Формула симонова эмоции объяснение

Формула эмоций Симонова

ЭМОЦИЯ=НЕОБХОДИМАЯ ИНФОРМАЦИЯ-ИМЕЮЩАЯСЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Эта формула позволяет понять, что отрицательные эмоции возникают, когда субъект располагает недостаточным количеством информации, а положительные — когда информация оказывается в избытке.

Это становится особенно очевидным в случае эмоций, связанных с удовлетворением какой-либо потребности. Если голод толкает человека к буфету, где он может найти кусок пирога, который он сам туда положил, то понятно, что от этой «находки», очевидно, не возникает никаких эмоций. Все будет совсем иначе, если вдруг, вопреки ожиданию, окажется, что пирог исчез, или же напротив, в буфете обнаружится целый пирог, кем-то туда положенный вместо одного кусочка. Точно так же можно объяснить отвращение к какому-то блюду, вкус которого оказался хуже, чем ожидалось.

Такой процесс можно наблюдать в случае гнева ребенка, которому не дали требуемую конфету. Вероятность такой эмоции тем больше, чем менее убедительным будет объяснение причины, по которой конфета не была дана.

Боязнь крыс у студентов-психологов, которым предстоит впервые столкнуться с этими животными при проведении эксперимента, тоже можно объяснить при помощи этой схемы. Боязнь будет существовать до тех пор, пока число рациональных сигналов (уверенность в отсутствии опасности, предосторожности лица, ответственного за виварий, и т.д.) не достигнет и не превзойдет количество необходимых сигналов после первых опытов, проведенных самими студентами. Точно так же безобидный уж, переползая через дорогу, у наивного прохожего вызывает страх, а у зоолога, изучающего рептилий, он вызовет радость.

Итак, отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и особенно при недостаточной информации; что касается положительных эмоций, то они возникают при получении достаточной информации, особенно тогда, когда она оказалась лучше ожидаемой.

Источник

Современные теории эмоций объясняют, вследствие чего формируются эмоциональные проявления человека

Почему у нас возникают переживания или волнения из-за каких-либо событий? Почему вследствие разных факторов мы испытываем какие-либо эмоции? Какова их природа? Такие вопросы рано или поздно начинают интересовать человека. Особенно когда какая-то ситуация или событие оставляет глубокий след в сознании, определенным образом воздействует на психологическое состояние. Сильные переживания заставляют задуматься, почему мы чувствуем то, что мы чувствуем. Исследованиями в этой области плотно занимаются с начала XX века. Но к единому мнению о происхождении разных эмоциональных проявлений исследователи так и не пришли. В этой статье мы рассмотрим основные теории эмоций, предложенные отечественными и зарубежными психологами и психоаналитиками.

Человек – часть космоса

Объяснить природу эмоций пытались еще в Древнем Китае. Учения о психических явлениях основывались на знаниях о космосе. Предполагалось, что человек является частью космоса и существует словно организм в организме. При этом психика его, как целостный космос, имеет такое же количество структурных уровней, а взаимоотношения с окружающим миром определяют его внутренние состояния. Однако никаких научных обоснований суждениям древнекитайских мыслителей не было.

Эмоции появились в процессе эволюции

Такое предположение выдвинул Чарльз Дарвин. Его теория является первой научно обоснованной. В 1872 году Дарвин выпустил книгу «Выражение эмоций у человека и животных». В ней он показывает эволюционный путь развития эмоций и объясняет происхождение физиологических проявлений эмоциональных состояний. Он утверждает, что есть полезные эмоции, а есть те, что представляют собой остаточные явления от различных реакций, которые у человека рождаются в борьбе за существование. Многие современные теории эмоций в психологии также связывают происхождение проявлений психики с эволюционным процессом.

Информационная теория эмоций Симонова

Достаточно большую популярность завоевали научные труды П. В. Симонова. Он предположил, что эмоциональные переживания возникают на основе актуальной потребности, ее качества и величины, а также субъективной оценки вероятности ее удовлетворения. При оценке вероятности удовлетворения потребности человек ориентируется на имеющийся опыт и информацию.

Читайте также:  Состояние хронического стресса что это такое

Симонов создал формулу эмоции: Э = П (Ин – Ис). Она означает, что эмоция равна произведению потребности и разности между необходимой и имеющейся в данный момент для ее удовлетворения информации. Таким образом, он рассчитывал наличие, глубину и характер психологической эмоции человека.

Из предложенной Симоновым формулы следует, что:

  • эмоция возникает только при наличии потребности;
  • если есть потребность и достаточное количество информации имеет смысл говорить о возникновении эмоции;
  • при дефиците информации или полном ее отсутствии возникают отрицательные эмоции, а при достатке или избытке (когда исходных сведений столько же или больше необходимого) – положительные.

Познавательная теория эмоций Лазаруса

В 1990-х годах Ричард Лазарус разработал познавательную теорию, согласно которой любая эмоция появляется на фоне мыслей. Человек осмысливает ситуацию или событие, возникает определенная реакция организма, и после этого появляется эмоция. К примеру, человек слышит шаги за спиной, у него появляется мысль об угрозе, его сердце начинает биться быстрее, появляется страх. То есть, согласно теории Лазаруса, эмоции непосредственно связаны с физиологическими проявлениями организма, образованными вследствие осознания происходящего.

Биологическая теория эмоций Анохина

Опираясь на теорию эволюции Ч. Дарвина, П.К. Анохин предположил, что эмоции, как положительные, так и отрицательные, возникают как следствие сравнения ожиданий от действий или событий и полученных результатов. Он представляет эмоциональные состояния продуктами эволюции, факторами приспособления к жизни в среде обитания. По его мнению, вопрос в том, что означают биологическая и физиологическая полезности эмоций в процессе функционирования организма. Анохин считает, что эмоциональные ощущения – это средства удержания процесса эволюции в его оптимальных границах.

Когнитивные теории эмоций

Многие исследователи при изучении природы эмоций опираются на связь физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Согласно теории Арнольда, эмоции становятся результатом воздействия на психику человека какой-либо последовательности событий. По мнению Шехтера, когда возникает физиологическое возбуждение, у человека появляется необходимость оценить его. Когда же оценка сформирована, появляется эмоциональное восприятие.

Выводы

В рамках одной статьи достаточно сложно рассмотреть все теории, которые так или иначе объясняют природу наших эмоций. Все научные труды заслуживают внимания, и для собственного понимания вопроса можно выбрать наиболее близкий подход к обоснованию эмоциональных проявлений в различных ситуациях. Кратко изучив суть даже нескольких современных теорий, можно сказать, что эмоция:

  • может возникать в результате физиологической активности организма, которая является реакцией на какое-либо событие;
  • может являться результатом мышления и психической реакции;
  • в любом случае появляется в результате активной деятельности головного мозга.

Природа возникновения эмоций – это, конечно, интересный и очень важный вопрос. Также важно иметь представление о базовых эмоциях человека. Этому как раз посвящен курс Викиум «Эмоциональный интеллект». Он объясняет аспекты проявления эмоций, содержит тренажеры и видеоуроки. Этот курс позволяет обрести базовые знания в области эмоционального интеллекта, научиться распознавать эмоции людей и понимать, что под ними скрывается.

Источник

Потребностно-информационная теория П. В. Симонова

В статье «Прокрастинация. Причины и 10 способов с ней справиться» мы говорили о том, что в борьбе с промедлением необходимо учитывать психологические особенности деятельности человека. В частности, это касается мотивации и влияния эмоций на работу. Объяснить, как они воздействуют, нам поможет потребностно-информационная теория П. В. Симонова, ведь именно этот ученый внес огромный вклад в теоретическое и практическое исследование психофизиологии мотивации и эмоций и их роли в поведении человека.

Основы теории П. В. Симонова

Павел Васильевич Симонов – советский и российский психолог, биофизик, психофизиолог и нейрофизиолог, известный тем, что создал и разработал методы диагностики и прогнозирования состояния мозга человека. Впервые свою потребностно-информационную теорию ученый представил в 1981 году в работе «Эмоциональный мозг».

По мнению П. В. Симонова, посредством эмоций человеческий мозг отражает какую-либо актуальную потребность (ее величину и качество), а также вероятность ее удовлетворения. Оценивает же мозг все это, беря за основу генетический и приобретенный ранее индивидуальный опыт.

Читайте также:  Эмоциональный интеллект спортсмена это

Эмоции имеют в жизни индивида огромное значение, т.к. выполняют несколько важных функций:

  • Оценочная (или отражательная) функция. Индивид переживает отношение и оценивает значимость событий или ситуации внутри или вне себя, свои возможности и производимые действия, а также достигаемые результаты своей деятельности.
  • Предвосхищающая (или упреждающая) функция. Индивид переживает ожидание предстоящих событий, начало своих действий, вероятность достижения успеха (будет ли получен результат, достигнута цель или удовлетворена потребность).
  • Мотивирующая (или побуждающая) функция. Индивид переживает необходимость достижения конкретного результата. Генерируется активность, необходимая для этого. Также формируется желание и намерение повторять в дальнейшем действия, которые приводят к положительному опыту, или избегать действий, приводящих к противоположному результату. В некоторых случаях данная функция побуждает человека изменять свое поведение.
  • Мобилизующая функция. Обеспечивает прилив энергии, применение имеющихся в распоряжении индивида возможностей и своего общего потенциала для достижения поставленной цели и преодоления препятствий на пути к ней.
  • Подкрепляющая функция. Подтверждает степень соответствия достигнутой цели испытываемому желанию, намеченному результату. Закрепляет в памяти все важное и полезное, что помогло достичь цели. Обеспечивает принятие для будущего тех методов действий, которые приводят к эмоциональному удовлетворению, и отторжение действий, приведших к негативному опыту. Положительные эмоции являются сильнейшим внутренним условием, при котором вырабатываются рефлексы и образуются условно-рефлекторные связи высшего порядка. Отрицательные эмоции не дают образовываться таким связям и разрушают уже существующие связи.

Чтобы появилась эмоция, направляющая действия, необходимы несколько условий: внезапность, необычность и новизна ситуации или события. Если человек оказывается неподготовленным к встрече с этими условиями, если он не может найти возможность удовлетворить имеющуюся у него потребность, появится только эмоция, не приводящая ни к каким действиям. А чем ограниченнее собственная система приобретенного опыта человека в удовлетворении потребностей в подобных ситуациях, тем больше эмоций он будет испытывать.

Также Симонов выделял некоторый оптимум мотивации, обусловленной потребностью, за границами которой появляется эмоциональное поведение. Другими словами, эмоциональный отклик возникает только тогда, когда есть достаточно сильная мотивация. В то же время, если мотивация оказывается чрезмерно высокой, нет никакого эмоционального поведения, т.к. есть только эмоциональная реакция.

Но чтобы стало понятнее, каким все же образом эмоции формируют поведение человека, нужно разобраться в теории более подробно. Главным образом, нам необходимо изучить формулу – правило, по которому возникают эмоции.

Суть теории П. В. Симонова

Центральным понятием в потребностно-информационной теории П. В. Симонова является формула, отражающая процесс возникновения эмоции. Выглядит эта формула так:

Э = П * (Ин – Ис), где:

  • Э – эмоция;
  • П – сила и качество актуальной потребности;
  • Ин – информация о средствах, времени и ресурсах, теоретически необходимых для удовлетворения потребности;
  • Ис – информация о средствах, времени и ресурсах, которые в данный момент есть у человека в распоряжении;
  • Ин – Ис – оценка возможности удовлетворения потребности с учетом имеющегося опыта (генетического и приобретенного).

При этом очень важно учитывать факторы, влияющие на эмоции. Среди них можно выделить:

  • индивидуальные особенности человека (мотивационная, волевая, эмоциональная сферы);
  • временной фактор (как долго продолжается эмоциональное состояние, т.е. носит оно аффективный характер и проходит очень быстро либо становится настроением, которое может сохраняться на протяжении нескольких часов, дней и даже недель);
  • качественные характеристики потребности (например, духовная и социальная составляющие, на основе которых появляются те или иные чувства).

Важно указать на то, что есть закономерная зависимость эмоций от испытываемой в данное время потребности и анализа вероятности ее удовлетворения человеком. Основой этой зависимости служит сопоставление возможностей, которые нужны человеку для достижения цели, и возможностей, которые у него уже есть.

Так, если Ис превышает Ин, эмоция будет положительной, а если Ин превышает Ис, эмоция будет отрицательной, причем чем более актуальна потребность человека, тем сильнее будет его эмоция.

Можно также немного упростить вышеназванную формулу, представив ее в таком виде:

Э = П * (ПУ — РУ), где:

  • Э – эмоция;
  • П – потребность;
  • ПУ – прогнозируемые усилия;
  • РУ – реальные усилия.
Читайте также:  Способствует развитию синдрома эмоционального выгорания

Отрицательные эмоции возникают, когда объем реальных усилий оказывается больше объема прогнозируемых усилий, и наоборот. Чем сильнее будет мотив (потребность), тем сильнее будет и сама эмоция. Говоря проще, если ваша мотивация высока и на процесс достижения цели вы смотрите слишком оптимистично, ваши эмоции от процесса работы будут отрицательными, ведь ожидания не будут соответствовать реальности.

Как раз это и следует учитывать при планировании любых дел и задач. В противном случае очень легко попасть в ловушку апатии, стресса и прокрастинации – привычки откладывать выполнение важной работы на потом. А развивать формулу П. В. Симонова продолжил советский физиолог Георгий Иванович Косицкий. Он предложил оценивать степень эмоционального напряжения с помощью формулы:

СН = Ц * (ИнВнЭн – ИсВсЭс), где:

  • СН – состояние эмоционального напряжения;
  • Ц – цель;
  • ИнВнЭн – информация, время и энергия, необходимые человеку для достижения цели;
  • ИсВсЭс – информация, время и энергия, которые в данный момент есть у человека.

С помощью этой формулы можно установить одну из четырех стадий эмоционального напряжения, влияющего на поведение человека. Укажем на основные характеристики этих стадий:

  • Первая стадия напряжения – СН0. Положительное эмоциональное состояние, мобилизация сил организма, повышенная активность, обостренное внимание, максимальная работоспособность. На этой стадии отмечается также повышение функциональных возможностей организма.
  • Вторая стадия напряжения – СН2. Максимальное увеличение энергетических ресурсов организма, учащенное сердцебиение и дыхание, повышенное артериальное давление. Подобные состояния представляют собой стеническую отрицательную эмоциональную реакцию, чаще всего выражаемую в форме гнева и ярости.
  • Третья стадия напряжения – СН3. Ее можно охарактеризовать как астеническую отрицательную реакцию, которой свойственны истощение всех ресурсов организма. Выражается данное состояние в форме таких психических состояний как тоска, страх или ужас.
  • Четвертая стадия напряжения – СН4. Эту стадию Косицкий называл стадией невроза. Деятельность всех систем положительного подкрепления ослабляется, а систем отрицательного подкрепления – усиливается. Это приводит к развитию гипотимии – депрессивного состояния, которое может проявляться в страхе, тревоге и апатии, а также нарушении функционирования внутренних органов.

На основе этого можно сделать вывод, что для положительного эмоционального состояния и гипертимии – повышенного настроения – оптимальной является именно первая стадия эмоционального напряжения. Находиться же в ней можно, опять же, используя в своей деятельности формулу П. В. Симонова.

Заключение

Конечно же, мы рассмотрели потребностно-информационную теорию П. В. Симонова лишь поверхностно. Если она вас заинтересовала, следует обратиться к более узким – специализированным источникам, посвященным именно его исследованиям (это же касается и идей Г. И. Косицкого). Вот несколько работ, которые можно взять на заметку:

  • П. В. Симонов «Эмоциональный мозг»
  • П. В. Симонов «Отражательно-оценочная функция эмоций»
  • Г. И. Косицкий «Физиология человека»
  • Г. И. Косицкий «Нервная система и стресс»

Однако даже такое неглубокое изучение теории П. В. Симонова позволяет нам сделать несколько выводов. Во-первых, эмоции следует рассматривать как механизм внутреннего приспособления человека к его деятельности. Именно поэтому оптимальное для работы эмоциональное состояние мобилизует энергетические ресурсы организма.

Во-вторых, положительные эмоции действуют так, что организм продолжает активно работать даже после удовлетворения актуальной потребности. Позитивные эмоции многократно превосходят негативные, максимизируют ощущение удовольствия и являются бесконечным источником активного взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми.

И в заключение лишь добавим, что П. В. Симонов, указывая на различия между положительными и отрицательными эмоциями, говорил, что поведение человека направлено на минимизацию воздействий, которые вызывают негатив, и максимизацию позитивных эмоциональных состояний. Но интереснее всего то, что эта максимизация практически бесконечна, тогда как минимизация ограничена состоянием покоя. Так что у любого из нас есть безграничные возможности для положительных изменений и работы в позитивных эмоциональных состояниях.

А в качестве дополнения к теории П. В Симонова для понимания причин, влияющих на эффективность любой деятельности человека, рекомендуем почитать о законе Паркинсона и законе Йеркса-Додсона, позволяющих посмотреть на этот вопрос с разных сторон. Желаем вам продуктивности и успехов во всех предприятиях!

Источник

Оцените статью