МУЗЫКА И ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АТМОСФЕРА ДЕЙСТВИЯ
В силу своей ярко выраженной эмоциональности музыка активно воздействует именно на эмоциональную атмосферу представления при выполнении ею любых драматургических функций. Обратимся к примерам. Сначала из практики драматического театра.
В спектакле «Дядя Ваня» атмосфера мягкой грусти, тоски и одиночества Сони подчеркивается звуками гитары, на которой наигрывает Вафля. В «Живом трупе» уход от надоевшей повседневности, угарная атмосфера кутежа переданы напевами цыганским хором «Канавелы» и «В час роковой». И у Чехова и у Толстого музыка указана в авторских ремарках.
Убедительным примером создания эмоциональной атмосферы средствами музыки является спектакль «Оптимистическая трагедия» в Ленинградском академическом театре им. А.С. Пушкина в постановке Г.А. Товстоногова. В работе над музыкальным оформлением его режиссер и композитор тоже основывались на комментариях самого автора — В. Вишневского, считавшего музыку важнейшей эмоциональной основой произведения.
Приведем некоторые из них.
«Музыкальное вступление. Рев, подавляющий мощью и скорбью. В тишине чья-то безмерная человеческая тоска. Она может быть выражена только музыкально».
«Первые движения бала. Двинулись первые пары в лирической волне вальса, печальной и воинственной. В ритмах чуть сдавленная грусть. Пересекай ритм, проходят вооруженные люди. Сигнал вибрирует, зовет в ряды. Вальс агонизирует. Матросы двинулись. Блеснула медь. Полк гремит буйно вырвавшимся грохотом песни».
Эти «музыкальные» комментарии помогли режиссеру наполнить представление огромной эмоциональной силой, создать нужную атмосферу.
Очень ярко с помощью музыки формируется эмоциональная атмосфера в спектакле Театра на Таганке «А зори здесь тихие», причем главным выразительным средством являются песни.
По ходу развития событий звучат песни «Москва майская» Дм. Покрасса, «Катюша» М. Блантера, русская народная песня «Не кукуй горько, кукушечка» и, наконец, вальс «В лесу прифронтовом» М. Блантера.
Именно эти песни, сменяя друг друга, создают весь эмоциональный спектр спектакля от простой радостной человеческой улыбки к страданию и трагическому потрясению.
Можно привести и пример того, как средствами музыки создавалась эмоциональная атмосфера на торжественном закрытии международного фестиваля дружбы молодежи, проводившемся в Волгограде (1977г.). Когда участники его проходили по основному маршруту Мемориального комплекса, непрерывно звучала музыка. У скульптуры «Стоять насмерть!», высвеченной яркими лучами прожектора, возникала песня Б.А. Александрова «Священная война». На Площади Героев у скульптуры «Воин со знаменем» она сменялась песней О. Фельцмана «Баллада о красном знамени», а у изображения разрубленной фашистской свастики звучала песня Д. Тухманова «День Победы». При проходе участников шествия через пантеон траурно-торжественная атмосфера чрезвычайно усиливалась «Грезами» Р. Шумана. У скульптуры «Скорбь матери» певица (низкое, грудное контральто) в сопровождении духового оркестра пела ариозо матери из кантаты А. Новикова «Нам нужен мир». На последних звуках в ариозо буквально врывалась торжественная музыка финала. Пятой симфонии П. Чайковского, а в ярком свете прожекторов вспыхивала на вершине Мамаева кургана величественная скульптура «Родина-мать».
Так через музыку режиссер усиливал, сгущал эмоциональный накал массового действа.
Из приведенных примеров явствует, что для создания эмоциональной атмосферы могут использоваться музыкальные произведения или фрагменты из музыкальных произведений различного характера, различного жанра. Это естественно и закономерно. Но как же при этом возникает единое настроение?
Большое, иногда решающее значение имеет, разумеется, количественная сторона. Явное преобладание светлых, радостных музыкальных эпизодов или задушевно-лирической мелодии уже само по себе влияет на эмоциональный фон.
Многое зависит также от того, насколько драматургически важным оказывается место, в котором дана та или иная музыка — включена ли она в узловой момент или второстепенный, преходящий.
Наконец, важна эмоциональная яркость, определенность, глубина, выразительность, то есть качество самой музыки.
Все это в совокупности и создает своеобразный колорит, самобытность атмосферы действия; Вместе с тем эмоциональный строй помогает по-своему выразить идею представления, его сверхзадачу. При этом возможно, что идея и атмосфера действия получают различное эмоционально-образное выражение.
Такое «расхождение» характерно для жизнеутверждающих трагедий, в которых сгущенный драматизм действия не может заслонить основного оптимистического вывода — генеральной идеи произведения.
Роль музыки в выявлении ведущей идеи в таких случаях особенно велика. Во-первых, она не следует за событиями, не комментирует их, а выражает внутреннюю, скрытую тенденцию. Во-вторых, в то время, как сюжетное развитие событий (например, гибель героев) вызывает у зрителей печальные чувства, музыка, как бы преодолевая их, выражает оптимистическое начало.
Выступая в качестве средства создания эмоциональной атмосферы, она решает одну из самых главных задач, ибо в искусстве театра и театрализованного представления эмоциональность творчества является одним из основных показателей подлинной художественности и приобретает совершенно особое, основополагающее значение.
Источник
Технологические особенности постановки концертно-зрелищных программ
Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .
Одна из функций музыки — создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам — эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном действия, создавая, с одной стороны, условия для более глубокого восприятия зрителем содержания отдельного фрагмента, эпизода, мероприятия, с другой, — помогая исполнителю глубже сосредоточиться на воплощении о
бразов. Умелое использование этой возможности музыки может оказать огромное эмоциональное воздействие на аудиторию.
Музыка способна не только создавать эмоциональный образ, служить определенной иллюстрацией действия, важной ее функцией является участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример — тема добра и зла в произведениях классиков и современных композиторов. В одном случае музыка может быть только носителем конфликта, а в другом — обострить противоречия, подвести к кульминации. Тогда она сама становится драматургическим фактором.
Важная роль музыки проявляется в ее конструктивно — композиционной функции. Она способна придавать концертно-зрелищной программе композиционную стройность и завершенность. Так, музыка пролог, своеобразная экспозиция, музыкальные антракты, органично связывающие отдельные эпизоды программы, и музыкальные фрагменты призванные завершить восприятие, поставить точку, помогают организаторам создать определенную композицию. Особенно ярко это проявляется при использовании лейтмотивов.
Лейтмотив представляет собой музыкальный материал, который трансформируется в зависимости от характера эпизода, но несет музыкальный образ через всю программу. Лейтмотивы способствуют установлению более глубокой внутренней связи между отдельными эпизодами.
Еще одной функцией является организация темпо-ритма программы. Музыкальное искусство — искусство временно точное представляет собой постоянно развивающийся во времени звуковой процесс. Поэтому темп музыки позволяет динаминизировать действо, ускорить его развитие или затормозить.
Музыка может ритмически организовать действие, придать определенную эмоциональную окраску не только персонажам, но и движущихся предметов — автомашин, кораблей и т.д., что особенно важно для концертно-зрелищных программ.
Одним из важнейших методических требований музыкального оформления является органическое соединение действия с музыкой. Оставаясь самостоятельным видом искусства, музыка выступает в один из элементов художественно-образного раскрытия темы концертно-зрелищной программы. Другое важное условие: музыка должна способствовать развитию действия, создавать темпо-ритм прогpaммы подводить к кульминации, завершать его.
Зрелища всегда и везде отличались своей яркостью и фееричностью, а этого часто добиваются при помощи ярких костюмов участников, световых эффектов и пиротехники.
Работа с художниками по костюмам и гримёрами заключается в разработке единого стилистического направления в костюмах и гриме артистов для каждого эпизода программы. Естественно, они должны быть яркими, броскими и полностью подходить по цветовой гамме данному эпизоду, отражать настроение сцены, но желательно не сливаться с декорациями. Например, красный цвет может обозначать упорство, страсть или ярость, белый – добро или жизнь, чёрный – смерть или зло и т. д. По такому вот принципу можно разработать костюмы для зрелищной программы.
Светотехника в наши дни достигла огромных достижений, и её применение при разработке шоу — программ стало необходимостью. Здесь надо добиться такого эффекта, чтобы свет в буквальном смысле «пел» вместе с музыкой, а так же отражал настроение эпизодов и их направленность. Для этого существуют специальные световые партитуры и компьютерные программы. Например, звуки заводящегося электронного агрегата вместе с поднимающимися лучами прожекторов создают впечатление эмоционального подъёма в психике зрителя. Пиротехнические эффекты уже давно завоевали уважение у режиссёров зрелищных программ, так как они тоже оказывают огромное воздействие на эмоциональное состояние человека. Ещё в древности, человека завораживал огонь, его магическая сила и наверно, поэтому пиротехнику используют как одно из выразительных средств концертных зрелищ. Например, в хорошо известном Диснейленде каждый вечер проходят парады светящихся фигур, и устраиваются грандиозные фейерверки.
Итак, получен социальный заказ, выявлена актуальность программы, получена оптимальная сумма денег, определена тема, идея, сверхзадача, написан сценарий, проведена работа с художниками-декораторами, по костюмам, с композитором, светотехниками и пиротехниками и начинается постановочная работа.
Перед тем как приступать к постановке, режиссёру необходимо разбить весь сценарий на блоки или эпизоды и определить количество участников в каждом из них. Далее происходит набор артистов, которые впоследствии станут участниками представления. Количество артистов напрямую связано с объёмом зрелища и его характером. Это могут быть: хоры, танцевальные коллективы, артисты цирка и эстрады, актёры, спортсмены, ансамбли песни и пляски, инструментальные ансамбли, эстрадные исполнители. А так же производится набор административной группы и группы обслуживающего персонала, в которую входят: костюмеры, гримёры, личная охрана наиболее важных персон, звукорежиссёры, хореографы, светотехники и пиротехники — то есть весь обслуживающий технический персонал. В случае переездных шоу-программ пользуются даже услугами собственных поваров.
Современные постановщики зрелищных программ, для облегчения своего труда, используют универсальные таблицы, содержащие все необходимые пункты постановочной работы. Такими таблицами являются рабочий сценарий и монтажный лист.
Источник
1) Функция создания эмоциональной атмосферы действия.
Данная функция позволяет режиссеру создавать и корректировать эмоциональный строй театрализованного представления средствами музыкального искусства.
Технология создания единого настроения театрализованного представления включает в себя достаточное внедрение в ткань театрализованного представления музыкальных произведений необходимого настроения (количественная сторона), определение участка театрализованного представления для внедрения музыкального материала (узловой, второстепенный, проходящий моменты), подбор выразительной, яркой, глубинно-эмоциональной музыки.
Эмоциональное развертывание театрализованного представления средствами музыки бывает двух основных видов — это создание настроения идентичного сюжету и создание настроения контрастного сюжету.
2) Функция создания национального колорита и колорита эпохи.
Данная драматургическая функция музыки является одной из самых основных. Заключается в создании при помощи музыкального материала национального колорита, колорита эпохи, обозначении места и времени действия. Ярко выраженные национальные или стилистические черты музыки усиливают достоверность происходящего на сцене.
Говоря об этой драматургической функции музыки, необходимо особо отметить возможности песни в её реализации. По словам Л. М. Марголина, именно песня «как ни один другой из музыкальных жанров обладает временной чуткостью, точно и емко выражает и психологию, и настроение, и всю неповторимость того времени, которому она посвящена» [8, с. 38].
Применение песенного жанра в режиссерской практике для реализации характеризуемой драматургической функции музыки ограничено. Используется весьма неширокий спектр песенного материала. Это связано со сложившимися штампами и стереотипами, а также с узостью режиссерского кругозора в области музыкального искусства.
3) Функция создания характеристики.
Эта функция проявляется в том, что участие музыки в театрализованном представлении содержит в себе элементы характеристики. Объектами музыкальной характеристики могут являться: человек, его душевный мир, темперамент, характер и т. д., а также группа людей, участники и свидетели тех или иных событий.
Существуют два вида музыкальных характеристик: непосредственно создающие образ и косвенно создающие образ (по отношению персонажа к музыке). Первый вид может реализовываться при использовании различных типов театральной музыки, как сюжетной, так и условной. Второй вид может прибегать только к сюжетной музыке, так как у действующих лиц есть возможность реагировать на нее только при условии её восприятия.
Известны также основные приемы применения музыкальной характеристики, используемые режиссерами в практике театрализованного представления: самохарактеристика (музыка исполняется самим героем), косвенная характеристика (реакция на звучащую музыку), музыка, описывающая принадлежность событию, комическая характеристика.
4) функция изображения внутреннего действия и состояния.
Актерскими выразительными средствами, раскрывающими внутренний мир действующих лиц, являются жест, слово, поступок. К неактерским средствам относится музыка. В сочетании с актерскими, она может передать и отразить чувства, переживания и размышления героя, не передающиеся словесно, причем в ярко-эмоциональном исполнении. В данном случае музыка является средством материализации чувств героя или группы лиц.
5) функция обобщения через музыку.
Данная функция заключается в раскрытии при помощи музыки основного замысла произведения. Она всегда тесно связана с режиссерским отношением к происходящему. К основным видам музыкальных обобщений относятся контрастное (наиболее яркое) и резюме (музыка едина с образным содержанием, выражает сквозную линию).
6) темпо-ритмическая функция создания.
Термин «темпо-ритм» определяет один из важнейших моментов сценического творчества. Сценический темпо-ритм — это темпо-ритм действия, от самого малого (простого физического движения) до самого большого (сквозного действия спектакля).
Ритм внутренней жизни актера на сцене определяет собой ритм его физического поведения. В музыке ритм выражен ритмическим рисунком. Введение режиссером музыки в сценическое действие дополняет его видимые, ощутимые ритмы или вскрывает невидимые, придавая всему большую ритмическую определенность.
Сущность музыкального ритма заключается в том или ином чередовании звуков одинаковой или разной длительности, соотносимых со временем. Основой ритма пластического движения является пространственное расстояние, преодолеваемое за ту же единицу времени. Общей точкой соприкосновения является — время, соответствие звуков и перемещения различных предметов в пространстве.
Музыка в театрализованном представлении, может оказывать влияние на темпо-ритм постановки в двух вариантах. Первый вариант — когда музыка и действие имеют одинаковый темпо-ритм. К этому варианту можно отнести: музыку, сопровождающую сцены, имеющие выраженный ритм движения (строевой шаг, танцевальные номера), усиливающую динамику, скорость движения (погоня, состязание, бег). Второй вариант — когда музыка и действие имеет разный темпо-ритм. В данном случае музыка может создать видимость более быстрого, чем на сцене или, наоборот, более медленного движения.
Эмоциональная и динамическая сторона музыкального движения должны образовывать неразрывное единство.
7) функция создания лейтмотива.
Большие возможности в музыкальном оформлении принадлежат функции создания лейтмотивов. Лейтмотив — повтор музыкальных тем, сквозное их звучание. Лейтмотив сопровождает неоднократное появление действующего лица, повторение события или упоминание о нем. Важным принципом применения лейтмотива является его связь с действием, сам по себе он не имеет смысла.
8) функция создания контраста.
Ярким приемом применения музыки в театрализованном представлении является принцип контраста. Режиссерская музыка движется по внутренней, скрытой линии подтекста, психологического, скрытого содержания. Музыка в таких случаях не непосредственно раскрывает состояние героя, а своим эмоциональным содержанием как бы противоречит ему, выражая чувства, диаметрально противоположные тем, что переживет в данный момент персонаж.
Источник