Формирование социальных эмоций у старших дошкольников

Развитие социальных эмоций у дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Статья о современных принципах развития социальных эмоций детей дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_sotsialnyh_emotsiy_doshkolnikov_bakk_m._e.docx 18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социальных эмоций дошкольников

Дошкольный возраст – наилучшее, благоприятное время для развития социальных эмоций у дошкольников. Несомненно, для этого необходимо выстраивать организованную педагогическую и психологическую систему работы, направленную на управление эмоциональной сферой. Именно в дошкольном возрасте ребенок открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей, для него эмоции и интеллектуальное развитие неразделимы, связаны с развитием всех психических процессов. Современные тенденции развития образования ориентируют на всемерное обогащение и развитие субъективного опыта детей, превращая его в опыт социокультурный. По данным исследования В.С. Мухиной, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, является весьма прочным и принимает характер установки. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо формировать представление об эмоциях и способах их выражения, обогащать спектр эмоциональных проявлений, учить их дифференцировать и осознавать их, вербализировать. В процессе взаимоотношения с другими людьми- сверстниками, значимыми взрослыми и при ситуативном общении ребенок получает опыт взаимодействия, учит регулировать свое поведение соответственно нормам морали, оценивать поведение других. Так происходит формирование социального контроля и самоконтроля, нравственные представления. Все это возникает вместе с формированием социальных эмоций. Таким образом социальность эмоций предполагает, с одной стороны, их приобретение детьми в процессе вхождения в социум под влиянием взаимодействия со взрослыми и сверстниками; в результате приобретенные индивидом социальные ценности, требования, нормы и идеалы, соединяясь с эмоциональной сферой, становятся органической частью ребенка, его личности, а в дальнейшем социальные эмоции становятся содержательным мотивом поведения ребенка. Воспитание социальных эмоций ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание его ума. Ибо то, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношений ребенка к людям и к окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые формы социальных эмоций — сопереживание, сочувствие, содействие другому человеку, необходимые для совместной деятельности. В отечественной психологии и педагогике данные формы социальных эмоций трактуются в следующих значениях. Сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним. Сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека. Содействие — комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии. Данный комплекс социальных эмоций многие исследователи определяют как различные формы протекания эмпатийных переживаний. Определенное значение трех ведущих социальных эмоций позволяет интерпретировать эмпатию, как продукт социализации личности, рассматривая ее как «постижение эмоционального состояния, проникновение и вчувствование в переживания другого человека». Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если в младшем дошкольном возрасте основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого. Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации. На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. С. Дональдсон и Н. Вестерман выделили следующие этапы развития понимания социальных эмоций детьми дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте ребенок правильно определяет одну эмоцию, но признает существования нескольких. Определенная эмоция — результат определенной ситуации. В среднем дошкольном возрасте появляется признание существования, даже противоречивых эмоций, но не одновременно, а последовательно. Определенная эмоция — результат различных ситуаций. В старшем дошкольном возрасте дети начинают принимать факт переживания противоречивых эмоций в одной ситуации или по отношению к одному и тому же лицу, но не могут примирить или понять смешанные эмоции. В начальной школе дети признают одновременное существование смешанных и конфликтных эмоций и чувств. У них проявляется полное понимание амбивалентности, взаимного влияния эмоций и согласованность влияния ситуации с памятью, мыслями, установками. Одним из наиболее эффективных путей развития социальных эмоций дошкольников является игра. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом и т.д. И это дает возможность использовать игровую деятельность для развития и воспитания личности ребенка (в частности, для обогащения его эмоционального опыта). На существование особого эмоционального плана игры обращали внимание многие психологи. Они подчеркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, что в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. А.В. Запорожец указал, что взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развитие эмоций; сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игр определенного содержания. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития игровой деятельности. Именно в игре педагогу необходимо реализовать поставленные задачи для развития социальных эмоций у детей, учить их преодолевать трудности в восприятии и понимании детьми эмоциональных состояний, выделять экспрессивные эмоциональные признаки, учить их вербализовать (словесное обозначение), поощрять использование мимики и пантомимики(выразительные движения, поза), использовать интонационную окрашенность речи, обогащать словарь прилагательными, обозначающими эмоциональные проявления. Без развития социальных эмоций педагог не может прогнозировать интеллектуальную успешность детей. Только разносторонне развитая личность ребенка является нашей первостепенной задачей и только о таком ребенке можно уверенно сказать- он готов к школьному обучению.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие социальных эмоции у детей старшего дошкольного возраста, по средствам личностно – ориентированной технологии».

Занятие для детей подготовительных к школе групп по развитию социальных эмоций.

Совместная деятельность психолога для детей с проблемами в коммуникативной сфере. Для подгруппы детей с разными нарушениями общения. Требуется предварительная работа- знакомство с эмоциями, способами .

Развитие социальных эмоций у детей подготовительных к школе групп. «Путешествие в страну «Эмоционалию».

Анализируя обозначенный круг проблем и методов их решения я пришла к выводу что социальные эмоции и мотивы, можно развивать в ребенке не только в сфере человеческих отношений, но и в общении ребенка с.

Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителям.

Источник

Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

Левшина
Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

Проблема социально-эмоционального развития детей на сегодняшний день является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе нравственных ценностей и норм.

Дошкольный возраст – это благоприятный период для организации работы по развитию социальных эмоций у дошкольников. Ребенок очень впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

Проблема социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста находит отражение также в Федеральном государственном образовательном стандарте, где одной из задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Природа социальных детских эмоций рассматривается в ряде фундаментальных исследований Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Д. Кошелевой, А. Н. Леонтьева, Т. Д. Лоскутовой, С. А. Стеценко, Т. П. Хризман и др.

Ш. Г. Алиева социальное развитие считает процессом усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений,который состоит из: трудовых навыков; знаний; норм, ценностей, традиций, правил; социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей [1].

С. Л. Рубинштейн считает, что эмоциональное развитие – это развитие умственных и волевых процессов, формирующиеся на протяжении детства, в результате овладения ребенком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов [4].

О. Л. Князева под социально-эмоциональным развитием понимает способность ребенка на собственный выбор в поведении, умеющего воспринимать эмоции, мнения и предпочтения окружающих, владеющего навыками социального поведения и общения с другими людьми. Автор также употребляет такие синонимы понятию «социально-эмоциональное развитие» так «социальная компетентность», «социально-психологические особенности в системе отношений с другими людьми». Компонентами социально-эмоционального развития О. Л.Князева считает следующие: способность на собственный выбор в поведении; умение воспринимать эмоции, мнения; наличие навыков социального поведения [2].

Для определения уровня социально-эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста мы разделили диагностику на педагогическую и психологическую.

Педагогическая диагностика включала: изучение социального интеллекта через наблюдение с помощью шкальной оценки сформированности социальных форм поведения ребенка (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс); изучение эмоционального интеллекта через беседу с дошкольниками [6].

Психологическая диагностика включала: изучение социального интеллекта с помощью методики «Картинки» О. Е. Смирновой, О. Е., В. М. Холмогоровой [5]; изучение эмоционального интеллекта с помощью проективных методик «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три желания» (М. А. Нгуен) [3].

Результаты наблюдения показали, что у старших дошкольников отмечается варьирование показателей положительных и отрицательных сторон, что обусловлено особенностями развития детей этого возраста, несмотря на то, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются достаточно высокие показатели развития социального интеллекта, они являются еще недостаточно устойчивыми. Типичными особенностями детей старшего дошкольного возраста являются частые конфликты в игре с другими детьми, проявлении агрессии, неумение управлять своими негативными проявлениями, не способность согласовывать свои действия с действиями других, непринятие и социальных норм и правил поведения (рис. 1).

Рис. 1. Результаты исследования социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста (наблюдение)

Анализ беседы, направленной на изучение эмоционального интеллекта у старших дошкольников, показал, что 60% испытуемых могут назвать известные эмоции, чувства и переживания, что указывает на осознанное понимание эмоций, способность к вербализации эмоциональных состояний. Чаще всего дети называли такие эмоции как грусть, веселье, смех, плач, удивление, злость.Они без затруднений распознавали эмоции по фотоэталонам базовых эмоций: злиться, боится, смеется (радуется, веселиться, удивляется. Для этих детей доступно понимание эмоционального состояния других людей в контексте определенной ситуации. Опираясь сюжетную картинку, старшие дошкольники указывали на то, что девочка, сидящая впереди грустная, она одна сидит, грустит, а дети сзади играют, они веселые, радуются, веселятся. Следует отметить, что 40% детей называют лишь 2-3 эмоции – грустит, плачет, злиться – чаще всего отрицательные. С помощью экспериментатора они смогли назвать еще такие эмоциональные состояния как веселиться, смеяться радоваться. По предложенным картинкам дети смогли назвать лишь злость и веселье, они затруднялись в назывании удивления и страха. В сюжетной картинке они отметили лишь, что девочке плохо, ей грустно.

Изучение социального интеллекта с помощью методики «Картинки» у детей старшего дошкольного возраста показало, что у 33,3% испытуемых отмечается высокий уровень, 46,7% детей демонстрируют средний уровень, 20% дошкольников имеют низкий уровень. Старшие дошкольники с высоким уровнем самостоятельно и конструктивно решали представленные им проблемы. Например, «Группа детей не принимает своего сверстника в игру», дошкольники предлагают договориться между собой, а если не получается то позвать воспитателя, чтобы она помогла разрешить возникшую проблему. Также при решении ситуации «Девочка сломала у другой девочки ее куклу» дети предлагали, чтобы та девочка, которая сломала куклу, отдала свою, а также предлагали, чтобы ее починили родители. Дошкольники со средним уровнем решали представленные им задачи, прибегая к помощи взрослого, например, решая ситуацию «Мальчик взял без спроса игрушку девочки», дети молчали, не зная, что ответить, тогда экспериментатор, попросил вспомнить подобную ситуацию из своего опыта,ребенок рассказал и вместе с взрослым придумали следующее решение: мальчик должен извиниться перед девочкой и отдать ей игрушку. В процессе решения ситуации «Мальчик рушит постройку из кубиков у детей»предлагалось такое решение: мальчик извиняется перед детьми, мальчик заново сам строит разрушенное, мальчик помогает детям снова построить. Дошкольникам с низким уровнем не доступно решение проблемы (рис. 2).

Диагностика эмоционального интеллекта по методике «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» позволила прийти к выводу о том, что 26,7% детей имеют высокий уровень, для 46,6% испытуемых характерен средний уровень, у 26,7% дошкольников отмечается низкий уровень. Дети с высоким уровнем изображали человека, выражая его эмоциональное состояние – грусть, смех, удивление, или рисовали человека в движении – бежит, прыгает. Дошкольники со средним уровнем изображали человеческое лицо. Дети с низким уровнем или не дорисовывали фигуры, или изображали предмет (ящик, коробку, шкатулку) или животное (кошку, собаку) (рис. 2).

Диагностика эмоционального интеллекта по методике «Три желания» показала, что 13,3% детей имеют высокий уровень, у 53,3% детей наблюдается средний уровень, 26,7% испытуемых демонстрируют низкий уровень. Дети старшего дошкольного возраста свой рисунок связывали с желанием «для других людей»: купить маме цветы, купить папе машину, подарить брату машинку и т. п. Дети со средним уровнем рисунок связывали с желанием «для себя»: новая машинка, кукла Винкс, трансформеры-игрушка, планшет, телефон и т. д. У старших дошкольников с низким уровнем рисунок отсутствовал (рис. 2).

Рис. 2. Результаты психологической диагностики социального и эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, исследование социально-эмоционального развития старших дошкольников через изучение социального и эмоционального интеллекта указывает на то, что в старшем дошкольном возрасте детям доступно понимание эмоционального состояния, возникают некоторые затруднения их вербализации, они способны решать простые проблемные ситуации, иногда прибегаю к помощи со стороны. Полученные данные свидетельствуют о том, что у старших дошкольников отмечается сформированность социального и эмоционального интеллекта на недостаточном уровне, который соответствовал бы норме развития этого возрастного периода.

1. Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. 2014. № 2. С. 711-715.

2. Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М. : Дрофа, ДиК, 1999. 128 с.

3. Нгуен М. А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника // Ребенок в детском саду. 2008. №1. С. 83-85

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Спб. : Питер, 2002. 720 с.

5. Смирнова О. Е., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. М. : ВЛАДОС, 2005. 158 с.

6. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие.Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада» Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста «В поисках.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Источник

Читайте также:  Тревога стресс как бороться
Оцените статью