Формы чувственного познания примеры таблица

Таблиц 1. Формы чувственного познания

ОЩУЩЕНИЯ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Единичный акт чувственного познания Совокупность нескольких ощущений, т.е. целостный чувственный образ предмета Образ ранее воспринятого предмета или образ, генерируемый воображением
Например: Зрительные, слуховые, вкусовые осязательные, болевые, температурные, двигательные и другие ощущения Например: Восприятие леса складывается из зрительных, слуховых, обонятельных и других ощущений Например: Парфенон. Кентавр, Пегас

Чувственное познание всегда направлено на отдельные, единичные, конкретные вещи, явления, процессы. У человека пять органов чувств, но в результате взаимодействия различных органов чувств, возникает многообразие ощущений. Чувственное восприятие сопровождается эмоциями, переживаниями, и даже страстями.

Рациональное (логическое) познание

Рациональные познавательные способности человека упорядочивают чувственные данные и создают новое знание посредством абстракций и обобщений. Этот процесс является мышлением. Мышление– важнейшая особенность человеческого сознания.

Формами рационального познания являются понятия, суждения и умозаключения.

Таблица 2. Формы рационального познания

ПОНЯТИЕ СУЖДЕНИЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Словесный символ, выражающий существенные признаки предмета. Всякое понятие обобщает, обозначает общее класса предметов. В результате субъект имеет дело не с единичным, а с общим. Мысль, последовательная логическая связь между понятиями, форма высказывания о предметах. Высказывание мо-жет быть истинным или ложным. Вывод из нескольких суждений, осуществлённый по законам логики; содержит новое выводное знание.
Например: Простые понятия – стол, камень, дерево, человек; Сложные (абстрактные) понятия – пространство, материя, бытие, совесть Например: Все металлы проводят электричество. Медь – металл. Например: Медь проводит электричество

Единство трех форм рационального познания называют умом, а процесс деятельности ума – мышлением. Философская традиция различает рассудок и разум. Рассудок – это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, чётко классифицировать, строго систематизировать факты. Рассудок менее теоретичен, не глубок и более склонен к догматизму.

Разум– (диалектическое мышление) высшая форма логического мышления, для которого, прежде всего, характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (рефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, законы их развития, адекватно выразить логику вещей в логике понятий.

Таким образом, чувственное и рациональное познание – это моменты единого процесса познания, имеющие свои особенности как в самой своей сущности, так и в формах выражения. Для наглядности изложенное можно выразить в таблице.

Таблица 3. Специфика чувственного и рационального познания

Источник

Виды и формы познания мира

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

  • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
  • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).

Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания

Все методы познаний можно разделить на две большие группы: эмпирические и теоретические.

Эмпирические построены на наблюдении некоторых явлений. Теоретические основаны на анализе имеющейся информации и рациональных рассуждениях.

  • Наблюдение — изучение объекта в его естественной среде без влияния на происходящие процессы.
  • Измерение — получение численных характеристик наблюдаемого объекта через сопоставление его свойств с образцовые значениями.
  • Эксперимент — намеренное создание особых условий и дальнейшее изучение объекта, который помещен в эти условия.
  • Сравнение — сопоставление свойств изучаемого объекта со свойствами других объектов.
  • Анализ — деление объекта на составляющие и подробное изучение.
  • Синтез — воссоздание целостной картины из отдельных деталей.
  • Сравнение — сопоставление нескольких объектов, выявление одинаковых и различных свойств.
  • Классификация — объединение изучаемых объектов в группы по наличию одинаковых свойств.
  • Конкретизация — более глубокое изучение определенных свойств.
  • Абстрагирование — изучение предмета под новым углом (с акцентом на одни свойства и игнорированием других).
  • Систематизация — объединение накопленных знаний в систему, в которой обозначены взаимосвязи и закономерности.
  • Индукция — умозаключения, которые направлены от частного к общему.
  • Дедукция — умозаключения, которые направлены от общего к частному.
  • Идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве особенного примера.
  • Моделирование — создание модели объекта для подробного изучения его свойств, которое невозможно на реальном объекте.
Читайте также:  Как понять что у тебя эмоциональный срыв

У познания есть два уровня (ступени): чувственный и рациональный. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Чувственное познание

Чувственное познание происходит с помощью органов чувств человека. Основные механизмы чувственного познания: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Формы чувственного познания:

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, которые возникают в результате их воздействия на органы чувств. При помощи этих органов человек ощущает некоторые свойства предмета — форму, цвет, запах.

Восприятие — чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, которые воздействует на органы чувств. Именно восприятие помогает формировать представления.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, который сохраняется и воспроизводится в сознании даже без воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другими словами — то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.

Чувственное познание всегда субъективно, при этом именно этот уровень познания реализует связь человека с внешним миром.

Рациональное познание

Рациональное познание осуществляется разумом. Оно свойственно только человеку и является довольно сложным способом отражения действительности.

Основные механизмы рационального познания: сравнение, уподобление, обобщение, отвлечение.

Формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая утверждает общие и существенные свойства объекта.

Суждение — мысль, которая утверждает или отрицает что-либо об объекте.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения.

Пример умозаключения: если a > b и b > c, то a > c.

Индуктивное умозаключение — от частного к общему.

Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

То, которое получается по аналогии.

Сравнение чувственного и рационального познания

Непосредственность, которая выражается в прямом воспроизведении объекта.

Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

Опора на результаты чувственного познания.

Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов.

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании. Обе ступени проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Основные виды и формы знаний

Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Житейское — носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Это важнейшая ориентировочная основа повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Приводит к констатации фактов и их описанию.

Научное — понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Осуществляет предвидение разных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы).

Практическое — овладение вещами, преобразование мира.

Художественное — целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии.

Рациональное — отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.

Иррациональное — противоречит рациональному мышлению. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, которые не подчиняются законам логики и науки.

Личностное — зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

Формы знаний, которые выделяют по отношению к научному знанию:

  • Донаучное — прототип, предпосылки научного знания.
  • Ненаучное — разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
  • Паранаучное — внешне похоже на научное, но несовместимо с научным знанием.
  • Лженаучное — сознательно использующее домыслы и предрассудки.
  • Антинаучное — утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Источник

Урок по обществу: Формы и особенности чувственного познания

Глаза, деревья и философия. Как разобраться в одной из сложных тем блока «Человек и общество»?

Продолжаем разбираться с темой «Виды знания»…

Сегодняшняя тема «Формы и особенности чувственного познания».

Выделяют три формы и три особенности чувственного познания:

Формы

1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;

3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти

Понять это также как и многое в обществознании можно через идею развития во времени. Ощущение — самое базовое, самое простое чувственное переживание.

Восприятие — это уже нечто более целостное, образ какой-то вещи или явления во всей его полноте. Представление — примерно то же самое, только в памяти.

Особенности

В чем-же особенности чувственного познания? Их три:

3. воспроизведение внешних свойств и сторон

По сути это названия одного и того же — визуальных, внешних сторон объекта, доступного нашим чувствам. Если взять главный пример из философии. дерево , то чувственно воспринимая дерево Вы будете наблюдать его непосредственно, т.е. без помощи чего-либо. Нет ни микроскопа, ни биохимических исследований состава древесины — между Вами и деревом ничего нет. Отсюда — наглядность и своеобразная простота этого вида познания. Отсюда же и воспроизведение только внешних сторон, поскольку для чего-то большего нужны понятия, рациональные способы познания, эксперимент и т.д. То есть некое вторжение в объект. Для чувственного познания это нехарактерно.

Подробные уроки, бесплатные занятия, и многое другое в группу школы «Обществовед»

Источник

Схемы и таблицы по теме «Познание»

Материал соответствует кодификатору ЕГЭ 2016 по обществознанию по теме «Познание» и включает обязательный минимум для учащихся, помогает выпускнику определить необходимый минимальный объем знаний по ряду вопросов кодификатора. При разработке содержания использован материал Полного справочника для подго­товки к ЕГЭ (П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шев­ченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT : Астрель)

Просмотр содержимого документа
«Схемы и таблицы по теме «Познание»»

Познание: уровни и методы.

Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение но­вого знания об окружающем мире.

Познаю­щий чело­век, наде­ленный волей и со­знанием, или кол­лектив

Познавае­мый пред­мет, (про­цесс, яв­ление, внутреннее состояние человека)

Весь ок­ружаю­щий мир

Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.

(гр. skeptikos — рассматривающий ,

Отрицает полностью или частично возможность по-

знания мира, познание не дает достоверных сведений о мире

Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в

том, что все знания о мире носят достоверный характер

Утверждает принципиальную познаваемость мира,

возможность получения достоверныхзнаний о мире

Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слу­хом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное позна­ние — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществля­ется посредством мышления.

Формы чувственного познания

Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосред-

• ственного воздействия на органы чувств.

Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздейст-

• вующих на органы чувств.

Представление — чувственно-наглядный, обобщенный об­раз предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроиз­водимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания

Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.

Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.

Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания.

Эмпиризм — единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

• Непосредственность, выра­жающаяся в прямом воспроиз­ведении объекта

• Наглядность и предметность возникающих в результате по­знания образов

• Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

• Опора на результаты чувст­венного познания

• Абстрактность и обобщен­ность возникающих в резуль­тате познания образов

• Воспроизведение объектов на основе внутренних закономер­ных связей и отношений

Истина — это знание, соответствующее своему пред­мету, совпадающее с ним.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Критерии (измерители, показатели, то, что удостоверяет исти­ну и позволяет отличить ее от заблуждения) истины:

соответствие законам логи­ки;

соответствие ранее открытым законам на­уки;

про­стота, экономичность формы.

Заблуждение — это НЕсознательное искажение образа объекта, это содержание знания, не со­ответствующее реальности, но принимаемое за истину.

Ложь — это сознательное искажение образа объекта.

Знание — результат познания действительности, полученное человеком в ходе активного отражения объективных зако­номерных связей и отношений реального мира.

Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании.

достоверное обобщение фактов, облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы (формулы, графики, схе­мы и т. д.)

Строится на образе. Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действитель­ности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); большую роль в процессе познания играет воображение и фантазии познающего субъекта.

Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмо­ции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномаль­ные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки

Зависимо от способностей субъекта и от особен­ностей его интеллектуальной деятельности

Научное познание — особый вид познавательной де­ятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

— объективность добываемого знания;

— развитость понятийного аппарата (категориальность);

— рациональность, связанная с непротиворечивостью,

— до­казательность и проверяемость;

— высокий уровень обобщения знаний;

— использование специальных способов и методов позна­вательной деятельности.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Уровни научного познания

Формы научного познания

Методы научного познания

Эмпирический (выявление объек­тивных фактов)

Наблюдение, эксперимент, измерение, классифика­ция, система­тизация, опи­сание, сравне­ние

Теоретический (выявление закономерностей, внутрен­них связей)

Анализ и син­тез, дедукция и индукция,ана­логия, модели­рование, абст­рагирование, идеализация, формализация, математизация

Закон — объективная, существенная, всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возни­кающих в ходе познания и требующих ответа.

Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — на­учное предположение, сформулированное на основе ряда фак­тов, истинное значение которого неопределенно, носит ве­роятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

Теория — наиболее развитая форма научного знания, даю­щая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности, система законов.

Метод (путь исследования) понимается как орудие, средство познания.

Эксперимент (лат. — проба, опыт)

Целенаправленное и органи­зованное восприятие внеш­него мира, доставляющее первичный материал для на­учного исследования

Исследование какого-либо явле­ния путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствую­щих целям исследования, или же через изменение течения процес­са в нужном направлении

Отсутствие преобладающего воздействия субъекта позна­ния на объект исследования

Наличие преобладающего воз­действия субъекта познания на объект исследования

Возможность использования приборов и инструментов

Создание необходимых условий, включая устранение всех мешаю­щих факторов; материальные воз­действия на объект или условия; измерения с применением соответ­ствующих технических устройств

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленно­го или фактического разложения целого на составные час­ти.

Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленно­го или фактического воссоединения целого из частей.

Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор со­вершается переход к общим положениям. Отдельные фак­ты как бы наводят на общее положение.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательст­во или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе зако­нов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетожде­ственных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью система­тического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объек­та на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мыс­ленном отвлечении от ряда свойств предметов и отноше­ний между ними и выделении какого-либо свойства или от­ношения.

Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение со­держания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяю­щими выявлять и фиксировать существенные и закономер­ные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объ­ектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

«Свои выводы наука формулирует в____________(1), за­конах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отноше­ние познающего_____________(2) к изучаемым явлени­ям. Все, что наука делает своим___________(3), она ис­следует со стороны закономерностей и_______(4). Научное

познание опирается на систему__________(5) и выраба­тывает свой собственный ___________(6), отличный от

А)вопрос Е) теория

Б) предмет Ж) язык

В) проблема 3) субъект

Г) метод И) причина

Социальные науки, их классификация

Социальные науки — форма духовной деятельности лю­дей, направления на производство знаний об обществе.

Наиболее об­щие знания об обществе в целом призваны давать такие нау­ки, как философия и социология.

Важнейшие социальные науки

Социология (гр. societas — общество и гр. logos — уче­ние, слово)

Наука о закономерностях раз­вития и функционирования со­циальных систем как глобаль­ных (общество в целом), так и частных

Философия (гр. phileo — люблю и sophia — мудрость)

Наука о наиболее общих зако­нах развития природы, общест­ва и познания

Наука, изучающая прошлое че­ловеческого общества

Культурология (лат. cultu-га — возделывание, обраба­тывание и гр. logos — уче­ние, слово)

Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю сово­купность знаний о культуре

Политология (гр. polity — права гражданства, полити­ческий порядок и logos — учение,слово)

Наука, объектом изучения ко­торой является многообразие политической жизни (инсти­туты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдель­ных обществ, так и мирового сообщества в целом

Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты пра­воприменительной деятельности

Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и по-mos — правило)

Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют посто­янно растущие потребности

Эстетика (гр. aisthetikos — чувствующий, чувственный)

Наука о закономерностях эсте­тического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты

Этика (гр. ethos — привыч­ка, обычай)

Одна из древнейших теоретиче­ских дисциплин, объектом изу­чения которой является мораль

Социальное и гуманитарное знание

Социальное познание — процесс приобретения и разви­тия знаний о человеке и обществе.

Особенности социального познания

1. Субъект и объект познания совпадают.

2. Получаемое социальное знание всегда связано с инте­ресами индивидов-субъектов познания.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это цен­ностное знание. естествознание — «истины разума», обще­ствознание — «истины сердца».

4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных за­кономерностей затруднено.

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень бы­стро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

Описать и понять социальные явления позволяет пра­вильный подход к ним. Это означает, что социальное позна­ние должно опираться на следующие принципы:

— рассматривать социальную действительность в разви­тии;

— изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;

— выявлять общее (исторические закономерности) и осо­бенное в общественных явлениях.

Интерпретация социального факта — это сложная процедура его истолкования, обобщения, объяснения.

Источник

Читайте также:  Чувствую себя вялым что делать
Оцените статью
Чувственное Рациональное