Где чувства господствуют там вожделенье где вожделение там гнев
Где чувства господствуют — там вожделенье,
А где вожделенье — там гнев, ослепленье,
А где ослепленье — ума угасанье,
Где ум угасает — там гибнет познанье,
Где гибнет познанье, да ведает всякий —
Там гибнет дитя человечье во мраке!
А тот, кто добился над чувствами власти,
Попрал отвращенье, не знает пристрастий,
Кто их навсегда подчинил своей воле —
Достиг просветленья, избавясь от боли,
И сердце с тех пор у него безпорочно,
И разум его — утверждается прочно.
Вне йоги — к разумным себя не причисли:
Вне ясности — нет созидающей мысли;
Вне творческой мысли — нет мира, покоя,
А где вне покоя есть счастье земное?
ТАМ РАЗУМ И МУДРОСТЬ,
ГДЕ ЧУВСТВА — В НЕВОЛЕ !
—————————————————
Так откажись от внешности, умри
Для суеты и оживи внутри.
Уняв сметенье, сам в себе открой,
Незамутненный внутренний покой.
И в роднике извечной чистоты
С самим собой соеденишься ты.
——————————————————
О, наконец-то мне постичь дано:
Вещающий и слышащий — одно.
Перед собой склонился я в мольбе,
Прислушивался молча сам к себе.
—————————————————-—
Чей разум всегда в равновесье, в покое
Сей мир победил, победил все земное
И не умирая, и не возрождаясь,
Пребудет он в духе светом утверждаясь,
Не станет, достигнув покоя, безстрастья,
От счастья смеяться, страдать от несчастья,
Он Высшего Духа постигнет главенство,
И преданный Духу, вкусит он блаженство;
Затем, что предметов телесных касанье
Не даст наслажденья, а только терзанье:
Они преходящи, в них – бедствия лоно,
Безгрешный отверг их душой просветленной
Лишь тот, кто, еще не дождавшись кончины,
Равно и отрады презрел и кручины,
Свой гнев пересилил и чувств самовластье,
Обрел настоящее, прочное счастье !
—————————————————-—
Чтоб мудро жизнь прожить,
знать надобно немало,
два важных правила,
запомнить для начала.
Ты лучше голодай –
Чем, что попало ешь.
И лучше будь один,
Чем вместе с кем попало.
——————————————————
Любите врагов ваших, благословляйте ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
Да будете сынами Отца вашего Небесного;
Ибо он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и не праведных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда ?
Не то ли же делают мытари?
Или если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного вы делаете?
Не так же поступают язычники?
Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
——————————————————-—
Кто черпает мудрость в познанье глубоком, незнающих пусть не смути ненароком ,
они оставаясь в своем заблужденье,
в деяньях пускай обретут наслажденье.
И кто совершенным познаньем владеет,
Познавшим несовершенно не смеет смущать.
Ибо что разумеет незрячий.
—————————————————————
Бездействию,дело всегда предпочти,
Отправление тела без усилий свершить и то не возможно,
Деянье надежно, бездействие ложно.
Источник
Где чувства господствуют там вожделенье где вожделение там гнев
Где чувства господствуют — там вожделенье,
А где вожделенье — там гнев, ослепленье,
А где ослепленье — ума угасанье,
Где ум угасает — там гибнет познанье,
Где гибнет познанье, да ведает всякий —
Там гибнет дитя человечье во мраке!
А тот, кто добился над чувствами власти,
Попрал отвращенье, не знает пристрастий,
Кто их навсегда подчинил своей воле —
Достиг просветленья, избавясь от боли,
И сердце с тех пор у него безпорочно,
И разум его — утверждается прочно.
Вне йоги — к разумным себя не причисли:
Вне ясности — нет созидающей мысли;
Вне творческой мысли — нет мира, покоя,
А где вне покоя есть счастье земное?
ТАМ РАЗУМ И МУДРОСТЬ,
ГДЕ ЧУВСТВА — В НЕВОЛЕ !
(БХАГАВАД-ГИТА, 2.62-66)
То, что было до всех и пребудет всегда;
В нем прозрачность воды,но она не вода:
Это суть без покрова,что лишь для умов,
Неспособных постичь,надевает покров.
Он создатель всех форм и, как ветер сквозной,
Сквозь все формы течет,не застыв ни в одной.
Так откажись от внешности, умри
Для суеты и оживи внутри.
Уняв сметенье,сам в себе открой,
Незамутненный внутренний покой.
И в роднике извечной чистоты
С самим собой соеденишься ты.
(Суфий, Ибн аль-Фарид.)
О,наконец-то мне постичь дано:
Вещающий и слышащий — одно.
Перед собой склонился я в мольбе,
Прислушивался молча сам к себе.
(Ибн аль-Фарид).
Чей разум всегда в равновесье, в покое
Сей мир победил, победил все земное
И не умирая, и не возрождаясь,
Пребудет он в духе светом утверждаясь,
Не станет, достигнув покоя, безстрастья,
От счастья смеяться, страдать от несчастья,
Он Высшего Духа постигнет главенство,
И преданный Духу, вкусит он блаженство;
Затем, что предметов телесных касанье
Не даст наслажденья, а только терзанье:
Они преходящи, в них – бедствия лоно,
Безгрешный отверг их душой просветленной
Лишь тот, кто, еще не дождавшись кончины,
Равно и отрады презрел и кручины,
Свой гнев пересилил и чувств самовластье,
Обрел настоящее, прочное счастье !
(Крышень
Бхагават-гита)
Чтоб мудро жизнь прожить,
знать надобно немало,
два важных правила,
запомнить для начала.
Ты лучше голодай –
Чем, что попало ешь.
И лучше будь один,
Чем вместе с кем попало.
(Амар Хаям)
Любите врагов ваших, благословляйте ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
Да будете сынами Отца вашего Небесного;
Ибо он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и не праведных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда ?
Не то ли же делают мытари?
Или если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного вы делаете ? НЕ так же поступают язычники?
Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
(Исса говорил народу)
Кто черпает мудрость в познанье глубоком, незнающих пусть не смути ненароком ,
они оставаясь в своем заблужденье,
в деяньях пускай обретут наслажденье.
И кто совершенным познаньем владеет,
Познавшим несовершенно не смеет смущать.
Ибо что разумеет незрячий.
Бездействию,дело всегда предпочти,
Отправление дела без усилий свершить и то не возможно,
Деянье надежно, бездействие ложно.
Уеденись в тиши полей, капай, паши,потей за плугом , и огрничась тесным кругом, себя и ум свой не жалей.
(Беседа Фауста и Мефистофеля )
Источник
Махабхарата | Страница 25 | Онлайн-библиотека
Ведь даже идущий путем наилучшим
Порой подчиняется чувствам кипучим,
Но, их обуздав, он придет к Высшей Цели
И станет свободным, — безвольный доселе.
Где чувства господствуют — там вожделенье,
А где вожделенье — там гнев, ослепленье,
А где ослепленье — ума угасанье,
Где ум угасает — там гибнет познанье,
Где гибнет познанье, — да ведает всякий,-
Там гибнет дитя человечье во мраке!
А тот, кто добился над чувствами власти,
Попрал отвращенье, не знает пристрастий,
Кто их навсегда подчинил своей воле,-
Достиг просветленья, избавясь от боли,
И сердце с тех пор у него беспорочно,
И разум его утверждается прочно.
Вне йоги к разумным себя не причисли:
Вне ясности нет созидающей мысли;
Вне творческой мысли нет мира, покоя,
А где вне покоя и счастье людское?
То сердце, что радостей алчет и просит,
У слабого духом сознанье уносит,
Как ветер стремительно и невозбранно
Уносит корабль по волнам океана.
Так знай же, могучий на битвенном поле:
Там — разум и мудрость, где чувства — в неволе.
Все то, что для всех — сновиденье, есть бденье
Того, кто свое пересилил хотенье,
А бденье всего, что познало рожденье,
Для истинно мудрого есть сновиденье.
Как воды текут в океан полноводный –
Вот так для желаний есть доступ свободный
К душе мудреца; он пребудет в нирване,
Но только не тот, кто исполнен желаний!
Свободный от самости, верной тропою
Придет он, поправ вожделенье, к покою.
Ты Высшего Духа постиг состоянье?
С ним слитый, отвергнешь дурное деянье.
Пусть даже к нему ты придешь при кончине,-
Поймешь, что в нирване пребудешь отныне!»
Сын Кунти сказал: «Если, мне в назиданье,
Превыше деянья ты ставишь познанье,
Тогда почему, разуменьем богатый,
На страшное дело толкаешь меня ты?
Сознанье мутишь мне двусмысленной речью.
Ответствуй мне ясно: где благо я встречу?»
И Кришна сказал: «Для стремящихся к йоге
Я прежде уже указал две дороги:
Для жаждущих с Сущностью Вечной слиянья
Есть йога познанья и йога деянья.
В бездействии мы не обрящем блаженства;
Кто дела не начал, тот чужд совершенства.
Однако без действий никто не пребудет:
Ты хочешь того иль не хочешь — принудит
Природа тебя: нет иного удела,
И, ей повинуясь, ты делаешь дело.
Кто, чувства поправ, все же помнит в печали
Предметы, что чувства его услаждали,-
Тот, связанный, следует ложной дорогой;
А тот, о сын Кунти, кто, волею строгой
Все чувства поправ, йогу действия начал,-
На правой дороге себя обозначил.
Поэтому действуй; бездействию дело
Всегда предпочти; отправления тела –
И то без усилий свершить невозможно:
Деянье — надежно, бездействие — ложно.
Оковы для мира, — бездушны и мертвы
Дела, что свершаются не ради жертвы.
О Арджуна, действуй, но действуй свободный!
Поведал нам Брахма, творец первородный,
Людей вместе с жертвой создав: «Размножайтесь
И, жертвуя, жертвой своей насыщайтесь:
Себя ублажайте, богов ублажая,
И будет от жертвы вам польза большая.
Приняв эти жертвы в небесном чертоге,
За них наградят вас довольные боги,-
Иначе предстанут пред вами ворами,
Когда на дары не ответят дарами!»
Остатками жертвы питаясь, мы чище
От этой становимся праведной пищи,
А люди, которые жертв не свершают,
Все сами съедая, — греховность вкушают.
От пищи возникли все твари живые,
А создали пищу струи дождевые,
От жертвы — дождя происходит рожденье,
А жертва — есть действия произведенье,
А дело — от Брахмы, а Брахма — Всесущий,
А значит, он в жертве, нам благо несущей.
Кто этому круговращеныо враждебен –
Игралище чувств, — и кому он потребен?
Но тот, кого Атман насытил всецело,
Кто в Атмане счастлив, — свободен от дела.
В сей бренной юдоли не видит он цели
В несделанном деле и в сделанном деле.
Он самопознания выбрал дороги,
В ничьей на земле не нуждаясь подмоге.
Итак, делай то, что ты делать обязан.
Блажен, кто, творя, ни к чему не привязан.
Тем Джанака славен и люди другие,
Что мудро дела совершали благие.
И ты, целокупности мира во имя,
Трудись, делай благо трудами своими.
Кто лучше других, — тот учитель по праву,
Он всех своему подчиняет уставу.
Постиг я три мира, свершил все свершенья,
Но действия не прекращаю движенья.
А если б не действовал я, то в безделье
Все люди бы жить, как и я, захотели,
Исчезли б миры, если б дел я не множил,
Все касты смешав, я б людей уничтожил.
Как действуют в путах деяний невежды,-
Пусть так же и мудрый, исполнен надежды,
К делам не привязан, с душой вдохновенной,
Деянья свершает для блага вселенной.
Кто черпает мудрость в познанье высоком,
Незнающих пусть не смутит ненароком:
Они, оставаясь в своем заблужденье,
В деяньях пускай обретут наслажденье.
Природы-Праматери вечная сила,-
Все делают гуны; кого ж ослепила
Гордыня, — решают: «Мы делаем сани».
Но тот, кто взирает познанья глазами,
Поймет, что единая сущность — основа
И чувств и предметов, что снова и снова
Три гуны вращаются в гунах природы,-
И, к ним не привязан, достигнет свободы.
Но кто совершенным познаньем владеет,-
Познавшего несовершенно не смеет
Смущать, ибо что разумеет незрячий?
А ты, о воюющий, действуй иначе.
От самости, от вожделенья избавлен,
Ты каждым поступком ко мне будь направлен,
Будь Высшему Атману предан глубоко,
Сражайся — и ты не услышишь упрека!
Разумный, ученье мое постигая
И веря, что эта стезя есть благая,
Без ропота действуя долгие годы,
Одним лишь деяньем достигнет свободы.
А тот, кто мое отвергает ученье,
Кто ропщет, к предметам питая влеченье,-
Погибнет, безумный, познанья лишенный!
Ты понял ли, Арджуна, эти законы?
Природе вовек все живое подвластно,
И даже мудрец поступает согласно
Природе своей, — так к чему противленье?
И чувств отвращенье, и чувств вожделенье –
В предметах телесных; и то и другое –
Враги; отврати их владычество злое!
Исполнить, — пусть плохо, — свой долг самолично,
Важней, чем исполнить чужой сверхотлично.
Погибнуть, свой долг исполняя, — прекрасно,
А долгу чужому служенье — опасно!»
Спросил его Арджуна: «Кто же от века,
Скажи, побуждает на грех человека,-
К тому же силком, вопреки его воле?»
И Кришна, причастный божественной доле,
Ответил: «То — страсть, что возникла из скверны,
То — гнев пожирающий, неимоверный.
Как зеркало — мутью, огонь — темным дымом,
Как пленкой — зародыш, так ненасытным
Желанием все мирозданье одето:
Желание — недруг познанья и света.
Враг мудрости — мудрость ввергает в пыланье
То алчное пламя в обличье желанья!
В рассудке и в чувствах оно пребывает,
Людей, ненасытное, с толку сбивает.
А ты, обуздав свои чувства сначала,
Врага порази, чья утроба взалкала,-
Прозренье и знанье пожрать захотела!
Считают, что чувства важнее, чем тело,
Познанье важнее всех чувств, но сознанье
Превыше познанья в моем пониманье.
А выше сознания — Он, Безграничный.
Себя утверди в его сути Сверхличной,
Врага уничтожь, — да обрящет кончину
Противник, надевший желанья личину!»
4
Сын Кунти спросил: «Что же выше ты ставишь?
Смотри: отрешенье от действий ты славишь,
Но хвалишь, о мудрый, и действия йогу.
Что лучше? Развей мою, Кришна, тревогу».
Ответствовал Арджуне праведник строгий:
«К высокому благу ведут обе йоги,
Но йоги деянья важнее значенье:
Она превосходит от дел отреченье.
Тот стал Отрешенным, кто, делая дело,
МАХАБХАРАТА | 1 |
СКАЗАНИЕ О СЫНЕ РЕКИ, О РЫБАЧКЕ САТЬЯВАТИ И ЦАРЕ ШАНТАНУ | 1 |
Обещание Ганги | 1 |
Рождение Шантану | 1 |
Сыновья Ганги и Шантану | 1 |
Проступок восьми васу | 2 |
Шантану находит своего восьмого сына | 3 |
Шантану женится на рыбачке Сатьявати | 3 |
Бхишма похищает девушек | 4 |
Женитьба и смерть Вичитравирьи | 4 |
Совет Бхишмы | 5 |
Сатьявати с помощью мысли призывает перворожденного сына | 5 |
Дети Кришны от двух цариц и рабыни | 6 |
Скитания пандавов | 6 |
СКАЗАНИЕ О САВИТРИ ЖЕНЕ ПРЕДАННОЙ И ЛЮБЯЩЕЙ | 7 |
Царевна Савитри отправляется на поиски жениха | 7 |
Савитри выходит замуж за Сатьявана | 7 |
Сатьяван и Савитри уходят в лес | 8 |
Дары бога смерти | 9 |
Бог смерти возвращает Сатьявану жизнь | 9 |
Возвращение Савитри и Сатьявана | 10 |
О богатыре Карне | 11 |
СКАЗАНИЕ О ЧУДЕСНЫХ СЕРЬГАХ И ПАНЦИРЕ | 11 |
Бог солнца является Карне в облике брахмана | 11 |
Брахман дарит царевне Кунти заклинание | 12 |
Кунти соединяется с богом солнца | 13 |
Возничий и его жена находят корзину с ребенком | 13 |
Карна отсекает от своего тела серьги и панцирь | 14 |
СКАЗАНИЕ О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ПЯТИ БРАТЬЕВ И ИХ ЖЕНЫ | 14 |
Пандавы скрывают свой истинный облик | 15 |
Наставления жреца Дхаумьи | 16 |
Пандавы вступают в страну Вираты | 16 |
Драупади становится служанкой царицы Судешны | 17 |
Три брата Юдхиштхиры приходят к царю Вирате | 18 |
Занятия пандавов при дворе Вираты | 19 |
Военачальник Кичака Сутапутра оскорбляет жену пандавов | 19 |
Драупади просит Бхимасену отомстить за нее | 20 |
Бхимасена решает убить Кичаку | 21 |
Смерть Кичаки Сутапутры | 22 |
Победа Бхимасены | 22 |
СКАЗАНИЕ О СРАЖЕНИИ НА ПОЛЕ КАУРАВОВ | 23 |
БХАГАВАДГИТА — Божественная песнь | 23 |
СМЕРТЬ БХИШМЫ | 26 |
Рассказ возничего Санджайи слепому царю Дхритараштре | 26 |
Бхишма открывает тайну своей смерти | 26 |
Арджуна сражается с Бхишмой прикрываясь Шикхандином | 27 |
Воины прощаются с Бхишмой | 27 |
Последнее слово Бхишмы | 28 |
КНИГА КАРНЫ | 29 |
Бхимасена убивает младшего из кауравов Духшасану | 29 |
Поединок великих лучников | 30 |
Гибель карны от руки Арджуны | 32 |
ПОЕДИНОК БХИМАСЕНЫ С ДУРЪЙОДХАНОЙ | 34 |
МЕСТЬ АШВАТТХАМАНА | 36 |
СМЕРТЬ ДУРЪЙОДХАНЫ | 40 |
СОЖЖЕНИЕ ЗМЕЙ | 40 |
Вступление | 40 |
Проступок Индры громовержца | 40 |
Кадру обращает Винату в рабство | 41 |
О том, как добыли амриту | 41 |
Гаруда решает похитить амриту | 42 |
Гаруда освобождает Винату от рабства | 43 |
Юноша Шрингин проклинает царя Парикшита | 43 |
Преступление змея Такшаки | 45 |
Три ученика мудрого старца | 46 |
Приключения Уттанки, ученика Веды | 47 |
Совет змей | 49 |
Подвижник Джараткару и его предки | 50 |
Джараткару-подвижник и Джараткару-змея | 51 |
Астика дваждырожденный | 52 |
О добрых змеях | 52 |
Великое жертвоприношение | 54 |
Подвиг Астики | 55 |
ПРИМЕЧАНИЯ | 56 |
СЛОВАРЬ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ | 63 |
Лучшие электронные книги в формате fb2
Во время инфекционной пандемии коронавируса coid19 наш сервис принесёт вам максимальную пользу. Онлайн чтение является безконтактным способом почерпнуть дополнительную информацию в условиях самоизоляции и карантана.
Наш портал – это библиотека интересных электронных книг разнообразных жанров. Здесь вы найдете произведения как российских, так и зарубежных писателей. Все электронные книги, представленные на нашем сайте, можно скачать бесплатно. Наша библиотека содержит только лучшие бесплатные электронные книги, ведь каждую электронную книгу мы тщательно изучаем перед добавлением в базу. Мы выбираем интереснейшие произведения в удобном формате fb2, все они достойны вашего внимания. Чтение электронных книг наверняка принесет вам удовольствие. Всё что, что вам нужно сделать, — найти и скачать книгу, которая понравится вам по заголовку и описанию.
Библиотека fb2-электронных книг – полезнейшее изобретение человечества. Для того чтобы, читать книгу, вам нужно просто загрузить ее с нашего сайта. Вы можете наслаждаться чтением, не совершая лишние траты. Электронная книга, в отличие от бумажной, обладает множеством преимуществ. Вы экономите время и силы, не совершая утомительные походы по магазинам. Вам также не нужно обременять себя ношением тяжеловесной макулатуры. Скачать и читать электронную книгу легко и просто . Мы позаботились о том, чтобы вам всегда было что почитать. Электронная книга fb2 принесет вам море положительных эмоций: она способна поделиться с вами мудростью, поднять настроение или просто скрасить досуг.
Источник