог с относительно низким уровнем педагогической деятельности отличается меньшей выраженностью экспрессивных средств, большим количеством лишних движений, меньшим разнообразием типов соотношения модальностей эмоций в индивидуальном профиле эмоциональности.
Воспитателя отличают большая предрасположенность к переживаниям эмоций радости и гнева, большая экспрессивность, что свидетельствует об их большей открытости, непосредственности в общении с воспитаниками.
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия — одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.
В современных условиях деятельность педагогв буквально насыщена факторами,вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы.
1. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М. : МГУ, 1976. — 143 С.
2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. М. : Учпедгиз, 1955.
3. Ларенцова Л. И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стаматологов // Клиническая стоматология, 2003, №4, С. 82-86.
4. Орел В. Е. Феномен «выгорания»в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т. 22, № 1, С. 90-101.
5. Спиноза Б. Этика // Избранные произведения. Т. 1. М. : Госпо-литиздат, 1957.
6. Ушинский К. Д. Собрание соч. Т. 2. М. -Л. : Изд-во АПН, 1948, стр. 537.
Педсовет «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Составитель: Ст. воспитатель Семенова А. А. ПЕДСОВЕТ – ДЕЛОВАЯ ИГРА №3 «Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств.
Роль игры-драматизации в развитии эмоций и чувств старших дошкольников Игра — драматизация — художественная деятельность дошкольника, отвечающая их потребностям в чем-то необычном, желании перевоплотиться и.
Роль мини-музея в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей дошкольного возраста Формирование патриотических чувств эффективнее, если семья выступает как равноправный партнер в формировании личности ребенка. Ведь позиция.
Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников. Основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание тоже должно начинаться в семье. Именно в семье возникает интерес.
Самоанализ педагогической деятельности воспитателя ДОУ Самоанализ результатов профессиональной деятельности воспитателя Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад.
Самоанализ педагогической деятельности Самоанализ педагогической деятельности воспитателя МБДОУ г. Магадана «Детский сад комбинированного вида № 66» Аверьяновой Юлии Владимировны.
Самоанализ педагогической деятельности Самоанализ педагогической деятельности «Поверь мне, Счастье только там, Где любят нас, где верят нам». М. Лермонтов Непросто начать рассказывать.
Самоанализ педагогической деятельности Мое педагогическое кредо: «Любить, понимать, помогать.» Кредо означает «верю». Во что я верю? Я верю — каждый ребёнок личность! Педагогу.
Самоанализ педагогической деятельности В системе дошкольного образования я работаю 35 лет в должности воспитателя, в МБДОУ №47- 18 лет. Группа старшего дошкольного возраста, в.
Источник
Самоанализ деятельности учителя как основа управлением процессом обучения через осмысление собственного педагогического опыта
Дата публикации: 22.04.2018 2018-04-22
Статья просмотрена: 1677 раз
Библиографическое описание:
Фомина, Т. П. Самоанализ деятельности учителя как основа управлением процессом обучения через осмысление собственного педагогического опыта / Т. П. Фомина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 319-320. — URL: https://moluch.ru/archive/202/49666/ (дата обращения: 11.10.2021).
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь. Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.
В. О. Ключевский, русский историк
Учитель современной школы не просто источник определённых знаний, передающий их своим ученикам. Это, на мой взгляд, в первую очередь — личность, желающая и умеющая динамично развиваться и принимать новые образовательные технологии, умея использовать их с максимальной отдачей. При этом не стоит забывать, что использование таких технологий на уроках не может являться самоцелью труда учителя, данью моде или каким-то единичным применением в обучающей деятельности. Всё в работе учителя должно, я считаю, развиваться динамично и последовательно с учетом имеющегося опыта работы педагога и его личностных качеств.
И именно самоанализ своей деятельности может стать основой управления процесса обучения через осмысление собственного педагогического опыта.
Что же собой представляет самоанализ деятельности учителя? Рассмотрим ряд важных и необходимых, на мой взгляд, особенностей, касающихся данного вопроса.
Здесь уместно рассмотреть само понятие «самоанализ». Самоанализ — это «анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. Понятие самоанализ в большей степени концентрирует внимание на процессуальном аспекте собственной психики, отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа» [1].
Имея четкое представление о том, что собой представляет самоанализ, мы и можем перейти к самой сути вопроса.
Самоанализ своей педагогической деятельности позволяет учителю выявить сильные и слабые стороны в своей работе. Ведь бывает и так, что учитель, прекрасно зная положительные аспекты в своей работе, пытается обойти неудачи стороной, не выявляя причины и не пытаясь над ними работать. Причем это свойственно как начинающим педагогам, так и педагогам с большим стажем работы.
Опять же, необходимо отметить, что самоанализ также не должен быть самоцелью. Проводится он для того, чтобы осмысление имеющегося опыта позволило в дальнейшем оптимизировать и, в конечном счете, повысить качество своего труда.
Самоанализ тесно связан с вопросами самообразования учителя. Выявив наиболее проблемные вопросы, учитель может, занявшись самообразованием ликвидировать возникшие пробелы и тем самым, в конечном счёте, качество знаний его учеников, несомненно, повысится.
Введение самоанализа педагогической деятельности при прохождении аттестации также является очень важным аспектом в работе каждого учителя. Анализ выявляет, насколько профессиональные способности педагога соответствуют его профессиональной компетенции. Не будет лишним напомнить о них еще раз. Это коммуникативность, экспрессивность, дидактические умения, перцептивные умения, научно-педагогические умения, организаторские умения, личностные умения, конструктивные умения, гностические умения, психомоторные умения, мажорные умения, способности к концентрации и распределению внимания.
Говоря о способности учителя к самоанализу, мы должны учитывать умение педагога проводить анализ собственной деятельности и выработать потребность в его проведении. Эта потребность, в свою очередь, способна привести к «формированию таких личностных характеристик как самоутверждение, самоопределение, самовыражение, самореализация в педагогической практике. Такой подход способствует становлению педагогов как субъектов своей активности» [7].
Не стоит забывать и того, что самоанализ деятельности учителя является своеобразным средством успешного взаимодействия и взаимопонимания между педагогом, учениками, родителями и коллегами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что самоанализ в условиях современной школы является неотъемлемой частью труда каждого учителя. Учитывая внедрение в школы образовательных стандартов нового поколения, а, следовательно, повышение требований к профессиональной компетенции учителя, мы можем отметить актуальность данной темы и необходимость работы над вопросами самоанализа на всех уровнях методических объединений учителей-предметников и их взаимодействия с методическими центрами.
Источник