Функции коммуникативная познавательная когнитивная регулятивная эмоционально экспрессивная контактно

Содержание
  1. Язык и культура речи
  2. Описание
  3. Оглавление
  4. 1. Язык и культура речи в современном мире
  5. 15 функций языка с объяснениями и примерами
  6. Содержание:
  7. Каковы функции языка?
  8. Языковые функции по Карлу Бюлеру
  9. 1. Символическая или репрезентативная функция
  10. 2. Симптоматическая или экспрессивная функция
  11. 3. Сигнальная или апелляционная функция
  12. Языковые функции по Роману Якобсону
  13. 1. Апелляционная или конативная функция
  14. 2. Справочная, представительная или информативная функция
  15. 3. Эмоциональная, экспрессивная или симптоматическая функция.
  16. 4. Поэтическая или эстетическая функция
  17. 5. Фатическая или контактная функция
  18. 6. Металингвистическая функция
  19. Согласно функциональной системной лингвистике Майкла Халлидея
  20. 1. Идеативная функция
  21. 2. Межличностная функция
  22. 3. Текстовая функция
  23. Согласно теории речевых актов
  24. 1. Речевой акт
  25. 2. Исполнительный акт
  26. 3. Перлокутивный акт

Язык и культура речи

Сайт: MOODLE КНИТУ (КХТИ) Казанский Национальный Исследовательский Технологический Университет Дистанционное Образование.
Курс: Русский язык
Книга: Язык и культура речи
Напечатано:: Гость
Дата: Четверг, 14 Октябрь 2021, 02:56

Описание

Данна тема раскрывает основные понятия лингвистики, культуры речи.

Язык как знаковая система.

Язык как средство общения.

Оглавление

1. Язык и культура речи в современном мире

Язык как знаковая система.

Язык – это система знаков, способная передать информацию. Признаки любой системы: а) она состоит из множества элементов (наличие элементов); б) элементы находятся в связи друг с другом; в) элементы образуют единство, одно целое.

Система языка – инвентарь его единиц, объединенных в категории и ярусы по типовым отношениям.

Структура языка – отношения между ярусами и частями единиц.

Единицы языка — это постоянные элементы, отличающиеся друг от друга назначением, строением и местом в системе языка. По своему назначению единицы языка: номинативные, коммуникативные, строевые. Единицы языка связаны друг с другом и распределяются по категориям и ярусам языка. Категории языка – это группы однородных единиц языка; объединяются категории на основе общего признака, обычно семантического (т.е. смыслового, относящегося к значению слова).

Ярус языка – совокупность однотипных единиц и категорий языка (фонетический, морфологический, лексический, синтаксический).

Язык – это возникшая в человеческом обществе система дискретных (раздельных) знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить совокупность знаний и представлений человека о мире. Словесный знак (в отличие от знаков природных систем) обладает цельностью, выделимостью, свободной воспроизводимостью в речи. Словесный знак содержит референциальный, ассоциативный, эмотивный компоненты.

Функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), номинативная (назывная), кумулятивная (функция накопления, сохранения информации), фатическая (контактоустанавливающая), метаязыковая, магическая, регулятивная, конативная (воздействия, манипуляции), эстетическая (поэтическая), этнокосолидирующая.

Лингвистика всегда пользовалась термином «язык» и лишь со времен Фердинанда де Соссюра (начало ХХ в.) в науку вводится понятие «речь». Язык и речь образуют в совокупности единое явление, но в то же время между ними имеются принципиальные различия.

Отличительные признаки языка и речи:

  1. Речь материальна, т.к. может быть реализована в звуках, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; измерена на приборах (например, звуки измерить на осциллографе, сосчитать количество слов в предложении). Язык идеален.
  2. Речь индивидуальна. Язык коллективен.
  3. Речь конкретна – отражает определенную ситуацию, определенное время, место. На одном и том же языке создаются литературные шедевры и канцелярская речь, стихи и проза, доклады, судебная и научная речь.
  4. Речь бесконечна. Язык ограничен набором составляющих его единиц.
  5. Речь динамична. Язык относительно стабилен. Однако речевые изменения, постепенно накапливаясь и являясь незаметными невнимательному взгляду, меняют с течением времени и язык. Это касается всех уровней языка (произношения, лексики, фразеологии, грамматики).

Термины «язык» и «речь» многозначны. Иногда они соотносятся как синонимы, обозначая одно и то же явление. Например: В его языке много иностранных слов и Его речь изобилует иностранными словами. Однако если сказать: Он изучает русский язык и Он изучает русскую речь, то различие между этими словами становится очевидным. Изучить язык – значит:

— овладеть его фонетической системой;

— познать особенности изменения различных грамматических категорий слов, т.е. понять, как склоняются существительные, прилагательные, как изменяются глаголы;

— освоить модели сочетаемости слов, модели построения предложений.

Следовательно, язык воспринимается как система, представленная в моделях, как нечто абстрактное, существующее не в явном, а в скрытом виде, и проявляется при известных условиях. Изучить речь – значит познать, усвоить особенности звучащей речи, её специфику. В противоположность языку речь представляется как нечто материальное, мы её слышим (устная речь) или воспринимаем зрением (письменная речь).

Язык – продукт деятельности коллектива. Представление о характерных чертах того или иного языка мы имеем благодаря огромной работе многих лингвистов, которые исследуют индивидуальные языки, зафиксированные в различных памятниках письменности (летописи, договоры, грамоты, указы, письма, научные труды, художественные и публицистические произведения), изучают всевозможные записи устной речи. Данные о фонетике, лексике, морфологии, синтаксисе обобщаются, описываются в научных статьях, монографиях, словарях. Так вырисовывается системная организация структуры национального языка. Язык объективен и обязателен для всех.

Читайте также:  Как называется человек который не проявляет чувства

Речь отражает опыт индивидуума. У каждого человека свой больший или меньший словарный запас, свое знание и умение использовать слова, модели их сочетаемости, модели построения предложений. Поэтому речь субъективна и произвольна.

Чтобы овладеть искусством речи необходимо начинать с культуры речи.

Под культурой речи понимается:

— владение нормами литературного языка в его устной и письменных формах;

— умение выбрать и использовать, учитываю ситуацию общения, такие языковые средства, которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации;

— соблюдение этики общения.

Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этнический.

Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала», образца. Языковая норма – это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. Культура речи требует от говорящего или пишущего умения отбирать те языковые средства, которые соответствуют задачам общения.

Язык как средство общения.

Основной функцией языка признается коммуникативная. Без общения невозможно формирование личности, практически невозможен любой вид деятельности. Основные функции общения: информативная, интерактивная, перцептивная, экспрессивная. Такое деление необходимо признать условным, поскольку в каждом акте общения могут одновременно проявляться разные его функции.

Принципиальная схема коммуникативного акта была предложена одним из создателей кибернетики Клодом Шенноном (США) в работе «Математическая теория связи» (1948). Широким кругам филологов она известна в изложении Р.О.Якобсона в статье «Лингвистика и поэтика» (1960).

Основные компоненты коммуникативного акта: адресант (отправитель сообщения), контекст (сообщение, контакт, код), адресат (получатель сообщения). Участники процесса общения называются коммуникантами. Предмет общения может быть оформлен словесными (вербальными) и/или несловесными (невербальными) средствами.

Невербальные средства общения:

1) кинесические: поза, жест, мимика, взгляд, походка, направление движения;

2) просодические: высота и тембр голоса, громкость, ударение, интонация;

3) экстралингвистические: паузы, вздохи, кашель, смех, плач;

4) такесические: рукопожатия, похлопывание по спине, поцелуи;

5) проксемические – зоны персональная, социальная, публичная;

Барьеры коммуникации – помехи, мешающие осуществлению контактов м взаимодействию между коммуникатором и реципиентом. Они препятствуют адекватному приему, пониманию и усвоению сообщений в процессе осуществления коммуникативных связей. Барьеры коммуникации классифицируются по характеру действующих помех: технические, психологические, психофизиологические, социальные, культурно-национальные.

Источник

15 функций языка с объяснениями и примерами

Содержание:

Основная функция языка — общаться, однако, в зависимости от типа высказывания, того, как оно составлено, и цели, стоящей за ним, мы можем говорить о различных функциях языка.

В течение ХХ века появилось множество моделей, определяющих функции языка. Великие лингвисты, такие как Роман Якобсон, Джон Сирл, Дж. Л. Остин и другие, предложили свои собственные модели.

Следующий мы собираемся раскрыть основные модели языковых функций, объясняя, какие функции они считают существующими, и приводя несколько примеров.

  • Статья по теме: «28 видов общения и их характеристики»

Каковы функции языка?

Мы могли бы определить языковые функции как различные роли, для которых используется язык, то есть различные цели, для которых мы произносим определенное предложение, будь то письменное или устное. Основная функция человеческого языка — это общение, однако наш тип общения позволяет нам действовать по-разному в зависимости от типа сообщения, которое мы хотим передать, или типа ответа, который мы хотим генерировать в нашем приемнике.

Есть несколько моделей языковых функций, которые предлагались на протяжении 20 века. Далее мы увидим эти разные модели и то, о каких конкретных языковых функциях они говорят.

Языковые функции по Карлу Бюлеру

Одна из первых моделей, рассказывающих о функциях языка, мы имеем в случае Карла Бюлера, модель 1918 года. Этот лингвист постулировал, что существует только три функции:

1. Символическая или репрезентативная функция

Символическая функция фокусируется на ссылочном общении, говоря о вещах, существах и отношениях в реальном мире или возможных воображаемых мирах, из которых описывают или сообщают объективно с использованием символов. Это основная функция языка, поскольку именно он передает более обширную информацию. Это единственная особая функция человека.

2. Симптоматическая или экспрессивная функция

Симптоматическая или выразительная функция относится к способность общаться и выражать чувства, используя то, что в лингвистике называется симптомами (эмоциональные выражения).

3. Сигнальная или апелляционная функция

Через указательную или апелляционную функцию на собеседника влияют приказы, команды, предложения или вопросы.. Эти предложения, которые могут быть повелительными, желательными и вопросительными, называются знаками.

Эти три функции могут быть заданы неязыковыми знаками, и, как мы уже сказали, только референциальная функция является специфически человеческой, поскольку только люди могут объективно описать реальную или гипотетическую ситуацию. Два других также встречаются в общении с животными, поскольку другие виды могут излучать чувства (показывать страх, печаль, враждебность . ), приказы и команды (отгонять злоумышленника на своей территории лаем, вступать в половую связь с целью спаривания . .)

Читайте также:  Как определить силу темперамента

Языковые функции по Роману Якобсону

Одна из самых известных и распространенных моделей — это модель языковых функций, предложенная Романом Якобсоном в 1958 году., заявив, что существует шесть из вышеупомянутых функций, и классифицировали их в соответствии с использованием языка, который они имеют в коммуникативном акте.

1. Апелляционная или конативная функция

Апелляционная функция возникает, когда отправитель выдает сообщение, от которого он ожидает ответа, действия или реакции своего собеседника. Он получает квалификатор «апелляция», поскольку эмитент обращается к получателю, то есть используется с целью привлечения внимания. Его можно узнать в повседневной жизни, а также в рекламе и политической пропаганде.

Апеллятивная функция обычно использует следующие элементы: звательный (называть кого-либо по имени или местоимению), повелительное наклонение (отдавать приказы) и вопросительное настроение (задавать вопросы). Апеллятивные выражения — это грамматические формы вопросов, увещеваний, приказов, инструкций, угроз и просьб, если привести лишь несколько примеров.

Примеры выражений с апеллятивной функцией:

  • Мануэль, ты можешь помочь мне с сумками для покупок?
  • Вы приготовили еду?
  • Надень маску!
  • Вымойте руки перед входом в заведение.
  • Покупайте 100% органическое веганское молоко.
  • Голосуйте за общеевропейскую партию. Голосуй за Европу!

2. Справочная, представительная или информативная функция

Ссылочная функция — это функция, в которой отправитель разрабатывает сообщения, связанные с его окружением или объектами, внешними по отношению к коммуникативному акту, то есть он описывает мир. Он позволяет нам передавать информацию и характеристики всего, что составляет нашу реальность, например предметов, животных, людей, событий и действий.

Эта функция характерен для информационных контекстов, научных дискурсов и информационных документов, все они ориентированы на передачу знаний, хотя также постоянно используются в повседневной жизни.

Среди основных лингвистических ресурсов, используемых в референциальной функции, есть дейктики, которые представляют собой слова, которые служат для указания на определенных людей, пространства или ситуации (мы, это, это, сегодня, вчера . ); денотативный режим, относящийся к основному значению слов; существительные и глаголы, передающие описываемую информацию; высказывающая интонация и изъявительное время.

Примеры ссылочных выражений:

  • Рубен прибыл.
  • Они мои братья.
  • Париж — столица Франции.
  • Я сломал правую ногу.
  • Пчелы — гаплодиплоидные организмы.
  • Завтра четверг.

3. Эмоциональная, экспрессивная или симптоматическая функция.

Эмоциональная функция, как следует из названия, Он используется с целью передачи и передачи чувств, эмоций, настроений или пожеланий эмитента.. Хотя в этой функции присутствуют репрезентативные или референциальные элементы, больше всего в них выделяется и преобладает выражение эмоций.

Обычно во фразах с выразительной функцией упоминается сам отправитель, поэтому нормально использовать первое лицо единственного числа («Я в депрессии»), хотя бывают и множественные числа («Мы встревожены») или даже личное («Какой сегодня прекрасный день!»). Помимо первого лица, часто используются сослагательные глаголы, междометия и восклицательные предложения.

Примеры эмоциональной функции:

  • Моя нога болит!
  • Меня не устраивает такая ситуация.
  • Я доволен и счастлив!
  • Я скучаю по тебе.
  • Как мне жаль, что Марадона умер!

4. Поэтическая или эстетическая функция

Поэтическая функция Это происходит, когда мы сообщаем что-то, но с эстетической целью, пытаясь сделать так, чтобы это звучало красиво и с определенной игрой.. В этой функции больше внимания уделяется тому, как построено предложение, а не его содержанию и значению.

Особое внимание уделяется заботе о самой форме и используются риторические фигуры, причем эта функция характерна для литературных текстов, а также для популярных форм дискурса. Среди них мы находим популярные поговорки, скороговорки, романы, рассказы, басни, песни, анекдоты, загадки .

Среди различных риторических или литературных фигур, которые могут быть идентифицированы в выражениях с эстетической функцией, мы находим:

  • Метафоры
  • Сравнения
  • Гипербола
  • Метонимии
  • Гипербатон
  • Эллипс
  • Описания
  • Иронии

Примеры поэтической функции:

  • Три грустных тигра едят пшеницу на пшеничном поле. (Скороговорка)
  • Золото кажется, а серебра нет, кто не знает, дурак. (Загадка)
  • Нет худа без добра. (Говоря)
  • Мужчина был высоким и таким худым, что всегда казался в профиль (Гипербола)

Каждая песня (стихотворение Федерико Гарсиа Лорки)

Я не хотел. Я не хотел тебе ничего рассказывать. Я увидел в твоих глазах два сумасшедших дерева. Ветерком, смехом и золотом. Они пошевелились. Я не хотел. Я не хотел тебе ничего рассказывать.

5. Фатическая или контактная функция

Фатическая или контактная функция ориентирована на проверку канала связи между двумя собеседниками. Эта функция используется для начала, поддержания и завершения разговора.

Примеры предложений с фатической функцией:

  • Расскажи мне.
  • Привет добрый день.
  • Я тебя слышу, да.
  • Ой! Вау…
  • Я понимаю…
  • До скорого.

6. Металингвистическая функция

Наконец, в модели Якобсона у нас есть металингвистическая функция. Это относится к использованию языка для объяснения языкового кода, то есть это язык, который мы используем для описания и размышления о самом языке.. Эта функция активируется при объяснении аспектов грамматики, значения слова или при разговоре о функциях самого языка. Фактически, в этой статье мы используем металингвистическую функцию.

Читайте также:  Как чувствуют себя люди которые похудели

Примеры металингвистической функции:

  • Перед буквой «р» и «б» по-испански пишется «м».
  • Металингвистическая функция — это язык, который мы используем для описания и отражения самого языкового кода.
  • Самое длинное слово на испанском языке — «электроэнцефалограф», состоящее из 23 букв.
  • Что значит «лошак»?
  • Острые слова подчеркиваются, когда они оканчиваются на гласную или буквы «н» или «с».
  • Что вы имеете в виду, говоря «не можете»?

Согласно функциональной системной лингвистике Майкла Халлидея

Функциональная системная лингвистика Майкла Халлидея поставила под сомнение несколько предложений, в том числе предложения лингвистов-структуралистов, таких как Фердинанд де Соссюр и Луи Ельмслев, или предложение генеративистов, таких как Ноам Хомски, которые до этого не допускали исследования комбинации «язык говорит» одновременно.

Хэллидей поднимает эту дискуссию в своей книге «Язык как социальная семиотика» (1978), в которой он формулирует новый момент в лингвистике того времени, который интегрирует социокультурный компонент в качестве ключа к пониманию языка, делая контекст неотъемлемой частью этого. Он считает, что язык — это аспект, который возникает как на внутриорганическом, так и на межорганическом уровнях, в отличие от предшествующих предложений, которые изолировали лингвистический феномен.

В своей конкретной грамматике он постулирует различные функции языка, которые кратко изложены ниже.

1. Идеативная функция

Идеативная функция представляет собой отношения между говорящим и реальным миром, который его окружает., включая самого эмитента. Эта функция позволяет структурировать, определять и понимать мир и выражает мировоззрение и опыт человека.

2. Межличностная функция

Межличностная функция — вот что позволяет устанавливать и поддерживать отношения между людьми, то есть социальные отношения. Он интерактивен и служит для выражения различных социальных функций и ролей, включая их в общении.

3. Текстовая функция

Текстовая функция играет важную роль в двух предыдущих. Благодаря этой функции язык связывается с ситуацией, в которой он используется., позволяющий установить согласованные отношения между частями текста или устного дискурса и его адаптацию к конкретной ситуации, в которой это происходит.

Согласно теории речевых актов

Теория речевых актов Джона Лэнгшоу Остина и Джона Сирла, изложенная в их книгах «Как делать что-то со словами» (1962) и «Речевые акты» (1969), является моделью, которая расширяет схему, раскрытую Якобсоном. В этой модели мы говорим не о самих функциях, а о речевых актах или действиях..

Это очень похоже на модель Якобсона, в которой согласовываются некоторые моменты, но меняются названия. Репрезентативная функция была названа локутивным актом, вот что говорится; к выразительному иллокутивному акту, который совершается одновременно с тем, что говорится; а конативное слово называется перлокутивным актом, что достигается его произнесением.

1. Речевой акт

Локуторные акты состоит из заявления, то есть произнесения каких-то слов,. Это пропозициональная проповедническая деятельность, в то время как утверждение состоит из простого высказывания чего-то и проповеди чего-то об этом чем-то. Чтобы мы поняли, словарные фразы будут следующими:

  • Небо голубое.
  • Мне больно.
  • Я ела спагетти.
  • Поздравляю!
  • Тебе звонила твоя мать.

Он просто говорит нам, что звонила «мама» нашего собеседника. Мы только даем информацию, мы не показываем никаких намерений мы также не собираемся изменять поведение получателя.

В локутивных актах мы можем говорить о трех различных типах действий:

  • Звуковая активность: деятельность по изданию звуков.
  • Фатическая активность: деятельность по испусканию слов.
  • Ретическая активность: произносить слова, образующие грамматическую последовательность с определенным значением.

2. Исполнительный акт

Иллокутивные акты Они являются преднамеренными и выполняются с определенной коммуникативной функцией, такой как утверждение, обещание, предложение . Другими словами, действие совершается одновременно с составлением заявления. Они связаны с модальностью или психологическим отношением говорящего. Выражений, посредством которых осуществляется иллокутивный акт, сотни.

  • Я поздравляю вас!
  • Объявляю вас мужем и женой.
  • Проклинаю тебя и всю твою семью.
  • Я считаю, что так делать нельзя.
  • Я хочу съесть кабана.

3. Перлокутивный акт

Перлокутивный акт — это акт, который вызывает у собеседника реакцию, например, убедить, заинтересовать, успокоить . Таким образом, он влияет на действия, убеждения и чувства слушателя, изменяя его поведение и мышление. Вот некоторые примеры, как явные, так и более тонкие, следующие (скрытый смысл заключен в скобки):

  • Позвони матери. (= Я приказываю тебе позвонить своей матери).
  • Надо спешить, мы опоздаем.
  • Мы опаздываем (= пошли).
  • Звонила твоя мать (= тебе следует ей позвонить).
  • Давайте начнем собирать эту головоломку.

Предисловие: особенности, функции, примеры и детали

Источник

Оцените статью