- Основные направления, формы и методы работы психологической службы учебно-методический материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Опыт работы педагога-психолога по теме: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста» методическая разработка (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Основные направления, формы и методы работы психологической службы
учебно-методический материал
В данной работе отражены основные направления, формы и методы работы психологической службы в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_napravleniya_psihologicheskoy_sluzhby.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления, формы и методы работы психологической службы:
Цель: организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО.
В соответствии с поставленной целью психолог ставит перед собой следующие задачи:
- оказать психологическую помощь субъектам образовательного процесса;
- создавать игровую среду для формирования коммуникативных навыков обучающихся;
- определить уровень психологической готовности дошкольников к обучению в школе;
- взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих задержку психического развития, используя разнообразные формы психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы;
- оказать психолого-педагогическую помощь детям, испытывающим трудности в адаптационный период;
- способствовать личностному саморазвитию и самореализации педагогов и родителей через различные формы психологического просвещения.
Основными направления деятельности психолога являются:
1. Организационно-методическая работа – анализ и планирование деятельности; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария; разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических семинариях, конференциях; посещение совещаний и методических объединений; оформление кабинета.
2. Психодиагностическая работа – выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности обучающихся. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Диагностическое обследование проводится также после проведения коррекционно-развивающей работы с целью отслеживания результативности принятых мер.
Психодиагностическая работа в детском саду ведется по следующим направлениям:
- диагностика познавательной сферы (мышление, память, внимание, восприятие, воображение, мелкая моторика);
- диагностика эмоционально-волевой сферы (проявления агрессивного поведения, страхи, тревожность, готовность к школе);
- диагностика коммуникативной сферы (трудности в общении со сверстниками и взрослыми).
По результатам диагностики составляется психологическое заключение. В случае выявления определенных проблем психолог предлагает родителям конкретное решение, при необходимости, направляя ребенка к специалистам (неврологу, нейропсихологу или невропатологу).
В процессе диагностики психолог также изучает отношения в детском коллективе, помогая воспитателям в организации работы с конкретными детьми.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Методы работы: наблюдение, опросные методы, тестирование
3. Коррекционно-развивающая работа – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности. Осуществляется на основе совместной деятельности педагогов, родителей (законных представителей).
Включает в себя следующие формы работы :
- Групповые психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах), развивающие игры;
- Индивидуальные психокоррекционные занятия;
- Занятия по подготовке детей к обучению в школе.
Основные методы коррекционной работы:
- индивидуальная игровая терапия: подвижные игры, познавательные игры, игры с водой, игры с песком, сюжетно-ролевые игры;
- сказкотерапия: чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком;
- куклотерапия: проигрывание историй, сюжет которой травмирует ребенка;
- арттерапия: работа с красками, глиной, пастелью, тестом;
- релаксационные упражнения: нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники, использование визуальных образов.
4. Консультативная деятельность – оказание помощи учащимся, родителям (законным представителям), педагогическим работникам в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
5. Психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся и воспитанников, разработка конкретных рекомендаций психологическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
6. Психологическое просвещение – формирование у учащихся и воспитанников, родителей (законных представителей), педагогических работников начальной школы — детского сада потребности в педагогических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития, своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Проводится в виде семинаров, выступлений на методических объединениях, педагогических совещаниях, родительских собраний, классных часах.
Формы работы психолога с педагогическим коллективом подразделяются на:
1. Групповые занятия, которые включают в себя педагогические часы, тренинги, собрания;
2. Индивидуальные занятия.
Формы работы психолога с родителями подразделяются на:
1. Групповые занятия (родительские собрания, анкетирование, опрос родителей);
2. Индивидуальные (консультации по вопросам полноценного развития и становления личности ребёнка);
3. Наглядно-информационные (информационные проспекты для родителей,
Источник
Опыт работы педагога-психолога по теме: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Любая, даже самая сложная работа
кажется проще, если понятно,
для чего она нужна.
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Начинают различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Поэтому ФГОС ДО направлен на решение такой задачи как «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Уже несколько лет я работаю в направлении эмоционального развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psiholog.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Л юбая, даже самая сложная работа
кажется проще, если понятно,
для чего она нужна.
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Усложняется эмоциональная жизнь ребенка: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
Дети учатся понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Начинают различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.
Поэтому ФГОС ДО направлен на решение такой задачи как «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Уже несколько лет я работаю в направлении эмоционального развития детей.
Цель моей работы: профилактика и коррекция эмоционального неблагополучия и обеспечение условий для развития эмоционально-личностной сферы дошкольника в ДОУ.
Основой профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.
Достижение поставленной цели я реализовываю в процессе последовательного решения следующих задач:
- проанализировать методическую литературу по проблеме психолого – педагогического сопровождения детей в ДОУ;
- провести диагностическую, просветительскую работу с педагогами по данной проблеме;
- составить коррекционно — развивающую программу и проводить работу с детьми;
- осуществлять психопрофилактическую, просветительскую, консультативную работу с родителями воспитанников.
Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях:
— активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы детей.
— обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;
— обучать детей способам выражения эмоций.
Реализация поставленных задач проводилась по основным направлениям:
Психологическую работу я строила со всеми участниками образовательного процесса: с детьми, родителями (законными представителями) дошкольников и педагогами ДОУ.
Для приобретения большей информации по данной теме, и подбора диагностического материала, я использовала литературу следующих авторов:
1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».
2. Дорофеева Э.Т. «Методика исследования эмоционального состояния».
3. Ильин Е.П. «Эмоции и чувства».
4. Зеньковский В.В. «Психология детства».
5. Мясищев В.Н. «Эмоциональное развитие детей».
6. Семаго Н.Я. Семаго М.М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога».
Пополнила свой кабинет техническими средствами и методическим материалом, это:
- Настольный световой модуль для рисования песком.
- Сухой душ.
- Интерактивная воздушно-пузырьковая трубка «Ручеек».
- Система воспитания характера сказкой «Добрата», «Воля» и т. д.
- Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей).
- Практические материалы для психологической работы в д/с (картотеки пальчиковой гимнастики, психогимнастики, релаксации, и др.).
- Набор игрушек и настольных игр (мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т. д.).
- Набор материалов для детского творчества (строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага, клей и т.д.).
- Пособиями для развития мелкой моторики: «чудесные» мешочки, ящички, баночки с различными наполнителями, шнуровки и другое.
- Библиотека практического психолога.
- Раздаточный материал для детей, родителей, педагогов.
Свою работу я строила поэтапно:
1 этап — диагностический
2 этап — планово-организационный
3 этап — коррекционный
4 этап — контрольный
Цель работы: выявление уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе использую разные диагностические методики:
- Методика – Г.А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина.
- Тест Тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, А. Амен)
- Методика “ Лесенка” (В.Г. Шур, С.Г. Якобсон)
- Тест “Страхи в домиках” (модификация М.А. Панфиловой)
- Проективный тест “Дом – Дерево – Человек” (разработан Дж. Буком)
- Анкета для педагогов и родителей.
Применяю систему психологических рисуночных тестов для составления на их основе «психологических портретов» детей и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Автопортрет», тематическое рисование «Мое настроение», «Страхи» и пр.), социометрические игры «Секрет» (Г.А.Урунтаева), «Два дома» в группах дошкольного возраста, а так же провожу визуальное наблюдение.
По результатам проведённой диагностики (методика Л.П. Стрелковой) выявились дети, у которых, нет умений, передавать и распознавать заданное эмоциональное состояние, с неустойчивым настроением, заниженной самооценкой, тревожным состоянием.
Исходя из полученных данных, я пришла к выводу о проведении более глубокой работы с детьми по развитию эмоциональной сферы.
Задумываясь над своей работой как педагога-психолога детского сада, пришла к решению, что для эффективности работы по развитию эмоциональной сферы, необходимо искать инновационные (новые) подходы, способствующие, положительному, полноценному развитию эмоциональной сферы детей, созданию эмоционального комфорта и благополучия ребенка.
Вместе с тем, создание общей картины развития ребёнка невозможно без изучения всей детской деятельности, в которую включён современный дошкольник. В этом плане необходимо обращение к возможностям двигательной деятельности дошкольника, занимающей значительное место в системе его активности. По интенсивности воздействия на состояние здоровья, в том числе и психического , физическая культура занимает особое место.
2 этап: Планово — организационный
Цель работы с родителями: гармонизация детско-родительских отношений.
В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с родителями:
— формировать у родителей способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности своего ребенка;
— осуществлять психолого-педагогическое просвещение с целью повышения психологической грамотности.
Взаимодействую с родителями по интересующим их вопросам, в виде тематического выступления на родительских собраниях, анкетирования, индивидуального консультирования, совместных проведений праздников и развлечений, лекции, семинары, тренинги, предоставляю родителям воспитанников информационные буклеты с рекомендациями.
В каждой группе есть «островок психологии». Такая система позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при коррекции нежелательных отклонений в поведении ребёнка.
Цель работы с педагогами: повысить уровень компетентности педагогов, по теме развитие эмоционального мира дошкольников.
В соответствии с этой целью я ставила следующие задачи в работе с педагогами:
— формировать у педагогов способность понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности проблемных детей;
— развивать у воспитателей умение сотрудничать с данной категорией детей;
— повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов в вопросах
эмоциональной сферы дошкольников.
В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов провожу:
- семинары, семинары-практикумы по проблемам педагогического общения: «Эмоциональная жизнь ребёнка», «Как повысить самооценку ребёнка?», «Взаимодействие педагогов с застенчивыми и тревожными детьми в ДОУ»,
- тренинги «Активное слушание»,
- тематические консультации: «Игры, в которые играют», «Как помочь ребенку справиться с отрицательными эмоциями?»,
- выступаю на педсоветах «Психологическое здоровье детей в ДОУ», «Использование релаксационных упражнений в педагогической практике», «Рекомендации воспитателям в период адаптации ребёнка в ДОУ».
3 этап: Коррекционный этап
Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние
Индивидуальную коррекционную работу с детьми я провожу по следующим направлениям:
— обучение приемам саморегуляции, отработка навыков общения возможных конфликтных ситуациях,
— развитие внимания, контроля поведения;
— отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— повышение уверенности, самооценки дошкольников.
Занятия строю по принципу: знакомство с чувствами, пропуская их через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую.
Аудиальный канал – детям показываются пиктограммы и картинки с изображением чувств, они наблюдают за мимикой сверстников и психолога. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства телодвижением.
Таким образом, знакомство с чувствами происходит по возможности со всех сторон. Коррекционные занятия проводятся в форме игровой терапии в течение всего курса. Своей главной задачей считаю обучать детей приемам саморасслабления и снятию психомышечного напряжения.
Основные методы, применяемые на занятиях: элементы сказкотерапии с импровизацией, аутотренинг с использованием записей релаксационной музыки, арттерапия, песочная терапия, развивающие игры.
В коррекционной работе активно использую отрывки музыкальных произведений Чайковского, Вивальди «Времена года» и др. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, словом, движениями.
Увеличение двигательной активности, развитие физических качеств оказывают стимулирующее воздействие на перцептивные, мнемические, психические и интеллектуальные процессы детей.
Поэтому в практику моей работы была включена оптимизация двигательной деятельности через организацию занятий в бассейне.
В нашем детском саду реализуется программа «Подружимся с водой» по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
Опираясь на положительный опыт реализации программы, прослеживая и анализируя данную работу, пришла к выводу, что бассейн – это среда в которой для детей открываются огромные возможности. Вода – первый и любимый объект для игр, для исследования. Воспитанники нашего дошкольного учреждения с огромным удовольствием посещают бассейн. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дарят детям массу положительных эмоций, поэтому мною была поставлена цель:
— включить в коррекционную программу по развитию эмоциональной сферы дошкольников, работу с детьми в бассейне совместно с инструктором по плаванию.
Были поставлены следующие задачи:
- Изучить дополнительную литературу по проведению работы с детьми в воде.
- Ознакомиться с особенностями физического развития детей, учитывая особенности развития каждого ребенка коррекционной группы.
- Подобрать игры и упражнения в воде.
- Составить перспективный план занятий.
- Ознакомить родителей с данной формой занятий.
В работе с детьми в бассейне использую различные техники и методы:
- Игра – терапия (словесные, подвижные).
- Арттерапия (рисование тематическое и свободное).
- Психогимнастика (метод, при котором дети проявляют себя и общаются без помощи слов, обучение языку движений, мимике).
- Техники саморегуляции.
- Сказкотерапия.
- Цвето – светотерапия.
- Музыкотерапия.
- Звукотерапия.
- Элементы аквааэробики.
- Релаксация.
- Использование наглядных пособий, различного инвентаря и. т. д.
Участниками данного опыта работы стали дети старшего возраста, входящие в группу по развитию эмоциональной сферы. Количество детей 6 – 8. Занятия проводятся 1 раз в месяц в течение учебного года, совместно с инструктором по плаванию в бассейне. Длительность занятия 25 – 30 минут.
Основные принципы моей работы в процессе коррекционно-развивающих занятий с детьми:
— признание индивидуальности, ценности, уникальности ребенка;
— уважительное, доброжелательное отношение к детям;
— обязательная положительная эмоциональная оценка малейших достижений ребенка.
4 этап: Итоговый этап
Данный этап представляет собой проведение оценки результативности с включением занятий в бассейне.
Проведя мониторинговую работу, анализируя полученные данные, я пришла к выводу о том, что занятия в бассейне включенные в программу коррекционно — развивающих занятий дали положительный результат.
- Дети научились понимать свое и окружающих людей эмоциональное состояние;
- имеют представление о способах выражения собственных эмоций;
- умеют управлять своими эмоциями и чувствами.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Психологическая работа с детьми по психокоррекции получила положительную оценку со стороны родителей и педагогов.
В ходе проведения практической работы подтвердилась эффективность использования занятий в бассейне как средства, способствующего развитию эмоциональной сферы дошкольников: дети приобрели уверенность, более активно участвуют в играх и отвечают на занятиях, стали относиться терпимее друг к другу, а это значит, что у них формируется чувство сопереживания (эмпатия).
Источник