Формы чувственного познания как взаимосвязь

Чувственное познание: понятие, примеры, виды, значение

Приветствую Вас, друзья!

На протяжении всей своей жизни люди налаживают связи с другими членами общества и окружающей их средой, постоянно осмысляя увиденное и услышанное ими. Благодаря пониманию и осмыслению мира вокруг себя люди получают возможность гармонично вливаться в природу и общество. В гносеологии (раздел философии, изучающий познание) выделяют две разновидности познания: рациональное и чувственное. Их этой статьи Вы узнаете, что такое чувственное познание, как оно проявляется, из каких стадий состоит и какие формы и виды чувственного познания существуют. Начнём с определения.

Что такое чувственное познание?

Чувственное познание — это разновидность познания, основанная на восприятии окружающего мира с помощью органов чувств. Традиционно этот тип познания противопоставляется мышлению, представляющему собой уже вторичную методику познания действительности. А за формирование первоначальных знаний об окружающей среде, а также о внешнем виде и устройстве наполняющих ее предметов отвечают органы чувств человека. К пяти основным человеческим чувствам относят зрение, слух, вкус, осязание и обоняние.

Полноценное познание мира при помощи чувств присуще лишь человеку, хотя животные тоже используют органы чувств для набора необходимых знаний об окружающей среде, но в гораздо меньшей степени, чем более биосоциальные по своей природе люди. При этом полноценное познание мира не может основываться исключительно на чувствах, оно неотделимо от рационального мышления, без которого человек не сможет понять сути окружающих его явлений и предметов.

Стадии чувственного познания

Современная наука разделяет познавательный процесс на несколько стадий.

  • Для первой стадии познания характерно своеобразное «впечатывание» в человеческую психику знаний о внешнем виде различных вещей;
  • На втором этапе, представляющем собой осмысление окружающей действительности, у людей формируются необходимые знания и суждения о ней.
  • Третий этап включает в себя формирование стойких и обоснованных знаний об окружающем нас мире с последующей интерпретацией человеком изначально возникших в его сознании чувств.

Особенности чувственного познания

Описываемый тип познания основывается исключительно на восприятии и ощущениях, что позволяет выделить несколько характерных лишь для него особенностей:

  • познание мира через чувства является связующим звеном между человеком и миром предметов;
  • этот тип познания часто относят к «пассивному»;
  • именно чувственное познание является основным и важнейшим элементом познания культуры, поскольку сведения, полученные человеком через органы чувств воспринимаются им как безусловно соответствующие действительности;
  • указанная разновидность познания способна фиксировать исключительно «вещную», предметную картину мира, сведения о которой предоставляются нашему мозгу органами чувств. А потому для получения полноценной картины объективной реальности человеку необходимо вывести собственную познавательную деятельность на следующую ступень — к уровню рационального (от латинского слова ratio — т.е. разум) познания.

Формы чувственного познания

В чувственном познании выделяют три уровня, целью которых является подготовка индивидуума к переходу на более высокую стадию познавательной деятельности, связанную с абстрагированием. К основным формам данного типа познания относят:

  • Ощущения, являющиеся начальным уровнем познания. Этот уровень чувственного познания предоставляет людям только изначальное и одностороннее представление о предметах, например, об их внешнем виде, запахе и вкусе.
  • На этапе восприятия происходит некоторое накопление знаний, полученных индивидуумом ранее посредством ощущений, что позволяет человеку сформировать уже достаточно цельный образ предмета в своем сознании.
  • На заключительном этапе, представлении, воспринятые из вне образы начинают самостоятельно воспроизводится в мозгу, создавая наглядную и осмысленную картину действительности.
Читайте также:  Фразы которые вызывают положительные эмоции

Однако познание мира с помощью чувств не способно раскрывать сути происходящих в мире явлений — этот уровень познавательной деятельности более сложен, он требует от индивидуума подключения логики, анализа и рационального мышления. Таким образом, только объединив живое созерцание окружающей действительности с абстрактным мышлением, человек получит возможность полноценно познавать мир вокруг себя.

Виды чувственного познания

Чувственный тип познания основывается на работе сенсорных анализаторов и сенсорной системы человека в целом. Ныне наука выделяет следующие типы чувственного восприятия:

  • зрительное;
  • слуховое;
  • тактильное;
  • вкусовое;
  • посредством обоняния;
  • с помощью вестибулярного аппарата.

Кроме того, иногда к разновидности чувственного познания относят интуицию, упуская из вида факт того, что интуиция не отталкивается от логики и не опирается на ощущения. В сущности, интуицию можно отнести к отдельной, весьма своеобразной форме познания, объединяющей в себе и рациональное, и иррациональное начала.

Значение чувственного познания

Появлению в сознании наглядного, чувственного образа предшествует определенное воздействие на органы чувств, а через них — на нервную систему человека определенного предмета материального мира, выступающего в качестве внешнего раздражителя. Но одного лишь воздействия на органы чувств недостаточно для появления всеобъемлющего образа, поскольку любое познание требует хотя бы минимальной активности. А потому, и органы чувств должны активно участвовать в исследовании новой для себя вещи посредством напряжения зрения, слуха и обоняния, ощупывании контуров неизвестного предмета и т.д.

Чувственный тип познания относится к первичным источникам ознакомления человека с внешним миром. Как уже указывалось выше, полноценное познание тесно связано с мышлением и созданием в мозгу рационально и логически обоснованных образов, дополняющих картину мира, предоставленную людям их органами чувств.

Отображающий материальный объект чувственный образ не является символом данного объекта, а лишь представляет собой его точную копию, порожденную одним либо несколькими органами чувств. Также у этого образа имеются объективная и субъективная стороны — он объективен в плане собственного содержания и субъективен, поскольку существует как наглядный образ в сознании конкретного индивидуума, созданный на основе его восприятия окружающей действительности. К тому же, у чувственного познания есть и определенные границы, выйти за которые человек может только при помощи рационального мышления.

Связь рационального и чувственного познания

Итак, чувственный тип познания имеет собственные границы, очерченные, с одной стороны — природой и физиологией человека, с другой стороны — открытостью и пригодностью чувственного познания лишь для изучения внешних сторон предметов, но невозможностью изучения с его помощью закономерностей, связанных с их возникновением и развитием. Для более глубокого познания мира чувства всегда должны дополняться логикой и рациональным мышлением.

Рациональный тип познания отличается от чувственного большей обобщенностью и опосредованностью процесса изучения окружающей среды. Он основывается на абстрагировании и обобщении, что позволяет оперирующему к такому методу познания человеку выводить четкие и понятные общие закономерности.

По этой причине рациональное познание помогает человеку гораздо глубже и полнее исследовать не только внешнюю, но и глубинную суть окружающей среды, формировать собственные суждения и делать самостоятельные логически обоснованные выводы о происходящем вокруг. Одновременно рациональное познание дополняет и совершенствует знания, полученные человеком при помощи органов чувств, выступая уже в роли фактора развития и преобразования мира.

Читайте также:  Что можно нарисовать радость

Оба способа познания (и чувственный, и рациональный) неотделимы друг от друга. Несмотря на существенные различия, они являются двумя тесно связанными между собой сторонами единого процесса, развитие которого возможно лишь при их взаимном дополнении.

Выводы

В недавнем прошлом ученые относили чувственное познание к наиболее низкой ступени человеческого мышления. Данный вывод обосновывался тем, что индивидуум, познающий мир лишь с помощью чувств руководствуется исключительно инстинктами. Но современная философия смотрит на чувственный тип познания под иным углом, связывая воедино и чувственный, и рациональный методы изучения окружающей действительности, а также признавая чувства своеобразным фундаментом для более детальной и основанной на логике познавательной деятельности.

Источник

ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

В структуре познавательного процесса выделяют следующие уровни: чувственное и рациональное познание. Любой познавательный процесс (на уровне обыденного, мифологического, научного, художественного опыта) предполагает их наличие.

Чувственное познание дает образную картину мира, обеспечивает нам первоначальную ориентацию в нем и приспособление к его реалиям.

Логическое (рациональное) познание позволяетсубъекту с помощью своего интеллекта проникать в сущности вещей, недоступные чувствам, обнаруживать скрытые для воспри­ятия законы ихбытия. Это познание связывает человека с миром опосредованно.

Чувства и разум человека совместно и непрерывно «ра­ботают» над решением той или иной познавательной зада­чи, выполняя свои функции и давая человеку, в конечном счете, некое комплексное знание объекта познания.

Чувственное познание возникает в результате непосредственного взаимодействия между человеком и окружающим миром и существует в трех формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущениевозникает в результате непосредственного контакта органа чувств человека с воспринимаемым предметом и отражает отдельные свойства или качества этого предмета в соответствии с нашими органами чувств, на которые он воздействует. Это выражено даже лингвистически: мы говорим – я ощущаю шероховатость поверхности, я ощущаю дуновение ветра, я ощущаю приятный запах, но не говорим – я ощущаю лес или картину. Существует пять типов ощущений (зрительные, обонятельные, осязательные, слуховые, вкусовые). Характер ощущений двоякий: с одной стороны, оно предполагает обязательное наличие предмета ощущений и основывается на определенной физиологии, поэтому ощущения объективны. С другой стороны, ощущения субъективны, могут варьироваться у различных людей, отражая их индивидуальные физиологические особенности (например, дальтоники не различают красный и зеленый цвет) и даже некоторые их профессиональные особенности (например, художник может различать гораздо большее количество оттенков цвета). Таким образом, ощущение есть субъективный образ объективного мира.

Восприятие – более сложный уровень чувственного познания. Восприятие, также как и ощущение, возникает только в результате непосредственного контакта с предметом, но отражает уже не отдельные свойства или качества предмета, а формирует его целостный образ. Формирование восприятий – это гораздо более сложный, чем ощущение, познавательный акт. В процессе восприятия человек, получая непосредственную информацию из окружающей действительности, соотносит ее с определенными категориями (качество-количество, причина-следствие, необходимость, часть-целое и др.). Восприятие – это уже определенная схематизация предмета с целью выделения в нем устойчивых (инвариантных) признаков.

Представление – промежуточное звено между чувственным и рациональным познанием. Представление, также как и восприятие, дает нам целостный образ предмета, но уже без непосредственного контакта с этим предметом. Основным механизмом возникновения представлений являются механизмы памяти и воображения. Представление воспроизводит предмет не во всей совокупности его свойств и признаков, а выделяет лишь наиболее типические признаки. Представление – это всегда обобщенный чувственно-конкретный образ предмета, формируемый на основе следов вос­при­ятий, бывших в памяти. Отрыв от непосредственного воз­действия объектов реального мира, а также способность к обобщению и абстраги­рованию, присущие человеку, созда­ют предпосылки для формирования на основе представле­ний различных художественных образов, которых мо­жет не существовать в реальности (кентавр, русалка и т.п.). Отличительной чертой чувственного уровня является его эмоциональная окрашенность; с помощью ощущения, восприятия и представления человек не только познает, но также переживает и оценивает мир.

Читайте также:  Поведение человека который чувствует вину

Рациональное познание также реализуется на трех уровнях: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – форма рационального познания, в которой фиксируются общие и существенные признаки предмета. Понятие – это результат абстрагирующей способности разума, оно лежит в основе такой важной логической процедуры, как обобщение. На основе понятий предметы обобщаются в классы. Понятия выделяют в предмете его сущностные, а, следовательно, устойчивые признаки. Понятия фиксируются в категориях как разговорного, так и научного языка и выражаются посредством слова-существительного.

Суждение – форма рационального познания, реализующаяся через связь понятий, т.е. оно фиксирует наличие или отсутствие у предметов определенных свойств, связей и отношений. В логике суждение записывается как «S есть P», где S выражает предмет мысли, а P – свойство предмета мысли. Например, в суждении «Воскресенье – выходной день» предметом мысли является воскресенье, а тем признаком, которым оно обладает – выходной. Одна из важнейших функций суждений – их способность выступать в качестве определений. В языке суждение выражается посредством предложения, следовательно, именно суждение является основной лексической единицей.

Умозаключение – форма рационального познания, отвечающая за «рост» знания, т.е. посредством умозаключения происходит переход от знания менее полного к знанию более полному и достоверному. Умозаключение представляет собой связь двух и более суждений. По форме умозаключения делятся на дедуктивные (наибольший вклад в их разработку внесли Аристотель и Декарт), индуктивные (велика роль Фр.Бэкона) и умозаключения по аналогии. Отличительная черта дедуктивных умозаключений – при соблюдении правил логики они дают достоверное, т.е. 100% знание, поэтому именно дедуктивные умозаключения лежат в фундаменте научного знания. Все законы, теоремы, аксиомы являются дедуктивными умозаключениями. Умозаключения индуктивные и по аналогии имеют вероятностный характер.

Разделение процесса познания на выделенные два уровня имеет относительный характер; в процессе реального мышления они диалектически взаимосвязаны. Это проявляется в том, что рациональное познание базируется на чувственном, а чувственное всегда определенным образом понятийно оформлено, т.е. несет в себе значительные элементы рационального знания.

Взаимосвязь чувственного и рационального проявляется также в том, что на обоих уровнях имеет место интуиция. Единство чувственного и рационального обусловлено преобразующе-практической деятельностью общественного человека, включенностью процесса познания в социокультурную динамику бытия.

Иррациональное постижение миразаключается в осуществлении таких позна­вательных актов, которые не сводятся к нормам строгого логического мыш­ления и не имеют пока надежного научного объяснения. Например, ин­туициякак непосредс­твенное (без анализа и обоснования) усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно-доб­рого или прекрасного. Подобные интуитивные догадки и решения рассматрива­ются чаще всего в качестве итоговой фазы логического размышления, ко­торое протекает в глу­бинах психики и поэтому не осознается нами.

Источник

Оцените статью