Правильное правописание: “чувствуешь” или “чуствуешь”
Данное слово является глаголом 2-го лица настоящего времени единственного числа. В повседневной речи употребляется довольно часто, но его правописание вызывает определённые сложности.
Давайте с этим разберёмся.
Существует два варианта правописания анализируемого слова:
- “чу вст вуешь”, где после буквы “у” пишется сочетание букв “-вст-“,
- “чу ст вуешь”, где после буквы “у” пишется сочетание букв “-ст-“.
Как правильно пишется: “чувствуешь” или “чуствуешь”?
Согласно орфографической норме русского языка правильным является первый вариант:
Почему пишем непроизносимую согласную “в”?
Чтобы разобраться, углубимся в этимологию данного слова.
Глагол “ чувствуешь ” образован от существительного “ чувство “, которое является словарным словом.
Так как “ чувство ” – это словарное слово, то подобрать проверочное слово не получится, а значит такую норму правописания нам следует запомнить.
чувство – словарное слово
чу в ство – чу в ствуешь
Поскольку, глагол “ чувствуешь ” образован от слова “ чувство “, то мы также пишем непроизносимую согласную букву “в”.
Все производные слова от существительного “ чувство ” пишутся с непроизносимой буквой “в” и это следует запомнить.
Примеры для закрепления:
- Ты чувствуешь ко мне то же, что и я?
- Чувствуешь этот неприятный запах, исходящий из подъезда?
- Если ты не чувствуешь боль, значит твой болевой порог высокий.
Источник
О глаголах со значением чувств
Глагол – самая огнепышущая, самая живая
часть речи. В глаголе струится самая алая, самая
свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назна-
чение глагола – выражать само действие!
А. Югов. Думы о русском слове.
Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже тем, что обозначает действие, и поэтому глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.
По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов глаголов входит около 2500. Самыми частотными из них являются мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть и т.д.
Я задумалась о том, что обозначением действия далеко не определяется роль глагола в русском языке. Исследователи выделяют глаголы речи, глаголы труда, глаголы звучания и цвета, глаголы физических ощущений. Мне показались наиболее интересными глаголы со значением чувств.
Общий семантический признак “испытывать чувство” объединяют данные глаголы в отдельную группу. Глаголы этой группы обозначают не действие, вызываемое субъектом, а чувственное восприятие, определяемое этим субъектом.
Глаголы чувств могут быть однозначными и многозначными.
Однозначные глаголы, у которых “каждой единице языкового смысла соответствует отдельная, строго закреплённая за ней единица внешней оболочки”.
Например: “гневаться – испытывать, проявлять чувство гнева, неудовлетворения, сильно сердиться”; “грустить – испытывать чувство грусти, печалиться, тосковать”.
Наиболее интересными нам представляются многозначные глаголы чувств. Они неоднородны по своей структуре и экспрессивной окрашенности. Их можно разделить на две группы.
- Многозначные глаголы, основное значение которых служит для выражения эмоционального состояния. В.В. Виноградов в работе “Лексикология и лексикография” указывал, что первоначально употребление этих глаголов было связано с добавочной образной характеристикой протекания чувства, но в дальнейшем они “впитали” эту образность и она перестала ощущаться.
Трепетать. Словарь Академии Российской выделяет в глаголе два значения:
1) “Дрожать, трястися, приходить в содрогание от страха или других причин”;
2) “Духом возмущаться, страшиться, ужасаться”. (Трепещу о нём).
В. Даль также отмечает два значения: 1) “Дрожать, трястись, вздрагивать”. 2) “Страшиться, бояться, ожидать со страхом”. Из сопоставления словарных статей видно, что уже в ХIХ веке наиболее отчётливо выделялись два значения: прямое – “дрожать” и переносное – “испытывать сильное волнение”.
Сравним: Тихо трепетали листья на ветру.
Дубровский затрепетал, бледное лицо покрылось багровым румянцем…
К этой группе глаголов чувств можно отнести и такие, как изводиться, колебаться, сокрушаться, опешить, остолбенеть, плениться, содрогаться, успокаиваться и мн. др. Яркий пример употребления данных глаголов в повести А.С. Пушкина “Дубровский”:
Пошли за приказчиком, он явился; только увидел генерала, он так и остолбенел…;
Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного ужасало его…;
Когда священник обратился к ней с обычными вопросами, она содрогнулась и обмерла…
2. Многозначные глаголы, которые мы объединяем во вторую группу, не являются глаголами чувств в прямом своём значении. Но при переносном употреблении, могут иметь значения, передающие эмоциональное состояние.
1) “Переставать гореть, затухать”;
2) перен. “Ослабевать”.
Я вижу, что исчезает что-то страшно нужное. Гаснет непосредственное чувство.
1) “Поддерживать собою пламя, давая жар, пылать”;
2) “Протекать стремительно, быть в разгаре, кипеть”;
3) “Находиться в возбуждённом состоянии, в волнении, испытывать какое-либо сильное чувство”.
Я очарован, я горю
И содрогаюсь пред тобою. (Пушкин).
К этой группе глаголов чувств можно отнести следующие: кипеть, трогать, деревенеть, горячиться, охладевать, сохнуть, таять.
Сравним у А.С. Пушкина:
От всенощной вечор идя домой,
Антипьевна отменно горячилась.
О вы, которые уж сердцем охладели,
Взгляните на неё: полюбите вы вновь…
Увял надежды ранний цвет:
Цвет жизни сохнет от мучений!
Желанья гасли вдруг и снова разгорались.
Я таял…
Сфера употребления глаголов чувств ранее была достаточно ограниченна, чаще всего они использовались в поэтической лексике для создания образности. Наблюдения за употреблением этих глаголов сегодня показывают, что наблюдаются изменения стилистической окраски подобных глаголов: утрачивается характерная для них образность, слова как бы нивелируются.
В юношеском возрасте меня ненадолго воспламенила любовь к Драйзеру. (Ю. Трифонов).
Особый интерес представляет небольшая группа глаголов чувств, созданных на основе переносов значения одного слова на другое.
Например связанных с названиями животных, птиц, рыб, названиями присущих им свойств, повадок.
Собачиться, гнушаться, ехидствовать, ехидничать, бычиться, быковать, зверствовать, щетиниться.
В стилистическом отношении данные глаголы чаще всего характеризуются как просторечные.
Таким образом, мы можем сделать вывод: глаголы чувств, несущие в себе многозначность, созданные на основе семантической связи, сохраняются в языке; порой эти глаголы утрачивают образность, но количество значений данных глаголов даже увеличивается.
Знание этих глаголов, умение использовать их, делают речь содержательной, насыщенной, придают ей эстетическую ценность, на что специально обращали внимание многие писатели. Юрий Бондарев писал: “…По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера…”.
1. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990.
2. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография. М.: Дрофа, 1997.
3. Югов А.К. Думы о русском слове. М.: Просвещение, 1972.
4. Даль В.И. Словарь русского церковного языка. М.: Вече, 2004.
5. Бондарев Ю. Избранное. М.: Дрофа. Вече, 2002.
6. Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение,1990.
Источник
Образование глаголов от основ имен
существительных и прилагательных
Основным способом образования глаголов от именных основ является суффиксация.
От основ имен существительных глаголы образуются при помощи следующих суффиксов:
1. -а(ть). Этот суффикс присоединяется к непроизводным и производным основам на твердый и мягкий согласный.
Многие отыменные глаголы перестали осознаваться как производные. К их числу относятся такие, как делать, работать. Суффикс -а(ть)продуктивен.
Сюда же принадлежат глаголы либеральничать, подхалимничать.
Хотя суффикс -нич(а)тьпо происхождению связан с именным суффиксом -ник,он в дальнейшем оторвался от него и характеризует специально глагольное образование. Суффикс -нич(а)тьпродуктивен.
5. Суффикс -ов(а)тьсо своими вариантами -иров(а)ть, -изиров(а)ть, -изов(а)ть.При помощи суффикса -ов(а)-,(-ев(а)-) производятся глаголы от бессуффиксных существительных и имен с суффиксом -ство, -ствие
Суффикс -ов(а)тьявляется продуктивным при образовании глаголов от основ, заимствованных из других языков.
Например:
митинг – митинговать
Суффикс -иров(а)тьвосходит по своему происхождению к немецкому суффиксу -ieren.Отдельные глаголы с этим суффиксом вошли в русский язык еще в XVIII в., но живым стал этот суффикс лишь к середине XIX в.
В некоторых случаях эти глаголы не соотносятся с существительными (парировать, превалировать), но чаще они соотносятся с именами существительными, как бессуффиксными, так и с различными суффиксами.
От иноязычных слов производятся глаголы этого словообразовательного типа, относящиеся к различным сферам деятельности.
Глаголы с суффиксом -иров(а)тьмогут быть несоотносительны с непроизводными основами, но соотносятся с именами существительными, включающими различные суффиксы: -ация, -енция, -ция, -ер, -ант(-‘ант), -ент, -ист, -атор.
Глаголы с суффиксом -изиров(а)тьсоставляют сравнительно небольшую группу. По своему происхождению этот суффикс восходит к немецкому -isieren.Большинство глаголов с суффиксом -изиров(а)тьсоотносится с производными именами с суффиксом -изация.
5. Суффикс -(и)ть. Он образует глаголы от основ имен существительных, особенно бессуффиксных.
6. Суффикс -(е)ть. Он образует глаголы от основ существительных.
При помощи суффиксов -(и)тьи -(е)тьобразуются глаголы и от основ имен прилагательных. Это образование продуктивно. Глаголы на -(и)тьот основ имен прилагательных имеют значение «делать таким, каким обозначает основа имени прилагательного».
Все эти глаголы переходные.
Глаголы с суффиксом -(е)тьимеют значение «становиться таким, каким обозначает основа имени прилагательного».
Эти глаголы непереходные.
В современном русском языке действует и суффиксально-префиксальное образование глаголов от именных основ. Такой комбинированный способ глагольного словопроизводства известен с суффиксами -(и)тьи -(е)тьи префиксами.
Часто таким префиксом является обез-.
Источник
Глагол образованный от существительного чувства
Словообразование глаголов
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным,
- суффиксальным,
- приставочно-суффиксальным.
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным,
- суффиксальным,
- приставочно-суффиксальным.
Глаголы образуются приставочным способом от других глаголов. Например:
прочитать ← читать, выбрать ← брать, переехать ← ехать
Глагол прочитать образован от глагола читать при помощи приставки про-.
Глагол выбрать образован от глагола брать при помощи приставки вы-.
Глагол переехать образован от глагола ехать при помощи приставки пере-.
От одного глагола при помощи разных приставок может быть образовано большое количество новых слов.
Так от глагола лететь при помощью разных приставок образуются глаголы
улететь, приставка у—
перелететь, приставка пере—
вылететь, приставка вы—
залететь, приставка за—
облететь, приставка об—
налететь, приставка на—
слететь, приставка с—
вылететь, приставка вы—
долететь, приставка до—
Суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:
- от существительных. Например:
беседовать ← беседа, ночевать ← ночь, обедать ← обед, кодировать ← код, занавесить ← занавес
Глагол беседовать образован от существительного беседа при помощи суфикса ова-.
Глагол ночевать образован от существительного ночь при помощи суфикса ева-.
Глагол обедать образован от существительного обед при помощи суфикса а-.
Глагол кодировать образован от существительного код при помощи суфикса ирова-.
Глагол занавесить образован от существительного занавес при помощи суфикса и-.
- от прилагательных. Например:
синить ← синий, краснеть ← красный, крепнуть ← крепкий
Глагол синить образован от прилагательного синий при помощи суфикса и-.
Глагол краснеть образован от прилагательного красный при помощи суфикса е-.
Глагол крепнуть образован от существительного крепкий при помощи суфикса ну-.
Приставочно-суффиксальным способом глаголы образуются от разных частей речи:
- от существительных. Например:
Глагол остолбенеть образован от существительного столб при помощи приставки о— и суфикса ене-.
- от прилагательных. Например:
Глагол усложнять образован от прилагательного сложный при помощи приставки у— и суфикса я-.
- от местоимений. Например:
Глагол присвоить образован от местоимения свой при помощи приставки при— и суфикса и-.
- от числительных. Например:
Глагол утроить образован от числительного трое при помощи приставки у— и суфикса и-.
Повторим
Глаголы образуются от разных частей речи следующими способами:
- приставочным — от других глаголов;
- суффиксальным – от существительных, прилагательных;
- приставочно-суффиксальным – от существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
Источник