Франкенхойзер м эмоциональный стресс м наука 1972

Франкенхойзер м эмоциональный стресс м наука 1972

186. Файвишевский В. А. О существовании неосознаваемых негативных мотиваций и их проявлений в поведении человека // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 443–445.

187. Франкенхойзер М. Эмоциональный стресс. М.: Наука. 1972, 217 с.

188. Фурдуй Ф. И. Физиологические механизмы стресса и адаптация при остром действии стрессовых факторов. Кишинев: Штиинца, 1986, 239 с.

189. Хаккер В. Инженерная психология и психология труда. М.: Машиностроение, 1985, 376 с.

190. Хокки Р., Хамилътон П. Когнитивные паттерны стрессовых состояний // Леонова А. В., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. М.: Радикс, 1995. С. 225–242.

191. Хамская Е. Д., Ефимова И. В., Сироткии Е. Б. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности // Вопросы психологии, 1988. № 12. С. 147–152.

192. Цибулевский И. Е. Ошибочные реакции человека-оператора. М.: Советское радио, 1979, 207с.

193. Чебыкин А. Я., Аболин Л. М. Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 4. С. 83–90.

194. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982, 185 с.

195. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во Логос, 1994, 318 с.

196. Шапкин С. А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации // Психол. журн. 1996. Т. 17. № 1. С. 19–34.

197. Шеридан Т. В. Диспетчерское управление // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. Т. 3. С. 322–367.

198. Шерит Дж., Ченг Т. Ч., Салвенди Г. Технический и эргономический аспекты автоматизированного производства // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. Т. 6. С. 401–456.

199. Ширяева Н. С. Психическая работоспособность человека-оператора в стрессогенных условиях. Автореф. дисс≥ канд. медиц. наук, М.: ИМБП, 1988, 26 с.

200. Щукина Е. Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадаптивного поведения студентов. Автореф. дисс> канд. психол. наук. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998, 26 с.

201. Abramson L. J., Seligman N. Е. P., Teasdale J. D. Learned helplessness in humans: Critigue and reformulations // Journal of Abnormal Psychology, 1978. Vol. 87. P. 49–74.

202. Aldwin С. М. Stress, coping and development. An Integrative Perspective. The Gilford Press. New-York — London, 1994, 320 p.

203. Alexander F. Psychosomatic Medicine: Its Principles and Applications. New-York; Norton, 1950.

204. Amick B. C., Smith M. J. Stress, computer-based work monitoring and measurement systems: a conceptual overview // Applied Ergonomics, 1992. Vol. 2–3, № 1. P. 6–16

205. Applay M., Trumbuil R. (Eds.). Psychological Stress. New-York: Appleton-Century-Crofts, 1967.

206. Arnold M. B. Stress and emotion // Psychological Stress, H. Applay, R. Trumbuil (Eds.), N. Y., 1967. P. 123–140.

207. Aronsson G. Changed qualification demands in computer — mediated work // Applied Psychology: An International Review, 1989. Vol. 38. P. 57–71.

208. Averill J. R. Personal control over aversive stimuli and its relationship to stress // Psychological Bulletin, 1973. Vol. 80. P. 286–303.

209. Averill J. R., Rosen M. Vigilant and nonvigilant coping strategies and psychophysiological stress reactions during stress and emotion / L. Levi (Ed.). Society, Stress and Disease, (vol. 1) London: Oxford University Press, 1971.

210. Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // Psychological Review, 1977. Vol. 84. P. 191–215.

211. Вarone D. F. Developing a Transactional Psychology of Work Stress // Journal Social Behavior and Personality, 1991. Vol. 6, № 7. P. 31–38.

212. Basowitz H., Persky H., Korchin. Sh., Grinker R. Anxiety and Stress: An Interdisciplinary Study of a Life Situation. New York: McGrow-Hill, 1955.

213. Baum A. Stress, intrusive imagery and chronic stress // Journal Health Psychology, 1990. Vol. 9. P. 653–675.

214. Beehr T. A. Psychological Stress in the Workplace. London-New York, 1995.

215. Beehr T. A., Bhagat R. S. Human Stress and Cognition in Organizations. New York, Wiley, 1985.

216. Beehr T. A.. King L. A., King D. W. Social support and occupational stress: Talking to supervisors // Journal of Vocational Behavior, 1990. Vol. 36. P. 61–81.

217. Benbasat I., Wand Y. A structured approach to designing human-computer dialogues // International Journal of Man-Machine Studies. 1984. Vol. 21. P. 105–126.

218. Benjamin R. G. Stress, life quality and aviation safety // Flying Safety, 1984. Vol. 40, № 6. P. 19–23.

Читайте также:  Как понять собственные чувства

219. Bettman J. R., Johnson E. J., Payne J. W. A componential analysis of cognitive effort in choice // Organizational Behaviour and Human Decision Processes. 1990. Vol. 45, P. 111–139.

220. Bolger N. Coping as a personality process: a prospective study // Journal of Personality and Social Psychology, 1990. Vol. 59. P. 525–537.

221. Bradley G. Computers and the psychosocial work environment. London: Taylor and Francis. 1989.

222. Brewin C. R. Explanation and adaptation in abversity / S. Fisher, J. Reason (Eds.). Handbook of life stress, cognition and health. New-York: Wiley, 1988. P. 423–439.

223. Brief A. P., Schuler R. S., Sell M. V. Managing Job Stress. Little, Brown and Company, Boston, 1981, 240 p.

224. Broadbent D. E. Decision and stress. N. Y.: Academy Press, 1971.

225. Brown J. D., Poulton E. C. Measurement the spare «mental capacity» of cardrivers by a subsidiary task// Ergonomics, 1961. Vol. 4. P. 35–40.

226. Burchfitld S. R. The stress respons: a new perspective // Psychosomatic Medicine, 1979, Dec.. Vol. № 8. P. 661–672.

227. Byrne D. C., Whyte H. M. State and trait anxiety correlates of illness behavior in survivors of myocardial infaction // International Journal of Psychiatry in Medicine. 1984–1984. Vol. 13. P. 1–9.

228. Campbell D. J. Task complexity: A review and analysis // Academy of Management Review, 1988. Vol. 13. P. 40–52.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Информационный стресс

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Бодров Вячеслав Алексеевич

ББК 88

УДК 159.9:62

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (грант № 98-06-08050). Рецензенты: А. П. Чернышев, профессор, доктор психол. наук, В. В. Лапа, профессор, доктор мед. наук. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, 2000. — 352 с. – (Современное образование)

Проблема психологического стресса населения, в том числе специалистов различных областей профессиональной деятельности, приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Технический прогресс в промышленности, на транспорте, в энергетике, в военном деле сопровождается повышением роли человека в достижении высокой эффективности и качества деятельности, безопасности труда. Комплексная автоматизация работы систем управления, широкое применение вычислительной техники, использование информационных моделей индивидуального и коллективного пользования, интенсификация труда коренным образом меняет его характер, — упрощаются жестко алгоритмизированнные функции специалиста, но возрастает количество возможных проблемных ситуаций и темп работы, повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности.

Труд человека в системах управления техникой (деятельность «человека-оператора») связан с периодическим, иногда довольно длительным и интенсивным воздействием (или ожиданием воздействия) экстремальных значений профессиональных, социальных, экологических факторов, которое сопровождается негативными эмоциями, перенапряжением физических и психических функций, деструкцией деятельности. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием указанных факторов у человека-оператора, является психологический стресс. Развитие стресса в экстремальных условиях операторской деятельности может быть связано также с возможностью, ожиданием, угрозой воздействия на человека-оператора разнообразных раздражителей. физико-химической, психологической (личностной), организационной и, прежде всего, профессиональной природы. На этом основании данное состояние можно считать типичной формой профессионального стресса. С другой стороны, особенности механизмов регуляции этого психического состояния позволяет отнести его к категории психологического стресса.

Информационно-когнитивные основания специфики операторской деятельности, роль их причинно- следственных отношений в обеспечении эффективности и надежности труда человека-оператора определяют необходимость рассмотреть возможность и целесообразность выделения такой специфической формы профессионального (по предмету) и психологического (по процессу, механизмам регуляции) стресса как информационный стресс человека-оператора.

Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Содержанию этого понятия уделено довольно большое внимание и в дальнейшем изложении будут приведены наиболее часто используемые его толкования. Отметим лишь, что и по сей день в литературе не всегда четко разграничиваются понятия стресса, дистресса, напряжения, напряженности, эмоционального стресса и т. д., что еще больше затрудняет изучение этой и без того довольно сложной проблемы.

Стресс как особое психическое состояние связан с зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специального психологического изучения.

Читайте также:  Восторгом чувственным безумством исступленьем

Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром [337]. Это в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности способам управления и стратегии поведения, их адекватному выбору. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно теми же для другого.

Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться у нас в стране и за рубежом в последние три-четыре десятилетия. Этому способствовал ряд обстоятельств.

Во-первых, распространение концепций биологического стресса [88,165, 166, 393, 394] и появление фундаментальных и обзорных работ по проблемам влияния экстремальных факторов деятельности на функциональное состояние и работоспособность человека [32, 81, 91, 110,112, 118,120, 123, 125, 137, 145, 157, 168, 169, 178, 205, 206, 289, 329, 375 и др.].

Во-вторых, непрерывно возрастающее внимание к изучению «человеческого фактора», особенностей психических процессов, свойств и состояний личности специалистов ответственных, вредных и опасных профессий в связи с усложнением техники и содержания профессиональных задач, условий и организации трудового процесса и относительным увеличением роли психологических причин в снижении эффективности и безопасности труда, сокращении профессионального долголетия и возникновения психосоматических заболеваний.

В-третьих, существенное повышение уровня общей тревожности, напряженности, беспокойства у значительных категорий людей под влиянием природных бедствий (землетрясений, наводнений и т. п.), техногенных катастроф (взрывов, аварий на транспорте, промышленных объектах), региональных и межнациональных конфликтов, локальных войн и террористических актов, связанных с гибелью людей, массовым физическим и психическим травматизмом. Перечисленные факторы приводят к нарушениям психического состояния не только в результате их непосредственного воздействия на человека, но и при ожидании возможного воздействия или в период последействия.

По оценкам многочисленных экспертов в настоящее время значительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызванным острым или хроническим стрессом. Он приобретает масштабы эпидемии и представляет собой основную социальную проблему современного общества.

Исследования проблемы психологического (профессионального) стресса в значительной степени основываются на положениях ее когнитивной теории [258, 329, 333, 380, 391 и др.]. Основное содержание этой теории сводится к положению о том, что когнитивные процессы определяют качество и интенсивность

Источник

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Ильин Евгений Павлович

Книга «Эмоции и чувства»

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Франкенхойзер М.Эмоциональный стресс. — М.: Наука, 1972.

Фрейд 3.Психопатология повседневной жизни. — М„ 1925.

Фрейд 3.Психология масс и анализ человеческого «я». — М., 1925.

Фрейд 3.Остроумие и его отношение к бессознательному. — СПб.; М.: Университетская книга, 1997.

Фресс П.Эмоции // Экспериментальная психология. — Вып. V. — М.: Прогресс, 1975.-С. 111-195.

Фролькис В. ВСтарение и биологические возможности организма. — М., 1975.

Фромм Э,Искусство любить. Исследование природы любви. — М., 1990.

Фромм Э.Бегство от свободы // Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. — Самара: Изд. дом «Бахрах», 1998а.

Фромм Э.Душа человека. — М., 19986.

Фрустрация, конфликт, защита // Вопросы психологии. — 1991. — № 1.

Фукин А. И.Психологические факторы, обусловливающие успешность деятельности слесарей-сборщиков конвейерного производства: Автореф. дис. . канд. наук. -Л., 1982.

Хаав К. Р.Типологизация рабочих по удовлетворенности трудом: Автореф. дис. канд. наук. — Л., 1978.

Хан Э.Предстартовые стрессовые состояния и их регулирование // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983. — С. 222-237.

Ханин Ю. ЛКраткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. — Л., 1976.

Ханин Ю. ЛИсследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. — 1978. -№ 6. — С. 94-104.

Ханин Ю. ЛРусский вариант шкалы соревновательной личностной тревожности // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983. — С. 146-156.

Ханин Ю. Л Буланова Г. В.Управление эмоциональным состоянием студентов средствами физического воспитания // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983. -С.261-267.

Харди И.Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. — Будапешт.: Изд-во АН Венгрии, 1988.

Хармаз В.Половозрастные особенности реакций на фрустрацию у эмигрантов // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1997. -С. 285-286.

Харчев А. Г., Мацковский М. С.Современная семья и ее проблемы. — М., 1978.

ХессетДж.Введение в психофизиологию. — М., 1981.

Хилова Г. Н.Надежность памяти при эмоциогенных воздействиях // Экспериментальная и прикладная психология. Ученые записки ЛГУ. — 1973. — № 368. — Вып. 5. -С. 74-79.

Хлебников Г. Ф., Лебедев В. И.О динамике эмоционально-волевых процессов при парашютных прыжках у космонавтов // Вопросы психологии. — 1964. — № 5.

Читайте также:  Эмоциональное состояние человека примеры категория состояния примеры

Холл С.Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. — Пг., 1920.

Холмогорова А. В., Гаранян Н. Г.Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 61-74.

Список литературы 715

Хоментаускас Г.Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений // Вопросы психологии. — 1986. — № 1.

Хомская Е. Д.Нейропсихология. — М.: Изд-во МГУ, 1987.

Хомская Е. Д., Батова Н. Я.Мозг и эмоции. Нейропсихологическое исследование. — М., 1998.

Хорнблоу Э. Р.Применение зрительно-аналоговой шкалы для оценки тревоги // Стресс и тревога в спорте. — М., 1983. — С. 165-173.

Хорни К.Женская психология. — СПб., 1993.

Хорни К.Невротическая личность нашего времени. — М.: Прогресс, 19936.

Хорошко В. К.Учение о лобных долях мозга по личным исследованиям за последние 30 лет // Клиническая медицина. — 1935. — Т. 13. — № 10. — С. 1421-1434.

Хризман Т. П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д.Эмоции, речь и активность мозга ребенка. — М.: Педагогика, 1991.

Хрусталева Н. С.Ностальгия как психическое состояние эмигрантов // Ананьев-ские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1997. -С. 288-290.

Цагарелли Ю. А.Объективные методы измерения уровня эмоциональности // Теоретические и прикладные исследования по психологии. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1977. — С. 156-163.

Цагарелли Ю. А.Особенности личности и профессиональная направленность обучения // Прикладная психология в высшей школе. — Казань, 1979.

Цагарелли Ю. А.Изучение зависимости самооценки способностей от свойств нервной системы // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности. — Л., 1981. — С. 144-159.

Цагарелли Ю. А.Функциональная музыка в структуре психологической службы вуза // Психологическая служба в вузе. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1981.-С. 189-214.

ЦветковаЛ. С.Методика нейропсихологической диагностики детей. — М.: Ког-нито-центр, 1998.

Цветкова Л С, Сидорова О. А., Куликов М. А.Локализация поражения коры головного мозга человека и особенности распознавания эмоциональной экспрессии // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. — 1984. — № 3.

Циген Т.Физиологическая психология. — СПб., 1909.

Цыганова Н. И.Значение изучения категории счастья и несчастья в психологии // Психология: итоги и перспективы: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1996. — С. 50-51.

Чайковский П. И.Письмо к С. И. Танееву от 27 марта 1878.

Чебыкин А. Я.Теоретико-методологические аспекты проблемы эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. — М., 1986. — С. 39.

Чебыкин А. ЯПроблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности учащихся // Вопросы психологии. — 1987а. — № 6. — С. 42-47.

Чебыкин А. Я.Совершенствование психологической подготовки учителя к управ-лению эмоциональными состояниями учащихся // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. — М., 1987. — С. 266-268.

716 Список литературы

Чебыкин А. Я.Об эмоциях, детерминирующих познавательную активность // Психологический журнал. — 1989а. — № 4. — С. 135-141.

Чебыкин А. Я.Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С. 42-49.

Чебыкин А. Я.Эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности. -Одесса, 1992.

Чебыкин А. Я, Аболин Л. М.Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования у спортсменов // Психологический журнал. -1984. — № 4. — С. 83-89.

Человек-производство-управление. Психологический словарь-справочник руководителя. — Л., 1982.

Черникова О. А.Спортивная лихорадка // Теория и практика физической культуры. — 1937. — № 3. — С. 269- 275.

Черникова О. А.Эмоциональная память и ее влияние на выполнение физических упражнений // Психология спорта. — М., 1959. — С. 203-214.

Черникова О. А.Исследование условий закрепления отрицательных эмоциональных реакций при выполнении физических упражнений // Психология спорта. — М., 1959. — С. 215-232.

Чернигова О. А.Психологические особенности влияния эмоций на деятельность спортсмена // Проблемы психологии спорта. — М., 1960. — С. 199-212.

Черникова О. АЭмоции в спорте. — М., 1961.

Черникова О. А.Роль эмоций в волевых действиях спортсмена // Проблемы психологии спорта. — М., 1962. — С. 49-65.

Черникова О. А.Исследование эмоциональной устойчивости как важнейшего показателя психологической подготовленности спортсмена к соревнованиям // Психологические вопросы спортивной тренировки. — М., 1967. — С. 3-13.

Черникова О. А.Эмоции и их значение в спортивной деятельности: Автореф. дис. . д-ра наук. — М., 1970.

Черникова О. А.Психологические особенности спортивных эмоций // Психология и современный спорт. — М., 1973. — С. 190-206.

Черникова О. А.Соперничество, риск, самообладание в спорте. — М., 1980.

Черникова О. А., Дашкевич О. В.Аутогенная тренировка. — М., 1968.

Источник

Оцените статью