Г свиридов тройка какие чувства вызывает

Г свиридов тройка какие чувства вызывает

Георгий Свиридов «Тройка»

«Метель — музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина». С этим замечательным творением выдающегося советского композитора Георгия Свиридова , являющимся бесценным образцом мирового фонда симфонической музыки, хорошо знакомы не только в нашем отечестве, но и за его пределами. Девять входящих в сюиту прекрасных композиций, обладающих невероятной изобразительностью, с первых звуков очаровывающее воздействуют на слушателей. Среди музыкальных зарисовок Свиридова к пушкинскому творению, каждое из которых композитор превратил в самостоятельное произведение, необычайно ярко звучат «Вальс», «Романс», «Марш» и, конечно же, «Тройка» — пьеса, весьма живописно отображающая чувственный и порывистый образ русской души.

Историю создания «Тройки» Свиридова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История

Вне всякого сомнения, что история создания композиции «Тройка» неразделимо связана с созданием Свиридовым знаменитой симфонической сюиты « Метель — музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина ».

В начале шестидесятых годов творческая и общественная активность Георгия Свиридова достигла пика своего подъёма. В ту пору из-под пера композитора выходило одно сочинение за другим, однако не только вновь созданные, но и ранее написанные его произведения с завидной регулярностью звучали не только со сцен концертных залов, но и транслировались по радио и телевидению. Творчество талантливого музыканта приобрело обширный круг почитателей. Статьи Георгия Васильевича о проблемах музыкальной жизни страны печатались на передовицах центральных газет и, кроме того, он регулярно встречался со слушателями и участвовал в дискуссиях по творческой тематике. В итоге авторитет Свиридова возрос настолько, что в 1960 году он стал членом Правления Союза Композиторов РСФСР.

К тому времени Георгий Васильевич, являясь автором многочисленных вокальных, вокально-симфонических, а также инструментальных произведений, с большим удовольствием писал музыку для театральных спектаклей и кинофильмов. Поэтому когда к нему в 1964 году обратился известный актёр и режиссёр Владимир Басов с предложением о сотрудничестве в работе над экранизацией повести Александра Сергеевича Пушкина «Метель», композитор с радостью согласился.

Образный мир пушкинских произведений всегда привлекал Свиридова, ведь недаром одними из первых его творений были романсы на стихи именно этого гениального поэта. А в данном предложении режиссёра Георгия Васильевича привлекла возможность отобразить провинциальную Россию времён Пушкина, тем более, что на протяжении последнего десятилетия композитор при выборе литературной основы для своих сочинений уделял внимание лишь тем поэтическим текстам, в которых воспевалось всё русское. Помимо того, по выводам музыкальных экспертов Свиридов в своём творчестве большее предпочтение отдавал именно зимнему времени года.

Долго не раздумывая, композитор сразу приступил к сочинению музыки к кинофильму. Его завораживала возможность поэтизировать простую жизнь маленьких провинциальных городков, которая была так близка Георгию Васильевичу и чтобы отобразить это бытие как можно реалистичнее, он использовал интонации близкие к тем, что звучали в России в начале девятнадцатого века. И жанры в основном композитор использовал только те, которые во времена Пушкина пользовались наибольшей популярностью, то есть вальс, марш и романс.

Пропитанные вдохновением композитора все музыкальные зарисовки к киноленте, в числе которых была вышеупомянутая «Тройка», в скором времени были написаны. Фильм сняли и в феврале следующего года выпустили в прокат. Милая музыка, ностальгирующе звучащая с экранов, сразу очаровала публику, и её теперь частенько можно было услышать в радио и телепередачах. Популярность композиций из «Метели» в короткий срок достигла такой высоты, что Свиридов в 1973 году задумал перередактировать партитуру музыкальных иллюстраций к фильму и составить из них сюиту. Так, уже в следующем году появилось произведение, названное композитором «Метель — музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина», которое зажило счастливой самостоятельной концертной жизнью.

Интересные факты

  • «Метель» — это прозаическое произведение великого русского поэта Пушкина, вошедшее в цикл под общим названием «Повести Белкина», написано Александром Сергеевичем во время вынужденного пребывания в поместье Большое Болдино, расположенного в Нижегородской губернии. В 1830 году поэту перед своей свадьбой с Натальей Гончаровой для решения некоторых финансовых вопросов необходимо было съездить на неделю в родовое имение, однако вспышка смертоносной холеры вынудила его остаться там на несколько месяцев. В этот период, особо выделяемый в творчестве поэта и называемый искусствоведами золотой порой или «Болдинской осенью», Пушкиным было создано немало великолепных литературных шедевров.
  • Повесть «Метель», сочинённую Александром Сергеевичем всего за день, с одной стороны можно рассматривать как анекдот о молоденькой девице, а с другой – как историю, в которой по воле капризной судьбы человек попадает в ловушку непредвиденных обстоятельств.
  • «Метель» — это история о семнадцатилетней провинциальной девушке, которая вопреки воле родителей захотела пойти под венец со своим возлюбленным, однако в судьбу молодых людей вмешиваются силы природы и всё непредсказуемо меняют. Девушка непреднамеренно выходит замуж за другого, но в конечном итоге оказывается очень счастлива.
  • Идею объединить музыкальные эпизоды к фильму «Метель» в симфоническую сюиту подсказала Свиридову его жена Эльза Густововна Клазер.
  • Свои первые шесть романсов на поэтические тексты Пушкина Свиридов написал в 1935 году, тогда композитору не исполнилось и двадцати лет. Эти вокальные миниатюры и сегодня причисляются к лучшим произведениям Георгия Васильевича, а тогда благодаря им студент музыкального техникума был принят в Союз композиторов СССР.
  • Свиридов никогда не имел собственного рояля, и свои музыкальные шедевры он создавал на инструменте, арендованном в Союзе композиторов.
  • Помимо «Метели» Свиридов написал музыку ещё к двадцати двум спектаклям и кинофильмам.
Читайте также:  Бродяга парень без настроения

Содержание «Тройки»

«Тройка». Эта задорная колоритная композиция и в фильме «Метель», снятого по повести Александра Сергеевича Пушкина, и в сюите Георгия Свиридова, составленной из музыкальных иллюстраций к киноленте, имеет особое значение. Рисуя образ быстро несущейся среди заснеженных просторов кибитки, запряжённой тройкой резвых коней, она становится главным символом как фильма, так и сюиты, которые начинаются и заканчиваются звуками этого произведения. В этой звукоизобразительной музыке есть всё: перезвон маленьких колокольчиков, топот копыт, передающийся неизменно пульсирующим ритмом, и красивая мелодия, звучащая как печальная песнь ямщика.

«Тройка», написанная композитором в тональности соль минор, четырёхдольном размере и с авторским темповым указанием «con moto» (с движением) имеет две основные темы. Видимо автор, представляющий произведение в виде песни, одну из них определил как куплет, а другую – припев.

Композиция начинается со вступления, которое на фоне тремоло литавр, чёткой барабанной дроби и звуков бубна , имитирующего звучание колокольчиков, открывают мощные аккорды группы медных инструментов. Через два такта к звучанию духовых так же на фортиссимо подключается весь оркестр. Так продолжается ещё шесть тактов, и вдруг аккорд на сфорцандо, внезапное пианиссимо, и на первый план, сопровождаемая пульсирующим аккомпанементом струнных инструментов, в исполнении гобоя выходит очаровательная лиричная мелодия.

Затем переходящая к кларнету тематическая линия возвещает о появлении в произведении второй не менее трогательной темы, той, которой отведена роль припева. После первого четырёхтактового проведения её мотив эстафетно передаётся фаготу . Далее вновь, но уже в исполнении первых скрипок , повторяется мелодия первого напева и за ней следует тема припева, в которой к звучанию струнных изначально присоединяется голос гобоя, сменяемый потом тембром фагота. В третьем, последнем проведёнии тема куплета, украшенная подголосками, динамично развиваясь, подводит к кульминации произведения, которую композитор заключил в вытекающую затем тему вступления. Завершает произведение дважды повторенная тема припева, на проведении которой динамический накал композиции постепенно снижается: тройка ускакала и кибитка скрылась из глаз.

«Тройка» — это удивительное произведение ярко отображает особенности русского человека с его широкой загадочной душой, силой духа и характером, который невозможно сломить. Эта композиция, едва представ перед слушателями, сразу завоевала их признание и любовь. Она пользуется большой популярностью и постоянно входит в репертуар многих знаменитых симфонических оркестров.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Георгий Свиридов «Тройка»

Источник

Урок по музыке «Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»(6 класс)

Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина

Учитель: — Ребята, перед вами портреты советского композитора Г. Свиридова и русского поэта и писателя А. С. Пушкина. Как вы думаете, что объединяет этих людей?

— Понятно, что они создали что то совместно. Пушкин жил и творил в 19 веке, а Свиридов в веке 20-м. Значит, А.С. Пушкин сначала написал художественное произведение, а затем композитор Г. Свиридов создал музыкальное произведение и я сражу скажу, что оно состоит из нескольких частей.

«По́вести поко́йного Ива́на Петро́вича Бе́лкина» — цикл повестей Александра Сергеевича Пушкина, состоящий из 5 повестей и выпущенный им без указания имени настоящего автора, то есть самого Пушкина.

Книга состоит из предисловия издателя и пяти повестей:

Учитель: — А теперь давайте послушаем первую часть музыкального произведения и по характеру музыки, по музыкальному образу определим, к какой повести написал музыку Свиридов

Слушание – Тройка метель из фонохрестоматии

Учитель: — Какой характер музыки? Как звучит мелодия?

Ученики: мелодия звучит тревожно, взволнованно, энергично, отчаянно (посмотреть словарь)

Учитель: К какой повести созвучна по характеру эта мелодия?

Учитель: Молодцы, я свами согласна

Читайте также:  Как справляться с чувством обиды

Учитель: Эта музыка была написана к одноимённому фильму в 1965 году. Но ведь «Метель» это название всего произведения, а теперь давайте усложним задачу и постараемся угадать название первой пьесы.

Кони мчатся по буграм
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокий…
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями;
Вещий стон гласит печаль!
Кони торопливы
Чутко смотрят в темну даль,
Воздымая гривы…
(Жуковский)

Просмотр видео фрагмента.

Учитель: Какой образ хотел воплотить композитор? Как бы мы могли назвать эту пьесу? (Тройка.)

Учитель: Как вы думаете, чем вступление по своему характеру отличается от первой темы пьесы? Что хотел передать композитор в этой музыке?

Ученики: Вступление звучит грозно, сурово, как бы говоря о судьбоносной роли метели в жизни героев повести «Метель».

Учитель: — Какими приемами развития Г. Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?

Ученики: Приемом повтора двух тем, а также тембровым контрастом в звучаниях тем.

Учитель: Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы

— от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй?

Учитель: Началось громко, как будто мы перенеслись в ту самую степь. Затем у скрипок началась печальная, очень русская песенная мелодия. Ее подхватили духовые инструменты. Музыка ширится, к ней присоединяются подголоски. Постепенно все стихает, как будто тройка удаляется. Музыка Свиридова рисует образ тройки, летящей через зимнюю мглу под неумолчный звон дорожных колокольчиков, под меланхоличную нескончаемую песнь, похожую на напевы ямщиков. Музыка Свиридова даёт характеристику русской души, русского характера. У русского человека чувства почти всегда берут верх над рассудком, и “виновница” всех произошедших в повести событий вовсе не метель, а именно эта черта характера

Учитель: Кто исполняет произведение Г.Свиридова?

Учитель: Ребята, скажите, на фортепиано или каком либо другом сольном инструменте возможно было бы так глубоко раскрыть образ, Метели, Тройки как это представил нам симфонический оркестр? Было бы это так ярко и красочно?

Ученики: Ответы детей (нет)

Учитель: Правильно. В оркестре более 40-ти музыкальных инструментов. У каждого инструмента свой тембр. Динамическое звучание более мощнее. И, соответственно, исполнение пьесы симфоническим оркестром более выразительное.

Мы уже так много работаем, а тему урока так и не определили. Давайте попробуем её сформулировать.

Ребята, скажите, а как мы называем музыку, которую исполняет симфонический оркестр? (симфонической)

А как вы думаете в повести Пушкина Метель один образ или несколько?

А в музыкальном произведении композитор Свиридов мог создать всего лишь один музыкальный образ? (нет)

9 пьес в произведении — 9 музыкальных образов.

Тройка
Пастораль
Вальс
Венчание
Марш
Весна и осень
Романс
Отзвуки вальса
Зимняя дорога

Учитель: А теперь давайте подумаем, как бы вы определили тему нашего урока?

Образы симфонической музыки

Учитель: Тема очень широкая. Давайте её конкретизируем. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке.

Учитель: А что такое иллюстрации?

Ученики: Изображение, поясняющее текст.

Учитель: Правильно, это изображение того, что было написано словами. Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. Учитель: А как вы думаете, бывают ли музыкальные иллюстрации?(ответы детей, Учитель: Да, это картина, которую можно «увидеть» (услышать- представить) и прочувствовать сердцем, которая как бы нарисована при помощи звуков и обладает яркой изобразительностью.

Учитель: Можно ли назвать прослушанную нами пьесу «Тройка» музыкальной иллюстрацией?

Ученики: Да, конечно.

Учитель: Итак, тема нашего урока звучит – Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации. Через несколько лет после написания музыки к фильму композитор решил дать своему сочинению новую жизнь.

Учитель: Из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Давайте вспомним, что такое «сюита»?

Ученики: Одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке, состоит из нескольких больших частей. (Слайд 6)

Учитель: А что такое иллюстрации?

Ученики: Изображение, поясняющее текст.

Учитель: Правильно, это изображение того, что было написано словами. Художественная иллюстрация – это картина, которую можно увидеть глазами. Скажите мне, пожалуйста, что такое музыкальные иллюстрации?

Учитель: Да, это картина, которую можно «увидеть» (услышать-представить) и прочувствовать сердцем.

Учитель: Пушкин написал «Метель» в золотую пору своего творчества, названной позднее «Болдинской осенью». Как вы помните, эта пора дала невиданную россыпь гениальных произведений разных жанров, в том числе – прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина». Образец великолепной лаконичной и ясной прозы «Метель», написанная в один день, представляет собой, в сущности, о провинциальной девице Марье Гавриловне, которая решила бежать из дома, что бы тайно обвенчаться со своим бедным и , нежеланным избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюблённых и в результате полностью изменила судьбы 3-х человек. Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году за один день. А.С. Пушкин не случайно так назвал повесть. Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели .

Читайте также:  Ощущения как чувственной формы освоения действительности

В начале повести мы видим обычную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее. Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше .

Историю третьего героя в повести «Метель» — Бурмина – мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. «Буря не утихала», «между тем метель не унималась» и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу его судьбе.

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.

Учитель: Когда Свиридов писал музыку, он исходил из интонаций , бытовавших в начале XIX века : вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову, настроением. Музыка зазвучала, как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство, жизни. Ну, а чем закончилась история Метели я надеюсь вы узнаете прочтя повесть Пушкина.

А мы переходим к другим образам.

Учитель: События, о которых рассказывается в повести, происходят в 1812году, вскоре начинается война с Наполеоном, на которой погибает Владимир.

О той войне в России помнят до сих пор. Композитор И. Шварц написал песню на слова Б. Окуджавы «Кавалергарда век не долог».

Учитель: Кто такие кавалергарды? Слайды

(Один из самых блестящих и привилегированных полков русской армии, гвардейская тяжелая кавалерия — кавалергарды! Полк, обессмертивший себя в сражениях под Аустерлицем, Бородино, Фершампенуазом).

Мы сейчас послушаем эту песню с видео рядом о том времени, об Отечественной войне 1812 года с кадрами из кинофильма «Война и мир»

Разучивание последней фразы «Не обещайте деве юной, любови вечной на земле»

Учитель: Победа, была долгожданной. Военные истинные герои. Гусары, кавалергарды покорили немало женских сердец. А возвращались с войны под звуки – марша. Пушкин писал: Восторг русских женщин был истинно упоителен, когда, встречая победителей, кричали они: Ура! И в воздух чепчики бросали.

Учитель: Давайте и мы с вами окунёмся в то время и послушаем музыку Свиридова из музыкальных иллюстраций «Марш» и немного взбодримся . Мальчики у нас будут гусары-герои, а девочки прекрасные барышни.

1тема — мальчики маршируют

2 тема – мальчики отдают честь, а девочки подбрасывают платочки,

3 тема — мальчики маршируют

4 тема – девочки размахивают платочками

Учитель: По прибытии военных в городах сразу давали бал, на котором обязательно звучал – вальс. Ещё один образ из музыки Свиридова – Вальс.

Учитель: Какой прозвучал танец? Какой образ в этой музыке? С кем из главных героев ассоциируется эта музыка? (Марья Гавриловна)

Учитель: Наш урок подходит к концу. Мы с вами познакомились с образами музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель». Конечно не все пьесы мы послушали, но я думаю, что вы уже сможете ответите мне на вопрос: удалось ли композитору Свиридову в своих музыкальных иллюстрациях, где нет зрительных образов, передать, создать, атмосферу повести А. С. Пушкина «Метель».

Учитель: Какая иллюстрация вам понравилась больше?

Учитель: Во времена Пушкина хозяйки музыкальных салонов дома оформляли альбомы, в которых гости оставляли свои рисунки, стихи, посвящения, шаржи. Альбомы живут уже более двухсот лет и до сих пор нисколько не теряют своей популярности. Давайте и мы возродим эту традицию. И к следующему уроку кто – то нарисует рисунок, напишет стихотворение, шаржи, шутки в мой альбом. Выразите свои впечатления о нашем уроке.

Источник

Оцените статью