Справочник по гендерам: Чем отличается квир от трансгендера или бигендера?
Мир меняется, мы начинаем больше разбираться в самих себе и становиться счастливее, и некоторые люди выясняют, что им хочется сменить пол или вообще отказаться от гендера.
Например, что делать, если вы девушка, которая хочет одеваться как мужчина, но при этом не менять пол и продолжать встречаться с мужчинами, но чтобы к вам обращались в нейтральном роде, а по субботам вы любите участвовать в травести-шоу и несколько раз в год спите с девушками? В такой ситуации сложно объяснить, к какому гендеру и сексуальной ориентации вас можно отнести. Сделали базовый справочник по самым основным понятиям.
Человек с нейтральным полом и признаками обоих полов. К андрогинам относятся ранний Дэвид Боуи, Брайан Молко, Данила Поляков и другие.
Люди, которые меняют свой гендер по настроению – утром они могут быть мужчиной, вечером женщиной, а на следующей день квиром. Похожи на бигендеров, но те плавают только между двух полов. Модель Кара Делевинь называет себя гендерфлюидом.
Интерсексуалы в медицинской терминологии – гермафродиты. Это те, у кого есть половые органы обоих полов или двойные хромосомные наборы.
Это обобщенное название человека, который не относит себя только к мужскому или только к женскому полу.
Это люди, которые не классифицируют людей только на два пола, а дают себе и окружающим свободу в этом плане.
Человек, чей биологический пол не совпадает с психологическим. То есть родился мужчиной, а чувствует себя женщиной. К трансгендерам можно отнести актрису Эллен Пейдж, которая решила стать мужчиной, но делать операцию пока не собирается.
Это по сути трансгендер, начавший переход с помощью операции или гормональной терапии. Тут также можно отметить такие определения, как FTM (Female to Male – из женщины в мужчину) и MTF (Male to Female – из мужчины в женщину).
Человек, чей биологический пол совпадает с его психологическим гендером. Например, женщина, которая чувствует себя женщиной – цисгендер.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Хороший вопрос«Подружить свои части»: Гендерно-неконформные люди о своей идентичности
Как живут те, чей гендер устроен сложнее, чем простое «мужчина» или «женщина»
В некоторых культурах исторически признают только два гендера: мужской и женский. Такое представление о гендере называют «бинарной гендерной системой». Жёсткие рамки бинарной гендерной системы содержат множество гендерных стереотипов — о том, «как должен вести себя настоящий мужчина» или «как должна выглядеть настоящая женщина». При этом в последние годы гендерные границы размываются, вариации гендерной экспрессии — внешних и поведенческих проявлений принадлежности к определённой идентичности — становятся всё более разнообразными.
Способствует этому в том числе большая репрезентация в масс-медиа и в обществе небинарных людей. Это могут быть люди, не вписывающиеся в бинарные категории «мужчина» или «женщина», — например, те, чья гендерная идентичность совмещает элементы «мужского» и «женского» или вообще выходит за пределы этих категорий. Люди, не определяющие себя как «мужчин» или «женщин», могут использовать разные слова, говоря о себе: «небинарный человек» или «небинарная персона», гендерквир, агендер, бигендер, гендерфлюид и другие. Все эти самоназвания обозначают разные идентичности, которые можно описать зонтичным термином «гендерно-неконформные люди» (который также может быть самостоятельной идентичностью).
Сегодня мы поговорили с людьми самых разных неконформных идентичностей — небинарными, агендерными, бигендерными, пангендерными, гендерфлюидными и квирами — об их понимании себя, самопрезентации и гендерных стереотипах. Во всех рассказах используется авторская лексика.
Текст: Ева Цветкова, врач-эндокринолог, ведущая телеграм-канала «Эндоновости», небинарная персона
небинарный, пансексуальный и полиаморный человек
информационный координатор Транс*Коалиции на постсоветском пространстве, координатор питерской небинарной инициативы СНеГ
Мне близок тот способ, которым говорят о себе небинарные люди. Я вижу в этом внимание к категории гендера в принципе, желания деконструировать гендер, переизобретать его в каждодневных практиках, экспериментировать с местоимениями, принимать на себя разные гендерно окрашенные социальные роли или подвергать их сомнению с точки зрения фемоптики.
При этом небинарные люди — это люди как люди, которые сами могут соответствовать или даже демонстрировать гендерные стереотипы. Небинарность вовсе не прививка от них — это идентичность, а не маркер осознанности, уровня рефлексии или интеллекта. Небинарные люди вовсе не более революционные или «шатающие гендер».
В моей жизни как небинарного человека существуют такие понятия, как выбор местоимения, социальная и телесная дисфория, социальный и медицинский переход. Социальный переход начался шесть лет назад с выбора нового имени (которое было женским, то есть соответствовало моему приписанному полу).
Думаю, что моя экспрессия в основном соответствует приписываемому гендеру, мной ощущается смешанно, иногда — феминно. Мне нравится открывать двери перед людьми в качестве флирта или ухаживать, подавать верхнюю одежду, дарить цветы. Я не воспринимаю это как долг или обязанность, это скорее часть игры. И мне куда приятнее, когда она в обе стороны, а не в одну — иначе начинает ощущаться какой-то гендерный перекос.
Мне нравится разная одежда — и мужская, и женская. Так было с подросткового возраста: я комбинировал какие-то вещи, чтобы чувствовать себя комфортнее и привлекательнее. При этом у меня есть сложности с женской одеждой, потому что существует некоторое ожидание у транслюдей от транслюдей, что нужно стремиться к андрогинности или к ношению одежды «противоположного пола». Конечно, в любом сообществе, я думаю, есть свои местные стандарты красоты. Мне близка идея внешней андрогинности, но, как и в случае с любым стандартом, тяжело ощущать несоответствие.
В общем, у меня всегда работает какой-то маячок, который оценивает мой внешний вид и поведение в отношении своего гендерного комфорта и окружающей обстановки (наверно, это что-то от дисфории). С одной стороны, это здорово и интересно, это исследование, а с другой стороны, это бдительность. Сверка выматывает.
психолог Центра Т
Я живу периодами: несколько лет в мужском гендере, несколько лет в женском гендере (от года до семи лет подряд). При этом ощущаю себя стереотипно бинарно (то есть гендерно-конформно) и в том, и в другом гендере. Я не регулирую эту смену гендера, это происходит как-то само. Я использую местоимения «она» в женском гендере и «он» и «она» в мужском гендере. Но у меня, к сожалению, всегда есть гендерная дисфория — и социальная, и телесная.
В детстве я осознавала себя в мужском гендере, у меня ничего не менялось с идентичностью до подросткового возраста, поэтому я думала, что я транспарень, вырасту — и начну переход. Когда резко начался период феминности, мне было четырнадцать лет, было такое: «О да, я всё поняла, наверное, я девушка». А через два года меня качнуло обратно.
Я долго не знала, что существуют небинарные люди, и пыталась «понять про себя до конца, кто же я». Я поняла, что я бигендер, когда встретила партнёра-агендера, которая рассказала мне про то, как она себя ощущает, как видит меня, и у меня просто всё встало на место. Это было двенадцать лет назад — слово «небинарность» ещё не появилось в Рунете, было только понятие «гендерквир».
Для меня моя небинарность — это понимание, что, несмотря на то, как я себя сейчас ощущаю, через время это полярно изменится. Ключевая характеристика моей небинарности — флюидность. Я сильно меняю гендерную экспрессию в переходе из гендера в гендер. В том числе потому, что для меня важны внешние изменения: из-за дисфории начинает резко не подходить то, что было раньше.
В женском гендере я выгляжу стереотипно феминно: я ношу платья, крашу ногти, пытаюсь отращивать волосы. В мужском гендере менее конформно: я не могу носить утяжки, поэтому я парень с грудью. Я коротко стригу волосы, выбираю маскулинную (но обычно очень яркую) одежду. Мне важны лидерство, власть и успех, и я этим компенсирую то, что меня всё же считывают сначала скорее как женщину.
Сейчас у меня какой-то переходный период: я год была в женском гендере и сейчас не понимаю, куда движусь. Я сбрила каре, но мне комфортно в платьях. В зеркале я вижу парня в платье, и мне это не нравится. Что-то будет меняться, но пока не знаю, как дальше. Меня достало то, что мне постоянно предлагают «подружить свои части» и «слепить из себя» что-то среднее: у меня противоположные потребности у двух разных гендеров, в среднем арифметическом мне очень фигово.
Также мне сложно с людьми, которые отрицают наличие у меня второй части (в основном потому что не видели её), которые начинают доказывать мне, что я просто трансмужчина, мне надо принять себя и всё. Или, наоборот, что я девушка с внутренней мизогинией, что я слишком феминная, чтобы быть небинарной. В мужском гендере я часто не вписываюсь в бинарный нарратив про то, каким должен быть «настоящий мужчина». Внутри меня до сих пор идёт торг — сделать мастэктомию или продолжать доказывать, что мужчина с грудью может быть мужчиной.
Каждый раз, когда у меня меняется гендер и следом гендерная экспрессия, я получаю очень много удивления от окружения. Мне бы хотелось проживать это проще: чтобы я могла ничего не объяснять, не выдерживать реакции других людей, а просто жить так, как мне комфортно. Мне хочется видеть больше открытых небинарных людей с разной гендерной экспрессией и разным опытом.
политическая и феминистская активист_ка, небинарный человек
Я небинарный человек. И не потому, что я не укладываюсь в какие-то представления о женственности — тем более что разных и патриархальных, и непатриархальных примеров «женскости» сейчас можно увидеть достаточно, — просто я не женщина. Это не связано ни с каким желанием как-то от женщин отстроиться из-за внутренней мизогинии, неприязнью или отсутствием в моём поле зрения женщин — ролевых моделей. При этом определённому спектру стереотипов в отношении внешности, идентифицируемой в обществе как женская, мне, наоборот, нравится соответствовать: я люблю всё визуально гиперфеминное, как в отношении себя, так и в исполнении людей любой гендерной идентичности, включая цисгендерных мужчин.
История моего понимания собственной идентичности довольно простая: мне приписали женский пол и в семье меня воспитывали как девочку — платья-юбки, образ «принцессы», навязывание культа красоты. У меня никогда не получалось соответствовать ожиданиям: по мнению матери, «девушка должна быть опрятной, женственной и изящной» — у меня же куча странных привычек, нервные и дёрганые телодвижения, одеваюсь как удобно (обычно это штаны и толстовки), меня никогда не интересовала косметика, попытку заставить меня носить каблуки я встретил сопротивлением.
Я никогда не чувствовал себя женщиной, по крайней мере, той женщиной, какой меня желает видеть традиционное общество. В то же время я понимал, что мужчиной я быть не хочу: маскулинность меня отталкивает и даже пугает. У меня нет гендерной дисфории, и я не испытываю желания как-то менять своё тело, всё моё неприятие его феминности больше связано с внешними факторами: мне противно, когда из-за моего пола меня рассматривают как сексуальный объект, принижают мои интеллектуальные способности и считают нужным диктовать мне, чем заниматься и как одеваться.
Со временем я понял, что мне в принципе нет места в бинарных гендерных рамках, мне в них тесно. Я просто хочу делать что хочу и одеваться как хочу. Агендерность стала комфортной для меня идентичностью, на вопрос «кто ты?» я всегда могу ответить, что я — это просто я. У меня нет пола, он никак меня не определяет. К тому же я асексуал, так что вопрос моей половой принадлежности никого не должен волновать даже в отношениях со мной.
В последнее время я использую понятие «квир», поскольку этот термин обозначает выход за рамки бинарной нормативности. Квир позволяет снять противоречие между небинарностью и выходом за пределы стереотипов. Например, дрэг-квин может быть гетероцисчеловеком, но при этом развивать эстетику, которая размывает привычные гендерные стереотипы и таким образом может быть обозначена как квир.
Для меня ключевым фактором является внутреннее самоощущение, ведь одна и та же форма может иметь разные основания. Например, если я крашу ногти, то я могу это делать и в силу определённых модных трендов или личных эстетических предпочтений, при этом выходя за рамки привычных стереотипов. С другой стороны, маникюр может быть как раз следствием следования стереотипам, ибо это один из общественных маркеров феминности. Поэтому если говорить о внешних проявлениях, то у меня это имеет двойную природу, поскольку я это делаю и для себя, и для других, поскольку считаю важным делать видимым выход за пределы стереотипов.
медсестра в частной клинике
Я с детства не ощущала себя девочкой, терпеть не могла платья, внешне тоже была похожа на мальчика (в том числе из-за стрижки), но, когда меня называли мальчиком, мне это тоже не очень нравилось. Хотя это было скорее из-за того, что все вокруг постоянно говорили: «ты же девочка», «почему ты так ходишь (сидишь, говоришь)». На призыв надеть платье отвечала, что я не девочка и не мальчик. Я кот, медвежонок. Потом удалось принять в себе девочку, тем более что в сексуальном плане я предпочитаю мужчин. В итоге моя мужская «половина» оказалась настолько глубоко засунута, что, наверное, я даже отрицала её. Муж, дети, быт, работа. И только недавно поняла, что я такая как есть, что надо просто себя принять. Стало намного легче жить, я начала писать рассказы, которые сами собой ложились на бумагу. Это давало мне силы и заряжало энергией.
Я бы, конечно, предпочла иметь мужское тело, но в силу возраста и других причин не вижу возможным сделать переход. Одежду предпочитаю нейтральную, иногда хочется выглядеть больше как мужчина, но в целом могу иногда даже надеть и платье. В то же время я люблю косметику, маникюр. По моему внешнему виду вряд ли можно подумать, что я не девочка, но многие говорят, что у меня необычная внешность. Внутри я в основном обращаюсь к себе в мужском роде. На себе я не испытываю давление стереотипов, но ощущаю их очень сильно. К сожалению, нас не понимают даже некоторые представители ЛГБТК (чаще всего цисгендерные), не говоря уже о цисгетеролюдях. Конечно, хочется перемен, но не верится, что это будет возможно в ближайшее время.
Лично я сейчас стала говорить о себе прямо. Не всем, конечно, но многие друзья знают про меня и принимают. Есть даже такие же, как я. С другими людьми предпочитаю близко не общаться. На работе, к сожалению, довольно гомофобный коллектив, но я уже не молчу, как раньше, а стараюсь выражать своё мнение. Это важно в первую очередь для меня. Конечно, я не шокирую всех — просто стараюсь объяснить, что это норма и что все разные. Но, похоже, что меня не слышат, хотя коллектив медицинский. Хочется жить в мире, где все друг друга понимают или хотя бы стараются понять, не скатываясь в осуждение и оскорбление.
Когда я думало, что гендера всего два — мужской и женский, — то себя считало бигендером. О бигендерах мне рассказал друг, когда мне было примерно двадцать лет, и я тут же решило, что это про меня, потому что мне всю жизнь одинаково подходило быть как мужчиной, так и женщиной. Позже я узнало, что существуют агендеры, интергендеры, либрагендеры, демигендеры. Я поняло, что и эти идентичности мне тоже подходят, и решило, что я полигендер (то есть что у меня множество идентичностей). Но ещё позже, когда я нашло в интернете новую информацию по гендерным идентичностям, я определило себя как пангендера. Эта идентичность включает в себя все гендерные идентичности. Позже я узнало, что некоторые источники в «классическую» пангендерность не включают агендерные идентичности, и решило, что мне больше подходит определение апангендер, определение звучит примерно как «микс пангендера и агендера». Ощущения у меня примерно такие: какую бы идентичность мне ни приписали — я чувствую, что она мне подходит. Из-за этого меня невозможно мисгендерить. И все эти идентичности я чувствую в себе одновременно и постоянно.
Самовыражение через одежду меня интересует меньше, чем это обычно бывает. Я довольно редко покупаю себе новую одежду. Добрая часть моего гардероба вообще перепала мне бесплатно от других людей. Предпочитаю удобную, простую и преимущественно однотонную одежду, но не против разных цветов. Стараюсь надевать вещи, которые друг с другом хорошо сочетаются: жена говорит, что у меня есть стиль. Мне нравится унисекс, но в основном покупаю «бинарную» одежду: её больше продают и проще купить. Из-за того, что по внешности я считываюсь как женщина и женская одежда мне больше подходит по размерам, то закупаюсь в женском отделе чаще, чем в мужском. Косметикой пользуюсь, наверное, не чаще раза в год, чтобы разок создать интересный образ и потерять к этому интерес на долгое время. Украшений не использую вообще, только обручальное кольцо надеваю иногда, когда идём куда-то «на люди» с женой, чтобы таким образом демонстрировать, что мы пара. Моё естественное поведение женственностью не отличается, от походки до манеры говорить. Притворяться я не хочу, поэтому получается, что выгляжу нестереотипно.
Окружающие ждут, что я буду больше стремиться к моде, хвастаться обновками, чаще пользоваться косметикой. Некоторые люди меня недолюбливают за грубость, резкость, прямолинейность и склонность разговаривать матом именно с позиции «девушкам это не к лицу», при этом относясь нормально к такому поведению у юношей. Ещё со мной почти не знакомятся юноши. Может, я действительно хожу и разговариваю как-то так, что у них не возникает ко мне интереса, не знаю.
Я мало кому рассказываю о небинарности, поэтому со стереотипами о ней почти не сталкиваюсь. Но бывает, что люди могут не верить, злиться, реагировать агрессивно, если просто им сказать, что существуют небинарные гендерные идентичности. Здесь ничего удивительного нет: гелиоцентрическая модель Коперника тоже поначалу никому не нравилась, ведь она противоречила тому, что было раньше.
Я идентифицирую себя как гендерно-неконформную женщину, потому что мне важна репрезентации биологической реальности, по большинству признаков которой мой организм является таким, который называют женским. Я выгляжу феминно, поэтому проблем с идентичностью в обществе у меня нет.
Несоответствие гендерным стереотипам начинается тогда, когда, например, во взаимоотношениях я беру на себя ведущую роль. Моя главная цель в жизни — реализоваться как творческая личность, и я вряд ли буду заводить стереотипную семью. Я зарабатываю больше своего партнёра и нахожусь в полиаморных отношениях, необходимость которых почувствовала именно я (вопреки стереотипу, что женщины обычно моногамны).
В подростковом возрасте я ощущала большое давление окружающих родственников и учителей. Я была громче, грубее и сильнее чем другие девочки, ввязывалась в драки, не расчёсывала волосы, и относительно меня постоянно звучали слова «будь как нормальная девочка». В какой-то момент я сожалела, что родилась в женском теле. Потом я испытывала лёгкую гендерную дисфорию и предпочитала говорить о себе в мужском роде. Сейчас, когда я знаю об этом явлении, мой способ бороться с ней — это быть репрезентацией того, что «девочки», «девушки», «женщины» могут быть совершенно разными и не обязательно соответствовать бинарным гендерным предписаниям. Это и есть причина, почему мне ближе называть себя гендерно-неконформной женщиной, а не небинарной персоной. Но я с большим уважением отношусь к любой гендерной идентичности.
В моём идеальном мире понятие гендера просто исчезнет и людей любого пола будут воспитывать не в соответствии с гендерными стереотипами, а в соответствии с представлениями о том, какие качества необходимы для жизни в обществе.
Источник