Основные или фундаментальные свойства психических явлений.
Читайте также:
I. Вспомните основные модальные глаголы и их эквиваленты. Чем они отличаются? Как спрягаются? (Заполните табличку).
I. Основные положения
II. Жиры (ацилглицеролы). Их структура, классификация и свойства
II. Основные правила черной риторики
II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы
II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
II.4. Классификация нефтей и газов по их химическим и физическим свойствам
III.2.1) Понятие преступления, его основные характеристики.
III.2.2) Основные группы и виды преступлений.
Существуют 4 системы отношений, каждая из которых рассматривает свой тип отношений.
1-е отношение: Психофизическое отношение. Психофизическое отношение — это отношение психических явлений к действительности.
Действительность понимается в психологии, как во-первых среда, и во-вторых, как мир. Понятие мир в психологии имеет вполне определенное значение. Мир — это социальная среда. Мир — это система социальных связей и взаимоотношений. Действительность, т.е. среда или мир является источником психических явлений. Иначе говоря, содержание психики навязывается нам извне. Здесь психические явления выступают в особом качестве — они являются образами действительности.
2-е отношение: Аксиологическое отношение. (от слова Аксио — ценность) — ценностное отношение — отношение психических явлений к самому человеку. Здесь человек выступает в особой функции. Особенность психических явлений заключается в том, что они не имеют самостоятельного статуса. Они всегда чьи-то, кому-то принадлежат и вот этот кто-то и называется в психологии специальным термином: субъект. Человек как субъект — это особая функция человека, особая его грань. Субъект обладает рядом свойств, прежде всего он инициативен, он несет в себе источник активности. Во-вторых субъект играет роль своеобразного стержня психических явлений, он их связывает в единое целое, не позволяя рассыпаться.
В психологии существуют несколько понятий, очень похожих на понятие субъект, которые я сейчас назову.
Индивид — понятие биологическое, которое характерезует отнесенность живого существа к определенному биологическому виду. Биологический вид человека — homo Sapiens.
Личность — понятие социологическое, индивид, включенный в систему социальных отношений. Индивид, который вырос вне общества личностью не становится. Науке известно несколько сотен историй, подобных Маугли — дети в ранний период развития оказывались в стае медведей, волков, львов и т.п., а затем в силу обстоятельств возвращались в общество. Интересно то, что никто из этих детей так и не становился человеком, более того — они все очень рано умирали, не дожив до 18 лет, т.е. умирали, как умирают соответствующие животные.
Индивидуальность — понятие собственно психологическое. Оно характеризует уникальность и неповторимость отдельного человека. При этом имеют в виду своеобразное сочетание как индивидных свойств, так и социальных или личностных свойств.
В психологии принята формула, которая связывает все три понятия:
Индивидом рождаются (биологический организм) , Личностью становятся (в процессе социализации — в ходе этого процесса человек усваивает принятые в данном обществе нормы, способы поведения, деятельности и общения). Одновременно с процессом социализации идет процесс индивидуализации, т.е. выражения самого себя, как уникальной личности. Индивидуальность — отстаивают! (себя надо отстоять)
Известная форма поведения ребенка 3-х лет, когда ребенок говорит: я сам! — это и есть способ выражения самого себя, проявление индивидуальности.
В рамках аксиологического отношения психические явления приобретают второе очень важное качество — они выступают как переживания субъекта. Переживания — это всегда отношения человека к действительности. Что-то ему нравится, а что-то нет. Что-то его привлекает, а что-то отталкивает. Переживания как правило имеют форму эмоций и чувств. Они тесно связаны с потребностями человека, мотивами его деятельности, целями и ценностями. Ценности — это то, что человек считает важным или значимым для себя, на что он ориентируется в своей жизни и опирается в своей деятельности. Благодаря переживаниям, образы действительности, о которых я говорил в прошлый раз, носят субъективный, т.е. пристрастный характер. Субъективный — не в смысле ложный или ошибочный. Субъективный — принадлежащий конкретному человеку, как бы окрашенный его существованием, его интересами и ценностями.
3-е отношение: Праксиологическое отношение. (от слова праксис — действие) . Отношение психических явлений к активности человека. Активность в психологии это направленное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью. Выделяют несколько форм активности, наиболее значимые из которых я сейчас рассмотрю.
1-я форма активности: Поведение.
Поведение имеет два значения — широкое и узкое.
Поведение в широком значении представляет собой процесс приспособления живого существа к окружающей среде. Обычно при таком определении не делается различий между человеком и животными. Эта научная традиция, которая имеет специальное наименование: бихевиоризм (от английского слова бихевиор — поведение)
Узкое значение термина поведение связывается с человеком и только с человеком, предполагает отношение человека к другим людям и социальным нормам, которые приняты в данном обществе. Именно в этом значении используется понятие поведение в школе, когда вам ставили отметки по поведению. Из двух значений термина поведение наиболее частым является первое — широкое.
2-я форма активности: Деятельность.
В отличие от поведения деятельность — это не приспособление к действительности, а преобразование действительности согласно мотивам и целям человека. Здесь человек не подчиняется природе, как в случае поведения, а наоборот подчиняет себе эту природу. Разработка деятельности в психологи — заслуга советской психологии. Основателями деятельностного подхода в психологии были Сергей Леонидович Рубинштейн и Алексей Николаевич Леонтьев. В английском языке, так же как в французском языке понятие деятельность отсутствует. Деятельность обычно обозначают общим словом activity (активность). Это любопытный момент! В немецком — есть специальное понятие. Русский язык в значительной степени построен по принципам немецкой грамматики.
Существует формула деятельности, которую полезно знать:
S ßà O — читается как субъект- объектное взаимодействие. Под субъектом понимается человек, наделенный определенным мотивом (мотив — то, ради чего деятельность выполняется, причина деятельности). Человек, как субъект деятельности имеет и цель, под которой обычно понимают ожидаемый результат деятельности. В этой формуле О — объект характеризует фрагмент действительности, который подлежит преобразованию. И наконец еще один компонент — треугольник, внутри которого две буквы S. Треугольник обозначает средства и способы выполнения деятельности. Это прежде всего инструменты деятельности и конкретные операции, позволяющие использовать инструменты. Ну и наконец самое последнее: в процессе выполнения деятельности преобразуется как объект, так и субъект деятельности. В деятельности человек раскрывает свои возможности, знания, умения, способности и т.п.
3-я форма активности — Общение.
Это процесс взаимодействия людей в ходе которого совершается обмен знаниями, состояниями и действиями. Общение, следовательно, всегда имеет 3 стороны: коммуникативную (обмен знаниями, информацией), когнитивную (связана с пониманием и восприятием партнера по общению) и интерактивную (интеракция это обмен действиями). Общение — специфический термин отечественной психологии. В 70-е — 80-е годы проблема общения усиленно разрабатывалась основателем нашего института Борисом Федоровичем Ломовым. Ни в английском ни во французком языке понятия общения нет. Там есть другое понятие, которое часто используется: communication (коммуникация — только одна из сторон общения!) . Также, как и деятельность, общение имеет определенную формулу, а именно — субъект — субъектное взаимодействие. S ßà S . Субъекты — это люди, которые вступили в процесс общения, имеют соответствующие мотивы и преследующие свои цели общения. В процессе общения ония они используют характерные средства и способы общения.
Если в процессе деятельности меняется окружающая человека действительность и это является основным результатом деятельности, то в процессе общения меняются или формируются заново отношения между людьми. Это отношение и становится основным результатом общения.
Я обозначу некоторые другие формы активности, но не буду их раскрывать:
По отношению к психическим явлениям активность играет роль основания динамики психических явлений. Это означает следующее: то, что мы воспринимаем, мыслим и переживаем и в какой форме — определяется тем, что и как мы делаем, как общаемся, как играем или как учимся.
Пример: запретите ребенку 2-х-3-х лет играть — и вы получите задержку психического развития, которую крайне трудно ликвидировать.
Психические явления возникают, формируются, развиваются, проявляются в разнообразных формах активности. Сами же психические явления, (включая активность), приобретают еще одно фундаментальное качество — они являются регуляторами активности. Это означает следующее: психические явления побуждают, направляют, контролируют и корректируют многообразные формы активности.
Очень часто в психологии ставится вопрос: а зачем необходимо появление психики на определенных этапах развития, зачем она вообще нужна? Ответ дается следующий: психика необходима для того, чтобы ориентировать живое существо в окружающей среде и регулировать его взаимоотношения с этой действительностью. Иначе говоря — ориентировка и регуляция вот основные жизненные функции психики.
И последнее по поводу активности:
Очень часто сами психические явления рассматриваются, как внутренние формы активности, или как внутренняя активность.
В психологии существуют специальные термины:
Мнемическая деятельность (деятельность, связанная с запоминанием и воспроизведением материала) — примеры так называемой внутренней активности.
4-е отношение — Психофизиологическое.
Отношение психических явлений к мозгу, более широко — к ЦНС, еще более широко — к телесной организации человека.
Дата добавления: 2015-02-10 ; просмотров: 17 ; Нарушение авторских прав
Источник
Фундаментальное отношение чувственной данности
ЖАНРЫ 360
АВТОРЫ 277 461
КНИГИ 654 643
СЕРИИ 25 043
ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 749
Психология восприятия. Организация и развитие перцептивного процесса
Рекомендовано Ученым советом Высшей школы психологии в качестве учебного пособия по курсу «Общая психология»
В.И. Панов – член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, заведующий лабораторией Психологического института РАО
А.В. Карпов – доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова
Психология восприятия имеет многовековую историю и принадлежит к числу наиболее разработанных областей психологической науки. Здесь сконцентрирован огромный фактический материал, сложился внушительный арсенал методов экспериментального исследования, предложены десятки специальных теорий. Вместе с тем эта область не лишена «белых пятен», к числу которых относятся представления о перцептивном процессе.
Несмотря на широкое употребление словосочетания «процесс восприятия», понятие перцептивного процесса остается неопределенным. Восприятие понимается абстрактно как динамика или изменение вообще, вне конкретного времени, безотносительно к свойствам и состояниям человека. Как целое перцептивный процесс неизвестен, а его природа отождествляется с динамикой отдельных сторон: приемом и переработкой информации, возникновением и разрушением гештальта, действием, нейродинамикой, активностью органов чувств и т. п. Главы или хотя бы параграфы, посвященные процессуальной стороне восприятия, отсутствуют не только в учебниках по общей психологии, но и в специальных руководствах.
Подобное положение дел ощутимо сдерживает развитие науки, а вакуум психологического знания заполняется либо соображениями здравого смысла, либо представлениями смежных дисциплин – физиологии сенсорных систем, информатики, эстетики, логики и др. Складывается впечатление, что психология восприятия не имеет собственной онтологической основы и занята коллекционированием феноменов, эффектов или иллюзий. Самостоятельность старейшей области знания вызывает сомнения.
Описанная ситуация во многом обусловлена принятым стилем научного мышления, в рамках которого выполнено подавляющее большинство исследований. Восприятие полагается как разновидность познания – ее непосредственно-чувственная ступень, а главная проблема исследования видится в описании: а) строения и структуры перцептивного образа и б) способов превращения воздействий среды в факты индивидуального сознания. И в том, и в другом случае восприятие рассматривается с точки зрения своего продукта как уже сложившееся образование, отражающее свойства независимо существующего объекта. Соответственно, перцептивный процесс выражает лишь внешнюю связь объекта и образа, образа и действия, образа и свойств (состояний) личности, которая выносится за скобки анализа, но всегда подразумевается.
Между тем, в последние десятилетия получен большой массив экспериментальных данных, убедительно показывающих динамизм отношений объект-образ и теснейшую взаимосвязь восприятия с другими психическими процессами, состояниями и свойствами личности. В ходе восприятия складывается не только образ объекта, но и сам этот объект, и субъект восприятия. Перцептивный процесс преодолевает рамки исходного явления и открывается как феномен бытия человека, в котором познавательное отношение играет роль необходимого момента или звена. Процесс восприятия (его внутреннее устройство, логика развития, свойства, детерминация и др.) становится центральной проблемой психологической науки.
Книга, предлагаемая Вашему вниманию, призвана восполнить недостаток знаний о процессуальности восприятия как психического явления. Она решает две задачи.
Во-первых, познакомить читателя с широким полем современных исследований перцептивных явлений: экспериментальными данными, концепциями, парадигмами. С сожалением приходится констатировать, что учебники (главы), посвященные психологии восприятия, нередко напоминают руководства по истории данной области знания, используют архаичный язык, устаревший эмпирический материал и стиль мышления.
Во-вторых, раскрыть психологическое содержание, способы организации и развития перцептивного процесса. Его реконструкция выполняется на основе понятия «событие», которое выражает укорененность восприятия в процессах бытия, его продуктивность и уникальность.
Перцептивное событие реализует познавательную (непосредственно-чувственную) связь индивида со средой. Это целостный фрагмент (эпизод) жизни человека, имеющий собственное относительно независимое бытие (онтологический статус), внутренне дифференцированный, развернутый в пространстве и времени, включенный в цепь других событий. Чувственный образ – основной феномен восприятия – открывается здесь в единстве условий своего существования и развития как компонент сложно организованного целого.
Архитектоника события охватывает три плана восприятия: ситуационный, апперцептивный и имидженарный. Ситуационный план выражает совокупность объективных обстоятельств (детерминант) возникновения, становления, функционирования и преобразования чувственной данности индивиду определенного фрагмента действительности. Событие открывается как феномен жизнедеятельности индивида, принимающий вид решения перцептивной задачи, ориентировочно-исследовательского действия, поведенческого акта, коммуникации либо научения (формирования и закрепления навыка). Содержанием апперцептивного плана является генезис внутренних условий восприятия, интегрированных в самостоятельное целое. Он включает конативный (потребность в чувственной информации и отношение к ней), когнитивный (способы организации информационного содержания), исполнительный (перцептивный план, операциональный состав восприятия), диспозиционный (перцептивная установка) и рефлексивный (осознанность и контроль воспринимаемого) компоненты. Благодаря апперцептивному комплексу в восприятие вовлекаются другие модальности психики. Наконец, имидженарный план характеризует «судьбу» чувственного образа как противоречивого единства информационного содержания и форм его организации (перцептивного строя, схемы и плана). Он возникает на основе синтеза предпосылок, сложившихся в опыте предшествующих взаимодействий индивида со средой, проходит путь внутренней дифференциации и реинтеграции информационного содержания, выполняет функцию регулятора текущего поведения и преобразуется (снимается) в рамках сменяющего его чувственного образа.
Перцептивное событие выражает перцептогенез в широком значении этого слова. Наряду с развитием образа (узкое значение) он предполагает развитие как субъекта, так и объекта восприятия. Это позволяет связать восприятие с другими психическими процессами, состояниями и свойствами личности и вывести его вовне, в сферу отношений индивида со средой, человека с миром. Благодаря онтологическому основанию восприятие не только отражает события жизни, но и определяет их течение. Целостность события притупляет различия в известных характеристиках восприятия: отражение, действие, решение наглядной задачи, функция стимуляции, переработка информации и т. п. Каждая из них выражает отдельный срез перцептивного процесса в целом.
Понятие «событие» оказывается адекватным психологической природе процесса восприятия и в этом смысле весьма перспективным. Оно позволяет выразить наиболее важные характеристики перцепции – целостность и развитие, вписав ее в естественный поток жизни. В контексте идеи события традиционные проблемы восприятия открываются в новом ракурсе и предполагают новые способы решения.
Основу книги составляют фрагменты монографий, изданных автором ранее (Барабанщиков, 1990; 1997; 2002; 2004). Вместе с тем, опубликованные тексты подверглись значительной переработке, коснувшейся не только стиля и структуры изложения материала, но и его концептуального строя. В часности, автор отказался от использования важного для ранних работ понятия «перцептивная система», включив его содержание в основной теоретический конструкт – «перцептивное событие». По-новому представлена архитектоника события, особенно его центральное звено – апперцептивный комплекс. Иначе расставлены акценты в описаниях вертикальной структуры события, более точно прописана темпоральная организация перцептивного процесса, развернуты следствия, вытекающие из предлагаемой концепции. По существу, это новая редакция онтологического подхода к исследованию восприятия человека.