Формирование патриотических чувств обучающихся

Формирование системы патриотического воспитания в ОУ
статья по теме

Данная статья раскрывает содержание, формы и методы работы, направленные на формирование системы патриотического воспитания обучающихся в школе

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_na_munitsipalnom_seminare.docx 26.87 КБ
formirovanie_sistemy_patrioticheskogo_vospitaniya.pptx 2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дерезовская средняя общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области имени Героя Советского Союза Василия Прокатова»

на муниципальном семинаре

Тема: Формирование системы патриотического

воспитания у обучающихся в МКОУ

«Дерезовская СОШ имени Героя Советского

Союза Василия Прокатова»

заместитель директора по УВР

Тема : Формирование системы патриотического воспитания у обучающихся в МКОУ «Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова»

Д. С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Патриотическое воспитание является составной частью воспитательного процесса в современной школе, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость.

Патриотическое воспитание предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств, выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достичь успехов в этом направлении.

В основе патриотического воспитания находится воспитание личных качеств человека, воспитание чувств. Мы, педагоги, должны знать, что источником чувства является пережитая эмоция. Фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива.

То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд — значит, своими руками погубим наше будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, — значит, можно быть уверенным в развитии и становлении общества.

Выделяют основные ступени формирования патриотизма:

1 ступень-формирование родственных чувств своей семье;

2 ступень – воспитание любви к малой родине-селу, ученическому коллективу, традициям и истории;

3 ступень-воспитание любви к отечеству, обществу, народу, их истории, культуре.

Существуют разнообразные подходы к управлению развития и формирования личности ребенка: деятельностный, системный, личностный и др. Воспитательный процесс только тогда будет иметь положительный результат, когда все участники этого процесса будут обладать общими идеалами и ценностями.

Выделяют формы и методы обучения и воспитания в их взаимосвязи, такие как:

приведение положительного примера,

написание исторических сочинений, эссе,

коллективные творческие дела,

ролевые и тематические игры

разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций

Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности.

Патриотическое воспитание в нашей школе является одним из приоритетных направлений в воспитательной работе и представляет систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у детей патриотического сознания

Это направление воспитательной работы выполняет свои задачи в тесном взаимодействии сдругими направлениями воспитания: Культура, Семья, Экология.

Систематическая работа осуществляется в процессе воспитания и обучения посредством урочной и внеурочной деятельности.

При планировании работы учитываются традиционные общешкольные, районные, областные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о конкурсах.

Патриотическое воспитание в рамках урочной деятельности формируется на уроках общественных и естественно-географических дисциплин, литературы, ОБЖ, физической культуры.

Во внеурочном деятельности реализуется через внеклассную и кружковую работу.

Наша школа работает по следующим направлениям патриотического воспитания:.

1. Духовно-нравственное направление включает :

— формирование нравственной личности, уважение к старшему поколению, к семье, родителям, семейным традициям;

-положительное отношение к труду, как к основе жизнедеятельности;

— формирование активной социальной позиции;

— позитивное отношение к здоровому образу жизни, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2. Историко-краеведческое направление —

любовь к своей «малой» Родине;

работа по сохранению культурных и исторических памятников боевой славы;

чувство национальной гордости, национальное самосознание, толерантность.

3. Гражданско-правовое направление ориентировано на:

— изучение государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

— понимание гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, целостности и независимости;

— формирование культуры правовых отношений,

4. Военно-патриотическое направление включает

— изучение истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов в годы Великой Отечественной войны;

— сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда.

активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Комплекс мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1. Проведение памятных дней :

  • День Победы;
  • День вывода войск из Афганистана;
  • День защитников Отечества.

2. Участие в акциях : .

  • «Весенняя неделя добра»;
  • «Герои живут рядом»;
  • «Поздравь ветерана»;
  • «Бессмертный полк»

3. В нашей школе проводится большая работа по увековечиванию памяти Героя Советского Союза Василия Прокатова.

( об этом подробно расскажет Гостева Рима Ивановна)

4. Проведение спортивно-массовых мероприятий :

— легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы;

  • проведение спортивных соревнований и секций;
  • военно-спортивная игра «Зарница»
  • (Слайд 15)
  • ежегодный кубок имени Героя Советского Союза Василия Прокатова по футболу;
  • Лыжня героя

5. Участие в акции «Вахта памяти»:

  • встречи с ветеранами ВОВ, вдовами и тружениками тыла и организация помощи;
  • линейки, посвященные памятным датам истории;
  • (Слайд17 )
  • проведение уроков Мужества.

6. Изучение родного края : .

— исследовательская и поисковая деятельность, работав музейной комнате школы

В музее систематизирован материал по трем разделам:

1. История села Дерезовка.

2. Великая Отечественная война, где особое место отведено подвигу В. Прокатова

3. Уголок старинного быта.

Также в рамках этого направления проводятся экскурсии в музеи; .

  • поездки по местам боевой славы;
  • изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
  • (Слайд 20)
  • благоустройство сквера имени Героя Советского Союза ВасилияПрокатова,братской могилы, территории школы;

7. Организация конкурсов :

  • конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества», «След войны в моей семье»
  • конкурс рисунков, стенгазет «Защитники Отечества».
  • конкурсы чтецов, патриотической песни;

Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, который помогает:

  • повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
  • раскрыть понимание истинного патриотизма;
  • избавиться от равнодушия, жестокости, эгоизма;
  • сформировать стойкую патриотическую позицию;
  • повысить потребность в духовном обогащении;
  • воспитать уважение к труду, человеку труда.

Патриотическое сознание наших учащихся остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека, любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов:

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Подготовила: заместитель директора по УВР Таранова О.В. Формирование системы патриотического воспитания у учащихся в МКОУ « Дерезовская СОШ имени Героя Советского Союза Василия Прокатова »

Ступени формирования патриотизма 1 ступень — формирование родственных чувств в своей семье; 2 ступень — воспитание любви к малой родине — селу, ученическому коллективу, традициям и истории ; 3 ступень — воспитание любви к Отечеству , обществу, народу, истории, культуре.

Формы и методы обучения и воспитания — положительный пример; — обсуждение видеофильмов; — рефераты, исследовательские работы; — написание исторических сочинений, эссе; — творческие дела; — ролевые и тематические игры; — мультимедийные проекты, слайд-презентации

Направления патриотического воспитания 1. Духовно-нравственное 2 . Историко-краеведческое 3. Гражданско-правовое 4. Военно-патриотическое 5 . Социально-патриотическое

Проведение памятных дней День защитника Отечества День Победы День освобождения с. Дерезовка

Участие в акциях «Белый цветок» « Герои живут рядом » « Поздравь ветерана » « Бессмертный полк»

Работа по увековечиванию памяти Героя Советского Союза Василия Прокатова

Спортивно-массовые мероприятия — легкоатлетический кросс, посвященный Дню Победы; — « Папа, мама и я – спортивная семья !»; — военно-спортивная игра «Зарница »; — ежегодный кубок имени Героя Советского Союза Василия Прокатова по футболу; — лыжня героя

Кубок имени В. Прокатова по футболу Лыжня героя

А кция «Вахта памяти» — линейки , посвященные памятным датам; — организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов; — встречи с ветеранами ВОВ, вдовами и тружениками тыла; — проведение уроков Мужества.

Изучение родного края — исследовательская и поисковая деятельность; — экскурсии в музеи; — поездки по местам боевой славы; -экскурсии по родному краю; — изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств; — благоустройство сквера имени Героя Советского Союза Василия Прокатова , братской могилы, территории школы

На Мироновой горе в с. Новая Калитва Мы помним …

Ожидаемые результаты — повышение патриотического сознания, нравственных и этических ориентиров; — понимание истинного патриотизма; — избавление от равнодушия, жестокости, эгоизма; — формирование стойкой патриотической позиции; — повышение потребности в духовном обогащении; — воспитание уважения к труду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В наше время СМИ являются одним из главных источников информации для большинства людей, и как следствие, основным инструментом управления общественным мнением. СМИ способны повлиять практически на все.

Развитие системы патриотического воспитания, рассмотрена на примере работы школ района.

Статья по краеведению, написана на основе опыта работы. В настоящее время краеведение получило качественно новое развитие. Приоритетная роль краеведческого образования сделала краеведческий прин.

В последнее время и политические, и общественные деятели отмечают, что в нашей жизни всё чаще проявляются негативные нравственные явления, поэтому проблема становления личности остаётся важнейшей. Для.

Задача воспитания гражданственности должна пониматься, как мне кажется,как воспитание чувства личной ответственности за происходящие в стране события. Тема репрессий 30-х годов имеет в этом смысле огр.

Формирование системы патриотического воспитания граждан как одно из направлений работы колледжа.

Использование в процессе обучения истории, технология развития критического мышления на уроках позволяет развивать у учащихся навыки критического анализа, повышать уровень их самостоятельности, обеспе.

Источник

Из опыта работы классного руководителя. Патриотическое воспитание школьников

В рамках данного направления:
— изучаем историю своего рода через составление генеологических древ «Мое семейное древо»;
— создали библиографический альбом о земляках нашего посёлка, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны;
— провели конкурс сочинений – рассуждений на тему «От истории семьи к истории страны»;
— проводим конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама» и др.;
— организуем совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери, «День пожилого человека», «День добра и уважения», День семьи, 8 Марта, «А мамины глаза» и др.

Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы

При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы:
— сбор материала и оформление стенда «Они защищали Родину»;
— сбор материала и оформление стенда «История школы»;
— проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;
— проведение акции «Милосердие», поздравление ветеранов школы, тружеников тыла, ветеранов труда, чье детство было опалено войной.
Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.

3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.

Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.

Источник

Читайте также:  Если антибиотик чувствителен что это значит
Оцените статью