Этот документ является примерной тематической стпавкой по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_tem_proverki.doc | 48.5 КБ |
о результатах тематической проверки « Организация работы ДОУ по формированию у дошкольников нравственно- патриотических чувств ».
С 20.11.13 по 27.11.2013 г. заведующей МДОУ. старшим воспитателем и учителем- логопедом в дошкольных группах была проведена тематическая проверка, ставящая своей целью оценить состояние воспитательно-образовательной работы по теме «Формирование у детей нравственно- патриотических качеств личности».
Уровень знаний и умений воспитанников МДОУ детский сад №1 по указанному вопросу приведён в следующей таблице:
Как видно из таблицы, в результате систематической работы в направлении формирования нравственно-патриотических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста сложились предпосылки к вхождению в широкий социум: приобретён опыт общения со взрослыми и сверстниками, усвоены основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений; у детей воспитанники нацелены на достижение положительных результатов в новой социальной роли- учеников, дети с удовольствием рассказывают о себе, семье, своем поселке, называют домашний адрес, имеют представление о флаге, гимне, гербе РФ.
Одной из основных задач МДОУ детский сад №1 на 2013-2014 учебный год стала задача «Совершенствование работы по нравственно- патриотическому воспитанию, развитие у детей познавательной активности, любознательности, с использованием практических методов».
В целях реализации указанной задачи в МДОУ проводится систематическая работа разнонаправленного характера, как то : совместная с воспитанниками деятельность в первую и вторую половину дня (НОД, беседы, игры, досуговые мероприятия, наблюдения, приобщение к произведениям художественной литературы, рассматривание картин и рисунков соответствующего содержания: Особо показательными в вопросе формирования у детей нравственно-патриотических качеств личности стали мероприятия образовательной направленности педагогов Хохловой Р.А.. Неделяевой Л.Н., .осуществляющих проект «Нет роднее дружка, чем родная матушка» НОД упомянутых воспитателей ориентирована на формирование социально адаптированной личности, организована с учётом разных приёмов привлечения и сосредоточения внимания, приёмов обеспечения эмоционального интереса, активизации самостоятельного мышления воспитанников, подачи нового материала с опорой на имеющиеся у детей знания. И, главное, НОД педагогов Хохловой Р.А. и Неделяевой Л.Н. построена с учётом интеграции образовательных областей. Как следствие- устойчивое владение детьми знаниями, умениями и навыками по вопросу формирование нравственно-патриотических качеств личности».
Кроме того, система работы в процессе НОД строится воспитателями с учётом индивидуальной и самостоятельной работы.
Результатами системности НОД по нравственно- патриотическому воспитанию во всех группах старшего дошкольного возраста стали следующие знания, умения и навыки, реализующиеся воспитанниками в повседневной жизни:
-соблюдение правил культуры поведения по отношению к близким и незнакомым людям;
-знание стихов, пословиц и поговорок, в которых отражены забота о семье, любовь к близким;
-проявление интереса к прошлому, настоящему и будущему людей на Земле, жизни народов мира;
-умение вступать в сотрудничество со взрослыми и сверстниками;
-осознание собственной социальной значимости и ответственность за людей, нуждающихся в заботе и внимании;
-умение осмысливать и словесно выражать свои переживания, чувства, настроение;
-обретение представления о большой и малой Родине, проявление патриотических чувств по отношению к ней;
-проявление интереса к своему прошлому и будущему.
Такого рода показатели, свидетельствующие о системности работы по формированию нравственных качеств личности детей дошкольного возраста, достигнуты педагогами и благодаря регулярному пополнению( обновлению) предметно-развивающей среды.
Всеми педагогами создана богатая развивающая среда в группах: патриотические уголки, дидактический и наглядный материал, атрибуты для народных игр.
В подготовительной группе Б и старшей группе А, воспитатели Поныровская И.В., Коноваленко Е.Н., Касаткина Л.Н., Чумак Л.К., во второй младшей группе, воспитатели Ободенко О.В.,Шевцова О.И. имеется картотека народных, подвижных, дидактических игр, потешки и пословицы русского народа.
В остальных группах картотеки находятся в стадии разработки.
Анализируя итоги работы в группах старшего дошкольного возраста по результатам НОД, следует отметить: владение детьми ЗУН по вышеозначенному вопросу- в соответствии с требованиями программы; использование воспитанниками ЗУН по вопросу формирования нравственно-патриотических качеств личности»-на достаточном уровне
Всеми педагогами ДОУ созданы условия, способствующие наиболее глубокому и полноценному восприятию материала дошкольниками по социально-нравственному воспитанию: в наличии качественные современные наглядные пособия ; ведётся разработка системы развивающих заданий для воспитанников ( в том числе и инновационного содержания, творческого характера Нельзя не упомянуть и о результативности работы с родителями по проблеме
-систематически обновляется наглядная агитация;
-проводятся различные формы совместной работы, предполагающие оказать влияние на формирование нравственной личности дошкольника; родительская общественность регулярно принимает участие в совместных досуговых мероприятиях «День Матери», «День пожилых людей ( проведенный на высоком уровне в подготовительной группе «а») « День защитника Отечества», Международный женский день « 8 Марта»; иные формы работы с родительской общественностью нравственного содержания отображены в планах воспитательно- образовательной работы педагогов в разделах « Работа с родителями»).
В МДОУ ежеквартально выпускается журнал «Мир детства», два выпуска журнала посвящены нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников. Родители приняли самое активное участие в выпуске журналов.
Однако, в результате тематической проверки были выявлены следующие недостатки:
Ни в одной группе не имеются портреты выдающихся людей нашей малой родины, России (портреты полководцев, видных деятелей, детских писателей и т.д.)
В средних и старшей группе «Б» не до конца оформлены картотеки народных, дидактических и подвижных игр.
Во время бесед воспитатели не использовали имеющийся наглядный материал виде презентаций.
В планах работы не прослеживается тематичность и интеграция с другими образовательными областями (музыка, художественное творчество и т.д.)
В планах работы не отражено взаимодействие со специалистами.
Выводы по тематическому контролю.
Проведённый тематический контроль продемонстрировал эффективность воспитательно-образовательной работы в МДОУ детский сад №1 по вопросу «Совершенствование работы по нравственно- патриотическому воспитанию, развитие у детей познавательной активности, любознательности, с использованием практических методов».
В образовательном учреждении созданы предпосылки, раскрывающие систему взглядов на проблему нравственно-патриотического воспитания детей в целом. Дети старшего дошкольного возраста на достаточном уровне владеют нравственными знаниями, в процессе совместной с воспитателями и самостоятельной деятельности приобретают представление о нормах и правилах поведения, развитии нравственных чувств и эмоций, учатся следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.
1. В целях повышения профессионального мастерства педагогов и формирования нравственно полноценной личности дошкольника рекомендовать мероприятия образовательной направленности воспитателей сопровождать имеющимися в МДОУ презентациями нравственно- патриотической направленности
2.Формировать накопительный материал по нравственно-патриотическому воспитанию (картотеки, портреты выдающихся людей)
3.Инициировать нетрадиционные формы работы с родителями, направленные на становление социально-адаптированной личности воспитанника.
Источник
В данном материале содержатся бланки по тематическому контролю по нравственно-патриотическому воспитанию.
Вложение | Размер |
---|---|
тематический контроль по нравственно-патриотическому воспитанию | 25.15 КБ |
Тема: «Уровень сформированности нравственно-патриотических чувств»
Сроки проведения: с по г.
Цель: Определить уровень сформированности нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Предлагаемые рабочие материалы
Оценка профессиональных умений воспитателя
Анализ средовых условий в группе
Наличие перспективного планирования работы
Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме
«Создание уголка по нравственно-патриотическому воспитанию»
в средней возрастной группе.
Средний дошкольный возраст – работа ведётся по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, приобщение к истокам русской культуры.
Социально – нравственное воспитание:
Знакомство с «малой родиной» (детским садом, близлежащими улицами, родным городом) – фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, т/папок.
Русская народная культура – предметы старины, русские игрушки (различные куклы–закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбачков, обереги), предметы народно-прикладного искусства, куклы в национальных костюмах.
Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки.
Элементы государственной символики – флаг, герб.
Элементы муниципальной символики – флаг, герб города.
Материал для ознакомления с защитниками Отечества.
2 балла – средний
3 балла — высокий
«Создание уголка по нравственно-патриотическому воспитанию»
в старшей возрастной группе.
Старший дошкольный возраст – основные направления работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.
Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги «Генеалогическое дерево».
Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы «История возникновения города», «Промышленность города», «Знаменитые люди», «В годы ВОВ», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб, гимн).
Мой город – символика города, карта Москвы, материал, знакомящий детей со славой и достижениями.
Родная страна – столица нашей Родины, символика (герб, флаг, гимн, портрет президента).
Защитники Отечества – иллюстрации, т/папки на тему «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «ВОВ», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и д/и по теме (древняя крепость, военная техника).
Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).
Великие соотечественники – портреты, х/литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.
Наша планета Земля – художественная литература, иллюстрации, т/папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях
2 балла – средний
3 балла — высокий
«Создание уголка по нравственно-патриотическому воспитанию»
в подготовительной к школе группе.
Старший дошкольный возраст – основные направления работы – краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю.
Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему «Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево».
Родной город – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы «История возникновения города», «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые люди», «В годы ВОВ», «Достопримечательности», «Архитектура», «Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб).
Мой город Москва – символика города, карта города, материал, знакомящий детей со славой и достижениями.
Родная страна – карта России, рассказывающая о городах России (столица Родины, символика городов, чем знамениты, главные достопримечательности); природные зоны нашей страны, народы, населяющие страну;
символика (герб, флаг, гимн, портрет президента).
Защитники Отечества – иллюстрации, т/папки на тему «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «ВОВ», «Война 1812 года», «Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы».
Художественная литература и д/и по теме (древняя крепость, военная техника).
Художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания).
Великие соотечественники – портреты, х/литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.
Наша планета Земля – глобус, детская карта мира. Художественная литература, иллюстрации, т/папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.
2 балла – средний
3 балла — высокий
тематического планирования работы
по нравственно – патриотическому воспитанию
— по ознакомлению с историей России;
— по ознакомлению с природными богатствами нашего края;
— по ознакомлению с бытом и традициями края;
— по ознакомлению с героическими боевыми достопримечательностями нашего города, с защитниками нашего города, края;
— по ознакомлению с видами устного народного творчества Кубани;
— по ознакомлению с русским народным промыслом.
с детьми вне занятий
— индивидуальная работа с детьми;
— чтение художественной литературы;
— театрализованные игры, постановки;
— сюжетно – дидактические и сюжетно – ролевые игры;
— самостоятельная художественная деятельность детей;
— прослушивание и заучивание стихотворений, поговорок, сказок;
Источник