- Функция контроля проверка знаний всегда затрагивает эмоциональную сферу личности
- Функция контроля проверка знаний всегда затрагивает эмоциональную сферу личности
- Функции педагогического контроля
- Контроль учебных достижений обучающихся как фактор внедрения кредитной системы обучения в условиях модернизации казахстанского общества
- Функции педагогического контроля
Функция контроля проверка знаний всегда затрагивает эмоциональную сферу личности
В целом функции контроля состоят в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности педагогического процесса. В педагогике различают следующие функции контроля:
1. Проверочная (инспекторская) функция. Показатели контроля служат главным основанием для анализа результатов учения. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку деятельности отдельных обучающихся и педагогов. Но и состояние учебно-воспитательной работы всего образовательного контроля.
2. Обучающая функция. При выполнении контрольных заданий происходит повторение и закрепление приобретенных знаний, через их уточнение. Дополнение или/и переосмысление. Контроль учит также рационально организовывать учебную деятельность.
3. Развивающая функция. Она заключается в том, что контроль дает больше возможности для развития личности обучающегося, его познавательных способностей. Любая форма контроля требует от человека обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения, умения сопоставлять и систематизировать имеющиеся знания.
4. Воспитательная функция. Проверка знаний всегда затрагивает эмоциональную сферу личности, поскольку индивидуальные усилия по усвоению учебного материала становятся предметом общественного суждения. Часто от оценок зависит репутация обучающегося и его статус в коллективе (группе, классе). Контроль дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности за свою работу, стимулирует добросовестное отношение к ней. Грамотное осуществление контроля побуждает обучающихся совершенствовать свои знания и умения, вырабатывает самооценочные суждения.
5. Методическая функция. Она заключается в том, что проверка учит не только обучающегося, но и также педагога. Позволяя ему увидеть собственные ошибки, выбрать оптимальные варианты обучения.
В педагогической литературе выделяют обычно следующие виды контроля по временному признаку: предварительный, текущий, рубежный (периодический) и итоговый. Рассмотрим кратко их содержание.
1. Предварительный (диагностический) контроль необходим для успешного руководства образовательным процессом. Он позволяет определить исходный уровень подготовки обучающихся, чтобы ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Анализ данных предварительного контроля позволяет также педагогу вносить изменения в дидактический материал, методику обучения и т.д.
2. Текущий контроль позволяет иметь непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала, оперативно вносить изменения в процесс обучения. Текущая проверка — это не столько инспекция, сколько обучение, так как она связана с закреплением, повторением и анализом учебного материала. К текущему контролю предъявляются два требования: а) он не должен сводится к формальному, механическому зазубриванию учебного материала; б) он должен проводится систематически, регулярно. Текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам, формам и средствам.
3. Рубежный (периодический) контроль позволяет определить качество изучения обучающимися учебного материала по данной дисциплине (раздел, тема, модуль и т.п.). обычно его проводят 3-4 раза в семестр (четверть). Примером рубежного контроля могут служить коллоквиумы, контрольные задания, рефераты по теме, графические работы, контрольные работы и т. п. В нем учитываются и данные текущего контроля.
4. Итоговый контроль служит для выявления конечных результатов процесса обучения по отдельной учебной дисциплине или циклу дисциплин. Его задача — зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Итоговый контроль — интегрирующий. По нему судят об общих достижениях обучающегося. Как правило, он осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях, государственных и выпускных экзаменах, защите дипломного проекта и т. п.
Анализ литературы показывает, что существуют различные точки зрения к классификации контроля. Для примера покажем классификацию, предложенную В. Оконем (рис. 61) [3].
Источник
Функция контроля проверка знаний всегда затрагивает эмоциональную сферу личности
Контроль в педагогическом процессе выполняет ряд функций. К ним можно отнести:
1. Проверочная (инспекторская) функция). Показатели контроля служат главным основанием для анализа результатов учения. Данные контроля констатируют не только результаты и оценку деятельности отдельных обучающихся и педагогов, но и состояние учебно-воспитательной работы всего образовательного учреждения.
2. Обучающая функция. При выполнении контрольных заданий происходит повторение и закрепление приобретенных знаний, через их уточнение, дополнение или/и переосмысление. Контроль учит также рационально организовывать учебную деятельность.
3. Развивающая функция. Она заключается в том, что контроль дает больше возможности для развития личности обучающегося, его познавательных способностей. Любая форма контроля требует от человека обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения, умения сопоставлять и систематизировать имеющиеся знания.
4. Воспитательная функция. Проверка знаний всегда затрагивает эмоциональную сферу личности, поскольку индивидуальные усилия по усвоению СУИ становятся предметом общественного суждения. Часто от оценок зависит репутация обучающегося и его статус в коллективе (группе, классе). Контроль дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности за свою работу, стимулирует добросовестное отношение к ней. Грамотное осуществление контроля побуждает обучающихся совершенствовать свои знания и умения, вырабатывает самооценочные суждения.
5. Методическая функция. Она заключается в том, что проверка учит не только обучающегося, но и также педагога, позволяя ему увидеть собственные ошибки, выбрать оптимальные варианты обучения.
В целом функции контроля состоят в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности педагогического процесса.
В педагогической литературе выделяют обычно следующие виды контроля по временному признаку: предварительный, текущий, рубежный (периодический) и итоговый.
1. Предварительный (диагностический) контроль необходим для успешного руководства педагогическим процессом. Он позволяет определить исходный уровень подготовки обучающихся, чтобы ориентироваться на допустимую сложность СУИ. Анализ данных предварительного контроля позволяет также педагогу вносить изменения в дидактический материал, методику обучения и т.д.
2. Текущий контроль позволяет иметь непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения СУИ, оперативно вносить изменения в процесс обучения. Текущая проверка — это не столько инспекция, сколько обучение, так как она связана с закреплением, повторением и анализом СУИ. К текущему контролю предъявляются два требования: а) он не должен сводится к формальному, механическому зазубриванию СУИ; б) он должен проводится систематически, регулярно. Текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам, формам и средствам.
3. Рубежный (периодический) контроль позволяет определить качество изучения обучающимися СУИ по данной учебной дисциплине (раздел, тема, модуль и т.п.). Обычно его проводят 3-4 раза в семестр (четверть). Примером рубежного контроля могут служить коллоквиумы, контрольные задания, рефераты по теме, графические работы, контрольные работы и т.п. В нем учитываются и данные текущего контроля.
4. Итоговый контроль служит для выявления конечных результатов обучения по отдельной учебной дисциплине или ряда дисциплин. Его задача — зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Итоговый контроль — интегрирующий. По нему судят об общих достижениях обучающегося. Как правило, он осуществляется на переводных и семестровых экзаменах, квалификационных испытаниях, государственных и выпускных экзаменах, защите дипломного проекта и т.п.
Анализ литературы показывает, что к классификации контроля существуют различные точки зрения. Для примера покажем классификацию, предложенную В. Оконем (рис. 22) [3].
Источник
Функции педагогического контроля
Функции контроля | Содержание функций педагогического контроля |
Контроли- рующая функция | Показатели контроля служат главным основанием для анализа результатов обучения. Данные контроля констатируют результаты и оценку деятельности обучающихся и педагогов, состояние учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. |
Диагности- ческая функция | Наиболее полно реализуется в текущем контроле. Благодаря детальному анализу причин и характера затруднений обучающихся, педагогическая диагностика открывает новые возможности в индивидуализации обучения, поскольку каждый обучающийся приступает к изучению нового материала только после устранения всех пробелов в знаниях, препятствующих усвоению следующих разделов дисциплины. Диагностическая функция текущего контроля осуществляется с помощью традиционных средств (контрольных работ, опросов) или специальных диагностических тестов. |
Обучающая функция | При выполнении контрольных заданий происходит повторение и закрепление приобретенных знаний, через их уточнение, дополнение или/и переосмысление. Контроль учит также рационально организовывать учебную деятельность. Обсуждения, возникающие в учебной группе при ответах обучающихся на вопросы преподавателей, самоконтроль и самооценка обучающихся при подготовке к контрольным работам и опросам выполняют обучающую функцию. Решающая роль при реализации обучающей функции принадлежит педагогическим тестам. |
Развиваю- щая функция | Контроль дает большие возможности для развития обучающихся, их познавательных способностей. Любая форма контроля требует внимания, памяти, мышления, воображения, умения сопоставлять, и систематизировать знания, применять знания в незнакомой ситуации, привлекать элементы творчества при решении поставленных проблем. |
продолжение таблицы 47
Воспитыва-ющая функция | Проверка знаний всегда затрагивает эмоциональную сферу личности, поскольку индивидуальные усилия по усвоению учебного материала становятся предметом общественного суждения. Часто от оценок зависит репутация обучающегося и его статус в коллективе. Контроль дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности за свою работу, стимулирует добросовестное отношение к ней. Грамотное осуществление контроля побуждает обучающихся совершенствовать свои знания и умения (компетенции), вырабатывает самооценочные суждения. |
Информа- ционная функция | Полнота реализации информационной функции зависит от степени объективности данных контроля, которая должна расти по мере повышения ответственности, принимаемых по результатам контроля управленческих решений. |
Сравни- тельная функция | Проявляется при сопоставлении данных тестирования по образовательному учреждению с нормами городского или регионального уровня для выявления отставания отельных школ по ряду показателей качества образования. Сопоставление будет корректным при условии формирования репрезентативных выборок обучающихся и учета социально-экономических факторов, влияющих на состав обучающихся, кадровый подбор преподавателей и обстановку в районе расположения школы. |
Прогности- ческая функция | Предназначена для выявления способности к усвоению нового материала и отражает воздействие предшествующего обучения. Например, контрольные измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ обладают высокой прогностической способностью, поскольку позволяют не только выделить лучших абитуриентов в момент приема в колледж и вуз, но и достоверно предсказать успешность их дальнейшего обучения. |
Методичес-кая функция | Заключается в том, что проверка учит не только обучающихся, но и педагога, позволяя ему увидеть собственные ошибки, выбрать оптимальные варианты обучения. |
Вопросы для повторения и самостоятельного изучения темы:
1.Как понимается контроль в дидактике? Каковы его задачи?
2.Обозначьте основные педагогические требования к организации педагогического контроля, обеспечивающие результаты обучения.
3.Опишите содержательную сторону контроля.
4.Какие основные функции педагогического контроля реализуются на учебно-тренировочном занятии по избранному виду спорта?
Практическая работа:
Практическая работа № 55. «Контроль знаний в зарубежной школе».
В некоторых странах при составлении контракта между педагогом и обучающимся ставят вопросы: «Желаете обучаться с контролем или без контроля?», «Желаете получать оценки или будете овладевать дисциплиной без оценок?». Если обучающийся хочет учиться без контроля и без оценок, плата за обучение в 3–4 раза меньше, чем за обучение в условиях жесткого контролирования и объективного оценивания. Почему? Как вы это объясните?
Практическая работа № 56. «Сущность педагогического контроля». Заполнение таблицы.
Заполните таблицу, выделите признаки понятия «педагогический контроль», совпадающие признаки и несовпадающие признаки. Сделайте выводы.
Источник
Контроль учебных достижений обучающихся как фактор внедрения кредитной системы обучения в условиях модернизации казахстанского общества
бет | 3/28 |
Дата | 03.03.2016 |
өлшемі | 1.15 Mb. |
Функции педагогического контроля
Контроль в профессиональном образовании выполняет две основные функции:
- обеспечить текущий педагогический контроль в ходе учебно — производственного процесса;
- проконтролировать результат профессионального обучения.
Иными словами, контроль профессионального обучения призван решить двуединую задачу:
- осуществлять контроль процесса профессионального обучения;
- осуществить контроль результата профессионального обучения.
Педагогическая оценка, составляя узловое звено процесса контроля, выполняет ряд функций .[141].
Диагностическая функция педагогического контроля нацелена на определение уровня знаний, умений и навыков с целью получения научно обоснованной информации для усовершенствования процесса подготовки специалистов.
Обучающая функция оценки состоит в стимулировании учебного труда студента путем отражения его достижений или же пробелов и недостатков в подготовке, мобилизации внимания на совершенствовании его работы, на поиске более рациональных форм се организации, закреплении достигнутых хороших результатов. Оценка служит проверке знаний, содействует критическому анализу степени своей подготовки. При выполнении контрольных заданий происходит повторение и закрепление приобретенных знаний, через их уточнение, дополнение или/и переосмысление. Контроль учит также рационально организовывать учебную деятельность.
Развивающая функция оценки заключается в том, что контроль дает больше возможности для развития личности обучающегося, его познавательных способностей. Любая форма контроля требует от человека обостренной работы внимания, памяти, мышления, воображения, умения сопоставлять и систематизировать имеющиеся знания.
Воспитательная функция оценки тесно связана с другими и выражается, прежде всего, в том, что она способствует формированию чувства ответственности за порученное дело (в данном случае — за овладение знаниями, необходимыми для будущей профессиональной деятельности). Проверка знаний всегда затрагивает эмоциональную сферу личности, поскольку индивидуальные усилия по усвоению учебного материала становятся предметом общественного суждения. Часто от оценок зависит репутация обучающегося и его статус в коллективе (группе, классе). Контроль дисциплинирует, воспитывает чувство ответственности за свою работу, стимулирует добросовестное отношение к ней. Грамотное осуществление контроля побуждает обучающихся совершенствовать свои знания и умения, вырабатывает самооценочные суждения. Она содействует воспитанию трудолюбия, настойчивости, чувства долга. — самокритичности, стремлению достигнуть лучших результатов. Педагогическая оценка — эффективный стимул учения для всех студентов, начиная с передовых, стремящихся сохранить лидирующее положение, и кончая отстающими, рассчитывающими своим трудом преодолеть это отставание.
Организационная функция педагогического контроля проявляется в зависимости от принятия решений о проведении тех или иных педагогических и административных мероприятий.
Методическая функция заключается в том, что проверка учит не только обучающегося, но и также педагога, позволяя ему увидеть собственные ошибки, выбрать оптимальные варианты обучения.
Контрольная функция оценки состоит в определении объема и качества знаний, умений и навыков студента на определенном этапе обучения. Она одновременно может характеризовать степень эффективности преподавания той или иной учебной дисциплины и процесса обучения в целом.
Проверочная (инспекторская) функция контроля служат главным основанием для анализа результатов учения. Данные контроля констатируют не только результаты и опенку деятельности отдельных обучающихся педагогов, но и состояние учебно — воспитательной работы всего образовательного учреждения.
Юридическая функция оценки состоит в том, что только при положительных оценках студент может переводиться с курса на курс и затем быть выпушенным из высшего учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации. Неудовлетворительные оценки при определенных условиях служат основанием для отчисления из вуза.
В целом, функции контроля состоят в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности педагогического процесса.
Контроль знаний, умений и навыков, с точки зрения теории управления, рассматривается как функция управления, обеспечивающая обратную связь (ОС) в управлении профессиональным развитием личности. Как известно, без наличия ОС процесс управления вообще не возможен: процесс неконтролируемый считается процессом неуправляемым. Таким образом, контроль в профессиональном образовании играет очень важную, ключевую роль, обеспечивает саму возможность и действенность управления профессиональным развитием личности.
Содержание вышеназванных функций, чаще всего, реализуются с помощью дидактических тестов.
Дидактический тест — это система, связанных предметным содержанием, заданий специфической формы, позволяющая осуществлять квалиметрические процедуры измерения и оценки результатов обучения — знаний, умений и навыков испытуемых.
Посредством дидактического теста контроль и оценка выполняют следующие функции:
- диагностическую — определение знаний, умений и навыков конкретного обучающегося в пределах всего учебного предмета или его какого — то раздела;
- дифференцирующую — разделение учащихся на группы на основании знания ими учебного предмета;
- прогностическую — позволяет выяснить наличие тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для усвоения последующего учебного материала;
- сравнительную — выражение результатов тестов в цифрах дает точную информацию о результатах учебной работы в различных ученических коллективах;
- обратной связи — дает информацию об усвоении учебного материала как самим учащимся, так и преподавателям;
- аналитическую — после проведения тестирования анализируются задания и ответы на них;
- сравнивающую — позволяет сравнивать требования, предъявляемые к обучаемым и организации учебного процесса, и выяснять посильность изучаемого материала.
Комплексное использование всех функций контроля за учебной деятельностью студентов, в конечном счете, направлено на повышение качества обучения и воспитания будущих специалистов.
Источник