Герои сказок с эмоциями

Сказки про эмоции для дошколят

Елена Васильевна Шакирова
Сказки про эмоции для дошколят

Сказка — ложь, да в ней намек, добру молодцу урок…

Русская народная поговорка

Сказки упорядочивают мир ребенка

Следя за судьбами сказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах. Мир в сказках прост: существует отчетливая граница между добром (работящая Золушка) и злом (жестокая мачеха). Некоторые ситуации вам покажутся надуманными, но малышу так понятнее.

Сказки воспитывают

В сказочных героях дети видят себя.

Сказки это универсальный детский язык. Следя за судьбами сказочных персонажей, ребенок начинает разбираться в повседневных вещах.

Именно через мир фантазии и образов ребенок учится анализировать и понимать реальность. С одной стороны, мир в сказках прост: существует отчетливая граница между добром (работящая Золушка) и злом (жестокая мачеха, с другой – поднимает важные для детского мироздания проблемы (жадности и щедрости, добра и зла, одиночества и дружбы, эгоизма и сотрудничества).

Ребенок в душе выбирает своего героя, на которого он хочет быть похожим, чья жизненная позиция ему близка.

И если сказки могут все это сделать для наших детей, а дети, при этом любят их слушать (в отличии от нотаций и долгих бесед, то давайте подружимся со сказками!

Сказки про эмоции для дошколят:

• Как зверята на каток ходили (герой в апатии)

• Колобок. (Скрытая враждебность)

• Музыка без чувств (апатия)

• Сага о боязливом червячке

• Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (энтузиазм)

Сказка о горе и Огне

Сказка о противодействии

Сказка про зайчика (герой в сочувствии)

Сказка про мальчика и вкусные бутерброды (страх)

Сказка про Машу и Медведя (интерес и ободрение)

Сказка про Одинокую Волчицу (с героем в отсутствии сочувствия)

Сказка про Скучного домового

Сказка про Шапку-ушанку (осторожность)

Сказки детей «Сказка про божью коровку Бусинку и храброго жучка!» Сказка про божью коровку Бусинку и храброго жучка! Жила — была божья коровка по имени Бусинка. Домик её находился на сказочном лугу в аленьком.

Фотоотчет о постановке сказки по ПДД «Сказка про Колобка, который знал правила дорожного движения» Наверное, во многих детских садах проходят конкурсы по ПДД. В нашем районе в конкурсные испытания входят флешмоб, сказка по ПДД, показ моделей.

Конспект театрализация сказки «Сказка про внучку и собаку Жучку» для детей средней группы Действующие лица: Бабушка, дедушка, внучка Катенька, подружки, медведь, волк, лиса, собака Жучка. Ведущий: Жили-были дедушка и бабушка.

Конспект занятия по математическому развитию «Сказки про цифры» в подготовительной группе Цель: Освоение умения понимать двоичный код и позитивный принцип записи чисел. Закрепить знания детей о цифрах, что количество предметов.

Кроссворды для дошколят Каждой маме хочется, чтобы ребёнок логически мыслил, был сообразительным, обладал хорошей памятью, ведь это залог успешного обучения в школе. Многие.

Праздник «Золотая осень» с инсценировкой сказки про овощи в старшей группе Под музыку входят дети, становятся лицом к зрителям. Вед: Ребята, посмотрите в окно, как на улице красиво, сколько кругом разноцветных листьев.

Русская северная сказка-инсценировка про семью «Про семью про дружную всем такую нужную» Русская северная сказка Действующие лица: Сказительница Дед Баба Их дети: сын и дочь Их внуки: Никишка и Алёнка Пёс Барбос Кот Матрос.

Сценарий праздника к 8 Марта с инсценировкой сказки про зайчонка Степу Сценарий к 8 марта. В зал под музыку с шарами входят дети. Ведущий: Журчание ручьев прозрачных, мир пробуждая ото сна Улыбкой солнца в небе.

Сценарий праздника «День матери» с инсценировкой сказки про Ежика и Лисицу Цели: — создание позитивного микроклимата в группе; — привитие любви и уважения к мамам; — воспитание желания заботиться о близких;.

Сочиняем сказки про движение, здоровье и спорт Сочиняем сказки про движение, здоровье и спорт Цель : -Углубить знания детей почему движение это здоровье. Задача: -Продолжать знакомство.

Читайте также:  Открытка с юмором хорошего настроения мужчине

Источник

Герои сказок с эмоциями

«Сказка о золотом петушке»

В народных сказках герой всегда выступает носителем, какого — либо одного качества. Поэт стремится в своих сказках передать внутренне состояние героев. Изображение чувств и переживаний не противоречит народной сказке: благородство, доброта, бескорыстие противостоят грубости, жестокости, жадности.

Вывод: мы убедились, что дети испытывают как положительные, так и отрицательные чувства и эмоции при чтении сказок А.С.Пушкина.

ГЛАВА 2. Практическая работа по исследованию литературных сказок А.С. Пушкина

2.1 Исследование положительных героев сказок, их чувств

Мы живем в XXI веке, но читая сказки А.С.Пушкина, восхищаемся великим русским языком, его многообразию, напевности и красоте. Мысль о правде, справедливости, о добре и зле всегда волновали человека. Человеку всегда хотелось верить, что зло, корысть, властолюбие будут наказаны. В сказках А.С.Пушкина мы убеждаемся, что торжествует правда, добро и справедливость. Сам поэт видел, что в жизни случается это не часто, тем приятнее читать сказки со счастливым концом. Все персонажи сказок, как несимпатичные и злые, так и добрые и справедливые являются образами народных сказок. А.С.Пушкин создает свои сказки на фольклорном материале. «Сказка о попе и о работнике его Балде» близка по сюжету к народной сказке «Батрак Шабарша». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем русского фольклора писателем В.И.Далем. «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «Волшебное зеркальце». А.С.Пушкин обращался к устному народному творчеству. Сказки великого поэта — сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. А.С.Пушкин пишет в сказках: о добре, о любви к родителям, об уважении к человеку, о выдумке и находчивости и просто о любви. Мы перечитали сказки и выделили положительных героев, с которых нужно брать пример. В «Сказке о царе Салтане. » за добро добром отплачивает царевна Лебедь, так как должно быть:

И царевичу потом
Молвит русским языком:
Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня,
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе — все не горе.
Отплачу тебе добром.

И сдержала Лебедь свои обещания, и каждый раз, когда Гвидону хотелось увидеть отца, помогала ему и чудо увидеть и осуществить, тоже помогала. Как прекрасно описана любовь сына к самому близкому человеку — матери, когда царевна-Лебедь соглашается стать женой Гвидона, и он, любящий сын, ведет ее к своей матушке. Это так красиво, романтично и волнующе:

Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает,
И ведет ее скорей,
К милой матушке своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
«Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови.
Жить в совете и любви».

Все мысли царевича Гвидона устремлены к отцу, царю Салтану. Все его посещения отца в виде комара, шмеля и мухи имели лишь одну цель: заставить царя Салтана посетить дивный остров и соединить сердца отца и матери и свое с ними. Его усилия даром не прошли:

К морю сам идет Гвидон,
Там царя встречает он,
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;

Положительные персонажи побеждают: князь Гвидон встречается с отцом, ткачиха, с поварихой и сватья баба Бабариха посрамлены. Мы, дети, учимся добру и справедливости.

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» положительные персонажи наделены такими чертами характера, которые ценятся людьми труда: добротой, великодушием, храбростью, преданностью в дружбе. Царица-мать верно ждет своего мужа, отправившегося в дальний поход.

Читайте также:  Стресс для пожилого человека

Смотрит в поле, инда очи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга.

Царевна-дочь вызывает любовь девушки Чернавки и семерых богатырей и тем, что «всех милее, всех румяней и белее», и главное своей добротой, отзывчивостью, готовностью прийти на помощь. И когда семь богатырей предложили ей выбрать себе мужа, но царевна отказывает. Она оставалась преданной и верной своим чувствам и данному слову:

Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей».

Не так часто любовь бывает взаимной, и, как правило, во всех сказках любовь персонажей проходит через многие испытания, так и в этой сказке произошло:

«За невестою своей Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого не спросит он,
Всем вопрос его мудрен;
Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется…;

Бедные люди бывают добрее людей, всегда бескорыстно помогут в беде. Так и старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» показан как человек спокойный и добрый: поймав одну рыбку, даже волшебную, мог не отпускать ее или воспользоваться ее предложением, но не смог этого сделать:

Отпустил он рыбку золотую,
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Еще один очень симпатичный, добрый, умный, сильный и задорный по характеру персонаж был задуман Пушкиным в роли Балды, мастера на все руки:

Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До света у него все пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится.
Справедливость весело и празднично торжествует в «Сказке о попе и о работнике его Балде». С искрой задора, насмешки над жадностью попа, несмышленостью усердного бесенка Пушкин дал возможность Балде наказать попа за жадность без особых усилий, но по заслугам. «Сказка о попе и о работнике его Балде» не могла быть, разрешена цензурой при Пушкине и была напечатана только после его смерти.

Вывод: волшебные персонажи в сказках Пушкина добрые, гуманные, благородные, наделенные чувством справедливости, честности; эти персонажи учат детей хорошим человеческим качествам.

2.2 Исследование отрицательных персонажей, их эмоции и чувства

Рядом с положительными чертами человека всегда идут отрицательные, которые есть и в сказках у А.С.Пушкина. Мы выделили отрицательных персонажей сказок, их эмоции и чувства.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» — была первой появившейся в печати сказкой А.С.Пушкина. Поэт высмеивает отрицательное качество царя – подслушивание разговоров своих подданных. В сказке поэт показывает человеческие чувства и взаимоотношения между людьми:

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне – государевой жене.

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Извести ее хотят.

В «Сказке о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкин высмеивает жадность, глупость и лицемерие. Поп собирается нанять слугу, который должен будет за гроши выполнять обязанности повара, конюха и плотника. Глупость и жадность заставляют попа согласиться получать щелчки от Балды, которого взял в работники. Но поп не только жадный, но злой и коварный, он пытается погубить Балду, давая ему невыполнимые поручения, например, собрать оброк с чертей. В конце сказки мы видим, как высмеивается жадность попа:

А Балда приговаривал с укоризною:

Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною.

Тему зависти мы увидели в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»:

Читайте также:  Если мама была эмоционально холодной

На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
«Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»

Злость в сказке изображает мачеха: «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зависть и злость ко всему доброму и светлому приводят ее к смерти:

Тут ее тоска взяла и царица умерла.

В «Сказке о золотом петушке» поэт показывает образ царя Дадона, который предпочитает царство без забот, «лежа на боку». Именно поэтому он соглашается выполнить просьбу звездочета, подарившего ему золотого петушка. А.С.Пушкин показывает царя Дадона, как человека не способного любить не только страну, но и собственных сыновей. Слезы, вызванные их гибелью, легко уступают место восторгу перед шамаханской царицей. Царь показан как самодур, способный из-за прихоти погубить старика-звездочета:

Царь хватил его жезлом по лбу;

Тот упал ничком, да и дух вон.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин высмеивает отрицательное качество – ненасытность, жадность старухи. Попадает в сети к бедному, доброму старику золотая рыбка и начинается у него беспокойная жизнь. Росли запросы у старухи — от корыта до царицы, но не остановилась и на этом:

Воротись, поклонися рыбке,
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне море,
Чтоб служила мне рыбка золотая,
И была бы у меня на посылках.

И горькое разочарование пришло к старухе – осталась она у разбитого корыта. Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге его старуха,
А перед нею разбитое корыто.

Вывод: мы выяснили, что отрицательные чувства есть в сказках А.С.Пушкина, они подчеркивают значение положительных чувств для человека и учат детей добру.

ГЛАВА 3. Основные выводы

В ходе исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:

— А. С. Пушкин вкладывал в сказки душу, читаешь, и не надо комментировать потому, что все оживает, оживают мысль и чувства поэта;

-положительные герои сказок – люди из народа: трудолюбивый, находчивый и веселый работник Балда, бескорыстный, добрый труженик-старик, в сказках Пушкина добро всегда побеждает тьму и злобу, находчивость и трудолюбие Балды помогают победить попа, любовь и преданность Елисея воскрешают его невесту, сыновняя любовь Гвидона, его борьба с завистью и клеветой способствуют победе правды;

— высмеиваются отрицательные качества героев, дети сравнивают себя с положительными героями и хотят быть похожими на них, убеждает их в этом «плохой» герой;

-в сказках Пушкина разговаривает природа (солнце, ветер, месяц, море, волны), все говорящие волшебные персонажи в сказках Пушкина добрые, гуманные, благородные. Остров Буян — это такой уголок, куда хочется спрятаться: там творят только добро, там как — то очень хорошо.

Наша исследовательская работа показала, что А.С. Пушкин в своих сказках называет чувства. Проведя некоторое исследование, мы убедились, что дети знают названия чувств. Они замечают: любовь — ненависть, радость – горе, жалость — злоба, сочувствие, зависть. У Пушкина что ни строчка, то целая палитра эмоций, чувств, настроений. Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев сказок.

Список использованных источников:

1. Бойко К. Н. В волшебной пушкинской стране — М., 2003

2. Гордин А. Пушкинский заповедник.- М.: Искусство, 1956 .

3. Кунин В.В. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками.- М., 1987

4. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин.- Л.: Просвещение, 1982.

5. Скатов Н.Н. Пушкин.- Л.: Детская литература, 1991.

Источник

Оцените статью