За четыре года своего существования храм уже стал местом паломничества верующих. Сюда прибегают люди, ищущие утешения у считающегося чудотворным образа — иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Прихожане помнят немало историй, когда по молитве перед иконой люди получали просимое.
— К нам приезжали верующие из Подмосковья, из Мурманской области, — говорит Яна Косоровцева, продавец приходской хлебной лавки. — Приходят и петербуржцы. Одна супружеская пара, которая очень хотела, но никак не могла завести детей, несколько месяцев молилась, и теперь у них родился ребенок. Еще одна женщина наконец наладила личную жизнь. Да что далеко ходить, моя собственная жизнь — свидетельство Божия участия.
Еще недавно Яна работала руководителем отдела рекламы и PR в журнале, но отдел распустили, сама она попала под сокращение. Куда идти?
— Я была потеряна. Наверное, со мной приключилась настоящая депрессия. Не знала, что делать, к кому обратиться. Зашла в этот храм, попросила о помощи. Настоятель предложил помогать готовить на приходе. Два с половиной года проработала я поваром, а с весны заступила на должность продавца в нашей хлебной лавке. Я ведь тоже молилась перед нашей храмовой иконой! Встала на ноги, и личная жизнь стала налаживаться.
Деревянные храмы — современная примета «советских» районов Петербурга. Тогда дома для людей строились, а церкви рядом с ними — нет. Исправляя этот изъян, храмоздатели, обычно по просьбе горожан, возводили на свободных участках церкви из материала, который могли позволить себе церковная община, меценаты и жертвователи — из дерева. Вот и Кировский район, ландшафт которого сформирован во многом пятиэтажными «панельками», не стал исключением. Церковь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», совсем небольшая, — не единственный деревянный храм в округе. В пешей доступности отсюда — деревянные храмы святителя Василия Великого и святителя Петра, митрополита Московского. Но у этой церкви есть небольшой архитектурный штрих, отличающий её от соседствующих деревянных храмовых построек, — купол с восьмиугольным основанием в византийском стиле. Греческие мотивы в облике храма присутствуют неспроста: в 2013 году рядом с еще не построенной церковью иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» был заложен другой храм — святых Жен-мироносиц, будущий «главный» храм прихода, камень в основание которого освятили епископ Царскосельский Маркелл и митрополит Константийский и Аммохостийский Василий из Кипрской Православной Церкви.
— Храм святых Жен-мироносиц будет выполнен полностью в византийском стиле, — говорит настоятель прихода иерей Георгий Христич. — У нас уже готов эскиз, планируем оформление участка под строительство — и начнем предпроектные работы.
Храм святых Жен-мироносиц также будет деревянным. Он сможет вместить гораздо больше молящихся, чем способна церковь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», которую многие даже принимают за часовню. На Литургии здесь действительно яблоку негде упасть, некоторые прихожане, особенно те, что с маленькими детьми, то и дело выходят на улицу подышать свежим воздухом. К Чаше подходят почти все молящиеся, и настоятель иерей Георгий Христич почти не спрашивает имен причащающихся — и так знает каждого своего прихожанина.
Помимо отца Георгия в клире храма служит иерей Димитрий Дмитриев. По-моему, это самый жизнерадостный священник в епархии. Он уже не первый год занимается молодежной работой — начинал в своем первом приходе Богоявленского храма на Гутуевском острове, потом подвизался в епархиальном отделе по работе с молодежью. Поэтому вполне естественно, что, перейдя три года назад в храм на проспекте Народного Ополчения, он также возглавил приходскую «молодежку». При этом «Агиасму» — молодежный клуб прихода храма Богоявления — не оставил. Так что теперь трудится на два фронта. В храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» молодежный клуб носит название «Все свои».
— Сначала мы собирались по понедельникам, — говорит отец Димитрий, — и именовались «Детьми понедельника». Но со временем встречи стали проходить по пятницам. «Дети пятницы»? Нет, не надо так. И стали мы «Все свои».
«Все свои» — очень удачное название для молодежного сообщества. Ведь в приходской семье все действительно должны быть своими, вот только, сетует отец Димитрий, иногда случается так, что «свойскость» понимается неправильно.
— Например, есть у нас группа в «ВКонтакте», где мы общаемся еще и виртуально. Бывает, некоторые участники выкидывают туда провокационные для новичков статьи из паблика «Академия порядочных семинаристов». Или, как я называю его, «Академия беспорядочных семинаристов». Неплохой паблик — для тех, кто прошел стадию неофитства и готов воспринимать критику. Но вываливать такое на голову новоначальным не стоит. А то люди ссорятся, растет напряжение, возникают разногласия. Вот с этим я борюсь!
Но в целом-то «Все свои» — очень дружная команда, и смысл её существования не сводится к приятному времяпрепровождению за чашкой чая и разговорами на «высокие» темы. Некоторые участники «молодежки» регулярно помогают добровольцами в официальных епархиальных мероприятиях, другие — навещают в больницах стариков, третьи — кормят на улицах бездомных.
А еще молодежь прихода смотрит и обсуждает фильмы. Ведет кинолекторий Станислав Царьков. Недавно было решено познакомиться с картиной Кирилла Серебренникова «Ученик». В центре сюжета история о молодом человеке, ставшем религиозным фанатиком и дошедшем в своей нетерпимости до убийства.
— Мы стараемся подбирать такие фильмы, над которыми нужно поразмыслить, — говорит Станислав. — Например, такие типажи, как герой «Ученика», нередко встречаются в нашей жизни. Не обязательно их история заканчивается трагедией, как в фильме, но часто — выгоранием и потерей веры.
Несколько лет назад на месте храма не было ничего. Большой участок земли между проезжей частью и мемориальным кладбищем казался застройщикам лакомым куском. Одна из строительных компаний решила возводить тут дом — но против выступили сами местные жители. Их сторону принял депутат — в те годы ЗакСобрания Петербурга, а сегодня уже и Государственной думы — Виталий Милонов.
— Я сказал: давайте не будет дома, отстоим этот сквер и построим церковь. А священники будут молиться за усопших, — рассказывает депутат. — И жители с радостью согласились.
В храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» депутат Виталий Милонов помогает алтарником. С настоятелем иереем Георгием Христичем он познакомился в храме митрополита Петра Московского на проспекте Стачек, где тот сам некогда был псаломщиком. С этим храмом приход иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» до сих пор тесно дружит, Виталий Милонов, например, числится алтарником и там. Вдобавок он помогает и церкви святых Петра и Февронии в Стрельне. Церковное служение Виталий Милонов несет в перерывах между поездками в Москву.
— Если хочешь и можешь найти в себе место для Бога, то времени будет хватать и на всё остальное — и на работу, и на семью. У меня у самого шестеро детей. А если ты не стремишься к этой главной цели, то всё пойдет кувырком, так я считаю.
Впрочем, история прихода началась задолго до истории с земельным участком и депутатской помощи. В 2004 году храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» планировали возвести в Красногвардейском районе, но тогда не получилось, и вопрос был отложен. Отец Георгий в то время еще учился в семинарии и мысль о строительстве не оставил. Часть прихожан храма на проспекте Народного Ополчения знакома с отцом Георгием с тех самых времен.
— Очень помог нам с выбором участка протоиерей Валерий Дорохов, — вспоминает настоятель, — нынешний благочинный Кировского округа. Поддержал нас и Казанский кафедральный собор.
В Казанском соборе отец Георгий долгое время нес разнообразные послушания, совмещая настоятельство в храме на окраине города со служением в центре.
— Поэтому в нашем приходе мы следуем богослужебным традициям Казанского собора, — говорит отец Георгий, — а вот общину стараемся созидать по семейному типу. Прихожанам, которые пропустили несколько богослужений, звоним, интересуемся, всё ли в порядке. И конечно, мы всегда приветствуем родителей с детьми. У нас чайлд-френдли приход.
У самого настоятеля пятеро детей, у членов приходского совета — от двух до шести.
Храм сотрудничает со школой № 551. Так, в 2018 году на её территории проводились Масленичные гулянья
Поэтому приход храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» не мог обойтись без детской воскресной школы. Занятия в ней проходят два раза в неделю во время Литургии — по субботам занимается младшая группа возрастом от семи до девяти лет, по воскресеньям — старшие ребята, от девяти до 14. На неделе проводятся занятия рисованием и спевки детского хора. Руководит воскресной школой Дарья Левина. Она считает, что задача «воскрески» — не научить ребенка вере, это невозможно сделать, занимаясь раз в неделю, — а подарить детям ощущение, что они не одни верят в Бога в этом мире.
— Вере детей должны учить родители, — уверена она. — У нас ребенок прежде всего общается со сверстниками-единоверцами. Он знает, что не одинок, что есть ребята, которые думают так же, как и он. Такой ребенок намного увереннее чувствует себя в окружении неверующих. А во-вторых, воскресная школа — это своего рода прививка от последствий подросткового нигилизма. Даже отойдя от Церкви, эти ребята будут помнить, что в храме есть люди, которые всегда готовы их принять и выслушать. И может быть, позже вернутся обратно.
Поэтому занятия в воскресной школе — не школьная муштра «Закона Божия» и агиографических рассказов, а скорее встреча друзей, где разговор о Боге и Его святых — только повод собраться.
А еще отличный повод провести время вместе — поиграть. В чайлд-френдли приходе это дело поставлено хорошо. Отец Димитрий учит ребят играть в шахматы, раз в месяц вместо занятий в воскресной школе дети играют в настольные игры — «Пришельцы в кукурузе», «Гномы-вредители», Bandido и многие другое. Ведет занятия Мария Бутук — тоже шахматист, но, в отличие от отца Димитрия, профессиональный: мастер спорта и чемпион Петербурга.
— Настольные игры хороши не только тем, что отвлекают детей и подростков от гаджетов и учат общению, коммуникации друг с другом, — говорит Мария. — Это еще и прекрасный способ отдохнуть без соперничества и конкуренции.
На сегодняшнем занятии детей мало — Дима, Ярослав и Алина, — «виной» начавшиеся осенние каникулы. Потому очень удобно сыграть в «настолку» на двух игроков, например, в «Пришельцев в кукурузе». Задача — помочь Мино и Таури с планеты Кретон выбраться из кукурузных зарослей, где потерпел крушение их космический корабль. Магнитные фигурки инопланетян игроки передвигают по двустороннему игровому полю, игрокам надо координировать свои действия, чтобы пришельцы выбрались на свободу. Игра, в первую очередь, учит работать в команде, слышать другого.
— Есть у нас и игры на внимательность, на скорость, есть детективные игры. Выбор большой, — утверждает Мария.
После Литургии прихожане вместе со священниками собираются на трапезу. Места в трапезной, как и в самом храме, немного. Не знаю, всегда ли так, но сегодня за столом прихожане обсуждают вопросы христианского вероучения, а именно сотериологии — спасутся ли некрещеные?
— Многие святые не были крещены, — отвечает настоятель иерей Георгий Христич. — Говорят, что некрещеный, мол, не может попасть в рай. Но даже в святцах предостаточно людей, которые не были крещены. Или же были крещены еретиками, как, например, равноапостольный император Константин. Нельзя вырвать из Писания фразу «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» и делать из этого вывод, что все некрещеные пойдут в ад. Да, есть проповедники, которые так и поступают: делят человечество на два лагеря, крещеных в православии и всех остальных. Первые, мол, да и то далеко не все, могут спастись, вторые — нет. Но этому полностью противоречит как дух Евангелия, так и история Церкви.
Подготовкой верующих ко принятию Крещения и вступлению в Церковь на приходе занимается алтарник Павел Сергеевич, студент Духовной семинарии. Его метод — собрать вместе тех, кто готовится к Таинству, и их восприемников, и для начала выяснить, какие у этих людей представления о Крещении. А затем, если они отдают себе отчет в том, что креститься означает начать жить церковной жизнью, разговор переходит к обсуждению основ веры, тринитарного и христологического догматов.
— Чем больше даю, тем больше они запоминают, обычно это работает, — говорит Павел Сергеевич. — Но всё равно остаются в Церкви и на приходе далеко-далеко не все. Крестятся у нас немногие: катехизация большинство как раз и отталкивает, а остаются после Крещения еще меньше. Я сначала расстраивался, но потом мне отец Георгий так сказал: если не будем сеять, то и жать будет нечего. Наше дело посадить семена, а Жнец уже сам разберется.
Источник
Можно ли было раньше поступить в элитную школу без связей? Чем церковная футбольная команда отличается от обычной? И зачем строить храмы на окраинах? Об этом рассказал священник Георгий Христич , 12 августа отметивший день рождения
В трапезной храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в полдень среды не осталось свободных мест. За одним столом – батюшки, прихожане, муниципальный депутат и депутаты Государственной Думы Российской Федерации . Они пришли поздравить настоятеля храма с днем рождения.
Год был дворником
Храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» затерялся среди пятиэтажек проспекта Народного Ополчения. Рядом воинское кладбище Дачное.
Отцу Георгию как петербуржцу ближе другие места – из детства: Театральная площадь, Мариинский театр , Николо-Богоявленский Морской собор, куда он в 1990-е ходил в воскресную школу, Казанская улица, где посещал элитную гимназию № 2. Там же училась Ксения Собчак , в параллели, которая на год старше.
«У меня не было каких то связей и протекции», – вспоминает отец Георгий .
Его одноклассницей была внучка настоятеля Казанского собора, протоиерея Павла Красноцветова .
В Казанском соборе уже в семинарские годы отец Георгий станет чтецом. Но это потом. Элитное начальное образование не дало ему автоматического доступа к высшему в семинарии.
«Ты думаешь, что с хорошими оценками после элитной школы тебя сразу возьмут, – говорит отец Георгий . – А тебе говорят, что сначала надо немножко подмести дворы».
Мел дворы семинарии отец Георгий Христич вместе с отцом Максимом, который сейчас служит в храме на Волковском кладбище.
«Мы очень хотели посвятить свою жизнь служению Богу. Поэтому и согласились», – отмечает отец Максим.
Дворниками они проработали год. А уже на следующее лето поступили.
В далекие годы ленинградские семинаристы как-то сыграли в футбол с католиками. Отец Георгий не против и сейчас устроить состязание с командой от Ватикана . Но, увы, пока спорту мешает политика.
«Мы рассматривали вариант со швейцарскими гвардейцами сыграть, они тоже в первенстве Ватикана участвуют, но пока это только планы-проекты», – говорит он.
В православном футболе отец Георгий с 2000 года, когда появился чемпионат среди приходов, где нашлись желающие соревноваться. Потом это все развилось в команду «Митрополия», которая сейчас играет в суперлиге по мини-футболу Петербурга .
Футбол – в случае с церковной командой – это не только игра. Его пользу не только для тела, но и для спасения души отец Георгий объясняет на примере визитов священников в места не столь отдаленные.
«Одно дело – приехали священники учить жизни, как в колонии считают. И совсем другое – вышли на поле, где все равны. А после матча уже по другому воспринимаются люди, которые только что против тебя играли», – отмечает он.
Церковная команда по футболу от обычной отличается прежде всего словом.
«Сквернословие на поле для команды мастеров – это вещь нормальная, рабочая. Для церковной – невозможная», – подчеркивает отец Георгий .
От дел в команде он отошел в прошлом году. Сейчас у него в приходе другой спорт – шахматы, воцерковленных тренирует кандидат в мастера спорта по ним отец Дмитрий. Там мат есть, но всего лишь как игровой момент.
Дело в пропорции
Теперь в планах у отца Георгия открыть бесплатную трапезную для пожилых и малоимущих и закрыть земельный вопрос по будущему храму Святых жен-мироносиц, первый камень в основание которого положили еще в 2013 году.
«Строительство храмов в спальных районах нужно, – добавляет он в беседе с «ПД» . – Множество огромных домов и маленькие храмы, где люди не помещаются. Это выглядит диспропорционально».
Экс-капитан «Зенита», бывший игрок сборной России Алексей Игонин :
– Однажды мне довелось с отцом Георгием и его командой съездить в путешествие. Эти люди даже мыслят немного по-другому! Мне кажется, что, когда с ними рядом находишься, идет некая перестройка сознания. Для них спорт – это тоже эмоции и позитив. И еще вот какая польза есть – они своим примером сподвигли большое количество людей заниматься спортом. А это тоже одна из миссий футбольной команды.
Источник