Главным критерием истины для диалектического материализма является ются чувственные переживания

Диалектика-материалистическая концепция истины

Диалектико материалистическая концепции истины строится на классическом принципе соответствия. Понимая познание как отражение объективной действительности, диалектический материализм развивает учение об объективной, абсолютной и относительной истине, Понятие объективной истины выражает убеждение в том, что человеческое знание субъективно по форме в силу того, что всегда является знанием субъекта — конкретною человека, научною сообщества и т. д. Под объективной истиной диалектический материализм понимает то содержание сознания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Иными словами, сознание человека являясь высшей формой отражения, независимо от воли субъекта принципиально способно более или менее достоверно отображать объективный мир. Под абсолютной истиной диалектический материализм понимает, с одной стороны, знание: которое не может быть опровергнуто в дальнейшем ходе развития науки, с другой стороны, полное, исчерпывающее знание об объекте. Понятия абсолютной и относительнойистины представляют истину как процесс, как движение через относительные истины к абсолютному, но фактически достижимому идеалу исчерпывающего знания объекта. Д

Если конечной и опосредованной целью познания является прак­тика, то непосредственная его цель — истина. На всех своих этапах развития истина неразрывно связана со своей противоположностью — заблуждением, которое является постоянным и необходимым ее спутником.

Заблуждение — знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности. Заблуждения затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть объективно необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого «грандиозного заблуждения», как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе.

Заблуждения многообразны по своим формам: научные и вненаучные, эмпирические и теоретические и т.д. Заблуждения следует отличать от лжи — преднамеренного искажения истины в корыстных целях — и связанной с этим передачи заведомо ложого знания — дезинформации. Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильных действий индивида и любой сфере: ошибки логические, фактические, ошибки в вычислениях, в политике, в повседневной жизни и т.п.

Те или иные заблуждения рано или поздно преодолеваются: (Либо «сходят со сцены» (как, например, учение о «вечном днигателе»),либо превращаются в истинные знания (превращение алхимии в химию).

Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, истина — это правильное отражение действительности.

Основных свойства, признаки истины:

Объективность — первый и исходный признак истины, который означает, что истина обусловлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей.

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт. Для характеристики этого признака истины применяются категории абсолютного и относительного:

а) абсолютная истина (томнее, абсолютное в истине) понимается, во-первых, как полное исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему; во-вторых, как тот элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем (например, «все люди смертны.);

б) относительная истина (точнее, относительное в истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.

Истина всегда конкретна — это значит, что любое истинное знание всегда определяется в своем содержании и применении данными условиями места, времени и многими другими специфическими обстоятельствами, которые, познание должно учесть как можно точнее.

Итак, — и это необходимо подчеркнуть особо — объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина — это не разные «сорта» истин, а одно и то же истинное знание с. этими своими характерными признаками (свойствами).

Изучение вопроса об истине и заблуждении будет незавершенным без рассмотрения проблемы критерия истины т.е. того, каким образом можно отграничить истину от заблуждения. В истории философии предлагались разные критерии, наиболее адекватно и содержательно этот вопрос разработан в диалектико-материалистической философии.

В качестве решающего критерия истины здесь считается общественная практика во всем объеме своего содержания, а также в целостном историческом развитии. Дополнительным, вспомогательным, производным от практики является логический, теоретический критерий истины.

Среди критериев истинности знания назывались всеобщность необходимость, очевидность, логическая непротиворечивость, эмпирическая и практическая подтверждаемость.

Источник

Проблема истины

Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о(об).

(-)истине (+)уровнях познания (-)средствах познания (-)форме познания

Главным критерием истины для диалектического материализма является.

(-)чувственные переживания (-)логические построения (+)практика (-)самоочевидность и достоверность

Зависимость знаний от условий, места и времени выражается в понятии…

(-)абсолютность» (-)заблуждение» (+)конкретность»(-)абстрактность»

Знание не подтвержденное на данный момент практикой, либо недостаточно обоснованное логически, называется.

(-)заблуждением (-)достоверным (-)ошибочным (+)гипотетическ

Истина, согласно Аристотелю, является.

(-)соглашением, добытым в спорте (-)божественным откровением

(-)общим положением (+)соответствием мысли действительности

И относительная, и абсолютная истина…

(+)дают полное, исчерпывающее представление о предмете (-)имеют объективный характер

(-)со временем могут быть пересмотрены (-)имеют субъективный характер

Каждая относительная истина…

(+)содержит в себе долю абсолютной (-)является препятствием на пути у абсолютной истине

(-)тождественна абсолютной истине (-)не имеет никакого отношения к абсолютной

Конвенционализм понимает истину как.

(+)соглашение ученых по выбору наиболее целесообразной и удобной в использовании научной теории

(-)соответствие знания объективной реальности

(-)непротиворечие, самосогласование знание

(-)знание, полезное для человека

К объективным причинам появления заблуждений в науке следует отнести

(-)невозможность достигнуть истины

(-)ошибки отдельных ученых

(+)многоаспектность объекта познания

(+)процесс поиска истины, сопряженный с выдвижением предположений и гипотез

(-)несовершенство методов познания

К формам практики как критерия истины не относится…

(+)идеология (-)общественное производство (-)социально-политическая деятельность (-)научно-эксперементальная деятельность

Окончательное знание определенных аспектов действительности — это

(-)логика (-)гипотеза (-)относительная истина (+)абсолютная истина

Относительная и абсолютная истины – это …

(-)лишь разные уровни, или формы, истины (-)тождественные понятия

(-)формы субъективной истины (+)исключающие друг друга моменты процесса познания

Прагматизм считает истиной…

Читайте также:  Плохо чувствую ноги при ходьбе

(-)очевидные и достоверные факты (-)соответствие знаний об объекте самому объекту

(-)общезначимость коллективных представлений (+)знание, ведущее к успешному действию

Преувеличение значения абсолютной истины есть

(-)гностицизм (-)агностицизм (+)догматизм (-)скептицизм

Преднамеренное искажение субъектом действительности трактуется как…

(+)ложь. (-)объяснение. (-)заблуждение. (-)фантазия.

Противоположность истины является ….

(-)ложь (-)сомнение (-)вера (+)заблуждение

Согласно классической позиции истина есть

(-)теоретическая конструкция, позволяющая добиться успеха в данной ситуации

(-)то, что признается таковым большинством

(+)соответствие знаний объективной реальности

Современная диалектико-материалистическая трактовка истины предполагает, что

(-) абсолютной истины не существует,

(+)истина есть процесс

(-) Истина всегда субъективна,

(+) истина неразрывно связана с предметно-чувственной деятельностью, практикой

(-) в познании следует стремиться к вечной и абсолютной истине.

С диалектической точки зрения

(+)истина есть единство объективного и субъективного (-)существуют всеобщие абсолютные истины

(-)истина всегда относительная (+)истина есть единство относительного и абсолютного

(-)истина абсолютна, а заблуждения относительны

С точкой зрения диалектического материализма в определении истины не согласуются следующие суждения

(+)истина -это знание подтвержденное мифами

(-)истина — это такое знание, руководствуясь которым мы создаем произведения искусства

(+)истина есть то, что просто и экономно описывает поток переживаний человека

(-)истина — это такое знание, руководствуясь котором мы достигаем цели.

У сторонников________ истиной считается все, что полезно

(+)прагматизма (-)марксизма (-)неотомизма (-)экзистенциализма

Утверждая, что истина есть раскрытие сущностных сил самой материи, ее самодвижение философ встает на позиции…

(-)объективного идеализма (+)материализма (-)субъективного идеализма (-)прагматизма

Источник

4. ПРАКТИКА — КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

4. ПРАКТИКА — КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

Правильность отражения внешнего мира в мозгу человека проверяется практикой, Практика подтверждает данные органов чувств и мышления, передаваемые людьми друг другу с помощью языка.

МАРКСИСТСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРАКТИКИ. Марксистский философский материализм понимает под практикой прежде всего общественно-производственную деятельность людей. Эксперимент в лаборатории учёного или в заводской лаборатории, проводимый при помощи научной аппаратуры, являющейся показателем и выражением успехов производства и наук, также является частью общественно-производственной практики. В практику, служащую критерием истины, включается также практика астрономических наблюдений, географических открытий и т. д.

Нельзя сводить практику только к отношению людей к природе. Материальные, т. е. складывающиеся независимо от воли людей, производственные отношения общества являются важной стороной общественно-производственной деятельности. Поэтому в содержание практики марксизм-ленинизм включает и опыт классовой борьбы, практику борьбы за социализм и коммунизм,

Если мы действуем на основе правильного представления о предметах, закономерностях объективного мира, то мы достигнем заранее намеченных результатов. Таким образом, успехи практической деятельности людей являются проверкой применяемых в ней теоретических представлений. Ошибки и неудачи в практической деятельности свидетельствуют о неполноте наших знаний и тем толкают к преодолению этих ошибок, т. е. к дальнейшему, всё более глубокому познанию мира и его закономерностей.

Практическая деятельность людей есть в конечном счёте решающий способ проверки достоверности наших знаний. Практика проверяет правильность отражения явлений природы, правильность познания сущности этих явлений. Практика проверяет правильность наших выводов об этих явлениях и о законах, управляющих ими. Практика выступает основой и критерием истинности наших знаний об объективной реальности.

Важнейшим условием развития науки является умение деятелей науки чутко прислушиваться к голосу жизни, практики.

Вне практики в её марксистском понимании нельзя разрешить вопрос о правильности или неправильности человеческих представлений о внешнем мире. Больше того, попытка оторвать вопрос о познаваемости мира от практики ведёт неизбежно к схоластике.

«Вопрос о том, — писал Маркс, — обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления» [10].

Введение марксистским философским материализмом общественно-производственной практики в теорию познания диалектического материализма нанесло смертельный удар по агностицизму, философский идеализм был разоблачён в той сфере, где он считал себя неуязвимым.

Энгельс указывал, что самым решительным опровержением агностицизма является практика, а именно эксперимент и индустрия. «Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем; что мы сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец» [11].

История науки и техники подтверждает положение марксистского материализма о познаваемости мира, о роли практики как критерия истины.

История естествознания и современная наука неопровержимо свидетельствуют о том, что человек с каждым научным открытием всё глубже и полнее познаёт объективный материальный мир и закономерности его развития и подтверждает правильность своих знаний практикой. Познавая объективные законы природы и общества, люди используют их для достижения своих практических целей, овладевают стихийными силами природы и создают в процессе производства такие предметы и явления, которые без них природа на Земле не создавала (например, химические элементы тяжелее урана, пластмассы, новые сорта растений и породы животных и т. д. Создание в лаборатории и в промышленности предметов и явлений, которые без человека создаются природой, а также создание по заранее намеченным планам, опираясь на познание законов природы, таких предметов и явлений, которые до этого не встречались человеку и условиях Земли, являются неопровержимым доказательством познаваемости мира и его объективных закономерностей.

Диалектический материализм полностью разоблачил агностические утверждении относительно «непознаваемости» законов развития общества. И здесь решающим критерием истины является практика.

Пролетариат — революционный класс, практическая деятельность и жизненные интересы которого требуют изучения объективных законов развития и изменения общественной жизни. Учители и вожди рабочего класса Маркс и Энгельс создали точную науку об обществе — исторический материализм, марксистскую политическую экономию, теорию научного коммунизма.

Маркс и Энгельс на основе познания ими объективных экономических законов капиталистического способа производства впервые смогли научно предвидеть неизбежность гибели капитализма, неизбежность победы пролетариата, творца и строителя коммунизма. Наука об обществе была творчески развита дальше в решениях съездов КПСС и Центрального Комитета Коммунистической партии, в трудах Ленина, его продолжателя И. В. Сталина, их выдающихся учеников и соратников. Практика классовой борьбы пролетариата, победа Великой Октябрьской социалистической революции и победоносное строительство коммунизма в СССР неопровержимо доказывают истинность и силу марксистско-ленинской теории. Всемирно-исторические успехи социалистического строительства в СССР, успехи стран народной демократии, практика борьбы всех прогрессивных сил во главе с коммунистическими партиями против лагеря империализма являются доказательством великой мобилизующей, организующей и преобразующей силы идей марксизма-ленинизма, точно отображающих действительное развитие мира, вооружающих практическую деятельность передовых сил общества.

Читайте также:  Что такое чувство экстаза

КРИТИКА ПРАГМАТИЗМА. Практика решительно опровергает идеализм и агностицизм в теории познания. Не удивительны поэтому отчаянные попытки современных философов империалистической буржуазии фальсифицировать понятие практики с целью спасения идеализма. Одной из таких попыток является модная и поныне в американской буржуазной философии «школа» так называемого прагматизма, разоблачённая ещё В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм».

Прагматисты (Джемс, Дьюи и др.) утверждают, что основой их философии тоже будто бы является практика. Однако под практикой прагматисты понимают лишь то что полезно, выгодно. Полезность они объявляют единственным критерием истинности. Так как, по мнения прагматистов, каждый человек преследует свою выгоду, то истин столько же, сколько людей. На деле прагматисты объявляют «истинным» лишь то, что полезно капиталу и приносит ему успех, прибыль. С точки зрения прагматистов, религия, например, является «истиной», потому что она «полезна» эксплуататорский классам, идеализм оказывается «истинным» на том же основании. Прагматисты объявляют «истиной» любую ложь, если эта ложь выгодна империалистической буржуазии. Прагматисты выступают как философские оруженосцы современной воинствующей империалистической реакции в США. Они отвергают существование внешнего материального мира и его объективных закономерностей, отвергают понимание практики как критерия объективной истины, выступают как субъективисты.

О прагматистах В. И. Ленин писал: «Едва ли не «последней модой» самоновейшей американской философии является «прагматизм» (от греческого pragma — дело, действие; философия действия). О прагматизме говорят философские журналы едва ли не более всего. Прагматизм высмеивает метафизику и материализма и идеализма, превозносит опыт и только опит, признает единственным критерием практику. и. преблагополучно выводит изо всего этого бога и целях практических, только для практики. » [12].

Марксистский философский материализм разоблачает и другие попытки идеалистов извратить вопрос о практике и её роли в познании.

Так, например, махист А. Богданов идеалистически понимал практику как «коллективный опыт», т. е. ощущения многих лиц, и утверждал, будто бы подобным образом понимаемая человеческая практика есть единственный объект познания. Богданов отрицал материю как предмет познания.

В противоположность этому марксистский философский материализм утверждает, что объектом научного познания является материальный мир, существующий вне и независимо от сознания и существовавший ещё тогда, когда не было общества и общественно-производственной деятельности людей. Марксистский философский материализм органически связывает вопрос о роли практики в теории познания с материалистическим решением основного вопроса философии, с признанием существования материи вне сознания, с принципом познаваемости объективного мира.

КРИТИКА МАХИСТСКОГО ТОЛКОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ОПЫТ». Одним из характерных приёмов идеалистов в их борьбе против науки является извращённое толкование ими понятия «опыт», которое широко применяет реакционная философия для прикрытия антинаучного содержания своих теорий.

Махисты, жонглируя понятием «опыт», отвергли объективное содержание опыта, рассматривали «опыт» идеалистически, только как ощущение, переживание человека. На махистскую удочку попался Плеханов, согласившийся с одним из махистских толкований понятия «опыт».

В труде «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин показал, что различные трактовки понятия «опыт», вроде трактовки его как «средства познания» или «предмета познания», сами по себе ещё не раскрывают основных гносеологических расхождений между материализмом и идеализмом. Суть дела заключается в том, чтобы раскрыть объективное содержание в опыте: объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания.

В противоположность махизму марксистский философский материализм определяет опыт как часть общественно-производственной деятельности людей, направленной на раскрытие объективных законов материального мира, на его преобразование. Уже в самом простом научном эксперименте большую роль играет активное отношение к природе. Наука воспроизводит явления природы в опыте с целью раскрытия её законов, с целью овладения её тайнами.

Таким образом, марксизм-ленинизм разоблачает все идеалистические извращения в понимании практики и впервые вводит в теорию познания практическую деятельность людей, их общественно-производственную деятельность.

Введение практики в теорию познания характеризует марксизм как действенное мировоззрение в противоположность созерцательному характеру старого, домарксовского материализма.

ПРАКТИКА — ОСНОВА ЕДИНСТВА ЖИВОГО СОЗЕРЦАНИЯ И АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ. Для устранения ошибок в мышлении и для использования выводов теории в жизни необходимо идти от практики к мышлению и от мышления к практике, проверяя ею правильность результатов абстрактного мышления. Следовательно, практика выступает не только основой познания и критерием истины, но и целью познания объективного мира. Практика лежит в основе, всех этапов познания объективной реальности. Живое созерцание человеком природы, как и абстрактное мышление людей исторически могли возникнуть и развиваться лишь в процессе практического воздействия человека на природу и общество, в ходе общественно-производственной деятельности людей.

Подлинно научное познание мира имеет целью активное преобразование природы, коммунистическое преобразование общества, внедрение результатов теории в жизнь.

Практика подтверждает единство живого созерцания и абстрактного мышления. Всякая попытка свести процесс познания только к одному из этих моментов познания противоречит реальным фактам действительности, ведёт к извращению марксистско-ленинской теории отражения. Ограничение процесса познании внешнего мира только лишь одними чувственными данными, недооценка роли абстрактного мышлении ведет к слепому накоплению фактов без раскрытия их внутренней связи. В свою очередь ограничение познания природы только абстрактным мышлением, игнорирование данных органов чувств и практики прямо ведут к схоластике. Практика, рассматриваемая вне связи с теорией, ведёт к делячеству, к работе ощупью, вслепую. Анализ любого вида человеческой деятельности подтверждает правильность этого вывода.

В результате развитии промышленности и науки на помощь органам чувств и мышлению человека и ходе его познания внешнего мира приходит вся современная научная и технической аппаратура. Чтобы изготовить современные телескопы, световые и электронные микроскопы, сейсмографы, радиопередатчики, телевизоры, конденсационную камеру, бетатрон, циклотрон, радиолокатор, электроинтегратор и другую научную и промышленную аппаратуру, нужен высокий уровень развития производства, огромный запас наблюдений, высокий уровень развития научного мышления.

Приведём пример такого единства всех форм отражения внешнего мира.

Изобретение и усовершенствование светового микроскопа было в своё время огромным достижением науки и техники. Человек стал видеть недоступные невооружённому глазу мельчайшие предметы. Однако световой микроскоп не позволяет различать предметы меньшие, чем длина световой волны.

Буржуазные философы-идеалисты поспешили и здесь заявить, что наступил будто бы предел познания человеком микропроцессов. Однако в 20-х годах XX в. были обнаружены волновые свойства электронов. Оказалось, что при известных условиях можно получить электронную волну такой длины, что становятся видимыми частицы, которых нельзя было видеть в оптический микроскоп.

Читайте также:  Метод оценки уровня стресса

Используя это открытие, учёные получили возможность построить особые электронные микроскопы. Электронный микроскоп во много раз сильнее самого сильного светового микроскопа. При помощи электронного микроскопа можно, например, видеть вирус гриппа, размеры которого составляют величину порядка нескольких молекул. И это ещё не предел возможностей совершенствования современной микроскопии.

Советские астрофизики сумели, несмотря на мощные облака тёмной межзвёздной материи, сфотографировать при помощи инфракрасных лучей считавшийся принципиально недоступным для научного исследования центр Млечного пути (нашей Галактики). Они сумели обнаружить тяжёлый углерод в составе звёзд-гигантов, сумели показать, что в составе Млечного пути звёзды не возникли одновременно, как об этом писали буржуазные астрофизики, что в нём и сейчас идёт процесс звездообразования.

Мы можем сегодня видеть следы таких явлений, которые невозможно увидеть непосредственно даже при помощи самого сильного электронного микроскопа. В конденсационной камере можно наблюдать движение отдельного электрона, фотографировать полёт позитрона и т. п. Учёные сконструировали приборы, которые дают возможность наблюдать явления и процессы, протекающие за одну миллионную и даже меньшую долю секунды.

Убедительные примеры превращения «вещей в себе» в «вещи для нас» даёт нам практика использования в промышленности достижений современной синтетической химии.

Люди раньше не умели производить искусственный каучук. Структура молекулы естественного каучука не была достаточно известна химикам. В этом отношений каучук оставался для науки «вещью в себе». Коммунистическая партия поставила перед советскими химиками задачу в короткий срок разгадать тайну химического строения молекулы каучука и научиться самим в лабораториях и в промышленности производить то, что без нас, в виде сока особых растений, производит природа.

Ещё до Великой Октябрьской социалистической революции выдающийся русский химик С. В. Лебедев вплотную подошёл к решению проблемы искусственного синтеза каучука. Но только в условиях советского строя советские химики во главе с С. В. Лебедевым раскрыли тайны строения каучука и разработали технологию производства синтетического каучука. Таким образом, и в этой области химических знаний на практике была доказана познаваемость мира. Эти примеры из истории астрономических открытий, физики и химии являются подтверждением положения марксистского философского материализма о том, что пот вещей непознаваемых, а ость только вещи, пока ещё не познанные, которые, однако, рано или поздно будут пополнены силами науки и практики.

Так, единство живого созерцания, абстрактной научной мысли и практики позволяет всё глубже и глубже отражать природу. Наука и практика доказали правильность положений марксистского философского материализма, утверждающего, что возможности человеческого познания беспредельны. От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него — к практике — таков путь познания истины.

Итак, практика доказывает познаваемость мира. Проверенные практикой знания о законах природы являются объективными истинами.

Как же понимает марксистский философский материализм истину?

Читайте также

Учение об истине. Практика – критерий истины

Учение об истине. Практика – критерий истины Для науки XVIII в., находившейся под влиянием метафизической методологии, было типичным понимание истины как только абсолютной, а тем самым и вечной. Это понимание унаследовал и Дюринг: «Всеобъемлющая, раз навсегда законченная

Относительность философской истины и абсолютность истины христианской

Относительность философской истины и абсолютность истины христианской Каждый христианин знает, что философские истины, размышления и теории ни в коей мере не могут заменить истины христианской, ибо истины, которые открывает нам философия, относительны, а истина,

IV. Критерий апостола Иоанна

IV. Критерий апостола Иоанна Последствия греха, отделяющего нас от Бога, в области сознания, мысли совершенно те же, как и во всей нашей жизни. И там и здесь грех является началом полного внутреннего распада.Раздвоение между чувственностью и мыслью – дуализм отвлеченного

1. Первый критерий — символическое

1. Первый критерий — символическое Для нас является привычным, почти что безусловным, некоторое различие, или корреляция, между реальным и воображаемым. Вся наша мысль поддерживает диалектическую игру между этими двумя понятиями. Даже когда классическая философия

5. Пятый критерий: серийное

5. Пятый критерий: серийное Все это, однако, кажется еще неспособным функционировать. Дело в том, что мы смогли определить структуру только наполовину. Она начнет двигаться, оживляться, лишь если мы воспроизведем ее вторую половину. Действительно, определенные нами выше

IV. Философский критерий.

IV. Философский критерий. Все виды литературы хороши, кроме скучной, говорил Вольтер. Прав он? Конечно, прав, никто спорить не станет. Сказать, что литературное произведение скучно, значит признать, что оно никуда не годится. Ну, а как быть с мировоззрениями? Вправе мы

А. УДОВОЛЬСТВИЕ КАК КРИТЕРИЙ ЦЕННОСТИ

А. УДОВОЛЬСТВИЕ КАК КРИТЕРИЙ ЦЕННОСТИ Авторитарная этика обладает преимуществом простоты; ее критерии добра и зла продиктованы авторитетом, и добродетель человека состоит в том, чтоб подчиняться этому диктату. Гуманистическая же этика вынуждена справляться с уже

6. КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ

6. КРИТЕРИЙ ПРАКТИКИ В ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ Мы видели, что Маркс в 1845 году, Энгельс в 1888 и 1892 гг. вводят критерий практики в основу теории познания материализма.[122] Вне практики ставить вопрос о том, «соответствует ли человеческому мышлению предметная» (т.е. объективная)

Критерий эффективности

Критерий эффективности Мы видели, что требованием милосердия предписывается оказание заботы и помощи каждому нуждающемуся, тем более просящему о помощи. Не отказать в просьбе о воспомоществовании, подать милостыню — есть всего лишь учтивость, говорил Толстой.

6.12. Новый критерий

6.12. Новый критерий В этом параграфе я сформулирую новый критерий <82>гравитационной редукции вектора состояния, существенно отличный от того, что был предложен в НРК, но близкий к некоторым идеям, высказанным в последнее время Диози и другими учеными. Причины, побудившие

а. Удовольствие как критерий ценности

а. Удовольствие как критерий ценности Авторитарная этика обладает преимуществом простоты; ее критерии добра и зла определяются диктатом авторитета, добродетель человека заключается в повиновении им. Гуманистической этике приходится справляться с трудностью, о

13. Вечная религия и три истины: самбандха, абхидхея и прайоджана (свидетельство истины)

13. Вечная религия и три истины: самбандха, абхидхея и прайоджана (свидетельство истины) Следующим вечером Враджанатх вновь пришел к святому Шри Рагхунатхе и сел под дерево бакула лицом к дому Шривасы. У пожилого бабаджи в сердце уже родилась отцовская любовь к

Источник

Оцените статью