Функции речи дошкольника эмоциональная
Выделяют три функции речи, которые выступают в тесном единстве и имеют важное значение в формировании психики и интеллекта ребенка.
1) Коммуникативная функция речи. Эта функция речи является одной из наиболее ранних. Специальными исследованиями было установлено, что уже у детей в возрасте двух лет речь выполняет функцию общения. Весь период дошкольного возраста–это прежде всего дальнейшее развитие речи для общения с окружающими. В процессе общения ребенок усваивает новые понятия, у него расширяется запас знаний и представлений об окружающем, формируется мышление. Коммуникативная функция речи способствует развитию контактности ребенка со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
Таким образом, первая возникшая у ребенка речь является социальной, в дальнейшем на ее основе развивается внутренняя речь, с помощью которой у детей осуществляется познание и формируется возможность регулировать свое поведение.
Коммуникативная функция речи возникает на основе более элементарных довербальных форм общения, Первой формой общения ребенка со взрослым является зрительное. К двум месяцам ребенок уже хорошо фиксирует взор на лице взрослого, следит за его движениями. С двух месяцев общение со взрослыми устанавливается при помощи зрения и первых мимических движений, ребенок улыбается взрослому в ответ на его улыбку. Затем к мимическому и зрительному общению добавляется движение рук: при виде улыбающегося взрослого ребенок улыбается и взмахивает руками.
Одновременно с мимическим и зрительным общением у ребенка первых месяцев жизни коммуникация со взрослым осуществляется при помощи крика, в котором вначале преобладают врожденные интонации недовольства. Затем к 3–4 месяцам характер крика меняется, в нем появляется более выраженная интонационная выразительность, и мать к этому времени обычно по характеру крика может узнать желание ребенка. В то же самое время к этому возрасту у ребенка развивается возможность избирательного внимания к речи окружающих и возникают первые активные попытки воспроизвести отдельные ее элементы, постепенно развивается возможность общения при помощи интонаций.
Источник
Функции речи дошкольника
1. Интеллектуальная. В дошкольном возрасте речь становится орудием мышления: ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач. Речь становится средством познания, интеллектуализации познавательных процессов.
2. Коммуникативная. Ребенок пользуется речью для установления контакта с окружающими людьми, для получения новой содержательной информации. Взрослый задает ребенку и уточняет вопросы, требует раскрытия смысла, оценивает.
3. Планирующая. Связана с деятельностью ребенка и сливается с мышлением. К 5-6 годам ребенок учится планировать предстоящие действия. Речь перемещается с результата деятельности на ее начало, предваряя действие. Планирование деятельности в речи значительно повышает ее эффективность, делает замысел устойчивым, а его достижение более быстрым, точным, правильным. Практическая и умственная деятельность дошкольника становятся произвольными и целенаправленными.
4. Регулирующая. Связана с развитием понимания речи. Выражается в понимании литературных произведений, в подчинении инструкциям взрослого, воздействии самого ребенка на взрослого или сверстника.
5. Знаковая. Связана с выделением слова как абстрактной единицы, т.е. осознание ребенком звукового строя слова и словесного состава предложения, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь.
Развитие общения со сверстниками.Общение со взрослыми, опережающее общение со сверстниками, во многом определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми.
Формирование потребности в общении закладывается с 3 мес. с появления ориентировочной активности на сверстника. В 5 мес. у ребенка появляются яркие эмоции при восприятии партнера в составе комплекса оживления. Во втором полугодии первого года жизни складываются сложные формы поведения (подражание, заражение общим весельем, опасения и досада от неосторожных движение, совместные игры). Интерес детей друг к другу побуждает к познавательным контактам, к изучению другого. Значительная часть контактов направлена на знакомство со сверстником как с интересным объектом. Дети разглядывают друг друга, трогают лицо, одежду, иногда даже пробуют на вкус, ведут себя со сверстником как с интересной игрушкой. В то же время они адресуют им те же действия, что и взрослому: улыбаются, предлагают игрушку. К 12 мес. впервые складываются деловые контакты в форме совместных предметно-практических и игровых действий. Однако инициативные проявления, стремление привлечь к себе внимание наблюдается редко, как и ответная активность.
В 1,5 года происходит перелом в отношениях с ровесниками. Развиваются инициативные действия с целью заинтересовать собой ровесника и чувствительность к отношению товарищей. К 2-м годам складывается первая форма общения со сверстниками – эмоционально-практическая(2-4 года). Новая потребность в общении со сверстниками занимает четвертое место вслед за потребностью в активном функционировании, общении со взрослыми и в новых впечатлениях. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет в сверстнике соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Дети бегают друг за другом, прячутся и ищут других, кричат, визжат, кривляются. Мотивы такого общения заключаются в сосредоточенности детей на самовыявлении. Ребенок озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение сводится к отдельным эпизодам. Дети долго играют одни. А для установления контактов широко используют жесты, позы, мимику. На 4-м году жизни все большее место начинает занимать речь. Общение в этом возрасте крайне ситуативно — оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.
В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловаяформа общения с ровесниками. К 4 годам потребность общения выдвигается на одно из первых мест. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. При деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей. Если дети после 4-х лет не умеют играть вместе и их общение ограничивается только возней и беготней, — это явный признак их отставания в социальном развитии.
На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Реакции малышей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Через сравнение со сверстниками ребенок оценивает и утверждает себя, как обладателя определенных достоинств, которые могут быть оценены окружающими. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.
Таким образом, содержание потребности в общении составляет стремление к признанию и уважению. Контакты характеризуются яркой эмоциональностью. Дети используют разнообразные средства общения, и несмотря на то, что они много говорят, речь остается по-прежнему ситуативной.
К 6-7 годам ребенок способен к внеситуативно-деловому общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей, договариваются заранее спланировать свою деятельность. Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами, которое приобретает внеситуативный характер. Изменяется ведущий мотив общения. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий.
Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этого возраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.
К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям.
Различен вклад каждой формы общения в психическое развитие. Ранние, начинающиеся на первом году жизни контакты со сверстниками служат одним из важнейших источников развития способов и мотивов познавательной деятельности. Другие дети выступают как источник подражания, совместной деятельности, дополнительных впечатлений, ярких положительных эмоциональных переживаний. При недостатке общения со взрослыми общение со сверстниками выполняет компенсаторную функцию.
Эмоционально-практическая форма общения побуждает детей проявлять инициативу, влияет на расширение спектра эмоциональных переживаний. Ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчество. А внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания, а также позволяет ребенку уточнить представление о самом себе.
Источник
Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования
Мария Коненко
Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования
Виды и функции речи. Эгоцентрическая речь и ее исследования.
Речь – форма общения, опосредованная языком. Виды речи. Речь включает в себя внешнюю и внутреннюю. Внешняя, в свою очередь делит-ся на устную и письменную, а устная состоит из диалогической и моноло-гической.
Внутренняя речь – беззвучная речь про себя и для себя. Это речь фрагментарная, сокращенная (со значительными пропусками). Внутренняя речь типична для решения мыслительных задач в затрудненных условиях (обеспечивает процесс мышления); выполняет функции планирования и ре-гуляции.
Л. С. Выготский определяет внутреннюю речь как предикативную: опускается как само собой разумеющееся то, о чем идет речь и проговари-вается то, что утверждается. Внутренняя речь не обозначает предмет (не содержит подлежащее, а указывает, какое действие с ним нужно совер-шить. Б. Г.Ананьев: внутренняя речь субстантивна, когда предмет еще не опознан в мысли. С помощью внутренней речи составляется мысленный план будущего высказывания.
Письменная речь – речь с помощью письменных знаков. Чаще ис-пользуется как речь деловая, научная; предназначена для отсутствующего или безличного собеседника. Мотив и замысел письменной речи полно-стью определяются субъектом; отсутствует непосредственное регулирова-ние речи говорящего со стороны собеседника. Пишущий должен самосто-ятельно строить свою речь так, чтобы она была понятной для читателя. Требует развернутого построения мысли, логически связного, системати-ческого изложения. В письменной речи не возможно использование выра-зительных средств, присущих устной речи (интонации, жестов, мимики). Это речь контекстная.
Устная речь — речь, обращенная к живому собеседнику. Понимание возможно с полуслова в силу общности ситуации общения, поэтому в уст-ной речи многое не договаривается. Это речь ситуативная. Устная речь богата выразительными средствами. Для нее не обязательно планирова-ние, т. к. слушатель сам помогает регулировать речь. Если говорящий об-наруживает непонимание слушателя, он тут же перестраивает свою речь.
Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собесед-ников. Она развернута не полностью, поскольку собеседник в процессе разговора хорошо понимает то, о чем идет речь. Такая речь малопонятна внешнему наблюдателю, не включенному в ситуацию общения. Диалоги-ческая речь может обходиться без собственного мотива высказывания, по-буждаясь вопросом спрашивающего. Грамматическая неполнота диалоги-ческой речи компенсируется также невербальными средствами.
Монологическая речь — достаточно продолжительная речь, произно-симая одним человеком, в которой не участвуют слушатели. В ней обяза-тельно присутствуют мотив и общий замысел высказывания. Монологиче-ская речь не перебивается репликами слушателей, требует предваритель-ного планирования, подготовки. Обычно это лекция, доклад, выступление. Она близка к письменной речи по своей композиционной сложности, за-вершенности мыслей, логике и последовательности. Развитие пись-менной и монологической речи требует специального обучения в школе.
Функции речи:
1. Обозначающая функция речи (сигнификативная, семантическая). Слово обозначает предмет, действие, состояние и т. п. Благодаря речи мир удваивается, и человек может совершать мысленные действия с предмета-ми в их отсутствие. Слово обобщает существенные признаки сходных явлений, относит их к определенной категории. Речь является средством отвлеченного мышления. Семантическая функция речи присуща только человеку.
2. Коммуникативная функция речи. Речь выступает как средство об-щения, передачи знаний, мыслей между людьми.
3. Выразительная функция речь: речь передает чувства и отношения, выражает отношение говорящего к тому, о чем он говорит и к тем, к кому он обращается. Это генетически первичная функция речи. Речь выражает больше, чем обозначает, благодаря выразительным средствам – интона-ции, модуляциям голоса, ритму, паузам, жестам, мимике и т. п.
4. Побудительная функция речи: речь — средство воздействия на дру-гих людей, на их поведение, мысли и чувства. Это также одна из первич-ных функций речи.
5. Регулирующая функция речи. Речь – средство осуществления со-знательного, волевого действия. Человек составляет план и выполняет его. 6. Номинативная функция – указание на то, что имеется в виду, называние предмета, выделение его из ряда других.
Проблема эгоцентрической речи. Ж. Пиаже. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети склонны к эгоцентрической речи — говорят вслух, ни к кому не обращаясь. По его мнению, она не является социали-зированной, не служит общению это речь не для других, а для себя. Явля-ется аккомпанементом к действию. Социализированная речь развивается путем вытеснения эгоцентрической.
Л. С. Выготский считает эгоцентрическую речь переходной от внеш-ней коммуникативной к речи внутренней. Она выполняет интеллектуаль-ную функцию осмысливания и планирования действия.Возникает в ситуа-ции затруднения: сначала описывает затруднения, а затем планирует воз-можный выход из них. Сначала она носит развернутый характер, затем, постепенно сокращаясь, превращается в шепотную речь; через год-два остаются только сокращенные движения губ, свидетельствующие о воз-никновении внутренней речи.
С. Л. Рубинштейн считает, что эгоцентрическая речь социальна. Она не является только речью — мышлением; с ее помощью, не общаясь с дру-гими людьми, человек создает себе социальный резонанс. Это речь с собе-седником, который всегда слушает и всегда соглашается. Эгоцентрическая речь является средством выражения и эмоциональной разрядки. Эгоцен-трическая речь чаще наблюдается в моменты сильного эмоционального напряжения.
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Виды транспорта» «Виды транспорта». Конспект ОД по развитию речи в старшей группе Цель: Создание условий для познавательного развития детей через ознакомление.
Цикл логопедических занятий по развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра Примеры конспектов логопедических занятий, содействующих развитию коммуникативной функции речи у детей с расстройствами аутистического спектра.
Картотека игр по развитию речи «Развиваем речь, играя» для детей 5–6 лет «Чьи покупки?» Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря. Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты.
Конспект по развитию речи в старшей группе «Красивая речь» Цели: 1. Формировать умения обобщать, классифицировать. 2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. 3. Упражнять.
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Связная речь» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Чтение художественной литературы с применением настольного театра».
Консультация для родителей по развитию речи на тему «Как развивать речь детей 4–5 лет» Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные.
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников 3–4 лет. Острый слух правильная речь» «Развитие речи дошкольников 3-4 лет. Острый слух правильная речь.» Дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного развития.
Консультация для воспитателей «Речь воспитателя как средство развития речи детей» Одной из самых важных составляющих речевой развивающей среды является грамотная речь педагога. И это не случайно, поскольку именно педагог.
Презентация «Основные виды нарушений речи и их профилактика в ДОУ» Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны.
Проект по развитию речи в группе раннего возраста «Играем — речь развиваем» Тема проекта: «Играем — речь развиваем» В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте (ФГОС) «Речевое развитие» выделена как основная.
Источник