Формирование высших нравственных чувств

Формирование нравственных чувств

Формирование нравственного сознания

Уровень нравственного сознания личности определяет ее поведение и деятельность. Процесс формирования сознания длительный и сложный, он начинается задолго до поступления ребенка в школу с формирования первоначальных представлений об обществе, взаимоотношениях близких людей.

Формирование навыков и привычек поведения

Действенность педагога во многом зависит от того, насколько школа заботится о формировании полезных навыков и привычек поведения.

Навыки и привычки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот путь является менее эффективным. Ребенок не хочет рассматривать себя только как явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые. Более того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений.

Значительно более эффективным путем формирования привычек является педагогически продуманная жизнь ребенка. В школьной жизни, целесообразно организованной педагогом, многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих школьников.

Формирование устойчивых убеждений — важнейшая задача современной школы. Нашим детям нужны глубокие идейные убеждения, которые рождали бы сильные чувства, проявлялись в поступках, делах. Такие убеждения могут возникнуть в том случае, если они не только продуманы, прочувствованы человеком, но и пережиты им, подтверждены его личным опытом. Поэтому правилом деятельности школы по нравственному воспитанию должно быть не только разъяснение определенных норм, но и создание условий, в которых бы дети могли проверить свои взгляды, отточить их, убедиться на опыте в их правильности.

Важно, чтобы школьник осознал, принял эти убеждения. Только в этом случае они могут стать мотивом его поведения. Мотив — это осознанное побуждение, это сила, которая двигает, направляет поведение человека. Без соответствующих мотивов не закрепляются нужные формы поведения, не формируется то или иное нравственное качество учащегося как активиста, общественного деятеля.

Формирование внутреннего идеала

С формирование идеала тесно связано возникновение таких особых нравственных чувств, как самоуважение, чувство собственного достоинства, которые становятся важными мотивами поведения и средствами самоконтроля. Таким образом, суть данного этапа нравственного развития заключается в том, что нравственный образец, который раньше был дан ребенку извне, теперь представленный в форме идеала, становиться внутренним.

Формирование нравственных чувств

Огромное влияние на поведение учеников оказывают чувства. Опора на чувства в воспитании повышает его эффективность. Воздействие на чувства детей неизмеримо и представляет собой наиболее сложную область в нравственном воспитании.

При определении способов воздействия на чувства ученика необходимо иметь в виду, что воспитание чувств протекает главным образом по пути изменения и дальнейшего совершенствования имеющихся у ребенка чувств. Нельзя, например, прямо поставить перед учеником цель — испытать чувство восхищения поступком своего товарища или литературного героя. Для возникновения необходимого чувства важно создать соответствующую обстановку, при которой у ученика могут возникнуть те или иные переживания. Можно, например, много говорить о родной природе в стенах школы и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсий в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае учитель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению.

Яркая, богатая жизнь коллектива, хорошо организованная педагогом, является основой для формирования высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства долга перед коллективом.

Нравственное воспитание — непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И тем не менее это возможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Для хода воспитания важно знать и его результаты, которые лучше всего подводить за какой-то определенный отрезок жизни.

Поэтому важно с первых дней обучения детей в школе, в ходе постоянного общения с ними на уроках, по внеурочное время, в беседах с родителями определить этот уровень. Но это не должно приводить к перерыву, остановке в нравственном воспитании. Используя новые возможности школьного обучения: изменение характера и организации деятельности, обогащение знаний учащихся, педагоги стремятся к расширению и углублению нравственного опыта детей, их нравственных представлений и понятий. Работая со всем коллективом, педагог не должен не упускает из виду отдельных учащихся. Заметив положительные черты и свойства в том или ином ребенке, педагог должен стремиться развивать и совершенствовать их. Свои усилия педагог должен координировать с родителями и таким путем не только решать задачи, стоящие перед обучением, но и подготавливать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей.


Учитель в современном мире

Читайте также:  Пожелать хорошего настроения с юмором

Профессия учителя известна еще с древних времен. Роль педагога в прогрессивном развитии общества велика и значима хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует новое поколение, которое продолжит дело отцов, но уже на более высоком уровне развития. Другими словами, педагог формирует будущее общества, науки и культуры. Не удивительно, что во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. По словам Я. Коласа, классика белорусской поэзии и литературы, педагог – это не только воспитатель, педагог – это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры.

Вместе с развитием самого общества роль педагога в современном мире, т.е. его социальные функции, претерпевают всяческие изменения: педагог живёт в обществе и, соответственно, вместе с ним переживает все те же перемены (эволюционные либо революционные), которые происходят в этом обществе. Неудивительно, что в разные исторические эпохи социальная роль педагога менялась, эволюционировала от уровня наемного работника до государственного служащего.

В чем же состоят основные социальные функции педагога в современном обществе?

1. Педагог играет роль «двигателя» в обществе, своеобразного ускорителя общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой прогрессирующей производственной технологией, специалистов, быстро схватывающих все передовое в разносторонней жизни общества.

2. Профессиональный педагог является связующим звеном в непрерывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим. Он передает молодому поколению опыт жизни и достижения исторического прошлого общества для развития достойного будущего.

3. Следующая функция педагога – выполнять роль «аккумулятора», накапливающего в себе социальный опыт, который он, в последствие, передает. В этой роли он выступает как хранитель, носитель и поставщик разнообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, духовных, интеллектуальных.

4. Еще одна, едва ли не главная, социальная функция педагога – формирование духовного мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Воспитывая у молодежи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит ее регулировать свое поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия, терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Если молодой учитель пришёл в школу и остался в ней навсегда, он – Учитель! Потому что нелёгок в наше время труд педагога. Любые методические указания, программы и конспекты великих мыслителей мало чем помогут молодому педагогу в его реальной, каждодневной практике, когда он сталкивается с конкретными мальчиками и девочками, у которых свои индивидуальные особенности, а зачастую и свои недетские трудности. И здесь для преподавателя начинается выработка собственных подходов, личностных форм общения с растущим человеком. Начинается творческая деятельность педагога. И если у него нет внутреннего стержня, нет стремления служения своему делу, нет любви к детям, деятельной доброты, профессионального мышления, педагогической культуры; если он не может опереться на понимание того факта, что педагог, роль которого в Древней Греции сводилась к тому, чтобы водить ребёнка в школу, а зачастую это был раб, постепенно приобрёл роль наставника, человека, который вводит ребёнка в жизнь настолько самостоятельным, чтобы дальше он мог идти один; если он относится к своей работе только как к получению заработка; если он не знает и не понимает того, что учитель – это должность, «выше которой ничего не может быть под солнцем», такой человек не задержится в школе.

Наши дети — будущее государства. Только счастливые, с чувством собственного достоинства педагоги могут воспитать таких же учеников. А для этого, нужно поднять престиж преподавательской профессии, это – инвестиции в будущее. Мы – учителя, сделаем всё от нас зависящее, чтобы возродить былую духовность общества. Возможно, когда–нибудь, кто-нибудь из наших учеников скажет подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие».
Ради этого стоит быть учителем. Современным учителем
!!”

(c) Цхе Елизавета Серафимовна, учитель немецкого языка.

Источник

Механизм формирования нравственных чувств

Татьяна Петрова
Механизм формирования нравственных чувств

Воспитатель Петрова Т. В.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного дошкольного образовательного учреждения. От того, насколько грамотно будет осуществляться воспитателем этот процесс, зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Именно сегодня первостепенной задачей педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, является формирование у ребенка необходимых нравственных чувств, представлений, поступков, соответствующих нормам поведения

Проблемой нравственноговоспитания занимались: В. А. Аверин, Б. Н. Боденко, А. Валлон, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Ж. Пиаже, Н. Н. Поддьяков, В. А. Сухомлинский, А. П. Усов, Д. Б. Эльконин и другие.

Читайте также:  Как лечить тяжелый стресс

Данное понятие они рассматривают как целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного об-щества.

С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т, е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающим (взрослый природа и ребенок)

. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности.

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. (ребенок читает книжку)

У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Под знаком вопроса

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. (ребенок и чувства)

Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации — в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. (поступки и поведение)

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания: (знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + + (поступки и поведение) = нравственное качество. Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности3.

Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Пока ребенок не пройдет полный цикл нравственное качество не может быть сформировано

Но При этом действие механизманосит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.

Каждый компонент имеет свои особенности формирования, но необходимо помнить, что это единый механизм и потому при формировании одного компонента обязательно предполагается влияние на другие компоненты. Воспитание носит исторический характер,и его содержание меняется в зависимости от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, т. е. у него разные нравственные идеалы человека.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Итак, вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

Единству воспитания нравственного сознания и поведения А. С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников

по воспитанию чувства коллективизма, доброжелательных и заботливых отношений друг в день рождения каждого ребенка провожу игру «Поздравлялка», дети образуют круг – в середину встает именинник, остальные дети – поздравляющие встают в круг. Мы поздравляем именинника песней Каравай, затем для именинника дети танцуют и поют. (фото)

В конце мы рисуем коллективную открытку от группы, в которой участвуют все дети (фото)

умение делиться, я прививаю при свободном рисовании. Когда дети учатся пользоваться общими мелками и карандашами. (фото)

Так же для формирования нравственных качеств у младших

дошкольников я выбрала жанр кино-мультипликации, включающую в себя совместную деятельность воспитателя с детьми, основанную на просмотре и анализе мультфильмов. Здесь при формировании нравственного качества в самом механизме были заменены компоненты, На 1 место вместо знаниий вышли чувства и эмоции. Т. е. ребенок сначала Эмоционально преживает ситуацию. Затем происходит получение знаний. (беседа) Так мы смотрели мультфильм по произведению Самуила Маршака Что такое хорошо, что такое плохо., затем мы беседовали на эту тему). Я задавала им вопросы, и давала им высказаться С помощью воспитателя ребята учились справедливо оценивать поступки героев.

.2. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия (картинки) игры-сказки, сюжетно-ролевые игры.

Читайте также:  Воспитание чувства музыкального ритма у

4. Так же очень важны Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, лепка, раскрашивание и т. п., выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.Основные способы педагогического воздействия на детей:

1.Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

З.Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4.Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5.Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на

возникновение желания поступать хорошо.

6.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7.Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8.Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

Однако нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем ребенок не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит. Усвоив норму, ребёнок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником,

чем самим собой. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослого – «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь к взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми, ребенок подходит к реальной самооценке [20, с. 96].

Конечно, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, так как процесс становления личности и ее нравственной сферы продолжается и видоизменяется всю жизнь

«Если доброта, как солнце светит, радуются взрослые и дети». Элементы формирования нравственных качеств у дошкольников Очень часто на занятиях мы используем такие приемы как «Срочно нужна ваша помощь…», «Зайка попал в беду…», «Помогите что-то сделать…»,.

Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой Формирование нравственных чувств у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление со сказкой Уважаемые коллеги! Сегодня я представлю.

Мини-музей как средство формирования гражданских и патриотических чувств у дошкольников Уважаемые коллеги! Тема моего приоритетного направления в работе «Мини-музей как средство формирования гражданских и патриотических чувств.

Опыт работы «Русские народные сказки как средство формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста» Актуальность: В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению.

Механизм формирования начальных представлений о видах спорта у детей старшего дошкольного возраста Механизм формирования начальных представлений о видах спорта у детей старшего дошкольного возрастаКомпоненты моделей Модели организации.

Педагогический тренинг «Механизм проектирования» Педагогический тренинг «Механизм проектирования» 1. Что такое педагогическое проектирование? — дань моде; — догма профессиональной деятельности.

Постановка сказок по авторским сценариям для формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста В последнее время мы все чаще слышим о детской жестокости и агрессивности. Мы видим это в новостях, читаем в газетах. В просторах Интернета.

Проект «Сказки Г. Х. Андерсена как средство формирования социально-нравственных представлений у старших дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 10 «ДЮЙМОВОЧКА» СТ. БРЮХОВЕЦКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Ситуативные сказки как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Родничок» Доклад из опыта работы по теме: «Ситуативные сказка,.

Консультация «Развитие эстетических чувств и нравственных представлений младших школьников во внеурочной деятельности» Актуальность темы. Ведущей задачей современной системы образования является формирование гармоничной, духовно богатой и национально сознательной.

Источник

Оцените статью