Чувственное познание и его формы
Чувственное познание отражает явления, т.е. внешнее проявление вещей. Оно не способно углубляться в сущность предмета.
Формы чувственного познания:
1. Ощущения – моментальный снимок с действительности, который каждый раз дается заново. Это отражение отдельных свойств действительности. В ощущениях нет целостности предмета.
2. Восприятие – целостный, но моментальный снимок с действительности. Существует до тех пор пока предмет действует на наши органы чувств. Предмет существует независимо от нашего сознания, а это ускользает от восприятия.
3. Представление – это целостный снимок с действительности, существующий в нашем сознании независимо от того действует ли предмет на наши органы чувств или нет.
Чувственное познание ограничено, оно не углубляется в сущность, а мир имеет внутреннюю сущность, поэтому чувственное познание переходит в логическое, которое отражает сущность предметов.
Процесс познания проходит две основные ступени: чувственную (или живое созерцание) и логическую (абстрактное мышление). Эти ступени различаются прежде всего по предмету отражения, т.е. сторонам действительности, которые они отображают. Различие предметов отображения определяет различие чувственных и логических форм отражения, зависящих также от природы субъекта познания – человека.
Чувственное познание
Чувственное познание – познание мира с помощью органов чувств (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой анализаторы + двигательный анализатор и вестибулярный аппарат)
Чувственное познание – это отображение внешних сторон действительности, или явления. Поскольку не все явления отображаются в чувствах, доступные последним явления можно назвать чувственными явлениями.
Цвет, запах и т. д. – состояния знания вещи, а не сами непосредственные свойства вещи. Эти состояния включают как собственно свойства вещи, или объективное содержание, так и субъективную форму их отображения, зависимую от природы человека.
Познание возможно, т.к. ощущения дают нам некоторое знание. Наши ощущения специализированы – например, мы можем воспринимать звуки только определенной частоты.
Психофизиологический парадокс. Как известно, психические образы возникают в мозгу из физиологических процессов и существуют на их основе. Деятельность мозга поэтому может быть представлена двумя различными картинами. С психологической точки зрения она заключается в совокупности качественно разнородных психических образов, в физиологическом аспекте деятельность мозга представляется в виде совокупности качественно однородных физиологических процессов. Каким образом качественно разнородные психические (идеальные) образы возникают из качественно однородных физиологических процессов?
Важнейшим компонентом нервных импульсов оказываются электрические импульсы. Понятно, что в электрическом импульсе, достаточно простом физическом явлении, не могут содержаться разнородные качества световых, звуковых, осязательных и других воздействий. Откуда же они «всплывают» в мозгу?
В исследованиях по психофизиологии было установлено, что качества внешних агентов кодируются в рецепторах посредством частотной модуляции электрических импульсов – распределения импульсов во времени.
Несомненно, что механизм деятельности нервной системы включает процессы кодирования – декодирования. Дело в том, что процесс кодирования – декодирования предполагает уже наличие кода, или ключа к коду, т.е. знание того, каким знаком (серией импульсов) помечено то или иное качество внешнего мира. Но такой код должен уже существовать в мозгу независимо от процессов кодирования-декодирования, ибо мозг никогда не имел прямых контактов с объективными качествами. Кто (или что) вложил код в человеческий мозг?
Субъективный, идеальный образ производится мозгом (точнее, человеком) как всеобщим и универсальным материальным субстратом, в котором синтезировано основное содержание предшествующего бесконечного развития материи и который, следовательно, находится в глубоком родстве со всем бесконечным качественным многообразием мира. Мозг расшифровывает качество внешнего агента не потому, что в мозг извне вложен код, а потому, что в некотором глубоком смысле природа внешнего агента «известна» мозгу заранее, заложена в его материальной природе.
Формы чувственного познания
Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.
Ощущение – форма чувственного познания, которая отражает отдельные внешние свойства вещи, которые воздействуют на органы чувств.
Оно чревато, следовательно, специфическим противоречием – между осознаваемыми отдельными единичными признаками вещей и скрытым, неосознаваемым целым.
Восприятие – представляет собой отображение предметов или предметных ситуаций как целых.
Восприятие включает в себя целостную совокупность ощущений и некоторый существенный несводимый к ним целостный момент отображения. Психология показала, что формирование целостного образа предмета (ситуации) происходит на основе практической деятельности человека. Так, у ребенка на основе действий с вещами, их движения первоначально формируется образ контура вещи, затем более сложный и расчлененный образ предмета как целого.
Восприятие, как целостный образ вещи, преодолевает специфическое противоречие ощущения. В силу целостности в восприятии в сферу непосредственного осознания входят такие стороны чувственного явления, которые оставались скрытыми в ощущениях, прежде всего – предметность, целостность, пространственные и временные характеристики вещей, движение.
На уровне восприятия мир предстает перед человеком как мир объективно существующих вещей, как предметный мир.
Восприятие преодолевает противоречие ощущения, однако оно чревато собственным специфическим противоречием. Восприятие всегда есть «моментальный снимок» действительности, поскольку существует только при непосредственном действии предмета на органы чувств и исчезает, когда это действие прекращается. Поэтому оно так же ситуативно, не схватывает общих сторон вещей или ситуации. Восприятие содержит в себе противоречие между осознанным конкретным единичным предметом или ситуацией и не осознанными общими, устойчивыми, длящимися за пределами наличной ситуации сторонами действительности.
Представление – образ предмета или ситуации, существующий и тогда, когда предметы не действуют на органы чувств.
Важнейшими особенностями представления являются независимость от непосредственного воздействия веши, на органы чувств и обобщенность.
Представление преодолевает ограниченность восприятия, разрешает его специфическое противоречие. Общее в представлениях имеет наглядный, непосредственный, чувственный характер. Поэтому обобщение на уровне представлений ограничено рамками явления. Можно довольно точно представить, например, остро-, тупо– и прямоугольник, но нельзя чувственно представить треугольник вообще, так как внешние признаки этих видов треугольника наглядно не совместимы.
На основе свободного оперирования представлениями и его обобщенного характера возникает способность воображения, включая мысленное творчество образов несуществующих, возможных или фантастических вещей мысленные образы будущих вещей, наглядные проекты, образы грифонов, русалок и т. д.
Источник
Что является формами чувственного познания: примеры
Чувственная составляющая играет важную роль в познавательном процессе.
Любые суждения человека в значительной мере являются следствием пережитых им ране ощущений.
Об индивидуальных особенностях и физиологических основах внимания читайте здесь.
Понятие и характеристика
Чувственное познание — это формирование у человека представлений об окружающей его действительности на инстинктивном уровне.
Подобное познание становится возможным благодаря зрению, обонянию, осязанию, слуху и вкусу.
Данная форма восприятия действительности присуща не только людям, но и животным. Получая определенные впечатления и ощущения из окружающей природы, животные накапливают опыт и знания, которые в дальнейшем применяют с целью выживания.
Тот же принцип действует и с людьми. Опираясь на свои зрительные, слуховые, вкусовые или иные представления человек познает окружающий мир, делает собственные выводы.
Систематическое поступление информации позволяет накапливать индивидуальный багаж знаний, формировать собственное мнение о тех или иных явлениях и процессах.
Поскольку люди являются существами социальными, одного только чувственного познания недостаточно для полноценного функционирования в обществе. Опираясь лишь на свои эмоции, индивиды могут совершать нерациональные, необдуманные поступки.
По этой причине чувственная сфера всегда находится под контролем разума, который оказывает сдерживающее и регулятивное воздействие.
Взвешенное, обдуманное принятие решений, как правило, оказывается более результативным, чем эмоциональный порыв, основанный на чувствах.
Примеры
Наиболее яркий пример чувственного познания — новорожденный ребенок, который изучает мир через общение с матерью.
В грудном возрасте дети не способны логически мыслить, все их желания сводятся к удовлетворению естественных потребностей в пище, сне, человеческой заботе.
Ребенок с первых дней начинает познавать образ самого близкого человека — матери. При помощи обоняния он воспринимает ее запах, при помощи слуха различает тембр голоса.
Постепенно малыш приобретает возможность воспринимать зрительные образы и узнавать внешность близких. По мере развития навыков приема пищи дети приобретают вкусовые пристрастия.
Как только улучшается координация движений, они начинают познавать мир через осязание — трогая различные предметы, людей, животных и т.д.
Постепенно отдельные кусочки информации складываются в целостные образы и фиксируются в памяти.
По мере взросления человек постоянно познает новые для себя явления и процессы во многом благодаря формированию чувственных образов.
При слове «море» люди вспоминают шум прибоя, запах соленой воды, ощущение гальки под ногами и т.д. Когда возникает симпатия к человеку, его образ вызывает конкретные ассоциации: запах волос, тепло кожи, тембр голоса, смех, мимика и жесты.
Попадая в новое место, мы в первую очередь неосознанно воспринимаем взглядом окружающую обстановку, слышим звуки, ощущаем запахи и т.д.
Формы
Выделяют три формы:
Ощущение
Это простейший образ, возникающий в сознании во время взаимодействия с каким-либо предметом или явлением. Так, для конфеты характерен сладкий вкус, кожа под струей воды становится мокрой, банан имеет желтый цвет, ходить босиком по асфальту неприятно и т.д.
То есть ощущение вызывается каждым конкретным органом чувств.
Глаза помогают получить зрительные ощущения, уши — слуховые, кожа — осязательные, нос — обонятельные, язык — вкусовые.
Ощущение — это первичная форма познания, с которой начинается весь процесс.
Оно подготавливает нас к дальнейшему этапу — восприятию находящегося перед нами объекта, пониманию его сущности и свойств.
Восприятие
Восприятие является формой чувственного познания, идущей следом за ощущением. На этом уровне из отдельных моментов формируется целостная картина объекта. У человека в голове формируется конкретный образ, который фиксируется и превращается в новое знание.
От того, какие конкретно ощущения испытывал индивид в момент первого знакомства с новым предметом, зависит характер дальнейшего восприятия этого предмета.
Например, взяв в руки клубнику и съев ее, человек через ощущения получает целый спектр информации — эта ягода красная, маленькая, шершавая, пахнет травой, сладкая на вкус.
Соответственно, в дальнейшем при слове «клубника» воображение будет рисовать именно тот образ, который сложился во время восприятия ягоды в первый раз. То есть на уровне восприятия происходит не работа какого-то одного органа чувств, а их овместная деятельность.
Представление
Это третья форма чувственного познания, позволяющая сформировать конечный образ воспринимаемого объекта.
Представление дает возможность вызвать в сознании предмет или явление, о котором была получена информация во время взаимодействия.
Представление складывается на основе пережитых впечатлений, имеющихся мыслей по поводу объекта. Соответственно, если предыдущий процесс восприятия завершился формированием положительных впечатлений, то и представление об объекте будет носить позитивный характер.
Если же объект был воспринят негативно, то и имеющиеся представления о нем в сознании будут отрицательными. Эта форма познавательной деятельности зависит от уровня развития памяти, воображения человека.
Чем лучше развиты эти уровни сознания, тем выше будет точность воспроизведения объектов. Причем наличие рядом познаваемого предмета не является залогом формирования в сознании представлений о нем.
Три формы чувственного познания находятся в тесной взаимосвязи. Только после первичного получения информации при помощи органов чувств формируется ощущение.
Обработка поступивших разрозненных данных и соединение их в единый образ способствует восприятию изучаемого объекта или явления. Сформировавшийся образ остается в сознании и точно воспроизводится в нужный момент посредством его представления.
Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются иначе интеллектуальными.
Без совокупности эмоций никогда не будет возможен поиск истины.
Сухой познавательный процесс в рамках научной или учебной деятельности становится намного эффективнее, когда он разбавляется чувственным познанием.
Но важно понимать, что само по себе эмоциональное познание не является единственным способом изучения действительности. Мировоззрение людей, опирающихся исключительно на свои эмоции и ощущения, достаточно ограниченно и неполноценно.
Индивид может стать разносторонне развитой личностью и добиться успеха в обществе, совмещая свои чувственные ощущения с рациональным мышлением.
Только соблюдение баланса этих двух сфер познания позволяет добиться положительного результата.
Чувственные познавательные процессы
Познание представляет собой многогранный процесс, которых включает различные формы взаимодействия с окружающим миром и формирования знаний о нем.
Человек всю свою жизнь находится в процессе получения и накопления опыта.
Любое столкновение с новыми предметами или явлениями вызывает необходимость их чувственного и рационального восприятия.
И если на рациональном уровне все люди обладают разными способностями к познанию в зависимости от степени развития их интеллекта, то органы чувств у всех развиты примерно на одном уровне.
Любой здоровый член общества имеет возможность при помощи своих пяти органов чувств формировать представления об окружающих его объектах.
При этом человек выступает в качестве активного субъекта, который способен целенаправленно обращать свое внимание на познаваемый объект с целью формирования его образа.
Исходя из данных положений, рассмотрим пример чувственного познавательного процесса в повседневной жизни:
- Покупательница в магазине парфюмерии подходит к упаковке духов, прыскает на небольшую бумажную полоску из пробника и подносит ее к носу. В этот момент ее орган обоняния (нос) улавливает аромат духов, орган осязания (кожа) ощущает материал упаковки, орган зрения (глаза) воспринимает внешний облик товара. При этом каждый орган поставляет сознанию информацию, вызванную испытываемыми ощущениями.
Информация обрабатывается и принимается к рассмотрению. Непосредственно в этот момент у субъекта еще не сформировано никакого представления об изучаемом предмете, происходит только первый контакт с ним.
- После того как ощущения получены, субъект переходит к этапу восприятия. Все возникшие при помощи органов чувств ощущения объединяются в единый образ объекта, который может быть как положительным, так и отрицательным. Большое значение в этот момент имеет то, какие органы чувств преобладают у человека. Если у приобретающей духи покупательницы на первом месте стоит зрительное восприятие (визуал), то для нее внешний вид духов может иметь первостепенное значение. В таком случае некрасивая упаковка приведет к формированию в сознании отрицательного образа изучаемого объекта даже при наличии прекрасного аромата и приятной на ощупь упаковки.
Если же для нее ключевое значение имеет именно аромат, то негативный зрительный образ может отодвинуться на задний план и не мешать формированию положительного впечатления.
Таким образом, чувственное познание играет большую роль в формировании представлений об окружающих предметах и явлениях.
Процесс создания образов изучаемых объектов состоит из трех последовательных этапов. Полноценное формирование мировоззрения человека возможно только при совмещении чувственного и рационального познания.
Чувственное познание — лекция:
Источник