Гиппенрейтер развиваем эмоциональный интеллект вместе переживаем

Гиппенрейтер развиваем эмоциональный интеллект вместе переживаем

КЛУБ ОСОЗНАННЫХ И ЛЮБЯЩИХ РОДИТЕЛЕЙ-дети и семья запись закреплена

ИГРЫ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ
Проект Ю.Б. Гиппенрейтер «Мир общения»

1. Юлия Гиппенрейтер «Психологические игры и занятия с детьми». Комплект. Книга, карточки, лото. 12+
http://www.labirint.ru/books/440888/?p=10210
С этого комплекта психологических игр начинается проект Ю.Б. Гиппенрейтер «Мир общения». Замысел проекта — помогать родителям в организации живого эмоционального и развивающего общения с ребенком. В предлагаемых играх дети вместе со взрослым погружаются в мир эмоций — делятся своими переживаниями, учатся называть, осознавать и различать оттенки чувств, понимать переживания других.
Комплект содержит — 30 таблиц лото, 70 игровых карточек, книгу «Вместе переживаем и играем».
Обнаружено, что от эмоционального интеллекта, в большей степени зависит благополучие нашей жизни. Люди с высоким показателем эмоционального интеллекта лучше продвигаются по карьерной лестнице, более счастливы в личной и семейной жизни.

2. Юлия Гиппенрейтер «СТИХиЯ. Интеллектуальная психологическая игра для детей и взрослых. Выпуск: А. С. Пушкин», 12+
http://www.labirint.ru/books/468186/?p=10210
Вы научитесь рефлексии, то есть способности разбираться в собственных чувствах, умению выражать и обсуждать их, лучше понимать чувства другого, а также контролировать собственное эмоциональное поведение.
Обязательно играйте все вместе! Подключите к игре папу, бабушку, дедушку. Практика показывает, что детям любого возраста это доставляет большое удовольствие, не говоря уже о появлении чувства единения всей семьи.

3. Гиппенрейтер, Гиппенрейтер «Родная природа. Игры для развития эмоционального интеллекта. Для детей от 3-х лет»
http://www.labirint.ru/games/485083/?p=10210
— Новинка серии игр для развития эмоционального интеллекта от экспертов детской психологии Юлии Борисовны и Марии Вадимовны Гиппенрейтер
— Уникальные пейзажные фотографии известного фотографа Вадима Гиппенрейтора!
Развивающая игра для детей от 3 лет.
Продолжение проекта «Мир общения».
Замысел проекта «Родная природа»:
— пробуждение интереса ребенка к живой природе;
— знакомство с картинами природы в различные времена года;
— развитие эстетического чувства красоты;
— развитие речи, памяти, воображения и образного мышления.
В наборе: 64 карточки «Времена года», 8 игровых полей, 16 карт лото, 64 карточки «Родная природа».

4. Юлия Гиппенрейтер «Метафоры. Развитие образного мышления», 12+
http://www.labirint.ru/books/555861/?p=10210
Продолжение проекта «Мир общения». Замысел игр «Метафоры» — на материале художественных образов русской поэзии организовать увлекательные занятия с детьми, развивающие эстетические чувства, воображение и мышление.
— Знакомство с метафорами из стихотворений русских поэтов-классиков;
— Пробуждение интереса к поэзии и запоминание стихотворений;
— Развитие и обогащение речи выразительными средствами;
— Развитие воображения, фантазии, эстетического чувства;
— Развитие образного мышления;
— Эмоциональное общение и сближение семьи в совместной игре.
В наборе: 60 карточек метафор, 60 карточек стихов, 30 таблиц лото, 60 ключей.

5. Гиппенрейтер, Рудаков «Развиваем речь и образное мышление. Пословицы и поговорки», 5+
http://www.labirint.ru/books/520921/?p=10210
В этой книге вы найдете много русских пословиц и поговорок, с которыми вам будет интересно познакомиться. Меткие фразы пословиц и поговорок накапливались в нашем языке веками. В них отложилась житейская мудрость, народная смекалка и юмор. В книге вы также увидите веселые рисунки — иллюстрации к каждой пословице. А еще — есть задания и игры, в них рассказано, как можно поиграть с пословицами. Это умные игры, развивающие сообразительность, речь, образное мышление. Играть хорошо с родителями и друзьями. Книга разделена на три части, первая ознакомительная, вторая — творческая, а третья — игровая. После каждой части вы найдете грамоту, которая присуждается за успешное освоение пословиц и поговорок.

6. Гиппенрейтер, Рудаков «Родителям и детям. Читаем и обсуждаем «Сказку о рыбаке и рыбке», 6+
http://www.labirint.ru/books/535743/?p=10210
Чтение сказок детям — давняя замечательная традиция в наших семьях. Сказки полезно не только читать, но и обсуждать с ребенком. Их можно пересказывать своими словами, разыгрывать сцены, объяснять характеры героев. Опыт такого разнообразного «общения» с одной из самых любимых сказок А.С. Пушкина, «Сказкой о рыбаке и рыбке», вы найдете в этой книге. Вам встретятся замечания, объяснения трудных слов, вопросы и задания для вашего ребенка. В книге можно рисовать и использовать специальные наклейки, которые вы тоже найдете внутри.

Все рекомендуемые книги для детей и родителей: #Клуб_осознанных_и_любящих_родителей_книги

Источник

Текст книги «Развиваем эмоциональный интеллект. Детям о метафорах»

Автор книги: Юлия Гиппенрейтер

Жанр: Книги для детей: прочее, Детские книги

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Н. Рудаков
Развиваем эмоциональный интеллект. Детям о метафорах

© Ю. Б. Гиппенрейтер, текст

© ООО «Издательство АСТ»

О чем эта книга?

Развитию эмоционального интеллекта стало уделяться все большее внимания в современной культуре[1] 1
Эмоциональный интеллект (emotional intelligence) правильнее называть эмоциональной компетентностью или развитостью. Можно говорить также о эмоциональной культуре, или грамотности.

[Закрыть] . Исследования показали, что от степени эмоциональной компетентности человека зависит его благополучие – успех в работе, отношения с людьми, семейное счастье. Становится понятно, что заботиться о эмоциональном развитии ребенка так же важно, к о его умственном образовании и физическом здоровье.

Развивать эмоциональный интеллект – значит научиться хорошо:

• понимать свои чувства и переживания;

• находить точные слова для их выражения;

• справляться со своими эмоциями, не терять самообладание;

• замечать и понимать чувства других, учитывая их в своем поведении.

Безусловно, каждый родитель заботится о развитии эмоциональной культуры своего ребенка, хочет помогать ему в этом процессе. Вопрос – как? На наш взгляд, главный путь – это живое общение, совместные дела, игры, чтение и обсуждение книг, беседы на волнующие темы.

Эта книга подготовлена нами с целью помочь родителям и самим детям в общении и эмоциональном развитии. Мы обратились к отрывкам из стихов русских поэтов, в которых авторам удавалось передавать сложные чувства и мыслы, оттенки настроений и состояний человека с помощью метафор и других образных средств языка.

Поэтические образы – это уникальный материал для воспитания общей культуры ребенка, развития его воображения, эмоционального интеллекта, речи и мышления.

Мы сопровождаем тексты стихов комментариями. В них мы настраиваем родителей и самих детей на обсуждение образов и эмоций, описанных в стихотворениях, приглашаем подумать над собственными впечатлениями и образами. Работа с книгой должна помочь читателю вместе с освоением психологического богатства русского языка повысить свою эмоциональную компетентность.

Метафоры и сравнения

Часто, желая выразить свое впечатление от свойства какого-то предмета, мы сравниваем его с тем, где это свойство особенно выражено. Так, мы говорим: «красный как рак», «твердый как кремень», «глаза как небо голубое». В последней фразе голубизна неба усиливает очарование глаз. Такой художественный прием – это простое сравнение.

Возьмем другой пример – из Пушкина, его описание бури:

«…то как зверь она завоет, то заплачет как дитя» … «то как путник запоздалый к нам в окошко постучит».

Эти фразы, погружая нас в переживание бури, заставляют прислушаться – и в ее звуках мы узнаем то вой, то жалобный плач, то, как будто, стук в окошко… Таинственно, немного страшно, тревожно… Образы Пушкина восполняют картину бури, вызывают в нас эмоциональный отклик, создают особое настроение.

В более сложных случаях – метафорах – сходство предмета и другого образа не так легко увидеть, общие черты между ними нужно еще найти, выделить, понять.

Например, мы говорим: «Как слон в посудной лавке!», имея в виду человека, который оступился или – того хуже – повел себя неделикатно. Он что-то натворил, нагрубил, короче, доставил много неприятностей. Услышав метафору, представляешь себе картину: в тесном помещении ворочается громадный слон, а с полок валится хрупкая посуда. Слон – это образ метафоры, а наше неблагоприятное впечатление о человеке – ее «скрытый» смысл. Неуклюжий слон помогает иносказательно выразить наше впечатление.

Бывает, что метафора стиха содержит необычный образ. Так Сергей Есенин в одном из своих стихотворений пишет:

Затопи ты печку, постели постель,
У меня на сердце без тебя метель…

Первая строчка создает образ избы, тепла, заботы, а вторая – холодный образ «метели на сердце». Вместе они воспринимаются нами как чувство одиночества и желание любви.

Иногда метафорой автор старается передать нам чувство, которое трудно назвать, описать простыми словами.

И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.

Мы переживаем и холодок тумана, и возможность уютно спрятаться в нем, задумываемся о желании автора скрыться в неизвестности. Возможно, именно это сложное впечатление и стремился создать поэт.

Часто метафорический образ передает мысль, отношение или чувство гораздо лучше, чем многие слова.

Но залезли мне в сердце девчонки,
Как котята в чужую кровать!

Использование образов делает нашу речь более яркой, выразительной, доходчивой.

Заметим, что некоторые метафоры старательно прорисовываются в баснях или сказках. Прочитав в удачный момент, мы помним их всю жизнь. Так «лебедь, рак и щука» тут же напоминают нам смешную сцену несогласованных усилий, а слова «гадкий утенок» – длинную историю о жизни и судьбе утенка, которую нам рассказал Андерсен. Конечно, мы применяем их к людям. Такие образы помогают нам лучше понять жизненные ситуации и оценить их.

Читайте также:  Пресвятая богородица образ три радости

Метафоры и развитие ребенка

Восприятие метафор требует умственных усилий. Чтобы их понимать, нужно уметь выделять или абстрагировать признаки, обнаруживать их сходство, находить обобщающие слова-понятия. Мы делаем это почти автоматически, а больные с некоторыми нарушениями психики такое сделать не могут; понимание метафор им недоступно! Так, на вопрос: о чем эта фраза про слона в посудной лавке? что мы хотим ею сказать? – такой больной ответит: «про то, что слон попал в посудную лавку, и там побил посуду!».

Сложные метафоры недоступны также и маленьким детям. Развитие интеллекта происходит у детей очень постепенно. Умение обобщать, находить аналогии и понимать смысл метафор активно развивается в период 9–13 лет.

То же можно сказать и об эмоциональном развитии. Восприятие все более сложных чувств и их граней, умение их заметить, на них откликнуться, осознать и назвать, используя все более точные слова и образы развивается постепенно, и наиболее активно после 10 лет.

Из сказанного следует, как важно в общении с детьми, разговорах и занятиях с ними, привлекать внимание к свойствам того, что они видят, слышат, ощущают, что чувствуют они сами и другие люди. Важно ставить вопросы на сравнение и сопоставление разных свойств, чувств, впечатлений, обсуждать их сходства и различия, пробовать найти обобщающие слова, их синонимы. Это стимулирует детей осваивать важные умения. Работа с метафорами позволяет все это делать.

Как пользоваться книгой

Читать книгу стоит не спеша, останавливаясь на обдумывание своих впечатлений, и на их обсуждение. Начинать надо с более простых сравнений, они идут вначале, потом вам встретятся более сложные поэтически образы и жизненные ситуации. Некоторые слова могут оказаться непонятными. Мы советуем в этом случае остановиться и узнать, что означает слово и как оно употребляется.

Родителям стоит принимать участие, сравнивать детские и свои впечатления, понимания того, о чем метафора, вместе вспоминать или придумывать случаи, когда пригодилась бы данная метафора. Чем старше дети, тем более сложные словесные образы можно с ними обсуждать.

Соответственно, в книге сложность языка стихотворений и метафор постепенно увеличивается. Взрослым стоит с большим уважением относиться к усилиям ребенка вникать в образы, понять смысл и чувства, которые вкладывает в них автор.

Хорошо предложить ребенку прочитать какую-нибудь метафору наугад, вдуматься в нее, прочитать еще раз вместе, побеседовать, позадавать друг другу вопросы, обменяться впечатлениями. Каждая метафора дает много поводов для размышлений и переживаний. Прежде всего сам конкретный образ метафоры навевает какое-то чувство или настроение, а следующий шаг – размышление о смысле: что хотел выразить автор? какое чувство, мысль или настроение он хотел передать?

Ознакомившись со всеми метафорами в книге, сопоставляя их, вы можете заметить повторяющиеся темы. Во многих из них говорится о красоте девушки или женщины, в других – о свойствах, и чертах характера человека. Есть те, где обсуждается поэтическое творчество, и те, где главную роль играют стихии и силы природы. Во многих авторы описывают свои эмоции. Поражает, насколько различные и красочные образы они используют, и какие грани окружающего мира, природы описывают, чтобы выделить оттенки переживаний человека! На это интересно и важно обратить внимание – свое и ребенка!

Приведем перечень примерных вопросов, которые можно задавать, занимаясь с детьми метафорами, думая и вникая в них.

• Какое свойство подчеркивается этим сравнением? Какие другие слова-синонимы ты мог бы подобрать?

• Что тебе понравилось, обратило твое внимание в этой метафоре?

• Какие особые слова использует автор, понятны ли они тебе?

• Что подразумевается, но явно не сказано автором в метафоре?

• Какое свое настроение автор хочет передать? Какое чувство у тебя возникает?

• Какие новые оттенки чувств или переживаний ты узнаешь из этой метафоры?

• Конечно, при обсуждении вам может прийти в голову еще много других вопросов.

Желаем вам подружиться с метафорами и стихами русских поэтов!

Метафоры

Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.

Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть-тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу». —
«А кого же на примете
Ты имеешь?» – «Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает —
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?»
Князь со страхом ждет ответа.

Лебедь плывет навстречу князю, деликатно спрашивает: «что ты тих, как день ненастный?» Это сравнение сразу помогает нам понять чувства князя. Он печалится, грустит, мечтает о царевне. Князь сравнивает ее движения с походкой чудесной птицы, ее голос – с нежным журчанием речки. Использует и другие образы, описывая царевну. Мы видим, каким чудесным ореолом окружена девушка его мечты!

Какие слова, образы и сравнения тебе больше всего запомнились?

У меня завелись ангелята,
Завелись среди белого дня!
Все, над чем я смеялся когда-то,
Все теперь восхищает меня!
Жил я шумно и весело – каюсь,
Но жена все к рукам прибрала.
Совершенно со мной не считаясь,
Мне двух дочек она родила.

Я был против. Начнутся пеленки…
Для чего свою жизнь осложнять?
Но залезли мне в сердце девчонки,
Как котята в чужую кровать!

И теперь, с новым смыслом и целью
Я, как птица, гнездо свое вью
И порою над их колыбелью
Сам себе удивленно пою:

«Доченьки, доченьки, доченьки мои!
Где ж вы, мои ноченьки, где вы, соловьи?»
Вырастут доченьки, доченьки мои…
Будут у них ноченьки, будут соловьи!


Будет дом. Будет много игрушек,
Мы на елку повесим звезду…
Я каких-нибудь добрых старушек
Специально для них заведу!

Александр Вертинский сам сочинял и исполнял свои песни. Дочки родились, когда ему было за пятьдесят. Об этом он написал песню. В ней он рассказывает о важной перемене в своих чувствах. Как ты понял, что с ним произошло?

Как сравнение с котятами помогает нам понять переживания автора? Заметь, как много еще слов, в которых он ярко выражает свою любовь к дочкам.

Ну-с, так едет наш Иван
За кольцом на окиян.
Горбунок летит, как ветер,
И в почин на первый вечер
Верст сто тысяч отмахал
И нигде не отдыхал.

Подъезжая к окияну,
Говорит конек Ивану:
«Ну, Иванушка, смотри,
Вот минутки через три
Мы приедем на поляну —
Прямо к морю-окияну;

Поперек его лежит
Чудо-юдо рыба-кит;
Десять лет уж он страдает,
А доселева не знает,
Чем прощенье получить;

История Ивана и его коня Горбунка длинная, это только начало. Горбунок с Иваном мчатся к новым приключениям. Им хочется оказаться у океана как можно быстрее, и Горбунок летит как ветер.

А бывает, что и ты несешься как ветер? Как ты это ощущаешь? С чем еще можно сравнить быстрое движение?

Понятно, что Иван с Горбунком находятся в другом, сказочном мире. В нашем мире сто тысяч верст это очень, очень много! А Горбунок нигде не отдыхал – это потому, что он волшебный!

Толпа жужжит, за стол садясь.
На миг умолкли разговоры;
Уста жуют. Со всех сторон
Гремят тарелки и приборы
Да рюмок раздается звон.


Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит:
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит.
Довольный праздничным обедом,
Сосед сопит перед соседом;
Подсели дамы к камельку;
Девицы шепчут в уголку;
Столы зеленые раскрыты[2] 2
«Столы зеленые раскрыты» – Столы для игры в карты обычно оклеивали зеленым сукном.

[Закрыть] :
Зовут задорных игроков
Бостон и ломбер[3] 3
Бостон, ломбер, и, далее, вист – карточные игры.

[Закрыть] стариков,
И вист, доныне знаменитый,
Однообразная семья,
Все жадной скуки сыновья.

Пушкин описывает шумное празднество. Толпа гостей. Едят, насытившись, дружно отправляются в гостиную для развлечений. Чувствуется легкая ирония поэта, в каких словах Пушкина это заметно?

Что добавляет к этому впечатлению сравнение с роем пчел?

А школьники могут в каких-то случаях походить на пчел, как тебе кажется?

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Читайте также:  Упражнение наши чувства наши поступки

Пушкин был сослан в глухую деревню. Он пережидает зимнюю бурю в простой избушке со старой няней. Темнота, метель, порывы ветра. Какое настроение тебе навевают сравнения в начале этого стихотворения? Сколько их? Было бы тебе страшно в такую бурю в ветхой и темной избушке?

Няня загрустила, поэт старается развеселить ее. Заметь, с какими словами он к ней обращается! Что ты можешь сказать вообще о его чувствах к няне?

Вот уж вечер. Роса
Блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве.

От луны свет большой
Прямо на нашу крышу.
Где-то песнь соловья
Вдалеке я слышу.

Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.
И березы стоят,
Как большие свечки.

И вдали за рекой,
Видно, за опушкой,
Сонный сторож стучит
Мертвой колотушкой.

Есенин представляет места своего детства, деревенскую жизнь в средней полосе старой России. Как ты думаешь, какое время года, какой месяц скорее всего описывается в стихотворении? Какая картина возникает у тебя при чтении этого стихотворения? – расскажи своими словами.

Какое свое настроение он хочет передать читателю? Что добавляет сравнение берез со свечками?

Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело – воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь как тритон,
По пояс в воду погружен.
Осада! Приступ! Злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.

Наводнения в Петербурге (поэт называет его Петрополь) бывали не раз. Пушкин описывает редкое, особенно сильное наводнение. Поначалу народ не чует беды, «любуется» пеной и волнами – и вдруг все преображается. С помощью каких слов поэт «оживляет» Неву и передает чувство нарастающей тревоги?

Через какой образ поэт передает вдруг охвативший всех ужас?

В тексте есть еще два сравнения, надеемся, ты их быстро найдешь. Что добавляет каждое из них к общей картине?

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.

Пушкин многими разными словами описывает Таню. Создается впечатление, что она ему нравится, чем же? Как уточняет образ девочки сравнение ее с лесной ланью?

Возможно, какие-то черты Тани тебе кажутся привлекательными, а какие-то необычными, странными. В твоем окружение есть ребята или взрослые, которые чем-то похожи на Таню?

Верно ли, что непохожие на других люди могут быть особенно интересными?

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор.
Не прав твой, о небо, святой приговор!»

И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Стихотворение длинное, мы приводим только половину. Можно сказать, что все стихотворение это красивая притча-метафора об одиночестве. Три пальмы и ручей были как остров в океане, забытый всеми. Что они чувствовали, долго оставаясь одни в пустыне? Отчего стали роптать?

В конце отрывка – вдруг перемена. В расстилающейся до горизонта пустыне появился караван. Его описание поэт завершает метафорой. Что добавляет она к общей картине?

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседы, их отцы.
В глуши, под сению смиренной,
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела, как ландыш потаенный,
Незнаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой.

Ольга и Владимир Ленский знали друг друга с детства. Еще отроком, подростком, он играл с ней и любовался как милым ребенком. По-видимому, Владимир был немного старше. Что значит «прочили венцы»? Понятно ли тебе это выражение? Как ты можешь его пояснить?

Поэт сравнивает детство девочки с ландышем. Он описывает с помощью метафоры беспечное детство Ольги, охраняемое любящими родителями.

Ландыши растут в тенистых местах, их нежные цветы изыскано пахнут. Мы надеемся, что тебе знаком прелестный вид и запах цветков ландыша.

А какие запахи тебе особенно помнятся, вызывают дорогие воспоминания?

Имя твое – птица в руке.
Имя твое – льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.

Это стихотворение М. Цветаевой наполнено сравнениями, и не все из них могут быть тебе сразу понятны; о них стоит подумать, их попереживать.

Последние два более ясны, они подчеркивают сходство имени Блока со звуками внешнего мира. Однако и эти звуки окрашены внутренним чувством поэтессы – то мягким, грустно-нежным, то сильным, громким, четким!

Можно сказать, что все стихотворение в целом передает взволнованность автора по поводу дорогого, значимого человека; ее чувства глубокие и разнообразные. Какие из этих чувств ты мог бы назвать?

Замечал ли, что, когда ты увлечен человеком, то многое вокруг напоминает о нем, мысли о нем не уходят из головы, возникают по любому поводу, связываются с любым впечатлением!?

Мы оставляем тебе самостоятельно вникнуть в каждый образ стихотворения с самого начала, и попытаться представить, какое ощущение, состояние, мысль передает нам Цветаева. Умение вникнуть в переживания другого очень важно, и очень пригодится тебе в дальнейшей жизни!

Ответа нет. Он вновь посланье:
Второму, третьему письму
Ответа нет. В одно собранье
Он едет; лишь вошел… ему
Она навстречу. Как сурова!
Его не видят, с ним ни слова;
У! как теперь окружена
Крещенским холодом она!
Как удержать негодованье
Уста упрямые хотят!
Вперил Онегин зоркий взгляд:
Где, где смятенье, состраданье?
Где пятна слез. Их нет, их нет!
На сем лице лишь гнева след…

Онегин страстно влюблен, и уже отправил Татьяне три длинных письма – все без ответа… И тут – встреча лицом к лицу!

Вообрази, что он переживает, наталкиваясь на «крещенский холод» в ее взгляде! Он встал в тупик, обижен, огорчен, растерян – и все-таки питает надежду?

Автор сравнивает суровость Татьяны с крещенскими морозами. Что в них особенного? Что подчеркивает здесь поэт?

Заметил ли ты, какими словами он еще говорит о чувствах Татьяны?

Если ты знаешь роман, то можешь ответить на вопрос: эти чувства истинные, она на самом деле испытывает их? А может быть, не только их?

Бывает ли, что человек испытывает противоречивые чувства? С тобой такое случалось?

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

Поэт изображает раннюю осень. Стихотворение начинается с яркой метафоры – сравнением осеннего леса с расписным теремом. Заметь, сколько других сравнений и какой богатый словарь у поэта! Как много разнообразных слов он находит для описания картины леса: расписной, золотой, светлый, пестрый, синеют просветы в небо, сеть из серебра… Можешь ли ты продолжить список слов, которыми автор передает свои впечатления?

Читайте также:  Дональд мейхенбаум прививка от стресса

Понятно ли тебе какой цвет называется багряным?

Любишь ты слушать листиков шуршание, когда ходишь по осеннему лесу или парку?

Стоишь ли, смотришь ли с балкона,
деревья ветер гнет и сам
шалеет от игры, от звона
с размаху хлопающих рам.

Клубятся дымы дождевые
по заблиставшей мостовой
и над промокшею впервые
зелено-яблочной листвой.

От блеска слепну: ливень, снег ли,
не знаю. Громовой удар,
как будто в огненные кегли
чугунный прокатился шар.

Уходят боги, громыхая,
стихает горняя игра,
и вот вся улица пустая —
лист озаренный серебра.

Природные стихии всегда привлекали поэтов. Многие описывали грозу, бурю, метель, прибегая к метафорам. Здесь В. Набоков, стараясь передать нам свое впечатление от яркой вспышки молнии и неожиданного громового удара, изобретает фантастический образ: боги играют в огненные кегли. Образ одновременно неожиданный и сильный.

Многие пугаются сильной грозы, ударов близкого сильного грома. С тобой такое бывало?

В конце стихотворения ты можешь найти еще одно художественное сравнение, заметил ли ты его? Можно ли сказать, что оно создает совсем другое настроение?

Что может быть на свете хуже
Семьи, где бедная жена
Грустит о недостойном муже,
И днем и вечером одна;
Где скучный муж, ей цену зная
(Судьбу, однако ж, проклиная),
Всегда нахмурен, молчалив,
Сердит и холодно-ревнив!
Таков я. И того ль искали
Вы чистой, пламенной душой,
Когда с такою простотой,
С таким умом ко мне писали?
Ужели жребий вам такой
Назначен строгою судьбой?

Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…

Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Послушайте ж меня без гнева:
Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так видно небом суждено.
Полюбите вы снова…

Онегин, отказывая Татьяне, рисует картину скучной жизни с холодным мрачным мужем. Как ты думаешь, для чего он это делает?

А затем Евгений сравнивает мечты Татьяны с листьями молодого деревца, которые обновляются каждую весну. Чувства ее, как листья, непостоянны и скоро сменятся.

Как по твоему, было Татьяне приятно слышать такое мнение о её чувствах? Можешь представить ее переживания в этот момент, рассказать о них?

Исполнилось ли предсказание Онегина? Оказался ли он знатоком девичей души?

«А счастье было так возможно,
Так близко. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна»

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!

Отказ и признание Татьяны потрясают Онегина: он огорошен, ошеломлен… Пушкин передает это через сравнение: «будто громом поражен»!

Сочувствуешь ли ты Евгению?

Случалось ли тебе испытать что-нибудь похожее? Возможно, ты ответишь: нет – и это понятно: такие сильные события в нашей жизни редки.

Примечательны слова Татьяны: «к чему лукавить?» – как ты их понимаешь?

Случается ли тебе иногда лукавить?

Она сидела на полу
И груду писем разбирала —
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала —

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела —
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо-пережитой!
Сколько горестных минут,
Любви и радости убитой.

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, —
И страшно-грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Прочитав первые строчки хочется остановиться, задуматься: с каким чувством героиня перебирает письма? На этот вопрос поэт отвечает метафорой: берет и бросает, как остывшую золу.

Бывали у тебя чувства, которые ярко переживались, а потом прошли, остыли?

Может быть, поэт описывает переживания, с которыми ты еще не знаком?

В конце Тютчев говорит о себе. Его волнуют разные чувства. Как ты думаешь, что стоит за его словами: «и пасть готов был на колени»?

Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
А смех твой, и грустный и звонкий,
С тех пор в моем сердце звучит.


И грустно я так засыпаю,
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя – я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Поэт рассказывает о светлом чувстве к незнакомой девушке. Ему запомнились ее черты, тонкий стан, дивный голос, похожий на звук отдаленной свирели…

В нашей книге есть еще одно описание красавицы и ее голоса. Помнишь ли ты это, сможешь ли найти?

Заметь, какими разными бывают поэтические образы сходного чувства очарования.

Поэт еще не может точно назвать свое чувство, но может быть это и не так важно. Одно слово не может передать всех впечатлений, взволновавших душу! Как ты думаешь?

Начало стиха приглашает помечтать о том, что случайно, неожиданно, можно увидеть таинственно прекрасные глаз, услышать чарующий смех. Хотелось бы тебе, чтобы такое случилось с тобой?

Мгновенно пробежав умом
Всю цепь того, что прежде было,
Я не жалею о былом:
Оно меня не усладило.

Как настоящее, оно
Страстями бурными облито
И вьюгой зла занесено,
Как снегом крест в степи забытый.

Ответа на любовь мою
Напрасно жаждал я душою,
И если о любви пою —
Она была моей мечтою.

Как метеор в вечерней мгле,
Она очам моим блеснула
И, бывши все мне на земле,
Как все земное, обманула.

Метеор в ночном небе как таинственный гость блеснет – и через мгновение исчезнет.

Говорят, что пока он летит, надо успеть загадать желание. Однако это редко удается…

Поэт сравнивает свою мечту о любви с блеснувшим метеором. Какое между ними сходство? Их может быть не одно.

Случается, что надежду на ответное чувство сменяют обида, разочарование, горечь. Именно эти настроения угадываются в другой метафоре автора: «вьюгой зла занесено…»

Как ты назовешь общий тон стихотворения Лермонтова, не кажется оно тебе слишком пессимистическим?

…Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен показать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом[4] 4
То есть, драчуном

[Закрыть] ,
Но мужем с честью и с умом.

Он мог бы чувства обнаружить,
А не щетиниться, как зверь;
Он должен был обезоружить
Младое сердце. «Но теперь
Уж поздно; время улетело…
К тому ж – он мыслит – в это дело
Вмешался старый дуэлист;
Он зол, он сплетник, он речист…
Конечно, быть должно презренье
Ценой его забавных слов,
Но шепот, хохотня глупцов…»
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!

Евгений оглядывается на себя, сравает с ощетинившимся зверем. Это метафора очень впечатляет!

Теперь он сожалеет: спохватился бы во́время, мог бы предотвратить трагедию! А тогда, при ссоре, что помешало ему справиться со своими чувствами? Ведь именно эта способность отличает человека от зверя.

Понимаешь ли ты сожаления Онегина? Бывало ли, что, вспоминая случившееся, ты хотел бы вести себя по другому, сдержанно, достойно?

В конце отрывка есть еще одна метафора, которая связана со словом «пружина». Она более сложная, и мы советуем тебе обсудить ее с кем-нибудь из взрослых.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Слово «гений» в стихе используется не так, как обычно. Мы сказали бы «ангел» или, может быть, «образ», стараясь передать тот же смысл. Тем не менее, нам понятно, что хотел поэт подчеркнуть этим словом – необыкновенность, совершенство, божественную красоту.

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра — распространителя легального контента. Поддержите автора!

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Источник

Оцените статью