Где чувства господствуют там вожделенье где вожделение там гнев

Где чувства господствуют там вожделенье где вожделение там гнев

Где чувства господствуют — там вожделенье,
А где вожделенье — там гнев, ослепленье,
А где ослепленье — ума угасанье,
Где ум угасает — там гибнет познанье,
Где гибнет познанье, да ведает всякий —
Там гибнет дитя человечье во мраке!

А тот, кто добился над чувствами власти,
Попрал отвращенье, не знает пристрастий,
Кто их навсегда подчинил своей воле —
Достиг просветленья, избавясь от боли,
И сердце с тех пор у него безпорочно,
И разум его — утверждается прочно.

Вне йоги — к разумным себя не причисли:
Вне ясности — нет созидающей мысли;
Вне творческой мысли — нет мира, покоя,
А где вне покоя есть счастье земное?
ТАМ РАЗУМ И МУДРОСТЬ,
ГДЕ ЧУВСТВА — В НЕВОЛЕ !
—————————————————
Так откажись от внешности, умри
Для суеты и оживи внутри.
Уняв сметенье, сам в себе открой,
Незамутненный внутренний покой.
И в роднике извечной чистоты
С самим собой соеденишься ты.
——————————————————
О, наконец-то мне постичь дано:
Вещающий и слышащий — одно.
Перед собой склонился я в мольбе,
Прислушивался молча сам к себе.
—————————————————-—
Чей разум всегда в равновесье, в покое
Сей мир победил, победил все земное
И не умирая, и не возрождаясь,
Пребудет он в духе светом утверждаясь,
Не станет, достигнув покоя, безстрастья,
От счастья смеяться, страдать от несчастья,
Он Высшего Духа постигнет главенство,
И преданный Духу, вкусит он блаженство;
Затем, что предметов телесных касанье
Не даст наслажденья, а только терзанье:
Они преходящи, в них – бедствия лоно,
Безгрешный отверг их душой просветленной
Лишь тот, кто, еще не дождавшись кончины,
Равно и отрады презрел и кручины,
Свой гнев пересилил и чувств самовластье,
Обрел настоящее, прочное счастье !
—————————————————-—
Чтоб мудро жизнь прожить,
знать надобно немало,
два важных правила,
запомнить для начала.
Ты лучше голодай –
Чем, что попало ешь.
И лучше будь один,
Чем вместе с кем попало.
——————————————————
Любите врагов ваших, благословляйте ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
Да будете сынами Отца вашего Небесного;
Ибо он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и не праведных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда ?
Не то ли же делают мытари?
Или если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного вы делаете?
Не так же поступают язычники?
Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
——————————————————-—
Кто черпает мудрость в познанье глубоком, незнающих пусть не смути ненароком ,
они оставаясь в своем заблужденье,
в деяньях пускай обретут наслажденье.
И кто совершенным познаньем владеет,
Познавшим несовершенно не смеет смущать.
Ибо что разумеет незрячий.
—————————————————————
Бездействию,дело всегда предпочти,
Отправление тела без усилий свершить и то не возможно,
Деянье надежно, бездействие ложно.

Источник

Где чувства господствуют там вожделенье где вожделение там гнев

Где чувства господствуют — там вожделенье,
А где вожделенье — там гнев, ослепленье,
А где ослепленье — ума угасанье,
Где ум угасает — там гибнет познанье,
Где гибнет познанье, да ведает всякий —
Там гибнет дитя человечье во мраке!

А тот, кто добился над чувствами власти,
Попрал отвращенье, не знает пристрастий,
Кто их навсегда подчинил своей воле —
Достиг просветленья, избавясь от боли,
И сердце с тех пор у него безпорочно,
И разум его — утверждается прочно.

Вне йоги — к разумным себя не причисли:
Вне ясности — нет созидающей мысли;
Вне творческой мысли — нет мира, покоя,
А где вне покоя есть счастье земное?
ТАМ РАЗУМ И МУДРОСТЬ,
ГДЕ ЧУВСТВА — В НЕВОЛЕ !
(БХАГАВАД-ГИТА, 2.62-66)

То, что было до всех и пребудет всегда;
В нем прозрачность воды,но она не вода:
Это суть без покрова,что лишь для умов,
Неспособных постичь,надевает покров.
Он создатель всех форм и, как ветер сквозной,
Сквозь все формы течет,не застыв ни в одной.

Так откажись от внешности, умри
Для суеты и оживи внутри.
Уняв сметенье,сам в себе открой,
Незамутненный внутренний покой.
И в роднике извечной чистоты
С самим собой соеденишься ты.
(Суфий, Ибн аль-Фарид.)

О,наконец-то мне постичь дано:
Вещающий и слышащий — одно.
Перед собой склонился я в мольбе,
Прислушивался молча сам к себе.
(Ибн аль-Фарид).

Читайте также:  Можно ли определить у себя депрессию

Чей разум всегда в равновесье, в покое
Сей мир победил, победил все земное
И не умирая, и не возрождаясь,
Пребудет он в духе светом утверждаясь,
Не станет, достигнув покоя, безстрастья,
От счастья смеяться, страдать от несчастья,
Он Высшего Духа постигнет главенство,
И преданный Духу, вкусит он блаженство;
Затем, что предметов телесных касанье
Не даст наслажденья, а только терзанье:
Они преходящи, в них – бедствия лоно,
Безгрешный отверг их душой просветленной
Лишь тот, кто, еще не дождавшись кончины,
Равно и отрады презрел и кручины,
Свой гнев пересилил и чувств самовластье,
Обрел настоящее, прочное счастье !
(Крышень
Бхагават-гита)

Чтоб мудро жизнь прожить,
знать надобно немало,
два важных правила,
запомнить для начала.
Ты лучше голодай –
Чем, что попало ешь.
И лучше будь один,
Чем вместе с кем попало.
(Амар Хаям)

Любите врагов ваших, благословляйте ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
Да будете сынами Отца вашего Небесного;
Ибо он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и не праведных.
Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда ?
Не то ли же делают мытари?
Или если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного вы делаете ? НЕ так же поступают язычники?
Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
(Исса говорил народу)

Кто черпает мудрость в познанье глубоком, незнающих пусть не смути ненароком ,
они оставаясь в своем заблужденье,
в деяньях пускай обретут наслажденье.
И кто совершенным познаньем владеет,
Познавшим несовершенно не смеет смущать.
Ибо что разумеет незрячий.

Бездействию,дело всегда предпочти,
Отправление дела без усилий свершить и то не возможно,
Деянье надежно, бездействие ложно.

Уеденись в тиши полей, капай, паши,потей за плугом , и огрничась тесным кругом, себя и ум свой не жалей.
(Беседа Фауста и Мефистофеля )

Источник

Махабхарата | Страница 25 | Онлайн-библиотека

Ведь даже идущий путем наилучшим

Порой подчиняется чувствам кипучим,

Но, их обуздав, он придет к Высшей Цели

И станет свободным, — безвольный доселе.

Где чувства господствуют — там вожделенье,

А где вожделенье — там гнев, ослепленье,

А где ослепленье — ума угасанье,

Где ум угасает — там гибнет познанье,

Где гибнет познанье, — да ведает всякий,-

Там гибнет дитя человечье во мраке!

А тот, кто добился над чувствами власти,

Попрал отвращенье, не знает пристрастий,

Кто их навсегда подчинил своей воле,-

Достиг просветленья, избавясь от боли,

И сердце с тех пор у него беспорочно,

И разум его утверждается прочно.

Вне йоги к разумным себя не причисли:

Вне ясности нет созидающей мысли;

Вне творческой мысли нет мира, покоя,

А где вне покоя и счастье людское?

То сердце, что радостей алчет и просит,

У слабого духом сознанье уносит,

Как ветер стремительно и невозбранно

Уносит корабль по волнам океана.

Так знай же, могучий на битвенном поле:

Там — разум и мудрость, где чувства — в неволе.

Все то, что для всех — сновиденье, есть бденье

Того, кто свое пересилил хотенье,

А бденье всего, что познало рожденье,

Для истинно мудрого есть сновиденье.

Как воды текут в океан полноводный –

Вот так для желаний есть доступ свободный

К душе мудреца; он пребудет в нирване,

Но только не тот, кто исполнен желаний!

Свободный от самости, верной тропою

Придет он, поправ вожделенье, к покою.

Ты Высшего Духа постиг состоянье?

С ним слитый, отвергнешь дурное деянье.

Пусть даже к нему ты придешь при кончине,-

Поймешь, что в нирване пребудешь отныне!»

Сын Кунти сказал: «Если, мне в назиданье,

Превыше деянья ты ставишь познанье,

Тогда почему, разуменьем богатый,

На страшное дело толкаешь меня ты?

Сознанье мутишь мне двусмысленной речью.

Ответствуй мне ясно: где благо я встречу?»

И Кришна сказал: «Для стремящихся к йоге

Я прежде уже указал две дороги:

Для жаждущих с Сущностью Вечной слиянья

Есть йога познанья и йога деянья.

В бездействии мы не обрящем блаженства;

Кто дела не начал, тот чужд совершенства.

Однако без действий никто не пребудет:

Ты хочешь того иль не хочешь — принудит

Природа тебя: нет иного удела,

И, ей повинуясь, ты делаешь дело.

Кто, чувства поправ, все же помнит в печали

Предметы, что чувства его услаждали,-

Тот, связанный, следует ложной дорогой;

А тот, о сын Кунти, кто, волею строгой

Читайте также:  Типы темперамента человека психология

Все чувства поправ, йогу действия начал,-

На правой дороге себя обозначил.

Поэтому действуй; бездействию дело

Всегда предпочти; отправления тела –

И то без усилий свершить невозможно:

Деянье — надежно, бездействие — ложно.

Оковы для мира, — бездушны и мертвы

Дела, что свершаются не ради жертвы.

О Арджуна, действуй, но действуй свободный!

Поведал нам Брахма, творец первородный,

Людей вместе с жертвой создав: «Размножайтесь

И, жертвуя, жертвой своей насыщайтесь:

Себя ублажайте, богов ублажая,

И будет от жертвы вам польза большая.

Приняв эти жертвы в небесном чертоге,

За них наградят вас довольные боги,-

Иначе предстанут пред вами ворами,

Когда на дары не ответят дарами!»

Остатками жертвы питаясь, мы чище

От этой становимся праведной пищи,

А люди, которые жертв не свершают,

Все сами съедая, — греховность вкушают.

От пищи возникли все твари живые,

А создали пищу струи дождевые,

От жертвы — дождя происходит рожденье,

А жертва — есть действия произведенье,

А дело — от Брахмы, а Брахма — Всесущий,

А значит, он в жертве, нам благо несущей.

Кто этому круговращеныо враждебен –

Игралище чувств, — и кому он потребен?

Но тот, кого Атман насытил всецело,

Кто в Атмане счастлив, — свободен от дела.

В сей бренной юдоли не видит он цели

В несделанном деле и в сделанном деле.

Он самопознания выбрал дороги,

В ничьей на земле не нуждаясь подмоге.

Итак, делай то, что ты делать обязан.

Блажен, кто, творя, ни к чему не привязан.

Тем Джанака славен и люди другие,

Что мудро дела совершали благие.

И ты, целокупности мира во имя,

Трудись, делай благо трудами своими.

Кто лучше других, — тот учитель по праву,

Он всех своему подчиняет уставу.

Постиг я три мира, свершил все свершенья,

Но действия не прекращаю движенья.

А если б не действовал я, то в безделье

Все люди бы жить, как и я, захотели,

Исчезли б миры, если б дел я не множил,

Все касты смешав, я б людей уничтожил.

Как действуют в путах деяний невежды,-

Пусть так же и мудрый, исполнен надежды,

К делам не привязан, с душой вдохновенной,

Деянья свершает для блага вселенной.

Кто черпает мудрость в познанье высоком,

Незнающих пусть не смутит ненароком:

Они, оставаясь в своем заблужденье,

В деяньях пускай обретут наслажденье.

Природы-Праматери вечная сила,-

Все делают гуны; кого ж ослепила

Гордыня, — решают: «Мы делаем сани».

Но тот, кто взирает познанья глазами,

Поймет, что единая сущность — основа

И чувств и предметов, что снова и снова

Три гуны вращаются в гунах природы,-

И, к ним не привязан, достигнет свободы.

Но кто совершенным познаньем владеет,-

Познавшего несовершенно не смеет

Смущать, ибо что разумеет незрячий?

А ты, о воюющий, действуй иначе.

От самости, от вожделенья избавлен,

Ты каждым поступком ко мне будь направлен,

Будь Высшему Атману предан глубоко,

Сражайся — и ты не услышишь упрека!

Разумный, ученье мое постигая

И веря, что эта стезя есть благая,

Без ропота действуя долгие годы,

Одним лишь деяньем достигнет свободы.

А тот, кто мое отвергает ученье,

Кто ропщет, к предметам питая влеченье,-

Погибнет, безумный, познанья лишенный!

Ты понял ли, Арджуна, эти законы?

Природе вовек все живое подвластно,

И даже мудрец поступает согласно

Природе своей, — так к чему противленье?

И чувств отвращенье, и чувств вожделенье –

В предметах телесных; и то и другое –

Враги; отврати их владычество злое!

Исполнить, — пусть плохо, — свой долг самолично,

Важней, чем исполнить чужой сверхотлично.

Погибнуть, свой долг исполняя, — прекрасно,

А долгу чужому служенье — опасно!»

Спросил его Арджуна: «Кто же от века,

Скажи, побуждает на грех человека,-

К тому же силком, вопреки его воле?»

И Кришна, причастный божественной доле,

Ответил: «То — страсть, что возникла из скверны,

То — гнев пожирающий, неимоверный.

Как зеркало — мутью, огонь — темным дымом,

Как пленкой — зародыш, так ненасытным

Желанием все мирозданье одето:

Желание — недруг познанья и света.

Враг мудрости — мудрость ввергает в пыланье

То алчное пламя в обличье желанья!

В рассудке и в чувствах оно пребывает,

Людей, ненасытное, с толку сбивает.

А ты, обуздав свои чувства сначала,

Врага порази, чья утроба взалкала,-

Прозренье и знанье пожрать захотела!

Считают, что чувства важнее, чем тело,

Познанье важнее всех чувств, но сознанье

Читайте также:  Массаж простаты что чувствует мужчина

Превыше познанья в моем пониманье.

А выше сознания — Он, Безграничный.

Себя утверди в его сути Сверхличной,

Врага уничтожь, — да обрящет кончину

Противник, надевший желанья личину!»

4

Сын Кунти спросил: «Что же выше ты ставишь?

Смотри: отрешенье от действий ты славишь,

Но хвалишь, о мудрый, и действия йогу.

Что лучше? Развей мою, Кришна, тревогу».

Ответствовал Арджуне праведник строгий:

«К высокому благу ведут обе йоги,

Но йоги деянья важнее значенье:

Она превосходит от дел отреченье.

Тот стал Отрешенным, кто, делая дело,

МАХАБХАРАТА 1
СКАЗАНИЕ О СЫНЕ РЕКИ, О РЫБАЧКЕ САТЬЯВАТИ И ЦАРЕ ШАНТАНУ 1
Обещание Ганги 1
Рождение Шантану 1
Сыновья Ганги и Шантану 1
Проступок восьми васу 2
Шантану находит своего восьмого сына 3
Шантану женится на рыбачке Сатьявати 3
Бхишма похищает девушек 4
Женитьба и смерть Вичитравирьи 4
Совет Бхишмы 5
Сатьявати с помощью мысли призывает перворожденного сына 5
Дети Кришны от двух цариц и рабыни 6
Скитания пандавов 6
СКАЗАНИЕ О САВИТРИ ЖЕНЕ ПРЕДАННОЙ И ЛЮБЯЩЕЙ 7
Царевна Савитри отправляется на поиски жениха 7
Савитри выходит замуж за Сатьявана 7
Сатьяван и Савитри уходят в лес 8
Дары бога смерти 9
Бог смерти возвращает Сатьявану жизнь 9
Возвращение Савитри и Сатьявана 10
О богатыре Карне 11
СКАЗАНИЕ О ЧУДЕСНЫХ СЕРЬГАХ И ПАНЦИРЕ 11
Бог солнца является Карне в облике брахмана 11
Брахман дарит царевне Кунти заклинание 12
Кунти соединяется с богом солнца 13
Возничий и его жена находят корзину с ребенком 13
Карна отсекает от своего тела серьги и панцирь 14
СКАЗАНИЕ О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ПЯТИ БРАТЬЕВ И ИХ ЖЕНЫ 14
Пандавы скрывают свой истинный облик 15
Наставления жреца Дхаумьи 16
Пандавы вступают в страну Вираты 16
Драупади становится служанкой царицы Судешны 17
Три брата Юдхиштхиры приходят к царю Вирате 18
Занятия пандавов при дворе Вираты 19
Военачальник Кичака Сутапутра оскорбляет жену пандавов 19
Драупади просит Бхимасену отомстить за нее 20
Бхимасена решает убить Кичаку 21
Смерть Кичаки Сутапутры 22
Победа Бхимасены 22
СКАЗАНИЕ О СРАЖЕНИИ НА ПОЛЕ КАУРАВОВ 23
БХАГАВАДГИТА — Божественная песнь 23
СМЕРТЬ БХИШМЫ 26
Рассказ возничего Санджайи слепому царю Дхритараштре 26
Бхишма открывает тайну своей смерти 26
Арджуна сражается с Бхишмой прикрываясь Шикхандином 27
Воины прощаются с Бхишмой 27
Последнее слово Бхишмы 28
КНИГА КАРНЫ 29
Бхимасена убивает младшего из кауравов Духшасану 29
Поединок великих лучников 30
Гибель карны от руки Арджуны 32
ПОЕДИНОК БХИМАСЕНЫ С ДУРЪЙОДХАНОЙ 34
МЕСТЬ АШВАТТХАМАНА 36
СМЕРТЬ ДУРЪЙОДХАНЫ 40
СОЖЖЕНИЕ ЗМЕЙ 40
Вступление 40
Проступок Индры громовержца 40
Кадру обращает Винату в рабство 41
О том, как добыли амриту 41
Гаруда решает похитить амриту 42
Гаруда освобождает Винату от рабства 43
Юноша Шрингин проклинает царя Парикшита 43
Преступление змея Такшаки 45
Три ученика мудрого старца 46
Приключения Уттанки, ученика Веды 47
Совет змей 49
Подвижник Джараткару и его предки 50
Джараткару-подвижник и Джараткару-змея 51
Астика дваждырожденный 52
О добрых змеях 52
Великое жертвоприношение 54
Подвиг Астики 55
ПРИМЕЧАНИЯ 56
СЛОВАРЬ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ 63

Лучшие электронные книги в формате fb2
Во время инфекционной пандемии коронавируса coid19 наш сервис принесёт вам максимальную пользу. Онлайн чтение является безконтактным способом почерпнуть дополнительную информацию в условиях самоизоляции и карантана.
Наш портал – это библиотека интересных электронных книг разнообразных жанров. Здесь вы найдете произведения как российских, так и зарубежных писателей. Все электронные книги, представленные на нашем сайте, можно скачать бесплатно. Наша библиотека содержит только лучшие бесплатные электронные книги, ведь каждую электронную книгу мы тщательно изучаем перед добавлением в базу. Мы выбираем интереснейшие произведения в удобном формате fb2, все они достойны вашего внимания. Чтение электронных книг наверняка принесет вам удовольствие. Всё что, что вам нужно сделать, — найти и скачать книгу, которая понравится вам по заголовку и описанию.
Библиотека fb2-электронных книг – полезнейшее изобретение человечества. Для того чтобы, читать книгу, вам нужно просто загрузить ее с нашего сайта. Вы можете наслаждаться чтением, не совершая лишние траты. Электронная книга, в отличие от бумажной, обладает множеством преимуществ. Вы экономите время и силы, не совершая утомительные походы по магазинам. Вам также не нужно обременять себя ношением тяжеловесной макулатуры. Скачать и читать электронную книгу легко и просто . Мы позаботились о том, чтобы вам всегда было что почитать. Электронная книга fb2 принесет вам море положительных эмоций: она способна поделиться с вами мудростью, поднять настроение или просто скрасить досуг.

Источник

Оцените статью