Формирование патриотических чувств школ

Формирование системы патриотического воспитания в ОУ
статья по теме

Данная статья раскрывает содержание, формы и методы работы, направленные на формирование системы патриотического воспитания обучающихся в школе

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_na_munitsipalnom_seminare.docx 26.87 КБ
formirovanie_sistemy_patrioticheskogo_vospitaniya.pptx 2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дерезовская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области имени Героя Советского Союза Василия Прокатова»

на муниципальном семинаре

Тема: Формирование системы патриотического

воспитания у обучающихся в МКОУ

«Дерезовская СОШ имени Героя Советского

Союза Василия Прокатова»

заместитель директора по УВР

Тема : Формирование системы патриотического воспитания у обучающихся в МКОУ «Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова»

Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Патриотическое воспитание является составной частью воспитательного процесса в современной школе, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость.

Патриотическое воспитание предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств, выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достичь успехов в этом направлении.

В основе патриотического воспитания находится воспитание личных качеств человека, воспитание чувств. Мы, педагоги, должны знать, что источником чувства является пережитая эмоция. Фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.

То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд — значит, своими руками погубим наше будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, — значит, можно быть уверенным в развитии и становлении общества.

Выделяют основные ступени формирования патриотизма:

1 ступень-формирование родственных чувств своей семье;

2 ступень – воспитание любви к малой родине-селу, ученическому коллективу, традициям и истории;

3 ступень-воспитание любви к отечеству, обществу, народу, их истории, культуре.

Существуют разнообразные подходы к управлению развития и формирования личности ребенка: деятельностный, системный, личностный и др. Воспитательный процесс только тогда будет иметь положительный результат, когда все участники этого процесса будут обладать общими идеалами и ценностями.

Выделяют формы и методы обучения и воспитания в их взаимосвязи, такие как:

приведение положительного примера,

написание исторических сочинений, эссе,

коллективные творческие дела,

ролевые и тематические игры

разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций

Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.

Патриотическое воспитание в нашей школе является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе и представляет систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у детей патриотического сознания

Это направление воспитательной работы выполняет свои задачи в тесном взаимодействии сдругими направлениями воспитания: Культура, Семья, Экология.

Систематическая работа осуществляется в процессе воспитания и обучения посредством урочной и внеурочной деятельности.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о конкурсах.

Патриотическое воспитание в рамках урочной деятельности формируется на уроках общественных и естественно-географических дисциплин, литературы, ОБЖ, физической культуры.

Во внеурочном деятельности реализуется через внеклассную и кружковую работу.

Наша школа работает по следующим направлениям патриотического воспитания:.

1. Духовно-нравственное направление включает :

— формирование нравственной личности, уважение к старшему поколению, к семье, родителям, семейным традициям;

-положительное отношение к труду, как к основе жизнедеятельности;

— формирование активной социальной позиции;

— позитивное отношение к здоровому образу жизни, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2. Историко-краеведческое направление —

любовь к своей «малой» Родине;

работа по сохранению культурных и исторических памятников боевой славы;

чувство национальной гордости, национальное самосознание, толерантность.

3. Гражданско-правовое направление ориентировано на:

— изучение государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

— понимание гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, целостности и независимости;

— формирование культуры правовых отношений,

4. Военно-патриотическое направление включает

— изучение истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны;

— сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда.

активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Комплекс мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1. Проведение памятных дней :

  • День Победы;
  • День вывода войск из Афганистана;
  • День защитников Отечества.

2. Участие в акциях : .

  • «Весенняя неделя добра»;
  • «Герои живут рядом»;
  • «Поздравь ветерана»;
  • «Бессмертный полк»

3. В нашей школе проводится большая работа по увековечиванию памяти Героя Советского Союза Василия Прокатова.

( об этом подробно расскажет Гостева Рима Ивановна)

4. Проведение спортивно-массовых мероприятий :

— легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы;

  • проведение спортивных соревнований и секций;
  • военно-спортивная игра «Зарница»
  • (Слайд 15)
  • ежегодный кубок имени Героя Советского Союза Василия Прокатова по футболу;
  • Лыжня героя

5. Участие в акции «Вахта памяти»:

  • встречи с ветеранами ВОВ, вдовами и тружениками тыла и организация помощи;
  • линейки, посвященные памятным датам истории;
  • (Слайд17 )
  • проведение уроков Мужества.

6. Изучение родного края : .

— исследовательская и поисковая деятельность, работав музейной комнате школы

В музее систематизирован материал по трем разделам:

1. История села Дерезовка.

2. Великая Отечественная война, где особое место отведено подвигу В. Прокатова

3. Уголок старинного быта.

Также в рамках этого направления проводятся экскурсии в музеи; .

  • поездки по местам боевой славы;
  • изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
  • (Слайд 20)
  • благоустройство сквера имени Героя Советского Союза ВасилияПрокатова,братской могилы, территории школы;

7. Организация конкурсов :

  • конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества», «След войны в моей семье»
  • конкурс рисунков, стенгазет «Защитники Отечества».
  • конкурсы чтецов, патриотической песни;

Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, который помогает:

  • повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
  • раскрыть понимание истинного патриотизма;
  • избавиться от равнодушия, жестокости, эгоизма;
  • сформировать стойкую патриотическую позицию;
  • повысить потребность в духовном обогащении;
  • воспитать уважение к труду, человеку труда.

Патриотическое сознание наших учащихся остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека, любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов:

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подготовила: заместитель директора по УВР Таранова О.В. Формирование системы патриотического воспитания у учащихся в МКОУ « Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова »

Ступени формирования патриотизма 1 ступень — формирование родственных чувств в своей семье; 2 ступень — воспитание любви к малой родине — селу, ученическому коллективу, традициям и истории ; 3 ступень — воспитание любви к Отечеству , обществу, народу, истории, культуре.

Формы и методы обучения и воспитания — положительный пример; — обсуждение видеофильмов; — рефераты, исследовательские работы; — написание исторических сочинений, эссе; — творческие дела; — ролевые и тематические игры; — мультимедийные проекты, слайд-презентации

Направления патриотического воспитания 1. Духовно-нравственное 2 . Историко-краеведческое 3. Гражданско-правовое 4. Военно-патриотическое 5 . Социально-патриотическое

Проведение памятных дней День защитника Отечества День Победы День освобождения с. Дерезовка

Участие в акциях «Белый цветок» « Герои живут рядом » « Поздравь ветерана » « Бессмертный полк»

Работа по увековечиванию памяти Героя Советского Союза Василия Прокатова

Спортивно-массовые мероприятия — легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы; — « Папа, мама и я – спортивная семья !»; — военно-спортивная игра «Зарница »; — ежегодный кубок имени Героя Советского Союза Василия Прокатова по футболу; — лыжня героя

Кубок имени В. Прокатова по футболу Лыжня героя

А кция «Вахта памяти» — линейки , посвященные памятным датам; — организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов; — встречи с ветеранами ВОВ, вдовами и тружениками тыла; — проведение уроков Мужества.

Изучение родного края — исследовательская и поисковая деятельность; — экскурсии в музеи; — поездки по местам боевой славы; -экскурсии по родному краю; — изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств; — благоустройство сквера имени Героя Советского Союза Василия Прокатова , братской могилы, территории школы

На Мироновой горе в с. Новая Калитва Мы помним …

Ожидаемые результаты — повышение патриотического сознания, нравственных и этических ориентиров; — понимание истинного патриотизма; — избавление от равнодушия, жестокости, эгоизма; — формирование стойкой патриотической позиции; — повышение потребности в духовном обогащении; — воспитание уважения к труду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все.

Развитие системы патриотического воспитания, рассмотрена на примере работы школ района.

Статья по краеведению, написана на основе опыта работы. В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий прин.

В последнее время и политические, и общественные деятели отмечают, что в нашей жизни всё чаще проявляются негативные нравственные явления, поэтому проблема становления личности остаётся важнейшей. Для.

Задача воспитания гражданственности должна пониматься, как мне кажется,как воспитание чувства личной ответственности за происходящие в стране события. Тема репрессий 30-х годов имеет в этом смысле огр.

Формирование системы патриотического воспитания граждан как одно из направлений работы колледжа.

Использование в процессе обучения истории, технология развития критического мышления на уроках позволяет развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспе.

Источник

«Патриотическое воспитание в современной школе»

Тема статьи : « Патриотическое воспитание в современной школе »

Автор – Матушкина Ю.В., методист МБОУ ДО ДЮСШ г.Мичуринска

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования патриотического воспитания в современной школе

Глава 2. Практическая часть по формированию патриотизма в современной школе

Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны. Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наш задача — создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения. Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы.

Глава I. Теоретические основы проблемы патриотического воспитания в современной школе.

1.1.Понятие и аспекты патриотизма

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.

Многие педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является важной задачей воспитания и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.

Содержание понятия «патриотизм» включает в себя:

-чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;

-уважительное отношение к языку своего народа;

-заботу об интересах Родины;

-осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;

-проявление гражданских чувств;

-гордость за своё Отечество, за символы государства;

-ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;

-уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;

-гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно – нравственные и социокультурные компоненты.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Таким образом, мы рассмотрели сущность понятие «патриотизм», на основе которого мы и будем строить дальнейшее исследование.

Глава II. Формирование патриотизма в современной школе.

Во многих школах на сегодняшний день вводятся программы патриотического воспитания. Целью программ является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о районных, областных, всероссийских конкурсах.

Программы включают в себя следующие направления:

1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя: формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2. Культурно-историческое направление, предполагающее: воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России; формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм; развитие реально действующего школьного самоуправления.

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя: изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; охранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям», — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.

В результате осуществления Программ ожидается: повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с детьми и подростками; формирование гражданской грамотности учащихся; внедрение новых форм работы в и повышение эффективности патриотической работы; возрождение духовных ценностей школьников улучшение условий для формирования патриотических чувств.

Организация патриотического воспитания в школе на современном этапе — сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.

Данная система патриотического воспитания, созданная в современной школе, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии патриотической деятельности школьников. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.

От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень бы хотелось, чтобы данная система патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Вся работа, проводимая по патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты.

1. Аронов А.А. Воспитывать патриотов. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2009.- 175с.

2. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.

3. Пашкович А.П. Как воспитать париота / А.П. Пашкович. – СПб: КАРО, 2009.

4.Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // А. Замостьянов. Народное образование, 2002. — № 4.- С.183-189.

5. Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»/ Авт. – сост.: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003. – (Развитие и воспитание дошкольника).

6. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.

7. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. Сост. И.А. Пашкевич. – Москва: Учитель, 2008.

8. Статья Т. А. Касимовой в журнале «Дети, техника, творчество» 2010 год № 3. Рубрика «Патриотическое воспитание»Т. А. Касимова, директор Дворца творчества детей и молодежи «Истоки». Почетный работник общего образования РФ, Московская область.

Источник

Читайте также:  Мое питание зависит от настроения
Оцените статью