«Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
статья (средняя группа)
«Нравственно-патриотическое воспитание
детей среднего дошкольного возраста»
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно — образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной улице, к родному детскому саду, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование-чувство любви к своему Отечеству.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, родной семье, родном городе, природе, народе, обычаях, истории, культуре.
Нравственно-патриотическое воспитание детей 4-5 лет строится по следующим направлениям:
Родная семья, родной дом, родной детский сад, родной город, родная страна, приобщение к русской культуре.
Принципы, используемые в работе.
- Принцип целенаправленности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип доступности.
- Принцип наглядности.
- Принцип интегрированного подхода.
- Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
Методы и приемы:
- Практический метод;
- Словесный метод(педагогическое наблюдение, опрос, беседа, наблюдения.)
- В средней группе во 2-й половине года вводится проектный метод.
- Сравнительный анализ результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
детей среднего дошкольного возраста»
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно — образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной улице, к родному детскому саду, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование-чувство любви к своему Отечеству.
Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, родной семье, родном городе, природе, народе, обычаях, истории, культуре.
Нравственно-патриотическое воспитание детей 4-5 лет строится по следующим направлениям:
Родная семья, родной дом, родной детский сад, родной город, родная страна, приобщение к русской культуре.
Принципы, используемые в работе.
- Принцип целенаправленности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Принцип доступности.
- Принцип наглядности.
- Принцип интегрированного подхода.
- Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
Методы и приемы:
- Практический метод;
- Словесный метод(педагогическое наблюдение, опрос, беседа, наблюдения.)
- В средней группе во 2-й половине года вводится проектный метод.
- Сравнительный анализ результатов.
Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком-членом семейного сообщества. У них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, об именах близких людей, о семейных историях, традициях. Формируется понимание, что семья – это все, кто живёт в одной квартире: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Рекомендуем чаще проводить беседы к пониманию того, что семья-это мама, папа, дети, бабушка, дедушка. В семье все друг друга любят: старшие заботятся о младших, младшие стараются помогать старшим. Обратить внимание на то, что у каждого члена семьи есть свои обязанности: мама готовит, гладит, папа
ремонтирует бытовую технику и т.д. Без помощи родителей решить эту задачу невозможно.
Родной дом, город, детский сад.
В средней группе детям ещё трудно представить себе город, потому что их жизнь в основном ограничивается тем микрорайоном, где они живут. Поэтому, прежде всего, необходимо знакомить детей с домами, детским садом, с близлежащими улицами. Развивать чувство общности ребёнка в коллективе. Совершенствовать умение ориентироваться в помещении детского сада.
Рекомендуем обращать внимание детей:
— дома бывают разной высоты (многоэтажные, 5 этажные, двухэтажные), построены из разных материалов (из кирпича, из блоков и т.д.).
— улиц много, каждая имеет своё название, у каждого дома есть номер, что подводит к необходимости знать свой домашний адрес.
— на всё положительное, что происходит вокруг — построили новый магазин, посадили деревья и т.д.
— на труд людей по благоустройству города — это работа дворников, мусороуборочных машин, посадка зелёных насаждений и т.д.
— на достопримечательности родного города.
Постепенно дети начнут понимать, что они тоже жители города и могут что-то сделать, чтобы их родной город был красивым и чистым.
Основная задача — показать красоту родного города и вызвать восхищение детей.
Необходимо дать детям понятие город и село (деревня). Рассматривание герба города, иллюстраций, фотографий, чтение стихов о городе, экскурсии по городу. Так воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
Любовь к родной природе — одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе. И в старшей и подготовительной группах — общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.
Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относится к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
Основная задача в работе по знакомству детей средней группы с родной страной — вызвать у них чувство восхищения и восторга красотой своей Родины. Воспитываем у них любовь к родному краю, рассказываем о достопримечательностях города. Формируем представления о государственных праздниках, о Российской армии, воинах, которые охраняют нашу Родину.
Детей знакомим с государственными символами России: гербом, флагом, гимном. Рассматриваем иллюстрации с изображением лесов, полей, рек, морей, гор, подчёркивая этим, что Россия — страна красивая и большая. Рекомендуем родителям: посетить вместе с ребёнком достопримечательности города. Проведение с их участием выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья» , «Моя мама – самая лучшая» и т. д., благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа, знакомить детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Формировать у детей общие представления о народной культуре, её богатстве и красоте.
Рекомендуем приобщать детей к русской культуре, рассказывать им русские народные сказки (привлекать их к тому, как одеты герои сказок), послушать аудиозаписи русских народных песен, заучивание русских народных потешек, знакомить с предметами народно-прикладного искусства — дымковской игрушкой, матрёшками, хохломскими изделиями. Тогда дети получат представления о России, как о стране большой и красивой, о талантливом русском народе. Это вызывает чувство любви и гордости за свою страну и свой народ. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости необходимо всегда. Таким образом, воспитать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.
Источник
Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Дата публикации: 04.05.2017
Статья просмотрена: 874 раза
Библиографическое описание:
Чисникова, И. А. Особенности формирования патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста / И. А. Чисникова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12299/ (дата обращения: 12.10.2021).
В статье рассматриваются педагогические и методические основы и особенности процесса формирования патриотических чувств и гражданской идентичности детей дошкольного возраста в современном дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: развитие, формирование, патриотические чувства, гражданская идентичность, дети дошкольного возраста
Постановка проблемы. Современное дошкольное образование опирается на принцип единства образовательного пространства Российской Федерации. Он реализуется в задачах обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства и создания условий преемственности содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различны. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации № 1493 от 30 декабря 2015 г. Она определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов.
Патриотическое чувство раскрывается и крепнет еще в дошкольном возрасте; оно не требует особенного заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности, каждый день, каждый час, каждое событие и явление, ровно, как и все картины окружающей жизни и окружающей природы, помогает ему расти и развиваться лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий.
Развитие теории и практики патриотического воспитания характеризуется выдающимися педагогическими экспериментами А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, направленными на воспитание в коллективе гражданина-патриота, которые актуальны и в настоящее время. В 60–80-е гг. ХХ в. теория и практика патриотического воспитания нашла отражение в научных работах Ю. К. Бабанского, А. В. Барабанщикова, А. Н. Вырщикова, В. А. Караковского, В. И. Ковалева, М. Н. Терентия и др. В современной науке имеет место разное мнение по вопросу о сущности патриотизма.
В «Концепции патриотического воспитания» (А. К. Быкова) патриотизм рассматривается с позиции индивидуального самосознания, формируемого в условиях рыночной экономики и предполагающего рациональное соотношение общественного и личного в реализации конституционного долга гражданина по защите государственных интересов.
Исследователь считает, что на уровне личностных качеств патриотизм — это любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. Приведенный перечень личностных качеств коррелирует с основными компонентами патриотизма — сознанием, отношениями и деятельностью — и может рассматриваться как конечная цель патриотического воспитания в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности [3, с.41].
Такое множество мнений обусловлено сложностью рассматриваемого явления. Исходя из этого, необходимо уточнить сущность и содержание патриотизма, так как эффективность патриотического воспитания зависит от точного определения исходных понятий и положений.
Определение патриотизма как нравственного чувства не отражает его сущности в полном объеме, так как нравственные чувства — это переживания человеком своего отношения к окружающей действительности, поступкам и действиям, нормам ответственности. Патриотизм предполагает переживания личностью своего отношения к Родине, Отечеству, осознание своего патриотического долга, а также стремление к его реализации.
В структуре патриотических чувств, как и в других личностных качествах, можно выделить следующие структурные компоненты:
‒ эмоционально-чувственный (взгляды, убеждения, эмоции);
Одним из компонентов в структуре патриотических чувств, который выделяет большинство исследователей, является когнитивный компонент. Основу патриотического сознания составляют знания патриотического характера, на основе которых вырабатываются патриотические взгляды и убеждения. В убеждениях проявляется единство моральных знаний и чувств человека. Они являются идейно-психологическим компонентом сознания, непосредственно стимулирующим поведение человека, выбор действий и поступков. «Под воздействием мировоззрения возникает прочная структура мотивации личности, в которой решающее влияние имеют взгляды и убеждения» [2, с. 10–11].
Однако знания превращаются в личностные убеждения только в процессе деятельности человека. Кроме того, именно в практической деятельности человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки. Это выделяет в структуре понятия «патриотические чувства» третий — деятельностный компонент.
Как показывает предыдущий анализ понятия «патриотических чувств», во всех работах, посвященных данной проблеме, подчеркивается деятельный, активный характер патриотизма, проявляющийся в практической деятельности человека на благо Родины, в служении Отечеству. Все это дает основание выделить в структуре данного понятия деятельностный компонент.
Все выделенные компоненты тесно связаны и представляют целостное единство. Данные компоненты составляют «полный набор, из которого нельзя исключить ни одного компонента, не нарушив обусловленности» [1, с.7], т. е. они являются необходимыми и достаточными для характеристики понятия «патриотические чувства».
В связи с этим определение понятия «патриотические чувства» в современных условиях должно, на наш взгляд, опираться на исторические, общефилософские, психолого-педагогические положения, отражающие специфику данного понятия, учитывать процессы демократизации и деполитизации педагогической науки и системы образования, усиления личностного аспекта в воспитательной работе с подрастающим поколением. Важным моментом в определении содержания патриотические чувства является усиление взаимосвязи личностной значимости патриотизма и его коллективистического характера.
Любовь к Родине как высшее моральное чувство обусловливает трансформацию потребностей общества, Отечества в собственные потребности отдельной личности. Все формы любви выражают потребность человека в других людях и стремление быть нужным, приносить пользу. Патриотизм, как и коллективизм, вбирает в себя единство и многообразие личностных и общественных целей, сотрудничество, взаимодействие людей. Это определяет направленность личности не только на собственное «Я», но и вне себя, на других людей, что выражается в стремлении взаимодействовать, приносить пользу, сочувствовать.
Проявлением этого служит осознание и выполнение человеком своего патриотического долга. В современных условиях в содержании данного понятия неизменным остается единство общественных и личных интересов человека, гражданина. Однако, при этом акцент несколько смещается. Важным, на наш взгляд, является и смещение акцента в осознании патриотического долга на личные интересы человека.
Возрастные психологические особенности детей среднего дошкольного возраста зависят от предшествующего психологического развития детей младшего дошкольного возраста, от их готовности к чуткому отклику на воспитательные воздействия взрослых. Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Это период первоначального становления личности:
‒ возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения;
‒ усложнение и осознание переживаний;
‒ обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы.
Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребенка. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.
В оценке уровня развития любого вида детской деятельности можно выделить две важнейшие характеристики:
- Степень освоения деятельности как способа передачи ребенком своего видения действительности. Например, когда ребенок конструирует, он передает свое представление о том, как устроен дом, машина, корабль. Когда он рисует — образ своей мамы, семьи, зачастую, это сделано не очень умело, но степень сложности произведения, то как проработаны его детали — это важнейшие показатели развития детской деятельности.
- Уровень освоения операционально-технической стороны деятельности, а именно, овладение необходимыми навыками. Например, в изобразительной деятельности это может быть овладение техникой рисования гуашью, пастелью, акварелью. В аппликации — владение ножницами, клеем, картоном (бумагой).
Главная цель воспитания при таком подходе — развитие личности дошкольника; личность выступает системообразующим фактором организации всего образовательного процесса; ведущими мотивами воспитания, его ценностью становятся саморазвитие и самореализация всех субъектов дошкольного образования; формирование прочных знаний, умений и навыков становится условием обеспечения компетентности личности; полноценная компетентность воспитываемого обеспечивается путем включения его субъективного опыта; целью личностно ориентированного образования становится развитие самостоятельности, ответственности, устойчивости духовного мира, рефлексии.
Вывод. Личностно-ориентированное воспитание — это процесс сохранения и обеспечения здоровья ребенка. Развитие его природных способностей — ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Ближайшее окружение и Родина как личностные ценности в структурно-содержательной модели отражает стремление ребенка любить ближайшее окружение, своих родителей, а через них и свою Родину в целом.
Это реальная преобразующая сила, возвышающая объективное достоинство человека, делающая его субъектом собственной деятельности. Знание, которое рассматривается вне аксиологического контекста, превращается в безличную информацию, ведет к утрате нравственно-духовной ответственности личности за сформировавшуюся у нее картину мира.
Источник