Гипопротекция гиперпротекция эмоциональное отвержение
Этот вид неправильного воспитания в крайней форме проявляется полной безнадзорностью, но чаще лишь недостатком опеки и контроля за поведением. Лишь иногда гипопротекция простирается до такой степени, что подросток оказывается совершенно заброшенным — ненакормленным, неодетым, живущим в тяжелых условиях. Обычно же в наше время всеобщего материального достатка гипопротекция не сказывается на удовлетворении насущных нужд подростка, а проявляется только недостатком внимания, заботы и руководства, истинного интереса родителей к его делам, волнениям, увлечениям. В духовной жизни подросток оказывается предоставленным самому себе.
Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением и всей жизнью подростка как будто осуществляется, но на деле отличается крайним формализмом. Подросток чувствует, что старшим не до него, что они несут в отношении его лишь тягостные для них обязанности, что на деле они были бы рады от них освободиться. Скрытая гипопротекция нередко сочетается с описываемым далее скрытым эмоциональным отвержением. Обычно подросток научается обходить формальный контроль старших и начинает тайно от них жить своей жизнью.
Гипопротекция особенно неблагоприятна при акцентуациях по неустойчивому и конформному типам. Именно такие подростки быстрее других оказываются в асоциальных компаниях и легко заимствуют праздный, полный поисков увеселений образ жизни. Однако она может оказаться пагубной и при гипертимной, и при эпилептоидной, и при лабильной и даже при шизоидной акцентуациях, обусловливая наслоение на них черт неустойчивого типа. В то же время при сенситивной и психастенической акцентуациях обнаруживается поразительная устойчивость в отношении нарушений поведения в условиях гипопротекции (см. Александр О., стр. 127)
Все же до психопатического развития по неустойчивому типу гипопротекция чаше всего доводит именно при неустойчивой или конформной акцентуации
Для подростков неустойчивого типа опасность отсутствия надзора, постоянного твердого руководства, даже принуждения к занятиям, учебе, труду не вызывает сомнений Предоставленные себе, они с первых классов школы начинают прогуливать уроки, все дни проводить на улице, быстро оказываются в асоциальных компаниях, и весь дальнейший путь психопатического развития по неустойчивому типу с делинквентностью, алкоголизацией, побегами из дому и т. п. осуществляется довольно быстро. Задержать это развитие может лишь обстановка строгого трудового и дисциплинарного режима.
Для конформной акцентуации вступление на путь психопатического развития по неустойчивому типу это дело случая. Но, к сожалению, в условиях гипопротекции этот случай обычно не заставляет себя ждать. Если оставленный без достаточного надзора родителями конформный подросток окажется в хорошем коллективе, который заполнит не только официальные часы учебы, но и весь его досуг интересными делами, то такой подросток легко усвоит положительный модус поведения, здоровые интересы, социально приемлемые личностные ценности К несчастью, случай обычно толкает предоставленного самому себе конформного подростка в ту же компанию асоциальных уличных сверстников, которую подросток неустойчивого типа сам активно выискивает Освоившись в этой среде, конформный подросток перенимает и ее образ жизни, и интересы, и манеру поведения. Бездумное времяпрепровождение, поиск развлечений, выпивки, наконец, щекочущие нервы похождения — все это постепенно, но прочно усваивается и толкает на путь психопатического развития по неустойчивому типу. Примером может послужить Сергей О. (стр. 176).
Источник
Гипопротекция гиперпротекция эмоциональное отвержение
Ближайшим кругом общения для ребенка с первых моментов его жизни является семья. В семье происходят становление психики ребенка и формирование его отношений с внешним миром. Семья характеризуется многоплановыми, сложными взаимоотношениями между ее членами – супругами, родителями и детьми, бабушками и дедушками между собой и с детьми, а также с другими родственниками. Тем не менее наибольшее влияние на детей, как правило, оказывают родители. Их воздействие на детей неоднозначно. Безусловно, что значение семьи является определяющим для личностного формирования ребенка и она совершенно необходима для его развития и становления. Тесное общение и взаимопонимание между родителями и детьми способствуют лучшей адаптации последних в различных жизненных ситуациях [1]. Анализ воздействия различных типов воспитания на личностный рост ребенка и формирование отношений между родителями и детьми показал, что наиболее благоприятными в отношении влияния на воспитательный процесс являются авторитетный и демократический стиль взаимоотношений. В то же время неправильный стиль воспитания и ухудшение внутрисемейных отношений, нередко имеющие место в современном обществе [2], оказывают отрицательное воздействие на развитие личности ребенка и в целом на его здоровье, способны привести к возникновению различных психопатий и нежелательных особенностей-отклонений характера ребенка, особенно в подростковом возрасте [3–5]. Отсутствие семьи у ребенка оказывает на его личность еще большее негативное влияние. По данным одного из исследований, у детей, лишившихся родителей, чаще развиваются нарушения поведения, психические расстройства, а также соматические заболевания при воспитании их в государственных учреждениях по сравнению с детьми, воспитывавшимися в приемных семьях [6].
Цель исследования: изучить характер семейных взаимоотношений между родителями и детьми.
Материалы и методы исследования
Проведено анонимное анкетирование 200 матерей – 100 матерей, воспитывающих детей 3–10 лет, и 100 матерей, воспитывающих детей 11–21 года, методом случайной выборки. Для анкетирования использовалось 2 вида опросников «Анализа семейных взаимоотношений» для родителей в зависимости от возраста их детей, разработанных Э.Г. Эйдемиллером, В.В. Юстицкисом [7]. Анкетирование проводилось на базах различных лечебно-профилактических учреждений, школ.
Статистическая обработка материалов осуществлялась в системе Excel. Достоверность различия относительных величин определялась по показателю точности (р) в зависимости от коэффициента достоверности (t).
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ результатов анкетирования позволяет выявить различные особенности семейного воспитания [4, 7] (табл. 1).
Особенности семейного воспитания
Особенности воспитания
Краткая характеристика
Ребенок является центром внимания для родителей и главным делом их жизни
Родители уделяют ребенку очень мало времени и внимания
Родители стараются как можно полнее без всякого анализа удовлетворять все потребности ребенка или подростка. Желание ребенка (подростка) становится главным законом в семье
Игнорирование потребностей ребенка
Родители игнорируют многие потребности ребенка, оставляют их без внимания, не стремятся к удовлетворению
К ребенку предъявляются очень высокие требования, не соответствующие его возможностям
Родители определили ребенку незначительные обязанности, при этом жалуются на трудности по привлечению последнего к домашним делам
Родители предъявляют ребенку большое число требований, регламентируется его свобода, резко ограничивается самостоятельность
Недостаточность требований-запретов к ребенку
Ребенок самостоятельно принимает решения по всем вопросам его жизни: с кем дружить, как учиться, что кушать, когда гулять, чем заниматься в свободное время и т.д.
Родители склонны применять строгие наказания за невыполнение ребенком любых их требований, избыточно реагировать даже на незначительные нарушения поведения
Родители предпочитают не наказывать ребенка вовсе или применяют наказания очень редко. Считают, что поощрения намного результативнее любых наказаний
Неустойчивость стиля воспитания
Характерна частая резкая смена стиля воспитания, приемов воспитания – от очень строгого стиля к либеральному и наоборот.
Для обеих групп (матерей, воспитывающих детей 3–10 лет и 11–21 года), по данным проведенного исследования, характерны схожие особенности-отклонения семейного воспитания: гиперпротекция (5% и 5%), потворствование (1% и 3%), игнорирование потребностей ребенка (2% и 2%), чрезмерность требований-обязанностей (3% в первой группе), минимальные обязанности (1% и 1% соответственно), чрезмерность требований-запретов (2% в первой группе), недостаточность требований-запретов к ребенку (5% и 2% соответственно), неустойчивость стиля воспитания (1% в младшей группе). При воспитании детей 11–21 года чаще выявлялись такие особенности-отклонения, как чрезмерные санкции (6% против 1%, p
Источник
Гипопротекция гиперпротекция эмоциональное отвержение
Ожидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей.
Статья:
Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.
Выделены следующие параметры типов семейного воспитания: интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие), параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный), последовательность – непоследовательность в реализации стиля воспитания, аффективная устойчивость – неустойчивость в отношениях с ребенком, тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении.
В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.
Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:
- Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.
- Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей – в школе, дома, в отношениях со сверстниками.
- Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.
Выделены следующие 10 типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.
Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью.
Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.
Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.
Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.
Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления.
Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.
Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.
Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.
Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.
Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании – это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.
Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального – только когда он оправдывает ожидания.
Воспитание вне семьи – экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.
Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.
Успешность коррекционной работы во многом определяется особенностями родительской позиции. Можно выделить три критерия оценки родительских позиций – адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребенка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей. Динамичность определяется мерой подвижности родительских позиций, изменчивостью форм и способов общения и взаимодействия с ребенком (восприятие ребенка как личности, степень гибкости общения с ребенком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребенка в зависимости от возраста). Прогностичность отражает способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка и к перестройке взаимодействия с ребенком.
Источник