Теория и методика воспитания: конспект лекций.
6.2. Методы формирования сознания личности.
Эти методы применяются, чтобы передать личности знания об основных событиях и явлениях окружающего мира. Они направлены на формирование взглядов, понятий, убеждений, представлений, собственного мнения и оценки происходящего. Общей особенностью методов данной группы является их вербальность, т. е. ориентация на слово, которое, будучи сильнейшим воспитательным средством, может быть обращено к сознанию ребенка особенно точно и способно побудить его к размышлениям и переживаниям. Слово помогает воспитанниками осмыслить свой жизненный опыт, мотивацию своих поступков. Однако само по себе словесное воздействие на воспитанника в отрыве от других методов воспитания недостаточно эффективно и не может сформировать устойчивые убеждения.
Среди методов формирования сознания личности чаще всего используются убеждения, рассказы, объяснения, разъяснения, лекции, этические беседы, диспуты, увещевания, внушения, примеры.
Убеждение предполагает разумное доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. Слушая предложенную информацию, учащиеся воспринимают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции. Оценивая полученную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, они формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.
Убеждение как метод воспитательного процесса реализуется через различные формы, в частности, часто используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Метод убеждения эффективен также при проведении дискуссий.
Рассказ используется преимущественно в младших и средних классах. Это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, формирует у них положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.
Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясное и четкое понимание в тех случаях, когда необходимо доказать правильность каких-либо положений (законов, принципов, правил, норм поведения и т. п.), применяется метод объяснения. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Во многих случаях объяснения сочетаются с наблюдением учащихся, с вопросами учителя к учащимся и учеников к учителю и могут перерасти в беседу.
К разъяснению прибегают, когда воспитаннику необходимо что-то разъяснить, сообщить о новых нравственных нормах, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Разъяснение применяется для формирования или закрепления нового морального качества или формы поведения, а также для выработки правильного отношения к определенному поступку, который уже совершен. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность.
Внушение используется в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Оно воздействует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности, и характеризуется тем, что школьник некритично воспринимает педагогическое воздействие. Внушение усиливает действие других методов воспитания. Внушать – значит влиять на чувства, а через них – на ум и волю человека. Использование этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения, когда ребенок пытается сам себе внушить эмоциональную оценку своего поведения, как бы задавая себе вопрос: «Что сказали бы мне в этой ситуации учитель или родители?».
Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Педагогическая эффективность этого метода зависит от принятой воспитателем формы обращения к ребенку, его авторитета, нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Увещевание принимает форму похвалы, обращения к чувствам собственного достоинства чести, или возбуждения чувств стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками и указания путей к исправлению.
Этическая беседа – это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Беседа отличается от рассказа тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Диспут – это живой горячий спор на разные темы, волнующие воспитанников, – политические, экономические, культурные, эстетические, правовые. Проводят их в средних и старших классах. Для проведения диспута необходима предварительная подготовка. Прежде всего следует выбрать тему диспута, которая должна отвечать следующим требованиям: а) иметь отношение к реальной жизни школьников; б) быть по возможности простой для понимания; в) быть незаконченной, чтобы дать свободу для размышлений и споров; г) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием; д) предлагать учащимся на выбор варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя герой?».
Чаще всего для организации диалога формулируется пять-шесть проблемных вопросов, требующих самостоятельных суждений и составляющих канву спора. Участников диспута заранее знакомят с этими вопросами, однако в ходе диспута от предложенной ранее логики можно отступить.
Иногда воспитатель назначает учеников, которые выступают в роли «зачинщиков» и ведущих спора. Сам педагог должен занять позицию «стороннего наблюдателя», не навязывая своей точки зрения и не воздействуя на мнения и решения учеников. В ходе диспута важно соблюдать этику спора: возражать по существу высказанного мнения, не переходить «на лица», аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать чужую. Хорошо, если диспут не завершается готовым, окончательным («правильным») мнением, поскольку это даст возможность ученикам совершить последействие, т. е. доспорить позже.
Пример – это воспитательный метод, дающий конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирующий сознание, чувства, убеждения воспитанников, активизирующий их деятельность. Суть данного метода состоит в том, что подражание, особенно в детские годы, обеспечивает растущему человеку возможность присвоить большой объем обобщенного социального опыта. В педагогической практике в качестве примеров чаще других используются выдающиеся личности (писатели, ученые и др.), а также герои литературных произведений, кинофильмов. Пример взрослого (родителя, педагога, старшего товарища) может быть действенным только в том случае, если он пользуется авторитетом у детей, является для них референтной личностью. Очень эффективен пример сверстника, однако в этом случае нежелательно привлекать для сравнения одноклассников и приятелей, лучше использовать в качестве образца для подражания ровесников – героев книг и фильмов.
Источник
Использование методов нравственного воспитания дошкольников в разных видах детской деятельности.
Автор: Кириллова Ольга Геннадьевна, старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 391, г. Нижний Новгород.
Методы нравственного воспитания – это пути и способы реализации задач и содержания нравственного воспитания.
Организация практического нравственного опыта, использование упражнений в положительных поступках являются основным методом нравственного воспитания.
Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.
Выделяют следующие методы нравственного воспитания :
- Метод формирования нравственного поведения
- Метод формирования нравственного сознания
- Методы стимулирования чувств и отношений ребенка
- Реализация методов нравственного воспитания происходит во всех видах детской деятельности: в труде, в игре, в обучении, в общении
- Метод формирования нравственного поведения
К методам данной группы относится приучение к формам общественного
поведения , упражнение, организация разнообразной деятельности детей
( общение, игра, труд, обучение) и руководство ею.
Любой вид деятельности – общение, игра, труд, обучение -важен для упражнения в поступках и действиях .
Главный результат приучения — формирование навыков и умений поведения.
С чего начинается приучение?
Приучение начинается с раннего возраста детей : малышей приучают, к режиму питания, сна ,к формам правильного общения ,к самообслуживанию .В процессе самообслуживания и общения педагоги показывают детям на конкретных примерах выполнение способа действий ,контролируют , дают оценку. При овладении маленьким ребенком правил взаимоотношений педагог показывает на конкретных примерах ,как войти ,как поздороваться, обратится к сверстнику или взрослому попросить игрушку и т.д. Приучение предполагает использование упражнений Упражнения включаются в поток жизненных ситуаций.
Поручение – это специально организованная взрослым ситуация для многократных упражнений в тех или иных формах поведения.
Упражняя ребенка в культуре общения (ребенок- взрослый) можно давать коммуникативные поручения: отнести в другую группу, что-либо, при этом ,педагог должен напомнить ребенку ,как необходимо обратиться к взрослому ( войдя в группу поздороваться, назвать по имени отчеству того к кому идет обращение, при разговоре смотреть в глаза собеседнику ,использовать вежливые формы при высказывании просьбы, попрощаться ).
В воспитании детей дошкольного возраста широко используются игровые упражнения. Например, дети «обучают» новую куклу правилам поведения в детском саду. В результате многократных упражнений в различных условиях у детей формируется прочные привычки культурного общения и поведения.
Формирование личности в процессе деятельности обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога.
Рассмотрим руководство разнообразной деятельностью детей как метод воспитания поведения .
Мерилом нравственности является не слова, а поведение и поступки.
Организация практического нравственного опыта, использование упражнений в положительных поступках являются основным методом нравственного воспитания.
- Метод формирования нравственного сознания
Основная функция методов данной группы – формирование нравственных представлений , понятий и на основе убеждений и нравственной направленности личности
Но формирование личности в процессе деятельности обеспечивается лишь целенаправленным руководством со стороны педагога. При этом условии, руководство детской деятельностью становится методом нравственного воспитания направленное на формирование нравственного сознания.
Методом формирования нравственного сознания являются:
Метод убеждения реализуется в разных формах :
разъяснение, внушение , рассказы, и беседы на этические темы.
Разъяснение формирование элементарных представлений и понятий о нормах и правилах и разъясняет значение каждого правила.
Разъяснение и внушение тесно связаны с приучением к правильному поведению. При этом необходимо учитывать опыт детей и возраст.
ЭТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА-это беседа на моральные темы. Функция её- моральное воздействие на сознание и поведение детей с целью формирования и развития обобщенных нравственных представлений и понятий ,на основе которых воспитывается убежденность. Большое значение имеет этическая беседа и для развития у детей умений правильно оценивать свое отношение к поступкам сверстников и своим собственным. Источником бесед является взаимоотношение детей, поступки героев художественных произведений, мультфильмов, спектаклей. Этические беседы могут быть коллективные и индивидуальные. Назначение индивидуальной беседы : опираясь на особенности и возможности отдельных детей, на специфику их поступков ,«поговорить по душам», оказать воздействие на сознание, на поведение ребенка.
- Метод стимулирования чувств и отношений ребенка
К этой группе методов относится
— пример нравственного поведения ,
— поощрения и коррекция поведения
Во всех видах детской деятельности происходит сочетание методов
ПРИМЕР как метод воспитания используется педагогом одновременно прибегая к методам разъяснения и убеждения
Труд:
различают четыре вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд.
Воспитатель привлекает детей к совместному сотрудничеству к выполнению совместных поручений, организует труд рядом.
В труде у детей развивается самостоятельность, формируются навыки в самообслуживании. Выполняя несложные обязанности связанные с накрыванием на стол, помогая подготовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственность отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.
Дежурство:
Дежурство — форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной для коллектива. Дети поочередно включаются разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходят ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенны; дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.
Дежурства вводятся постепенно. В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельны при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Воспитатель учит ребенка соблюдать последовательность в работе, контролирует его, приходит на помощь, учитывая его индивидуальные особенности. Оценивая работу дежурных, он подчеркивает их старательность, тщательность выполнения обязанностей, заботу о товарищах, помощь, оказанную взрослому.
Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. Воспитатель назначает 2—3 дежурных (в зависимости от объема работы) и сам распределяет между ними работу («Коля, ты поставишь на каждый стол стакан с кисточками», «Верочка, тебя я попрошу разложить клееночки и
тряпочки» ), приходит им на помощь ,учит детей доводить начатое дело до конца, убирать использованное оборудование.
В старших группах вводится дежурство по уголку природы .Дежурные ежедневно меняются ,каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств. Дежурных выбирают с учетом дружеских отношений детей. Воспитатель учит детей согласовывать свои действия, определять, что надо делать, с учетом действий това- рища, договариваться о том, кто и какую часть работы будет выполнять, приучает к самоконтролю, экономным по времени и силам приемам труда.
Большое внимание в организации трудовой деятельности дошкольников уделяется решению задач нравственного воспитания.
Педагог формирует у детей представление о важности выполняемого ими дела для коллектива, воспитывает желание во время справиться со своей работой, проявляя заботливость с окружающих. Он обращается к дежурным как к своим помощникам, благодарит за своевременное выполнение обязанностей, учит всех детей относиться с уважением к их труду. Растут требования и к качеству работы дежурных, своевременному ее выполнению, уровню самоорганизации. Дети должны проявляй достаточную деловитость, сноровку, сознательно выполняй предъявляемые требования.
В старшей группе появляется больше возможностей для организации коллективного труда детей: уборка групповой комнаты или участка, разбивка огорода, цветника, сбор урожая, семян, оформление зала к празднику и т. д. Обычно коллективный: труд на участке организуется во время прогулки, в групповой комнате — во вторую половину дня.
Воспитатель разъясняет детям значение предлагаемой работы, необходимость разделения их на несколько групп и дает каждой из них определенное задание. Намечая содержание коллективного труда, он учитывает, какие виды работ детям уже знакомы, а какие нет, как распределить их и поясняет детям «Эта группа будет мыть строительный материал. В прошлый раз она протирала стеллажи, поэтому сегодня поменяется заданиям со второй группой. Так будет справедливо: все поработают там, где им особенно интересно, и там, где надо поучиться другом делу».
Необходимо позаботиться и о том, чтобы распределить работу между детьми в каждой из групп. При необходимости педагог помогает дошкольникам договориться, учит уступать друг другу, предотвращает возникновение конфликте между ними.
Игра:является школой нравственного поведения ,т.к в основе совместной деятельности лежит общение: умение договорить о игре, ролях, действиях, формируется у детей желание помочь друг другу. Педагог в зависимости от возраста использует разные методы в младшем возрасте используются игровые упражнения
В младшем возрасте руководство игрой состоит в том, что уже в рамках простых ,несложных сюжетов добиваться положительного нравственного содержания игровых и реальных взаимоотношений детей друг с другом. Педагог беря на себя главную роль может наглядно показать как развивается общий игровой сюжет, как выстроить отношения со сверстникам .С первых дней пребывания в детском саду детей учат: делиться игрушками, уступать игрушки друг другу, не мешать, проявлять заботу и внимание.
В сюжетно-ролевых играх – моделируется деятельность взрослых, отношения, нравственные нормы. Педагог руководит деятельностью детей так, чтобы сформировать у детей доброе отношение друг к другу, чтобы споры возникшие в игре решались справедливо.
Обучение детей
В основе руководства детской деятельностью лежит реализация задач образовательных программ. Во всем образовательном процессе педагог ориентирует детей на соблюдение нравственных норм.
Программа « Детство» решает задачи
- по культуре внешнего вида в разделе программы
-ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ГИГИЕНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
- Задачи по культуре поведения ,Культуре общения в разделе программы
-РЕБЕНОК ВХОДИТ В МИР СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- Задачи по воспитания уважения к труду взрослых и привлечения к детскому труду реализуется в разделе
-РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ,ПРИОБЩАЕТСЯ К ТРУДУ
- Задачи по речевому этикету реализуется в разделе
-РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ
В речевом развитии, через ознакомление детей с художественной литературой происходит обогащение знаний детей о культуре взаимоотношений , о нравственном поведении ,о правилах гигиены и т.д.
В игровой деятельности решаются задачи, формирующие у детей
доброе отношение друг к другу ,умение решать споры справедливо, воспитывать желание помочь друг другу.
Этическое воспитание является составляющей нравственного воспитания.
Методы и приемы используемые на занятиях по этикету
ЭТИКЕТ- установленный ,принятый порядок поведения, форм обхождения (С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка)
ЭТИКЕТ- это правила ,которые человек должен выполнить в данном обществе при определенных обстоятельствах(как себя вести в общественных местах за столом и т.д) и по которым складываются о нем первое впечатление ,имеющее зачастую решающее значение для дальнейшего общения.
Основные методы и приемы ,используемые на занятиях по этикету
Младший возраст
Старший возраст
- Взаимодействие со сказочным персонажем
—Подсказать, как себя вести
-поиграть вместе с ним
-помочь ему
-подражать ему
-помочь справится с трудной ситуацией
-найти ошибку в его поведении
-научить его чему либо
- Словесные приемы
—рассказ взрослого
—сказка познавательного содержания
-вопросы
-беседа
-проблемная ситуация
-Рассказ ребенка из личного опыта
-беседа (этич.беседы , по прочитанному)
-проблемная ситуация
—рассказ взрослого
-Занятие-игра
-игровые упражнения
-дидактические игры
-элементы сюжетно-ролевых игр
-игры путаницы
-игровые упражнения
-игра с правилами
-игры соревнование
-турниры
-развлекательные игры типа «Поле чудес»
-дидактические игры
-игры действия
-игры-воображения
-игры-путаницы
-кроссворды
- Наглядные приемы
-иллюстрации
-видеоматериалы (мультфильмы, диафильмы, фотографии, видеозаписи)
-фотографии
-образец воспитателя
-иллюстрации
-схемы
-видеоматериалы (мультфильмы, диафильмы, видеозаписи)
-фотографии
-картинки правила
-образец сверстника
- Использование театра
-спектакли(кукольный настольный,
на фланелеграфе и т.д
—инсценировки в исполнении отдельных детей
—этюды
-сценки
-спектакли
- Художественное слово(все группы)-стихи,пословицы.поговорки,сказки,загадки,басни
- Использование музыкального репертуара (все группы)
- Практические действия детей
— самостоятельные действия с чайными и столовыми принадлежностями
—изготовление рисунков, аппликаций для украшения праздничного стола
—разбор проблемных ситуаций произошедших с игрушками
—сервировка стола по схеме
-составление схемы сервировки стола
-изготовление украшений для праздничного стола
-творческая деятельность детей (складывание салфеток, украшение стола и т.д.)
-разбор проблемных ситуаций из жизни группы
- Наблюдение (все группы)
-за действиями взрослого
-за действиями ребенка
Источник