- Эстетическая функция языковых характеристик и примера
- Характеристика эстетической функции языка
- Акцент на выразительную ценность
- Предпочтение формы над содержанием
- С учетом культурных норм
- Присутствие во всех языковых контекстах
- примеров
- Молодой мертвый спортсмен
- Общая характеристика понятия эстетической функции в языке
- Лекционные материалы на тему: «РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ»
- РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ
- Язык и речь
- Функции речи
Эстетическая функция языковых характеристик и примера
эстетическая функция языка это свойство, которое должно привлекать к себе внимание, которым оно приобретает самостоятельную ценность. В этом смысле слово является одновременно значением и выражением. То есть оно имеет объективное значение, которое является внешним по отношению к нему, и в то же время имеет субъективное значение, которое превышает объективное.
Поэтому слово может сказать одно и одновременно показать другое совершенно иначе. Эта эстетическая функция языка широко изучается разделом философии: эстетика.
Термин получен из древнегреческого термина aistesis, что означает ощущение или восприятие, знание, приобретенное через сенсорный опыт..
С другой стороны, это конкретное использование языка гораздо более очевидно в области литературы. Например, в поэзии литературные словесные структуры интенсивно используются для передачи множества значений. Среди них можно выделить цвет, звук, эмоции и образы материального и конкретного мира..
Для выполнения этой функции языка используется ряд ресурсов. Некоторые из них — сравнения, созвучия, диссонансы, фантазии, каламбуры и метафоры..
Это не для исключительного использования литературы. Диапазон возможностей, в которых развивается эта эстетическая функция языка, включает фильмы, телевизионные программы и повседневный язык..
- 1 Характеристика эстетической функции языка
- 1.1 Акцент на выразительную ценность
- 1.2 Предпочтение формы над содержанием
- 1.3 С учетом культурных норм
- 1.4 Присутствие во всех языковых контекстах
- 2 примера
- 2.1 Молодому мертвому спортсмену
- 3 Ссылки
Характеристика эстетической функции языка
Акцент на выразительную ценность
Язык имеет несколько функций. Это может быть использовано для убеждения (функция апелляции), передачи информации о конкретном мире (функция ссылки), ссылки на аспекты языка (металингвистическая функция) и других..
В случае эстетической функции языка приоритет отдается выразительной ценности языка. То есть это относится к их способности выражать чувства или привязанности, которые пробуждают объект, идею или существо.
Это означает, что он не оставляет значимой ценности языка (его способность ссылаться на внешний мир).
Предпочтение формы над содержанием
Когда читается роман или стих, эстетическая функция языка переживается. Во всех этих типах выражений цель состоит в том, чтобы дать эстетическое удовольствие.
Это достигается с помощью самих слов и сознательного и обдуманного расположения, которое имеет приятный или обогащающий эффект.
По этой причине эта эстетическая цель дает преобладание форме, а не содержанию. Таким образом, часто, особенно в литературных контекстах, используется образный, поэтический или лудический язык.
Как уже упоминалось, среди ресурсов, используемых для этой цели, есть сравнения, метафоры, ирония, символика и аналогии..
С другой стороны, при использовании слов в художественных целях, обычно выбирают определенные слова и открывают их заново, чтобы обеспечить достижение желаемого эффекта..
С учетом культурных норм
Эстетическая функция языка связана с определенным использованием определенных языковых структур. Однако культурные нормы — это то, что в конечном итоге определяет преобладание этой функции..
В целом язык находится во взаимосвязи с культурой общества. Он отражает убеждения, обычаи, ценности и деятельность определенной группы в данный момент времени. Неудивительно, что его эстетическая функция зависит от всего этого культурного фона..
Присутствие во всех языковых контекстах
Хотя эта оценка эстетической функции языка более очевидна в литературе, она также встречается в разговорной речи. В последнем оно воспринимается в виде метафор, каламбур и других выразительных средств повседневной речи.
примеров
Эстетическую функцию языка можно увидеть сильнее в поэзии. Фактически, поэтическая и эстетическая функция обычно используются как синонимы..
Цель поэтического языка — донести до аудитории смысл, чувство или глубокий образ. Чтобы создать этот эффект, целенаправленно включайте изображения и образный язык.
Таким образом, чтобы проиллюстрировать эту функцию, два стиха представлены ниже. Обратите внимание на то, как авторы с помощью определенного набора слов и способов их сочетания могут улучшить красоту самого языка, описывая собственные настроения..
Молодой мертвый спортсмен
(А. Э. Хаусман, перевод Хуана Бониллы)
«День, когда вы выиграли гонку в своем городе
Мы все гуляем по площади.
Мужчины и дети скандировали твое имя
и на плечах мы отведем вас к вам домой.
Сегодня все спортсмены идут по дорожке
и на плечах мы приводим вас к вашему дому.
В преддверии мы депонируем вас,
гражданин самого спокойного города.
Хитрый мальчик, ты скоро ушел
Где слава не имеет значения.
Знаете ли вы, что лавр быстро растет
задолго до того, как роза засохла.
Закрыты и твои глаза ночью
вы не сможете увидеть, кто ваш рекорд бьет «.
«Избавь нас от жестокой тирании
из людей, Jove всемогущий
вручая руно ножницам?
что в наших бедных людях
пастух наносит больше урона
в неделю, в месяц или год
коготь тигров заставил нас.
Приди, общий отец живых,
и дать нам укрытие в тенистом лесу,
позволяя нам жить независимо,
где мы никогда не слышим зампоньу
ненавидят, это дает нам мошенничество,
давайте не увидим вооруженных
разрушающий человек, который плохо с нами обращается,
и стрижет нас, и убивает от ста до ста.
Сними темп заяц
о том, что он любит, и идет туда, куда ему нравится,
без загала, без ручки и без колокольчика;
и грустные овцы трудный случай!
если мы должны сделать шаг,
мы должны попросить лицензию у собаки.
Одень и приюти мужчине нашу шерсть;
баран — его ежедневная пища;
и когда злишься, ты посылаешь на землю,
за их преступления, голод, чуму или войну,
Кто видел, как бежит человеческая кровь??
в твоих алтарах? Нет: только овцы
чтобы успокоить твой гнев, он испепелил . «
Источник
Общая характеристика понятия эстетической функции в языке
Прежде всего, следует дать определения понятию «эстетическая функция языка» для дальнейшего исследования. Одни ученые (например, А.И.Ефимов, А.И.Горшков) связывают эстетику языковых средств с отражением в языке прекрасного. Согласно другому подходу, эстетическими следует считать те функции, которые способны вызывать у читателя или слушателя чувство удовольствия (Н.В.Черемисина). По концепции Г.О.Винокура, Л.А.Новикова, В.П.Ковалева, эстетика языковых знаков обусловлена различными преобразованиями в их семантике. Достаточно распространенной можно считать ту точку зрения, в соответствии с которой эстетические свойства языковой единицы основываются на ее образно-ассоциативных возможностях (Г.О. Винокур, Д.Н. Шмелев, Л.А. Новиков, Л.И. Донецких, Г.С. Бояринцева, В.П. Ковалев).
В работах ряда ученых (Б.А. Ларин, Л.И. Донецких, Г.С. Бояринцева) выделяются такие эстетические свойства языковых элементов, как их новизна, неожиданность. Представители Пражской лингвистической школы (Р.О.Якобсон и др.) обращают внимание на то, что эстетическая функция языковых знаков обусловлена «установкой на выражение», то есть сосредоточение, направленность внимания на сообщение ради него самого, а не ради референта, контакта или адресата [1].
Эстетическая функция характеризуется направленностью на само сообщение. «Главное, что отличает эстетическую (поэтическую) функцию языка — это направленность формы словесного выражения не только на передачу того или иного содержания, но и на самоё себя, на собственное совершенство, которое позволяет в самом языке ощущать прекрасное… Эстетическая функция языка требует работы над словом с целью открыть читателю и слушателю прекрасное в самом слове» [2].
С помощью всех вышеперечисленных определений можно обозначить важные аспекты эстетической функции языка:
· эстетическая функция предполагает богатство и выразительность речи, ее соответствие эстетическим вкусам образованной части общества.
· она превращает текст или речь в произведение искусства ( с помощью метафор, эпитетов, сравнений и других выразительных средств). Выразительность речи или текста может также достигаться разными фонетическими, морфологическими, словообразовательными, лексическими способами.
· говорящие начинают замечать сам текст, его звуковую и словесную фактуру. Отдельное слово, оборот, фраза начинает нравиться или не нравиться, восхищать своей ладностью, точностью, глубокой осмысленностью, красотой;
· речь начинает восприниматься (именно сама речь, а не то, о чем сообщается) как прекрасное или безобразное, т.е. как эстетический объект;
· сближаются далекие по значению слова;
· формируется и развивается многозначность слова;
· расширяется мир эстетических отношений человека;
· открываются новые выразительные возможности в языке.
Эстетическими функциями обладают те языковые единицы, которые способны оказывать эстетическое воздействие на человека как адресата речи, то есть причастны к формированию чувственно-ценностного отношения человека к миру. Сущность эстетических функций языковых средств состоит в том, что они способны вызывать в человеке положительные эмоции (радость, удивление, восторг и т.п.), детерминировать если и не всегда чувство удовольствия, то, по крайней мере, чувство некоей одухотворенности, обусловленное такими качествами этих единиц, как новизна, образность, пластичность, способность адекватно воплощать творческие интенции говорящего или пишущего.
Эстетическая функция языка обычно связана с такой организацией текста, которая в чем-то обновляет, преобразует привычное словоупотребление и тем самым нарушает автоматизм повседневной речи (разговорной, деловой, газетной). Преобразование может затрагивать:
· лексическую и грамматическую семантику (метафора, метонимия и другие виды переносного употребления слов и форм);
· обновленной может быть синтаксическая структура высказываний и сверхфразовых единств (фигуры экспрессивного синтаксиса);
· преобразуется звуковая организация речи (явления ритма, рифмы, аллитерации, звукописи);
· речевой автоматизм разрушается также неожиданным и вместе с тем художественно оправданным выбором слов: таких слов, которые не «лежат на поверхности» речевого сознания и поэтому минимально предсказуемы [1].
Источник
Лекционные материалы на тему: «РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ»
РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ
Язык и речь
Относительно природы и сущности языка имеется несколько точек зрения. Одни считают его наподобие растения биологическим явлением, наследуемым человеком от своих родителей. Другие рассматривают язык как психическое явление, как проявление «духа Божьего и человеческого» (вспомним Евангелие от Иоанна: «В начале было слово»). Третьи признают язык социальным явлением, возникшим и развивающимся в силу потребности людей в общении.
Сам термин язык обычно употребляется в двух значениях: 1) язык вообще как абстрактное представление о едином человеческом языке – определенном классе знаковых систем; 2) какой-либо конкретный язык как реальная знаковая система, используемая для общения в определенном социуме в определенном пространстве и в определенное время.
Если язык – это система знаков и символов, то речь – это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь. Язык неразрывно связан с обществом, его культурой и людьми, которые живут и трудятся в этом обществе. Принадлежащий всему обществу язык и его использование каждым отдельным человеком – два разных, хотя и тесно взаимосвязанных явления: в первом случае это общественное явление, некая совокупность единиц, правила употребления которых хранятся в коллективном сознании носителей языка; во втором случае это индивидуальное использование какой-то части этой совокупности. Сказанное позволяет разграничивать два понятия – язык и речь.
Язык и речь образуют единый феномен человеческого языка. Яязык и речь тесно взаимосвязаны: если нет речи, то нет и языка. Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутренне проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, то есть и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.
Общая характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку: 1) язык – это средство общения, а речь – это воплощение и реализация языка, который посредством речи выполняет свою коммуникативную функцию;
2) язык абстрактен, формален; речь материальна, в ней корректируется все, что есть в языке, она состоит из звуков. Речь есть воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение;
3) речь есть последовательность слов, она линейна, язык вносит в эту линейную последовательность иерархичные отношения, он имеет уровневую организацию;
4) речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность;
5) речь отнесена к объектам действительности и может рассматриваться с точки зрения своей истинности или ложности, к языку оценка истинности-ложности неприемлема;
6) речь конкретна и неповторима, язык абстрактен и воспроизводим. Речь подвижна, язык стабилен, речь бесконечна, система языка ограничена определенным набором составляющих.
Вопрос о функциях языка тесно связан с проблемой происхождения языка. Какие причины, какие условия жизни людей способствовали его зарождению, его формированию? Какого назначение языка в жизни социума?
Появление языка тесно связано с формированием человека как мыслящего существа. Язык возник естественным путем и представляет собой систему, которая необходима одновременно отдельному человеку и коллективу. В результате этого язык по своей природе полифункционален.
Выделяют три основные функции языка: коммуникативная, познавательная и аккумулятивная. Также существуют и дополнительные функции: эмоциональная, волюнтативная, магическая и поэтическая.
Прежде всего язык служит средством общения, позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и соответственно реагировать. Таким образом, язык помогает людям делиться опытом, передавать свои знания, организовывать любую работу, строить и обсуждать планы совместной деятельности. За все это отвечает коммуникативная функция языка.
Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результат. Язык участвует в формировании мышления индивида и мышления общества. Это познавательная функция.
Язык, кроме того, помогает сохранять (аккумулировать) и передавать информацию, что так важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, художественная литература, газеты), в устном народном творчестве фиксируется жизнь нации, история носителей данного языка.
Дополнительные функции проявляются в речи и определяются структурой речевого акта, т.е. наличием адресанта, адресата и предмета разговора. Эмоциональная функция выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства. Волюнтивная функция отвечает за воздействие речи на слушателей. Магическая функция языка связана с представлением о том, что некоторые слова выражения обладают магической силой, способны изменить ход событий, влиять на поведение человека, его судьбу. В религиозном и мифологическом сознании такой силой прежде всего обладают формулы молитв, заклинаний, заговоров, ворожбы, проклятий. Поскольку язык служит материалом и формой художественного творчества, то правомерно говорить о поэтической функции языка.
Таким образом, язык выполняет самые разнообразные функции, что объясняется его использованием во всех сферах жизни и деятельности человека и общества.
Функции речи
1)Ведущей функцией речи является референтная (в иной терминологии номинативная, денотативная, когнитивная). Это функция обозначения явлений действительности.
2)Второй по важности признается эмотивная функция, которая связана с субъективным миром говорящего, с выражением его переживаний, его отношения к тому, что говорится, в ней находит отражение самооценка говорящего, его потребность быть услышанным, понятым.
3)Следующая функция – апеллятивная (или конативная, от лат. Conatus – попытка). Эта функция связана с установкой на слушающего, со стремлением на него воздействовать, формировать определенный характер взаимоотношений, в ней находят отражение потребности человека достигать поставленных целей, оказывать влияние на других людей. Проявляется эта функция в структурной организации разговора, целевой направленности речи. В наиболее чистом виде выражается такими формами, как обращение и побуждение. Это выражение приветствия и прощания, благодарности и т.д.
3)Фатическая функция (от лат. For futussm furi – говорить). Эта функция обслуживает речевой контакт, необходимый для общения. Она реализуется такими высказываниями, которые имеют целью завязывание, продолжение или прекращение общения (сравнить: Послушай! Довольно! Прекрати!). Термин «фатическое (или контактоустанавливающее) общение» был введен применительно к диалогам, беседам, целью которых является создание «уз общности» путем простого обменивания словами.
4)Установка на то, чтобы сообщение своей формой и содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата, создает поэтическую функцию, которая присутствует не только в художественном тексте, но и в повседневной речи. Она проявляется в стремлении говорящего к ритмичности речи, образности выражения и т.д.
5)Будучи общественным явлением, речь рассматривается как часть культуры, один из ее компонентов. Культуроносная, или кумулятивная, функция речи проявляется в том, что язык не просто передает некоторые сообщения, но и обладает способностью отражать, фиксировать и сохранять информацию. Следовательно, работа над культурой речевого общения позволяет помочь человеку не только овладеть способами коммуникации, выражения мысли (чувств, переживаний), но и проникнуть в национальную культуру, получить огромное духовное богатство, хранимое языком.
Источник