Формы чувственного познания логика

ЧУВСТВЕННОЕ И ЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ И ИХ ФОРМЫ

Познание осуществляется как бесконечное движение от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более полному, более точному. Это указывает на диалектический характер процесса познания.

Диалектический характер познания обнаруживается, прежде всего, в том, что оно осуществляется как диалектическое единство двух ступеней: чувственного и логического познания, каждое из которых имеет свои формы.

Чувственное познание (осуществляемое с помощью органов чувств) и исторически, и логически является исходным пунктом познания, его началом. Наши органы чувств — единственные каналы связи человека с внешним миром. Органы чувств в совокупности дают необходимую и относительно правильную информацию человеку о внешнем мире, для ориентации в нем. Чувственное познание имеет свои три формы:

1) ощущение — это чувственный образ, возникающий в мозгу человека при непосредственном воздействии на его органы чувств материальных предметов. Оно отражает отдельные свойства, качества этих предметов, действующих на человека. Без внешнего воздействия на нервную систему невозможны рефлексы, и, следовательно, ощущения;

2) восприятие — более сложная форма познания, это целостный чувственный образ предмета, непосредственно действующего на органы чувств. Оно возникает на базе ощущений, является их синтезом в процессе активного отражения мира;

3) высшей формой чувственного познания является представление. Это такой чувственный образ предмета, который возникает при отсутствии его непосредственного действия на органы чувств. Это результат прошлого восприятия, основанный на прошлом чувственном опыте.

Чувственное познание ограничено, давая информацию только о внешнем проявлении качеств предметов в виде их свойств. Сфера чувственного познания значительно расширяется благодаря использованию технических средств (микроскоп, фонендоскоп, телескоп, очки и др.). Но наши ощущения не являются зеркальным отражением внешних предметов, они представляют собой гносеологический образ — результат взаимодействия внешнего раздражителя и наших органов чувств, нервной системы. Поэтому они являются субъективными образами объективного мира. Знания, получаемые нами с помощью чувств, выражают единство объективного и субъективного.

Процесс познания не ограничивается чувственным созерцанием. Более высшей формой является логическое познание. Логическое познание — это сложный процесс переработки данных чувственного познания, процесс образования понятий и операций с ними. Это обобщенное, понятийное отражение действительности. В отличие от чувственного познания оно является средством познания сущности, закономерностей, которые невозможно отразить в чувственном образе. Основными формами логического познания являются понятие, суждение и умозаключение:

1) понятие— это форма мышления, с помощью которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Понятие формируется путем обобщения данных чувственного познания и практической деятельности людей. Оно отражает внутреннюю, общую, существенную сторону вещей (стол, дерево, человек, студент). В понятиях обобщаются и закрепляются все полученные знания, весь опыт. Каждая наука, медицина, фармация в том числе, это система понятий (здоровье, болезнь, норма, патология, этиология, препарат и др.);

2) суждение — это форма мышления, в которой что-то утверждается или отрицается (например, на улице холодно; человек болен и т.д.). В отличие от понятия суждение отражает любые признаки, свойства, связи и отношения явлений действительности. В процессе мышления мы не только констатируем что-то в суждениях, но и сопоставляем их, чтобы получить новые знания.

3)формой получения новых знаний на основе сопоставления суждений является умозаключение— это такая форма мышления, в которой на основе сопоставления двух или нескольких суждений создаются новые суждения с новыми знаниями.

В мышлении все его формы взаимосвязаны, взаимодействуют, переходят друг в друга. Без понятий невозможны суждения, без суждений — умозаключения.

Диалектический подход к процессу познания раскрывает взаимозависимость чувственного и логического познания как двух необходимых моментов познания. Разделить их невозможно. Мышление невозможно без чувственного познания и наоборот.

Дата добавления: 2016-07-22 ; просмотров: 7735 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Чувственное и логическое познание. Их формы

Процесс познания протекает в форме взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъектом познания является человек, человеческий индивид, способный отражать в своем сознании явления действительности. Но человек – это не просто индивид с определенными биологическими свойствами, а, прежде всего общественное существо. Поэтому он мыслит и познает, постольку, поскольку является членом общества, которое через формы общественного сознания оказывает существенное влияние на содержание познания.

Объект познания представляет собой предмет, явление, процесс материального или духовного мира или области действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной или духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемых научным исследованием.

Читайте также:  Как можно понять что у тебя депрессия тест

В советской философской науке было принято выделять две ступени познания: чувственное отражение действительности и логическое отражение действительности. В дальнейшем, когда стало выясняться, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается логическим, стали приходить к нению, что ступенями, или уровнями, познания являются эмпирическое и теоретическое. Некоторые ученые выделяют еще один уровень познания, принимаемый ими за исходный – живое созерцание, которое рассматривается не как познавательная способность, а как результат реализации этих способностей или сам процесс познания определенной стороны объектов.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств – зрения, слуха, осязания и т.д., которые у человека есть «продукты всемирной истории», а не биологической эволюции. Органы чувств – это единственные «ворота», через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире. Существует три формы чувственного отражения:

Ощущения, как правило выступают в качестве компонента более сложного образа – восприятия.

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений.

Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. Сюда относятся образы памяти, образы воображения и т.д.

Важным элементом чувственной деятельности и чувственного познания являются эмоции. Эмоции – это комплексная и довольно сложная форма человеческой чувственности, включающая в себя различные переживания и страсти, такие как гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие. Эмоции вполне определенно зависят от чувственной организации отдельного человека, особенности его психики, индивидуальных черт характера и темперамента. Логическое познание покоится на способности логического мышления. Оно включает в себя два типа логического мышления:

Рассудок – исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Разум – высший уровень рационального познания, для которого, прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия). Только на этом уровне мышление может постигнуть сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику вещей в логике понятий. Логическое познание наиболее полно выражено в мышлении.

Мышление – это процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности.

Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов или в виде словосочетаний.

Суждение – форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным, либо ложным. Понятие и суждение являются «кирпичиками» для построения умозаключений, которые представляют собой моменты движения от одних понятий к другим, выражают процесс получения новых результатов в познании. Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание. Классический пример знания:

1. Все люди смертны (посылка).

2. Сократ – человек (обосновывающее знание).

3. Следовательно, Сократ смертен (выводное знание, называемое заключением или следствием).

Источник

Формы чувственного познания. Предмет и значение логики.

Предмет и значение логики.

Иногда студенты, в том числе и я задаются вопросом –«Зачем надо изучать логику»?

Ведь живут же многие люди, не знающие эту древнюю философскую науку,и мыслят ,и строят свою речь, и познают мир, и изучают в школе различные учебные предметы.

Ответ такой. Наука логика как средство познания объективного мира изучает абстрактное мышление , исследует его формы (понятия, суждения и умозаключения).Логика изучает законы , которыми пользуется при отражении мира в процессе мышления(закон тождества , закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания и другие.)

Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительнее чем у того , кто логики не знает. Он гораздо реже совершает ошибки, заблуждается.Логическое мышление развивается, а не является врожденным, поэтому человеку требуется изучать логику. Но все же главное значение логики в том, что она приучает думать и усиливает мыслительные способности человека.

Предмет данной науки.

Читайте также:  Стресс при беременности 2 триместр последствия

Итак, в современном понимании, логика — это наука о законах и формах правильного мышления.

Форма мышления — это способ связи элементов мысли. Основные формы мышления (логические формы): понятие, суждение, умозаключение.

Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Обладает свойством выражать либо истину (соответствие действительности), либо ложь.

Умозаключение — самая сложная форма мысли, представляет собой получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок).

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов

2. Формы познания: чувственное познание и абстрактное мышление.

Формы абстрактного мышления

Понятие –форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов(входящие в один класс по фиксированному классообразующему признаку),примеры –« портфель, трапеция».

Суждение— форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях.Пример-« Саранча опустошает поля»

Умозаключение-форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.

Первая два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение –заключение.

В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания.

Истина- есть адекватное отражение в сознании человека являний и процессов природы, общества и мышления.

Истину могут дать нам формы чувственного познания-ощущения и восприятия.

Особенности абстрактного мышления

1)Мышление отражает действительность в обобщенных формах.

2)Абстрактное мышление-форма опосредованного отражения мира.

3)Абстрактное мышление-процесс активного отражения действительности.

4)Абстрактное мышление неразрывно связано с языком.

Формы чувственного познания

Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ощущение-это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств(например ощущения горького, соленого и т.п)

В ощущениях осуществляется связь сознания с внешним миром.

Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета , непосредственно воздействующего на органы чувств(образы автобуса, электростанции)

Восприятия слагаются из ощущений.

Представление — это чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспринимался.

По описанию внешнего облика какого-то реального человека или литературного героя мы стараемся зрительно создать его образ, представить его внешность.

Путем чувственного отражения мы познаем явление, но не сущность, отражаем отдельные предметы во всей их наглядности. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это скачок от познания фактов к познанию законов.

Источник

Формы чувственного познания

Вопросы для подготовки к зачету

Предмет и значение логики.

Иногда студенты, в том числе и я задаются вопросом –«Зачем надо изучать логику»?

Ведь живут же многие люди, не знающие эту древнюю философскую науку,и мыслят ,и строят свою речь, и познают мир, и изучают в школе различные учебные предметы.

Ответ такой. Наука логика как средство познания объективного мира изучает абстрактное мышление , исследует его формы (понятия, суждения и умозаключения).Логика изучает законы , которыми пользуется при отражении мира в процессе мышления(закон тождества , закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания и другие.)

Человек, овладевший логикой, мыслит более четко, его аргументация убедительнее чем у того , кто логики не знает. Он гораздо реже совершает ошибки, заблуждается.Логическое мышление развивается, а не является врожденным, поэтому человеку требуется изучать логику. Но все же главное значение логики в том, что она приучает думать и усиливает мыслительные способности человека.

Предмет данной науки.

Итак, в современном понимании, логика — это наука о законах и формах правильного мышления.

Форма мышления — это способ связи элементов мысли. Основные формы мышления (логические формы): понятие, суждение, умозаключение.

Суждение — это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Обладает свойством выражать либо истину (соответствие действительности), либо ложь.

Умозаключение — самая сложная форма мысли, представляет собой получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок).

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов

Формы познания: чувственное познание и абстрактное мышление.

Формы абстрактного мышления

Понятие –форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов(входящие в один класс по фиксированному классообразующему признаку),примеры –« портфель, трапеция».

Суждение— форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях.Пример-« Саранча опустошает поля»

Читайте также:  Настроение весны что такое колорит технология 1 класс презентация школа россии

Умозаключение-форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение.

Первая два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение –заключение.

В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания.

Истина- есть адекватное отражение в сознании человека являний и процессов природы, общества и мышления.

Истину могут дать нам формы чувственного познания-ощущения и восприятия.

Особенности абстрактного мышления

1)Мышление отражает действительность в обобщенных формах.

2)Абстрактное мышление-форма опосредованного отражения мира.

3)Абстрактное мышление-процесс активного отражения действительности.

4)Абстрактное мышление неразрывно связано с языком.

Формы чувственного познания

Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ощущение-это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств(например ощущения горького, соленого и т.п)

В ощущениях осуществляется связь сознания с внешним миром.

Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета , непосредственно воздействующего на органы чувств(образы автобуса, электростанции)

Восприятия слагаются из ощущений.

Представление — это чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспринимался.

По описанию внешнего облика какого-то реального человека или литературного героя мы стараемся зрительно создать его образ, представить его внешность.

Путем чувственного отражения мы познаем явление, но не сущность, отражаем отдельные предметы во всей их наглядности. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это скачок от познания фактов к познанию законов.

Общая характеристика понятия как формы мышления.

В понятии отражают совокупность существенных признаков, то есть таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс.

Понятие-это форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов

Содержание и объем понятия

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов , отраженных в этом понятии. Содержанием понятия «квадрат» является совокупность двух существенных признаков: «быть прямоугольником» и «иметь равные стороны».

Объемом понятия называют совокупность предметов ,которая мыслится в понятии .Объективно ,т.е вне сознания человека, существуют различные предметы , например, школьники .Под объемом понятия «школьник» подразумевает множество всех школьников ,которые существуют сейчас ,существовали ранее и будут существовать в будущем.

Относительные понятия— такие понятия, в которых мыслятся предметы ,существование одного из которых предполагает существование другого(«дети»-«родители», «ученик»-«учитель», «начальник-«подчиненный»).

Безотносительные –такие понятия, в которых мыслятся предметы , существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета(«человек», «доменная печь»).

Положительныепонятия характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения. Например, «грамотный человек», «алчность», «красивый поступок».

Если частица «не» или «без» («бес)слилась со словом и слово без них не употребляется (например, «ненастье», «бесчинство»), то понятия , выраженные такими словами, также называются положительными.

Отрицательными называются те понятия, которые означают, что указанное качество отсутствует в предметах («неграмотный человек», «некрасивый поступок»). Эти понятия в языке выражены словом или словосочетанием, содержащим отрицательную частицу «не» или «без»(бес), присоединенную частицу «не» или «без»(«бес»), присоединенную к соответствующему положительному понятию и выполняющую функцию отрицания. Положительное (А) и отрицательное (не –А) являются противоречащими понятиями.

Собирательными называются понятия, в которых группа однородных предметов мыслится как единое целое ,например,(«полк», «стая»)

Содержание несобирательного понятия можно отнести к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии(«ручка», «река», «игрушка»).При этом будут возникать истинные суждения. Например, о каждом данном растении можно сказать, что оно является растением , и это утверждение является истинным.

Виды отношений между понятиями.

Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия , отражающие эти предметы,также находятся друг от друга по своему содержанию понятия, не имеющие общих признаков, называются несравнимыми(например «поэма» и «колодец»;»невоспитанность» и «радуга»),остальные понятия называются сравнимыми.

Типы совместимости

Равнозначные— понятия,которые , различаясь содержанием , имеют равные объемы

(«река Нил»и «самая длинная река в мире»)

Перекрещивание-понятия,объемы которых не только частично совпадают, т.е содержат общие элементы, но и включают элементы принадлежащие одному и только одному из них

Отношения подчинение(субординации) характеризуется тем, что объем одного понятия целиком включается в объем другого понятия но не исчерпывает его.Это отношение вида и рода;А-подчиняющее понятие(«хищник»),В-подчиненное понятие(«тигр»)

Источник

Оцените статью