Совокупность нескольких ощущений, т.е. целостный чувственный образ предмета
Образ ранее воспринятого предмета или образ, генерируемый воображением
Например: Зрительные, слуховые, вкусовые осязательные, болевые, температурные, двигательные и другие ощущения
Например: Восприятие леса складывается из зрительных, слуховых, обонятельных и других ощущений
Например: Парфенон. Кентавр, Пегас
Чувственное познание всегда направлено на отдельные, единичные, конкретные вещи, явления, процессы. У человека пять органов чувств, но в результате взаимодействия различных органов чувств, возникает многообразие ощущений. Чувственное восприятие сопровождается эмоциями, переживаниями, и даже страстями.
Рациональное (логическое) познание
Рациональные познавательные способности человека упорядочивают чувственные данные и создают новое знание посредством абстракций и обобщений. Этот процесс является мышлением. Мышление– важнейшая особенность человеческого сознания.
Формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.
Таблица 2. Формы рационального познания
ПОНЯТИЕ
СУЖДЕНИЕ
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Словесный символ, выражающий существенные признаки предмета. Всякое понятие обобщает, обозначает общее класса предметов. В результате субъект имеет дело не с единичным, а с общим.
Мысль, последовательная логическая связь между понятиями, форма высказывания о предметах. Высказывание мо-жет быть истинным или ложным.
Вывод из нескольких суждений, осуществлённый по законам логики; содержит новое выводное знание.
Например: Простые понятия – стол, камень, дерево, человек; Сложные (абстрактные) понятия – пространство, материя, бытие, совесть
Например: Все металлы проводят электричество. Медь – металл.
Например: Медь проводит электричество
Единство трех форм рационального познания называют умом, а процесс деятельности ума – мышлением. Философская традиция различает рассудок и разум. Рассудок – это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, чётко классифицировать, строго систематизировать факты. Рассудок менее теоретичен, не глубок и более склонен к догматизму.
Разум– (диалектическое мышление) высшая форма логического мышления, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (рефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, законы их развития, адекватно выразить логику вещей в логике понятий.
Таким образом, чувственное и рациональное познание – это моменты единого процесса познания, имеющие свои особенности как в самой своей сущности, так и в формах выражения. Для наглядности изложенное можно выразить в таблице.
Таблица 3. Специфика чувственного и рационального познания
Источник
Виды и формы познания мира
О чем эта статья:
10 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение познания
Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.
Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.
Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.
Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.
Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.
Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:
Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.
Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.
Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.
Методы познания
Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.
Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.
Наблюдение — изучение объекта в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
Измерение — получение численных характеристик наблюдаемого объекта через сопоставление его свойств с образцовые значениями.
Эксперимент — намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, который помещен в эти условия.
Сравнение — сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов.
Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
Сравнение — сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств.
Классификация — объединение изучаемых объектов в группы по наличию одинаковых свойств.
Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
Систематизация — объединение накопленных знаний в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.
У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.
Чувственное познание
Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Формы чувственного познания:
Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.
Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.
Рациональное познание
Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.
Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.
Формы рационального познания:
Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.
Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.
Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.
Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.
Индуктивное умозаключение — от частного к общему.
Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.
То, которое получается по аналогии.
Сравнение чувственного и рационального познания
Чувственное
Рациональное
Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Опора на результаты чувственного познания.
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.
Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Основные виды и формы знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания.
Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.
Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).
Практическое — овладение вещами, преобразование мира.
Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.
Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:
Донаучное — прототип, предпосылки научного знания.
Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с научным знанием.
Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.
Источник
Урок по обществу: Формы и особенности чувственного познания
Глаза, деревья и философия. Как разобраться в одной из сложных тем блока «Человек и общество»?
Продолжаем разбираться с темой «Виды знания»…
Сегодняшняя тема «Формы и особенности чувственного познания».
Выделяют три формы и три особенности чувственного познания:
Формы
1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти
Понять это также как и многое в обществознании можно через идею развития во времени. Ощущение — самое базовое, самое простое чувственное переживание.
Восприятие — это уже нечто более целостное, образ какой-то вещи или явления во всей его полноте. Представление — примерно то же самое, только в памяти.
Особенности
В чем-же особенности чувственного познания? Их три:
3. воспроизведение внешних свойств и сторон
По сути это названия одного и того же — визуальных, внешних сторон объекта, доступного нашим чувствам. Если взять главный пример из философии. дерево , то чувственно воспринимая дерево Вы будете наблюдать его непосредственно, т.е. без помощи чего-либо. Нет ни микроскопа, ни биохимических исследований состава древесины — между Вами и деревом ничего нет. Отсюда — наглядность и своеобразная простота этого вида познания. Отсюда же и воспроизведение только внешних сторон, поскольку для чего-то большего нужны понятия, рациональные способы познания, эксперимент и т.д. То есть некое вторжение в объект. Для чувственного познания это нехарактерно.
Подробные уроки, бесплатные занятия, и многое другое в группу школы «Обществовед»
Источник
Схемы и таблицы по теме «Познание»
Материал соответствует кодификатору ЕГЭ 2016 по обществознанию по теме «Познание» и включает обязательный минимум для учащихся, помогает выпускнику определить необходимый минимальный объем знаний по ряду вопросов кодификатора. При разработке содержания использован материал Полного справочника для подготовки к ЕГЭ (П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель)
Просмотр содержимого документа «Схемы и таблицы по теме «Познание»»
Познание: уровни и методы.
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире.
Познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив
Познаваемый предмет, (процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Весь окружающий мир
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
(гр. skeptikos — рассматривающий ,
Отрицает полностью или частично возможность по-
знания мира, познание не дает достоверных сведений о мире
Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в
том, что все знания о мире носят достоверный характер
Утверждает принципиальную познаваемость мира,
возможность получения достоверныхзнаний о мире
Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Формы чувственного познания
• Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосред-
• ственного воздействия на органы чувств.
• Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздейст-
• вующих на органы чувств.
• Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания
• Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.
• Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.
• Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания.
Эмпиризм — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
• Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта
• Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов
• Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
• Опора на результаты чувственного познания
• Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов
• Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений
Истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Критерии (измерители, показатели, то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения) истины:
соответствие законам логики;
соответствие ранее открытым законам науки;
простота, экономичность формы.
Заблуждение — это НЕсознательное искажение образа объекта, это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину.
Ложь — это сознательное искажение образа объекта.
Знание — результат познания действительности, полученное человеком в ходе активного отражения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании.
достоверное обобщение фактов, облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.)
Строится на образе. Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); большую роль в процессе познания играет воображение и фантазии познающего субъекта.
Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки
Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
— объективность добываемого знания;
— развитость понятийного аппарата (категориальность);
— рациональность, связанная с непротиворечивостью,
— доказательность и проверяемость;
— высокий уровень обобщения знаний;
— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Анализ и синтез, дедукция и индукция,аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация, формализация, математизация
Закон — объективная, существенная, всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, система законов.
Метод (путь исследования) понимается как орудие, средство познания.
Эксперимент (лат. — проба, опыт)
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования
Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования
Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования
Возможность использования приборов и инструментов
Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения.
Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
«Свои выводы наука формулирует в____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего_____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим___________(3), она исследует со стороны закономерностей и_______(4). Научное
познание опирается на систему__________(5) и вырабатывает свой собственный ___________(6), отличный от
А)вопрос Е) теория
Б) предмет Ж) язык
В) проблема 3) субъект
Г) метод И) причина
Социальные науки, их классификация
Социальные науки — форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.
Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.
Важнейшие социальные науки
Социология (гр. societas — общество и гр. logos — учение, слово)
Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных
Философия (гр. phileo — люблю и sophia — мудрость)
Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания
Наука, изучающая прошлое человеческого общества
Культурология (лат. cultu-га — возделывание, обрабатывание и гр. logos — учение, слово)
Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре
Политология (гр. polity — права гражданства, политический порядок и logos — учение,слово)
Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом
Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности
Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и по-mos — правило)
Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности
Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты
Этика (гр. ethos — привычка, обычай)
Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль
Социальное и гуманитарное знание
Социальное познание — процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Особенности социального познания
1. Субъект и объект познания совпадают.
2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.
3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. естествознание — «истины разума», обществознание — «истины сердца».
4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено.
5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы:
— рассматривать социальную действительность в развитии;
— изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;
— выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.
Интерпретация социального факта — это сложная процедура его истолкования, обобщения, объяснения.