Формы чувственного отражения их взаимосвязь

Формы чувственного и рационального познания действительности и их соотношение. Эмпиризм и рационализм.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Чувственное отражение выступает в трех основных формах – в виде ощущений, восприятий и представлений.

Ощущения — это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д. Этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но субъективен по форме, зависит от особенностей физиологии органов чувств человека,, физиологии его высшей нервной деятельности, и даже, как показано выше, от его жизненного опыта.

Более сложной и высокой формой чувственного отражения является восприятие — целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта. Здесь уже, как правило, вступает в дело мысль, обозначающая воспринимаемый объект.

Высшей формой чувственного отражения является представление-образное знание о непосредственно не воспринимаемых объектах, воспроизводимое по памяти. В представлении вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания. На уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания как воображение-способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.

Чувственное отражение — необходимая ступень познания, непосредственно связывающая сознание с внешним миром.

Мышление . — это активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей.

Это именно активное, целенаправленное отражение, что определяется связью мышления и познания в целом с практикой, с его устремленностью к истине. Вместе с тем это отражение опосредованное в отличие от чувственного отражения, поскольку оно опосредуется чувственностью, ее образами. Мышление обобщает, схватывает общее в объектах, и потому оно связано с абстрагированием, отвлечением от

второстепенного в объектах. А само отыскание общего диктуется практикой, которая не должна всякий раз открывать Америку, а нуждается в общих правилах, в знании законов и т.д. Наконец, мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями — сущность, существенные свойства и отношения вещей, поскольку без этого немыслима ни практическая деятельность, ни приобретение по-настоящему глубокого знания об объекте.

Формы рац. познания — понятие, суждение и умозаключение. Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятия обозначаются словом или группой слов. Различают обыденные и научные понятия. Суждение-форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей. Умозаключение-форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса – индуктивные и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие.

Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны — чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, а рациональное познание само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственного отражения.

Сенсуализм (от лат. sensu — чувство) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Сильная сторона сенсуализма о подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации. Слабая — в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс познания к различным комбинациям чувственных данных, свести на нет роль мышления. Рационализм ( от лат. ratio — разум)принижает в свою очередь роль чувственного знания и отводит решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Рационализм отрывает разум от его питательной почвы, от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на которой единственно может строиться успешная работа познающего мир разума. Выход в единстве.

Источник

Формы чувственного отражения: 1. ощущение, 2. восприятие, 3. представление.

1. форма чувственного познания мира, отражающая отдельные свойства предметов

2. система свойств предметов

3. форма чувственного познания, чувственный наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраненных в познании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

Роль чувственного отражения: 1.единственный канал связывающий нас с окружающим миром, 2.мышление развивается на базе чувственного опыта. Рациональное познание базируется на чувственном опыте.

Мышление развивается в наглядно образном . важные формы: понятие, суждение, умозаключение. Понятие – форма мышления отражающая существующие и общие свойства предметов . различают по степени общности. Понятия результат логической деятельности. Общие понятия: 1.понятия частных наук, 2. Общие понятия системы

По глубине отражения действительности выделяют:

1. Понятие отражающее общее в предметах

2. понятии отражающее существенное в свойствах предметов

3. понятие раскрывающее смысл и значение предметов

4. понятие идеи – нацелены на преобразование реальности

Суждение – форма мысли в которой посредством связи понятий , что либо утверждается или отрицается.

Умозаключение – форма мысли, формирующая рассуждение из 1 или нескольких посылок выводится новое рассуждение – заключение.

1. дедуктивные – выведение умозаключения от общего к частному

2. индуктивные – метод от частного к общему

3. по аналогии – метод от частного к частному. Метод творческого мышления способ нового получения знания. Рациональное невозможно в реальном познавательном процессе.

ВОПРОС. ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ГНОСЕОЛОГИИ. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ.

ИСТИНА –адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания.

Истина – соответствие знаний действительности (платон, гегель)

— опытная подтверждаемость (субъективные идеалисты)

— полезность и эффективность знания (прагматизм)

— результат соглашения между учеными

Аспекты истины: 1)бытийственный аспект связан с тем что в истине отражается реальный мир, свойства предметов. В наших знаниях отражается материальное и духовное.

2)аксиологический аспект – истина имеет практическую направленность и связана с эстетическими и нравственными ценностями.

3)практикологические аспекты – истина связана с практикой даже в том случае, если внешне они различны, якобы не связаны между собой.

Свойства истины: 1.объективна по содержанию, но субъективна по форме, 2.конкретность – научная истина всегда обращена к конкретным объектам, 3.проблемы поиска нового знания – углубление наших знаний о мире. Если истина будет постигнута, она будет суммой абсолютов.

Ложь – преднамеренное введение заведомо неправильных представлений в наше знание. Заблуждение – непреднамеренное несоответствие понятий и суждений объекту.

Критерии истины:

1) практика — целенаправленная предметно-чувственная деятельность по преобразованию материальных систем.

2.предметно-чувственный характер – подрозумевает преодоление сопротивления материи

3.практика – преобразование мира

Виды практики: производственная, социально-политическая, научно-экспериментальная, бытовая, асоциальная, спортивная, медицинская, семейная.

Роль практики в познании:

Практика – основа, цель в познании и критерии истины. Истина рассматривается как эстетический критерий.

ВОПРОС. ТВОРЧЕСТВО И ИНТУИЦИЯ В ПОЗНАНИИ.

Творчество– процесс психологической деятельности, качественно новые материальные и духовные ценности.

Процесс познания всегда носит творческий характер.

Этапы творчества: — накопление знаний

— уход от проблемы и переключение на другую проблему

В творческом процессе решающую роль играет интуиция, а не рациональный процесс.

Интуиция – способность к постижению истины путем прямого усмотрения, без обоснования с помощью доказательств. Свойства интуиции:

2. интуитивное видение

Виды:

Интуиция имеет вероятностный характер, несет в себе возможность получения нового знания и опасность совершать ошибку.

Читайте также:  Что может повышать настроение

Интуиция помогает найти внезапное решение, постижение истины без предварительного логического доказательства

Источник

Вопрос 34. Чувственное отражение, его форма и роль в познании.

Исходный момент процесса познания — контакт субъекта с объектом познания. Путь процесса познания имеет две основные ступени: чувственное познание (живое созерцание) и рациональное познание. Чувственное познание в свою очередь имеет также две ступени:

непосредственный контакт субъекта и объекта через органы чувств;

содержание отражения (каждое ощущение восприятия даёт сведения о единичном, даёт только по­верхностное знание).

Форма — чувственный образ:

представление. Познавательная роль чувственного отражения: все знания имеют своим источником в конечном счёте чувственное отражение.

Чувственное отражение не даёт понимания отражаемого, прямой информации о том, что доступно ин­теллекту. Оно поверхностно. Отличие чувственного отражения от отражения животного: многие животные обладают более совершенными органами чувств, чем человек, при этом границами восприятия для животных являются естественные границы восприятия, человек же с помощью приборов может расширить естественные границы восприятия, к тому же к работе органов чувств добавляется деятельность ума.

предметный мир. Истина по своему источнику всегда объективна. Объективная истина — такое содержание наших знаний, которое не зависит от человека и человечества.

Поскольку мир безграничен в пространстве, бесконечен во времени и неисчерпаем вглубь, постольку всякое знание ограничено знаниями эпохи и мерой постижения предмета. Любое знание является относительной ис­тиной. Признание относительного характера наших знаний ограждает нас от зазнайства, окостенения знаний, от догматизма.

Вопрос о том, может ли человек и человечество познать весь предметный мир целиком?

Абсолютная истина — полное предметное знание окружающего мира. Достижима ли абсолютная истина? Нет, поскольку мир беспределен. Да, абсолютная истина в принципе недостижима, поскольку нахождение любой отно­сительной истины есть обретение крупицы абсолютной истины. Это противоречие объективно, а не вымышлено. Понимание того, что есть абсолютная истина, ограждает нас от релятивизма.

Вопрос 37. Понятие практики. Роль практики в процессе познания.

Практика — категория гносеологии. Практика (опыт) — взаимодействие познающего субъекта с познавае­мым объектом в процессе познания. Практика в современном материалистическом понимании — это взаимодейст­вие человека с окружающей средой, в которой человек играет роль активной и сознательной силы. Субъективный идеализм видит только субъективную сторону практики, объективный идеализм сводит практику к теоретической деятельности. Виды практики:

Трудовая деятельность человека.

Социальная практика человечества (социальный опыт).

Вся общественная жизнь по существу носит практический характер. Практика — основа процесса позна­ния, цель познания. Все области познания создаются и развиваются в конечном счёте для практического резуль­тата. Практика — критерий истины. Здесь философия получает разрешение спора с агностицизмом. Маркс говорит о том, что вопрос об истинности или не истинности наших знаний — вопрос не теории, а практики. Достижение истины проверяется практикой.

Учение о практике дало возможность представить философское решение вопроса о происхождении сознания. Вся производственная деятельность человечества даёт объяснение всего исторического процесса — основная идея материалистического понимания истории.

В учении о практике заложена ключевая идея теории и практики педагогики человечества — возможность сформировать как полноценное существо человека только совокупностью деятельности и обучения.

Источник

Виды чувственного отражения и их взаимосвязь

Ощущение, восприятие и представление — основные формы чувственного отражения. Но эти формы нельзя отрывать от их содержания, т. е. отражения движущейся материи. Если

19 См .: А. Киселинчев. Марксистско-ленинская теория отражения учение И. Павлова о высшей нервной деятельности. М., 1956. 1955.

20 Р. Гароди. Вопросы марксистско-ленинской теории познания. М. 1955

21 М. Корнфорт. Диалектический материализм. М., ИЛ, 1956.

восприятие и представление всегда в той или иной мере поли­модальны, т. о. отражают одновременно или последовательно оптические, механические, акустические, химические свойства и признаки предметов внешнего мира, то ощущения всегда мономодальны. Ощущение есть функция определенного анализатора, филогенетически сформировавшегося как сложное приспособление мозга к отражению определенного вещества определенной формы движения материи. Поэтому ощущение действительно есть парциальный образ как результат дробного анализа определенного материального тела и явления. Восприятие есть целостный образ предмета, порождающийся синтетической деятельностью мозга, временной связью, замыкающей контакт между двумя или несколькими анализатора­ми. В этом смысле восприятие («перцепция»), по определению Павлова, есть условный рефлекс. Но такой условный рефлекс выработан только на основе безусловного рефлекса с одного из анализаторов. Представления целиком определяются сло­жившейся системой временных связей или условных рефлексов, т. е. ассоциацией как универсальной закономерностью синтетической деятельности мозга.

Нетрудно заметить, что, удаляясь в сторону от ощущения к представлению, мы удаляемся в сторону от проблемы происхождения чувственных знаний из непосредственного взаимодействия органов чувств и анализаторов с конкретными формами движущейся материи. Но ведь именно постановкой этой проблемы материалистический сенсуализм в корне отличает от сенсуализма идеалистического, агностицизма и прочих философских направлений.

Для решения этой проблемы, как и проблемы чувственного отражения, необходимо конкретное исследование причиной зависимости деятельности анализаторов от определен форм движущейся материи.

Напомним, что Павлов неоднократно подчеркивал, что существуют два основных хотя и взаимосвязанных, но самостоятельных нервных механизма: механизм анализаторов и механизм временных связей (условных рефлексов и ассоциации). Временные связи всегда вырабатываются с определенного анализатора, а анализаторы условнорефлекторно связывают друг с другом. В ходе исторического развития учение о высшей нервной деятельности сложилось так, что преимущественно разрабатывалась теория временных связей. Благодаря этому были сделаны выдающиеся открытия законов движения нервных процессов и их взаимной индукции, основных свойств типов нервной системы, первой и второй сигнальных систем в их взаимодействии.

В ходе развития этого учения были открыты и уточнены

явления, относящиеся к мозговым концам анализаторов, соче­танию в них ядерных и рассеянных элементов, преобразовано представление о рецепторах как трансформаторной части анализаторов.

Тем самым была заложена новая теория анализаторов, имеющая огромное значение для психологии и теории позна­ния. Но малая разработанность этой новой теории сравнитель­но с теорией временных связей объясняется в известной мере недостаточным вниманием философов.

Ни в одной из отмеченных выше философских работ не рас­сматривается сенсорная организация человека, ее состав, . определяемый исторически сложившимися анализаторными системами. В этих работах говорится, как и полвека назад, что человек обладает зрением, слухом и осязанием, обонянием и вкусом, а некоторые авторы добавляют: «и другими чув­ствами». Какие же это другие чувства? Не ясно ли, что, не зная реальный состав анализаторных деятельностей человече­ского мозга, мы не можем определить и структуру чувствен­ного познания, представляющую закономерное соотношение и взаимосвязь между ними.

Рассмотрим поэтому прежде всего состав чувственного отражения в свете современного состояния физиологии ана­лизаторов психологии.

Прежде всего в этот состав входит зрение — деятельность светового анализатора. Более общей и филогенетически ран­ней функцией этого анализатора, как можно полагать, являет­ся ахроматическое зрение, которое сохраняется и при раздра­жении ядерных клеток («центров») мозгового конца анали­затора. Более тонкая и дифференцированная деятельность этих ядерных клеток, как и центральной части сетчатой обо­лочки глаза, выражается в хроматическом зрении. Но это ‘различие между ахроматическим и хроматическим зрением не является абсолютным; оно всегда соотнесено к конкретному образу жизни (дневному или ночному) на разных стадиях филогенеза. Соотношение ахроматического и хроматического зрения у человека выступает в качественно новом виде, осо­бенно при сопоставлении с аналогичными явлениями у антро­поидов. Огромного прогресса достигает у человека хроматиче­ское, цветовое зрение как в области длинноволновой, так и коротковолновой части видимого спектра.

Но вместе с тем поразительна дифференцировка тончайших

шансов серого цвета, относящегося к ахроматическому зрению. Нет никакого основания рассматривать ахроматическое зрение человека как низший вид зрения, своего рода протопатическую чувствительность глаза, как это утверждал на-

Читайте также:  Что это такое не чувствуешь вкус пищи

пример, Парсонс. Прогресс ахроматического зрения человека обнаруживается в весьма тонком анализе квантовой природы света, в доведении этого анализа до нескольких квант или фотонов при критической частоте мельканий. Можно предполагать, что прогресс ахроматического и хроматического зрения человека взаимосвязан. Дробный анализ интенсивности светового потока и чувственный «спектральный» анализ волновой природы этого потока идут рука об руку. Особенно ин­тересна взаимосвязь между ахроматическим зрением и цвето-различением в области коротковолновой части видимого, спектра.

В нашей философской литературе главное внимание обра­щается на цветовое, хроматическое зрение человека, особенно в связи с критикой учения о первичных и вторичных качествах. Между тем зрение человека не сводится к хроматическому видению, многие явления которого вообще нельзя правильно объяснить без его взаимосвязи с ахроматическим зрением. Ахроматическое зрение — неблагодарная почва для идеалистических спекуляций, так как в этой области наиболее точно установлены количественные и качественные зависимости ощущений от физических воздействий света, отражение зрением физической природы света.

Но ахроматическое и хроматическое зрение не исчерпывают функции светового анализатора человека. Наиболее сложной функцией этого анализатора, тесно связанной с деятельностью других анализаторов, является пространственное, видение.

Через пространственное видение раскрывается объектив­ная связь зрения с так называемым осязанием, которое в свете современной науки является сложной совокупностью р личных функций четырех анализаторов, о чем будет сказа не ниже. Но сейчас достаточно отметить, что Сеченов определи/ осязание в целом как чувство, параллельное зрению, имея в виду именно пространственное видение.

Наиболее ясно поставлен вопрос об их соотношении как вопрос гносеологический в работах Дидро. Но со времен не только Дидро, но и Сеченова достигнут огромный прогресс в научных знаниях об осязании.

Физиология и психология показали, что состав осязания весьма разнороден. Наиболее общей частью этого вида вос­приятия является тактильная рецепция, которая производится деятельностью кожномеханического анализатора. У человека тактильная чувствительность наиболее развита на дистальных частях тела, особенно на кончиках пальцев, где наиболее низкой, напротив, является болевая чувствитель­ность. Известная противоположность между тактильными и|

болевыми ощущениями выражается и в противоположных» рефлекторных эффектах: тактильные ощущения являются/ сигналами активных движений, болевые — пассивнооборонительных. Это раздвоение и внутреннее противоречие в кожной чувствительности человека весьма важно для понимания при­роды контактной чувствительности вообще.

В состав осязания входит вполне самостоятельный вид ощущений — температурных, являющихся функцией особого температурного анализатора. Но температурные ощущения не только входят в общий состав осязания. Они имеют и само­стоятельное, более общее значение для всего процесса термо­регуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой.

Из этих видов кожных ощущений только тактильные ощущения однозначно совпадают с осязанием, образуя пассивное/ осязание. Активное осязание образуется путем ассоциации тактильных ощущений с мышечно-суставными, которые стали) специально изучаться за последнее столетие. Но в активное осязание входит только один вид кинестезии, а именно кине­стезия рабочих движений рук. Кинестезии рабочей позы и опорно-двигательного аппарата (ходьбы) развиваются само­стоятельно в тесной связи с вестибулярными ощущениями (равновесие и ускорение). Особыми путями развиваются мышечно-суставные ощущения голосового и речедвигательный аппаратов, непосредственно связанные со слуховыми функ­циями мозга (с речевым и музыкальным слухом). Кинестети­ческие ощущения являются функцией двигательного кинесте­тического анализатора, которым оказалась двигательная зона / коры больших полушарий головного мозга.

С открытием двигательного анализатора весь мозг предстал как один гигантский анализатор внешней и внутренней! среды организма. Это открытие завершило вековую историю’ поисков механизма одного из самых универсальных видов человеческих ощущений. На протяжении этой истцрии идеа­лизм неоднократно пытался использовать вновь открытые факты кинестезии. Так, например, Бэн интерпретировал эти факты, как доказательство спонтанности и субъективности любого восприятия, порождаемого структурой движения тела человека. Для Маха вещи как «комплексы ощущений» в зна­чительной мере есть порождение ощущаемых человеком дви­жений.

Идеалистической концепции кинестезии Сеченов противопоставил свое материалистическое понимание мышечного чув­ства как важного орудия познания внешнего мира и практи­ческой коррекции сигналов со всех остальных органов чувств. Особо велика роль этого чувства в отражении времени и про-

странства. В этой функции кинестезия тесно переплетается с вестибулярными ощущениями. Первоначально были откры­ты ощущения равновесия, а затем ощущения ускорения, весьма важные в общем процессе ориентировки человека в окружающей среде. Сложный системный механизм этих ощу­щений охватывает вестибулярный аппарат, вестибулярные нервы и различные отделы коры, подкорки и мозжечка. Сле­дует отметить, что в новейшей марксистской философской ли­тературе кинестезия и статико-динамические ощущения (рав­новесия и ускорения) обычно не включаются в состав чув­ственного отражения человеком объективной действитель­ности, что не только не соответствует уровню науки, но и не противодействует распространенному идеалистическому представлению об этих ощущениях как выражениях спонтан ной энергии организма.

Читателю, недостаточно знакомому с физиологией и психологией, невозможно из философской литературы узнать и о вибрационных ощущениях, открытых и у человека, а ранее хорошо известных по исследованиям поведения ряда животных (особенно летучих мышей).

Вибрационные ощущения занимают промежуточное положение между тактильными и слуховыми; они особенно маскируются слуховыми ощущениями, взаимоотношение между ними противоречивое, оно аналогично взаимоотношению так тильной рецепции и боли.

В общем составе чувственного отражения важное место занимает слух, который представляет собой комплекс разно­родных ощущений. Общим для животных и человека является форма слуха, которую можно было бы назвать физикальной., Однако пути развития слуха человека весьма существенно отличаются от пути животного. Один путь развития челове­ческого слуха связан со звуковым строем языка как основ­ного средства общения. Вследствие этого наиболее тонкая дифференцировка звуков совпадает с основной зоной звуков речи, особенно в диапазоне от 1000 до 3000 гц. Ядром такого речевого, или фонематического, слуха является ощущение тембра, отдифференцированного от ощущения высоты звука. Другой путь развития слуха человека связан со звуковым строем музыки. Ядром музыкального слуха является звуковысотное различение, отдифференцированное от ощущения тембра.

Речевой и музыкальный слух весьма тесно взаимосвязаны, причем исходным, как можно предполагать, является речевой :слух. Однако между этими видами слуха человека имеются значительные противоречия, хорошо изученные в психологии.

Обнаружена избирательная связь музыкального слуха

голосовой моторикой, речевого слуха с артикуляционной моторикой речедвигательного анализатора, т. е. с разными видами кинестезии.

Более общий характер имеет пространственный слух, тесно связанный с пространственным видением, кинестезией рабочей позы и статико-динамическими ощущениями.

Особую группу в общем составе чувственного отражения составляют химические чувства: обоняние, вкус и хеморецепция внутренней среды организма.

Обоняние, связанное с рядом явлений жизнедеятельности, особенно с дыханием, выделяется из этой группы своими по­знавательными функциями в тонком распознавании пахучих свойств химических соединений.

Вкусовые ощущения, связанные с общим процессом пище­вого обмена, имеют важное значение для регуляции жизнен­ных функций, являясь одновременно сигналами химических свойств пищевых веществ и состояний внутренней среды организма (голода или сытости, углеводного и минерального’ обмена).

Новейшие исследования физиологической школы Быкова позволяют ныне представить картину так называемого темного или валового чувства, как Сеченов назвал органические ощущения. Теперь это чувство расчленено на разнородные виды интероцепции. Наряду с хеморецепцией в его состав вхо­дят терморецепция, барорецепция. болевая рецепция внутрен­них органов. Интероцептивные ощущения, несомненно, отли­чаются от всех остальных видов ощущений многими чертами. Однако -нет никаких оснований исключать их из состава чув­ственного отражения только на том основании, что они не являются средствами отражения внешней среды. Интероцепция составляет обязательный фон для деятельности любого анализатора внешней среды. Поскольку любые ощущения «Составляют одновременно образы внешнего мира и явление жизнедеятельности, крайне важно понять взаимосвязь между процессом отражения, который осуществляется в ходе взаимо­действия человеческого организма с окружающей средой, и общим процессом жизнедеятельности.

В этой плоскости интероцепция предстает перед нами как важный момент такого взаимодействия, накладывающего свой отпечаток на деятельность любого анализатора внешней Феды. К тому же внутренняя среда организма объективна по отношению к сознанию, элементами которого являются ее ощущения. Исключение интероцепции из общего состава чув­ственного отражения неизбежно ведет к отрыву отражения от жизнедеятельности самого организма,, что ни в коем случае нельзя считать правильным.

Читайте также:  Как перестать чувствовать одиночество без мужчины

Надо отметить, что с точки зрения современной науки во­прос о внешней и внутренней сигнализации является более сложным, чем это представляется. Резкое разграничение между ними исключает переходные формы и промежуточные состояния.

Разделение ощущений на внешние и внутренние недостаточно. Некоторые виды ощущений являются внешне-внутренними по характеру отражения. К ним относятся: температур­ные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические, которые отличаются как от чисто, внешних (зрительных, слуховых, тактильных), так и от чисто внутренних (органических).

Именно эта глубокая взаимосвязь внешнего и внутреннего позволяет понять единство познания и жизнедеятельности, отражения в мозгу всех форм движущейся материи, вклю­чая отражение жизни как особой формы движущейся ма­терии.

Мы рассмотрели состав чувственного познания. Но это только одна сторона его структуры. Другой стороной этой проблемы является взаимосвязь между всеми частями или видами чувственного отражения, на чем следует остановиться специально.

Этот вопрос довольно полно разработан в физиологии и психологии только в одном аспекте — взаимодействие ощуще­ний, взаимодействие органов чувств и т. п.

Множество фактов свидетельствует о том, что это взаимо­действие связано с капитальными явлениями замыкания свя­зей между мозговыми концами анализаторов, влиянием сим­патической нервной системы на тонус анализаторных аппара­тов, с отношениями между нервными центрами, которые складываются по типу доминантных и субдоминантных реак­ций, взаимной индукции нервных процессов и т. д.

Установлено, что взаимосвязи между любыми анализато­рами образуются по типу условнорефлекторных замыканий. Поэтому в зависимости от меняющихся условий среды любой, анализатор может быть временно связан с любым другим ана­лизатором.

В этом проявляется пластичность коры головного мозга, его способность отражать любые возможные связи между явлениями и предметами окружающей среды.

Это один аспект проблемы взаимосвязей, которые можно назвать временными. Но обращает на себя внимание тот факт, что,, в такой взаимосвязи одни и те же анализаторные: деятельности выступают то в виде сигнализации, то в виде подкрепления однако при генетическом исследовании такие: отношения оказываются более постоянными. Так, например,

в раннем онтогенезе человека тактильные и мышечные ощу­щения являются подкреплением для зрительных образов. За­тем зрительные ощущения становятся подкреплением для дру­гих, особенно слуховых ощущений и т. д.

Поэтому весьма важно изучить не только временные, но и постоянные взаимосвязи между разными видами ощущений, что важно не только для физиологии и психологии, но и для марксистской философии, где эту проблему поставил еще Энгельс. В домарксовской философии эту проблему пытался поставить Кондильяк в своем «Трактате об ощущениях». Но Кондильяк в своей знаменитой статье методом исключения лишь соположил разные виды ощущений, оставив к тому же открытым вопрос об источниках. Известно, что в этом пункте он был агностиком.

Принципиально иначе Подошел к проблеме Энгельс. В «Ди­алектике природы» он писал следующее: «. наши различные органы чувств могли бы доставлять нам абсолютно различные в качественном отношении впечатления. В этом случае свой­ства, которые мы узнаем при посредстве зрения, слуха, обоня­ния, вкуса и осязания, были бы абсолютно различны. Но и здесь различия стираются по мере прогресса исследования». 22 Этому «стиранию» различий, т. е. преодолению метафизиче­ских представлений об абсолютной относительности различ­ных видов ощущений, Энгельс придавал принципиальное зна­чение для теории познания. Особо важно в этом плане даль­нейшее развитие мысли Энгельса: «Давно уже признано, что обоняние и вкус являются родственными, однородными чувст­вами, воспринимающими однородные, если не тождественные, свойства. Как зрение, так и слух воспринимают волновые ко­лебания. Осязание и зрение до такой степени взаимно допол­няют друг друга, что мы часто на основании зрительного облика какой-нибудь вещи можем предсказать ее тактильные свойства. Объяснить эти различные, доступные лишь раз­личным органам чувств свойства, привести их во внутреннюю связь микду собою как раз и является задачей науки». 23

Во времена Энгельса наука еще не могла решить эту важ­ную задачу из-за множества «белых пятен» в общей картине чувственного отражения.

Современная наука в состоянии решить эту задачу с по­мощью материалистической диалектики, но нельзя закрывать глаза на большие трудности, которые остается еще преодо­леть. Первая из них заключается в том, что специализация научных знаний все больше отдаляет друг от друга теорию

22 Ф. Энгельс. Диалектика природы, стр. 185.

23 Там же.

зрения и теорию слуха, теорию кинестезии и теорию обоня­ния и т. д. Нужно сочетать дальнейшую специализацию с комплексным изучением всей структуры чувственного отра­жения. Вторая трудность заключается в том, что классификация видов ощущений в их взаимосвязях требует опоры на классификацию форм движущейся материи, отражением ко­торой являются различные формы чувственного познания.

Основа такой классификации заложена Энгельсом согласно которому механическое, физическое, химическое и биологическое составляют основные формы движения материи, предшествующие социальной форме движения (общественного производства). Это основное деление углубляется и развивается современной наукой, но она еще не создала более пол­ной картины.

Несомненно, что виды ощущений и их взаимосвязь находятся в причинной зависимости от форм движения материи (в их взаимосвязях и взаимопереходах. Обращает на себя внимание дублирование сенсорных функций в процессе отражения одной и той же формы движущейся материи, но в разных ее свойствах и отношениях. Так, например, тактильные, вибра­ционные, мышечные, вестибулярные отражают определенные (моменты и свойства механического движения различных тел, в том числе и тела человека; зрительные, слуховые, вибрационные, температурные связаны с различными свойствами мо­лекулярного движения, а обоняние и вкус — с химической природой вещества и реакцией как особой химической формой движущейся материи. Интероцепция, вкусовые, болевые и температурные ощущения специфически связаны с основными (явлениями жизнедеятельности — биологической формой дви­жения материи.

Общность объекта отражения движущейся материи проявляется и в близости различных анализаторов в отражении пространства и времени как основных форм существования материи.

На основании большой массы научных данных можно утверждать, что в совместной деятельности различных анали­заторов имеется объективный порядок постоянных взаимосвя­зей, определяемых общностью объектов отражения в их взаи­модействии и взаимопроникновении.

На основании наших исследований можно наметить извест­ный порядок «цепочки» взаимосвязей. Эти цепочки не носят, конечно, линейного характера. Напротив, такой порядок a можно выразить в сложноразветвленной цепи взаимосвязей по многим признакам.

Зрительные, тактильные, мышечно-суставные и статико-динамические ощущения составляют один ряд этой цепи. Через

тактильные ощущения этот ряд соединяется с вибрационными, а через вибрационные со слуховыми, которые в свою очередь связываются с мышечными ощущениями (артикуляционными и голосовыми): Особый ряд в системе анализаторных взаимо­связей составляют химические чувства (обоняние, вкус, хеморецепция внутренней среды), которые связываются с другими сенсорными явлениями жизнедеятельности (особенно температурными и болевыми). Весьма важно отметить, что тактиль­ные ощущения сопровождают многие другие чувственные дея­тельности (вкус, обоняние, слух, температурные ощущения и т. д.), что объясняется особой ролью кожи как покрова и барьера тела, а вместе с тем участника основных процессов обмена веществ. Кинестезия является обязательным членом любой ассоциации ощущений, благодаря чему процесс отра­жения и накопления индивидуального опыта всегда прони­кают друг друга.

Этот весьма беглый набросок показывает, что существует известная система постоянных межанализаторных взаимосвя­зей, источник которой заключен в целостной совокупности ма­териального мира, в объективных взаимосвязях между раз­личными формами движущейся материи.

Вместе с составом чувственного отражения система этих взаимосвязей образует структуру чувственного познания, опре­деляющую сенсорную организацию человека.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 484 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Оцените статью