Футболка с надписью отрицание гнев торг депрессия принятие

Содержание
  1. Стадии принятия неизбежного в психологии
  2. Основные этапы
  3. Отрицание
  4. Депрессия
  5. Принятие
  6. ФУТБОЛКА «ОТРИЦАНИЕ. ГНЕВ. Суббота. «
  7. Как из болота вытягивать ITшника или об общении в стрессовых ситуациях
  8. Примеры: с чего все начинается?
  9. Отрицание
  10. Примеры
  11. Описание
  12. В чем опасность Отрицания?
  13. Симптомы Отрицания
  14. Ключевые выражения отрицания
  15. Модификаторы
  16. Блокирующие заявления
  17. Оперативное отрицание
  18. Невербальные признаки
  19. Что делать, если заметили Отрицание у собеседника?
  20. Жесткий, через логику
  21. Мягкий, уважаем желание замалчивать факт
  22. Что делать, если заметили Отрицание у себя?
  23. Самое главное об Отрицании
  24. Примеры
  25. Описание
  26. В чем опасность состояния гнева?
  27. Симптомы гнева
  28. Атака
  29. Спор о мелочах
  30. Что делать, если заметили Гнев у собеседника?
  31. Что делать, если заметили Гнев у себя?
  32. Самое главное о гневе
  33. Примеры
  34. Описание
  35. В чем опасность Торга?
  36. Симптомы Торга
  37. Мягкие синонимы
  38. Изменения количества
  39. Объяснения поступков
  40. Принадлежность к особой группе
  41. Чрезмерная вежливость и любезность
  42. Что делать, если заметили Торг у собеседника?
  43. Что делать, если заметили Торг у себя?
  44. Самое главное о Торге
  45. Депрессия
  46. Примеры
  47. Описание
  48. Два вида депрессии
  49. В чем опасность Депрессии?
  50. Симптомы Депресии
  51. Что делать, если заметили депрессию у собеседника?
  52. Плохое событие в прошлом — реактивная депрессия
  53. Плохое событие в будущем — подготовительная депрессия
  54. Что делать, если заметили депрессию у себя?
  55. Самое главное о Депрессии
  56. Принятие
  57. Примеры
  58. Описание
  59. Симптомы Принятия
  60. Разговоры о последствиях
  61. О себе — в третьем лице
  62. Уплата долга
  63. Невербальные сигналы
  64. Что делать, если заметили Принятие у собеседника?
  65. Что делать, если заметили Принятие у себя?
  66. Самое главное о Принятии
  67. Выводы
  68. Бонус
  69. Update: История и ссылки
  70. 1. Кюблер-Росс или стадии умирания
  71. 2. Стресс, как стартовый триггер реактивных реакций
  72. 3. ОАС и реактивные реакции

Стадии принятия неизбежного в психологии

В жизни может произойти множество неизбежных событий, которые человек не может изменить. Например, смерть близкого, серьезная болезнь. Эти события, безусловно, вызывают гнев, страх и депрессию, а сознание строит определенную цепочку реакций, чтобы справиться с неприятностями. Эта цепочка подразумевает несколько стадий поведенческих реакций, характерных для человека, пережившего горе.


Основные этапы

Подобная модель человеческого поведения проявляется не только при трагических событиях, но и при мелких неприятностях. Возможно, человека уволили с работы, или он потерял большую сумму денег. Независимо от событий реакция человека будет следующей:

Все эти этапы могут идти в разной последовательности. Иногда человек возвращается к одному этапу несколько раз.

Отрицание

Данный этап характеризуется тем, что человек пребывает в полном шоке и думает, что происходящее не имеет к нему никакого отношения. На данном этапе человек может застрять на несколько дней или же несколько лет. В пример отрицания можно привести женщину, от которой ушел муж, но она продолжает верить, что скоро он вернется, и у них все наладится.

Следующим этапом в психологии после отрицания идет гнев. Он проявляется в агрессивном поведении человека, который не может смириться с тем, что события произошли именно с ним. При этом свою агрессию и гнев человек может проявлять по отношению к любому. Чтобы проблема не оставила на психике человека большой отпечаток, гнев не рекомендуют сдерживать. Лучшим выходом станет его направление в нужное русло.

На данном этапе человек начинает верить в то, что все еще можно вернуть. Человек со смертельным диагнозом уверен, что если начнет вести здоровый образ жизни, болезнь обязательно отступит. Еще одним примером может стать молодая женщина, которую бросил супруг. На стадии торга она может начать действовать различными способами, стараясь вернуть свою вторую половину.

Депрессия

Пройдя три стадии, человек, наконец-то понимает, что все его попытки вернуть прошлое были напрасны. Именно в этот момент индивид начинает испытывать сильнейшую депрессию, погружаясь в свои мысли и ограждаясь от общения с близкими. Осознание того, что у него ничего не получилось, приводят к снижению самооценки, ухудшению настроения, а также иногда возникают мысли о суициде. Во время депрессии происходит полное отторжение привычной жизни, и проявляется желание закрыться дома.

Принятие

На данной стадии человек полностью истощен морально и он готов смириться с происходящим. Индивид начинает копаться в своих мыслях, подводить итоги того, что он успел сделать. Это может касаться работы, здоровья, а также семейной жизни. Часто, находясь на стадии принятия, человек открывает в себе новые умения и возможности. Этап принятия активно используется в психологической практике.

Все эти пять этапов являются неизбежными за исключением того, что некоторые люди могут от гнева сразу перейти к депрессии или же пропустить стадию гнева. Каждый человек по-разному воспринимает определенные негативные ситуации, произошедшие в его жизни. Тем не менее, стадия принятия дает возможность изменить жизнь в лучшую сторону и посмотреть на мир другими глазами. Только вам решать, хотите ли вы изменений или предпочитаете остановиться на стадии депрессии. Помочь справиться с проблемами поможет курс Викиум «Детоксикация мозга».

Источник

ФУТБОЛКА «ОТРИЦАНИЕ. ГНЕВ. Суббота. «

Пожалуй идеальная футболка KIRILL KARAVAEV® из премиального турецкого хлопка

Стандартная футболка и самая главная гордость Kirill Karavaev®, дорабатывалась больше 10 раз, доведённая нашими конструкторами почти до совершенства. Выполненная из мягкой и приятной ткани на основе натурального турецкого хлопка. Базовый элемент гардероба, который будет уместен в любых ситуациях.

Состав: 100% Хлопок

Принт: Прямая печать, флексоплёнка или бархатное флокирование

Ворот: Круглый

Стиль: Regular/Casual

СДЕЛАНО В РОССИИ

При соблюдении условий стирки принт не сотрется, изделие не сядет и долго сохранит свою форму. Наша печать практически не имеет ограничений по стирке, а хлопок при высокой температуре садится. Рекомендовано стирать в холодной или теплой воде (не выше 30-40°), вывернув наизнанку, с ручным отжимом или без отжима — предпочтительна ручная стирка — не отбеливать, используйте средства для щадящей, деликатной стирки — в случае барабанной сушки выбирать самый низкий по температуре режим; естественная сушка предпочтительней — не гладить по картинке; при необходимости гладить изделие на среднем режиме, вывернув наизнанку

Принт наносится одним из способов нанесения в зависимости от задумки дизайнера и технических особенностей: Прямая печать (непосредственная печать на ткани текстильным принтером. Принт не ощущается тактильно) или Флокирование/Флексоплёнка (тепловое нанесение особой бархатной или глянцевой плёнки).

СОСТАВ// 92% Хлопок, 8% Лайкра
ВОРОТНИК// Круглый
РУКАВА// Стандартный
ПРИНТ// Флок Бархат или Прямая печать
СТИЛЬ// Casual

Сделано в Москве

Теги:brand футболка kkaravaev кирилл караваев t-shirt kirill karavaev sugar майка что подарить купить заказать работа

Источник

Как из болота вытягивать ITшника или об общении в стрессовых ситуациях


Неприятности случаются… Неожиданно плохой фидбек, проблемы с заказчиком или коллегами, не повысили зарплату, странные баги, внезапный овертайм или закрытие проекта — подобные события запускают цепочку реактивных реакций:

  • Нет, тут есть ошибка -> сами гады -> а может все не так и плохо -> ппц -> ладно, давай выкручиваться

В этой цепочке человек ведет себя реактивно, предсказуемо… и, часто, совершает глупости. Это напоминает машину состояний, входом в которую являются неожиданное событие. Состояния машины — цепочка психологических защит: отрицание, гнев, торг и депрессия, а выход — принятие новой информации.
Из подобных состояний часто приходится вытаскивать коллег, заказчиков, и себя самого.
Под хабракатом, кроме описания этапов, есть ответы на вопросы:

  • Как узнать каждое состояние и предугадать следующее?
  • Как помочь выйти себе и собеседнику из цепочки?
  • Что не делать, чтобы не усугубить ситуацию?

Примеры: с чего все начинается?

Когда человек получает такую новость, он проходит через последовательность отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. На каждом этапе есть свои признаки и варианты действий — работающие и нет.

Отрицание

Примеры

Описание


Лошадь просто не едет. Сейчас отдохнет, и поедем дальше.

Один из первых механизмов психологической защиты — это отрицание. Часто, первый порыв — это игнорировать проблему. Поступать так, как будто бы этого не существует. Вести себя так, как будто событие не случилось.
Когда человек отрицает факты, это не значит, что он не понимает или не убежден. Это значит, что он боится поверить. Реальность конфликтует с его мировоззрением, и для поддержания душевного спокойствия он пытается убедить себя, что все идет как надо, и все будет хорошо.
От отрицания есть польза — человек продолжает работу в том же темпе или даже быстрее. Человек работает по тем же правилам и по тому же плану, что и до новости. И, иногда, такая стратегия срабатывает.

  • Чудо произойдет, заказчик передумает, неприятную работу сделает кто-то другой и т.д.
Читайте также:  День города мое настроение

Реакция отрицания не обязательно происходит в ответ на важное Событие. Это может быть мелочь, которую не хочется признавать. Например, в тот момент, когда мы опаздываем на работу, но со злобой повторяем себе «я успею, успею», когда человек толкнул чужой ноутбук, вполне можно услышать: «я случайно дотронулся и он упал», «я ничего не делал, просто нажал кнопку включения»…
Чтобы поддержать психическое равновесие, человек убеждает себя и других, что произошла ошибка, на самом деле все совершенно не так. «Этого не может быть», «глупости», «этого никогда с нами не произойдет» — часто такие фразы звучат именно в отрицании. Обычно, в этот момент человек даже не хочет думать о неблагоприятном исходе событий.
Для отрицания важно убедить себя, поэтому человек искренне пытается поверить, что так и есть.
Отрицание создает парадокс мысли. Чтобы отрицание было эффективно, человек повторяет все то, что его собеседники считают истиной, а потом пытается убедить их в том, что они заблуждаются. Чтобы найти доказательства фактов, которые он хочет опровергнуть, человеку приходится полностью сосредотачиваться на том, во что он призывает собеседников не верить. Отрицающего можно поймать на поиске контраргументов, он ищет их, и когда находит, даже сомнительного качества, и хватается за них, как утопающий за соломинку. В результате, при отрицании человек больше думает о слабых местах в доказательстве и аргументации собеседника, чем о доказательстве и реалистичности своих.

  • По сути Отрицание – это нежелание мириться с фактами

В чем опасность Отрицания?


Отрицание вынуждает мысли убегать от проблемной темы, в результате человек не готовится к событию, не подготавливает «план Б» и, часто, оказывается не готов к ситуации.
Например: Мы работаем с командой на одного заказчика, заказчик предложил хорошие условия работы, но поскольку, находится за границей, оплата осложнена. После первого месяца он создал счет, сказал, что столкнулся с проблемой перевода денег в нашу страну. Потом проблему решили, это заняло еще неделю, потом он сказал, что деньги отправил, но мы не смогли их получить. В общем, оказалось, что мы уже три месяца работаем бесплатно.
Каждая в отдельности причина, почему нам не заплатили, понятна и объяснима. В совокупности — вызывают сомнения в порядочности заказчика.
Вроде бы выход из ситуации логичный — нужно минимизировать наши риски и искать другой проект, где будут платить деньги. Вместо этого, мы продолжаем педалить существующий, тема денег становится для нас больной. И мы попадаем в ловушку отрицания: мы стараемся не обсуждать этот вопрос, соглашаемся верить обещаниям, и продолжаем работать. Вместе с тем, чувство тревоги увеличивается с каждым днем. И в какой-то момент мы выйдем из этого состояния, только не будет ли поздно?

Симптомы Отрицания

Ключевые выражения отрицания

Они сигнализируют о важности следующей или предыдущей фразы. Как правило, эта мысль является ключевой в отрицании.

  • честно говоря
  • нет никакого сомнения
  • на самом деле
  • честно
  • откровенно говоря

Подобных фраз много, и они индивидуальные. Часто они выделяются голосом.

Модификаторы

Блокирующие заявления

Оперативное отрицание

Невербальные признаки

С отрицанием связан один любопытный невербальный жест — это пожимание плечами или плечом. Иногда, он проскальзывает малозаметно, когда человек находясь в отрицании, отвечает на вопрос либо что то говорит.

Что делать, если заметили Отрицание у собеседника?

В такой ситуации есть два работающих подхода

Жесткий, через логику

Вытесняем отрицание, используя логические аргументы и факты. Если фактов не хватит — будем добывать еще информацию.

  • — В принципе, мы основное уже сделали. Мы наверняка уложимся в дедлайн.
    — Я вижу, что задач осталось на 50 story points, до делайна — две недели. А у нас средняя производительность — 10 story points per week. За счет чего мы успеем?

Вполне возможно, мы знаем о произошедшем только со слов рассказывающего. В таком случае — задаем вопросы и заполняем пробелы в описании. Особый упор делаем на факты: что произошло тогда? Что он ответил. Когда собеседник делает поспешный, с нашей стороны, вывод «да все фигня, все будет ок», согласитесь с ним. Затем задайте вопрос, о том, что будет, если вывод не подтвердится: «вероятно, а если не будет, то как мы планируем?», «а какой запасной план?», «а что мы делаем чтобы перестраховать риски?»
Можно использовать метод сократовских вопросов: задавать вопросы по поводу события и дать человеку возможность самому вывести себя из отрицания. Вопросы лучше направлять против сопротивления — на то, что человек больше всего защищает, и на чем наиболее упорно настаивает. В этой области больше вероятность выяснить важные детали, выводы, причины и следствия.

  • Ты говоришь, что должны успеть к демке сегодня вечером. Что там еще осталось? Протестировать, задокументировать и выкатить на продакшен? Сколько времени у нас обычно занимает каждая операция? Как ты считаешь, QA успеют протестировать? Впритык? Бывало ли у тебя так, что когда что-то делаешь в спешке, при этом допускаешь ошибки? Есть ли шанс, что они будут сейчас тоже? А что будем делать, если они таки будут?

Если факты замалчиваются и забываются, то терпеливо напоминаем. Это обычно жутко раздражает, злит и бесит и человек переходит в следующую фазу — гнева.
Главная рекомендация: будьте терпеливы. Нужно, чтобы человек признал проблему, иначе сложно эффективно работать над ее неповторением в будущем.

Мягкий, уважаем желание замалчивать факт

Этот подход более гуманистичен. Он строится на уважении желания собеседника замалчивать факт. Мы соглашаемся с ним и мягко настаиваем на действиях, которые могут исправить ситуацию. Согласие обеспечивает поддержание контакта, действия постепенно убирают необходимость в психологической защите, так как предотвращают негативные последствия отрицания.

  • — Тесты упали сами, я ничего такого не коммитил
    — Хорошо, их нужно исправлять. Поэтому давай сейчас .

Что делать, если заметили Отрицание у себя?

Это сложно. Если это получается — вы молодец, и можете подготовиться к следующим фазам 🙂 Чаще всего, можно ожидать агрессивного настроения, попытки мысленно расправиться с обидчиками и доказать, что они неправы.

Самое главное об Отрицании

Отрицание — это попытка проблему не замечать. Если это не сработает — начинается гнев.

Примеры

В IT слово «гнев» как-то не принято. Вместо него обычно используют «раздражение», «злость», «бесит» и т.д. Давайте посмотрим, во что гнев обычно выливается? Бить подчиненных у нас уже не принято, метание мобильника тоже осталось в прошлом десятилетии, а вот другие проявления встречаются чаще:

  • повышение голоса и агрессивная поза
  • угрозы
  • зашвырнуть будильник куда подальше
  • несколько раз видел, как после небольшого ДТП водители бросались друг на друга с кулаками. Иногда там машины оставались совершенно целые и ситуация уже завершилась, но водители лезли в драку и рисковали довести дело до уголовной статьи.

Описание


А ну вставай, тупое животное! Разлеглась тут, дурная скотина!

Гнев может выступать психологической защитой. Человек скатывается в обвинения, и обоснованные, и не обоснованные. Основная позиция — виноваты другие. Но гнев — это не только оправдания, гнев это попытка вернуть ситуацию под свой контроль и в прежнее русло силой.
Гнев ориентирован больше на борьбу, чем на поиск компромисса. Если в отрицании человек не видит проблемы, то в гневе он видит только силовые решения. Причем, предпочтение отдается, обычно, самым крайним мерам. Часто — с максимальным унижением другой стороны

  • -.Кто уронил билд?
    — это Вася…
    — Вася, что за дела!?
    — Да я ничего особого не делал, просто вписал пару строчек, там нормально все было (отрицание)
    — А чего тогда билд упал? (факт, выбивающий из отрицания)
    — А я почем знаю? (отрицание) Архитектура кривая, потому что! (переход с отрицания на гнев) С самого начала нормально писать надо было, а не кричать «дедлайн», «дедлайн»!

В чем опасность состояния гнева?

Симптомы гнева

Они всем знакомы: Повышение голоса, стиснутые челюсти, суженные глаза, агрессивное поведение (игнорирование личных зон, сжатие кулаков, демонстрация силы, резкие движения, более быстрая и намекающая на атаку походка, долгий и упорный взгляд). Однако, часто это очевидные симптомы. Человек, испытывающий гнев, может реагировать с виду холодно и спокойно. При этом его выдадут малозаметные движения и вербальные сигналы гнева.

Читайте также:  Как справляться с эмоциональными всплесками

Атака

Человек в состоянии гнева вербально атакует собеседника, оскорбляя, принижая их навыки, личностные качества, переворачивая высказывания обвиняя оппонентов по принципам «сам дурак», «а он первый начал», «а он получил по заслугам», «дел у меня других что ли нет».

Спор о мелочах

Человек в состоянии гнева может начать спорить по мелким деталям или тривиальным вопросам, отводя внимания от главного вопроса или решения основной проблемы.

  • Менеджер: Джон очень просит исправить вот эту опечатку на главной странице прямо сейчас
    Программист: Ты задачу в багтрекере создал?
    М: Может, ты сам сделаешь? Или вообще без нее?
    П: То есть сначала ты рассказываешь, что все должно быть по правилам, потом ты вешаешь на меня свою работу. Нет, давай делать всё, как заведено
  • Тимлид: Так, давай всё-таки использовать стандарты языка HTML…
    Программист: HTML — это не язык. C# и JS — язык, а HTML — нет. Это очень важная разница, и меня удивляет, что ты ее не чувствуешь
  • — Мы, по примеру Toyota, стараемся использовать Kanban в своей разработке
    — Вот-вот, только Kanban — это один из 14(!) принципов Toyota! Почему мы их не используем?

Что делать, если заметили Гнев у собеседника?

Если во время гнева указывать на промахи человека, то гнев усиливается, то есть психологическая защита укрепляется. Именно поэтому нет одинаковых стратегий для всех защит. То, что снимает отрицание — укрепляет гнев. Чтобы защита гневом ушла, важно рассеять гнев собеседника. В гневе важно дать сохранить лицо собеседнику, в гневе важно дать возможность слить агрессию по безопасному пути. На практике это выражается в множестве техник работы с гневом. Можно использовать любую из них, либо в комплексе:

  • Амортизация. Сложно спорить с тем, кто не сопротивляется
    • — Кто тебе сказал такую глупую мысль о переносе сроков?
      — Мысль действительно, не очень хороша

  • Я-соообщения. Слово «ты» часто вызывает вспышки гнева
    • Вместо «Ты сам виноват в провале спринта, нечего было мне такую задачу давать!» => «Я думаю, что в дальнейшем я буду избегать таких задач»

  • Рефрейминг наезда.
    • Мы не рефакторили, мы всего лишь оптимизировали пару функций

  • «Вы»-посыл. Искренне, правду, без тени сарказма.
    • Люди и их отношения — важнее процессов и инструментария
    • Я всегда готов выслушать сотрудников, что тебя интересует?
    • На нашем проекте — самое важное это люди.

  • Синтоны. Радости на гадости
    • — До чего же ты зануден!
      — Для QA занудство — положительная черта, спасибо

  • Часто во время гнева, человек пытается вернуть контроль над ситуацией. В этом случае имеет смысл ему этот контроль дать. Или, хотя бы, иллюзию контроля.
    • Выбор несет ощущение контроля, поэтому — даем выбор. Истинный или ложный — зависит от ситуации:
      • Как ты считаешь, Вася с этой задачей справится? Тебе что проще — ему задачу объяснить, или самому сделать?
      • Тебе будет удобнее переписать вот это сегодня вечером или в субботу?
      • Как ты считаешь, тебе будет проще вытянуть данные простым копипастом, или написать тулзу?

    • Можно разбить основной вопрос на несколько мелких и более понятных. Т.е вместо огромного «что делать?» получаем
      • Когда заказчику скажем?
      • Кто будет говорить?
      • Кто будет при этом присутствовать?
      • Давай подумаем, чего мы хотим от ситуации?
      • Что заказчик может сделать реально? Может ли он закрыть проект?

Важно! Не впадать в гнев, раздражение, сарказм самому. Агрессия питает агрессию.

  • Слово за слово, так и получил ежик по морде.

Важно! В состоянии гнева человек воспринимает факты как угрозу. Если вы заставите его принять реальность аргументами, то сами станете объектом агрессии. Если вы докажете ему, что он виноват в событии — гнев усилится. Если он решит, что это вина другого человека, то гнев тоже усилится.

  • А ведь иногда так хочется найти по репозиторию, кто же написал эту злополучную строку.

Что делать, если заметили Гнев у себя?

Задавленный гнев — это всё равно гнев. Он постарается вылезти в троллинге, сарказме или еще чём-то таком. Поэтому, если удалось вовремя у себя перехватить гнев, то можно использовать что-то из арсенала:

  • Взять паузу
    • Давайте сейчас сделаем небольшой перерыв? Кофе хочу ужасно
  • Сменить место. Эмоции сильно привязываются к обстановке, и, сменив обстановку, можно сменить и эмоцию
    • Давайте пройдем в митинг-рум и там продолжим.

  • Если есть возможность — несколько глубоких вдохов или махов руками-ногами здорово помогут.

Да, после гнева часто приходит чувство вины и депрессия. Это нормально и почти неизбежно.

Самое главное о гневе

Гнев — это гормоны и прочая химия в крови. Как сложно протрезветь усилием воли, так и сложно уйти от гнева.

  • Когда человек в гневе — логика у него не действует
  • Фраза «успокойся» — ведет к взрыву

Когда гнев рассеивается, часто возникает реактивная реакция Торг.

Примеры

Описание


Ну миленькая, ну вставай, пожалуйста.

Еще одна из психологических защит носит название торг или переговоры. Торг сильно отличается от гнева и отрицания. Когда человек уходит в торг, он, фактически, признает, что ситуация совершилась, но вместе с этим человек ищет пути (неконструктивные пути), чтобы не столкнуться с результатом ситуации. Торг следует отличать от попытки договориться, в торге все преувеличено и слегка искажено. В торге многие вещи доводятся до крайности. Часто торг выглядит, как попытка откупиться от проблем. Фактически торг — попытка замаскировать реальность, не отрицая ее. Это мягкая форма обмана и самообмана. Торг может выглядеть как попытка договориться с высшими силами (причем в одностороннем порядке), может проявляется как попытка договориться с партнером в одностороннем порядке (Давая я сделаю вот это, а ты соответственно сделаешь то что ты обещал).
Можно обозначить стадию переговоров как попытку вернуть свою самооценку

В чем опасность Торга?

Говорят, надежда умирает последней, я бы убил ее первой
М.Е. Литвак

Симптомы Торга

Мягкие синонимы

Изменения количества

Человек округляет расстояния, количество, время в выгодную для себя пользу.

  • Там всего пара багов осталась
  • Из-за одной строки столько споров
  • Через две минуты будет готово
  • Я задержался на несколько минут

Объяснения поступков

В какой-то момент человек объясняет свои поступки мелкими неприятностями, болезнями, простительными слабостями… он пытается предстать как можно в более выгодном свете перед собеседником.

  • Ну какое качество коммитов после обеда в пятницу?

Любопытно, что для человека действительно важно, чтобы его выслушали и согласились с ним. Если этого не сделать, то вероятен гнев на окружающих или на себя, попытка взять ситуацию под контроль силой.

Принадлежность к особой группе

Я старый солдат и не знаю слов любви
(с) Здравствуйте, я ваша тетя

Иногда люди пытаются оправдать свой поступок принадлежностью к какой-то популярной группе людей. Звучит не очень умно, но люди в реактивных реакциях вообще не склонны поступать разумно.

  • Я работаю над этим проектом уже пять лет
  • Я уже 10 лет в IT
  • Я стоял у истоков этой фирмы
  • У меня есть сертификат скрам-мастера

Чрезмерная вежливость и любезность

Что делать, если заметили Торг у собеседника?

В состоянии торга мало эффективных воздействий: согласиться с его версией событий и поддержать его самооценку. В качестве техник, помогают комплименты и активное слушание. Поддержать и направить на действие, можно использовать сократический диалог.
Важно! в этом состоянии человек весьма уязвим для критики. Поэтому критика может вернуть состояние гнева.
Важно! В состоянии торга человек много чего может обещать, не стоит верить что он это будет делать. Но можно использовать это состояние, чтобы заключить взаимовыгодный договор. Правда, будьте готовы что человек в будущем его постарается нарушить.
Для иллюстрации, вспомните, как много раз мы под воздействием подобных настроений обещали начинать «новую жизнь», «сделать все что от нас зависит». Как много подобных обещаний исполняются?

Что делать, если заметили Торг у себя?

Самое главное о Торге

Торг — это первая ступень принятия новой информации, человек перестает защищаться от нее и готов включить в свою модель мира. В этот момент человек может быть психологически уязвим, и ему требуется социальная поддержка. Часть людей, чувствуя свою уязвимость, пытаются прожить эту стадию вдалеке от людей. К сожалению, это лишь растягивает стадию торга.

Депрессия

Примеры

Описание


Я влип… Такое могло случиться только со мной.

Disclaimer: Мы здесь говорим о депрессии, как о психологической защите. Депрессия, как психическое расстройство, может из такой защиты вырасти, но это — за пределами статьи. О случаях, когда у человека депрессия все время, мы тоже сейчас говорить не будем.
Депрессия — это способ изоляции от реальности. Человеку нужно время, чтобы примириться с фактами и восстановить силы, потраченные во время Гнева.
Депрессия случается у каждого, и наша задача, как менеджера, помогать выходить из этого состояния. Конечно, если наша квалификация позволяет это сделать. Причин, почему это стоит делать, несколько:

  • работник в депрессии — не работник,
  • если мы можем помочь сотруднику почувствовать себя лучше — это имеет смысл сделать,
  • наличие депрессивного члена команды подрывает мотивацию всей команды.

По сути депрессия, как защита, это попытка восстановить силы и переосмыслить оценку и понимание себя. Не обязательно в эту защиту человек падает надолго, иногда это происходит буквально в течении минут. «Что-то взгрустнулось», «как-то печально стало» — обычно характеризуют эти состояния. Часто депрессия есть следствие затраты сил, например после цепочки сопротивлений отрицание-гнев-торг. Обычно человек уходит в депрессию именно для восстановления сил.
Именно потому, что депрессия может быть следствием психической усталости, и имеет смысл отдыхать…

Два вида депрессии

В чем опасность Депрессии?

Симптомы Депресии

Что делать, если заметили депрессию у собеседника?

Плохое событие в прошлом — реактивная депрессия

С реактивными депрессиями имеет смысл искать позитивные стороны случившегося, указывать на светлые стороны работы, жизни, отношений, помогают комплименты, и простая психологическая поддержка в формате: мы с тобой, мы одна команда и т.д.
Другими словами, позитивная интерпретация событий помогает в случае, если травматическое событие уже произошло и его последствия мы ощущаем сейчас.

Плохое событие в будущем — подготовительная депрессия

При подготовительной депрессии, когда неприятность в будущем, ободрения могут вызвать злость и раздражение. Тут важно быть хорошим слушателем, терпеливым и сочувствующим. Тут помогают техники активного и пассивного слушания.

Что делать, если заметили депрессию у себя?

Самое главное о Депрессии

Признание проблем и поддерживающие комплименты — это лучшая стратегия

Принятие

Примеры

Описание


Сдохла и сдохла. Что с этого можно получить?

Принятие — это не психологическая защита, это один из конструктивных выходов из защит. Без описания этого состояния, наверное, список реактивных состояний был бы не полон, так как часто именно принятие является завершающим звеном цепочки отрицание — гнев — торг — депрессия.
Принятие – это реактивный механизм, когда человек принимает ответственность за все свои поступки. Обычно, в этом состоянии человек адекватно оценивает свои возможности и препятствия на пути к достижению цели. Принятие демонстрирует окончание реактивной цепочки и выход из нее, обычно в этом состоянии человек наиболее адекватен по отношению к своим силам и возможностям. Обычно, после прохождения этого состояния у человека повышается работоспособность, и это справедливо как для монотонной работы, так и для творческой.

Симптомы Принятия

Существуют три основных типа вербальных сообщений, которые показывают, что человек переходит на стадию принятия. Это разговоры о последствиях, речь о себе в третьем лице, и уплата долга.

Разговоры о последствиях

Разговоры о последствиях — это вопросы и предположения, какими могут быть последствия события, попытка рационально их взвесить и все учесть. Принятие — единственная фаза цепочки реактивных реакций, когда человек свободно, рационально и без мазохизма обсуждает последствия события.

О себе — в третьем лице

Уплата долга

Желание сделать как можно больше для компенсации провала. Если человек находит возможность уменьшить негативное влияние того, что было в прошлом или сделать компенсирующий поступок, то он становится сильно мотивированным на подобное достижение. Можно быть уверенным, что он сделает все возможное, чтобы добиться поставленной задачи.

Невербальные сигналы

Что делать, если заметили Принятие у собеседника?

Что делать, если заметили Принятие у себя?

Самое главное о Принятии

Выводы

  1. В последовательность Отрицание-Гнев-Торг-Депрессия-Принятие попадают все. Часто — по несколько раз за день.
  2. Для каждого состояния лучше использовать подходящий стиль общения. То, что хорошо для Отрицания, для Гнева — взрывоопасно.
  3. До стадии Принятия — человек не логичен. Имеет смысл пройти стадии быстро.
  4. После гнева неизбежна депрессия. Чем дольше гнев, тем дольше человек отходит.

Внимательность помогает определить текущую фазу. Зная текущую стадию, можно сознательно ожидать следующей и быстрее перейти в рабочее состояние.

Disclaimer: в статье — упомянуты многие психологические приемы (активное слушание и т.д) без расшифровки. Пожалуйста, напишите в комментариях, если их стоит добавить.

Бонус

Update: История и ссылки

Note: Статья написана совместно с практикующим психологом dsnisar.
Note: Дальше идет блок, не имеющий непосредственного практического значения.
Идея этой модели возникла год назад. За этот год мы ее проверили её как на собственном опыте, так и на опыте участников наших тренингов.
Что нас подтолкнуло к написанию статьи, и как мы собирали информацию.

1. Кюблер-Росс или стадии умирания

Стадии взяты, как уже отписывались в комментариях, из работ Кюблер-Росс
Kubler-Ross, E. (1969). On death and dying. New York: Macmillan.
Kubler-Ross, E. (1975). Death: The final stage of growth. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
Идея экстраполирования стадий на повседневную жизнь появилась достаточно давно. В процессе обсуждения модели, Элизабет Кюблер-Росс сама расширила рамки своей теории, изначально применявшейся только к неизлечимым больным, до любых сильных личностных потерь.

2. Стресс, как стартовый триггер реактивных реакций

Сложно сказать, кто именно первым предложил считать стресс триггером, запускающим стадии модели Элизабет. Авторы статьи изначально подглядели идею связи стресса и стадий умирания у Стена Волтерса. Стен достаточно оригинально использовал стадии умирания для определения искренности подозреваемых. Он, в свою очередь экстраполировал модель Кюблер-Росс для отслеживания лжи, используя идею П. Экмена (Telling Lies: Clues to Deceit in the Marketplace, Politics, and Marriage), что ложь вызывает стресс. По рассуждениям Волтерса, стресс должен запускать цепочку реактивных реакций (термин Волтерса), т.е. модель Кюблер-Росс. Конечно, данная постановка не является идеальной с точки зрения теоретической психологии, но, исходя из отзывов о работе Стена Волтерса, показала себя достаточно хорошо на практике.

3. ОАС и реактивные реакции

В пользу модели Кюблер-Росс говорит совпадение стадий с общим адаптационным синдром Г. Салье.
ОАС, согласно Г.Салье, проходит три стадии:
alarm reaction — напоминает состояние отрицания(в Shock phase), и состояние гнева (Antishock phase);
resistance — в начале фазы продолжение состояния гнева, после прохождения пика напоминает состояние торга, если экстраполировать его на поведение человека — организм чувствует истощение, через эмоциональные состояния (страх, тревога, и т.д.) и механизм самооценки (самооценка падает) психика побуждается к поиску защиты, и поддержки у других людей.
exhaustion и recovery — третий этап, фактически, демонстрирует фазу депрессии и, частично, принятия (только как часть восстановления сил).
Сам по себе, общий адаптационный синдром не относится к процессу принятия и переработки новой информации, и изменениях Я-концепции, которые происходят в модели Кюблер-Росс, его задача — помочь организму справиться с ситуацией на биологическом уровне. Но, вместе с тем, запуская биохимические реакции в определенной последовательности, он сильно влияет на стадии, описанные Элизабет. В случае, если человек справляется со стрессом, у него появляется возможность выйти из последовательности. Если человек постоянно чувствует стресс, то он получает постоянно меняющиеся стадии 1-3 из модели Элизабет, которые потом заканчиваются стадией депрессии. Депрессией, как правило, достаточно сильной, так как адаптационные возможности организма полностью исчерпаны. Нередко это сопровождается психосоматическими заболеваниями.

Источник

Читайте также:  Всем доброго хорошего настроения здоровья медведев
Оцените статью