Формирование высших чувств у школьников средствами истории

Нравственное воспитание школьников на уроках истории

Статья просмотрена: 4664 раза

Библиографическое описание:

Горшенина, Н. М. Нравственное воспитание школьников на уроках истории / Н. М. Горшенина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 5 (28). — Т. 2. — С. 133-134. — URL: https://moluch.ru/archive/28/3195/ (дата обращения: 11.10.2021).

Воспитание — великое дело:

им решается участь человека.

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности.

Задача истории, как предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности. Так источниками нравственной культуры могут стать:


труды выдающихся мыслителей отечественных и зарубежных;

нравственные формы религиозных учений, притч, сказаний, легенд;

произведения искусства, где воплощены духовные идеалы.

Исторический материал на уроке должен осмысливаться учениками разумом и сердцем, влиять на формирующиеся ценности, на складывающуюся этическую и нравственную культуру и, в конечном счете, на самовоспитание учеников. Роль учителя истории в этом процессе становится побудительной и направляющей, но, ни в коем случае не навязывающей свои ценности.

Воспитательные задачи урока можно свести к следующим:

— научить определять суть и содержание духовных ценностей, без которых не обходилась ни одна эпоха, (что есть добро и зло и как менялись представления о них в разные периоды истории человечества; какие эпохи двигались в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т.д.);

— взывать к высшим ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной с идеалами), в равной степени показывая и злой опыт истории:

— способствовать формированию толерантности в отношении тех ценностей, которые существуют в разных цивилизациях и в отношении ценностей, носителями которых являются другие учащиеся.

Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.

При изучении истории сегодня, когда, например, вскрываются факты страшных преступлений сталинизма, возникает желание выступить в роли судьи. Но нужно удержать себя и учеников от стремления судить своих предков, на чью долю выпали войны, революции, террор. Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Недопустимо и снисходительно – ироничное отношение к историческому материалу, что может принести учителю легкую популярность, но не способствует воспитанию историей. Сопереживание и сострадание человеку прошлого – вот что необходимо на уроке.

Школьные уроки истории побуждают подрастающего человека мыслить, вызывают желание дерзать, быть душевно причастными к великим деяниям народа. Идет урок в 8 классе по теме «Тайные общества. Выступление на Сенатской площади». Обычное вступление. Объявляю тему. Настороженное выражение лиц учащихся. И вот перед учащимися репродукция картины художника Р. Р. Ференца «Восстание декабристов на Сенатской площади». Я описываю ее: «Зимний день. На берегу реки Медный всадник. У памятника Петру на Сенатской площади с ружьями наперевес застыли войска. Гремит залп. В кого стреляют солдаты? Почему здесь разыгрывается трагедия? Обо всем этом мы узнаем вскоре. Но чтобы правильно понять то, что произошло в декабрьский день 1825 года в Петербурге, вернемся к периоду, когда разгромившие Наполеона войска возвращаются домой». Продолжаю свой рассказ, обращаю внимание, что главным стимулом возникновения освободительного движения среди дворянской военной молодежи было чувство патриотизма. Эту мысль подчеркиваю отрывками из стихов, высказываниями декабристов. Гремит на уроке голос Рылеева, беспощадный Пестель приговаривает к смерти семью царя. Перед учащимися встает плеяда истинных и верных сынов Отечества.

Читайте также:  Как снять мышечный стресс

Большую роль в нравственном воспитании на уроках играет оценочная деятельность школьников. Ребенок самостоятельно осмысливает как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей. При изучении темы «Знать и рыцарство в средние века» по всеобщей истории в 6 классе дети узнают об этических нормах класса феодалов, которые использовали доходы от войн, грабежей и труда крестьян в основном на подарки, охоту, содержание большой свиты слуг и воинов. Знатный феодал должен быть щедрым, не считая денег, тратить свое богатство, делая это напоказ. Для него достойными занятиями были война, рыцарские подвиги, а тяжелые заботы о хлебе насущном он предоставлял «грубой черни». В сказаниях о рыцарях в 10 – 12 веках воспевались смелость, воинская удаль, презрение к смерти. Позднее, в 12 – 14 вв., в период расцвета рыцарской литературы, главным мерилом оценки поведения стала «честь». Феодалы приписывали высокие моральные качества только своему классу, связывая их с «благородным происхождением». Считалось, что « благородные» наделены от рождения и лучшими моральными качествами: они храбры, щедры и великодушны. К «неблагородным» правила рыцарской чести не применялись. В повседневной жизни, в семье феодалы были грубы, жестоки. Провожу с ребятами беседу, чтобы установить современное значение нравственных понятий и терминов, о которых шла речь на уроке. Выясняем, что благородным сейчас называют человека честного и справедливого, рыцарским называем смелое и великодушное поведение. Когда в наши дни человек желает подтвердить правдивость сказанного, он дает слово «чести» — честное слово.

Эффективным приемом нравственного воспитания являются специально составленные познавательные задачи. Они классифицируются по содержанию, уровню сложности познавательной деятельности учащихся, по их роли в учебной деятельности. По содержанию можно выделить задачи на раскрытие отношения к людям труда, на раскрытие отношения к труду. Учащиеся, отвечая на поставленные вопросы, используют полученные ранее знания, например, о подсечном земледелии. Они говорят о том, в чем состоит земледельческий труд, подчеркивают, что для выполнения этой работы нужны сноровка, сила, опыт, настойчивость, воля, трудолюбие.

К урокам иногда, следуя совету Лизинского М. Н., использую эпиграфы: «Ты хочешь стать лучше – тебя ждет дорога. Лень преследует всех – попробуй преследовать ее сам. Горчица – самое замечательное лекарство от вредности. Каждый раз, когда хочется о ком-нибудь сказать плохо, ею можно воспользоваться». Такие фразы создают положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке. На уроках истории дети воспитываются историей. Учащиеся должны понять, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор.

Памятка учителю истории

1. Задача учителя истории — дать работу душе ученика, чтобы опыт времени и предыдущих поколений был в его руках, как компас, открыл дорогу собственному опыту жизни, провел ученика по следам тех, кто оставил нам после себя тропы своего времени и своих жизней.

Читайте также:  Как полным чувствовать себя комфортно

2. Задача учителя любить историю, которую ты преподаешь, и любить тех, кому ты её преподаешь.

3. Воспитывать историей — это значит решать судьбу не только одного человека, но и державы в целом.

4. Научи учеников искать следы истории, чтобы по ним проникнуть в глубину исчезнувших столетий.

5. Покажи ученику, что укрепление Отечества шло рука об руку с его

6. Не превращай прогулку по дорогам истории в беготню, внимательно рассмотри богатство исторического наследия на всем историческом пути народов.

7.Будь наблюдателем прошлого, а не прокурором, научи детей понимать минувшие эпохи с позиции образа жизни тех народов и людей, которые ты изучаешь.

8. Помоги разглядеть в истории поток времени, в который дети должны влиться своими жизнями.

9. Пробуди нравственным примером из истории сердце и мысль учеников и дай возможность поработать над своим нравственным выбором.

10.Помоги понять ученикам, что опыт истории дан им для размышления над своим настоящим и будущим.

11.Будь уважителен к выбору ученика и его нравственной позиции.

Барташева Н. А., Воронина М. В. Духовная жизнь России: имена, идеи, лица. // Первое сентября, — 2008, № 20.

Бахтина О. И. Нравственное воспитание в 5 классе. // Преподавание истории в школе, 2007, №1

Лизинский В. М. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Педагогический поиск, 2009.

Михеев Б. Н. Формирование гуманистических чувств на уроках истории. // Преподавание истории в школе, 2009, № 5

Источник

Формирование духовно нравственной личности средствами уроков истории
статья (история) по теме

в данном материале представлены средства формирования духовно нравственной личности средствами уроков истории , а именно: использование материалов школьного музея, внеурочная деятельность по предмету

Скачать:

Вложение Размер
materialy.doc 36 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно нравственной личности средствами уроков истории

МКОУ «Любимовская ООШ»

Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. В этой связи значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьей и средствами массовой информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. Если сегодня наша страна провозглашает курс на стабильное политическое и социально-экономическое развитие, то необходимо понимать, что оно невозможно без образования и воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности. В системе образования должны присутствовать учебные дисциплины (в основном это гуманитарные дисциплины), программа которых и учебные материалы по которым будут формировать личность человека и гражданина, любящего свою Родину, знающего и ценящего ее культуру и историю. Такой широкий подход к образованию всегда составлял славу российской образовательной традиции.

Я убеждена, что на уроках истории можно прививать школьникам духовно-нравственные ценности, воспитывать патриотические чувства, формировать устойчивую гражданскую позицию. Для этого на своих уроках я создаю условия, которые позволяют учащимся в полной мере проявлять свои способности, развивать самостоятельность, познавательную активность, творческий потенциал. Огромную помощь в воспитании духовно-нравственной личности на уроке истории мне помогает наш школьный краеведческий музей. Один из лучших школьных музеев Далматовского района. Когда урок проходит в музее, ребята напрямую соприкасаются с историей края в прошлом. Каждый предмет в музее буквально согрет руками учащихся. Есть экспонаты, к которым у ребят отношение особое. Взять простые фотографии. Это старые фотографии наших односельчан. Знакомясь с этими снимками, ребята проникаются любовью к ближним, к Отечеству. Проводя уроки в музее, учащиеся сравнивают прошлое с современностью, сопереживают людям прошлого, находят много общего, что имеет большое значение в духовно-нравственном воспитании. Такая работа выходит за рамки урока. Ценность краеведческой работы состоит в том, что она позволяет учащимся создать цельную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования. Таким образом, мы видим, что краеведение является важным средством духовно-нравственного воспитания.

Урок истории обладает возможностями влиять на становление духовно-нравственных качеств личности. Урок организую таким образом, чтобы учащиеся постоянно оказывались в ситуации решения вопроса о том, как отнестись к данному историческому событию. При этом ученик проводит как фактический анализ (выявляет объективные свойства исторических событий и процессов), так и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного события для развития общества и личности. В ходе занятия ставлю цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение. Создавая на уроке ценностно-проблемные ситуации, ученик стоит перед выбором с помощью каких критериев дать оценку тому или иному историческому событию. При этом у ребёнка должен возникнуть личный интерес. Так, прежде чем изучать эпоху Ивана 4 или Петра I, мы с учащимися обсуждаем вопросы. Как вы относитесь к исторической личности, которая имела благие цели, проводя реформы в стране, подвела эту страну к Смуте, или как вы относитесь к исторической личности, если его деятельность имеет положительный результат, но осуществляется жестокими методами и средствами. Мой опыт показывает, что дети по-разному отвечают на каждый из этих вопросов, при этом наблюдаешь, как у детей происходит формирование духовных ценностей.

Работа по воспитанию духовно нравственной личности продолжается и во внеурочной деятельности: при проведении классных часов, посвящённых героям прошлых лет, праздников вручения паспортов, информационных часов о памятных датах истории, проектной деятельности, посвящённой изучению родословной своей семьи и др.

И ещё один штрих к духовно-нравственному воспитанию через урок – это личность учителя, его человеческая самоценность. Учитель должен вызывать у учащихся те чувства, которые есть у него, свои идеалы он должен передать своим ученикам. Но не навязывать готовые оценки и идеалы, а умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению, тогда не будет фальши и лжи, и воспитывая милосердие, мы не получим цинизм. У ученика есть право на собственное мнение, оценку, право отстаивать свою точку зрения в споре с учителем. Мы беседуем, спорим, в том числе и о былой русской жизни, о Родине, о том, что мы имели, да не сберегли, бездумно отвергли, потеряли или растратили, а теперь прозревая, ищем, мучаемся, только обрести ни как не можем. О русских людях. Эти люди – лучшие люди, служили не только ради жалованья, и служба их на любом поприще была стремлением к воплощению в жизни высоких, завещанных предками идеалов. Эти люди, эти труженики «числились по России», берегли и умножали её святые ценности, складывали за родную землю свои буйные головы, кто на Куликовом поле, кто на Бородинском и Прохоровском полях, иные же в горах всегда неспокойного Кавказа. Это ли не личности? Это ли не образцы для подражания?

Воспитать нравственного человека — сложнейшая задача, но она достижима, если за её реализацию возьмутся родители, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.

Источник

Читайте также:  Не чувствую ноги ниже колен что делать
Оцените статью