Депрессия у подростков
Депрессия у подростков – это часто встречающееся состояние. 11% подростков до 18 лет страдают депрессивными расстройствами. Девочки страдают депрессией чаще, чем мальчики. Если игнорировать проявления депрессии и не оказать своевременную помощь, данное состояние может привести к трагическому исходу, например, суициду.
Причины подростковой депрессии
В переходном возрасте происходит бурный рост организма, который сопровождается гормональным сдвигом, перестройкой в жизнедеятельности всего организма. Также подростки испытывают стресс из-за учебной нагрузки, возрастающей ответственности, сложностями взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Вышеперечисленные моменты делают ребенка крайне уязвимым. Причинами развития депрессии могут быть как внешние причины (стресс, плохая успеваемость в школе, проблемы в отношениях в семье, со сверстниками, тяжелые заболевания), так и внутренние причины, связанные с нарушением биохимических процессов в головном мозге.
Симптомы депрессии у подростков
Диагностика депрессии в подростковом возрасте вызывает некоторые трудности, так как типичная картина депрессии проявляется у детей не всегда. Пубертатный возраст накладывает отпечаток на картину симптомов депрессии, определяет своеобразие болезненных переживаний. Гораздо чаще депрессия у подростков проявляется в виде нарушений поведения, интереса к алкоголю, наркотикам, постоянной скуки. Отмечается снижение успехов в учебе, обилие соматических жалоб на здоровье и т.д. Важно обращать внимание на изменения в поведении у ребенка, которые могут скрывать под собой симптомы депрессии, чтобы не упустить время и в нужный момент обратиться к врачу-психиатру, психотерапевту, психологу за помощью.
«Маски» депрессии у ребенка
Депрессия у подростков может скрываться за «масками», когда типичные проявления депрессии не являются первым, бросающимся в глаза компонентом. Условно выделяют несколько «масок» или, так называемых, эквивалентов депрессий у подростков.
Девиантный эквивалент. Этот эквивалент проявляется внезапно начавшимися, не свойственными ранее, нарушениями поведения. Подросток начинает испытывать тягу к «дурным» компаниям, прогуливать школу, сбегать из дома, проявлять интерес к алкоголю, воровству. Имеет место самоповреждающее поведение (ребята наносят себе порезы, ожоги, ввязываются в драки). Однако в отличие от истинного девиантного поведения, на состоянии ребенка лежит отпечаток отчаяния, и истинного удовольствия от своих поступков он не получает.
Употребление алкоголя и наркотических веществ связано с тем, что подросток хочет облегчить свое эмоциональное состояние. Как правило, подростки скрывают свои внутренние переживания от взрослых, но в голове у них могут скрываться довольно мрачные мысли о собственной несостоятельности, отсутствии смысла жизни, перспектив.
Психологи объясняют подобное поведение тем, что ребенок намеренно ищет наказания, так как думает о себе как о «плохом».
Случай из практики. Мальчик Р., будучи в младшей школе примерным ребенком, состоятельным в учебе, любимцем учителей, в подростковом возрасте внезапно начал употреблять наркотики, обманывать взрослых, воровать, наносить себе повреждения. Учителя, родители списывали изменения поведения на подростковый возраст и отнеслись к состоянию ребенка серьезно только после незавершенной суицидальной попытки. Впоследствии мальчик признавался врачам в том, что на протяжении длительного времени находился в подавленном состоянии, видел свое будущее в мрачном свете, считал себя бесполезным, думал, что он ничего не добьется, только подведет всех. После обращения к врачу и прохождения курса лечения, психотерапии мальчик вернулся к нормальной жизни, снова появилась заинтересованность в учебе, планы на будущее, отношения в семье стали более доверительными.
Апатический эквивалент. Характеризуется трудностями в учебе. Дети жалуются на быструю утомляемость, снижение концентрации внимания, ухудшение памяти, постоянную скуку. Часто подростки говорят о том, что они стали «как будто глупее». Вышеперечисленные проблемы приводят к снижению успеваемости. Дети начинают прогуливать школу, сидят дома, теряют интерес к общению, забрасывают хобби, кружки, пренебрегают личной гигиеной. Изменяется digital-активность подростка, например, на смену социальным сетям приходят однотипные игры или просмотр роликов в интернете, которые не несут смысловой нагрузки. При таком состоянии часто появляются мысли о «нежелании жить», так как подростки начинают корить себя за свою несостоятельность. Нередко взрослые списывают состояние подростка на лень, ругают ребенка, тем самым усугубляют тяжесть его состояния, создавая «порочный круг».
Случай из практики. Подросток В., после смерти отца перестала посещать школу, спортивные кружки, стала жаловаться на ухудшение памяти, быструю истощаемость, не могла сконцентрироваться на сюжете фильма или книги, потеряла контакт с друзьями, со временем практически перестала вставать с постели. После обращения к психиатру и подбора терапии девочка стала активнее, инициативнее, вновь начала общаться со сверстниками, вернулась в школу, успешно закончила 10 класс. Психотерапия помогла ей принять потерю близкого человека. Впоследствии девочка стала большой поддержкой для своей мамы.
Ипохондрический эквивалент. Этот вариант «маски депрессии» встречается реже, чем первые два. Он проявляется многочисленными жалобами на здоровье, желанием постоянно обследоваться у врачей. Ссылаясь на слабое здоровье, такие подростки пропускают школу. При этом они не обманывают родителей, а на самом деле испытывают различные физические недомогания (головокружение, тошноту, может отмечаться подъем температуры до 38 градусов).
Случай из практики. Пациентка К., постоянно предъявляла различные жалобы на головные боли, боли в животе, ломоту в конечностях, головокружение, тошноту, просила обследовать ее, читала о заболеваниях в интернете. Полное обследование исключило наличие какого-либо заболевания, что ненадолго успокоило девочку. Спустя непродолжительное время она вновь находила у себя симптомы тяжелых заболеваний. По собственной инициативе девочка посетила психиатра. После подбора лечения постепенно пропали соматические жалобы, а после работы с психотерапевтом она выяснила причину своей депрессии и смогла ее побороть.
«Будто тяжелый металл закачали внутрь меня»
Помимо депрессивных «масок» в старшем подростковом возрасте могут встречаться и более классические депрессивные картины. Юноши и девушки жалуются на тоску, угнетенное настроение, плаксивость, тревогу. Голос становится тихим, речь замедляется, мимика оскудевает.
Для классической депрессии характерна бессонница с ночными и ранними утренними пробуждениями, снижение аппетита. Пища становится «как трава» на вкус, любимые прежде блюда не приносят удовольствия. Появляются идеи самообвинения, физические недостатки преувеличиваются, начинают казаться «уродствами». Периодически подростки очень красочно описывают свои переживания. Например, одна девушка так описывала свое состояние: «Будто тяжелый металл закачивают внутрь, и он разливается по всему телу. В груди камень. Мысли взяли и перевернули через мясорубку. В голове каша».
Как справиться с подростковой депрессией
Родителям необходимо обращать внимание на подобные изменения в поведении ребенка и вовремя обращаться за помощью к психиатру, психологу. Также в этот сложный период крайне важна поддержка семьи, окружения. В лечении депрессии у подростков чаще всего применяется комплексный подход (лекарственная терапия, индивидуальная психотерапия, семейная психотерапия, другие реабилитационные мероприятия). Однако, каждый случай депрессии уникален. Для оптимального подбора лечения необходимо рассматривать ситуацию в индивидуальном порядке. При наличии симптомов депрессии у ребенка важно не отворачиваться от него, не бояться вовремя обратиться за помощью, чтобы вернуть сыну или дочке улыбку и радость жизни.
Источник
Симптомы депрессии у подростков
Употребление наркотиков наносит невосполнимый вред здоровью и представляет опасность для жизни!
Симптомы, возрастная группа
Детская депрессия — психическое и эмоциональное расстройство, симптомы которого затрагивают поведение и физическое самочувствие.
У детей до 3 лет депрессия проявляется в проблемах с аппетитом, частых рвотах и срыгиваниях пищи. Наблюдается недостаток массы тела. Заметна медлительность движений, присутствует задержка психоэмоционального развития. Ребенок с депрессией плаксивый, капризный.
У детей от 3 до 7 лет наблюдаются проблемы с двигательной активностью, пассивность, недостаток энергии. Пациент стремится к уединению, избегает контактов даже с родителями. Утрачивается интерес к любимым играм и занятиям. Мимические реакции угнетенные, голос тихий. Характерны различные страхи и соматические жалобы. У младших школьников доминируют соматические симптомы перед психическими.
Симптомы у детей 8-11 лет:
- психосоматика — наличие энуреза, проблемы со сном и речевым общением (его угнетение);
- расстройства ЖКТ, боли в животе;
- тревожность;
- заторможенность мыслительной деятельности и эмоциональных проявлений, которые заметны в речи;
- стремление к самоизоляции;
- потеря интереса к ранее любимым играм, учебному процессу;
- трудности в освоении школьной программы;
- прогулы занятий;
- проблемы с личной гигиеной;
- уходы из дома;
- сосание пальцев;
- мысли и высказывания о собственной неполноценности;
- суицидальные мысли;
- резкие перепады настроения;
- агрессивное поведение, раздражительность, подавленность.
У девочек депрессия возникает раньше и чаще, чем у мальчиков. Вероятно, это связано с тем, что девочки демонстрируют более высокий уровень социальности. По каким-то причинам они более зависимы от социального одобрения. Причины развития патологии у девочек чаще касаются потерь друзей или животных. Риски заболевания увеличиваются по мере взросления человека.
Причины детской и подростковой депрессии
Исследователи указывают на несколько возможных причин детской депрессии или подталкивающих к ней факторов:
- наследственная предрасположенность (часто) — касается не обязательно родственников первой линии;
- педагогическая непросвещенность родителей (часто) — жестокое, неуважительное отношение к ребенку, ссоры между мамой и папой;
- социальные причины (реже, скорее как пусковой фактор) — проблемы в школе, развод родителей, разногласия с одноклассниками, изменения в составе семьи и пр.;
- психологические — эмоциональные потрясения, потеря родителей или смерть домашнего животного, психологическое давление со стороны родителей;
- физическое или сексуальное насилие;
- биохимические (особенно у подростков) — проблемы в соматическом здоровье, гормональные сбои;
- алкоголизм или наркомания родителей, наличие психически больных родственников;
- легкие сезонные депрессии — чувствительность организма к климатическим изменениям.
Даже при наличии генетической детерминированности депрессия запускается после каких-либо факторов риска. Это часто неадекватное воспитание со стороны родителей, разводы, напряженные отношения в доме между членами семьи.
Второй распространенный фактор риска, запускающий болезнь — школьный буллинг, травля со стороны одноклассников. В таком случае ребенок демонстрирует страх или отказ посещения школы.
Патогенез
Существуют биологические предпосылки формирования болезни, которые возможно проверить в медицинских условиях. Речь идет о дефиците нейромедиаторов в синапсах мозга (норадреналин, дофамин), о повышении уровня кортизола. Характерны нарушения секреции мелатонина. У пациентов обнаруживаются морфологические изменения в области миндалины, фронтальной коре мозга.
Большинство детей с депрессией переживают недостаток материнской любви. У многих перед началом заболевания присутствовали социальные и экономические перемены, острые стрессы. Заболевание чаще диагностируется у детей, которые до болезни уже были довольно интровертированы, тревожны, ранимы и невротичны.
Классификация
Чтобы классифицировать депрессии, стоит ознакомиться с рубриками МКБ-10:
- F93.0 «тревожное расстройство на фоне разлуки» — тревога по отношению к тому человеку, к которому ребенок привязан и с которым его разлучили;
- F93.1 «фобическое расстройство» — страхи, не соответствующие определенной возрастной фазе, патологический уровень тревожности;
- F93.2 «социальное тревожное расстройство» — проблемы в социальном взаимодействии, высокий уровень стеснительности и зажатости при общении с незнакомыми людьми, но отсутствие таких показателей при взаимодействии с членами семьи;
- смешанные варианты патологии – присутствие симптомов всех трех категорий.
Тревожное расстройство первого типа выражается в беспокойстве ребенка о возможных несчастных случаях, связанных с человеком, с которым произошла разлука. Характерно нежелание посещать школу вследствие страха расставания. Наблюдается страх одиночества, ночные кошмары по теме разлуки.
При социальном тревожном расстройстве на первый план выходит нарушение социальных взаимодействий. Отмечается наличие дистресса и дискомфорта в тех ситуациях, когда ребенок поневоле участвует в социальных мероприятиях. Он начинает плакать, его речь спутана, отсутствует спонтанная речь. Симптоматика не уходит на протяжении минимум 4-х недель. При этом заболевание не прогрессирует как грубое нарушение эмоций или поведения, отсутствуют характерные симптомы ПТСР или других заболеваний.
Осложнения
Без медицинской помощи детская депрессия прогрессирует во взрослые формы расстройства. Симптоматика обостряется, возникают новые проявления. Нарушения все больше затрагивают соматическое состояние. В подростковый период внимание стоит уделить суицидальному поведению. Многие подростки с депрессией демонстрируют намерения навредить себе или убить себя. Это проявляется в настораживающих моментах:
- в разговоре заметно отсутствие надежд на будущее, веры в себя;
- нет заинтересованности в ранее любимых занятиях;
- безразличное отношение к себе или к родителям;
- грубые девиации в поведении;
- приготовления к суициду — написание прощальных записок, завещаний;
- аутоагрессия — нанесение себе увечий или увлечение опасными для жизни занятиями;
- увлеченность темой смерти;
- прямолинейные высказывания или угрожающие заявления о намерениях закончить свою жизнь суицидом.
Единственный перенесенный приступ депрессии — огромная вероятность повторения заболевания.
Диагностика
При подозрении на депрессию для точной диагностики стоит посетить врача-психотерапевта или психиатра. Диагностика основывается не только на видимых для обычного человека симптомах.
Врач при диагностике проводит сбор информации, которую берет непосредственно от ребенка, его родителей и учителей. Пациент проходит краткое психологическое тестирование. Используется шкала Бекка, шкалы Гамильтона и тесты Монтгомери-Асберг.
Самостоятельная диагностика не эффективна. Установление ребенку диагноза «депрессия» затруднено даже для специалистов. Причины в том, что симптомы очень изменчивы, неустойчивы, маскированы соматическими проявлениями. Детская замкнутость и печаль нередко ложно воспринимается за депрессию. И наоборот — депрессию воспринимают как замкнутость и грусть. Один или три симптома — не признак заболевания.
Если ребенок раздражителен или печален — это не говорит о депрессии. Проявления зависят также от характерологических особенностей личности, возраста.
Самым страшным последствием является необратимая умственная деградация
Необходимо как можно раньше распознать зависимость и начать ее лечить.
Подростковая форма
У детей от 12 до 15 лет присутствует множество фобий. Проблемы в освоении новых знаний становятся более острыми. Характерно падение успеваемости. Если родители ругают за неудачи в обучении и отсутствии ответственности — это вызывает у пациента еще больше страхов порицания, он полностью отказывается посещать школу.
Начальный подростковый возраст вне зависимости от уровня интеллекта подразумевает проблемы с выражением собственных чувств и переживаний. При депрессии проблема усугубляется, смешивается с тревогой и отсутствием самопринятия. Происходит падение самооценки, заметны высказывания о тотальном одиночестве и безысходном положении.
С 15 лет депрессивное расстройство начинает проявляться в девиантном поведении (бродяжничество, противозаконные действия, грабежи, аутоагрессия и пр.). В среднем и старшем подростковом возрасте подключается метафизическая интоксикация. То есть происходит расстройство мыслительного процесса. Подросток склонен размышлять на отвлеченные темы, используя примитивные убеждения. Часто отсутствует критика своего состояния. В высказываниях и размышлениях подростка заметны убеждения об утрате смысла жизни, присутствует заинтересованность в смерти.
Виды депрессий у подростка:
- Реактивная — психогенный фактор развития, травмирующая ситуация заметна в переживаниях и высказываниях.
- Меланхолическая — медлительность в действиях и мышлении, «застревание» мыслей, речевая заторможенность. Ангедония — невозможность получать удовольствие от чего-либо. Наличие мучительных физических ощущений, головной и желудочной боли.
- Биполярное расстройство — смена депрессивной фазы с маниакальной. В маниакальной фазе наблюдается беспричинный подъем настроения, чрезмерная двигательная и речевая активность. Пациент совершает необдуманные, порой опасные поступки.
- Сильная (большая) депрессия — симптоматика проявляется на протяжении 3-6 и более лет, полная утрата навыков общения и успеваемости, симптомы прогрессируют.
- Субдепрессия — легкая форма заболевания, утрата работоспособности и состояние хронической усталости. Есть жалобы на плохой сон, сонливость днем и быструю утомляемость.
- Анаклитическая — расстройство в младенческом возрасте, чаще встречается у детей, выросших в морально «холодной» обстановке. Патология подразумевает отсутствие и положительных, и отрицательных эмоциональных реакций.
Лечение
Лечение депрессии с подросткового возраста — медикаментозное плюс психотерапевтические методы. Особенно актуальны семейные консультации у психотерапевта, если патология была спровоцирована плохой ситуацией дома. При явных суицидальных попытках подростка стоит госпитализировать в психиатрическое отделение.
После лечения антидепрессантами врач проводит оценку терапевтического ответа при помощи шкал депрессии. Детскую депрессию вначале лечат психотерапевтическими методиками. При отсутствии положительных изменений обязательно назначение малых доз препаратов. Применяют проверенные, разрешенные для детей лекарства. Трициклические антидепрессанты назначаются редко, в тяжелых случаях.
В качестве вспомогательных процедур применяется физиотерапия, ЛФК, плавание, рефлексотерапия. Очень важно создание благоприятных условий для жизни ребенка, контроль над уравновешенностью семейной ситуации дома, где живет ребенок.
Рекомендации для родителей
Шансы формирования депрессии существенно падают, если воспитание ребенка происходит в семье со спокойной психологической атмосферой. Важно, чтобы детско-родительские отношения и взаимоотношения между родителями были уравновешенными. Недопустимо физическое или моральное насилие над ребенком, повышение голоса, унижение. Фундамент для здоровой психики — наличие безусловной родительской любви.
Общие рекомендации включают в себя: уделять время ребенку, устанавливать дружеские взаимоотношения, ходить на прогулки, приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Важно обо всем разговаривать с ребенком, учитывая его мнение, решать возникшие вопросы совместно.
При подозрениях на начало депрессии можно спросить ребенка о его желании записаться на групповую терапию к психологу. Нельзя насильно принуждать или навязывать ребенку те занятия, которые ему не нравятся.
Звоните, и вы успеете спасти своего близкого человека!
Источник